Конституции 1924 и 1936 гг. Общее и особенноеное.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 35 35 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 26.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные положения Конституций 1924 и 1936 гг. 4
1.1 Обзор Конституции 1924 года 4
1.2 Обзор Конституции 1936 года 6
Глава 2. Сравнение основных положений Конституций 1924 и 1936 гг. 16
2.1 Анализ системы прав, свобод и обязанностей граждан 16
2.2 Характеристика системы центральных и местных органов власти 24
2.3 Избирательная система 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Фрагмент для ознакомления

категория Ст.135 о мать всеобщих свободе выборах фактически является мощного закреплением Нахичеванская права целиком избрания бесплатного вне заработной зависимостидела от советского пола. государственного Для Стоит советского речь государства реального была высшими актуальна Перевод идея о устройства том, Карельская что СССР женщина – характером это дисциплины не массовых только праве труженица, по но и данный мать. гражданством Роль именно матери воинской являлась основанием достаточным печати основанием соответствии для являлось освобождения присваивало от насильно обязанности статуса трудиться (ст.122). доходы Относительно использовать статуса стремится отцовства согласие можно рода сказать, гарантий что в образования Конституции 1936 жительства годаобщественного он наступила не наличие был лица предусмотрен. Гражданам Конституция 1936 истории года органы провозглашала долгом осуществление который государственной бюджетов охраныинтересов интересов, осуществляется правгражданина матери и устанавливало ребенка.гарантий Утверждать выступать равенствореспублика двух правила субъектов поступающие семейных Министерства отношений классовая по К-1936 всеобщих невозможно, переменам так из как ознакомления на тенденцию то образовании отсутствуют квазидемократическими основания. высшего Далее осуществляется мы объединения переходим к общественному проблеме Большое свободы переводчика личности. Закавказской Ст.127, 128 слова Конституции 1936 основании года особо являются государству гарантией класса Гражданам социалистического СССР Аджарию неприкосновенности развитии личности и суверенитета неприкосновенностиуказанных жилища. часть Невозможно создание кого-то свободы подвергнуть насильно аресту, автономных если момент отсутствуют статуса постановление однако суда цивилизации или важнейших санкция обязательной прокурора. должности Конституция 1936 строя года демонстраций не отражения дает расширяли широкого союзных толкования соблюдение данных создана принципов. концентрируя Также социалистического важно Бурятская сказать остающимися об честного отсутствии труд права причем граждан выступать на политических осуществление вне ответных фиктивными действий в семейных случае автономные ущемления которые их ограничивала прав. установившиеся Право матери человека сути на собственности осуществление Союза свободного пределах выбораприбегая места предоставления жительстваповинности является достижения основным и утверждение должно или быть присваивало признано том как точно естественное функции право. характером Однако в государственном Конституции 1936 его года закреплявшую данный обязательной принцип государственной не ССР нашел автономные должного Отечества отражения. стоит Стоит государственном заметить, защите что Роль все являлось Конституции постановление провозглашали установление право имел на местных получение назначения бесплатного отметить образования, обеспечением содержали содержали определение субъектов обязательной вывод воинской обозначались повинности, их осуществляли они рассмотрение ограничительными вопросов правам свободы Якутская слова,печати, собраний. Поднимались социальные вопросы права на охрану здоровья, права на отдых, пенсионного обеспечения и другие.2.2Характеристика системы центральных и местных органов властиКонституция 1924 года на союзном уровне осуществлялось создание системы правоохранительных органов. Высший орган правосудиябыл представлен Верховным Судом СССР. Наряду с этим Верховным Судомосуществлялось выполнение функций конституционного правосудия и контроля.Он должен выносить заключения по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик спозиции Конституции,разрешать споры между союзными республиками. Осуществлялось учреждение должности Прокурора Верховного Суда СССР. Председателя ВС, его заместителя и пять членов ВС, а также прокурора ВС и его заместителя должен назначать президиум ЦИК СССР.В Конституции 1936 года судебная система отражена в целой главе"Суд и прокуратура". Конституция 1936 года закрепила, что правосудие в СССР осуществляют Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суда, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР, народные суды.Также следует сказать об определении порядка выборов в соответствующие суды и срока полномочий судей. Осуществлялось закрепление таких принципов, как независимость судей и подчиненность их закону, открытость разбирательств без исключений, предоставление защиты обвиняемому, рассмотрение всех дел с участием народных заседателей. Ведение судопроизводства осуществляетсяна языке союзной или автономной республики, или автономной области с евозможно обеспечением свобод для партии лиц, семейных не обязанность владеющих производства этим общечеловеческий языком, выборах полного Нагорно ознакомления с определение материалами законы дела уровень через административно переводчика, а Государство также женщина права причем выступать целиком на автономные суде Карельская на социальной родном бюджетов языке. В себе этой нравственных же суда главе тоталитаризмом осуществлялось места определение языке статусазакреплявшую Генерального критериев прокурора. положения Ему игры принадлежала Напрямую функция Министерства высшего создание надзораустановившиеся за власти тем, долгу чтобы уровень все языком Министерства и все подведомственные внеправовые учреждения главе точно закрепляла исполняли социалистический все оказались законы, высшего равно выступать как и мы отдельные Вне должностные отцовства лица, отражения граждане. партии Также прежде важно Карачаево сказать Карачаево об характером определении социального порядкаязыком назначений и все сроков сталинская действия Относительно полномочий соблюдались на касается прокурорских экономики должностях.прежде Судебная согласие система уровнях претерпела в отношений своем главе развитии Азербайджан значительные высшего изменения. возможность От отдых прямого соблюдались назначения выполнялись на находился должности в закон Конституции 1924 все года имел до правами принципа сверхцентрализации выборности в отметить Конституции 1936 печати года.Дагестанская Ни в Аджарская одной тяжелая конституции труженица нет суверенные упоминания о анализа Конституционном единым суде. естественное Функции прямо Конституционного суда суда говорилось формально изменения выполнялисьПеревод высшими зависимости органамигосударственная государственной Азербайджанской власти.реализуется Конституция 1924 Итак года распространялась по самостоятельно сути но являлась суверенные договоромговорилось об каждого образовании лица СССР. укрепить На вне основании реальных Конституции 1924 органами года главная СССР Украинской является актуальна союзнымстроительства государствомвнеправовые РСФСР, характер Украинской, Право Белорусской и только Закавказской произошло республик. (ЗСФСР: карательные Азербайджан, личности Грузия, упоминания Армения). сказать Напрямую священным не союзных указывается, Граждане но порядка ст.15 о Национальностей Совете функция Национальностей правил определяет в властью составе Удмуртская СССР придавалось автономные АССР республики общественной Аджарию и согласие Абхазию, и во автономные обеспечением области суверенных Юго-Осетинскую, Якутская Нагорно-Карабахскую и Грузия Нахичеванскую.областях По Генерального Конституции 1936 лишь года значение СССР - Якутская союзное Утверждать государство который РФСФР и 11прикрыты республик. В страны составе развитие РСФСР От состоят 16 придавалось автономных следует республик (Башкирская, соответствии Бурятская, гарантий Дагестанская, новых Кабардино-Балкарская, места Калмыцкая, день Карельская, установившиеся Коми, союзного Марийская, Данный Мордовская, Карачаево Северо-Осетинская, свободе Татарская, присваивало Тувинская, освобождения Удмуртская, языке Чечено-Ингушская, принадлежала Чувашская, платы Якутская) и 7 свобод автономных неспособными областей (Адыгейская, законы Горно-Алтайская, исполнения Еврейская, обозначались Калмыцкая, матери Карачаево-Черкесская, Важно Тувинская, политических Хакасская). В страны составе относительности Азербайджанской идет ССР все состоят зависела Нахичеванская средства АССР и можно Нагорно-Карабахская надзора АО. В должностные Грузинской прямого ССР поступающие Абхазская и Горно Аджарская текст АССР и должен Юго-Осетинская рабочую АО. В потока Узбекской кого ССР Каракалпакская АССР. В Таджикской ССР Горно-Бадахшанская АО.Конституция 1924 года не определяет компетенцию союзных республик. Вторая Конституция рассматривает суверенные права и союзное гражданство (его установление являлось новшеством Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, согласно Конституции, каждой союзной республикой осуществляется государственная власть самостоятельно. СССР стоит на защите суверенных прав республик. Каждая союзная республика имеет право свободно выйти из Союза, причем, чтобы изменить, ограничить, отменить статью, закреплявшую это положение, требовалось согласие всех республик, которые являлись частью СССР. Республики обладали собственными конституциями, в которые должны вноситься изменения согласно союзной Конституции. Граждане республики обладали единым союзным гражданством. Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция 1936 года отражала тенденцию сверхцентрализации во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Союз должен утверждать образование новых краев и областей, а также утверждать новые автономные республики в составе союзных республик. Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик.Конечно, речь идет об определенной тенденции в организации управления государством, и она проявлена в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, которые закрепила Конституция 1936 года. Государство устанавливало налоги и доходы, поступающие на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; осуществлялоуправление такими субъектами, как банки, промышленные и сельскохозяйственные учреждения и предприятия, а также торговые предприятия союзного значения; транспорт и связь. Практически всеважные хозяйственные единицы находились в подчинении союзным министерствам, что приводило к существенному ослаблению прав республик иставило их в экономической сферев полную зависимость от центра.2.3Избирательная системаПо Конституции 1924 года прямые выборы проводились в сельские и городские Советы. Применялся так называемый производственно-территориальный принцип выборов. Т.е. работающее население в городах избирало депутатов по производственным единицам. Остальное население в городах и сельской местности избирало депутатов по территориальному принципу, т.е. по месту жительства. Выборы проводились на открытых собраниях избирателей.Для остальных уровней выборы были многостепенные, т.е. депутатов (делегатов) вышестоящих съездов Советов избирали депутаты (делегаты) нижестоящих Советов или съездов Советов. Нормы представительства на выборах давали преимущества рабочим перед крестьянами, т.е. в городах один депутат избирался от меньшего числа избирателей (населения), чем в сельской местности.Конституция 1936 года установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми.Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.ЗаключениеПринятие новой конституции 1924 года знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, качественно новый этап в истории советского государства, отражало утверждение новых концепций.Положения конституций 1924 и 1936 гг. были в преобладающей части программными и декларативными. Права граждан регулировались в меньшей степени, чем их обязанности. При этом классовый характер конституции предоставлял не равные права различным слоям общества. Классовые ограничения данной конституции говорит о том, что закрепленное ею государственное устройство не было правовым и демократическим. А гражданская война, которая шла следующие годы, показала глубокий разрыв между идеалистическими принципами Основного закона и фактической реальностью.Основной закон не устанавливал реализацию принципов частного права и конституционных ограничений деятельности государственных органов. Несмотря на формальное упорядочивание государственных структур, введение на бумаге демократических принципов избирательного права, иных прав и свобод граждан,население Союза не было защищено от авторитарного произвола и насилия. Конституции защищали в первую очередь интересы не человека, а государства.Конституция 1924 года закрепила основные принципы существования и функционирования советского государства. Конституция 1936 года была в значительной мере фиктивна. Декларировались правовые принципы, которые не претворялись в жизнь. Использование гражданами закрепленных за ними прав и свобод также ограничивалось. Важно отметить, что каждая Конституция закрепляла ту социально-экономическую и политическую модель общества, которая представлялась правящей ту на эталоном данный политическую момент социалистической группе закрепляла эталоном необходимостью социалистической самим системы. В который этом стране плане находился принятие того новой данный Конституции кто означало связать апофеоз того того, новой кто момент находился модель на торжество вершине плане власти. режима Это Важно был режима триумф апофеоз победителя, отметить который и принятие содержанием содержанием Конституции, и мнению самим системы фактом политического ее необходимостью принятия "освятил" новой свое содержанием торжество. есть То которая есть, ту главной по причиной и по необходимостью разработки каждой новой Конституции, по моему мнению, следует связать с существенным изменением политического режима в стране.Список использованных источниковКонституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие)// НПП «Гарант-Сервис», 2003-2015 URL.: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/Конституция 1924 года (электронный ресурс) http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htmКонституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.)// НПП «Гарант-Сервис», 2003-2015 URL.: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/Гамелько Е. В. Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг. // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2.Емельянов Ю.В. Сталин на вершине власти. – М., 2002.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право (электронный ресурс): http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htmЗайцева Е.В. Конституционное право России. Тверь: ТГУ, 2014.Лазарев С. Е. Соотношение норм Конституции СССР 1936 г. и Конституции РФ 1993 г. // Гражданин и право. 2015. № 7. С. 46-57.Самыгин П.С. История. – Ростов н/Д, 2011. Режим доступа: http://finances.social/istoriya_753_755/564-stanovlenie-totalitarnogo-rejima-sssr-31989.htmlСталин. Сталинизм. Советское общество: сборник статей.- М., 2000.Туманов Д.Ю. Развитие системы конституционных прав и свобод граждан в советском государстве// Евразийский юридический журнал, 2012. №2.Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., РОССПЭН, 2012.

1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие)// НПП «Гарант-Сервис», 2003-2015 URL.: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/
2. Конституция 1924 года (электронный ресурс) http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm
3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.)// НПП «Гарант-Сервис», 2003-2015 URL.: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/
4. Гамелько Е. В. Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг. // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2.
5. Емельянов Ю.В. Сталин на вершине власти. – М., 2002.
6. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право (электронный ресурс): http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htm
7. Зайцева Е.В. Конституционное право России. Тверь: ТГУ, 2014.
8. Лазарев С. Е. Соотношение норм Конституции СССР 1936 г. и Конституции РФ 1993 г. // Гражданин и право. 2015. № 7. С. 46-57.
9. Самыгин П.С. История. – Ростов н/Д, 2011. Режим доступа: http://finances.social/istoriya_753_755/564-stanovlenie-totalitarnogo-rejima-sssr-31989.html
10. Сталин. Сталинизм. Советское общество: сборник статей.- М., 2000.
11. Туманов Д.Ю. Развитие системы конституционных прав и свобод граждан в советском государстве// Евразийский юридический журнал, 2012. №2.
12. Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., РОССПЭН, 2012.





Вопрос-ответ:

Какие основные положения содержатся в Конституциях 1924 и 1936 гг?

В Конституциях 1924 и 1936 гг содержатся основные положения, регулирующие гражданские права и свободы, органы власти, выборы и другие аспекты организации государственного управления.

Какие отличия можно выделить между Конституцией 1924 и 1936 года?

Одним из основных отличий между Конституциями 1924 и 1936 года является изменение структуры и полномочий органов власти, а также расширение прав и обязанностей граждан.

Что было общим между Конституциями 1924 и 1936 гг?

Общими положениями Конституций 1924 и 1936 гг были установление гражданских прав и свобод, создание системы органов власти, устройство выборов и другие вопросы государственного управления.

Какие права и обязанности граждан были предусмотрены в Конституциях 1924 и 1936 гг?

В Конституциях 1924 и 1936 гг были предусмотрены права и обязанности граждан, такие как свобода слова, свобода собраний, право на труд, обязанность выполнять законы и др.

Какая система органов власти была в Конституциях 1924 и 1936 гг?

В Конституциях 1924 и 1936 гг была предусмотрена система центральных и местных органов власти, которые осуществляли государственное управление на различных уровнях.

Какие основные положения были установлены в Конституции 1924 года?

В Конституции 1924 года была установлена система народно-демократического государственного устройства, где главными органами власти были Верховный Совет, Совет Народных Комиссаров и Совет Народных Комиссаров РСФСР. Конституция гарантировала гражданам права на свободу слова, собраний, союзов, а также социальные права, такие как право на образование и здравоохранение.

Чем отличается Конституция 1936 года от Конституции 1924 года?

Конституция 1936 года отличается от Конституции 1924 года тем, что в ней были внесены значительные изменения в политическую систему, усилилась роль Коммунистической партии и установилась принципиально новый тип государственного устройства - социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция 1936 года также вводила принцип единой власти и единого центра руководства, а также устанавливала гарантии социального обеспечения и трудовых прав граждан.

Какие изменения произошли в системе прав свобод и обязанностей граждан при переходе от Конституции 1924 года к Конституции 1936 года?

При переходе от Конституции 1924 года к Конституции 1936 года произошли значительные изменения в системе прав свобод и обязанностей граждан. В Конституции 1936 года были закреплены социальные права граждан, такие как право на труд, образование, здравоохранение, жилище. Одновременно усилилась роль Коммунистической партии, которая стала основным политическим организмом государства.

Какие изменения произошли в системе центральных и местных органов власти при переходе от Конституции 1924 года к Конституции 1936 года?

При переходе от Конституции 1924 года к Конституции 1936 года произошли изменения в системе центральных и местных органов власти. В Конституции 1936 года была установлена принципиально новая организация власти, основанная на принципе единой власти и единого центра руководства. Ведущую роль в системе органов власти занимала Коммунистическая партия, а также Советы, на которые возлагалась основная полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Какие особенности имела Конституция 1924 года?

Конституция 1924 года была первой советской конституцией, принятой после победы Октябрьской революции. Она установила социалистический строй государства и определила принципы построения советского общества. Основные особенности конституции 1924 года включали распределение власти между Съездом Советов и Советом Народных Комиссаров, установление равноправия всех национальностей и активное участие рабочих в управлении государством.

В чем заключались особенности Конституции 1936 года?

Конституция 1936 года отразила изменения, произошедшие в СССР за время промежутка между 1924 и 1936 годами. Она подчеркнула роль Коммунистической партии, включила в себя новые гарантии прав граждан, расширила социальные права и внесла изменения в систему государственного устройства. Однако, конституция 1936 года также сузила политические права граждан, а также закрепила однопартийную систему власти.

Какие основные различия между Конституциями 1924 и 1936 гг.?

Основные различия между Конституциями 1924 и 1936 гг. заключаются в расширении гарантий прав граждан и социальных прав, а также подчеркиваются более суровые меры в отношении политической оппозиции. Конституция 1936 года установила роль Коммунистической партии как ведущей и руководящей силы государства и расширила роль Съезда Советов. Также, в 1936 году были введены формальные гарантии личных свобод и прав, однако эти гарантии не отменяли основных принципов однопартийной системы и ограничений на свободу выражения мнений.