Методические особенности математического развития младших школьников через использования конструирования во внеурочной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 30 30 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 19.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема математического развития младших школьников 6
1.Математическое развитие младших школьников во внеурочной деятельности 6
2. Внеурочная деятельность младших школьников в условиях современных ФГОС 10
ГЛАВА 2. Организация математического развития младших школьников через использования конструирования во внеурочной деятельности 17
2.1 Роль конструирования в развитии детей младшего школьного возраста 17
2.2.Конструирование как часть интеграционного процесса в обучении математике младших школьников 23
ЗАЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

A. Парамоновой и др. дает основание рассматривать конструирование как деятельность, включающую в себя элементы других видов занятий - игры, труда, изобразительной деятельности [16]. Благодаря интегральному характеру конструирования, создаются возможности для формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Конструирование развивает у детей многие факторы: инициативу, самостоятельность, мыслительную планирующую деятельность; формирует трудолюбие, упорство при достижении цели, организованность; способствует развитию других психических процессов: обобщения, анализа и синтеза, сравнения, расчленения на части [5]. Поэтому важно создать такие педагогические условия, которые смогут обеспечить формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию.2.2.КонструированиекакчастьинтеграционногопроцессавобученииматематикемладшихшкольниковСоциальныезапросы,предъявляемыекшколе,диктуютучителюпоискновыхформобучения.Однойизтакихактуальныхпроблемиявляетсяпроблемаинтеграцииобучениявначальнойшколе,когдапониманиепредметаобученияпроисходитчерездругиепредметытворческогоплана.Такиминтегрированнымкурсомприобучениимладшихшкольниковсталиматематикаиконструирование.Заосновуинтеграцииобучениянеобходимовзятькакодноизсоставляющихуглубление,расширение,уточнениенескорыхобщихпонятий,которыеявляютсяобъектомизученияразличныхнаук.Интеграцияобученияматематикеиконструированиюимеетцель:вначальнойшколезаложитьосновыцелостногопредставленияоприродеиобществеисформироватьотношениекзаконамихразвития.Интеграциясовершенствуетипомогаетпреодолетьнедостаткипредметнойсистемы,инаправленанауглублениевзаимосвязеймеждупредметами.Интегрированныйпроцессобученияспособствуеттому,чтознанияприобретаюткачествасистемности,умениястановятсяобобщенными,комплексными,развиваютсявсевидымышления:наглядно-действенное,наглядно-образное,логическое.Личностьстановитсявсестороннеразвитой.Методическойосновойинтегрированногоподходакобучениюявляетсяустановлениевнутрипредметныхимежпредметныхсвязейвусвоениинаукипониманиезакономерностейвсегосуществующеговмире.Аэтовозможноприусловиимногократноговозвращениякпонятиямнаразныхуроках,ихуглублениеиобогащение.Цельобразовательнойподготовкивначальнойшколе-формированиеличности.Каждыйпредметразвиваеткакобщие,такиспециальныекачестваличности [14].Ориентациясовременнойшколынагуманизациюпроцессаобразованияиразностороннееразвитиеличностиребенкапредполагаетнеобходимостьгармоническогосочетаниясобственноучебнойдеятельности,врамкахкоторойформируютсябазовыезнания,уменияинавыки,сдеятельностьютворческой,связаннойсразвитиеминдивидуальныхзадатковучащихся,ихпознавательнойактивности,способностисамостоятельнорешатьнестандартныезадачи.Активноевведениевтрадиционныйучебныйпроцессразнообразныхразвивающихзанятий,специфическинаправленныхнаразвитиеличностно-мотивационнойианалитико-синтетическойсферребенка,памяти,внимания,пространственноговоображенияирядадругихважныхпсихическихфункций,являетсявэтойсвязиоднойизважнейшихзадачобучения.Основнойособенностьюдетскогоконструированияявляетсяустановлениепространственногорасположенияэлементовпредметаиподчинениеегоопределённойлогике.Конструктивноетворчествоявляетсятакимвидомдеятельности,котороехарактеризуетсяцеленаправленнымпоискомновизнывспособахпостроения,соединениядеталейиихположениивпространстве,когдапутёмпоискаопределяютсяоригинальныеспособыконструирования.Конструктивноетворчествопредставляетсложныйкомплексумственныхипрактическихдействий.Оноимеет2основныеэтапа:этапзамысла,гдеотражаетсясобственнаяпреобразующаядеятельностьмышленияивоображенияребёнкаиэтапегопрактическойреализации [11].Такимобразом,проанализировав научно-практические исследования, мы смогли определить педагогические условия, которые позволят развивать математические способности детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования. Прежде всего, это создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС, реализация развития ребенка через предоставляемую свободу деятельности, разработка системы работы по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования и обязательное сотрудничество ОУ и семьи, что помогает повысить уровень математического развития детей младшего дошкольного возраста. Поэтому важно создать такие педагогические условия, которые смогут обеспечить математическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию.ЗАЛЮЧЕНИЕПроблема математических способностей в психологии представляет обширное поле действия для исследователя. В силу противоречий между различными течениями в психологии, а также внутри самих течений, пока не ведется речь о точном и строгом понимании содержания этого понятия. Вместе с тем следует отметить неугасающий интерес к этой проблеме во всех течениях психологии, что делает проблему развития математических способностей актуальной.Практическая ценность исследований по этой теме очевидна: математическое образование играет ведущую роль в большинстве образовательных систем, а оно, в свою очередь, станет более эффективным после научного обоснования его основы – теории математических способностей. Как утверждал В. А. Крутецкий: «Задача всестороннего и гармонического развития личности человека делает совершенно необходимой глубокую научную разработку проблемы способности людей к тем или иным видам деятельности. Одним из средств математического развития выступает конструирование.Детскоеконструированиеможетбытьпредставленокаквиддеятельности,вкоторомдошкольникисоздаютизбольшогоразнообразияматериалов,будьтобумага,пластилин,природныйматериалиликонструкторразнообразныеподелки.Конструированиеявляетсясложнымвидомдеятельностиребенкаипоэтомутребуетдетальногорассмотрения.Анализ научных исследований авторов З.В. Лиштвана, JI.A. Парамоновой и др. дает основание рассматривать конструирование как деятельность, включающую в себя элементы других видов занятий - игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря интегральному характеру конструирования, создаются возможности для формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Конструирование развивает у детей многие факторы: инициативу, самостоятельность, мыслительную планирующую деятельность; формирует трудолюбие, упорство при достижении цели, организованность; способствует развитию других психических процессов: обобщения, анализа и синтеза, сравнения, расчленения на части. Поэтому важно создать такие педагогические условия, которые смогут обеспечить формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАлександроваЭ.И.Программаразвивающегообучения:математика.1-5классы.–М.,1999.АнуфриеваЛ.П.Обучениеучащихсяначальнойшколыэлементамгеометрии.–Тамбов,1995.АнуфриеваЛ.П.,ГусеваВ.И.Методикаобученияпростейшимгеометрическимпостроениямучащихсяначальнойшколы.–Тамбов,1999.БайрамуковаП.У.Внекласснаяработапоматематикевначальныхклассах.–М,1997.БелошистаяА.В.,КабановаН.В.,Моделированиевкурсе«Математикаиконструирование»//Нач.школа.1999,№9,с.38-44.БененсонЕ.П.,ВольноваЕ.В.,ИтинаЛ.С.Знакомьтесь:геометрия.Тетради№1,№2.–М.,1995.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966. — 541 с. ГальперинП.Я.Психологиямышленияиучениеопоэтапномформированииумственныхдействий.//Исследованиемышлениявпсихологии./Подред.Е.В.Шороховой–М.,1996.ГинА.Приемыпедагогическойтехники.–М.:Вита-пресс,1999.ГригорьевД.В.Внеурочнаядеятельностьшкольников.Методическийконструктор:пособиедляучителя.–М.:Просвещение,2010.ЖильцоваТ.В.,ОбуховаЛ.А.Поурочныеразработкипонагляднойгеометрии:1-4класс.–М.:ВАКО,2004.ЖитомирскийВ.Г.,ШевринЛ.Н.Геометриядлямалышей.–М.:Просвещение,1975.Занимательнаягеометрия:пропись-раскраска./Сост.О.Н.Левин.–Краснодар,1995.Тетрадь№1,№2.ИвинА.А.Искусствоправильномыслить.–М.,1986.ИстоминаН.Б.Активизацияучащихсянаурокахматематики.–М.,1990.Курбатова Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 343-351. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. — Волгоград: Учитель, 2005. Новыепедагогическиеиинформационныетехнологиивсистемеобразования.//Под.ред.д-рапед.наук,проф.Е.С.Полата–М.,2001.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста/Под.ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988. ПанчищинаВ.А.,ГельфманЭ.Г.,КсеневаВ.Н,ЛобаненкоН.Б.Геометриядлямладшихшкольников:учебноепособиепогеометрии.–Томск:изд-воТом.ун-та,1994.Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.ПерельманЯ.И.Занимательнаягеометрия.–М.,1994.Предметныенеделившколе.Математика./Сост.Л.В.Гончарова.–Волгоград,2001.РусановВ.М.Математическиеолимпиадымладшихшкольников.–М.,1990.Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2012, 2013. 5) Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2012. 6СимановскийА.Развитиепространственногомышленияребенка.–М.:Рольф,2000.Сорока О. А. Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 189-192. Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.:Тайлакова Е. В., Носова С. Б. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 51-53. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012. ЩукинаГ.И.Педагогическиепроблемыформированияпознавательныхинтересовучащихся.–М.:Педагогика,1988.ЩукинаГ.И.Рольдеятельностивучебномпроцессе.–М.,1986.ЯкиманскаяИ.С.Личностно-ориентированноеобучениевсовременнойшколе.//Обруч–М.:Сентябрь,1996.Ященко И. В. Математика. ЕГЭ –2012, 2013: учебно-тренировочные тесты / — М: Дрофа, 2012

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
2. Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
3. Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
4. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
5. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
6. Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966. — 541 с.
8. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой – М., 1996.
9. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
11. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
12. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.
13. Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. – Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
14. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
15. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М., 1990.
16. Курбатова Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 343-351.
17. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. — Волгоград: Учитель, 2005.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М., 2001.
19. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.
20. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста/Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.
21. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
22. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.
23. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
24. Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
25. Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
26. Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2012, 2013. 5) Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2012. 6
27. Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.
28. Сорока О. А. Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 189-192.
29. Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.:
30. Тайлакова Е. В., Носова С. Б. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 51-53.
31. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
32. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
33. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
34. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч – М.: Сентябрь, 1996.
35. Ященко И. В. Математика. ЕГЭ –2012, 2013: учебно-тренировочные тесты / — М: Дрофа, 2012

Вопрос-ответ:

Какие методические особенности используются для математического развития младших школьников через использование конструирования во внеурочной деятельности?

Одной из методических особенностей является использование конструирования во внеурочной деятельности. Данный метод помогает развивать логическое мышление, пространственное воображение и математические навыки у учеников.

Почему использование конструирования во внеурочной деятельности важно для развития математических навыков у младших школьников?

Использование конструирования во внеурочной деятельности позволяет младшим школьникам на практике применять математические знания. Они учатся анализировать, решать проблемы и находить различные пути решения. Это развивает их творческое и критическое мышление.

Какова роль внеурочной деятельности в математическом развитии младших школьников?

Внеурочная деятельность играет важную роль в математическом развитии младших школьников. Это время, когда ученики могут более свободно и самостоятельно исследовать математические понятия и принимать активное участие в конструировании различных моделей и объектов.

Как современные ФГОС влияют на внеурочную деятельность младших школьников и их математическое развитие?

Современные ФГОС определяют направления и цели внеурочной деятельности младших школьников. Они подчеркивают важность развития математических навыков через использование разных методов, включая конструирование. Таким образом, ФГОС оказывают влияние на организацию математического развития учащихся во внеурочной деятельности.

Какие преимущества имеет использование конструирования для математического развития младших школьников?

Использование конструирования во внеурочной деятельности дает младшим школьникам возможность активно применять свои математические знания и навыки на практике. Они учатся видеть связи между абстрактными математическими концепциями и реальными объектами, что способствует их лучшему пониманию математики.

Какова проблема математического развития младших школьников?

Проблема математического развития младших школьников заключается в том, что они часто испытывают затруднения в понимании математических концепций и операций.

Какова роль внеурочной деятельности в математическом развитии младших школьников?

Внеурочная деятельность играет важную роль в математическом развитии младших школьников, так как позволяет им применять и практиковать математические навыки в практических ситуациях.

Как можно организовать математическое развитие младших школьников через использование конструирования во внеурочной деятельности?

Организация математического развития младших школьников через использование конструирования во внеурочной деятельности может быть осуществлена путем предоставления детям конструкторов и задач, включающих элементы конструирования, где они смогут применять свои математические знания и навыки.

Каковы методические особенности математического развития младших школьников через использование конструирования во внеурочной деятельности?

Методические особенности математического развития младших школьников через использование конструирования во внеурочной деятельности включают в себя создание задач, требующих применения математических знаний и навыков при конструировании, а также проведение обсуждений и анализа результатов совместной работы.

Как внеурочная деятельность в условиях современных ФГОС влияет на математическое развитие младших школьников?

Внеурочная деятельность в условиях современных ФГОС способствует математическому развитию младших школьников, так как включает в себя задачи и игры, которые позволяют применять математические знания и навыки в реальных ситуациях.

Какова проблема математического развития младших школьников?

Проблема математического развития младших школьников заключается в том, что многие из них испытывают трудности в освоении математических навыков и понятий. Это связано с недостаточной развитостью математического мышления и низким уровнем математической грамотности.