Проблемы экологии региона

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 35 35 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ В РЕГИОНЕ 5
1.1 Понятийный аппарат исследования 5
1.2 Виды экологических проблем в регионе 9
1.3 Способы решения экологических проблем в регионе 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ РЕГИОНА В РФ 13
2.1 Нормативно-правовые основы состояния экологии региона в РФ 13
2.2 Анализ экологических проблем в регионах РФ 27
2.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию развития экологии в регионах РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Фрагмент для ознакомления

Торговля разрешениями на загрязнение в Российской природоохранной политике в настоящее время не применяется в силу отсутствия соответствующей институциональной среды. Например, отсутствие общих региональных нормативов выбросов – тогда сделки по торговле разрешениями на выбросы могут быть опротестованы в судебном порядке, поскольку формально определены только нормативы выбросов для точечных источников. В России законодательно закреплена ответственность за нанесение ущербаокружающей среде. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Возмещение вреда окружающей среде предусматривается в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами.В последние годы наблюдается ужесточение мер воздействия к нарушителям вобласти охраны окружающей среды: количество дел, переданных в правоохранительныеорганы увеличилось на 44%; на 79% больше привлечено недропользователей к административной ответственности. Органы надзора сообщаюто снижении количествавыявленных правонарушений и росте числа их оперативного устранения. Объясняют это повышением уровня законопослушности природ пользователей. Вместе с тем отмечаются недостатки в работе всех систем, осуществляющих надзор в области охраны окружающейсреды и природопользования, что свидетельствует о возможностях совершенствования применения данного инструмента природоохранной политики. Такой инструмент, как экологическое страхование, которое могло бы позволитьаккумулировать значительные финансовые средства для целевого использования наликвидацию негативных последствий техногенных аварий, представляется актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей среды и низким уровнем природоохранных капиталовложений. Однако внедряется этот инструмент недостаточно активно и широко. Действующее законодательство (ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» от 21.07.1997, статья 15) предусматривает обязательной страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии лишь на производственных объектах, которые признаются опасными. Пока можно констатировать лишь признание государством значения данного инструмента и факта его недоиспользования: по данным Государственного доклада "О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году", МПР России в последние годы уделяло особое внимание вопросам развития системы страхования в области природопользования и охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает развитие систем экологического информирования и воспитания: «В целях формирования экологической культуры Ответственность за реализацию и финансирования этих мероприятий лежит на субъектах федерации. Практика добровольных соглашений бизнес-сообщества с государством в сфере охраны окружающей среды в России пока не сформировалась. Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что де-факто экологическая политика в России основывается на применении административно-командных методов регулирования (экологическое нормирование), платежи за загрязнение применяются, но как инструмент природоохранного регулирования неэффективны. Другие экономические, информационные и организационные инструменты либо только появились, но не играют значительной роли, либо еще находятся на стадии формирования или вообще отсутствуют. 2.2 Анализ экологических проблем в регионах РФДинамика доли городского населения (%), проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в целом по стране имеет положительную направленность. В разрезе федеральных округов наибольшая доля городского населения, испытывающего негативное воздействие, проживает в Сибирском федеральном округе (42%).В РФ область экологической безопасности регламентируется как Конституцией РФ, так и рядом Федеральных законов, Постановлений Правительства и прочими нормативно-правовыми актами. В последнее время природоохранное законодательство претерпевает существенные изменения, направленные на повышение эффективности природопользования и контроля антропогенной нагрузки. Несмотря на повышенное внимание со стороны органов власти РФ к проблемам в области охраны окружающей среды, состояние природных комплексов большинства субъектов РФ претерпевает антропогенную нагрузку. По данным Росгидромета, наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в Российской Федерации в 2017 г. проводились в 244 городахВ 44 городах Российской Федерации (21% от городов с регулярными наблюдениями за загрязнением атмосферного воздуха) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий (ИЗА>7), в 58% городов – как низкий. Рисунок 1 – Доля городов с разным уровнем загрязнения атмосферы, определенным по ИЗА [8]По данным регулярных наблюдений, за период 2013-2017 гг. средние за год концентрации формальдегида не изменились, диоксида серы, бенз(а)пирена, диоксида азота, оксида азота и оксида углерода снизились на 7-17%, взвешенных веществ увеличились на 6%. [8]Наибольший показатель валового объема выбросов загрязняющих веществ в 2017 г. отмечен в г. Москве и Московской области (2 057,1 тыс. т).Среди городов Сибирского федерального округа Новосибирск, являясь мегаполисом РФ, не входит в перечень самых загрязненных городов России. И, напротив, Иркутск, не являясь мегаполисом, входит в список из 27 наиболее загрязненных городов по Сибирскому Федеральному округу, которые в 2017 г. характеризовались высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Стремительное промышленное развитие Московского региона в XX веке, рост города и окружающих его городов-спутников, образующих огромную столичную агломерацию, рост численности населения - обусловили высокий уровень давления на окружающую среду, и в частности на состояние атмосферного воздуха. В Москве и на прилегающих к ней территориях расположено большое количество хозяйственных объектов, имеющих общефедеральное значение: промышленные предприятия различных отраслей машиностроения и металлообработки, энергетики, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности, производства строительных материалов. Город является крупнейшим транспортным узлом страны: из Москвы расходятся 11 направлений железных дорог, 15 федеральных автотрасс и 3 аэропорта. Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется на 53 автоматических станциях контроля загрязнения атмосферы. В 2017 году среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ не превышали установленных гигиенических нормативов и составили: оксида углерода — 0,12 ПДКсс, диоксид азота — 0,84 ПДКсс, оксид азота — 0,27 ПДКсс, озон — 0,93 ПДКсс, диоксид серы — 0,07 ПДКсс. Максимальные концентрации загрязняющих веществ (за исключением сероводорода) зафиксированы на территориях вблизи автотрасс. [9]По состоянию на 2019 г. по данным наблюдений стационарных постов ФГБУ «Центральное УГМС» в целом по городу Москве степень загрязнения атмосферного воздуха была низкая. Максимальные концентрации всех определяемых загрязняющих веществ санитарно-гигиенических норм не превышали и достигали следующих значений: диоксида азота и этилбензола – 0,5 ПДК м.р.; оксида углерода и формальдегида – 0,3 ПДК м.р.; фенола и бензола – 0,2 ПДК м.р.; оксида азота хлорида водорода, ксилола и толуола – 0,1 ПДК м.р. Содержание взвешенных веществ и сероводорода в атмосферном воздухе мегаполиса было ниже предела обнаружения.Самым крупным загрязнителем атмосферы Москвы является зона «Капотня» (в ЮВАО), где размещены следующие заводы: Московский нефтеперерабатывающий (МНПЗ), асфальтобетонный «Капотня», «Хроматограф» и т.д. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух приведены в таблице 2. Таблица 2 - Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Москвы [9]Вид промышленностиВаловый выброс, т/годОбрабатывающие производства15 434Производство нефтепродуктов9 913Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака1 135Производство и распределение электроэнергии, газа и воды32 225Транспорт и связь5 045Согласно данным Западно-Сибирского ЦМС уровень загрязнения воздуха города Новосибирска оценивается как высокий.В 2018г. уровень загрязнения атмосферы города оценен как повышенный по формальдегиду и взвешенным веществам.Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух в Новосибирской области являются: автомобильный транспорт (59,5% валового выброса по области), предприятия теплоэнергетики и отопительные котельные (29,1%), промышленные предприятия, сельское хозяйство и пр. (11,4%).Основу производственного комплекса города составляют более 230 крупных и средних промышленных предприятий, а также около 400 малых промышленных предприятий. [9]Следует отметить, что г. Иркутск не относится к категории мегаполисов РФ, т.е. имеет численность населения менее 1 млн. человек. Однако, при анализе состояния атмосферного воздуха и степени его промышленного загрязнения особо следует отметить именно Иркутск, т.к. данный город входит в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения в 2017 г,составленный Росгидрометом.Для Байкальского региона проблема экологического состояния окружающей среды в целом и загрязнения отдельных природных компонентов, в частности атмосферного воздуха особенно актуальна. Показатели загрязнения атмосферного воздуха в Иркутской области находятся в числе самого высокого уровня загрязнения среди субъектов Байкальского региона. Основной причиной высокой степени загрязнения атмосферного воздуха является сосредоточение таких промышленных производств, как машиностроение, легкая и пищевая промышленность, а также металлообрабатывающая, нефтеперерабатывающая и деревообрабатывающая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство.На рассеивание примесей в условиях города существенно влияют планировка улиц, их ширина, направление, высота зданий, зеленых массивов и водные объекты, образующие как бы разные формы наземных препятствий воздушному потоку и приводящие к возникновению особых метеорологических условий в городе.Применительно к территории РФ следует отметить, что в европейской части метеорологические особенности способствуют накоплению загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. 2.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию развития экологии в регионах РФВ условиях капиталистических отношений наиболее эффективным и распространенным инструментом следует считать экономическое регулирование в сфере социально-экологических взаимоотношений. Или, другими словами, развитие экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. Сущность данного механизма представлена на уменьшение антропогенной нагрузки на биосферу посредством экономического стимулирования. В эпоху развитых рыночных отношений данный механизм следует считать наиболее эффективным.Повышение эффективности экономического регулирования как инструмента в сфере социально-экологических взаимоотношений может быть достигнуто следующими способами.1. Внесение изменений в Налоговый Кодекс, направленных на существенное снижение налоговой ставки для предприятий и организаций, использующих экологически-чистые технологии, ведущих разработку и внедрение природосберегающих технологий, соблюдающих природоохранное законодательство в полном объеме, внедряющих экологическую политику и т.д.2. Реализация обучающих программ по рациональному природопользованию для всех сотрудников, а не только руководящего состава и не за счет работодателя, а при поддержке программ государственного финансирования. Т.е. внесение изменений в Ст. 15 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Ст. 73 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".3. Экономическое стимулирование Управляющих Компаний, реализующих в подведомственных территориях раздельный сбор мусора в виде налоговых льгот и пр.4. Внедрение механизмов эффективной государственной поддержки для предприятий, реализующих вторичную переработку отходов, например, перерабатывающих макулатуру, автомобильные шины, металлолом и т.д.5. Понижение ставки за захоронение отходов на лицензированных полигонах ТКО, что приведет к уменьшению количества несанкционированных свалок. При этом понижение ставки может быть достигнуто путем установки предварительной сортировочной станции и последующей реализации отсортированных компонентов (микросхемы, электронные устройства, стекло, пластик и пр.).6. Дополнительное финансирование научных разработок и новейших природосберегающих технологий, обеспечивающих рациональное природопользование.7. Ужесточение штрафных санкций путем их повышения при выявлении нарушений природоохранного законодательства. При этом целесообразно использовать данный инструмент на всех уровнях социальной организации: на международном, на государственном, на муниципальном, на частном.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаиболее распространенным следствием нерационального природопользования является загрязнение компонентов окружающей среды: атмосферного воздуха, мирового океана, почвы. Загрязнение окружающей среды – это модификационные изменения ее свойств, которые приводят или способны привести к негативному воздействию на человека или природные комплексы. Источники опасности для России в экологической сфере носят как международный (внешний), так и внутренний характер.Современное эколого-экономическое положение России и ближайшие перспективы вызывают серьезные опасения.Рассмотрено экологическое состояние Свердловской области. Предложен ряд рекомендаций, направленных на улучшение экологической обстановки в РФ. При исследовании динамики качественного состояния атмосферного воздуха можно отметить, что отмечается тенденция по снижению степени его загрязнения как в указанных городах, так и на территории РФ. Причинами позитивной тенденции можно считать переход многих объектов теплоэнергетического топлива на природный газ, ужесточение мер государственного экологического контроля, внедрение современных систем газоочистки на крупных производственных предприятиях. Состояние атмосферного воздуха обусловлено не только наличием большого количества автотранспорта, но и промышленными комплексами.Немаловажным является повышение уровня экологического сознания и культуры нашей страны.Основные принципы экологической политики государства, такие, как устойчивое развитие, экологические приоритеты, управление рисками ничего не говорят подавляющему большинству россиян, многие из которых даже не знают о существовании такого документа, как Экологическая доктрина Российской Федерации.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Доступ из справ.- правой системы «КонсультантПлюс». Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/2. Сеничева Л.В., Миронова Е.М. Благоустройство территории муниципального образования: проблемы и перспективы развития (на примере города Мценска Орловской области). Новое поколение. 2015. № 8. С. 108-111.3. Кошлец О.В. Экологические проблемы развития в свердловской области. Конкурентоспособность территорий Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов: в 8 частях. 2016. С. 180-1824. Кричкер Д.Р. Современная экологическая ситуация и проблемы экологической безопасности Свердловской области / Кричкер Д.Р., Шимова Е.В. // Молодежь и наука. 2018. № 1. С. 54.5. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 10.01.2002 N 86-ФЗ // Доступ из справ.- правой системы «КонсультантПлюс». Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/6. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения7. Экологическая доктрина Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-Р) http://www.eco-net.ru/index.php?id=8238.Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РоссийскойФедерации в 2017 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. 888 с.9. Максаковский В.П. Географическая картина мира.Кн. II: Региональная характеристика мира. Москва, Дрофа, 2009, 4-е изд., 480 стр.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Доступ из справ.- правой системы «КонсультантПлюс». Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
2. Сеничева Л.В., Миронова Е.М. Благоустройство территории муниципального образования: проблемы и перспективы развития (на примере города Мценска Орловской области). Новое поколение. 2015. № 8. С. 108-111.
3. Кошлец О.В. Экологические проблемы развития в свердловской области. Конкурентоспособность территорий Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов: в 8 частях. 2016. С. 180-182
4. Кричкер Д.Р. Современная экологическая ситуация и проблемы экологической безопасности Свердловской области / Кричкер Д.Р., Шимова Е.В. // Молодежь и наука. 2018. № 1. С. 54.
5. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 10.01.2002 N 86-ФЗ // Доступ из справ.- правой системы «КонсультантПлюс». Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
6. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения
7. Экологическая доктрина Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-Р) http://www.eco-net.ru/index.php?id=823
8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. 888 с.
9. Максаковский В.П. Географическая картина мира.Кн. II: Региональная характеристика мира. Москва, Дрофа, 2009, 4-е изд., 480 стр.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы экологии обычно возникают в регионах?

В регионах обычно возникают различные проблемы экологии, такие как загрязнение воздуха, воды и почвы, вырубка лесов, убийство диких животных, разрушение природных биоразнообразий и деградация экосистем.

Какие методы существуют для решения экологических проблем в регионах?

Для решения экологических проблем в регионах применяются различные методы, включая поиск и внедрение эффективных технологий, ужесточение экологического законодательства, проведение экологических образовательных программ и мероприятий, а также сотрудничество с международными организациями по охране окружающей среды.

Какое законодательство регулирует состояние экологии в регионах России?

Состояние экологии в регионах России регулируется нормативно-правовыми актами, такими как Закон "Об охране окружающей среды", Закон "Об охране атмосферного воздуха", Закон "Об охране и восстановлении заготовительных лесов" и другими законами на федеральном и региональном уровнях.

Какие результаты анализа экологических проблем в регионах России были получены?

Результаты анализа экологических проблем в регионах России показали, что основные проблемы связаны с загрязнением воздуха и воды, деградацией почв, незаконной рубкой лесов и потерей биоразнообразия. Это требует принятия дальнейших мер по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Какие рекомендации были сделаны для совершенствования развития экологии в регионах России?

Для совершенствования развития экологии в регионах России были сделаны рекомендации о необходимости усилить контроль за выбросами загрязняющих веществ, проводить экологическую экспертизу при строительстве и расширении нефтегазовых объектов, развивать возобновляемые источники энергии, а также создавать заповедники и защищаемые природные территории.

Какой понятийный аппарат используется в исследовании экологии региона?

В исследовании экологии региона используется понятийный аппарат, который включает такие понятия, как экологическая система, экологическая ситуация, экологические проблемы, экологический кризис и другие. Эти понятия помогают описать состояние экологии в регионе и определить причины и способы решения экологических проблем.

Какие виды экологических проблем могут возникать в регионе?

В регионе могут возникать различные виды экологических проблем, такие как загрязнение воздуха, воды и почвы, разрушение экосистем, исчезновение видов, изменение климата и др. Эти проблемы могут иметь негативное влияние на здоровье людей, флору и фауну региона, а также на экономическое развитие.

Какие способы решения экологических проблем существуют в регионе?

Существует несколько способов решения экологических проблем в регионе. Один из них - внедрение экологически чистых технологий в производство, что позволит снизить выбросы загрязняющих веществ. Важным способом решения проблем является повышение экологической осведомленности и пропаганда зеленого образа жизни. Также можно проводить реставрацию и защиту природных экосистем и совершенствовать законодательство в сфере охраны окружающей среды.