Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением слуха

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 61 61 страница
  • 79 + 79 источников
  • Добавлена 13.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Вопросы формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Детско-родительские отношения в обычных семьях 7
1.2. Виды детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 15
Глава 2. Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением слуха 28
2.1. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха 28
2.2. Динамика детско-родительских отношений с детьми с нарушенным слухом в процессе взросления 40
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию детско-родительских отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55
Фрагмент для ознакомления

Именно в процессе совместного осуществления с родителями активно-преобразующего отношение к миру происходит становление и развитие высших психических функций ребенка. Последние, согласно гипотезе Выготского, изначально были внешними (форма взаимоотношений между людьми) и позже, в процессе развития психики ребенка в общении с родителями они становятся внутренними (интериоризированные), такими, что принадлежат ребенку.Ю.Б. Гиппенрейтер [17] приводит факторы успешного взаимодействия в детско-родительских отношениях.1. Внимание к природе ребенка: осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития ... Предоставление ребенку возможности приходить к правильным решениям своими путями и со своей скоростью.2. Создание «обогащенной среды». Трудно переоценить этот вклад взрослого в развитии ребенка. В широком смысле речь идет о погружении ребенка в среду человеческой культуры. Более конкретно это касается очень многих обстоятельств жизни: от «умных» игрушек и развивающих игр в общей атмосферы в доме.3. Особые взаимоотношения. Талантливым родителям удается установить уникальную атмосферу общения с ребенком. Это атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки и, наконец, общего эмоционального вовлечения. Ребенок в таком общении становится не "объектом воспитания», а участником совместного эмоционального и духовной жизни взрослого, который становится для нее вдохновляющим примером.Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других» (В. Каган);- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;- принцип взаимного уважения друг к другу.Одним из важных психологических условий оптимизации родительско-детских отношений является внедрение в процесс общения личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, признание и принятие ребенка таким, какой он есть; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его потенциальных возможностей, способностей и дарований с учетом ведущих потребностей и интересов ребенка; воспитание личности, которой присущи чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других; раскрытие и общечеловеческих морально-этических качеств; демократичное отношение к ребенку, сотрудничество, искренние, открытые, доверительные отношения с ребенком в атмосфере благоприятного психологического климата (И. Бех, А.Л. Кононко, М.И. Лисина, А. Я. Савченко, К. Селевко , И.С. Якиманская).Однако реализация указанных условий наталкивается на серьезные препятствия, связанные с низким уровнем психолого-педагогических знаний родителей, формирующейся готовностью к осознанного отношения к ребенку, неадекватно выбранным стилем общения, деконструктивными способами взаимодействия, неэффективными средствами воспитательного воздействия. Это вызывает необходимость овладения родителями умениями устанавливать такой тип отношений, который будет способствовать гармонизации отношений с ребенком и реализовываться в пространстве психологически оптимального общения [41].Отмечено, что оптимальным является такой процесс, который приведет к максимальным результатам при минимально необходимых усилий и затрат времени [4]. Итак, оптимизация детско-родительских отношений - это процесс сознательного выбора наилучшего варианта общения в конкретных условиях предусматривает неразрывную связь цели общения (обмен информацией, организация взаимодействия, познания друг друга) и средств и форм ее достижения (личностно ориентированное общение).Психологически оптимальное общение предполагает достижение определенных целей: установление контакта как состояния взаимной готовности к осознанному пониманию сущности сообщения и адекватного восприятия и понимания друг друга; построение на этой основе положительно конструктивных отношений; стимулирование нужных эмоциональных переживаний, психологического воздействия. Оптимальное общение - это гуманистическое общение, характеризующееся как диалогическое, доверительное, открытое, равноправное, уважительное, адекватно требовательное, конгруэнтное (соответствующее социальному опыту, потребностям ребенка); желательно, субъект-субъектное, предусматривающий установление положительных отношений, которые способствуют успешному решению воспитательных задач, приводит к взаимопознания, взаимопонимания и взаимопринятия [25].По мнению отечественных и зарубежных авторов ( А.И. Захаров [19], Г.Л. Лэндрэт [29], Р.В. Овчарова [34], А.А. Осипова [36], К. Роджерс [43], А.С. Спиваковская [54] и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии детско-родительских отношений. Современная практическая психология предлагает различные средства коррекции детско-родительских отношений, под которыми понимаются способы и действия, направленные на изменение и развитие личности, на закрепление конструктивных форм взаимодействия (Р.В. Овчарова [42]). Распространенными средствами коррекции являются психогимнастика (Е.А. Алябьева, С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, М.И. Чистякова. и др.) [2,57] где используется двигательная экспрессия, позволяющая детям и родителям проявлять себя, общаясь без помощи слов, выражать эмоции посредством мимики и пантомимы;групповая дискуссия (И.Н. Горелов [13], Ю.М. Жуков [6], Е.И. Середа [46] и др.), способствующая реализации потребности в общении членов семьи и выявлению различных точек зрения по обсуждаемой проблеме; психологический тренинг (Е.К., Лютова И.М., Марковская Г.Б., Монина Р.В., Овчарова Л.А Петровская. и др.) [25,14, 34], посредством которого можно добиться изменения структурной организации деструктивных детско-родительских отношений; психодрама (Э. Барц, Г. Лейц, Я.Л. Морено, Е.А. Морозова, П. Холмс и др. ) [4, 26,54], способствующая изменению поведения членов семьи, их взаимоотношений, установок, способов эмоционального реагирования.В последние десятилетия получили распространение специальные программы образования родителей. Основной целью такого рода программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье. Так, например, А. С. Спиваковская [54]., известный разработчик коррекционных программ, отмечает, что основным содержанием групповых занятий с родителями является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения, супружеских отношений и особенностей взаимодействия с ребенком.А. Аладьин [47] разработал модель работы с родителями. Он определил основные задачи обучения родителей и описал общую схему занятий, используемую им при работе с родителями младших детей.Г. Н. Сартан [51] представила психологическую систему воспитательного воздействия (как на ребенка, так и на его родителей) по формированию навыков передачи ответственности. Она утверждает, что "очень сложно менять поведение ребенка, не изменяя при этом поведения его родителей".Практика показала, что значительная часть «родительских просчетов» определяется не столько недостаточностью теоретической информированности родителей в вопросах возрастной психологии, сколько общей деформацией сферы детско-родительских отношений, связанной с изменениями характера взаимоотношений посредством различных родительских позиций на основе необъективного восприятия ребенка.Возможности человека в установлении и поддержании контактов с окружающими во многом зависят от его сенситивной способности. Эта способность проявляется в чувственном восприятии людей, самого себя, а также окружающего мира. Развитая сенситивная способность во многом определяет возможности человека в прогнозировании поведения и деятельности людей.Тренинг чувствительности (сенситивности) – это вид социально-психологического тренинга, который основывается на свободном обсуждении опыта членов группы, использовании ролевых игр и иных приемов, развивающих чуткость в межличностных отношениях и восприимчивость к происходящим в группе процессам [26].Изначальное единство, глубинной связи матери и ребенка – это материнская любовь как высшее проявление альтруистического, т.е. личностного отношения, поэтому она порождает безусловную любовь или «принятие». С другой стороны, ответственность за будущее ребенка порождает у матери оценочную позицию: контроль действиями ребенка, сравнение его с другими, превращая ребенка в объект воспитания.Специфика родительского отношения к ребенку заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. В этом случае родительская позиция будет являться тем пусковым механизмом, который лежит в основе становления и развития не только родительского отношения, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамикой отношений ребенка с взрослыми в семье на протяжении всего развития, поэтому тренинговой работы это: развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека; осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания; формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него [3]; анализ психологических возможностей транслятора (человека, сопровождающего воспитание), влияющих на качество взаимодействия в системе «субъект-субъектных» отношений; развитие способности строить конструктивные отношения с детьми в рамках детско-родительских отношений.Программа тренинга для родителей И. М. Марковской [38] предлагает путь повышения психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми и содержит методические разработки к курсу. Данная программа подходит для родителей старших дошкольников и младших школьников.Основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., в качестве основного метода коррекции в литературе предлагается когнитивно-поведенческий тренинг. Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр, программ видеотренинга и пр. Семья – целостная система. И именно поэтому проблемы диады “родитель-ребёнок” не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка и родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий. Как средство коррекции детско-родительских отношений выделяется социально-психологический тренинг (А.А.Осипова, И.М. Марковская)[38]. Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции. Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы.В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.Нарушение детско-родительских отношений оказывает определённое влияние на рост тревожности дошкольника (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие) [14, 16]. В качестве вспомогательных могут использоваться методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения; методы коррекции индивидуального уровня самосознания, направленные на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, сказкотерапия, деятельная терапия и т.д.); методы коррекции личностного уровня, проективные методики и так далее Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений. Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрания для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому. В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д. [31].В данном параграфе были рассмотрены условия коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников. Были определенынаиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений и принципы, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений.Также были дан обзор специальных программ образования родителей, основных методы коррекции, таких как, когнитивно-поведенческий тренинг, социально-психологический тренинг, формирование педагогической грамотности у родителей. Обозначены основные формы работы с семьями по формированию детско-родительских отношений. Наиболее эффективным методом в социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений в семье дошкольника является социально-психологический тренинг, как один из методов активного обучения и психологического воздействия, способствующий нормализации детско-родительских отношений.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы изучили современное состояние проблемы исследования.Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Нами были рассмотрены условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников. Были определенынаиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений и принципы, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений.Согласно с тра  ди ке ситуации в нашей стране, проблемы семьи, в которой воспитывают ребенка с проблемами развития, рассматривают в основном через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методич  ими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающиеся воспитания ребенка. Однако, как показывает практика, такое влияние, несмотря па старания и усилия со стороны специалистов, выявляемой  ется недостаточным, поскольку не учитываются отдельные аспекты, которые требуют особого внимания, а именно: родители ребенка, сиблинги проб  лемнои ребенка, то есть члены ядерной семьи, так же как и члены рас  Рено семейной системы. На наш взгляд, решение проблемы со  циальной адаптации семей этой категории и занятия ими своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на проблемного ребенка, но и на его родителей, сиблингив, прародителей, на что и будут направлены наши дальнейшие исследования.В результате проделанной работы можно сделать выводы следующие выводы.Существует достаточно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно, оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей с особыми потребностями и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.Также можно сказать, что все рассмотренные в работе заболевания резко ограничивают возможность включения ребенка с особыми потребностями в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном постоянном уходе за ней, помощи или надзоре.Можно выделить следующие социально-психологические особенности семей с детьми с особыми потребностями .   1) больной ребенок требует больше материальных, духовных и физических затрат, чем здоровая ; 2) родители детей с особыми потребностями очень часто прибегают к чрезмерному попечительства, что тормозит развитие детской активности, самостоятельности, уверенности в себе;3) стадии развития семей детей с особыми потребностями не похожи стадий развития обычных семей. Дети с ограниченными возможностями медленно достигают определенных жизненных этапов, а иногда и вовсе не достигают.В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения в силу разных причин. К факторам, которые нарушают семейную атмосферу, влияющих на развитие неконструктивных моделей детско родительских и родительско -детских отношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, можно отнести следующие:характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления психофизической недостаточности (например, при умственной отсталости, детском церебральном параличе, раннем детском аутизме и т.п.);личностные особенности родителей (лиц, их замещающих), которые обостряются в травмирующих психику ситуациях (проявление тенденций к развитию акцентуаций или аномалий характера);ценностные ориентации родителей (лиц, их замещающих) и специфический характер влияния родительских установок на процесс воспитания, их зависимость от семейных, национально-этнических традиций, социально-культурного уровня и образованности родителей как воспитателей; при этом важное значение в выборе родителями модели воспитания должны их психологические особенности (авторитарный, невротических, психосоматический типы)социальная среда и условия, которые препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач (например, социально-экономические катаклизмы, имеющие место на современном этапе развития украинского общества).Также можно сказать, что отношение родителей к детям с особыми потребностями играет первостепенную роль в дальнейшем становлении таких детей в обществе. Здесь важное значение имеет такой фактор, как отношение родителей к детям с особыми потребностями, а также принятие или непринятие родителями ребенка.Под личностным принятием мы понимаем целостную систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых по отношению к ней, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Это признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. В ситуации с ребенком с особыми потребностями - это наиболее актуально. Также в рамках личностного принятия или непринятия ребенка формируется психологическое и эмоциональное состояние родителей, и уровень общения в семье, когда появляется ребенок с особыми потребностями. Личностное принятие или непринятие родителями дефекта ребенка также лежит в основе воспитательного воздействия родителей и влияет на определение родителями модели воспитания.   Основными структурными элементами психологического принятия являются:1) восприятие ребенка на когнитивном уровне ( « инфантилизация »);2) интегральное эмоциональное отношение ( «принятие-пренебрежение»);3) формы и направленность контроля за поведением ребенка ( «авторитарная гиперсоциализация »);4) межличностная дистанция в общении с ребенком ( «симбиоз»).Результаты выполненной работы показали, что особенности общения в семьях со здоровыми детьми значительно отличаются от особенностей общения и семьях, имеющих детей с особыми потребностями. Ведь такие дети ограничены во многих жизненных возможностях, и поэтому подход к ним должен быть особенным. Не имея веры в своих детей, предъявляя им заниженные требования, защищая от волнений, ограничивая свободу выбора родители, таким образом, способствуют закреплению инфантильности своих детей, неспособности принимать самостоятельные решения, неспособность к адаптации в новых неординарных условиях.ЛИТЕРАТУРААбрахманова,Ю.Р.Влияниестилясемейноговоспитаниянаэмоциональноеблагополучиеребенка-дошкольника/Ю.Р.Абрахманова//Семья.Государство.Общество:сб.науч.ст./ЧебоксарскийфилиалМосковскогогосударственногоуниверситетаим.М.А.Шолохова.–Чебоксары,2009.–С.3–4.Адлер,А.Воспитаниедетей.Взаимодействиеполов/А.Адлер.–Ростовн/Д.:Феникс,2008.–448с.АдушкинаК.В.Оптимизацияэмоциональнойстороныдетско-родительскихотношенийуродителейпервоклассников//Педагогическоеобразованиевроссии.2015.№6АрхирееваТ.В.Психологияродительстваидетско-родительскихотношенийУчеб-метод.пособие;НовГУим.ЯрославаМудрого.–ВеликийНовгород:НовГУ,2006.–16с.БелогайК.Н.Эмпирическоеисследованиеструктурыродительскогоотношения//Психологическаянаукаиобразование.2008.№4.С.12-21.БодалевА.А.,СтолинВ.В.Общаяпсиходиагностика.-СПб.:Речь2000Божович,Л.И.Личностьиееформированиевдетскомвозрасте/Л.И.Божович.–СПб.:Питер,2009.–400с.БулыгинаТ.Б.Психологическиеусловияоптимизациидетско-родительскихотношений//Психологияипедагогика:методикаипроблемыпрактическогоприменения.2013.№31С.18-23.Варга,А.Я.Системнаясемейнаяпсихотерапия/А.Я.Варга.–М.:Когито-Центр,2009.–181с.Васильева,Н.Н.Педагогическаяипсихологическаяподдержкапроцессаадаптациидетейприпереходеиздошкольнойобразовательнойорганизациившколу/Н.Н.//Педагогическоеобразование:традициииинновации/отв.ред.Т.Н.Петрова.-Чебоксары:Чуваш.гос.пед.ун-т,2015.-С.40-45.Вачков,И.В.Основытехнологиигрупповоготренинга.Психотехники:учеб.пособ.–М.,2000.Велиева,С.В.Связьпсихическихсостоянийстипомдетско-родительскихотношенийвсемьях,воспитывающихдетейввозрасте7-8летснарушениямиречи/Е.Г.Павлова,С.В.Велиева//Детствовсовременноммире/подобщ.ред.О.Р.Ворошниной.–Пермь,2014.–С.155–159Велиева,С.В.Цветовыеметодикидиагностикипсихическихсостоянийудетей:практикум/С.В.Велиева.–Чебоксары:ЦОППроспект,2012.–74с.Винникот,Д.В.Разговорсродителями/Д.В.Винникот.–М.:Класс,2009.–96с.Выготский,Л.С.Вопросыдетскойпсихологии/Л.С.Выготский.–СПб.:Союз,2012.–224.Гарбузов,В.И.Воспитаниеребенкавсемье.Советыпсихотерапевта/В.И.Гарбузов.–СПб.:КАРО,2012.–304с.Гиппенрейтер,Ю.Б.Общатьсясребенком.Как?/Ю.Б.Гиппенрейтер.–М.:АСТ;Астрель,2012.–238с.Девятова,О.Е.Семейнаядепривацияипсихическиерасстройстваудетей/О.Е.Девятова.–М.:Барс,2013.–160с.Диагностикапсихическихсостоянийдетейдошквозр:Учебно-методпособие.Сост.:Велиева.СПб:Речь,2005.128-129с.ДобряковИ.В.Психологиясемьиибольнойребенок:учеб.пособие[хрестоматия]/И.В.Добряков,О.В.Защиринская.–СПб.:Речь,2007.–400с.2.ЭйдемиллерЭ.Г.Психологияипсихотерапиясемьи/Э.Г.Эйдемиллер,В.В.Юстицкис.–СПб.:Питер,2000.–656с.ДолговаВ.И.,ШумаковаО.А.Психолого-педагогическиеосновыгармонизациидетско-родительскихотношений:монография.–Челябинск:АТОКСО,2010.–112с.ДружининВ.Н.Психологиясемьи/В.Н.Дружинин.–М.:КСП,1996.–368с.Запорожец,А.В.Избранныепсихологическиетруды/А.В.Запорожец.–М.:ДиректмедиаПаблишинг,2013.–1287с.ЗвереваО.Л.,ГаничеваА.Н.Семейнаяпедагогикаидомашнеевоспитание.-М.:ТЦСфера,2009.-249с.КириленкоИ.Н.Возрастребенкакакмодусдетско-родительскихотношений//Российскийпсихологическийжурнал•2015ТОМ12№1КириленкоИ.Н.Детско-родительскиеотношения:гендерныйиэтническиймодусы.Монография.–М.:КРЕДО,2015.–212с.КовальВ.В.Развитиеэффективныхкоммуникацийвдетско-родительскихотношенияхпосредствомпрограммыгармонизацииродительскихпозиций//Мирнауки,культуры,образования.№2(33)2012Комарова,О.Н.Влияниеособенностейсемейноговоспитанияналичностноеразвитиеребенка/О.Н.Комарова//ЦИТИСЭ.–2016.–№4(8).–С.17.Комарова,О.Н.Стильсемейноговоспитаниякакфакторразвитияличностиребенкадошкольноговозраста/О.Н.Комарова//Научноеобозрение.Серия2:Гуманитарныенауки.–2015.–№6.–С.34-40.Копытин,А.И.Техникисемейнойарт-терапии/А.И.Копытин//Вестникпрактическойпсихологииобразования.–2010.–№1.–С.97–103.КошкароваТ.А.Психологическийанализпроблемдетско-родительскихотношений/Т.А.Кошкарова//Школаздоровья.–2004.–№2.–С.5–14.Кузнецова,В.Б.Чувствительностькподкреплениюкакфакторпсихологическогоздоровьядетейиподростков:автореф.дис.…канд.психол.наук:19.00.13/В.Б.Кузнецова.–М.,2013.–с.ЛевченкоИ.Ю.Технологииобученияивоспитаниядетейснарушениямиопорно-двигательногоаппарата:учеб.пособиедлястуд.сред.пед.учеб.заведений/И.Ю.Левченко,О.Г.Приходько.–М.:Издат.центр«Академия»,2001.–192с.Леонтьев,А.Н.Формированиеличности//Психологияличностивтрудахотечественныхпсихологов/сост.Л.В.Куликов.–СПб.:Питер,2009.–С.106–112.Лисина,М.И.Формированиеличностиребенкавобщении/М.И.Лисина.–СПб.:Питер,2009.–410с.ЛогиноваИ.А.Оспецификедетско-родительскихотношений//Семейнаяпсихологияисемейнаятерапия,1998,№4,с.76-79.МайрамянР.Ф.Семьяиумственноотсталыйребенок:автореф.дис.…канд.мед.наук/Р.Ф.Майрамян.–М.,1976.–24с.Малявко,Н.Л.Влияниедетско-родительскихотношенийнаразвитиеличностиребенка-дошкольника/Н.Л.Малявко//Психологияипедагогика:методикаипроблемыпрактическогоприменения.–2013.–№30.–С.36-40.Марасанов,Г.И.Методымоделированияианализаситуациивсоциально-психологическомтренинге.–Киров,1995МарковскаяИ.М.Опросникдляизучениявзаимодействияродителейсдетьми//Семейнаяпсихологияисемейнаятерапия.1999.№2.С.94–108.МарковскаяИ.М.Тренингвзаимодействияродителейсдетьми.–СПб.,2002.Матейчук,З.Психическаядепривациявдетскомвозрасте/З.Матейчук,Й.Лангмейер.–Прага:Авиценум,2012.–335с.МиллерА.Вначалебыловоспитание:пер.сангл./А.Миллер.–М.:Академ.проект,2003.–464с.Мороз,П.С.Социальнаякомпетентностьидетско-родительскиеотношениявстаршемдошкольномвозрасте/П.С.Мороз,В.Е.Василенко//НаучныеисследованиявыпускниковфакультетапсихологииСПбГУ.–2013.–Т.1.–№1.–С.166-171.НиколаеваЛ.А.Детско-родительскиеотношениякакфакторразвитияребенка//Изв.Сарат.ун-та.2012.Т.2.Сер.Акмеологияобразования.Психологияразвития,вып.2,c.187-192Овчарова,Р.В.Психологическоесопровождениеродительства/Р.В.Овчарова.–М.:Изд-воИнститутаПсихотерапии,2013.–319с.ПечниковаЛ.С.Приемныесемьивпространстведетско-родительскихотношений/Л.С.Печникова,Е.Б.Жуйкова//Психол.исслед.–2008.–№2(2).–С.42–52.Пороцкая,Е.Л.Исследованиеособенностейпозицииродителейпоотношениюкпсихическомуразвитиюдошкольника/Е.Л.Пороцкая//Психологвдетскомсаду.–2000.–№2–3.Посысоев,Н.Н.Основыпсихологиисемьиисемейногоконсультирования/Н.Н.Посысоев.–М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.–328с.Психологиясемейныхотношенийсосновамисемейногоконсультирования/Подред.Е.Г.Силяевой.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2002.-192с.Психологиясемейныхотношенийсосновамисемейногоконсультирования:учеб.Пособиедлястуд.высш.учеб.заведений/Е.И.Артамонова,Е.В.Екжанова,Е.В.Зыряноваидр.;подред.Е.Г.Силяевой.-4-еизд.,стер.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2006.-192с.РайкусДж.С.Социально-психологическаяпомощьсемьямидетямгрупприска:[практ.пособие].В4т.Т.1/Дж.С.Райкус,Р.Хьюз.–СПб.:Питер,2009.–341с.РепринцеваГ.И.Детско–родительскиеотношениявсовременнойсемье//СоциальнаяпедагогикавРоссии.Научно-методическийжурнал.2010,№2.-С.67-75.Родионов,А.Н.Детско-родительскиеотношениявсемьяхсразличнымитипамивоспитания/А.Н.Родионов,В.О.Родионова//Вопросывоспитания.–2015.–№2.–С.81-86.Самсонова,Е.В.Влияниесемейныхотношенийнаобщениедетейстаршегодошкольноговозрастасосверстниками[Текст]/Е.В.Самсонова//Психологвдетскомсаду.-2003.-3.-С.89-109.СелигманМ.Обычныесемьи,особыедети.Системныйподходкпомощидетямснарушениямиразвития(особыйребенок):пер.сангл./М.Селигман,Р.Дарлинг.–М.:Изд-во«Теревинф»,2009.–С.121.СемагоН.Я.Проблемныедети:основыдиагностическойикоррекционнойработыпсихолога/Н.Я.Семаго,М.М.Семаго.–М.:АРКТИ,2000.–207с.СмирноваЕ.О.,СоколоваМ.В.Структураидинамикародительскогоотношениявонтогенезеребенка//Вопросыпсихологии.–2007.–№2.–С.57–68.СмирноваЕ.О.,СоколоваМ.В.Динамикародительскогоотношениявонтогенезеребёнка//Психологвдетскомсаду.-2003.-№4.-с.102-108с.Смит,Г.К.Тренингпрогнозированияповедения:тренингсенситивности.–М.;СПб.,2001.СмолярчукИ.В.Детско–родительскиеотношенияиихвлияниенаразвитиеличностиребенка.Федеральноеагентствопообразованию,Гос.образовательноеучреждениевысш.проф.образования«Тамбовскийгос.ун-тим.Г.Р.Державина».Тамбов,2009.–67с.Спиваковская,А.С.Какбытьродителями/А.С.Спиваковская.–М.:Академия,2008.–160с.Стабина,Н.Ю.Значениедомакакжизненногопространстваличности/Н.Ю.Стабина//Вестникпрактическойпсихологииобразования.–2010.–№1.–С.50-56.Тимофеева,С.В.Психологическиеаспектыдетско-родительскихотношенийвсемьяхдошкольников/С.В.Тимофеева,Е.Н.Нецветайлова//Наукаиобразование:новоевремя.–2016.–№5(16).–С.860-870.ТкачеваВ.В.Психологическоеизучениесемей,воспитывающихдетейсотклонениямивразвитии/В.В.Ткачева.–М.:УМК«Психология»,2004.–192с.Ткачева,В.В.Гармонизациявнутрисемейныхотношений:Мама,папа,я–дружнаясемья.Практикумпоформированиюадекватныхвнутрисемейныхотношений/В.В.Ткачева.–М.:ГномиД,2009.–236с.Ткаченко,Н.С.Влияниедетско-родительскихотношенийнаформированиеэмоционально-волевойсферыдошкольников/Н.С.Ткаченко//НаучныетрудыSWorld.–2012.–Т.23.–№4.–С.33-36.Фельдштейн,Д.И.МирДетствавсовременноммире/Д.И.Фельдштейн.–М.:Московскийпсихолого-социальныйун-т,2013.–336с.ФоминаЛ.К.Понятиеитипыдетско-родительскихотношений//Молодойученый.—2014.—№2.—С.704-707.ХайбуллинаО.Г.Особенностидетско-родительскихотношенийвсемьяхдетейдошкольноговозраста//Вестникинститутасемьи.–2010.–№5.–С.95–100.Хоментаускас,Г.Т.Семьяглазамиребенка/Г.Т.Хоментаускас.–Екатеринбург:РамаПаблишинг,2010.–240с.ШаповаленкоИ.В.Родительскоеотношениекребенку:определение,типыивлияниенапсихическоеразвитие//Семейнаяпсихологияисемейнаятерапия.2004.№3.С.81-91.ШваркоЛ.И.ДавыдоваО.И.Воздействиесемьинадуховно-нравственноеразвитиедетей.//Управлениедошкольнымобразовательнымучреждением.-2008.-№3.-с.39-45ШведовскаяА.А.Особенностидеятельностнойстороныдетско–родительскихотношенийвдошкольномвозрасте.\\МатериалыВсероссийскойнаучнойконференции«Психологическиепроблемысовременнойроссийскойсемьи»/ПодобщейредакциейВ.К.Шабельникова,А.Г.Лидерса.–М.,2003.ШевцоваИ.В.Работапсихологасродителями.Коррекцияродительскихотношений.-М.,2000.–390с.,с.80Шнейдер,Л.Б.Семейнаяпсихология/Л.Б.Шнейдер.–М.:Академическийпроект,2008.–736с.ШульгаТ.И.,ДементьеваИ.Ф.Социально-педагогическаяподдержкадетейгруппыриска.—3-еизд.,испр.идоп.—М.:Издательскийцентр«Академия»,2008.—256с.Эйдемиллер,Э.Г.Психологияипсихотерапиясемьи/Э.Г.Эйдемиллер,В.В.Юстицкис.–СПб.:Питер,2013.–672с.Maslach C. Prevention of burnout / C. Maslach, J. Goldberg // New Perspectives. Applied and Preventive Psychology. – Num. 7. – P. 63–74.

1. Абрахманова, Ю. Р. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника / Ю. Р. Абрахманова // Семья. Государство. Общество : сб. науч. ст. / Чебоксарский филиал Московского государственного университета им. М. А. Шолохова. – Чебоксары, 2009. – С. 3–4.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 448 с.
3. Адушкина К. В. Оптимизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений у родителей первоклассников //Педагогическое образование в россии. 2015. № 6
4. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 16 с.
5. Белогай К. Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-21.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб.: Речь 2000
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
8. Булыгина Т. Б. Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31 С.18-23.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. – М. : Когито-Центр, 2009. – 181 с.
10. Васильева, Н. Н. Педагогическая и психологическая поддержка процесса адаптации детей при переходе из дошкольной образовательной организации в школу / Н. Н. // Педагогическое образование: традиции и инновации / отв.ред. Т. Н. Петрова.- Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015.- С. 40-45.
11. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. – М., 2000.
12. Велиева, С. В. Связь психических состояний с типом детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей в возрасте 7-8 лет с нарушениями речи / Е. Г. Павлова, С. В. Велиева // Детство в современном мире / под общ. ред. О. Р. Ворошниной. – Пермь, 2014. – С. 155–159
13. Велиева, С. В. Цветовые методики диагностики психических состояний у детей : практикум / С. В. Велиева. – Чебоксары : ЦОП Проспект, 2012. – 74 с.
14. Винникот, Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникот. – М. : Класс, 2009. – 96 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2012. – 224.
16. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. – СПб. : КАРО, 2012. – 304 с.
17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ ; Астрель, 2012. – 238 с.
18. Девятова, О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей / О. Е. Девятова. – М. : Барс, 2013. – 160 с.
19. Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 128-129с.
20. Добряков И. В. Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие [хрестоматия] / И. В. Добряков, О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2007. – 400 с. 2. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2000. – 656 с.
21. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112 с.
22. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 368 с.
23. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. – 1287 с.
24. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: ТЦ Сфера , 2009. - 249 с.
25. Кириленко И.Н. Возраст ребенка как модус детско-родительских отношений // Российский психологический журнал • 2015 ТОМ 12 № 1
26. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. Монография. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.
27. Коваль В.В.Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций // Мир науки, культуры, образования. № 2 (33) 2012
28. Комарова, О. Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка / О. Н. Комарова // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 4 (8). – С. 17.
29. Комарова, О. Н. Стиль семейного воспитания как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / О. Н. Комарова // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – С. 34-40.
30. Копытин, А. И. Техники семейной арт-терапии / А. И. Копытин // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1. – С. 97–103.
31. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т. А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2004. – № 2. – С. 5–14.
32. Кузнецова, В. Б. Чувствительность к подкреплению как фактор психологического здоровья детей и подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / В. Б. Кузнецова. – М., 2013. – с.
33. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М. : Издат. центр «Академия», 2001. – 192 с.
34. Леонтьев, А. Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – С. 106–112.
35. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
36. Логинова И. А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 4, с. 76-79.
37. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок : автореф. дис. … канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. – М., 1976. – 24 с.
38. Малявко, Н. Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника / Н. Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 36-40.
39. Марасанов, Г.И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995
40. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
41. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
42. Матейчук, З. Психическая депривация в детском возрасте / З. Матейчук, Й. Лангмейер. – Прага : Авиценум, 2012. – 335 с.
43. Миллер А. Вначале было воспитание : пер. с англ. / А. Миллер. – М. : Академ. проект, 2003. – 464 с.
44. Мороз, П. С. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте / П. С. Мороз, В. Е. Василенко // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 166-171.
45. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2, c. 187-192
46. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319 с.
47. Печникова Л. С. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений / Л. С. Печникова, Е. Б. Жуйкова // Психол. исслед. – 2008. – № 2 (2). – С. 42–52.
48. Пороцкая, Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника / Е.Л. Пороцкая // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2–3.
49. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н. Н. Посысоев. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
50. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
51. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
52. Райкус Дж. С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска : [практ. пособие]. В 4 т. Т. 1 / Дж. С. Райкус, Р. Хьюз. – СПб. : Питер, 2009. – 341 с.
53. Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2. - С. 67-75.
54. Родионов, А. Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А. Н. Родионов, В. О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81-86.
55. Самсонова, Е. В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками [Текст] / Е. В. Самсонова // Психолог в детском саду. - 2003. - 3. - С. 89 - 109.
56. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития (особый ребенок) : пер. с англ. / М. Селигман, Р. Дарлинг. – М. : Изд-во «Теревинф», 2009. – С. 121.
57. Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 2000. – 207 с.
58. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
59. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
60. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. – М.; СПб., 2001.
61. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009. – 67 с.
62. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
63. Стабина, Н. Ю. Значение дома как жизненного пространства личности / Н. Ю. Стабина // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1. – С. 50-56.
64. Тимофеева, С. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений в семьях дошкольников / С. В. Тимофеева, Е. Н. Нецветайлова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 860-870.
65. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – М. : УМК «Психология», 2004. – 192 с.
66. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М. : Гном и Д, 2009. – 236с.
67. Ткаченко, Н. С. Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников / Н. С.Ткаченко // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 23. – № 4. – С. 33-36.
68. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире / Д. И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. – 336 с.
69. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
70. ХайбуллинаО.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста // Вестник института семьи. – 2010. – № 5. – С. 95–100.
71. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. – 240 с.
72. Шаповаленко И. В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы и влияние на психическое развитие // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 3. С. 81-91.
73. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие детей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 3. - с. 39 - 45
74. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса. – М., 2003.
75. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с., с.80
76. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2008. – 736 с.
77. Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
78. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2013. – 672 с.
79. Maslach C. Prevention of burnout / C. Maslach, J. Goldberg // New Perspectives. Applied and Preventive Psychology. – Num. 7. – P. 63–74.

Вопрос-ответ:

Какие особенности детско-родительских отношений встречаются в семьях, где воспитываются дети с нарушением слуха?

Детско-родительские отношения в семьях, где воспитываются дети с нарушением слуха, часто отличаются от обычных семей. Родители этих детей часто испытывают больше тревоги и беспокойства относительно здоровья и будущего своего ребенка. Они также должны уделять больше внимания коммуникации с ребенком и его языковому развитию. В семьях с нарушением слуха родители также часто сталкиваются с проблемами доступности ресурсов и специализированной поддержки. Однако, несмотря на все сложности, многие родители справляются и успешно развиваются их дети с нарушением слуха.

Какие виды детско-родительских отношений существуют в семьях, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья?

В семьях, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, существует несколько видов детско-родительских отношений. Например, это может быть отношение защитник-больной, когда родители смотрят на своего ребенка как на человека, нуждающегося во всесторонней помощи и защите. Другой вид отношений - помощник-учитель, когда родители активно помогают ребенку осваивать новые навыки и учат его самостоятельности. Также встречается отношение эксперт-пациент, когда родители более эксперты в медицинских вопросах и принимают решения от имени ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Какие особенности имеют детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха?

В семьях, где растут дети с нарушением слуха, детско-родительские отношения имеют свои особенности. Родители часто испытывают более сильный страх и беспокойство за будущее своего ребенка, поэтому они обычно более внимательны и заботливы. Кроме того, родители воспитывающих детей с нарушением слуха часто проходят специальное обучение и обучаются навыкам речи и коммуникации, чтобы помочь своему ребенку в его развитии и общении с окружающими.

Какие виды детско-родительских отношений существуют в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья?

В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, существуют различные виды детско-родительских отношений. Некоторые родители принимают ребенка таким, какой он есть, и стараются помочь ему развиваться и преодолевать свои трудности. Другие родители могут испытывать чувство вины или стыда из-за того, что их ребенок отличается от других, и они склонны быть слишком защитными и контролирующими. Важно помнить, что каждая семья уникальна, и детско-родительские отношения могут различаться в каждой конкретной ситуации.

Какие особенности имеют детско-родительские отношения в обычных семьях?

В обычных семьях детско-родительские отношения развиваются по-разному и зависят от множества факторов. В таких семьях родители обычно сосредоточены на обеспечении физического и эмоционального благополучия своих детей. Родители стремятся быть авторитетами для своих детей, но при этом также учитывают их мнение и учат их принимать собственные решения. Детско-родительские отношения в обычных семьях также строятся на любви, доверии и взаимоуважении.

Какие особенности отношений возникают в семьях, где растут дети с нарушением слуха?

В семьях, где воспитываются дети с нарушением слуха, возникают особенности в детско-родительских отношениях. Родители прилагают дополнительные усилия, чтобы обеспечить коммуникацию с ребенком, используя специальные методы обучения и подходы к общению.

Какие виды детско-родительских отношений можно выделить в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

В семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно выделить такие виды детско-родительских отношений, как эмоциональные отношения, забота и уход, образовательное взаимодействие и социальная адаптация.

Какие особенности детско-родительских отношений возникают в семьях, где растут дети с нарушением слуха?

В семьях, где воспитываются дети с нарушением слуха, возникают особенности в детско-родительских отношениях. Родители должны уделять больше внимания развитию речи и коммуникации ребенка, использовать различные методы обучения и специализированные технологии для обеспечения общения и образования.

Какие проблемы могут возникать в детско-родительских отношениях в семьях, где растут дети с ограниченными возможностями здоровья?

В семьях, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, могут возникать проблемы с коммуникацией, поддержкой ребенка в образовательном процессе, а также с его социальной адаптацией. Родители должны быть готовы к решению этих проблем и обеспечению поддержки и заботы о своем ребенке.

Какие методы обучения и подходы к общению рекомендуются родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха?

Родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха, рекомендуется использовать специальные методы обучения и подходы к общению, такие как методика знакового языка, использование аппаратов слуховой коррекции, различные игровые и образовательные программы для развития речи и коммуникации.