Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста
Заказать уникальный доклад- 19 19 страниц
- 1 + 1 источник
- Добавлена 14.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста………….3
2. Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения…………………….9
3. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР и с нарушениями интеллекта……………………………………………………………………….13
4. Литература.
К рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы. У значительной части детей этой группы органическая недостаточность ЦНС связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга, которая часто протекает даже незамеченной. Сюда же следует отнести и детей с патологическим развитием личности по невротическому типу с явлением психической тормозимости, психогенной инфантилизации.У детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий, представлений.Задержка психического развития – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: “дети с пониженной обучаемостью” (У.В.Ульенкова), “отстающие в учении” (Н.А.Менчинская) и др. Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития.К числу детей с ЗПР относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:- низкий уровень познавательной активности;- незрелость мотивации к учебной деятельности;- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;- недостаточная сформированность умственных операций;- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.Это выдвигает необходимость обеспечить коррекционную направленность процесса обучения детей с ЗПР. Для этого необходимы следующиеусловия:1) содержание обучения должно включать учебные курсы, разделы, предусматривающие восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;2) отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности учащихся, должен быть осуществлен в направлении создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей. Такими условиями являются: развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации;3) направленность методов и средств обучения на достижение максимального педагогического эффекта при условии положительного эмоционального отношения к учению со стороны ребенка, на формирование у каждого ученика адекватной мотивации деятельности. Прежде всего, перед учителями стоит задача возродить веру ребенка в свои познавательные возможности, сформировать или поддержать желание учиться. Важно оценить не конечный результат, а познавательный процесс, деятельность ребенка, отражающую динамику его развития.4) поэтапное формирование способов учебной деятельности на каждом уроке: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее непосредственном усложнении;5) включение продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) на начальных этапах обучения на любом уроке, что стимулирует интерес детей к процессу деятельности, способствует развертыванию высказываний по ее ступеням, формирует самоконтроль и самооценку учащихся;6) необходимость сообщения нового материала учащимся с трудностями в обучении методом “малых” шагов с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов, что определяется недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и памяти детей, а также замедлением скорости приема переработки сенсорной и речевой информации;7) формирование всех видов и функций речи. Общее направление организации речевой коррекции на уроках состоит в формировании у учащихся умения самостоятельно рассказать о произведенном или любом предстоящем действии и операции;8) формирование у учащихся навыков самостоятельного использования имеющихся у них знаний и умений. Самостоятельное выполнение учащимися заданий дает учителю повседневную информацию о фактическом усвоении учебного материала. Такая обратная связь содействует выявлению усвоенного и не усвоенного материала, а также помогает обнаружить индивидуальные трудности ребенка. Это способствует своевременному предупреждению и устранению пробелов в умениях, знаниях и навыках школьников.Специфика организации коррекционной работы дефектологас умственно отсталыми обучающимисяКоррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится:- в рамках образовательного процесса через содержание и организациюобразовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход,сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность вобучении, активность и сознательность в обучении);- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованныхиндивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедическиезанятия, занятия ритмикой);- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.Схема-план работы дефектолога с детьми с интеллектуальными нарушениямиВ рамкахобразовательногопроцессаВиддеятельностиОтветственныйСодержаниевидовдеятельностиУрочнаядеятельностьКлассныйруководительИндивидуальный идифференцированный подход,сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении.ВнеурочнаядеятельностьВоспитательВ рамках внеурочнойдеятельности вформе специально организованных индивидуальных игрупповыхзанятий;Коррекционныйкурс«Ритмика»УчительритмикиРазвитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различныедвижения, в том числе танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитиенавыковучастия в коллективнойтворческойдеятельности.КоррекционныйкурсЛогопедическиезанятияУчитель - логопедФормирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение иразвитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.Коррекция недостатков письменной речиКоррекционныйкурсПсихокоррекционныезанятияПедагог- психологФормирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния,формирования позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитиесамостоятельности,формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе,формирование и развитие навыков социального поведения.В рамках психологического, логопедического, медицинского и социально-педагогическогосопровожденияПсихологическоесопровождениеПедагог- психологКоррекция недостатков познавательной сферы, развитие сенсорно-перцептивнойсферы.ЛогопедическоесопровождениеУчитель - логопедКоррекция недостатков устной речи (звукопроизношение) Развитие связной речи. Коррекциянедостатковписьменнойречи.МедицинскоесопровождениеМедицинскиеработникиВыявление недостатков в физическом развитии, выдача рекомендаций по созданию условий по преодолению недостатков, медикаментозное лечение психических расстройств.Профилактикасезонныхзаболеваний.Социально- педагогическоесопровождениеСоциальныйпедагогПрофилактика: правонарушений, табакокурения, употребления психо-активных веществ (ПАВ); постановка семей, имеющих девиантные формы поведения, на внутришкольный, атакже, персонифицированныйучет.Сопровождениедетейгруппыриска.КлассныеОрганизацияклассных и общешкольныхруководители,мероприятий, направленныхнаразвитиестаршийтворческихспособностейобучающихся,вожатыйформированиедоброжелательногоотношениямеждудетьми,взаимоуважения.ЛитератураПедагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб.силл., 7л. илл.
Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб. с илл., 7л.
Вопрос-ответ:
Какие анатомо-физиологические особенности детей в школьном возрасте обсуждаются в статье?
В статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста, такие как церебрастенические состояния с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также тяжелые перенесенные заболевания в раннем детстве.
Кто относится к рассматриваемой группе детей?
К рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также дети, перенесшие тяжелые заболевания в раннем детстве.
Какие особенности работы учителя дефектолога с детьми с ЗПР и нарушениями интеллекта обсуждаются в статье?
Статья описывает особенности работы учителя дефектолога с детьми с ЗПР и нарушениями интеллекта. В ней представлены рекомендации и методы коррекционной работы для облегчения обучения и развития у таких детей.
Какие дети требуют коррекционной работы с нарушениями зрения?
Дети с нарушениями зрения требуют коррекционной работы. В статье описываются методы и подходы к коррекционной работе с такими детьми, чтобы помочь им развиваться и успешно учиться.
Что можно найти в литературе по данной теме?
В статье приведена литература по данной теме, где можно найти более подробную информацию о анатомо-физиологических особенностях детей школьного возраста, работе с детьми с нарушениями зрения и с ЗПР и нарушениями интеллекта.
Какие особенности анатомо-физиологические детей школьного возраста иллюстрируются в статье?
Статья иллюстрирует анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста, такие как церебрастенические состояния с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также последствия тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем детстве.
Какие особенности работы с детьми с нарушениями зрения рассматриваются в статье?
Статья рассматривает коррекционную работу с детьми с нарушениями зрения и предоставляет информацию о методах и подходах, используемых при такой работе.
Какие основные задачи ставит перед собой учитель-дефектолог при работе с детьми с ЗПР и нарушениями интеллекта?
Учитель-дефектолог ставит перед собой задачи развития интеллектуальных и когнитивных способностей детей с задержкой психического развития, помощи в их социализации и адаптации в обществе.
Какие литературные источники были использованы для написания статьи?
Статья использует различные литературные источники, отражающие современные научные данные по анатомо-физиологическим особенностям детей школьного возраста, коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения и особенностям работы учителя дефектолога с детьми с ЗПР и нарушениями интеллекта.