Влияние платонизма и аристотелизма на христианское богословие

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 32 32 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.10.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Влияние идей Платона на христианство 5
1.1.Влияние Платона на христианскую философию 5
1.2.Платонизм и христианство 12
Глава 2.Влияние Аристотеля на христианство 18
Заключение 31
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Обладая такой установкой, можно легко преодолеть все тяготы здешней жизни.Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии, которая будет одной из ключевых проблем средневековой мысли, впервые обстоятельно рассматривается именно у Климента. Позиция Климента в этой проблеме представляет собой пример нахождения золотой середины между двумя крайностями: позиция большинства христиан, полагавших, что вера и откровение делают излишними или даже вредными познавательный поиск и философию, и позиция меньшинства (гностиков), которые говорят о существовании некоего особого знания (гносиса) и особой философии, обладание которыми делает излишней саму веру. Возражая первым, Климент говорит, что философия является бесценным сокровищем, а способность к философии, как и художественные или ораторские способности, является особым даром провидения (Str. I 4). Далеко не все могут быть философами, так как это редкий дар, которым не должно пренебрегать.В качестве источника и основы всей богословской системы Климента Александрийского выступает учение о Логосе. Логос является Творцом мира, посредством Которого было осуществлено создание мира. Более того, Логос – это источник Божественного Откровения, данного в ветхозаветном законе, греческая философия является своего рода завершением данного Откровения. Далее, согласно Клименту, наступает полнота времен, связанная с воплощением Господа Иисуса Христа, и после этого божественный разум Логоса выступает в качестве учителя, законодателя всего человечества. В процессе богословствования Климент указывает, что истинное христианство всегда связано со знанием, тогда как знание пребывает во взаимосвязи с верой. В своей богословской системе Климент показывает, что гнозис необходим, это отражает специфику его религиозного мировоззрения. Климент Александрийский исходит из того, что полнота религиозного мистического знания является доступной только для избранных. В богословской системе Климента практически отсутствуют сведения относительно того, что должна представлять собой жизнь данных людей. Таким образом, богословие Климента основано на элементах гностицизма, хотя здесь следует ясно и определенно провести различие между гностиками типа Валентина и Маркиона, которыми была основана собственная секта, и теми гностиками, которые, как Климент, пребывали в общении с Церковью. И все же, когда Климент говорить о предании, его гностицизм становится достаточно явным. В частности, он указывает, что отдельные личности передают знания. Климент не считал, как Ириней, что истина есть принадлежность Церкви, что она сохраняется в ней, обладая общинным характером. Напротив, знание у Климента – это прерогатива избранных. Конечно же, Православной Церкви святые пребывают в особом почтении, ведь им доступен непосредственный мистический опыт богопознания. Однако высшее знание является частью Предания. Его уравновешивает авторитет Церкви. Климент же нарушает данное равновесие. Согласно позиции Церкви, истина есть принадлежность Бога. Знание это доступно многим людям, и часто оно приобретается посредством соответствующего образа жизни, подвига земной жизни.Также отметим, что Климент – это первый христианский писатель, который помещает учение об образе в центр своей системы мировоззрения. Образ у него – это структурный принцип, гарантирующий целостность всей системы. Первопричина, Божество является исходным пунктом образной иерархии, первообразом для последующих отображений. Логос – это первый образ архетипа («Педагог», I, 4, 2),максимально схожий, подобный Ему практически во всем. Также здесь речь идет о невидимом и чувственно не воспринимаемом образе. Его образ (по воле Логоса) есть разум (или душа) человека – «образом образа состоит разум человека» («Строматы», V, 94, 5). Сам человек обретает статус «третьего образа Бога» («Строматы», VII, 16, 6). Здесь Климент говорит о материализованном, визуально и тактильно осязаемом образе, слабо отражающим первообраз. И совсем далеко «отстоит от истины» четвертая ступень образов – образы изобразительного искусства, в частности, речь идет о статуях, изображениях людей или антропоморфных богов. Эта иерархия базируется на аристотелевский и платоновской основе, однако система эта здесь переосмыслена в христианском ключе. Используя в качестве основы филоновское понимание образа, Климент одним из первых христианских писателей последовательно осуществляет разработку теории символизма, используя в качестве основы преимущественно библейский материал. Символический образ обладает у него сакрально-гносеологическим характером. Он должен так искусно «скрыть истину», чтобы, «скрывая, высказать и, утаивая, выявить» ее («Строматы», I, 15, 1), и выявить в украшенном виде, ибо символом украшается божественная истина («Строматы», V, 45, 3). В целом, почти вся богословская система Климента, его гносеология и теология основаны на эстетизме, присущем греческому мышлению. Символическое толкование мифов, оригинальных и философских, – это наследие Аристотеля и стоиков, и Климент несомненно является приверженцем данной традиции. Однако Климентом делается различие символа и аллегории на уровне понятий. Символ, в отличие от аллегории, невозможно полностью объяснить или свести к сумме интерпретаций и, следовательно, он обладает некоторой самостоятельной значимостью. Климент приводит образ завесы («Строматы», V, 56, 5). Эзотерические и помещенные за завесу тайны учения тем и отличаются от экзотерических и внешних, что они доступны лишь немногим. И проблема не только в том, что "каждый" не может взять тайную книгу и прочитать ее или проникнуть на закрытую лекцию. «Символизм охраняет сам себя»: для того, чтобы понять прочитанное или услышанное, ученик должен уже достаточно многое знать и понимать, а также обладать определенным даром, иными словами, быть «подлинным философом». Только в этом случае сказанное со скрытым смыслом откроется перед ним.Итак, в системе Климента иносказательная форма образа должна быть направлена на поддержание исследовательского духа и трезвости ума у ищущего истину («Строматы», VI, 126, 1), чтобы разум человека, как бы ощущая сопротивление оболочки (формы), за которой, по его убеждению, скрыта истина, напрягся и собрался с мыслями для того, чтобы преодолеть ее («Строматы», V, 24, 2) Здесь речь идет о необходимости символического образа для того, чтобы мобилизовать духовные силы человека, ориентировать его разум на процесс постижения высших истин бытия. Одной из конкретных форм символического образа Климент, как и его предшественники, считал притчу, которая широко распространена в библейских текстах. Он полагал, что притча является таким способом выражения мыслей, при котором не называется само явление, но изложением какой-либо простой вещи делается «намек» на более глубокий, истинный смысл: «Писание использует метафорический способ выражения; к нему относится притча – такая форма выражения, которая не содержит в себе главного смысла, но намекает на него и приводит к пониманию его, или, как говорят некоторые, это – форма, выражающая один смысл через другой» («Строматы», VI, 126, 4).Форма притчи является специально рассчитанной на принцип многозначности восприятия, чтобы «истинное» (и конечно, единственное) значение воспринималось только теми людьми, которые стремятся обрести подлинное знание. Соответственно, пророки «обрекли обозначаемое ими в такие выражения, которые в различных умах вызывают различные значения» («Строматы», VI, 127, 4). В этом случае Климентом прекрасно чувствуется и осознается принципиальная многозначность литературного образа, более того, именно этот принцип Климент использует для достижения теологических целей. Многозначность Климент понимает в качестве результата особого, сознательно использованного литературного приема.Каков смысл символизма? Климент говорит, что, во-первых, подобно полутонам на картине, недосказанность и намек способствуют стимуляции воображения. Неполная ясность отвлекает от конкретной предметности вещей и дает возможность сформировать мысленные представления о них. Для понимания, знающему достаточно увидеть немногое, «воображенье дорисует остальное». То есть, символизм – это есть важнейший инструмент познания и образования. Климент Александрийский был одним из родоначальников аллегорического метода толкования Библии. Именно благодаря аллегорическому методу Александрийская школа обрела известность. Св. Климент считается одним из первых христианских богословов, заявивших о том, что Библию необходимо толковать только аллегорически, так как буквальное значение лишь служит фигуральному, скрытому смыслу, который необходимо уметь находить. Как эклектик, Климент, конечно же, не мог не принять во внимание аллегорический метод греческих философов и поэтов, а также опыт толкования Ветхого Завета Филоном, искренне полагая, что Писание скрывает свой истинный смысл, который необходимо обнаружить. Например, Климент цитирует книгу «Пастырь Гермы», видение II, глава 1: «Взяв книгу, я удалился в поле и списал все буква в букву, не понимая смысла (букв. «не различая слогов»)», смысл же стал ясен Герме только через 15 дней после молитвы и поста. Все это видение Климент истолковывает так – церковь дала верующим Писание, но это еще не означает, что они могут его понять, так как видят только одни «буквы».Аристотель оказал влияние не только на философию, но и на богословие. Хотя отцы Церкви по-разному относились к этому мыслителю.Вообще всех богословов первых веков христианства можно условно разделить на три категории: те, которые не любили философию и не попали под влияние ни одного философа; те, которые попали под влияние Платона, и те, которые попали под влияние Аристотеля. Есть, конечно, и те, кто в той или иной мере усвоил учение скептиков или стоиков, но таких гораздо меньше.Наиболее известные святые, бывшие под влиянием Аристотеля, – преподобный Иоанн Дамаскин и отцы-каппадокийцы. Наиболее значительный и известный из святых отцов, бывший под влиянием Платона, – блаженный Августин; наиболее известные святые, бывшие под влиянием Аристотеля, – преподобный Иоанн Дамаскин и отцы-каппадокийцы.Представители каппадокийской школы особое внимание уделяли вопросам обожения, первородного греха, спасения человеческой души.В раннем христианстве святость была тесно связана с аскетизмом, понималась как «следование за Христом» или «подражание Христу». Отказавшись от брака и имущества, служа бедным, освободившись от «земных» привязанностей, святые стремились «отдать себя Богу». Это и есть путь к обожению и спасениюПонятие святости у Святых Отцов связано с понятием благодати. Именно аскетический образ жизни и духовные упражнения призваны подготовить человека к восприятию Божественной благодати. Высшая цель человека – богопознание и спасение. Исполнение этого подвига немыслимо без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжании великого смирения, отказа от всего материального и плотского. Для истинного монаха важно отказаться не только внешне, но и внутренне от мирского. Жизнь должна быть наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д.Посредством такой жизни душа обретает успокоение, человек получает возможность глубже познать Бога, обрести жизнь вечную. Человек должен быть сосредоточен на процессе духовного и нравственного совершенствования, аскетического делания. Посредством аскетизма человек добивается совершенствования духа, соединения с Христом. Благодаря аскетизму достигается подавление плоти и инстинктов, победа над страстями. Венцом является смирение и смиренномудрие.Таким образом, каппадокийцы дали всем христианам ориентир духовной жизни и понимания смысла человеческого существования.ЗаключениеТаким образом, влияние философии Платона и платонизма, а также Аристотеля на христианскую философию является бесспорным. Однако не всеобъемлющим. По многим положениям христианская философия расходится с платонизмом. В первую очередь, христианские философы отвергли тезис о предсуществовании душ. Мир и человеческая душа созданы Богом, что позволило им на новом уровне осознать чудо искупления, спасения и Боговоплощения. Будучи ограниченной платонизмом, христианская философия никогда не смогла бы достичь такой широты. В этом отношении кажется убедительной рассмотренная ранее концепция прп. Максима Исповедника. Концепция прп. Максима Исповедника является более правильной, так как она утверждает совершение грехопадения не на уровне творения (как это считал Ориген, находящийся под сильным влиянием платонизма), а на таких уровнях, как движение, энергия и воля. Оно понимается в качестве некоего злонамеренного вмешательства, обмана, который нарушил гармонию творения. Произошел распад прекрасного Божьего мира на части, мир столкнулся со смертью, противоречием, враждой и тьмой. И все же, как полагал Максим Исповедник, важно даже в этой ситуации стремиться к единству мира. В Боговоплощении (которое преподобный Максим рассматривает как рекапитуляцию, или восстановление) Слово, божественный принцип мирового Разума, становится в центре творения, в центре мировой истории. В Нем снова примиряются Творец и тварь, небеса и земля, рай и мир, дух и материя, мужчина и женщина.Нужно заметить, что знание философии не является вредным для богословия, скорее наоборот, философствование помогает нам осознавать истинность и глубину христианского вероучения, что и доказывает связь между платонизмом, аристотелизмом и христианством. Список литературыАсмус В.Ф. Платон. М., 1979./Электронный ресурс// http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus_platon/index.htmБородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565-566.Гундяев Н., прот. Лекции по патрологии. https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/konspekt_lekcij/2Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие — Киев, 1915. Переиздано: М.: Мартис, 1996; Приложение к серии «Святоотеческое наследие». 220 с.Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994.Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/index.phpЛега В. Платон. http://www.pravoslavie.ru/87645.htmlМаксим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 1993.Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/Мень А., прот. Библия и история ее толкований. Минск, 1997. Митрополит НавпактскийИерофей (Влахос). Святые Отцы и философия. 1.Философия и Богословие (http://apologet.spb.ru/ru/593.html).Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.htmlФролов И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. М.: Республика, 2003. Христич Г., диак. Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания. http://www.portal-slovo.ru/theology/41387.php

1. Асмус В.Ф. Платон. М., 1979./Электронный ресурс// http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus_platon/index.htm
2. Бородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565-566.
3. Гундяев Н., прот. Лекции по патрологии. https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/konspekt_lekcij/2
4. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.
5. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие — Киев, 1915. Переиздано: М.: Мартис, 1996; Приложение к серии «Святоотеческое наследие». 220 с.
6. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994.
7. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/index.php
8. Лега В. Платон. http://www.pravoslavie.ru/87645.html
9. Максим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 1993.
10. Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/
11. Мень А., прот. Библия и история ее толкований. Минск, 1997.
12. Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Святые Отцы и философия. 1.Философия и Богословие (http://apologet.spb.ru/ru/593.html).
13. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
14. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/
15. Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1
16. Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.html
17. Фролов И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. М.: Республика, 2003.
18. Христич Г., диак. Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания. http://www.portal-slovo.ru/theology/41387.php

Вопрос-ответ:

Какие идеи Платона оказали влияние на христианское богословие?

Идеи Платона о мире идеалов, о бессмертии души и о высшей истине оказали значительное влияние на христианское богословие. Концепция неразрушимого мира идеалов и возможности человека достичь духовного совершенства нашла свое отражение в идеях о Царствии Божием и возможности спасения через веру христианского богословия.

Какие проблемы возникали при сочетании веры и знания в христианском богословии?

Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии, была одной из ключевых проблем средневековой мысли. Многие богословы стремились объединить философские идеи, основанные на разумном познании, с христианской верой, что порождало дискуссии и споры о том, каким образом эти две сферы взаимодействуют.

В чем заключалось влияние Аристотеля на христианство?

Аристотельская философия оказала значительное влияние на христианство. Она помогла христианским богословам разобраться с такими вопросами, как природа Бога, природа человека и сущность морали. Аристотель предложил систему понятий и категорий, которая дала возможность более глубоко осмыслить богословские идеи и внести рациональность в христианскую традицию.

Какие философские идеи Аристотеля нашли отражение в христианстве?

Идеи Аристотеля о причинности, о целенаправленности мира и о внутреннем движении сущего оказали значительное влияние на христианскую мысль. Они помогли богословам лучше понять, как Бог управляет миром, как создание совершенствуется через внутреннее развитие и как человеческая жизнь может быть нацелена на достижение высшей цели.

Какое значение имеет проблема соотношения веры и знания для христианского богословия?

Проблема соотношения веры и знания имеет огромное значение для христианского богословия. Она позволяет богословам и философам размышлять о взаимосвязи между верой и рациональным познанием, между религиозным опытом и философским анализом. Различные подходы к этой проблеме помогают лучше понять характер христианской веры и ее взаимодействие с разумом и знанием.

Какие идеи Платона повлияли на христианскую философию?

Идеи Платона о мире истины, формах, идеальных идиалов, разделении между материальным и духовным миром оказали значительное влияние на христианскую философию. Он учил о существовании высших идеальных объектов, таких как добро, красота и справедливость, которые являются отражением божественной истины. Эти идеи впоследствии стали важными концепциями в христианской мысли, в частности, в учении о Боге и Божественном совершенстве.

Как платонизм повлиял на христианскую философию?

Платонизм оказал значительное влияние на христианскую философию. Платоновская идея о разделении между материальным и духовным миром нашла отклик в христианском учении о различии между земным и небесным, между телесным и духовным. Платоновская концепция идеальных форм и идей также стала важным элементом для объяснения природы Бога и познания его Божественных истин. Платонизм внес вклад в развитие христианской теологии и формирование ее основных понятий.

Как платонизм и христианство взаимосвязаны?

Платонизм и христианство имеют много общих концепций и идей, что делает их взаимосвязь очевидной. Идеи Платона о разделении между материальным и духовным миром, о существовании идеальных форм и учение о душе отражаются в христианской философии. Также, платоновское представление о верховной идеальной реальности нашло свое отражение в учении о Боге в христианстве. Влияние платонизма на христианство было настолько сильным, что многие христианские мыслители использовали его идеи для развития своей доктрины.

Какие идеи Платона оказали наибольшее влияние на христианское богословие?

Платонизм оказал значительное влияние на христианское богословие, особенно в понимании метафизической реальности, отношения между материей и духом, а также понятия о неразрушаемости души и возможности ее вечной жизни. Идея о Формах, которые являются идеальными прототипами вещей, находит отражение в учении о Боге как источнике всех идей и идеальных форм. Богословию Платона также присуща идея о познаваемости Божественного через разум и философскую мудрость.

Какова роль Аристотеля в формировании христианского богословия?

Аристотелизм оказал значительное влияние на христианское богословие, особенно в разработке понятия Бога как Первопричины и Творца всех вещей. Учение Аристотеля о первом Движущем Боге и его связи с миром стало основой для формирования концепции Божественной Провиденции и актуальности Бога для мира. Богословию Аристотеля также присуще понимание Божественного разума как активного начала мира, которое нашло свое отражение в учении о разуме и творческой силе Бога.

Как связаны платонизм и христианство?

Связь платонизма и христианства заключается в том, что некоторые идеи Платона были восприняты и адаптированы христианской традицией. В частности, понятия о метафизической реальности, неразрушаемости души и возможности вечной жизни, а также о связи Бога с миром через разум и мудрость нашли отражение в христианской теологии. Однако христианство также вносит свои собственные коррективы и развивает эти идеи в соответствии с своими собственными учениями и традициями.