Формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста средствами сказки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 35 35 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 17.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников…….………...…...6
1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ.....6
1.2. Особенности отношения к природе у детей дошкольного
возраста ………………………………………………………………..…15
Глава 2. Роль сказки в экологическом образовании ………………..…23
Заключение………………………………………………………..…..….30
Список литературы ………………………………………………...……31
Фрагмент для ознакомления

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит, можно сказать что он научился мыслить» (Сухомлинский).Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.И еще одно. Главное в любой сказке - это мораль, сказка должна учить нравственности, доброте.Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.ЗаключениеНа этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.Список литературыАшиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.БибкоН.С.Сказка приходит на урок//Начальная школа. 1996. – № 9, с. 31-48.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., Просвещение, 1981.Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. № 6, 1995 г.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: «Просвещение», 1978 г.Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Технология учебного проектирования в процессе изучения природы – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004.Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр. Соч. : В 6т.- М., Педагогика, 1983. – с.200.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. 1997. – 224 с.Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. М.: «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. М, 1995 г.Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста. \\ Начальная школа 1998.- №6 .- с.19.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 2000.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.Колчанова Р.Н. Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Екатеринбург, 2001.Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.Лазарева О.Н., Ворошилова В.М., Волкова Н.А. Теория и методика экологического образования детей - УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004.Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования детства - Ур-ГПУ, г. Екатеринбург, 2004. – 10,5 п.л. – 300 экз.Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004. – 11,2 п.л. – 300 экз.Моисеева Л.В., Лазарева О.Н. Формирование эколого-эстетической культуры в период детства – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004. – 1,6 п.л. – 300 экз."Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед.сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. – 321 с.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред.: А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. – 496 с.Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 1998Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 18-20.Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М.: Просвещение, 1992.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. М., Академия, 2000.Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. —М ., 1979. — Т. 1. — С. 183.Ушинский К.Д.ж Собрание сочинений в 11 томах. – м.: Л., 1948 – 1952. т.2 с. – 225 – 226.Щербина Г.К. Сказка как средство воспитания //Начальная школа. – 1995. – 3, с. 30.


Список литературы
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.
5. Бибко Н.С.Сказка приходит на урок//Начальная школа. 1996. – № 9, с. 31-48.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988
7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., Просвещение, 1981.
8. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. № 6, 1995 г.
9. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: «Просвещение», 1978 г.
10. Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Технология учебного проектирования в процессе изучения природы – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр. Соч. : В 6т.- М., Педагогика, 1983. – с.200.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. 1997. – 224 с.
13. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.
14. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. М.: «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
15. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. М, 1995 г.
16. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста. \\ Начальная школа 1998.- №6 .- с.19.
17. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 2000.
18. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.
19. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
20. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9
21. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
22. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
23. Колчанова Р.Н. Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Екатеринбург, 2001.
24. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.
25. Лазарева О.Н., Ворошилова В.М., Волкова Н.А. Теория и методика экологического образования детей - УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004.
26. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
27. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
28. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
29. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования детства - Ур-ГПУ, г. Екатеринбург, 2004. – 10,5 п.л. – 300 экз.
30. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004. – 11,2 п.л. – 300 экз.
31. Моисеева Л.В., Лазарева О.Н. Формирование эколого-эстетической культуры в период детства – УрГПУ, г. Екатеринбург, 2004. – 1,6 п.л. – 300 экз.
32. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
33. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
34. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
35. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.
36. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
37. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. – 321 с.
38. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред.: А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. – 496 с.
39. Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 1998
40. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8.
41. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
42. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 18-20.
43. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.
44. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М.: Просвещение, 1992.
45. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. М., Академия, 2000.
46. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.
47. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. —М ., 1979. — Т. 1. — С. 183.
48. Ушинский К.Д.ж Собрание сочинений в 11 томах. – м.: Л., 1948 – 1952. т.2 с. – 225 – 226.
49. Щербина Г.К. Сказка как средство воспитания //Начальная школа. – 1995. – 3, с. 30.

Вопрос-ответ:

Какие содержательные особенности имеет экологическое воспитание дошкольников в современных детских учреждениях?

Экологическое воспитание дошкольников в современных детских учреждениях предполагает ознакомление детей с природой, ее разнообразием и ценностью, формирование ответственного отношения к окружающей среде, учет экологических проблем в повседневной жизни детей и их родителей.

Какие особенности отношения к природе имеют дети дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста имеют особое отношение к природе. Они любопытны, полны желания узнать больше о окружающем мире, активно взаимодействуют с природой, ощущают и наслаждаются ее красотой. Однако, у них еще не сформировано достаточного понимания о том, как своими действиями могут повлиять на окружающую среду.

Какую роль играет сказка в экологическом образовании детей?

Сказка играет важную роль в экологическом образовании детей. Она помогает передать знания о природе и окружающей среде, развивает эмоционально-образное восприятие мира, формирует экологическую культуру и ценности. Через сказочные героев и сюжеты дети могут лучше понять взаимосвязь между людьми и природой, осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Какие содержательные особенности имеет экологическое воспитание старших дошкольников?

Экологическое воспитание старших дошкольников предполагает развитие экологической культуры, формирование ответственного отношения к природе, ознакомление с проблемами экологии и возможными путями их решения. Дети старшего дошкольного возраста уже способны осознавать свою роль в сохранении окружающей природы и принимать активное участие в экологических мероприятиях.

Что изучается во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматривается роль сказки в экологическом образовании.

Какая проблема обосновывается в первой главе статьи?

В первой главе статьи обосновывается проблема экологического воспитания старших дошкольников.

Каковы особенности отношения к природе у детей дошкольного возраста?

Особенности отношения к природе у детей дошкольного возраста рассматриваются в первой главе статьи.

Что является целью экологического образования детей дошкольного возраста?

Целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование экологической культуры.

Какие средства используются для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста?

Для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста используются средства сказки, о чем говорится во второй главе статьи.

Какова основная проблема экологического воспитания старших дошкольников?

Основная проблема заключается в недостаточной экологической культуре детей этого возраста.