Парижский договор по климату
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 19.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Основные положения Парижского соглашения по климату 5
2. Влияние Парижского соглашения по климату на мировую энергетику 11
3. Последствия Парижского соглашения по климату для России 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24
С одной стороны, это рост развивающихся мировых экономик, прогнозируемыйрост населения Землик 2050 году на 1,5 млрд.человек, возможная индустриализация аграрныхмировыхэкономик.Все это говорит о увеличении спрос на углеводородное топливо намеждународном рынке [9].С другой стороны, происходит снижение спроса науглеводороды на международном рынке в целом и науглеводороды России в частности. К факторам, которые снижают общий спросна углеводородное топливо, нужно отнести технический прогресс,рост энергоэффективности технологий,активная климатическая политика, которая проводится странами дляпредотвращения изменений климата, а также развитие технологийвозобновляемой энергетики [9]. Технологии управления спросом наэлектроэнергию и развитие высокоэффективных систем передачи ихранения электроэнергии могут значительно снизить спрос наэлектроэнергию в будущем. Повышение конкуренции на рынкеприродного газа и нефти в результате повышения предложения из-засланцевой революции и снижения издержек транспортировки может привести к снижению спроса на энергоресурсы России, несмотря на возможный рост мирового спроса на энергию [9].Экспертные оценки потенциального экспортного спроса на энергоресурсы России со стороны внешнего мира для трех сценариев мягкой,умеренной и жесткой климатической политики, которые охватываютсценарии непревышения средней глобальной температуры от 2 до 4оС, показали, что спрос на уголь, являющийся наиболее грязным сточки зрения экологии, снижается в значительнойстепени во всех трех сценариях [9].Спрос на нефть, две трети от собственной добычи которой Россияэкспортирует в качестве нефти и нефтепродуктов, может какнезначительно вырасти, в самом мягком, с точки зрения климатическойполитики сценарии, так и снизиться на четверть в самом жесткомсценарии.Спрос на природный газ, который является наиболее чистым источником ископаемоготоплива с точки зрения экологии, растет как альтернатива углю и нефтив электроэнергетике. Рост энергоэффективности, более жесткиетребования с точки зрения экологии и прогресс возобновляемой энергетики приведут после 2030 годакснижению спроса на природный газ [9].Изменения в глобальном энергетическом балансе, которые связаны с переходом мировой экономики на низкоуглеродноеразвитие, для России имеют огромное значение. Они несут в себекак риски, так и возможности. Важная разницамежду рисками и возможностями заключается в том, что риски реализуются сами по себе, во многом вследствие факторов, на которыеРоссия повлиять неспособна. Что касается возможностей, для ихиспользования необходимо прикладывать значительные усилия[11].В условиях долгосрочной тенденции падения спросана энергоносители Россия наряду с другими странами, являющимися экспортерами ископаемого топлива, сталкивается со следующими основными рисками.Среди них [11]:- риски, которые связаны с обострением конкуренции за покупателя энергоресурсов и снижением спроса на российские энергоносители;- риски, которые связаны с доступом неэнергетическихкомпаний России к внешним рынкам и иностранному финансированию, чтоопределяется тенденциями к изъятию капиталовложений из грязныхотраслей, к сокращению выбросов по всей цепочке добавленнойстоимости крупнейшими компаниями и к введению углеродныхтаможенных пошлин;- риски, которые связаны с технологическим отставанием из-за недостаточного развития низкоуглеродных технологий, получающих в мире все более широкое распространение.Важность темы изменения климата для Россиибыла официально признана только в 2009 году.Тогда была принята Климатическая доктрина Российской Федерации. В 2013 году впервые на законодательном уровне была установлена цель по ограничению выбросов парниковыхгазов. Согласно Указу Президента РФ, к 2020 году эмиссия не должна превышать 75% от уровня 1990 года [16]. Но на практике такойуровень может привестик увеличению выбросов по сравнению с нынешним уровнем эмиссии, хотя с учетом текущего экономическогоспада он вряд ли будет достигнут.Ожидалось, что к 2030 году ориентир России по ограничению выбросов парниковых газов будет скорректирован, но врамках своего вклада,определяемого на национальном уровне и установленного в процессе подготовки Парижского соглашения, Россия вновь заявила, что эмиссиядолжна оставаться на уровне 70–75% от выбросов 1990 года, причем«при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов» [11]. Последнее условие предполагаетбольшое число трактовок, но в любом случае очевидно, что свысокой вероятностью поставленная цель может быть достигнута без каких-либо дополнительных усилий.В 2017 году была начата разработка стратегии низкоуглеродного развития РФ [11]. Россия Парижское соглашение подписала, но пока не ратифицировала его. И сделает она это после инвентаризации всех лесов России и анализа их способности поглощать СО2.Тем не менее план действий поратификации уже подготовлен, и среди его пунктов есть пункт о разработкепроекта федерального закона в части государственного регулированиявыбросов.В случае отказа России от ратификации Парижского соглашения последствия окажутся гораздо более негативными. Отказ отратификации фактически будет означать, что Россия не собирается следовать тенденциям декарбонизациимировой экономики,обозначенным в Париже. Для России это может бытьчревато серьезными проблемами.Если она вовремя не начнетадаптироваться к глобальным тенденциям перехода на низкоуглеродное развитие, то может пропустить «зеленую» революцию вэнергетике точно так же, как она уже пропустила «сланцевую»революцию.К «зеленой» революции можно адаптироваться, но это требует пересмотра приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.Среди ключевых направлений данной адаптации можно выделитьследующие [11]:- признание того, что планы наращивания экспорта угля вАзиатско-Тихоокеанский регион в новых условиях невыполнимы,и постепенная диверсификация экономики угольных районов;- повышение эффективности нефтяных компаний и отказ их отстратегии экстенсивного расширения добычи нефти;-осуществление реальной борьбы с утечками из трубопроводов исжиганием попутного газа в факелах, что позволит сократить и выбросы, и бесполезную страту природных ресурсов;- выстраивание эффективной системы борьбы с леснымипожарами;- поиск новых ниш на рынке газа, который в ближайшиедесятилетия будет расширяться, так как газ будет постепенно вытеснять уголь из мирового энергетического баланса;- использование преимуществ ресурсоврек Сибири и Дальнего Востока;- развитие возобновляемой энергетики в тех территориях, где это экономически целесообразно, например, на изолированных северо-восточныхтерриториях,где она может заместить часть топлива, который поставляется врамках исключительно затратного северного завоза;- использование возможностей для финансирования «зеленых» проектов средствами международных финансовых институтов, среди которых банк БРИКС или Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.ЗаключениеВ заключение хотелось бы отметить, что подписание и ратификация Парижского соглашения огромным числом стран само по себе говорит о решительности этих стран принимать серьезные решения относительно будущего человечества. Главный акцент в соглашении делается даже не на сохранении климата в его современном состоянии, а на ускоренном общечеловеческом развитии и борьбе с бедностью. То есть соглашение является и экологически, и социально значимым документом.Парижское соглашение пришло на смену устаревшему Киотскому протоколу. Старый документ не учитывал огромную роль развивающихся стран в масштабной эмиссии парниковых газов, в особенности Китая и Индии. Новый документ не только налагает аналогичные требованиям развитым странам обязательства на крупные развивающиеся страны, но также призван оказывать многостороннюю финансовую поддержку остальным развивающимся странам. За прошедшие двадцать лет стало ясно, что естественной адаптации к меняющимся климатическим условиям человечеству ждать не стоит, и необходимо принимать решения по самостоятельной адаптации к этим условиям.Россия, находясь в числе немногих государств, не ратифицировавших соглашение, оправдывается сложной экономической ситуацией и зависимостью от углеродных источников энергии. Тем не менее страна наметила для себя план действий на ближайшие десятилетия, который отвечает требованиям рассматриваемого соглашения. В данный момент Россия приводит национальное правовое поле в соответствие с предписаниями Парижского соглашения.Список использованной литературыБыковский В.К. Международно-правовое регулирование борьбы с глобальным потеплением и подходы России и стран СНГ к ратификации Парижского соглашения об изменении климата от 12. 12. 2015 г // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2017. - № 10. - С. 100-108Бялко А.В. Парижское соглашение по климату: реальны ли цели? // Природа, 2016, № 3 (1207). - С. 3-10Гарафова Д.И. Новеллы Парижского соглашения по климату 2015 г.: анализ механизмов осуществления // Электронное приложение к российскому юридическому журналу, 2018, № 2. - С. 24-34Дроздов П.Е. Проблемы применения на территории РФ Парижского соглашения по климату 2015 года // Сборник: Сфера знаний: научное взаимодействие в рамках образовательного процесса // Казань, 2018. - С. 85-88Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата / http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtmlКлиматическая доктрина Российской Федерации / http://kremlin.ru/events/president/news/6365Клименко В.В., Микушина О.В., Терешин А.Г. Мировая энергетика после Парижской климатической конференции 2015 года: quovadis? // История и современность. - 2016. - № 2 (24). - С. 162-173.Кокорин А.И. Новые факторы и этапы глобальной и Российской климатической полити-ки // Экономическая политика. - 2016. -№ 1.- С. 157-176Луговой О.В., Поташников В.Ю. Сценарии российского энергетического баланса с учетом Парижского соглашения по климату // Сборник: Стратегическое управление: теория, практика и проблемы. Материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции, 2018. -С. 243-245Магомадов И.Х. Парижское соглашение по климату: обзор основных положений и позиция России // Проблемы рыночной экономики, 2018, № 3. - С. 38-42Макаров И.А., Степанов И.А. Парижское соглашение по климату: влияние на мировую энергетику и вызовы для России // Актуальные проблемы Европы, 2018, № 1. - С. 77-100Парижское соглашение, FCCC/CP/2015/L.9Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор инновационной модернизации экономики: Вызов для России // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика, 2016, № 3. – С. 3–14Прогноз развития энергетики мира и России 2016 / РАН. ИНЭИ; Аналитический центр при Правительстве РФ; Под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М., 2016. – 196 с.Стратегия низкоуглеродного развития России: Возможности и выгоды замещения ископаемого топлива «зелеными» источниками энергии / Сафонов Г.В., Стеценко А.В., Дорина А.Л., Авалиани С.Л., Сафонова Ю.А., Беседовская Д.С. – М.: ТЕИС, 2016. – 48 с.Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов»Яцухно В.М. Парижское соглашение по климату: задачи и перспективы для республики Беларусь // Вестник БГУ. Серия 2: Химия. Биология. География, 2016, № 1. - С. 90-92
1. Быковский В.К. Международно-правовое регулирование борьбы с глобальным потеплением и подходы России и стран СНГ к ратификации Парижского соглашения об изменении климата от 12. 12. 2015 г // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2017. - № 10. - С. 100-108
2. Бялко А.В. Парижское соглашение по климату: реальны ли цели? // Природа, 2016, № 3 (1207). - С. 3-10
3. Гарафова Д.И. Новеллы Парижского соглашения по климату 2015 г.: анализ механизмов осуществления // Электронное приложение к российскому юридическому журналу, 2018, № 2. - С. 24-34
4. Дроздов П.Е. Проблемы применения на территории РФ Парижского соглашения по климату 2015 года // Сборник: Сфера знаний: научное взаимодействие в рамках образовательного процесса // Казань, 2018. - С. 85-88
5. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата / http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml
6. Климатическая доктрина Российской Федерации / http://kremlin.ru/events/president/news/6365
7. Клименко В.В., Микушина О.В., Терешин А.Г. Мировая энергетика после Парижской климатической конференции 2015 года: quo vadis? // История и современность. - 2016. - № 2 (24). - С. 162-173.
8. Кокорин А.И. Новые факторы и этапы глобальной и Российской климатической полити-ки // Экономическая политика. - 2016. -№ 1.- С. 157-176
9. Луговой О.В., Поташников В.Ю. Сценарии российского энергетического баланса с учетом Парижского соглашения по климату // Сборник: Стратегическое управление: теория, практика и проблемы. Материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции, 2018. -С. 243-245
10. Магомадов И.Х. Парижское соглашение по климату: обзор основных положений и позиция России // Проблемы рыночной экономики, 2018, № 3. - С. 38-42
11. Макаров И.А., Степанов И.А. Парижское соглашение по климату: влияние на мировую энергетику и вызовы для России // Актуальные проблемы Европы, 2018, № 1. - С. 77-100
12. Парижское соглашение, FCCC/CP/2015/L.9
13. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор инновационной модернизации экономики: Вызов для России // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика, 2016, № 3. – С. 3–14
14. Прогноз развития энергетики мира и России 2016 / РАН. ИНЭИ; Аналитический центр при Правительстве РФ; Под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М., 2016. – 196 с.
15. Стратегия низкоуглеродного развития России: Возможности и выгоды замещения ископаемого топлива «зелеными» источниками энергии / Сафонов Г.В., Стеценко А.В., Дорина А.Л., Авалиани С.Л., Сафонова Ю.А., Беседовская Д.С. – М.: ТЕИС, 2016. – 48 с.
16. Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов»
17. Яцухно В.М. Парижское соглашение по климату: задачи и перспективы для республики Беларусь // Вестник БГУ. Серия 2: Химия. Биология. География, 2016, № 1. - С. 90-92
Вопрос-ответ:
Какие основные положения содержит Парижский договор по климату?
Основные положения Парижского соглашения по климату включают цель уменьшения глобального потепления до менее чем 2 градусов по сравнению с промышленным уровнем, а также стремление к достижению потолка в 1,5 градуса. Соглашение также предусматривает финансовую поддержку развивающимся странам для борьбы с изменением климата и приспособления к его последствиям.
Какое влияние оказывает Парижский договор по климату на мировую энергетику?
Парижское соглашение по климату вносит значительные изменения в мировую энергетику. Оно ставит перед странами цели по сокращению выбросов парниковых газов и переходу к более чистым источникам энергии. Это может привести к усилению развития возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, и сокращению использования ископаемых топлив, таких как углеводороды.
Какие последствия Парижского договора по климату для России?
Последствия Парижского соглашения по климату для России могут быть двойственными. С одной стороны, России предстоит выполнить обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, что может потребовать изменений в структуре энергетического сектора и перехода к более чистым источникам энергии. С другой стороны, Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, и сокращение использования углеводородов может негативно сказаться на экономике страны.
Какие факторы могут повлиять на увеличение спроса на углеводородное топливо на международном рынке?
Рост развивающихся мировых экономик, прогнозируемый рост населения Земли к 2050 году на 1,5 млрд человек и возможная индустриализация аграрных мировых экономик - все это может говорить о увеличении спроса на углеводородное топливо на международном рынке.
Что представляет собой Парижский договор по климату?
Парижский договор по климату - это международное соглашение, принятое в 2015 году на конференции ООН по изменению климата в Париже. Он призван ограничить глобальное потепление и сократить выбросы парниковых газов, чтобы предотвратить серьезные последствия изменения климата.
Какие основные положения содержит Парижское соглашение по климату?
Основные положения Парижского соглашения включают в себя цель ограничить глобальное потепление значительно ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с прединдустриальным уровнем и стремиться к удержанию его ниже 1,5 градусов Цельсия. Соглашение также предусматривает регулярные обязательные резюме стран-участниц и национально определенные вклады (НОВ) в сокращение выбросов парниковых газов.
Какое влияние может оказать Парижское соглашение по климату на мировую энергетику?
Парижское соглашение по климату может привести к существенным изменениям в мировой энергетике. Оно требует перехода к более чистым источникам энергии, таким как возобновляемые источники энергии, и сокращения использования углеводородного топлива. Это может привести к увеличению производства электроэнергии из солнечных, ветровых и гидроисточников, а также стимулировать развитие новых технологий и инфраструктуры в области энергетики.
Какие последствия Парижского соглашения по климату для России?
Парижское соглашение по климату может повлиять на различные отрасли российской экономики. Россия, как один из крупнейших производителей и экспортеров углеводородов, может столкнуться с уменьшением спроса на нефть и газ в результате перехода к более чистым источникам энергии. Однако, Россия также имеет потенциал для развития возобновляемых источников энергии и может использовать это соглашение в качестве возможности для модернизации своей энергетической системы и развития новых технологий.