Осуществление межпредметных связей в обучении математике в условиях ФГОС нового поколения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методология
  • 40 40 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 17.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы математического образования в условиях ФГОС 5
1.1. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения 5
1.2. Понятие межпредметных связей 10
ГЛАВА 2. Методические рекомендации по реализации межпредметных связей на уроках математики 15
2.1. Анализ педагогического опыта в реализации межпредметных связей в условиях ФГОС нового поколения 15
2.2. Методические приемы по реализации межпредметных связей в условиях введения ФГОС нового поколения 16
2.3. Задачи межпредметного характера 16
Заключение 17
Список использованных источников 18



Фрагмент для ознакомления

Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/ Морозов Д. Н. Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика» // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 817-819. — URL https://moluch.ru/archive/83/15130/Оспанова А. Т. Инновационный урок — это зеркало культуры учителя [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 11-14. — Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5164/Петрова В.А., Попова К.А. Векторы, фракталы и компьютерное моделирование. // – Математика в школе. – 2006. – № 8. – С. 8-14. Попов К.А. Исследование геометрических преобразований средствами компьютера. // – Математика в школе. – 2007. – № 8. – С. 43-48.Петрова Н.П. Изучение свойств функций с помощью электронных таблиц Excel. // – Математика в школе. – 2008. – № 2. – С. 45-47.Пойа Д. Математическое открытие [Текст] / Д. Пойа. – М. : Наука, 1970. – 456 с.Примерная программа по математике // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eor.pushkininstitute.ru/images/showcase/НО.Математика.pdfСмирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.: Просвещение,2015. – 192 с.Ушинский К. Д. Воспитать ребенка как? // ВикиЧтение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/134253Чистяков В.В. Чертим и уравновешиваем… растворы. // – Математика в школе. – 2008. – № 10. – С. 7-15.Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис.канд.пед.наук. -- М.,2014.Приложение. Конспект урокаВ процессе разработки урока решения задач важно учитывать две методические области: область обучения школьников решению задач и область привлечения учащихся к этому виду работ. Вторая из названных проблем имеет важное значение, поскольку в последнее время наблюдаются следующая отрицательная тенденция: как метод борьбы с чрезмерной нагрузкой на школьника сокращается число типов рассматриваемых задач и отрабатываются навыки решения только простейших; многие средние и слабые ученики ленятся и не хотят трудиться, чтобы решить задачу. Поэтому нужны специальные меры, которые помогут заинтересовать учащихся этой работой. В связи с этим в рамках данного исследования была выбрана форма урока урок-квест. На данный момент такая форма организации учебной деятельности является инновационной, поэтому точного определения урока-квеста пока нет. Следует уточнить, что эту форму урока можно причислить к разряду дидактических игр, так как в уроке-квесте есть все признаки дидактической игры, временная законченность, определенные правила, результат и отведенные роли и задачи для учащихся [9]. Рассмотрим определение и основные элементы квеста. Это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Педагогическая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике, также направлена на усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств, на то какие средства воздействия дают лучшие результаты.Рассмотрим актуальность урока-квеста. Он связан с инновационными направлениями образования, где может использоваться информационная и коммуникационная технология в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения задач. Благодаря использованию урока-квеста в образовательном процессе учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы. Задачами урока-квеста являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации. По всем своим признакам комплекс уроков-квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи. Действительно урок-квест может использоваться на занятиях по многим учебным дисциплинам, т.к. может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе. Если же рассмотреть урок-квест как дидактическую игру, то он может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций у учащихся, которые предлагает А.В. Хуторской [30], на развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности. Как дидактическая игра, урок-квест позволяет активизировать учебный процесс, привлекает внимание к предмету, чтобы учащиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной работы и взаимопомощи в коллективной групповой работе. На уроке-квесте учитываются индивидуальные особенности, личностные характеристики учащихся, которые могут быть применены не только на конкретном уроке, но и на практике в жизни или же в сфере того или иного рода деятельности.Приведем собственно конспект урока.Характеристика урока.Учебник: Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Калягин, Ю.В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 2011. — 224 с.: ил. Глава V, §28, с 114-120. Тема: Совместные действия над алгебраическими дробями.Тип урока: урок решения задач.Учебная задача урока: рассмотрение видов задач, решаемых с помощью составления алгебраической дроби, приёмов их решенияДиагностируемые цели урока:В результате урока ученикзнает: - какие виды задач и как решаются с помощью составления алгебраической дроби, приёмы их решения,умеет:- составлять алгебраические дроби по условиям задачи, решать уравнения с алгебраическими дробямипонимает:- ход решения задач на сплавы, на движение, на объем- практическую значимость алгебраических дробейУчебные действия, формируемые на уроке:Личностные:умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученикаРегулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоенияКоммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнениеПознавательные:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связейМетоды обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.Форма работы: фронтальная, групповаяСредства обучения: традиционные, карточки, набор музыкальных фрагментов, презентация.Структура урока:Мотивационно-ориентировочная часть (10 минут)Операционно-познавательная часть (30 минут)Рефлексивно-оценочная часть (5 минут)Ход урокаМотивационно-ориентировочная частьАктуализация(устно)Учитель: какую темумы с вами изучали на прошлых уроках?Ученики: отвечаютУчитель: а где в обычной жизни вы встречаете алгебраические дроби?Ученики: молчатУчитель: рассмотрим задачу:Задача. Автомобиль, двигаясь со скоростью километров в час, прошел 8 километров. Какой путь пройдет за то же время мотоцикл, если его скорость равна километрам в час? Учитель: как записать условие задачи кратко? Какая формула описывает зависимость между величинами? Что нам известно и что нужно найти?Ученики: отвечаютРешение:1) Время автомобиля в пути 2) Время в пути мотоциклиста 3) По условию задачи , то есть , тогда (Раздается мотив «Звездные войны», выводится первый слайд презентации (Приложение 3)Мотивация.- Вы спрашиваете себя: «Но мне-то какая разница, какой путь проедет мотоциклист?». А вот представьте себе…(Раздается мотив «Звездные войны»)- В одной далекой-предалекой галактике шла война. Империя под руководством темной стороны силы грозила уничтожить все свободное население. И только небольшие отряды повстанцев оказывали сопротивление ей. У каждой из враждующих сторон есть оружие, космические корабли, но как победить в сражении?Постановка учебной задачи.- Сегодня я предлагаю каждому из вас выбрать одну из сторон силы и помочь своему отряду выиграть сражение за планету Набу. Вашим оружием станут алгебраические дроби и формулы, связывающие расстояние, время и скорость; объем, массу и плотность;…(Следующий слайд – деление на команды)- Трудно выбрать, на какой стороне силы сражаться. За вас сегодня выбор сделает случай. Каждому из вас нужно вытащить карточку. Изображенный на ней герой подскажет, в какой вы команде. (Учитель проходит по классу и раздает карточки)- Теперь ваша задача найти свою команду. На первом ряду у нас светлая сторона силы, на третьем – темная. Рассаживайтесь.(Ученики переходят в свои команды, учитель объясняет правила игры)- Итак, вам предстоит сражение. На каждой стороне силы есть: штаб (те, чьи карточки с магистром Йодой и Дартом Сидиусом), разведчики (те, чьи карточки с магистром Кеноби и Дартом Вейдером) и штурмовики (те, чьи карточки с Люком Скайвокером и Дартом Молом). У каждой группы будет свое задание. Вам необходимо будет решить важную для исхода битвы задачу. Он вашего решения будет зависеть судьба планеты Набу. Но не забывайте о времени! Через 15 минут произойдет гиперскачок и к противникам прибудет подкрепление – их силы увеличатся в 2 раза.(На экране запускается таймер)Операционно-познавательная часть(Группам раздаются карточки с задачами и инструкциями)Задачи:Задача 1. Повстанцы вербуют сторонников, в отряд прибывают новые люди по N человек в день и набрали уже S повстанцев. Какой по числу воинов отряд соберут повстанцы за такое же время, если к ним будут присоединяться M человек в день? Решение.За период времени t дней отряд повстанцев собрал S=Nt человек. Выразим время , за новый период t дней они соберут уже Mt = человек. То есть , тогда , откуда Задача 2.В год школа юнлингов выпускает N юных джедаев, дополнительно Магистр Йода тренирует джедаев. За время подготовки к восстанию ряды джедаев пополнили всего рыцарей. Но теперь Магистр Йода ушел на покой и темная сторона привлекает юнлингов и ученик школы не становятся джедаями. Сколько рыцарей-джедаев будет в отряде за следующий период времени? Решение.Пусть – время подготовки к восстанию. Тогда , откуда . В новом периоде в год будет добавляться рыцарей, то есть всего добавится , откуда . Тогда Задача 3.Люк Скайвокер и R2D2, работая вместе устранили бы неисправность корабля за часов. Но Скайвокера срочно вызвали в совет повстанцев. Работая один, он бы мог починить корабль за часов. А за какое время корабль починит R2D2?Решение.Пусть - скорость работы Скайвокера, - скорость работы дроида. Обозначим через время работы дроида (в одиночку). Тогда объем работы можно найти как = = Выразим из выражения , получим Выразим из выражения , получим Задача 4.Хан Соло может починить пробоину в «Соколе тысячелетия» за часов, Чубака - за часов. За сколько часов они починят корабль, работая вместе?Решение.Пусть - скорость работы Хана Соло, - скорость работы Чубаки. Обозначим через время совместной работы. Тогда объем работы можно найти как = = Выразим из выражения , получим Выразим из выражения , получим Задача 5.Из системы Мустафар отправились два имперских крейсера разной мощности и штурмовик друг за другом с интервалом в 1 ч. Скорость первого крейсера равна парсек/ч, а второго парсек/ч. Найти скорость штурмовика, если известно, что он догнал оба крейсера одновременно.Решение:Обозначим через t ч время, за которое первый крейсер достиг места встречи.Тогда второй крейсер прибыл в эту точку через (t – 1) ч, а штурмовик — через (t – 2) ч.Приравнивая расстояния, пройденные всеми космическими аппаратами, получаем следующие равенства:, где (парсек/ч) — скорость штурмовика.Из равенства получаем .Из равенства определяем искомую скорость: , выражая получим Задача 6.С планеты Кронос вылетел корабль торговой ассоциации с ценным грузом на борту и двигался в сторону планеты Мустафар со скоростью парсек/ч. Через час для его защиты был отправлен корабль охраны. А через 3 часа на перехват вылетел корабль повстанцев со скоростью парсек/ч. Корабль охраны и корабль повстанцев нагнали транспорт одновременно. С какой скоростью двигался корабль охраны?Решение.Обозначим через t ч время, за которое транспортный корабль достиг места встречи. Тогда корабль охраны был в пути (t – 1) час, а корабль повстанцев (t – 3) часа.Приравнивая расстояния, пройденные всеми космическими аппаратами, получаем следующие равенства:, где (парсек/ч) — скорость корабля охраныИз равенства получаем .Из равенства определяем искомую скорость: , выражая получим (Учащиеся работают в подгруппах, первая подгруппа получает задачи 1,3,5, вторая – 2,4,6. В каждой задаче необходимо составить алгебраическую дробь. После решения всех трех задач, той «стороне силы», кто не уложился во времени или закончил позже, присваивается коэффициент 2 для всей «боевой мощности», то есть для всех параметров, чтобы при составлении неравенств далее их силы оказались в 2 раза меньше)- Теперь, когда все данные, собранные разведкой, обработанные штабом и полученные на поле боя есть у каждой стороны силы, собирайте все силы вместе и найдите значения букв, при которых ваша сторона силы победит. Когда закончите вычисление – отправляйте посла на переговоры, то есть к доске, чтобы записать ваши данные. И снова время работает против вас – через 10 минут будет включено защитное поле планеты, и та «сторона силы», которая не успеет закончить расчеты, не сможет высадиться на планету, то есть проиграет.(Учащиеся работают в группах. Им необходимо определить значения букв, при которых будут выполняться неравенства: – то есть число кораблей одной команды больше числа кораблей другой. – то есть скорость кораблей одной команды больше скорости кораблей другой. – то есть время в пути до планеты Набу для флотилии одной команды меньше времени в пути другой флотилии).(Учащиеся производят расчеты, выбирают члена команды, который идет к доске и записывает результаты, пока «посол» пишет остальные ученики рассаживаются по местам. «Послы» озвучивают результаты всему классу, учитель проверяет их и при необходимости корректирует)Рефлексивно-оценочная часть- Сегодня победила «светлая (темная)» сторона силы. Планета Набу спасена (захвачена). (Награждение команд)Какова была цель урока? (рассмотреть ситуации, когда составление задачи и ее решение играет важную роль в жизни людей, научиться решать такие задачи)- Достигли мы её? (да)- Как мы её достигли? (рассмотрели различные задачи на движение, на работу, посмотрели, как алгебраические дроби используются в практических задачах)Домашнее задание. Составить задачу на движение из своей повседневной жизни, решить ее.

Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Минобрнауки.рф: официальный сайт М-ва образования и науки Рос. Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/922
2. Вишнякова С М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Вып. 32. М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
3. Глейзер, Г.Т. Повышение эффективности обучения математике в школе. / Г.Т. Глейзер - М.: Просвещение, 2015. – с 321-329
4. Добрина Е.А., Саввина О.А. Практическая работа «Карта звездного неба». // – Математика в школе. – 2007. – № 1. – С. 2-7.
5. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Кузнецова Л.И., Григорьева Т.П. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов/ Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 355 с.
6. Каковы особенности российского кризиса 2015 года? [Электронный ресурс] //URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-70936
7. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 2014. - 341 с.
8. Куянова И.В. К вопросу формирования морально-нравственных качеств выпускника высшего профессионального образовательного учреждения // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 78-80; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32970
9. Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. - М., 2014. - №6 - С.48-56
10. Малиновская Н.В. Понятие угла в курсе математики и географии. // – Математика в школе. – 2005. – № 4. – С. 14-17.
11. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 2015. – 192 с.
12. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/
13. Морозов Д. Н. Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика» // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 817-819. — URL https://moluch.ru/archive/83/15130/
14. Оспанова А. Т. Инновационный урок — это зеркало культуры учителя [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 11-14. — Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5164/
15. Петрова В.А., Попова К.А. Векторы, фракталы и компьютерное моделирование. // – Математика в школе. – 2006. – № 8. – С. 8-14.
16. Попов К.А. Исследование геометрических преобразований средствами компьютера. // – Математика в школе. – 2007. – № 8. – С. 43-48.
17. Петрова Н.П. Изучение свойств функций с помощью электронных таблиц Excel. // – Математика в школе. – 2008. – № 2. – С. 45-47.
18. Пойа Д. Математическое открытие [Текст] / Д. Пойа. – М. : Наука, 1970. – 456 с.
19. Примерная программа по математике // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eor.pushkininstitute.ru/images/showcase/НО.Математика.pdf
20. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.: Просвещение,2015. – 192 с.
21. Ушинский К. Д. Воспитать ребенка как? // ВикиЧтение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/134253
22. Чистяков В.В. Чертим и уравновешиваем… растворы. // – Математика в школе. – 2008. – № 10. – С. 7-15.
23. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис.канд.пед.наук. -- М.,2014.

Вопрос-ответ:

Что представляют собой межпредметные связи в условиях ФГОС нового поколения?

Межпредметные связи в условиях ФГОС нового поколения - это связи, устанавливаемые между разными предметами и предметными областями в процессе обучения, с целью обеспечения более полного и системного усвоения знаний, умений и навыков.

Какие требования предъявляются к современному уроку по математике в условиях введения ФГОС нового поколения?

Современный урок по математике в условиях ФГОС нового поколения должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить активное вовлечение учеников в процесс обучения, развитие их творческих способностей, формирование умений и навыков самостоятельной работы, а также применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Какое понятие лежит в основе межпредметных связей?

В основе межпредметных связей лежит понятие о том, что знания и умения в разных предметах и предметных областях не являются изолированными, а взаимосвязанными и взаимозависимыми. Это означает, что для успешного усвоения материала в одном предмете необходимо использовать и применять знания из других предметов.

Как можно реализовать межпредметные связи на уроках математики?

Межпредметные связи на уроках математики можно реализовать через использование задач, примеров и упражнений, которые связывают математику с другими предметами, такими как физика, химия, экономика и др. Также можно проводить интегрированные уроки, на которых одновременно изучаются материалы разных предметов.

В каком направлении исследуется педагогический опыт в реализации межпредметных связей в условиях ФГОС нового поколения?

В педагогическом опыте в реализации межпредметных связей в условиях ФГОС нового поколения исследуется различные методы и подходы к организации учебного процесса, преимущества и недостатки использования межпредметных связей, влияние данного подхода на результаты обучения учащихся.

Какие требования предъявляются к современному уроку математики в условиях введения ФГОС нового поколения?

Один из основных требований к современному уроку математики в условиях ФГОС нового поколения - это осуществление межпредметных связей. Урок должен быть построен таким образом, чтобы математика была интегрирована с другими предметами и применялась для решения реальных жизненных задач.

Какое понятие лежит в основе межпредметных связей?

Основное понятие, лежащее в основе межпредметных связей - это интеграция знаний и умений из разных предметов. Это подразумевает использование математических знаний и навыков в других учебных дисциплинах, а также использование знаний из других предметов в процессе изучения математики.

Какие методические рекомендации по реализации межпредметных связей на уроках математики предлагаются?

В методических рекомендациях по реализации межпредметных связей на уроках математики предлагается анализировать педагогический опыт других учителей, а также активно использовать методы и приемы, способствующие интеграции математики с другими предметами. Например, можно проводить проектные исследования, решать реальные задачи, делать упражнения, связанные с другими предметами и т.д.