Российская Федерация- государство с республиканской формой правления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 24 24 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 22.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Республиканская форма правления: понятие, виды, характерные признаки 4
1.1 Понятие республиканской формы правления 4
1.2 Виды республик 6
Глава 2. Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации 11
2.1 Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти 11
2.2 Разделение властей 15
2.3 Юридическая ответственность главы государства 22
Заключение 26

Фрагмент для ознакомления

И хотя формально провозглашена независимость всех ветвей власти, представительные учреждения не всегда независимы в принятии решений от исполнительной власти.2.3 Юридическая ответственность главы государстваГлава государства несет ответственность за свои действия перед народом. В России Президент может быть отрешен от должности. Отрешение Президента РФ - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемое в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компетентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей.Действующая Конституция 1993 года в качестве основания для отрешения Президента от должности называет государственную измену и совершение иного тяжкого преступления.Перейдем к рассмотрению порядка отрешения Президента РФ от должности.Конституция РФ предусматривает участие в процессе отрешения Президента РФ от должности следующих структур:-Государственная Дума;-Верховный Суд РФ;-Конституционный Суд РФ;-Совет Федерации РФ.Отрешение Президента РФ от должности проводится в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.1.Государственная Дума выдвигает обвинения в сторону Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Для выдвижения обвинения необходимо не менее одной трети депутатов ГД РФ. Также требуется заключение специальной комиссии, образованной Думой. Данная комиссия полно и всесторонне исследует материалы дела.2. Верховный Суд РФ дает заключение относительно юридической квалификации представленных фактов с точки зрения уголовно-правовых норм. Именно Верховный Суд РФ может усмотреть в действиях Президента признаки тяжкого преступления.Следует отметить важный момент - данное заключение имеет юридическую значимость исключительно в рамках процесса отрешения Президента РФ: юридическую силу приговора оно не имеет.3. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Иными словами он оценивает насколько были соблюдены процессуальные требования к деятельности инициативной группы, специальной комиссии и нижней палаты парламента.Важно, что Конституционный Суд также лишь дает заключение о наличии или отсутствии оснований для отрешения главы государства, но сам принять такое решение не может.4. Совет Федерации РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности.Верхняя палата рассматривает все материалы, которые подтверждают правильность решения Государственной Думы, а также заключения Верховного и Конституционного Судов, потом принимает решение большинством в две трети от общего числа членов Совета Федерации РФ. Решение Совета Федерации оформляется специальным постановлением. Здесь также важно соблюсти сроки – Совет Федерации должен вынести решение в течение трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ. В противном случае обвинение считается отклоненным.Справедливым и логичным является то, что в течение всего указанного срока Президент РФ не может распустить Государственную Думу.В России учрежден институт временного исполнения полномочий Президента РФ, цель которого обеспечить непрерывность и постоянность осуществления функций главы государства. Согласно Конституции РФ, если Президент не в состоянии по какой-либо причине исполнять свои полномочия, то их временно исполняет Председатель Правительства. Поскольку Председатель Правительства лишь временно замещает должность Президента, то он не обладает всей полнотой его полномочий. Например, он не вправе распустить Государственную Думу, назначить референдум, вносить предложения о пересмотре Основного закона. Как только вновь избранный Президент РФ принесет присягу, Председатель Правительства прекращает свою деятельность в качестве исполняющего обязанности главы государства.Многие специалисты высказывают мнение, что данная процедура чрезмерно осложнена и неосуществима на практике. Отчасти данные суждения справедливы, однако, нельзя не отметить, что глава государства обладает особым статусом, поэтому представляется логичным, чтобы порядок его отрешения от должности не был простым. Таким образом, мы рассмотрели Российскую Федерацию как государство с республиканской формой правления. Проанализировав все особенности организации власти,представляется верным сделать вывод, что фактически Российская Федерация в большей степени тяготеет к президентской республике. Российская форма правления не может быть отнесена к смешанной,как представляется, потому, что последняя имеет ряд элементов, сохраняющих определенный баланс во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвями власти. В России же эти элементы сдержек и противовесов в отношениях властей на конституционном уровне отсутствуют. Однако делать заключение о том, что Российская Федерация представляет собой классический пример суперпрезидентской республики, как это делают некоторые авторы, также не представляется возможным, так как Конституция РФ также не закрепляет каких-либо полномочий главы государства, которые можно было назвать исключительными.ЗаключениеТаким образом, в заключение данной работы, можно сделать определенные выводы.Во-первых, республика - одна из форм правления, где глава государства - это единоличный (в более редких случаях - коллегиальный) президент, который избирается на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимой «квалификацией» (определенный возраст, обладание полными гражданскими и политическими правами и прочее).Во-вторых, классификация республик производится на основании того, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений обладает большим количеством полномочий. Выделяют президентскую, парламентскую, смешанную республику.В-третьих, Российская Федерация как государство с республиканской формой правления обладает следующими особенностями: 1. Главой государства является Президент, который избирается на основе всеобщего равного избирательного права на 6 лет;2. Парламент Российской Федерации именуется Федеральным собранием и состоит из двух палат – верхней и нижней. Верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет, Совет Федерации не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, то есть каждый регион представляют два человека;3. В Российской Федерации существует разделение властей. Законодательную власть в России представляет Федеральное Собрание. Можно выделить следующие особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания:-независимость каждой из двух палат, которая проявляется в разделении их функций;-различные способы формирования палат;-полномочия палат строго разграничены и каждая из них обладает компетенцией решать вопросы только своего ведения.Так, Совет Федерации согласно Конституции РФ, утверждает изменение границ между субъектами, назначает выборы президента, отстраняет его, назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и т.д.Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству, объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности, осуществляет законотворческую деятельность.Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое реализует внутреннюю и внешнюю политику, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляет управление федеральной собственностью и т. д.Глава государства формально не относится ни к одной ветви власти, однако, анализируя полномочия Президента РФ можно сделать вывод, что по существу главой исполнительной власти является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.4. В России существует институт ответственности главы государства. Президент может быть отрешен от должности. Действующая Конституция 1993 года в качестве основания для отрешения Президента от должности называет государственную измену и совершение иного тяжкого преступления.Многие специалисты высказывают мнение, что данная процедура чрезмерно осложнена и неосуществима на практике.Таким образом, мы рассмотрели особенности республиканской формы правления в России. Проанализировав систему организации высших государственных органов, изучив признаки различных видов республик, представляется верным сделать вывод, что фактически Российская Федерация является президентской республикой. Значительная роль в системе органов государства отведена президенту, в своих руках президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства. Данную точку зрения поддерживают многие авторы.Следует отметить, что сосредоточению власти в руках главы государства способствует и некоторая размытость конституционных норм, которые устанавливают его полномочия. Целесообразно принять закон «О президенте РФ», который бы конкретизировал правовой статус главы государства. Список использованных источниковНормативные акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993//СПС Консультант Плюс2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//Консультант Плюс3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24.06.1999 № 121-ФЗ//СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СПС Консультант Плюс5. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ//СПС Консультант ПлюсУчебная и иная литература6. Авакьян С.А. Совет Федерации: эволюция и перспективы // Федерализм, 2003, № 4 –С.427. Батычко В.Т.Конституционное право зарубежный стран //Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.-498 с.8. Варнавский А.Г. Смешанная форма государственного правления: причины и условия становления, факторы трансформации в современных условиях//Социально-экономические явления и процессы, 2010, № 4.-С. 1039. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2015.-745 с.10. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2010-775 с.11. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. - М.: Юстицинформ, 2018.-681 с.12. Зиновьев А. В. Конституционная ответственность // Правоведение, 2003, № 4.- С. 4-713. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.-602 с.14. Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. – М.,2005. –С. 14515. Кондрашев А.А Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность//Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, 2018, № 6.-С. 35-3816. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. - 2-е изд. - М.:НОРМА.2016.-447 с.17. Колюшкин Е.И Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства // Вестник Московского университета//Право, 2011, № 1.-С. 121-12418. Краткий юридический словарь /М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.П. Панов; под ред. проф. С.П. Щербы. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2009.-814 с.19. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2012.-713 с.20. Мартынюк Р.С. Президентская республика: особенности формы правления//Евразийская адвокатура, 2015, № 4.-С. 6021. Петренко А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010.-520 с.22. Теория государства и права / Сост. А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2010. –811 с.23. Теория государства и права. Курс лекций //Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2011.- 655 с.24. Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : диссертация доктора юридических наук. - М, 2007. -496 с.25. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006.-661 с.26. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- 911 с.

Список использованных источников

Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993//СПС Консультант Плюс
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24.06.1999 № 121-ФЗ//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ//СПС Консультант Плюс
Учебная и иная литература
6. Авакьян С.А. Совет Федерации: эволюция и перспективы // Федерализм, 2003, № 4 –С.42
7. Батычко В.Т.Конституционное право зарубежный стран //Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.-498 с.
8. Варнавский А.Г. Смешанная форма государственного правления: причины и условия становления, факторы трансформации в современных условиях//Социально-экономические явления и процессы, 2010, № 4.-С. 103
9. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2015.-745 с.
10. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2010-775 с.
11. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. - М.: Юстицинформ, 2018.-681 с.
12. Зиновьев А. В. Конституционная ответственность // Правоведение, 2003, № 4.- С. 4-7
13. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.-602 с.
14. Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. – М.,2005. –С. 145
15. Кондрашев А.А Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность//Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, 2018, № 6.-С. 35-38
16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. - 2-е изд. - М.:НОРМА.2016.-447 с.
17. Колюшкин Е.И Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства // Вестник Московского университета//Право, 2011, № 1.-С. 121-124
18. Краткий юридический словарь /М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.П. Панов; под ред. проф. С.П. Щербы. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2009.-814 с.
19. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2012.-713 с.
20. Мартынюк Р.С. Президентская республика: особенности формы правления//Евразийская адвокатура, 2015, № 4.-С. 60
21. Петренко А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010.-520 с.
22. Теория государства и права / Сост. А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2010. –811 с.
23. Теория государства и права. Курс лекций //Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2011.- 655 с.
24. Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности : диссертация доктора юридических наук. - М, 2007. -496 с.
25. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006.-661 с.
26. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- 911 с.

Вопрос-ответ:

Что такое республиканская форма правления?

Республиканская форма правления представляет собой организацию государственной власти, при которой глава государства выбирается на основе ранее проведенных выборов или назначается с помощью иных конституционных процедур. В Российской Федерации республиканская форма правления предусматривает выборность президента страны.

Какие виды республик существуют?

Существует несколько видов республик: президентская республика, парламентская республика и полупрезидентская республика. В президентской республике глава государства - президент - имеет широкие полномочия и непосредственно руководит исполнительной властью. В парламентской республике главу государства выбирает парламент и его полномочия ограничены. В полупрезидентской республике глава государства действует вместе с парламентом в качестве исполнительной власти.

Какие особенности имеет республиканская форма правления в Российской Федерации?

В Российской Федерации глава государства - президент - выбирается на основе всеобщего и прямого голосования граждан. Также в стране существует разделение властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями, чтобы предотвратить концентрацию власти в одних руках. Ответственность президента за свои действия закреплена юридически.

Какие полномочия имеет глава государства в республиканской форме правления?

Полномочия главы государства в республиканской форме правления зависят от конкретной модели республики. В президентской республике президент имеет широкие полномочия в области управления и внешней политики. В полупрезидентской республике президент делится властью с парламентом и может вести административную деятельность. В парламентской республике глава государства формально имеет меньше полномочий, но может оказывать влияние на принятие решений.

Какая форма правления у Российской Федерации?

Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, что означает, что власть в стране осуществляется на основе представительной демократии, где главные политические деятели выбираются гражданами на основе свободных и справедливых выборов.

Что такое республиканская форма правления?

Республиканская форма правления - это форма государственного устройства, при которой главой государства является президент или другой выбираемый представительницей Эксемпляры государства, а власть исполняется не наследственными монархами, а выбираемыми органами. Она основана на принципе разделения властей и уважении гражданских свобод и прав.

Какие виды республик существуют?

Существует несколько видов республик: президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика. В президентской республике главой государства является президент, который имеет широкие полномочия и назначает членов правительства. В парламентской республике главой государства является президент или монарх, но роль главы исполнительной власти играет правительство. В полупрезидентской республике главой государства является президент, но здесь либо президент, либо правительство осуществляют исполнительную власть.

Какие особенности республиканской формы правления в Российской Федерации?

В Российской Федерации республиканская форма правления имеет следующие особенности: выборность главы государства и других верховных органов государственной власти, разделение властей, юридическая ответственность главы государства. Эти особенности обеспечивают демократический и законный характер власти в стране.