ИДЕИ Ф. НИЦШЕ С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСТВА
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 24.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Биография Ф. Ницше 6
1.1. Детство и юность 6
1.2. Лейпцигский университет 8
1.3. Годы в Базеле 9
Глава 2.Философское учение Ф. Ницше 12
2.1.Нигилизм Ф. Ницше 12
2.2.Концепция Сверхчеловека 13
2.3.Мораль, государство и власть в учении Ницше 19
Глава 3.Христианская оценка идей Ф. Ницше 24
Список литературы 31
Соответственно, к «сверхчеловеку» невозможно применить нормы морали, ведь сам «сверхчеловек» - это воплощение идеала, находящегося в постоянном состоянии борьбы. В «сверхчеловеке» объединены сразу три аспекта – эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический, причем, эгоцентрический является преобладающим. «Сверхчеловек» - это первооснова мира, полнота бытия, совершенство и идеал, обладающий творческим первоначалом, это человек борющийся, познающий и созидающий.Глава 3.Христианская оценка идей Ф. НицшеОдно из ключевых понятий философии Ницше - рессентимент - это скрытая ненависть, которую слабые питают к сильным. Ницше сам считал себя «сильным» человеком, хотя в минуты уныния нередко сомневался в этом. «Слабые» неспособны по-настоящему творить, поскольку их главная цель - выживание. Видя, что в одиночку не выжить, они объединились и создали общество, государство. Мораль этих «чудовищных» учреждений тяготеет на всех, в том числе «сильных», которым она не нужна. Но, чтобы держать их в узде, «слабые» придумали стыд, жалость, сострадание и т.п. На самом деле они не способны ни к чему такому: их сострадание, будучи внешним, исполнено похоти. Но «сильным» они внушают, что те во всем неправы. Таким образом, они защищают свою земную жизнь, хотя все время проповедуют о небесном. По мнению Ницше, в рессентименте заключается сущность христианства. «Это ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе... к радостям чувств, к радости вообще». Известное убеждение, что последним христианином был Сам Христос, и Он умер на кресте, после чего апостолы (особенно Павел) радикально извратили Его учение о непротивлении злу, приводит его к «антихристианству». Идеал Христа Ницше считает слабым и безвольным, идеал Его учеников - низменным и варварским.Было ли такое отношение следствием непонимания христианства? Христианские авторы считают, что это отчасти так. Но нельзя сказать, что Ницше не понимал его совершенно и приветствовал примитивную критику религии как сплошного самообмана. В молодости, когда один из его друзей высказал ироничное мнение о сущности молитвы, Ницше хмуро прервал его словами: «Ослиное остроумие, достойное Фейербаха!». И в известной работе «По ту сторону добра и зла» он признает: «Любить человека ради Бога - это было до сих пор самое благородное и отдаленное чувство из достигнутых людьми». Но все такие высказывания тонут в его ненависти к христианству, которая со временем нарастала. Рессентимент не имеет собственного содержания. Будучи завистливым чувством, он питается только чужими благами. Вопрос о том, допустимо ли связывать рессентимент и христианство, есть вопрос о внутреннем содержании христианства. Ницше знал свои эмоции по поводу христианства: они были разными, и в зависимости от настроения он давал слово тем или другим. Но положительное содержание христианства было для него закрыто. Он обращал особенное внимание на критику «мира» в Священном Писании, не понимая ее смысла. Христианство учит о двух частях в человеке, лучшей и худшей. Любовь к миру и его суете дает развиться худшей части до демонических размеров; наоборот, отречение от мира освобождает место для лучшей, небесной стороны человеческой души. Эту сторону философ не признавал и не замечал, по крайней мере умом. Но тем самым он позволил страстям, которые принимал за «Волю к власти», завладеть собой и разрушить себя. Он строго делил человечество на «лучших» и «худших», но сам никак не мог достичь полной уверенности в том, что принадлежит к числу первых. Отвергнув сложность, неоднозначность и подвижность всякого живого человека, Ницше оказался безоружным перед сложностью своего собственного характера.Нигилистические идеи Ницше получили резко негативную оценку со стороны С. Роуза. Согласно его позиции, учение Ницше есть философия абсурда, которая переворачивает природу человека, дает извращенные понятия обо всем.Две фразы — "Бог умер" и "истины нет" — значат в точности одно и то же; это откровения об абсолютной абсурдности мира, в центре которого вместо Бога оказалось ничто. И как раз тут, при основании идеологии абсурда, всего яснее видна его зависимость от отвергаемого им христианства. Христианское учение о "creatioauxnihilo" — о сотворении Богом вселенной не из Себя Самого, не из какой-то прежде существовавшей материи, а из ничего — вызывает, пожалуй, наибольший протест у сторонних критиков. Проповедники же абсурда неосознанно свидетельствуют в пользу этого учения, выворачивая его наизнанку и пародируя его, пытаясь по существу аннигилировать сотворенный мир, вернуть его в то самое состояние небытия, откуда его некогда воззвал Бог. Об этом говорит их тезис о пустоте в центре всех вещей, и подразумеваемая ими в той или иной мере мысль, что нам и нашему миру лучше бы вовсе не существовать. Но наиболее четкую форму эта попытка аннигиляции, эта Бездна в самом сердце идеологии абсурда, принимает в атмосфере абсурдного искусства.Нигилизм, вера в то, что нет абсолютной истины, что всякая истина относительна, — утверждал Роуз, — является основной философской доктриной ХХ столетия. Нигилизм столь распространен в наше время, он так глубоко проник в умы и сердца сегодняшних людей, что не осталось ни одной сферы, ни одного фронта, на котором с ним можно было бы бороться». Суть этой философии, писал он, лучше всего была выражена Ницше и одним из героев Достоевского: «Бог мертв, потому человек сделался богом и все дозволено».Модель сверхчеловека Ницше – это антихристианская модель, поскольку здесь представлено извращенное понимание силы человеческой личности. Вполне очевидно, что сила страдания в христианстве имеет огромную очистительную силу. Конечно же, для человека страдание не является самоцелью, ведь конечным его назначение является вечное блаженство. Тем не менее, именно страдание помогает побороть зло с точки зрения христианского вероучения. Поэтому человек должен постоянно находиться в состоянии напряженной борьбы с собой и страдания за всех; лишь «принимая свой крест», человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. Особую ценность для христианина имеет смирение, это своего рода аскетическое упражнение, когда человек отказывается от своеволия, обретает иную свободу, как бы парадоксально это ни прозвучало. «Человек любит быть Богом, - писал сербский богослов преп. Иустин Попович. - Но никто из богов не компрометировал себя так страшно, как человекобог. Он не мог осмыслить ни смерти, ни страдания, ни жизни». В этом - судьба трагического европейского мыслителя Ф. Ницше. Он утратил понимание христианства и самого главного, что оно в себе заключает: того, благодаря чему оно не является ни рессентиментом, ни просто моральным учением, ни философией. Это - единение со Христом и во Христе, в Боге. Обетование вечной жизни, заключающей в себе неисчерпаемые блага, потому что жив и благ Господь. Это смиряющая всякий разум себе в послушание христианская любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине; вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает: аще ли пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится...» (1 Кор. 13: 4 - 8).И неслучайно учение Ницше было выбрано в качестве идеологического ориентира представителями фашизма. В целом, фашизм представляет собой страшное явление, при котором культура опускается к миру оккультизма, мистицизма и болезненных фантазий, что способствует превращению гениальных личностей в демонов, а патриархального народа – в завистливую и нетерпимую массу, толпу, которая и идет за этим «демоном». Для фашизма как культурного феномена свойственно отвержение христианства и христианских ценностей, фашизм обращается к обновлению языческого мирочувствования, правда, в значительно извращенном, искаженном виде. В этом смысле можно говорить о том, что фашизм попытался бросить вызов христианству и христианской истории, которая насчитывает две тысячи лет и даже более. В рамках фашизма происходит сильная религиозная трансформация и переориентация, за счет чего иным становится отношение к смерти. В этом смысле фашизм можно сравнить с декадансом, в котором все буквально пропитано смертью, смерть воспевается, превращается в культ. Обходя те аспекты ницшевского учения (аристократизм, индивидуализм, открытая вражда к массам, народу, "толпе", "стаду"; критика немецкого национализма; наряду с некоторыми выпадами против евреев также и неоднократная высокая оценка еврейской нации и т.п.), которые явно расходились с фашистской и национал-социалистической идеологией, рассчитанной на массовое движение, они акцентировали внимание на моментах общности и преемственности между ницшеанством и собственной идеологией. Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т. д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма.Все эти идеи, таким образом, в корне противоречат христианскому духу и мировоззрению. Е.Н. Трубецкой, как представляется, достаточно верно охарактеризовал истоки нигилизма Ницше, а именно, речь идет о тотальном разочаровании Ницше в современной ему цивилизации: «Здесь Ницше описывает собственную свою ссору свеком, собственное свое разочарование и уход от современного общества. В трапезе современной цивилизации все внушает ему отвращение, как сотрапезники, так и их духовная пища, как человек, так и его идеалы».То есть, неприятие Ницше идей христианства является, по сути, плодом того же разочарования. И, будучи поглощенным данным разочарованием, Ницше был не в состоянии понять подлинное величие христианства, его спасительную силу. ВыводыУчение Ф. Ницше получило однозначно негативную оценку со стороны христианских авторов. Учение Ницше в полной мере противоречит христианской модели личности, оно основано на нигилизме, который несовместим с духом христианства. ЗаключениеНастоящее исследование рассматриваетучение Ницше, его христианскую оценку. В процессе работы отобран исследовательский материал для анализа, представленный трудами Ницше, а также ученых, которые рассматривали его учение. По итогам исследования возможно сделать следующие выводы.Идеи Ницше можно охарактеризовать как нигилистические. Согласно философии Ницше, «сверхчеловек» - это совершенное существо, которое воплощает в себе полноту Бытия в рационалистическом понимании. Философ отрицает существование Бога, провозглашая «сверхчеловека» Абсолютным началом. «Сверхчеловек» наделен сильной волей, стремлением к могуществу и власти, он стоит вне всех мировоззренческих, идеологических представлений общества, для него не существует сострадания. Ницше отрицал ценности христианства, рассматривая их как ложные и опасные для развития человечества. Также Ницше был сторонником элитарной концепции власти, то есть, им проводилось отличие между аристократическим и демократическим стремлением к власти, типами власти.Аристократический тип власти рассматривался Ницше как наиболее предпочтительный. Искреннее восхищение у Ницше вызывал кастовый общественный строй, строго ограничение власти народа.Ницше отвергал социализм, ценности социалистического общества и государства, поскольку он считал такое общество и государство недолговечным, подверженным разного рода политическим катаклизмам.Христианскими авторами учение Ницше расценивается как неправильное, опасное. Концепция сверхчеловека полностью противоречит христианской модели личности. Философия Ницше носит абсурдный характер, поскольку она отрицает ценность человеческой личности, принципы гуманности и любви, сострадание – все то, на чем основана христианская религия. Список литературыГалеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. [Электронный ресурс] / Д. Галеви // Фридрих Ницше: информационно-коммуникационный портал про Ницше, 2000-2013. – URL: http://nietzsche.ru/biograf/biografia/galevi-nietzsche/(дата обращения: 01.05.2018).Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета. URL http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspx (дата обращения 23.05.18)Мареев С. Мареева Е. История философии (общий курс). URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mar/ (дата обращения 23.05.18)Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; EsseHomo: Сборник [Текст] / Ф. Ницше. – Минск: ООО «Попурри», 1997. – 544 с.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы.[Текст] / Ф. Ницше. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 1040 с.Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше. [Электронный ресурс] / А.И. Патрушев // Фридрих Ницше: информационно-коммуникационный портал про Ницше, 2000-2013. - URL: http://nietzsche.ru/biograf/bio-grafia/life-drama/(дата обращения: 01.05.2018).Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. URL: http://krotov.info/library/17_r/as/rass_00.html (дата обращения 23.05.18)Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; EsseHomo: Сборник. - Минск, 1997.Серафим (Роуз), иером. Человек наизнанку. Философия абсурда. URL: http://pravoslavie.by/page_book/chelovek-naiznanku-filosofija-absurda (дата обращения 23.05.18)Сергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк. URL: http://www.odinblago.ru/filosofia_nicshe/ (дата обращения 24.05.18)Фридрих Ницше: философ, который свел меня с ума. URL: http://www.pravoslavie.ru/37607.html (дата обращения 23.05.18)Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. – М., 1991. Библиотека Гумер//URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/IzrAnax.php (дата обращения 23.05.18)Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. [Электронный ресурс] / Р. Дж. Холлингдейл// Фридрих Ницше: информационно-коммуникационный портал про Ницше, 2000-2013. - URL: http://nietzsche.ru/biograf/biografia/hollingdail/(дата обращения: 01.05.2018).Щелушкина Д.В., Воробьёв Д.О. УЧЕНИЕ ФРИДРИХА НИЦШЕ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения 23.05.18)Ясперс К. Ницше и христианство. URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/nietzsche-hrist/ (дата обращения 23.05.18)
1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. [Электронный ресурс] / Д. Галеви // Фридрих Ницше: информационно-коммуникационный портал про Ницше, 2000-2013. – URL: http://nietzsche.ru/biograf/biografia/galevi-nietzsche/(дата обращения: 01.05.2018).
2. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета. URL http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspx (дата обращения 23.05.18)
3. Мареев С. Мареева Е. История философии (общий курс). URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mar/ (дата обращения 23.05.18)
4.
5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; EsseHomo: Сборник [Текст] / Ф. Ницше. – Минск: ООО «Попурри», 1997. – 544 с.
6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы.[Текст] / Ф. Ницше. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 1040 с.
7. Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше. [Электронный ресурс] / А.И. Патрушев // Фридрих Ницше: информационно-коммуникационный портал про Ницше, 2000-2013. - URL: http://nietzsche.ru/biograf/bio-grafia/life-drama/(дата обращения: 01.05.2018).
8. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. URL: http://krotov.info/library/17_r/as/rass_00.html (дата обращения 23.05.18)
9. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; EsseHomo: Сборник. - Минск, 1997.
10. Серафим (Роуз), иером. Человек наизнанку. Философия абсурда. URL: http://pravoslavie.by/page_book/chelovek-naiznanku-filosofija-absurda (дата обращения 23.05.18)
11. Сергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]
12. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк. URL: http://www.odinblago.ru/filosofia_nicshe/ (дата обращения 24.05.18)
13. Фридрих Ницше: философ, который свел меня с ума. URL: http://www.pravoslavie.ru/37607.html (дата обращения 23.05.18)
14. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. – М., 1991. Библиотека Гумер//URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/IzrAnax.php (дата обращения 23.05.18)
15. Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. [Электронный ресурс] / Р. Дж. Холлингдейл// Фридрих Ницше: информационно-коммуникационный портал про Ницше, 2000-2013. - URL: http://nietzsche.ru/biograf/biografia/hollingdail/(дата обращения: 01.05.2018).
16. Щелушкина Д.В., Воробьёв Д.О. УЧЕНИЕ ФРИДРИХА НИЦШЕ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения 23.05.18)
17. Ясперс К. Ницше и христианство. URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/nietzsche-hrist/ (дата обращения 23.05.18)
Вопрос-ответ:
Что изучает статья?
Статья изучает идеи Фридриха Ницше с позиций христианства.
Как начинается биография Ф. Ницше?
Биография Ф. Ницше начинается с его детства и юности.
Какие идеи связаны с концепцией Сверхчеловека?
Идеи связаны с концепцией Сверхчеловека включают нигилизм и мораль государства и власти.
Какую оценку идеи Ф. Ницше даёт христианство?
Христианство дает христианскую оценку идей Ф. Ницше.
Можно ли применить нормы морали к сверхчеловеку?
Нет, нормы морали невозможно применить к сверхчеловеку, так как сверхчеловек является воплощением идеала вне этих норм.
Какие идеи Ф. Ницше можно рассмотреть с позиций христианства?
Из идей Ф. Ницше, взятых с позиций христианства, можно рассмотреть его критику нигилизма и его концепцию Сверхчеловека.
Какая критика нигилизма присутствует в учении Ф. Ницше с точки зрения христианства?
С точки зрения христианства, Ф. Ницше критикует нигилизм как отрицание смысла и ценностей в жизни, что противоречит христианским учениям о ценности жизни и предназначении человека.
Как христианство относится к концепции Сверхчеловека по Ф. Ницше?
Христианство относится к концепции Сверхчеловека по Ф. Ницше скептически, так как она противоречит христианскому учению о спасении через Христа и о смирении перед Богом.
Можно ли применить нормы морали к сверхчеловеку с позиций христианства?
С позиций христианства, нормы морали не могут быть применены к сверхчеловеку, так как сам сверхчеловек в христианском учении является идеалом, находящимся выше норм морали.