Социальное партнёрство в сфере труда: понятие, значение и история развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Трудовое право
  • 31 31 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 15.09.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Социальное партнёрство: историко-правовые аспекты 5
1.1. Историко-правовое развитие социального партнёрства 5
1.2. Социальное партнерство в сфере труда его правовая характеристика и значение 9
Глава 2. Особенности и проблемы социального партнёрства 13
2.1.Коллективный договор как особая форма социального партнерства в организации 13
2.2. Особенности и проблемы социального партнерства в сфере государственной гражданской службы 22
Заключение 28
Список нормативных правовых актов и литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Другие же ученые, напротив, признают существование социально-партнерских отношений между представителями нанимателей и профсоюзными организациями гражданских служащих и отмечают, что само по себе социальное партнерство на гражданской службе находится на стадии становления, обладает определенной спецификой, обусловленной публичным характером самой госслужбы, и требует более детального правового регулирования.Как представляется, отрицание возможности коллективного проявления и оформления интересов гражданских служащих во взаимоотношениях с представителем нанимателя не согласуется не только с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту- Закон о госслужбе), который допускает образование в государственных органах профсоюзной организации, устанавливает право гражданского служащего вступать в профсоюз, предусматривает регулирование отдельных условий прохождения гражданской службы коллективным договором (п. 12 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 45), но и с международными правовыми актами, в частности ратифицированной Российской ФедерациейКонвенцией МОТ № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе», устанавливающей гарантии права государственных служащих на объединение и участия объединений госслужащих в определении условий занятости путем коллективных переговоров (ст. 8).Кроме того, тезис об отрицании социально-партнерских отношений на государственной гражданской службе опровергается и сложившейся практикой заключения отраслевых соглашений в российских органах государственной власти, на основе которых заключаются коллективные договоры в конкретных государственных органах.Таким образом, допустимость социального партнерства на государственной службе предопределяется самой природой служебных отношений между государственными органами и государственными служащими как разновидности отношений по использованию наемного труда. Следует подчеркнуть, что, несмотря на единство характера социального партнерства на государственной гражданской службе и в сфере наемного труда, социальное партнерство на государственной гражданской службе имеет ряд особенностей.Во-первых, в отличие от социального партнерства в сфере труда, которое может существовать как в форме бипартизма, так и трипартизма, социальное партнерство на государственной гражданской службе может строиться исключительно по модели бипартизма, поскольку органы государственной власти в рамках социального партнерства на государственной службе являются как представителями работодателя (фактически работодателями) для государственных служащих, так и представителями государства.Во-вторых, социальное партнерство на государственной гражданской службе характеризуется спецификой субъектного состава, что не характерно для «классического» социального партнерства в сфере наемного труда. В частности, одна из сторон социального партнерства являются как государственные служащие и служащие государственных органов в лице их представителей. Другой стороной социального партнерства являются органы государственной власти, которые являются как представителями работодателя - для государственных служащих, так и работодателями - для наемных работников.В-третьих, система уровней социального партнерства, а также соглашения о социальном партнерстве, заключаемых на соответствующих уровнях, определяется существующей системой построения и функционирования государственной гражданской службы.Как отмечается в литературе, система социального партнерства на государственной гражданской службе может включать в себя следующие уровни:- федеральный уровень, устанавливающий основные направления социального партнерства в сфере всей системы государственной гражданской службы Российской Федерации;- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования социального партнерства в сфере государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;- отраслевой уровень, устанавливающий основы специфического регулирования социального партнерства в соответствующей сфере государственной гражданской службы;- ведомственный (местный) уровень государственного органа, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере социально-служебных отношений между государственными служащими и представителем работодателя .Приведенная позиция теоретически верна, но не полностью соответствует реальному состоянию системы управления государственной службой. Федеральный и региональный уровни социального партнерства в предлагаемой трактовке предполагают наличие федеральных и региональных органов управления государственной службой, в полномочия которых входит проведение единых коллективных переговоров, заключение и внесение изменений в соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в сфере всей государственной службы на соответствующем уровне. На федеральном уровне такой орган в настоящее время отсутствует. Что касается регионального уровня, то законы и иные нормативные правовые акты отдельных субъектов Российской Федерации предусматривают создание органов управления государственной службой субъекта Российской Федерации или возложение функций этого органа на какой-либо из региональных государственных органов. Однако в пределах полномочий этих органов призваны выполнять в основном координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления, прохождения и прекращения гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также контроля за соблюдением в государственных органах законодательства о гражданской службе. С учетом изложенного в сфере гражданской службы на федеральном и региональном (межрегиональном) уровнях социального партнерства фактически заключаются только отраслевые соглашения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений гражданских служащих того или иного федерального государственного органа, государственного органа субъекта Российской Федерации и их территориальных подразделений.При этом не исключено, что в качестве стороны одновременно выступит федеральный государственный орган или государственный орган субъекта Российской Федерации.В-четвертых, особенности социального партнерства на государственной гражданской службе проявляются в реализации отдельных форм социального партнерства, предусмотренных статьей 27 ТК РФ. Безусловно, основными формами социального партнерства на государственной службе являются коллективные переговоры по подготовке проектов договоров и коллективных договоров, а также заключение этих актов. ЗаключениеТаким образом необходимо сформулировать следующие выводы:Основы правового регулирования взаимодействия работодателя и работников в рамках социального партнерства в РФ определяются законодательством о труде РФ и рядом иных федеральных законов.Выбирая конкретный вариант форм социального партнерства, работодатель должен исходить как из традиций, сложившихся в том или ином регионе, в той или иной отрасли национальной экономики, так и из конкретных задач своего функционирования и развития. Необходимо лишь учитывать все аспекты правового регулирования отношений в данной сфере.Наиболее традиционным социальным партнером являются профсоюзы, чьи права достаточно широко закреплены в российском законодательстве. Однако возможны и иные варианты представительства интересов работников. Главное - соблюдение принципов социального партнерства на всех уровнях.В то же время работодатели должны очень внимательно относиться к тем полномочиям, которые они передают своим представителям.Трудовое законодательство одной из своих главных задач считает создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.Коллективные договоры и соглашения оказывают существенное влияние на решение социально-экономических проблем в современной России. Однако для повышения их роли в регулировании социально-трудовых отношений необходимы дальнейшие научные исследования.Необходимо также отметить, что социальное партнерство в сфере гражданской службы:а) объективно существует и б) нуждается в более детальном правовом регулировании посредством сочетания норм законодательства о гражданской службе и трудового законодательства. При этом в основе правового регулирования указанных отношений должен лежать системный подход, учитывающий как единство природы социально-партнерских отношений в сфере гражданской службы и в сфере наемного труда, так и особенности социального партнерства на гражданской службе, обусловленные публичным характером самой госслужбы, принципами ее организации и функционирования.В доктринальных трудах некоторых учёных-правоведов, высказываются различные мнения относительно перспектив законодательного регулирования социально-партнерских отношений в сфере гражданской службы. В частности, предлагается включить в ТК РФ специальный раздел, который будет регулировать, деятельность профсоюзов на государственной службе, введение отдельной главы о социальном партнерстве в Закон о госслужбе и др.Список нормативных правовых актов и литературыНормативно-правовые актыКонвенцией МОТ № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3382.Конвенция № 154 Международной организации труда «О содействии коллективным переговорам» (Женева, 19 июня 1981 года) Собрание законодательства РФ. 19 декабря 2011 г. № 51. Ст. 7450.Трудовой кодекс Российской Федерации: утв. Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 7 января 2001 года. № 1(ч.1) ст. 3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 1998. № 148 - 149. 6 авг.Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание Законодательство РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.Федеральный закон РФ от 27.11.2002 № 156-ФЗ«Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. ст. 4741.Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1611.Письмо Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 1036-6-1 // СПС «Гарант».Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г. (утратил силу).ЛитератураИванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2014. № 6.Канторович Я.А. Коллективный договор. Л.: Изд-во Ленингр. Губерн. Совета профсоюзов, 1925. Коломоец Е.Е. Коллективный договор как форма социального партнерства в организации // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. Кудрин С.М. О некоторых правовых проблемах социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС КонсультантПлюс. 2018.Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2016. № 12. Миннигулова Д.Б. Становление социального партнерства на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 4. Новиков Н.Н. О проблемах в социальном партнерстве // Охрана и экономика труда. 2017. № 4. Первые рабочие союзы нефтяников и «Мазутная конституция» (Баку, 1906). URL: http://www.ourbaku.com/i№dex.php5/ (дата обращения: 07.12.2018).Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Барцица. М.: РАГС, 2017. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017.№ 4. Сошникова Т.А. Социальное партнерство как важный элемент механизма защиты трудовых прав работников // Трудовое право России и стран Евросоюза: Сб. ст. / Под ред. Г.С. Скачковой. М.: РИОР; Инфра-М, 2018. Таль Л.С. Тарифный (коллективный) договор как институт гражданского права. СПб.: Тип. т-ва«Общ. польза», 1909. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М.: Проспект, 2018. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой, И.Г. Гладковой. М.: Проспект, 2019. Шебанова А.И. Возникновение, развитие и значение социального партнерства как способа договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд-во Моск. гуманит. унта, 2017. Ч. 1: Доклады и материалы.


Нормативно-правовые акты

1. Конвенцией МОТ № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3382.
2. Конвенция № 154 Международной организации труда «О содействии коллективным переговорам» (Женева, 19 июня 1981 года) Собрание законодательства РФ. 19 декабря 2011 г. № 51. Ст. 7450.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: утв. Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 7 января 2001 года. № 1(ч.1) ст. 3.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 1998. № 148 - 149. 6 авг.
5. Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание Законодательство РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
7. Федеральный закон РФ от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. ст. 4741.
8. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.
9. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1611.
10. Письмо Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 1036-6-1 // СПС «Гарант».
11. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г. (утратил силу).
Литература
12. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2014. № 6.
13. Канторович Я.А. Коллективный договор. Л.: Изд-во Ленингр. Губерн. Совета профсоюзов, 1925.
14. Коломоец Е.Е. Коллективный договор как форма социального партнерства в организации // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1.
15. Кудрин С.М. О некоторых правовых проблемах социального партнерства на государственной службе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2.
16. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС КонсультантПлюс. 2018.
17. Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2016. № 12.
18. Миннигулова Д.Б. Становление социального партнерства на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 4.
19. Новиков Н.Н. О проблемах в социальном партнерстве // Охрана и экономика труда. 2017. № 4.
20. Первые рабочие союзы нефтяников и «Мазутная конституция» (Баку, 1906). URL: http://www.ourbaku.com/i№dex.php5/ (дата обращения: 07.12.2018).
21. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Барцица. М.: РАГС, 2017.
22. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017.№ 4.
23. Сошникова Т.А. Социальное партнерство как важный элемент механизма защиты трудовых прав работников // Трудовое право России и стран Евросоюза: Сб. ст. / Под ред. Г.С. Скачковой. М.: РИОР; Инфра-М, 2018.
24. Таль Л.С. Тарифный (коллективный) договор как институт гражданского права. СПб.: Тип. т-ва «Общ. польза», 1909.
25. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М.: Проспект, 2018.
26. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой, И.Г. Гладковой. М.: Проспект, 2019.
27. Шебанова А.И. Возникновение, развитие и значение социального партнерства как способа договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд-во Моск. гуманит. унта, 2017. Ч. 1: Доклады и материалы.


Вопрос-ответ:

Что такое социальное партнерство в сфере труда?

Социальное партнерство в сфере труда - это взаимодействие между работодателями и работниками, основанное на диалоге и сотрудничестве, с целью регулирования трудовых отношений, защиты прав и интересов работников, повышения эффективности труда и обеспечения социальной защищенности трудящихся.

Каково значение социального партнерства в сфере труда?

Социальное партнерство в сфере труда имеет большое значение, так как оно способствует установлению справедливых трудовых отношений, улучшает условия работы и социальные гарантии для работников, предотвращает конфликты и стачки, способствует развитию профсоюзов и работодательских организаций, а также укрепляет социальную и экономическую стабильность в обществе.

Какое историческое развитие прошло социальное партнерство в сфере труда?

Историческое развитие социального партнерства в сфере труда началось с появления первых профсоюзов и работодательских организаций в XIX веке. Постепенно были созданы коллективные договоры и заключены соглашения между сторонами трудовых отношений. В различных странах были приняты законы и нормативные акты, регулирующие социальное партнерство. В настоящее время социальное партнерство является важной составляющей трудового права и основой для разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов.

Каковы особенности и проблемы социального партнерства в сфере государственной гр?

Особенности социального партнерства в сфере государственной гр включают ограниченные права работников на создание и участие в профсоюзах, а также ограниченные возможности для проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров. Проблемы социального партнерства в данной сфере включают недостаточное финансирование социальных программ, неравенство в заработной плате и условиях работы, а также отсутствие эффективного взаимодействия между государством, работодателями и работниками.

Каково понятие и значение социального партнерства в сфере труда?

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой взаимодействие между работодателями, работниками и их представителями, основанное на добровольном согласии и взаимной заинтересованности. Оно направлено на регулирование трудовых отношений, обеспечение социальной защиты работников, создание условий для улучшения их жизни и труда. Значение социального партнерства заключается в создании стабильной и справедливой системы трудовых отношений, предотвращении конфликтов и способствовании развитию бизнеса и экономики в целом.

Какова история развития социального партнерства в сфере труда?

История развития социального партнерства начинается с конца XIX века, когда появились первые профсоюзы и работодательские организации. Впервые понятие социального партнерства было закреплено в Декларации прав и свобод трудящегося и хозяйствующего субъекта 1919 года. В дальнейшем были приняты международные нормы, регулирующие социальное партнерство. Сегодня социальное партнерство играет важную роль в регулировании социально-трудовых отношений и является ключевым элементом демократических систем развитых стран.

Что включает в себя правовая характеристика социального партнерства в сфере труда?

Правовая характеристика социального партнерства включает в себя следующие элементы: соблюдение принципа свободы ассоциаций, право работников на создание и участие в профсоюзах, право на коллективное переговоры, составление коллективных договоров и соглашений, участие в управлении организацией, осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и исполнением коллективных договоров.

Что такое социальное партнерство в сфере труда?

Социальное партнерство в сфере труда - это сотрудничество между работодателями и профсоюзами или другими организациями, представляющими интересы работников, с целью достижения взаимовыгодных результатов в области труда и социальной защиты работников.

Какова история развития социального партнерства в сфере труда?

История развития социального партнерства в сфере труда началась в конце XIX - начале XX века. В то время рабочие начали объединяться в профсоюзы и бороться за улучшение условий труда. Постепенно профсоюзы стали признаваться правительствами и работодателями, и были созданы различные формы социального партнерства, включая коллективные договоры и соглашения.

Что представляет собой коллективный договор?

Коллективный договор - это особая форма социального партнерства в организации, которая регулирует трудовые и социальные отношения между работодателем и работниками. Он устанавливает права и обязанности сторон, условия труда и оплаты, а также процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

Какие особенности и проблемы существуют в социальном партнерстве в сфере государственной гражданской службы?

Одной из особенностей социального партнерства в сфере государственной гражданской службы является отсутствие права на забастовку у государственных служащих. Это создает определенные ограничения в их возможности защиты своих трудовых прав и интересов. Кроме того, проблемы могут возникать из-за различий в интересах работников и работодателя, а также из-за недостаточной прозрачности и открытости процесса принятия решений.