Характерные черты и проблемы науки в эпоху Возрождения
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 18.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характерные черты эпохи Возрождения 4
Глава 2. Развитие научной мысли в период Ренессанса 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14
А. Ф. Лосев в труде «Эстетика Возрождения» указывает, что Л. Валла отчетливо осознавал грань между формальной логикой и языковым мышлением, отдавая предпочтение последнему. Л. Валла полагал язык жизненным явлением, фиксирующим реальность такой, какая она есть. То есть, действительность, выраженная в языке, не является неким абстрактным обобщением. Связь между предметами в языковом мышлении обуславливается законами действительности, а не абстрактными механизмами.Так, Л. Валла пришел к заключению, что подлинным универсальным существительным является только res («вещь»), тогда как все остальные обозначения предметов являются только суммой состояний и качеств. Например, любой предмет это одновременно res и, например, «стол», но понятие «стол» – это обобщенное наименование совокупности характеристик, присущих столу. В языке же такие абстрактные понятие, как «истина» или «единое», наделяются смыслом вещи-в-себе, хотя в действительности такими не являются. В результате, по мысли Л. Валлы, произошла подмена всех ведущих основ философии. Поэтому сам философ каждый объект философского исследования рассматривал, в первую очередь, как объект риторики.Л. Бруни занимает особое место среди гуманистов первой половины XV в. Именно он стал родоначальником новой европейской исторической науки и сформулировал концепцию гражданского гуманизма в сфере этики, политической мысли и педагогики. Во всех сферах своей деятельности Л. Бруни выступал, в первую очередь, как гражданин Флорентийской республики, демократ, республиканец. Л. Бруни – не только ученый и философ, но и один из выдающихся переводчиков эпохи Ренессанса, переводивший труды античных и средневековых авторов.В интерпретации этических проблем философ также исходил из позиции гражданственности: по его мысли, личной добродетели оказывается недостаточно, только в общественной сфере человеку открываются возможности для счастья и добродетели, которые недостижимы в сфере частной жизни. Помимо этого, в творчестве Л. Бруни поднимается ряд проблем – счастья, блага, соотношения активной общественной и созерцательной жизни и учение о добродетелях. В решении их он опирался на своих предшественников, в первую очередь, Аристотеля. Его этика гражданского гуманизма, и в особенности интерпретация одной из ключевых проблем науки о морали – проблемы счастья и блага, знаменовали начало нового этапа в развития этики Ренессанса.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены характерные черты и проблемы науки эпохи Возрождения.В первойглаве была дана общая характеристика философских и культурных оснований ренессансного гуманизма. Накопленные обществом изменения привели к необходимости полной смены предшествующего культурного комплекса Средневековья, что привело к становлению новой культурной парадигмы Возрождения. В своих основаниях она опиралась на христианский гуманизм, сформировавшийся в рационалистическом направлении философии Византии и наследие античности. Главными установками Возрождения стали гуманизм, антропоцентризм и рационализм. Гуманизм утверждал высшую ценность человека, как носителя свободной воли и достоинств, сформировал идеал «универсального» человека. Таким образом, эпоха Возрождения признала значимость его волевой и интеллектуальной независимости и сформировала устойчивое понимание уникальности личности как таковой.Во второй главе были рассмотрены новые тенденции в развитии науки эпохи Ренессанса.Возрождение выдвинуло на первый план изучение природы и экспериментальный метод исследования, что определило круг основных интересов натурфилософии, чье формирование связано с именем БернардиноТелезио. В рамках пантеистического учения развивал идею сближения бога с миром Джордано Бруно. Стремление наделить земное бытие новым онтологическим статусом выразилось в утверждении промежуточного положения человека в космосе, что нашло отражениев воззрениях Парацельса.Переход к антропоцентризму вызвал у мыслителей этого периода интерес к принципам познания, что послужило началом оформления научного познания. В первую очередь, этот процесс связан с именем Н. Кузанского, который описал систему познавательных способностей человека, основанную на делении на рациональные способности – с помощью разума и эмпирические – с помощью ощущений.Л. Бруни стал родоначальником новой европейской исторической науки и сформулировал концепцию гражданского гуманизма в сфере этики и политической мысли.Список использованной литературыАралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно – Москва : ГИХЛ, 1953. – 212 с.Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн – Москва : Прогресс, 1986. – 400 с.Гончарова А. А. Направления лингвофилософской мысли Ренессанса / А.А. Гончарова // Вестник Пермского университета. – 2016. - № 3(27). – С. 55-61.Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Сочинения в 2-х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1979. – С. 47-142.Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев – Москва : Изд-во МГУ, 1978. – 623 с.Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.Поносов Ф. Н. Взаимосвязь истины и заблуждения в философии Возрождения и Нового времени / Ф.Н. Поносов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 70-1. – С. 280-286.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.Фихтнер Е. Н. Гуманистическая идея в перспективе историко-философского анализа / Е.Н. Фихтнер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 2(18). – С. 99-105.Эльфонд И. Я. Леонардо Бруни, этика гражданского гуманизма и греческое наследие / И.Я. Эльфонд // Известия Саратовского университета. – 2016. - № 4. – С. 425-432.
2. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно – Москва : ГИХЛ, 1953. – 212 с.
3. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн – Москва : Прогресс, 1986. – 400 с.
5. Гончарова А. А. Направления лингвофилософской мысли Ренессанса / А.А. Гончарова // Вестник Пермского университета. – 2016. - № 3(27). – С. 55-61.
6. Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.
7. Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.
8. Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Сочинения в 2-х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1979. – С. 47-142.
9. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
10. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев – Москва : Изд-во МГУ, 1978. – 623 с.
11. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
12. Поносов Ф. Н. Взаимосвязь истины и заблуждения в философии Возрождения и Нового времени / Ф.Н. Поносов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 70-1. – С. 280-286.
13. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
14. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.
15. Фихтнер Е. Н. Гуманистическая идея в перспективе историко-философского анализа / Е.Н. Фихтнер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 2(18). – С. 99-105.
16. Эльфонд И. Я. Леонардо Бруни, этика гражданского гуманизма и греческое наследие / И.Я. Эльфонд // Известия Саратовского университета. – 2016. - № 4. – С. 425-432.
Вопрос-ответ:
Какие характерные черты и проблемы были свойственны науке эпохи Возрождения?
Наука эпохи Возрождения характеризовалась необычным сочетанием практической направленности и интересом к теоретическим исследованиям. Ученые Возрождения стремились к объективному познанию мира через наблюдение и эксперимент, однако они также неуклонно хранили связь с религиозной доктриной. Проблемы, с которыми сталкивалась наука Возрождения, включали ограниченность доступа к источникам знаний, сопротивление со стороны церкви, наличие догматичных взглядов и необходимость балансирования между научными исследованиями и религиозной традицией.
Какие были характерные черты эпохи Возрождения?
Эпоха Возрождения характеризовалась увлечением искусством, гуманизмом и новым взглядом на человека. Великое внимание было уделено интеллектуальному развитию, образованию и исследованиям. Наука в Возрождении стала отдельной от смеси религиозных, философских и магических представлений, стремилась к использованию наблюдения и эксперимента в поисках объективного знания.
Что указывает Л. Ф. Лосев о характерных чертах науки Возрождения?
Л. Ф. Лосев в своем труде "Эстетика Возрождения" указывает, что Л. Валла отчетливо осознавал грань между формальной логикой и языковым мышлением, отдавая предпочтение последнему. Л. Валла рассматривал язык как жизненное явление, фиксирующее реальность такой, какая она есть. Действительность, выраженная в языке, не является неким абстрактным понятием, а является реальным и конкретным.
Что полагал Л. Валла о языке и его связи с действительностью?
Л. Валла полагал, что язык является жизненным явлением, фиксирующим действительность такой, какая она есть. Он не относился к языку как к некому абстрактному концепту, а рассматривал его как средство передачи реальных и конкретных идей. Для Л. Валла язык был неотъемлемой частью жизни и познания.
Какие характерные черты были присущи науке в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения наука стала особенно активно развиваться и характеризовалась рядом особенностей. Во-первых, появилась глубокая увлеченность изучением природы и материи. Ученые начали проводить наблюдения и опыты, основываясь на эмпирических данных. Во-вторых, в это время началась интенсивная работа над классическими источниками знаний, такими как античная философия и наука. Ученые старались восстановить знания, которые были утрачены в Средние века. В-третьих, открытия и изобретения в различных областях науки, таких как астрономия, физика и медицина, стали источником новых знаний и изменили представление о мире.
Какие проблемы возникали в науке эпохи Возрождения?
В эпоху Возрождения возникало несколько проблем в науке. Во-первых, ученые сталкивались с ограниченностью доступных им инструментов и технологий. Это затрудняло проведение опытов и измерений, а также ограничивало возможности их интерпретации. Во-вторых, существовало множество различных теорий и гипотез, которые часто противоречили друг другу. Ученые того времени не могли всегда найти единую истину и объяснить сложные явления. В-третьих, наука и религия часто были в противоречии друг с другом, и ученые сталкивались с преследованиями и запретами со стороны религиозных властей.
Какие характерные черты эпохи Возрождения упоминает Л. Валла в работе "Эстетика Возрождения"?
В своей работе "Эстетика Возрождения" Л. Валла указывает на несколько характерных черт этой эпохи. Он отмечает, что Л. Валла отчетливо осознавал грань между формальной логикой и языковым мышлением, отдавая предпочтение последнему. Л. Валла полагал, что язык является жизненным явлением, фиксирующим реальность такой, какая она есть. Другими словами, действительность, выраженная в языке, не является абстрактной, а отражает реальный мир.
Какие характерные черты науки были в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения характерными чертами науки были развитие экспериментального метода, активное использование наблюдений, изучение природы и ее закономерностей, рационализм и сомнение в авторитетах.