институт реабилитации в уголовном процессе: теория и практика реализации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовный процесс
  • 29 29 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 02.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты института реабилитации в уголовном процессе 5
1.1. Понятие «реабилитация» в уголовном процессе России 5
1.2. Развитие института реабилитации в России 12
2. Особенности института реабилитации в уголовном процессе 19
2.1. Современное состояние института реабилитации в уголовном процессе 19
2.2. Проблемы института реабилитации в Российской Федерации 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Данная проблема выявлена достаточно давно, приведем пример статистикииз Кемеровской области за 2009 год. По данным, которые привелКемеровский областной суд всего за один год, 24 лица оправданы с правом нареабилитацию по 17 уголовным делам. По данным делам в порядкегражданского судопроизводства руководствуясь статьями 1069, 1070Гражданского кодекса Российской Федерации выплата ущербагражданам, имеющим право на реабилитацию в результате необоснованногоуголовного преследования, составила 3060000 рублей. Это статистика одногорегиона России.В отчете Генеральной прокуратуры за2011 год указана следующая статистика:- Число решений вступившие в силу, и повлекшие признание права нареабилитацию – 14771.Незаконно подвергнуты мерам процессуального принуждения – 7512(человек)- Содержались под стражей – 771(человек)После опубликования статистики, органы власти начали контролировать эту проблему. Как с этим бороться, указано в ПриказеГенпрокуратуры России N 12 и Минфина России N 3н от 20.01.2009. Такие документы носят рекомендательныйхарактер, в них не закреплены нормы, которые бы регулировали ответственностьдолжностных лиц. Мало просто выплатить деньги человеку, который подвергсянезаконному преследованию. Должностные лица должны осознавать и нестиответственность за свои решения.Существуют случаи, когдагосударство отказывается компенсировать причиненный вред в достаточномобъеме.Моральный вред определяется в порядке гражданского судопроизводства,что во время производств становится тяжелым испытанием. Реабилитированноелицо пытается добиться от суда назначения достойной и справедливойкомпенсации, а ответчик (представитель Министерства Финансов РоссийскойФедерации) — заведомо считает размер компенсации завышенным. Лицонаделено правом на получении компенсации всех расходов, однако вдействительности суды, обосновывая разумностью компенсации, зачастуюснижают ее размер. Получение откомпетентных органов уведомления о праве на реабилитацию не значитреабилитироваться. Не каждое лицо, необоснованно подвергнутоеуголовному преследованию, готово пойти на очередной круг борьбы сгосударством.Чаще всего размер компенсации за незаконное уголовное преследованиеварьируется от 1000 рублей до 1 миллиона рублей.Например, Решением Череповецкого районного суда от 13 мая 2014 года, сМинфина в пользу Шведова А. Г. взыскан 1 миллион рублей (периоднезаконного нахождения Шведова А. Г. в местах лишения свободы составилтри года семь месяцев и 13 дней). Решением Красноглинского районного суда Самарской области от14.08.2013 г. взыскана компенсация морального вреда 150 000 рублей (периоднезаконного нахождения под стражей 7 месяцев).Решением Самарского областного суда от 26.07.2010 г. взысканакомпенсация 1 миллион рублей (период незаконного пребывания под стражей 16месяцев 8 дней).Суды руководствуются обстоятельствами дела, личностью истца,длительность пребывания истца под стражей. В законодательстве нетобязательной четко установленной нормы выплаты. Верховный суд РоссийскойФедерации определил размер компенсации на уровне 9300 рублей в месяц. Напрактике эта цифра носит лишь рекомендательный характер и к тому же являетсяявно заниженной. Законодательство в вопросе реабилитации требует особо внимания, так как это нарушение конституционных прав. Нужно установить обязательныйопределенный минимальный размер выплаты за незаконное преследование исодержание под стражей на законодательном уровне. Обоснованной является компенсация в размере 83 000 рублей в месяц. Эта цифраскладывается из средней заработной платы в Российской Федерации (35 000рублей) и компенсация вреда (48 000 рублей) в месяц.Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное конституционное положение было положено в основу при конструировании всей системы современного российского законодательства. В ст. 53 Конституции РФ также закреплено положение, согласно которому «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц». Закрепленный в Главе 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации правовой институт реабилитации является одной из важнейших форм реализации данных конституционных положений.В современных условиях уголовный процесс движется в сторону реализации международно-правовых и конституционных принципов при осуществлении производства по уголовным делам.В соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (пп. «а» п. 3 ст. 2, п.5 ст. 9 и п. 6 ст.14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Протокола № 7 к ней (ст. 3), признают за каждым, кто несправедливо и незаконно был подвергнут таким мерам процессуального принуждения как арест, заключение под стражу или претерпел иную следственную или судебную ошибку, право на компенсацию. А в качестве корреспондирующей выступает обязанность государства гарантировать реальные и эффективные средства по восстановлению и правовой защите нарушенных прав.Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции, в соответствии с которыми государство в лице своих органов и учреждений в целях обеспечения реального восстановления в полном объеме прав лиц, пострадавших от незаконного или необоснованного привлечения к уголовной ответственности, обязано способствовать, с учетом принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом, максимально возможному возмещению причиненного вреда.В своей профессиональной деятельности органы предварительного расследования, прокуратура и суды, к сожалению, нередко допускают ошибки, в результате чего люди оказываются жертвами незаконного или необоснованного обвинения в совершении преступления. Главной обязанностью государства, в таких случаях, является устранение всех вредных последствий, вызванных незаконным обвинением лица и восстановление его прав всеми возможными способами.В соответствии со ст. 49 Конституции РФ - обязанность доказывания наличия или отсутствия оснований для возмещения причиненного вреда не лежит на гражданине (подозреваемом, обвиняемом, подсудимом), равно как не предусмотрена УПК РФ обязанность по доказыванию своей невиновности в совершении преступления. Именно поэтому, в рамках уголовно-процессуального правоотношения предусмотрены особые правовые механизмы, которые делают процедуру восстановления прав реабилитированных более простой и эффективной. Все это вызвано особым статусом таких лиц, так как они выступают, во-первых, более слабой стороной правоотношения, во-вторых, они нуждаются в особых мерах поустранению последствий незаконных решений о привлечении их к уголовной ответственности, а, также, чтобы такие меры «способствовали бы скорейшему определению его размера и возмещению».Выявленный таким образом конституционно-правовой смысл ст. 133 УПК РФ презюмирует, что само право на реабилитацию, например, восстановление чести, доброго имени, опороченного незаконным и (или) необоснованным обвинением человека, а также существование институтов и механизмов по обязательной проверке законности и обоснованности уголовного преследования и принимаемых в его рамках процессуальных решений, являются отражением в уголовно-процессуальном праве конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности, презумпции невиновности, права каждого на защиту, в том числе в рамках судопроизводства, своих нарушенных (или находящихся под угрозой нарушения) прав и свобод.В связи с этим исполнение решений, связанных с вопросами реабилитации, это конституционная обязанность государства. И наряду с уже перечисленными гарантиями стоит указать и обязанность государства по обеспечению равного доступа к правосудию. Это еще одна мера, которая, несомненно, способствует усилению роли гарантий в обеспечении эффективной защиты прав и свобод личности, в том числе путем обращения в суд.Вопросы, связанные с защитой прав личности в уголовном процессе, представляют значительный интерес, и, безусловно, продолжают оставаться одними из самых дискуссионных в науке уголовного процесса. При всей своей неоднозначности и важности уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие институт реабилитации и порядок его применения, нуждаются в дальнейшем развитии, конкретизации и совершенствовании. Кроме того, существует необходимость в разработке актуальных рекомендации прикладного характера, основанных на общетеоретических выводах и обобщении результатов практики.Анализправоприменительной практики показывает, что из-за несовершенства действующего законодательства на практике возникают проблемные ситуации, связанные с отменой прокурором постановлений о прекращении уголовного дела либо прекращении уголовного преследования в срок не позднее 14 суток с момента получения такого процессуального решения и материалов уголовного дела.14-дневный срок начинает исчисляться с момента получения прокурором материалов уголовного дела (с момента регистрации материалов в канцелярии соответствующего органа прокуратуры), а истечение указанного срока не лишает прокурора правовой возможности принять по данному уголовному делу соответствующее решение. Иными словами, предусмотренный УПК РФ 14-дневный срок не является для прокурора пресекательным. Пристальное внимание практиков и теоретиков вызывает отсутствие в нормах УПК РФ срока для отмены постановления о прекращении уголовного дела либо прекращении уголовного преследования, т.к. это влечет за собой закономерное ослабление гарантий по защите лиц от незаконного и необоснованного возобновления прекращенного уголовного преследования, а также детерминирует постоянную зависимость приостановления рассмотрения и разрешения судом вопроса об основаниях, размере причиненного вреда и о его возмещении, от решений уполномоченных лиц, в данном случае — прокурора.Таким образом, правовые механизмы реализации института реабилитации в уголовно-процессуальном законодательстве должным образом не определены и нуждаются в дальнейшем исследовании и разрешении.Данный правовой институт является весьма значимым для современного уголовно-процессуального права России. Без правильного и хорошо отлаженного функционирования данного института невозможно представить построения правового, демократического государства, ккоторому стремиться наша страна. Несправедливое обвинение негативно влияет на психическое состояние человека, порождает презрение к закону и недоверие к государственным должностным лицам. Указанные факторы должны стимулировать ученых к дальнейшему правовому исследованию института реабилитации в нашей стране и устранению всех противоречий в действующем законодательстве.В целях обеспечения реальной, эффективной и справедливой судебной защиты прав реабилитированного на возмещение вреда в полном объеме, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием, необходимо на законодательном уровне предусмотреть соответствующие гарантии беспрепятственной реализации права на реабилитацию в отношении этого лица вне зависимости от стадии уголовного преследования - досудебной или судебной, а правоприменитель – обязан признавать установленные гарантии и никак не препятствовать.ЗаключениеПод реабилитацией понимается возможность абсолютного восстановления прав гражданина, который незаконно был подвергнут уголовному преследованию. Не имеет значение имела ли место ошибка либо это было преднамеренное нарушение должностными лицами и правоохранительными органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, прав и законных интересов гражданина, степень причастности к этой ошибке или злоупотреблению определенных должностных лиц.Реабилитация, как важнейший правовой институт, прошла долгий путь развития и становления. Однако данный институт необходимо развивать и дальше в соответствии с основополагающими принципами уголовного законодательства России, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также современными реалиями.Современноеуголовно-процессуальное законодательство имеет ряд проблемных аспектов в области регулирования института реабилитации, что влечет за собой негативные последствия, выражающиеся, в том числе, и в ущемлении лиц, подвергшихся незаконному преследованию, в праве на реабилитацию в целом.В настоящее время присутствует довольно много проблем, которые не допускают нормальную деятельность института реабилитации в российском уголовном процессе. Имеются огромное количество противоречий и неточностей. Вышеуказанные несоответствия лишают возможности воспользоваться декларированными нормами. Для исключения действующих проблем института реабилитации в уголовном процессе законодателю требуется осуществить усовершенствование положений главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Скорейшее устранение недостатков разрешит в полной мере реализовать институт реабилитации в целях защиты граждан и возмещения вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц и правоохранительных органов.Данный правовой институт является весьма значимым для современного уголовно-процессуального права России. Без правильного и хорошо отлаженного функционирования данного института невозможно представить построения правового, демократического государства, к которому стремиться наша страна. Несправедливое обвинение негативно влияет на психическое состояние человека, порождает презрение к закону и недоверие к государственным должностным лицам. Указанные факторы должны стимулировать ученых к дальнейшему правовому исследованию института реабилитации в нашей стране и устранению всех противоречий в действующем законодательстве.В целях обеспечения реальной, эффективной и справедливой судебной защиты прав реабилитированного на возмещение вреда в полном объеме, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием, необходимо на законодательном уровне предусмотреть соответствующие гарантии беспрепятственной реализации права на реабилитацию в отношении этого лица вне зависимости от стадии уголовного преследования - досудебной или судебной, а правоприменитель – обязан признавать установленные гарантии и никак не препятствовать.Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz5YDcpHPLi
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями от 24.06.2013) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540800/#ixzz5YDcylUGO
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 12.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 1994. N 238 – 239.
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Минфина РФ от 20 января 2009 г. N 12/3н "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования" // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12065311/#ixzz5YDbkhS14
7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Свод законов СССР. 1990. т. 3. с. 14.
8. О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (утв. Законом СССР от 24.06.1981): Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 // Ведомости ВС СССР. 1981. № 21. ст. 741.
9. Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (утв. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР, Минфином СССР 02.03.1982) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1984. № 3.
10. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // http://музейреформ.рф/node/13654
11. Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57791498/#ixzz5YDY6w7Oe
12. Глыбина А.Н., Якимович Ю.К. Реабилитация и возмещение вреда в порядке реабилитации в уголовном процессе России. Томск: ТГУ ЮИ, 2016. С. 18.
13. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. М., 2014. С. 93.
14. Коваленко С.Е. Особенности реабилитационного процесса в законодательстве России // Экономика и право. 2017. № 3. С. 54 – 58.
15. Козаченко И. Я., Погосян Т. Ю. Уголовная ответственность. Общая часть. М.: Норма, 2014. С. 7.
16. Коршунов А.В. Неустраненные проблемы реабилитации в уголовном процессе // Научно-практический журнал Судебная власть и уголовный процесс. 2015. С.47-54
17. Михеенкова М.А. Вопросы реабилитации в разъяснениях высших судов России и ЕСПЧ // Уголовный процесс. 2014. № 4. С.24.
18. Парфенова М.В. Проблемы возмещения вреда лицам, незаконно подвергнутым уголовному преследованию, за счет средств казны Российской Федерации // Вестн. Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2013. № 1(33). С. 53-54.
19. Пелих И.А. Структура предмета доказывания и ее влияние на пределы доказывания// Судебная реформа. 2016. №8. C. 85
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 N 28-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РФ в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко» // [Электронный ресурс] / URL: https://rg.ru/2017/11/24/ks-dok.html.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12140369/#ixzz5YDaRur4c
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" и автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12035014/#ixzz5YDa8B09C
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" (с изменениями и дополнениями от 02.04.2013) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70100077/#ixzz5YDZ6PXbU
24. Справка по результатам обобщения судебной практики по рассмотрению судами самарской области в 2013-2014 годах гражданских дел о компенсации морального вреда при реабилитации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?id=334&name=docum_sud
25. Справка Кемеровского областного суда от 15 июня 2010 г. N 01-08/26-403 о судебной практике по делам, связанным с признанием права на реабилитацию лиц, необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, возмещении причиненного им вреда. // Доступ из СПС «Консультант Плюс»
26. Доклад Института проблем правоприменения и Комитета гражданских инициатив по итогам исследования «Диагностика работы судебной системы в сфере уголовного судопроизводства и предложения по ее реформированию». Часть I. URL: http://enforce.spb.ru/images/Issledovanya/court_reform_IRL_4_KGI_web.pdf.
27. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации. Опубликовано на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/17889?PHPSESSID=0lplvtomejoftq74k6sg5g8ch4.
28. Орлова А. А. Концепция реабилитации и организационно-правовые механизмы ее реализации в российском уголовном процессе: монография. URL:http://www.iprbookshop.ru/18179.html.
29. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 г. РСФСР. № 71. Ст. 904. URL: http://собрание.узаконений.рф.