образ политика сквозь призму когнитивной метафоры немецкого дискурса СМИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 34 34 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Глава 2. Анализ метафорических номинаций, репрезентирующих образ «политик» в немецком политическом медиадискурсе

2.1. Характеристика метафорических моделей, объективирующих субъект политик в политическом дискурсе ФРГ

В настоящее время СМИ играют огромную роль в осуществлении политической коммуникации. Речи политических деятелей и статьи, представленные в СМИ, оказывают значительное влияние на формирование общественных мнений, оценок и суждений, а значит, становятся мощным инструментом реализации политического процесса.
Таким образом, формируемый в сознании человека образ того или иного явления или объекта политической жизни, а также определенное отношение к нему – это продукт грамотной и четкой политики представления информации в СМИ, созданный для достижения тех или иных целей. Отображение американской действительности в материалах американских СМИ, также как и отображение русской действительности в русских СМИ, представляет большой интерес, так как формирует особое представление о США и России, формируя некий образ государства и, следовательно, отношение к нему и происходящим в нем процессам.
Наиболее эффективным, интересным и любимым среди политических деятелей и журналистов средством воздействия на восприятие читающей аудитории является метафора. Метафоры в политическом дискурсе создают представления об абстрактных понятиях, связанных с политическими явлениями. Помимо того, что метафора является украшением речи политика или журналиста, усиливая его образность, она также является идеальным средством обобщения основной мысли, способствуя не только ее компактному выражению, но и долговременному удержанию в памяти адресата. Более того, метафора придает речи политика экспрессивность и выразительность, что повышает ее уровень воздействия на аудиторию.
Дискурсивный анализ – это не получение информации в контексте определенного метода, а целый комплекс методов, которые сочетаются между собой в решении определенных проблем. Дискурсивный анализ может использовать комплекс таких разнонаправленных подходов, как семиотика, теория речевых актов, интеракционизм и т.д.
Наиболее очевидным недостатком дискурсивного анализа становится произвольный набор методик, которые отмечаются большинством специалистов. Н. Б. Вахтин и Е. В. Головко отмечают, что «существует столько вариантов дискурсивного анализа, сколько авторов заявляют о его использовании в своих исследованиях» [14, с. 269].
Критический дискурсивный анализ в основном касается отношения между языком, властью и идеологией. Как показывает эта теория, язык является основным средством практической идеологии и власти, а метафорический язык гораздо более силен.
Наше исследование пытается принять концептуальную теорию метафоры для анализа политического дискурса. Проанализировав выступления американских президентов, будут понятны концептуальные политические метафоры в этих выступлениях, и будут исследованы основа и функции этих метафор. Систематическое исследование политических концептуальных метафор осуществляется путем анализа типичных и достоверных данных. Это покажет, как метафоры работают в политическом мире. На практике это может помочь людям понять американскую политику и культуры определенным образом.
Исследование реализовано на основе использования явной, кодированной информации.
Манифестное кодирование опиралось на три индикатора:
б- описательных индикаторов: наименование источника исследуемого материала (из числа выборочной совокупности), дата выхода материала, информационный повод, статус издания.
- индикаторов, которые реализовывали семантические элементы.
В данном исследовании применялся количественный анализ данных с использованием программы SPSS Statistics 20.0, а также качественный анализ информации (дайджест материалов)
Единица анализа – политический спич, который вышел в период с Января 2018 по сентябрь 2018 гг. Статья должна быть оригинальной – это позволяет не дублировать информацию, так как перепечатка может существенно осложнить анализ.
Политические статьи имеют большое значение для оценки происходящего в Германии и других странах. Фактически, можно сказать, что каждая статья отражает взгляд на ту или иную персону и формирует отношение у аудитории.
Один из авторов речи для президентов Форда и Буша однажды сказал: «Красота политического спича заключается в том, что мы создали огромную традицию, когда происходит узаконивание президента ... Это один случай, когда вы можете развиваться по шкале красноречия.
Здесь видится уместным привести классификацию моделей концептуальной метафоры в политическом дискурсе. А. П. Чудинов отмечает, что «при решении задачи систематизации метафорических моделей процесс значительно более важен, чем результат» [17]. Это объясняется тем, что невозможно выделить одну общепринятую классификацию, возможные пути классификации очень разнообразны.
Так А. П. Чудинов считает, что «перспективы единой и общепризнанной классификации метафорических моделей еще менее очевидны, но такая работа нужна, поскольку она позволит выделить хотя бы наиболее частотные и продуктивные модели, а также даст богатый материал
Фрагмент для ознакомления

spiegel.de/thema/new_york_times/], (дата обращения 25.09.2018).Сравнение Д. Трампа с Ангелой Меркель в контексте высказывания делается для того, чтобы подчеркнуть важность Президента. Но данная статья – перевод американского издания. Впрочем, несмотря на то, что Ангела Меркель нередко раскрывается с позиции «мужских» качеств, СМИ предпочитают также подчеркивать и ее женскую силу. Причем данные показатели становятся доминирующими. Рассмотрим на конкретных примерах. BundeskanzlerinAngelaMerkelistaneinerschnellenNachfolgeregelunginteressiert. So kann sie sich wieder der großen Bühne widmen, auf der sie als deutsche Sachwalterin steht [https://www.focus.de/fotos/angela-merkel-entzog-bundespraesident-christian-wulff-das-vertrauen_mid_1027963.html], (датаобращения 25.09.2018).Воплощение в приведенном примере образа «опекуна» отсылает нас к средневековым представлениям о королеве-регентше, которая до совершеннолетия правителя заменяла его на троне. Воплощение Меркель в женском амплуа выгодно отличает ее образ от мужских политиков. Merkel benutzt ihr Handy gern und oft; man hat sie deswegen schon “Handy-Kanzlerin” genannt. Bei allen möglichen Gelegenheiten telefoniert oder simst sie, vor allem bei Fahrten in ihrem Dienstwagen. Auf diesem Wege gratuliert sie nicht nur zum Geburtstag oder verteilt Lob, sonder lässt ihre Kollegen auch wissen, wenn ihr eine Aüßerung missfallen hat. Auch Smileys sollen mittlerweile zu ihrem Repertoire gehören [Mode of access: http://www.spiegel.de/thema/us_praesidentschaftswahl_2017/], (датаобращения 29.09.2018)В приведенном отрывке обыгрывается достаточно шутливо образ женщины, которая любит говорить по телефону. С одной стороны, указывается на старомодность канцлера, так как она, как и большинство пожилых женщин, осваивает способ смс-переписки и рассылает потом поздравления и сообщения. In Österreich gilt Angela Merkel manchen als europäischer Ruhepol [https://www.zeit.de/politik/deutschland/2017-09/angela-merkel-tuerkei-russland-usa-polen-china-frankreich-indien-oesterreich/seite-5], (датаобращения 30.09.2018).Метафора manchenalseuropäischerRuhepol может быть описана как типично женская. Именно женщина становится хранительницей очага. Она же движет все свершения, будучи надежным тылом.Natürlich, Angela Merkel ist nicht die alleinige Erfinderin dieser Politik, dieser Unsinn hat viele Väter, Mütter und Paten, aber gemeinsam mit ihrem Finanzminister Wolfgang Schäuble, diesem Breschnew des Neoliberalismus, stand sie im letzten Jahrzehnt wie niemand sonst für diese Politik. [https://www.zeit.de/politik/deutschland/2017-11/angela-merkel-kandidatur-anfuehrerin-freie-welt/seite-2], (дата обращения 10.10.2018)Образ Ангелы Меркель в приведенном примере получает свое воплощение через призму семейных отношений, что становится прерогативой женского имиджа. Перечисление особенностей семьи и семейной иерархии косвенно указывает на создание «клановости» немецкой политики. Während rechte Demonstranten die Regierungschefin bei ihrem Besuch in Heidenau ausbuhten und als Volksverräterin beschimpften, feiern Syrer sie bei Facebook und Twitter als „mitfühlende Mutter“. Die Kanzlerin, die noch vor Wochen für ihren unbeholfenen Umgang mit dem palästinensischen Flüchtlingsmädchen Reem gescholten wurde, wird plötzlich zur deutschen Schwester von Mutter Teresa hochgelobt [https://www.zeit.de/politik/deutschland/2017-09/angela-merkel-afd-bundestagswahl-wahlanalyse], (датаобращения 08.10.2018)Метафора «немецкая мать Тереза» способствует раскрытию особенностей сирийской политики. Метафора эта характеризует милосердие и человеколюбие, так как образ матери Терезы стал нарицательным. Но в контексте немецких СМИ может быть охарактеризован как неоднозначный.Перейдем к третьей мишени для когнитивных метафор – В. В. Путину. Политические события на международной арене таковы, что в настоящее время наметилось противостояние между Россией и США, которое не может игнорироваться на страницах изданий. Германия, как союзник США по НАТО, не может игнорировать роль российского президента. В данной работе мы обратили внимание на передачу образа В. В. Путина по двум ведущим точкам противостояния – сирийскому вопросу и украинскому кризису. 1.Zudem wollte Putin "die Flüchtlingskrise weiter verschärfen und als Waffe einsetzen, um die transatlantischen Beziehungen und das europäische Projekt zu untergraben", sagte McCain. An Putins Ambitionen habe sich "einzig verändert, dass sein Hunger nach dem Essen noch zugenommen hat" [https://www.welt.de/politik/ausland/article152221340/Wladimir-Putin-setztFluechtlinge-als-Waffe-ein.html], (датаобращения 20.09.2018)Кроме того, Путин "хотел еще больше обострить кризис беженцев и использовать его в качестве оружия для подрыва трансатлантических отношений и европейского проекта", сказал Маккейн. Амбиции Путина изменились «только из-за того, что его голод к еде увеличился» [https://www.welt.de/politik/ausland/article152221340/Wladimir-Putin-setztFluechtlinge-als-Waffe-ein.html] , (дата обращения 20.09.2018)2.Nach den Siegen in Aleppo und andernorts fühle Putin sich bestärkt, und damit wächst laut Tenzer auch sein Appetit [https://www.welt.de/politik/ausland/article163003430/Israels-Furcht-vor-demEnde-des-Pakts-mit-Putin.html], (датаобращения 20.09.2018)После побед в Алеппо и в других местах Путин чувствует себя обнадеживающим, и с этим, по словам Тензера, его аппетит [https://www.welt.de/politik/ausland/article163003430/ «Страх Израиля - до конца пакта» растет -Putin.html], (дата обращения 20.09.2018)В данном случае широко используется модель дискредитирующего доказательства. Специфика данной тактики заключена в том, что в описание действий российского лидера умело вписывается сообщение про страдания сирийского народа. Подобная тактика позволяет подчеркнуть, что данные страдания, хоть и косвенно, становятся следствием политических действий В. В. Путина. Как следствие, создается впечатление о том, что до той поры, пока Россия поддерживает Сирию, сложно будет поверить в то, что народ страны может выйти из нищеты. Когнитивные метафоры, которые приведены в примерах – «auchseinAppetit» и «dieFlüchtlingskriseweiterverschärfenundalsWaffeeinsetzen, umdietransatlantischenBeziehungen». Kein Wunder also, dass bereits vor wenigen Tagen der russische Staatssender Rossija genüsslich über die "Angst der Amerikaner, Trump mit Putin allein zu lassen", berichtete. Dass es vor einem Jahr nur ein kurzes Treffen der beiden Präsidenten beim Apec-Gipfel gab, liege daran, dass der US-Präsident damals vom eigenen Umfeld gewarnt worden sei [https://www.zeit.de/politik/ausland/2018-07/usa-russland-gipfel-donald-trump-wladimir-putin-helsinki/seite-2], (датаобращения 28.09.2018). Неудивительно, что несколько дней назад российская государственная телекомпания "Россия" смаковала "страх перед американцами, оставившими Трампа наедине с Путиным". Тот факт, что год назад на саммите Apec состоялась лишь краткая встреча двух президентов, объясняется тем, что президент США в то время был предупрежден своим окружением [https://www.zeit.de/politik/ausland/2018- 07 / США-Россия-Саммит-Дональд-Трамп-Владимир-Путин-Хельсинки / страница-2], (дата обращения 28.09.2018).Отрицательный имидж глав российского правительства дан неявно, но настраивает аудиторию на негативное его восприятие. Вкупе с появившимися ранее сообщениями о том, что российская сторона поставляет вертолеты для Сирийского правительства и накаляет обстановку в стране, образ врага демократии обозначен достаточно ярко. Таким образом, проанализировав особенности подачи образа политика в СМИ, мы выяснили, что особенности конструирования его образа определяется взглядом на его личность и особенностями представления о нем в политике государства. 2.3. Собирательный образ политика в немецком медиадискурсеЛюбой политик является лицом публичным. А потому, общаясь часто использует этот шанс для решения проблем нации, для того, чтобы обнародовать свои фундаментальные политические принципы и политику на следующие четыре года и в то же время проектировать место страны, в нашем случае Германии, в мире. Что еще более важно, он нацелен на то, чтобы убедить национальную аудиторию в целесообразности и преимуществах, сформировать общественное мнение, вдохновить общественность на действия, поставить новое правительство в выгодное положение и добиваться наибольшей поддержки.Достаточно часто СМИ становятся отображением идей политического лидера или правящей верхушки. Для Германии подобная характеристика достаточно характерна. СМИ, как система коммуникативная особенно часто любят анализировать различные спичи президента, его послания к обществу и партиям. Можно видеть, что обычно более успешные президенты в американской истории проявляли более сильные риторические способности и такие как Авраам Линкольн в 1861 году, Теодор Рузвельт в 1905 году, Франклин Д. Рузвельт в 1933 году, Джон Ф. Кеннеди в 1961 году, Ричард Милхоус Никсон в 1969 году и Рональд Рейган в 1981 году. Первый шаг для этих президентов был успешным, и нельзя отрицать, что их спичи в значительной степени сыграли свою роль. Напротив, такие президенты, как Уоррен Г. Хардинг, Герберт Гувер, Джеральд Форд и Джимми Картер, чьи условия в Белом доме были названы менее вдохновляющими, оказались менее риторически одаренными. Это не означает, что существует определенная связь между успешностью президента в администрации и его обращением к народу, но для президентов в дополнение к их лидерским качествам, навыкам ведения переговоров и административным способностям риторические способности также важны, что позволяет им эффективно общаться. Согласно Киве (Kiewe, 1998), президентство 20-го века, в частности, даже было названо «риторическим председательством», чтобы обозначить стиль руководства и руководства, который в значительной степени опирается на публичный дискурс и чья риторика равна действиям.Для достижения своих целей СМИ часто прибегают к языковым навыкам, среди прочего. Среди этих языковых навыков метафора может служить своим целям должным образом и наиболее эффективно, поэтому метафора широко используется для описания вербальных мишеней, личностей политиков, которые проявляют себя в той или иной сфере. Из характеристик, данных посредством метафоры, можно сделать выводы о специфике представления политиков в СМИ. Проанализировав особенности информации, мы выяснили, что реализуется три персоналии. Большее внимание в метафорическом аспекте уделена личности Д. Трампа, на втором месте по количеству А. Меркель и завершает перечень В. В. Путин. Визуально частотность может быть представлена следующим образом.Рис. 1. Частотность метафорической характеристики персоналий в СМИКаждый из политиков имеет собственное отражение к текстах СМИ. В частности, личность Дональда Трампа воспринимается как достаточно противоречивая. Метафоры, имеющие отношение к милитарному дискурсу достаточно часты. Но реализуются они по отношению к Трампу, скорее по инерции. США – это страна, мощь которой основана на ее армии и ее участии в многочисленных воинах. Как следствие, вполне логичным становится воссоздаваемый образ мирового полицейского. Тем не менее, образ Дональда Трампа здесь не столько воплощение поддержки народа, отражение качества страны, сколько отражение того, что страна не поддерживает такого президента. Достаточно часто происходит противопоставление Д. Трампа и А. Меркель, причем СМИ активно поддерживают канцлера германии. Для описания американского политика широко распространенными становятся такие лексемы, как «неурановешенный», «большой ребенок», «не политик», «опасный человек». Откровенно негативные характеристики в СМИ не даются, но связано это, в первую очередь, с тем, что США являются крупнейшим партнером для Германии, как следствие, негативно отзываться о лидере страны, может привести к нарушению взаимодействия между странами. Для создания яркого образа используются многочисленные глаголы и глагольные конструкции, участвующие в описании характера движения человека по направлению к обрыву: Rush (мчаться), run (бежать), Blei (вести), senden (послать) folgen (последовать), Zoll (медленно двигаться), Drag (тащиться) и глаголы, представляющие действия непосредственно на краю пропасти (обрыва) (bei der am Rande das Ende des Abschnitts (балансировать), des Tanzes (танцевать), das Abstechen (съехать), das Abstechen (пакачиваться), das Abstechen (покачиваться) . Представим метафорическое описание Д. Трампа схематически для наглядности. Все эти реалии, так или иначе, повторяются в контексте СМИ и реализуются в комплексе информации. Описание Ангелы Меркель в контексте повествования в СМИ реализуется на основании построение ее образа одновременно как мужского так и женского. Нет ставки на женскую привлекательность и мягкость. Когнитивные метафоры реализуются в контексте построения образа женщины-воительницы. Ангела Меркель – это спасительница мира, спасительница климата и спасительница либерального мира. Она не близка к образу Д. Трампа, напротив, происходит противопоставление между ней и Трампом. Более того, информация говорит о том, что Ангела Меркель реализуется как человек, способный продавить свою идею.Результаты исследования когнитивной метафоры, характеризующей Ангелы Меркель говорят о том, что образ ее подан только в позитивном ключе. Связано это с тем, что она является представителем немецкого народа и СМИ обеспечивают ей полную поддержку. Образ В. В. Путина подается при помощи следующей концептуализации информации.Анализ материалов позволяет говорить о том, что когнитивная метафора реализуется на основании представления о политическом лидере. Таким образом, политическое сообщение также ставит цель для нового правительства и обещает светлое будущее для общественности. Значительная цель дать такую речь - кратко изложить и оправдать принципы, которые станут руководством для понимания происходящего в мире и опорой для осуществления анализа происходящего. Выводы по второй главе Данная работа проанализировала политические метафоры в 20 американских президентских речах, приняв концептуальную теорию метафоры, предложенную Лакоффом и Джонсоном. В ходе исследования найдено несколько групп концептуальных метафор, связанных с театром а именно: метафора путешествия, метафора человека, метафора шоу, метафора гастролей, метафора цирка, метафора зрителя и метафора конкурса , которые составляют большинство метафор в данных речах. В каждой группе есть несколько взаимосвязанных концептуальных метафор, которые вместе имеют очень важную убедительную роль, вызывая сильные эмоциональные реакции. Из анализа ясно, что исходные домены тесно связаны с нашей повседневной жизнью и опытом, которые делают эти метафоры понятными и убедительными. Кроме того, разные метафоры также связаны друг с другом. Иногда одна метафора встроена в другую, что приводит к тому, что некоторые метафоры отражаются в одном предложении.Теория концептуальной метафоры Лакоффа и Джонсона стимулировала интерес философов и ученых к новому пониманию самой природы метафоры. Так современные исследования политических метафор в духе Лакоффа и Джонсона сосредоточены, главным образом, на выявлении концептуальных метафор, используемых теми или иными политиками, и анализе взаимосвязей между характером этих метафор, с одной стороны, и декларируемым политическим курсом – с другой. Также усиление внимания к метафоре обусловлено увеличением ее присутствия в различных видах текстов, начиная с поэтической речи и публицистики и кончая языками разных отраслей научного знания. Естественно, что распространение метафоры в разных видах дискурса не могло остаться незамеченным. В каждой группе есть несколько взаимосвязанных концептуальных метафор, которые вместе имеют очень важную убедительную роль, вызывая сильные эмоциональные реакции. Из анализа ясно, что исходные домены тесно связаны с нашей повседневной жизнью и опытом, которые делают эти метафоры понятными и убедительными. Кроме того, разные метафоры также связаны друг с другом. Иногда одна метафора встроена в другую, что приводит к тому, что некоторые метафоры отражаются в одном предложении.Проанализированный материал позволяет говорить о том, что образ политика, в целом, строится на достаточно общих основаниях в проанализированных метафорах нет четкого деления на основании гендерного стереотипа. Напротив, информация, которая подается при характеристике политика-мужчины и политика-женщины реализуется в контексте одинакового подхода.

Глава 2. Анализ метафорических номинаций, репрезентирующих образ «политик» в немецком политическом медиадискурсе

2.1. Характеристика метафорических моделей, объективирующих субъект политик в политическом дискурсе ФРГ

В настоящее время СМИ играют огромную роль в осуществлении политической коммуникации. Речи политических деятелей и статьи, представленные в СМИ, оказывают значительное влияние на формирование общественных мнений, оценок и суждений, а значит, становятся мощным инструментом реализации политического процесса.
Таким образом, формируемый в сознании человека образ того или иного явления или объекта политической жизни, а также определенное отношение к нему – это продукт грамотной и четкой политики представления информации в СМИ, созданный для достижения тех или иных целей. Отображение американской действительности в материалах американских СМИ, также как и отображение русской действительности в русских СМИ, представляет большой интерес, так как формирует особое представление о США и России, формируя некий образ государства и, следовательно, отношение к нему и происходящим в нем процессам.
Наиболее эффективным, интересным и любимым среди политических деятелей и журналистов средством воздействия на восприятие читающей аудитории является метафора. Метафоры в политическом дискурсе создают представления об абстрактных понятиях, связанных с политическими явлениями. Помимо того, что метафора является украшением речи политика или журналиста, усиливая его образность, она также является идеальным средством обобщения основной мысли, способствуя не только ее компактному выражению, но и долговременному удержанию в памяти адресата. Более того, метафора придает речи политика экспрессивность и выразительность, что повышает ее уровень воздействия на аудиторию.
Дискурсивный анализ – это не получение информации в контексте определенного метода, а целый комплекс методов, которые сочетаются между собой в решении определенных проблем. Дискурсивный анализ может использовать комплекс таких разнонаправленных подходов, как семиотика, теория речевых актов, интеракционизм и т.д.
Наиболее очевидным недостатком дискурсивного анализа становится произвольный набор методик, которые отмечаются большинством специалистов. Н. Б. Вахтин и Е. В. Головко отмечают, что «существует столько вариантов дискурсивного анализа, сколько авторов заявляют о его использовании в своих исследованиях» [14, с. 269].
Критический дискурсивный анализ в основном касается отношения между языком, властью и идеологией. Как показывает эта теория, язык является основным средством практической идеологии и власти, а метафорический язык гораздо более силен.
Наше исследование пытается принять концептуальную теорию метафоры для анализа политического дискурса. Проанализировав выступления американских президентов, будут понятны концептуальные политические метафоры в этих выступлениях, и будут исследованы основа и функции этих метафор. Систематическое исследование политических концептуальных метафор осуществляется путем анализа типичных и достоверных данных. Это покажет, как метафоры работают в политическом мире. На практике это может помочь людям понять американскую политику и культуры определенным образом.
Исследование реализовано на основе использования явной, кодированной информации.
Манифестное кодирование опиралось на три индикатора:
б- описательных индикаторов: наименование источника исследуемого материала (из числа выборочной совокупности), дата выхода материала, информационный повод, статус издания.
- индикаторов, которые реализовывали семантические элементы.
В данном исследовании применялся количественный анализ данных с использованием программы SPSS Statistics 20.0, а также качественный анализ информации (дайджест материалов)
Единица анализа – политический спич, который вышел в период с Января 2018 по сентябрь 2018 гг. Статья должна быть оригинальной – это позволяет не дублировать информацию, так как перепечатка может существенно осложнить анализ.
Политические статьи имеют большое значение для оценки происходящего в Германии и других странах. Фактически, можно сказать, что каждая статья отражает взгляд на ту или иную персону и формирует отношение у аудитории.
Один из авторов речи для президентов Форда и Буша однажды сказал: «Красота политического спича заключается в том, что мы создали огромную традицию, когда происходит узаконивание президента ... Это один случай, когда вы можете развиваться по шкале красноречия.
Здесь видится уместным привести классификацию моделей концептуальной метафоры в политическом дискурсе. А. П. Чудинов отмечает, что «при решении задачи систематизации метафорических моделей процесс значительно более важен, чем результат» [17]. Это объясняется тем, что невозможно выделить одну общепринятую классификацию, возможные пути классификации очень разнообразны.
Так А. П. Чудинов считает, что «перспективы единой и общепризнанной классификации метафорических моделей еще менее очевидны, но такая работа нужна, поскольку она позволит выделить хотя бы наиболее частотные и продуктивные модели, а также даст богатый материал