Место философии права в системе наук о праве, государстве и обществе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Предмет и задачи философии права 6
1.1. Философия права как предмет 6
1.2. Философия права как сущность 7
1.3. Предмет философии права 9
2. Методы философии права 14
3. Философия права в системе наук 21

Фрагмент для ознакомления

Широкое распространение термина «философия права» сопряжено с гегелевской «Философией права». Философия права, согласно Гегелю, - это поистине общефилософское теория о естественном праве (либо «философском праве»). Наглядно в данной взаимосвязи, что само гегелевское творение, которое заведено кратко называть «Философией права», на самом деле увидело освещение с последующим (двойным) названием: «Естественное право и дисциплина о государстве в очерках. Основные принципы философии права».Философия права, в соответствии с Гегелем, это философская наука, а не юридическая, как у Гуго. «Наука о праве, - заявлял он, - есть доля философии. По этой причине она обязана развить из понятия идею, представляющую разум предмета, либо, что-то, что должно видеть свое базисное формирование предмета». В согласовании с этим объект философии права Гегель определяет последующим образом: «Философская дисциплина о праве обладает собственным предметом идеи права - представление права и его реализация».Задача философии права, согласно Гегеля, складывается в том, чтобы познать мысли, лежащие в основе права. А данное допустимо только с поддержкой правильного мышления, общефилософского постижения полномочия. «В праве, - отмечает Гегель, - человек обязан отыскать собственное сознание, обязан, следовательно, расценивать разумность права, и этим увлекается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, что зачастую имеет дело только с противоречиями».Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к проблеме об установлении дисциплинарного нрава философии права в свойстве юридической либо общефилософской науки приобрели собственное последующее формирование в философско-правовых изучениях XIX-XX вв.Представители практически абсолютно всех ключевых направлений философской мысли (от древности вплоть до наших дней) выдвигали собственную версию философского правопонимания. Применительно к XIX-XX вв. можно сказать о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, разных направленностях христианской общефилософской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т.д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.Но в целом со второй половины XIX в. и в ХХ в. философия права по преимуществу разрабатывается как юридическая дисциплина и преподается в основном на юридических факультетах, хотя ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.Проблема о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права обладает рядом нюансов. В случае если речь заходит о философии права в целом, в таком случае несомненно, то что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, соединяющей эти либо другие начала как минимум двух дисциплин - юридической науки и философии. Если же возникает проблема о дисциплинарном отношении к юриспруденции либо к философии тех, либо других конкретных альтернатив философии права, то по существу речь идет о мировозренческом отличии юридического и философского подходов к осмыслению и трактовке права.В философии права как особенной общефилософской дисциплине (наравне с подобными особыми мировоззренческими дисциплинами, как идеология природы, идеология религии, идеология нравственности и т.д.) познавательная заинтересованность и исследовательский интерес сконцентрированы в основном в общефилософской стороне дела, в демонстрации познавательных способностей и эвристической возможности конкретной философской концепции в особой сфере права. Существенная значимость при этом придается массивной конкретизации соответствующей концепции применительно к отличительным чертам этого предмета (права), его осмыслению, пояснению и изучению в дискурсивном стиле этой концепции, в русле ее методологии, гносеологии и аксиологии.В концепциях же философии права, созданных с позиций юриспруденции, при абсолютно всех их отличиях, как правило, преобладают правовые аргументы, тенденции и ориентиры изучения. Его философский профиль тут никак не установлен философией, а определен нуждами наиболее правовой сферы в общефилософском осмыслении. Отсюда и преобладающая заинтересованность к подобным вопросам, как смысл, роль и значимость права и правовой мысли в контексте общефилософского миропонимания, в концепции философской теории об обществе, человеке, конфигурациях и нормах общественной жизни, о путях и способах постижения, о концепции ценностей и т.д.В нашей общефилософской литературе тема философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском аспекте.Традиционно большее внимание, хотя и очевидно малое, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке.Дело здесь обстоит подобным образом, что философия права, до этого разрабатывавшаяся в рамках единой концепции права в свойстве ее составляющий части, со временем формируется в свойстве независимой юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наравне с концепцией права и государства, социологией права, историей правовых и общественно-политических теорий, отечественной и иностранной историей права и государства).И в этом качестве философия права призвана осуществлять ряд значительных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера. Такие, как в плане междисциплинарных взаимосвязей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой концепции юридических наук.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ науке термин «право» употребляется очень широко: в философии, в правоведении, социологии, антропологии. Существенным недостатком является внедрение многими учеными данного термина применительно к любой доминирующей в сообществе нормативной системе. В особенности это проявляется в сравнительном правоведении, которое сформировалось во второй половине XIX века в русле юридического позитивизма и частично позитивистской социологии права.Их методология очень продуктивна при анализе развитых правовых систем стран европейской цивилизации, но приводит к довольно спорным выводам при обращении к нормативным системам других цивилизаций.Действительно, эта дискуссия имеет давние корни в европейском правоведении и получает в нем познавательный смысл. Однако европоцентризм, характерный европейцам, приводит к тому, что они склонны применять обычные понятия при исследовании других культур. Поэтому мы пишем и читаем о юридическом позитивизме в древнем Китае и там же легко обретаем естественно-правовые концепции, изучаем преимущество ислама, индуизма, древнее право и т. д. Собственно в такого рода словоупотреблении нет ничего негативного, если пишущий и читающий понимают ступень условности, конвенциальности термина права в таком контексте.Однако строить размышления о правовом государстве нереально с позиции преобладающего в России легистского правопонимания. Позитивисты отрицают естественные и неотчуждаемые права человека и говорят лишь о дарованных основных правах и свободах людей. Поэтому для них мнение правового государства оказывается глупым: власть, дарующая права, не может быть ограничена данными правами.Российские авторы в основном придерживаются социологического мнения страны как силы, господства, более сильной организации власти у данного народа на данной местности, например, организации классового давления. В таком понимании право - есть приказы власти, законы. С данной позиции логически нереально не только правовое государство, но и даже конституционное право: если право - приказ государства, то как государство может приказывать самому себе? Логически вероятна лишь конструкция государства законности: государство «самоограничивается» своими законами. Но и такая конструкция ущербна, ибо «государство законности», по признанию его идеологов, в любой момент может аннулировать «связывающий» его закон.Подход к праву, сводящий правов общем к позитивному праву, то есть отождествляющий право и закон, свойственен для юридической догматики и представлен в разных вариантах юридического позитивизма и легизма. Здесь, следовательно, правда о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и убеждением официально-властного установителя позитивного права.Противоположный тип правопонимания - юридический - доказывает необходимость различения права и закона. Такое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и понятийно, по собственному смыслу выступает как общественная теория для всех других частных случаев аналогичного различения и тем самым дозволяет понять и проявить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете разных прошлых и современных философско-правовых учений.Прошлые и инновационные философские учения о праве включают в себя тот или другой вариант различения права и закона, что фактически и описывает философско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о дифференциации формулировок, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права, разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д.История права - это история прогрессирующей эволюции содержания, размера, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. Разным шагам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи собственный масштаб и своя мерка свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом, своё содержание принципа формального(правового) равенства.Либертарноеправопонимание, то есть разъяснение права через понятие свободы, отображает с сегодняшней точки зрения более развитые формы государственности и права, сложившиеся в Западной Европе и Северной Америке. Вообще понятия «правовое государство» и «господство права» имеют отношение только к европейской правовой культуре. Эта теория базируется на теоретическое различение права и закона, а также идеологию естественных прав и свобод человека. Причем, что особенно принципиально, непротиворечивую концепцию правового государства на наш взгляд, разрешено сконструировать лишь с такой теоретико-познавательной позиции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 2013.Алексеев С. С. Философия права. М.: Норма. 2016.Баскин Ю. Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 2016.Власова Т.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.- Электрон.текстовые данные.- М.: Российская академия правосудия, 2013.Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990.Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. 1994.Керимов, Д. А. Методология права М., 2014.Керимов Д. А. Основы философии права. М, 2013.Керимов Д. А. Предмет философии права // Государство и право. 2014. № 7.Конституция Российской Федерации. М., 2013.Кузнецов А.Н. Теория государства и права (консультационные материалы для подготовки к экзаменам) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов А.Н.-- Электрон. текстовые данные.-- Саратов, 2013.Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.Лукич, Радомир. Методология права / Перевод с сербскохорватского В. М. Кулистикова. М., 2015.Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995. Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 2017. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание.Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 2013Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997.Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ. 1996.О философии права. Лукич, Радомир. Белград, 2004.Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995.Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А.-- Электрон. текстовые данные.-- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1989.Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М: Вестник. 2015.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 2013.
2. Алексеев С. С. Философия права. М.: Норма. 2016.
3. Баскин Ю. Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 2016.
4. Власова Т.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.- Электрон.текстовые данные.- М.: Российская академия правосудия, 2013.
5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990.
6. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
7. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. 1994.
8. Керимов, Д. А. Методология права М., 2014.
9. Керимов Д. А. Основы философии права. М, 2013.
10. Керимов Д. А. Предмет философии права // Государство и право. 2014. № 7.
11. Конституция Российской Федерации. М., 2013.
12. Кузнецов А.Н. Теория государства и права (консультационные материалы для подготовки к экзаменам) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов А.Н.-- Электрон. текстовые данные.-- Саратов, 2013.
13. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.
14. Лукич, Радомир. Методология права / Перевод с сербскохорватского В. М. Кулистикова. М., 2015.
15. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.
16. Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 2017.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание.
18. Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 2013
19. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997.
20. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ. 1996.
21. О философии права. Лукич, Радомир. Белград, 2004.
22. Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995.
23. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А.-- Электрон. текстовые данные.-- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
24. Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1989.
25. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М: Вестник. 2015.



Вопрос-ответ:

Чем является философия права?

Философия права является общефилософской теорией о естественном праве или философском праве.

Каков предмет философии права?

Предметом философии права является изучение основных понятий, проблем и принципов права, его сущности и целей.

Какая роль философии права в системе наук о государстве и обществе?

Философия права играет важную роль в системе наук о государстве и обществе, так как она представляет собой основу для понимания принципов правовой системы, ее места в обществе и роли государства.

Какие методы использует философия права?

Философия права использует различные методы, такие как диалектика, исторический метод, системный анализ и другие, для изучения и анализа правовой системы и ее основных принципов.

Что означает термин "философия права" согласно Гегелю?

Согласно Гегелю, философия права означает теорию о естественном праве или философском праве, которая является общефилософской и основывается на размышлении о сущности и целях права.

Что изучает философия права?

Философия права изучает сущность, принципы и основы права, а также его соотношение с моралью и обществом.

Каковы задачи философии права?

Задачи философии права включают анализ и объяснение основных понятий и принципов права, исследование его логики и специфики, а также выработку общих принципов справедливости и законности.

Какими методами пользуется философия права?

Философия права использует методы анализа, сравнения, абстракции, индукции и дедукции, а также рассуждения на основе логических законов. Она также может использовать исторический и эмпирический подходы.

Как философия права связана с другими науками о праве?

Философия права является теоретической основой для системы наук о праве. Она устанавливает фундаментальные принципы и концепции, которые затем разрабатываются и конкретизируются в более прикладных и специальных дисциплинах, таких как конституционное право, гражданское право, уголовное право и др.

Что такое философия права согласно Гегелю?

Для Гегеля философия права является общефилософской теорией, охватывающей естественное право и философское право. Она изучает принципы и нормы права, а также его функции в обществе и государстве.

Что изучает философия права?

Философия права исследует природу права, его основы, цели и принципы. Она изучает философские аспекты правовой системы, рассматривая вопросы о справедливости, свободе, правовой ответственности и т.д.

Каковы задачи философии права?

Задачи философии права включают разработку философских основ права, выявление его общих принципов, анализ социальной роли права, исследование диалектики права и морали, а также поиск философских оснований для правовой системы.