Правовой статус субъектов РФ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 08.03.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации 5
1.2. Сущность правового статуса субъектов Российской Федерации 7
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1. Правовой статус республики как субъекта Российской Федерации 11
2.2. Правовой статус областей, краев, городов федерального значения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

Устав призван закреплять правовой статус области, края, города федерального значения; организацию власти; порядок нормотворчества, административно-территориальное деление и основные аспекты организации местного самоуправления.
Области, края, города федерального значения имеют собственную территорию, которая не может изменяться без их согласия. Граница между ними и прочими федеральными субъектами может изменяться по согласию области, края, города федерального значения.
Любая область, край, город федерального значения образует учреждения судебной, исполнительной и законодательной власти, которые действуют на основании Конституции России, а также уставов областей, краев, городов федерального значения.
Требуется сказать о том, что если раньше учреждения власти рассматриваемых субъектов относились законодательством к местным учреждениям власти, то на сегодняшний день они являются органами власти федеральных субъектов.
Рассматриваемые субъекты вправе иметь собственную символику. Порядок использования официальной символики области определяются законом области.
Края, области, Москва, Санкт- Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация данной деятельностью осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.
По взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, городов федерального значения может быть изменен статус субъекта.
В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ.
Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации.
Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрации края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.
Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения данных субъектов Федерации. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов - краев, областей городов федерального значения - и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения. Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 раздела второго Конституции РФ в случае несоответствии положений Конституции РФ положением Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.
Согласно Конституции РФ и Федеративного договора, в совместном ведении Федерации и краев, областей и города федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, городов федерального значения.
Конституции и федеральным законам; защита прав и свобод гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение входят вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование; установление общих принципов налогообложения и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема государственного устройства во всех формах, так или иначе, касается более или менее развитых стран, по существу является глобальной, поскольку органически связана с другой, более крупной - о форме проявления в государствах.
Основы конституционно-правового статуса РФ определены в главе 3 «Федеративное устройство» (ст. 65-79) в других главах и статьях Конституции РФ, в федеральных и иных нормативно-правовых актах.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономная область, автономных округов - равноправных субъектов РФ.
Однако эта норма нуждается в уточнениях. Равноправие субъектов не следует рассматривать абстрактно юридически; статус каждой разновидности субъекта имеет свои особенности.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Однако большинство автономных округов входят в состав краев и областей и должны были бы рассматриваться как государственные образования наряду с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма, то есть Конституция все же предусматривает различие субъектов, хотя это различие в ней ясно не выражено.
К сказанному нужно, конечно, добавить территорию, людские и сырьевые ресурсы, другие особенности разновидностей субъектов РФ. Нельзя всерьез говорить о каком-то абстрактном равноправии.
В вопросе о разграничении предметов ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и субъектов РФ как показал опыт, недостаточно руководствоваться Конституцией РФ. В результате родилась практика заключения договоров о разграничении ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
В настоящее время идет процесс объединения субъектов РФ, что предполагает многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление автоматически не сделает субъекты Федерации стабильно развивающимся. Необходимо реальное стимулирование экономики. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопрос правосубъективности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 21 января 2009 г. – № 4831.
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 апр. 2004 г. // СЗ РФ. - 2004. - № 13. -Ст. 1110. 
Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: Избранные публикации: В 2 т. Новосибирск: Наука, 2008. Т. 1.
Ливеровский, А.А. О статусе субъекта Российской Федерации / А.А. Ливеровский // Правоведение, 2016. – № 2. – 34-39
Павлов, И.Е. Государственная власть в субъектах России / И.Е. Павлов // Парламентская газета. – № 286. – 2015. – 13 ноября.
Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: монография / И.А. Умнова. – М.: Омега-Л, 2013.



Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 21 января 2009 г. – № 4831.
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 апр. 2004 г. // СЗ РФ. - 2004. - № 13. -Ст. 1110. 
Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: монография / И.А. Умнова. – М.: Омега-Л, 2013. – С. 124 
Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: Избранные публикации: В 2 т. Новосибирск: Наука, 2008. Т. 1. С. 220.

Ливеровский, А.А. О статусе субъекта Российской Федерации / А.А. Ливеровский // Правоведение, 2016. – № 2. – 34
Павлов, И.Е. Государственная власть в субъектах России / И.Е. Павлов // Парламентская газета. – № 286. – 2015. – 13 ноября. – С. 22












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 21 января 2009 г. – № 4831.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
3. Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 апр. 2004 г. // СЗ РФ. - 2004. - № 13. -Ст. 1110.
4. Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: Избранные публикации: В 2 т. Новосибирск: Наука, 2008. Т. 1.
5. Ливеровский, А.А. О статусе субъекта Российской Федерации / А.А. Ливеровский // Правоведение, 2016. – № 2. – 34-39
6. Павлов, И.Е. Государственная власть в субъектах России / И.Е. Павлов // Парламентская газета. – № 286. – 2015. – 13 ноября.
7. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: монография / И.А. Умнова. – М.: Омега-Л, 2013.

Вопрос-ответ:

Какие виды субъектов существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют следующие виды субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Что такое правовой статус субъектов Российской Федерации?

Правовой статус субъектов Российской Федерации представляет собой комплекс правовых норм и принципов, которые определяют политическую, экономическую и правовую позицию субъектов в системе государственного устройства России.

Какие особенности правового статуса республик в Российской Федерации?

Правовой статус республик предполагает особый режим самоуправления и сохранение определенной национальной и культурной идентичности. Республики имеют право на использование своего языка, проведение национальных праздников и развитие культурных и образовательных программ.

В чем заключаются особенности правового статуса областей, краев и городов федерального значения?

Области, края и города федерального значения имеют большую автономию, чем регионы с другими видами правового статуса. Они имеют больше полномочий в экономической и социальной сферах, а также имеют свободу разработки своих законов в рамках федерального законодательства.

Какие документы закрепляют правовой статус субъектов Российской Федерации?

Правовой статус субъектов Российской Федерации закрепляется в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, уставах и иных нормативных актах, которые определяют права и обязанности субъектов и их положение в системе государственного устройства России.

Какие виды субъектов Российской Федерации существуют?

В Российской Федерации существуют следующие виды субъектов: республики, области, края, города федерального значения, автономные области и автономные округа.

Чем отличается правовой статус республики от остальных субъектов Российской Федерации?

Правовой статус республик имеет свои особенности. Республики имеют право на сохранение и развитие своего языка, культуры и традиций. Кроме того, республики имеют право на принятие собственной конституции и законов, которые должны быть не противоречащими федеральным законам.

Какие особенности правового статуса областей, краев и городов федерального значения?

Правовой статус областей, краев и городов федерального значения отличается от республик. У них нет права на принятие собственной конституции и законов. Однако, они имеют свои собственные органы власти и самоуправления.

Какие права и обязанности имеют субъекты Российской Федерации в рамках своего правового статуса?

Субъекты Российской Федерации имеют право на участие в федеральном законодательстве, управление своими делами в рамках конституции и законов Российской Федерации. Они также обязаны соблюдать федеральные законы и решения федеральных органов власти.

Какие принципы определения правового статуса субъектов Российской Федерации?

Правовой статус субъектов Российской Федерации определяется принципами конституционного равноправия, единства и неделимости государственной власти. Все субъекты имеют одинаковые права и обязанности перед федеральными органами власти.