организация труда работников предприятия торговли

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Трудовое право
  • 31 31 страница
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 07.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование оптовой и розничной торговли 5
1.2 Механизм и стратегия управления оптово-розничной деятельностью торговой организации 8
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ 14
2.1 Организация трудового процесса 14
2.2 Организация материальной ответственности на торговом предприятии 19
2.3. Режим работы и условия труда 23
2.4 Анализ и оценка эффективности труда работников торговых предприятий и определение резервов роста производительности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его сотрудников добиваются методом разработки оптимальных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым нормативно-правовыми актами длительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха сотрудников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предугадывать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в разные часы дня и деньки недели.В рабочее время врубается время, которое затрачивается на подготовительно-заключительные операции. Например, для торговца это время слагается из издержек времени на получение и подготовку продуктов к продаже, их расположение и выкладку, подготовку инструментария и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инструментария, упаковочных материалов, передачу товарно-вещественных ценностей и т.д. На эти операции отводится, обычно, более 15-30 мин, но менее 60 мин в смену.При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным деньком. В магазине с восьмичасовым рабочим деньком длительность рабочей недели составляет обычно 5 дней с 2-мя выходными днями. Общая длительность рабочего времени за 7 дней – 40 ч.Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для сотрудников устанавливается рабочий день длительностью 8 ч с 2-мя выходными днями. В исключительных вариантах, когда нереально установить рабочий день обычной длительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается использовать суммированный учет рабочего времени. При всем этом длительность рабочего дня не обязана превосходить 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на последующий день. Полное количество рабочих часов за месяц должно быть подобное же, как и остальных сотрудников. Перевод сотрудников на суммированный учет рабочего времени производится по согласованию с профсоюзным комитетом.В этом случае, если магазин трудится в полторы либо две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех сотрудников может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Этот график предугадывает выход на работу не всех сотрудников сразу, а группами в различные часы дня. Почаще всего подобные графики используются в продуктовых магазинах.Расчет плановой количества сотрудников делается с учетом режима работы компании. При всем этом учитываются коэффициенты роста количества, нужной для подмены временно отсутствующих сотрудников (отпуск, заболевание). При планировании количества продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную количество. При расчете количества этих сотрудников употребляется показатель условного рабочего места. При его определении могут быть взяты характеристики средней площади 1-го условного рабочего места (в продовольственной торговле – 20 кв. м, в непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную количество входят сотрудники, которые каждый день должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом времени, который затрачивается на подготовительно-заключительные операции.Расчет явочной численности производится по формуле:Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,где Чя – явочная численность работников, чел;Рм – условное количество рабочих мест, ед.;Тр – время работы магазина в неделю, ч;Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.Для расчета среднесписочной численности используется формула:Чсс = Чя * Тнф / Тпф,где Чсс – списочная численность работников, чел.;Чя – явочная численность работников, чел.;Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год (номинальный фонд);Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.На основе расчета плановой численности работников составляется штатное расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное расписание представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) либо коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе оплаты труда).В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:- необходимость в работниках торговли вырастает более резвыми темпами по соотношению с иными отраслями, что говорит об увеличении значения торговли в критериях развивающегося рынка;- торговля завлекает огромное число сотрудников из остальных сфер, потому тут работает большое количество человек без особых познаний, но имеющих опыт работы в разных экономических сферах;- привлекательность труда в торговле обоснована более высочайшей эффективностью по соотношению с иными отраслями;- необходимость в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на юных сотрудников. Данная тенденция рынка труда в торговле ставит задачку создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.2.4 Анализ и оценка эффективности труда работников торговых предприятий и определение резервов роста производительностиАнализ влияния трудовых факторов на товарооборот начинают с изучения обеспеченности организации работниками, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, грузчиков и прочих торговых работников. На следующем этапе анализа изучают показатели эффективности использования трудовых ресурсов, т.е. показатели производительности труда торговых работников. Уровень эффективности трудовых ресурсов в торговле определяется показателем выработки, приходящейся на 1-го сотрудника либо одно рабочее место, и рассчитывается как отношение размера товарооборота к среднесписочной количеству сотрудников по некоторым группам (оперативным персоналу, торговцам) либо количеству рабочих мест.При анализе трудовых характеристик также исследуются траты на оплату труда в их соотношении с продуктивностью и качеством труда, проводится оценка продуктивности использования фонда зарплаты.Изучение затрат на оплату труда торговых сотрудников включает исследование общей суммы затрат на оплату труда (ФОТ), также исследование соотношений меж эффективностью трудовых ресурсов (Вч) и средней зарплатой (ЗП).ФОТ = ( ТО * ЗП ) / ВчПревышение темпов роста производительности труда (Jв ) над темпами роста среднего заработка (Jзп )ведет к получению экономии по фонду оплаты труда, которая рассчитывается по формулеЭ = ФОТ0*(Jзп – Jв) / Jзп.Важным качественным показателем работы торговой организации является производительность труда, которую характеризуют два показателя:1) средний оборот на одного торгового работника;2) средний оборот на одного продавца..При этом важно устранить влияние изменения цен. Это достигается при помощи индекса цен.Выяснив динамику показателей по труду, следует перейти к изучению влияния на объем товарооборота трудовых факторов, характеризующих наличие рабочей силы, структуру персонала и рост производительности труда, которое выражается формулой:,где Q — объем розничного товарооборота;R — число всех работников;r — число продавцов.Эту же формулу можно выразить следующим образом:,где Кr — удельный вес продавцов;Wr — среднегодовой оборот 1 продавца (производительность труда).Влияние трудовых факторов на объем товарооборота можно определить методом цепных подстановок.Изучение мотивации труда большой группы управляющих и профессионалов компаний в разных отраслях индустрии, коммерции, в сфере муниципального управления дал возможность поделить компании на три группы. При анализе и обобщении итогов исследовательской работы получены сведения, что из всех мотивирующих причин более весомым является вещественный, его спектр составляет от 20 до восемьдесят процентов зависимо от категории работающих, возраста и гендерных признаков. Вторым по значимости для всех категорий работающих является фактор отношений, он меняется от 7 до двадцать пять процентов, что ещё раз подтверждает значимость причин нематериальной мотивации, потому в последующих исследовательских работах особенное внимание уделялось воздействию конкретно этих причин.Для диагностики некоторых частей нематериальной мотивации, а конкретно тех, влияющих на отношения в коллективе и содействуют созданию подходящего морально-психического климата, была разработана особая анкета. На базе анкетирования обнаружили: причины, которые оказывают отрицательное воздействие на отношение к работе; уровень удовлетворенности признаками трудовой ситуации и случившимися переменами; надобность морального поощрения сотрудников, их отношение к разным видам нравственных поощрений и информированности.Анализ практики корпоративных подходов к мотивации труда позволяет выявить положительный опыт отечественных предприятий, проблемы, связанные с мотивацией, отношение к факторам мотивации самих работников, т.е. выступает необходимой предпосылкой разработкиЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Организация труда на предприятиях торговлипредусматривает собой направленность на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.Задача повышения эффективности использования трудовых ресурсов является сложной и многогранной, решение которой зависит от совершенствования всей системы управления трудовыми ресурсами. И особое значение здесь приобретают вопросы учета и анализа численности персонала и отработанного времени. Именно учет и анализ в организационной совокупности с другими функциями управления образуют рабочий механизм управления системы, являясь средством выработки и принятия оптимальных решений в управлении предприятием.Основным моментом в совершенствовании организации труда является то, что ни один метод не принесёт сам по себе полного эффекта, наибольший эффект рационализации будет достигнут при выполнении всем мер и условий в системе.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыКонституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. От 01.05.2019) // СПС Консультант Плюс.Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 18.03.2019) // СПС Консультант Плюс.Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 01.04.2019) // СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс.Научная и учебная литератураАдамчук В. В. и др. Экономика труда: Учебник/ В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев; Под ред. В. В. Адамчука. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2016. - 240 с.Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2017. - № 4. – С. 68-74.Волков  О.И.  Экономика  предприятия:  курс  лекций. – М.: ИНФРА – М,  2015. – 340 с. Грузинов  В.П. Экономика  предприятия:  Учебник  для  вузов. – М.: Банки  и  биржи,  ЮНИТИ,  2018. – 340 с.Егоршин А. П. Управление персоналом. — 2-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2017.-228.Евдокимов, С. Л. О механизме регулирования трудовых отношений на предприятии / С. Л. Евдокимов // Управление персоналом. - 2017. С. 48-56.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 228.Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. - 2017.- № 4. - С. 28-34.Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., Юристъ, 2017.Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2-х т. Учеб. – М.: Проспект, 2017.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия»: Учеб.пособ.для вузов / Под ред. Любушина Н.П. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2016. – 340с.Милославская Е.В. Экономика  предприятия:  Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен»,  2016. – 340  с.Сергеев И.В. Экономика  предприятия:  Учебник. – М.: Финансы и статистика,  2015. – 220  с.Тучков А.И. Экономика труда. – М.: ИКФ «ЭкМос», 2016. – 320 с.Управление персоналом. / Под ред. А.И.Турчинова. – м.: изд-во РАГС, 2016. – 520 с.Экономика предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Семенова В.М. –М:Центр экономики и маркетинга, 2015. – 340 с.Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник // Брагин Л.А., М., ИНФРА-М, 2018, 314с.Экономика предприятия (фирмы): Практикум // Поздняков В.Я., Волков О.И. М., ИНФРА-М, 2018, 440 с.Экономика труда. / Под ред. Колосницына М.Г. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. – 320 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. От 01.05.2019) // СПС Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 18.03.2019) // СПС Консультант Плюс.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 01.04.2019) // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс.

Научная и учебная литература

6. Адамчук В. В. и др. Экономика труда: Учебник/ В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев; Под ред. В. В. Адамчука. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2016. - 240 с.
7. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2017. - № 4. – С. 68-74.
8. Волков О.И. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 340 с.
9. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018. – 340 с.
10. Егоршин А. П. Управление персоналом. — 2-е изд. — Н. Новго¬род: НИМБ, 2017.-228.
11. Евдокимов, С. Л. О механизме регулирования трудовых отношений на предприятии / С. Л. Евдокимов // Управление персоналом. - 2017. С. 48-56.
12. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 228.
13. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. - 2017.- № 4. - С. 28-34.
14. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М., Юристъ, 2017.
15. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2-х т. Учеб. – М.: Проспект, 2017.
16. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия»: Учеб.пособ.для вузов / Под ред. Любушина Н.П. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2016. – 340с.
17. Милославская Е.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016. – 340 с.
18. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 220 с.
19. Тучков А.И. Экономика труда. – М.: ИКФ «ЭкМос», 2016. – 320 с.
20. Управление персоналом. / Под ред. А.И.Турчинова. – м.: изд-во РАГС, 2016. – 520 с.
21. Экономика предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Семенова В.М. –М:Центр экономики и маркетинга, 2015. – 340 с.
22. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник // Брагин Л.А., М., ИНФРА-М, 2018, 314с.
23. Экономика предприятия (фирмы): Практикум // Поздняков В.Я., Волков О.И. М., ИНФРА-М, 2018, 440 с.
24. Экономика труда. / Под ред. Колосницына М.Г. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. – 320 с.