Историография Месопотамии нового времени
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 25.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Первая половина XVI В. — Месопотамия в составе государства Сефевидов 5
2. Включение Месопотамии в состав Османской империи 11
3. Месопотамия в составе Османской империи 24
Заключение 35
Список литературы 36
Аюб Хасан-Паша создал свой собственный административный аппарат, в который вошли департамент внутренних дел, казначейство и управление. По его приказу была открыта специальная школа, в которой обучались мальчики-рабы — преимущественно из числа грузин и "черкесов". После окончания школы выпускники или Кулемина мамлюки назначались на ответственные должности в гражданской и военной службах. В политической истории Ирака в Новое время Адамов выделил три периода: - 1534-1704-этот период характеризуется прямой военной экспансией, внедрением экономических моделей портов и укреплением административного аппарата провинций, строго подчиненных центральному правительству. - 1704-1831 гг.-определяется ослаблением власти центрального правительства, выходом на передний план Мамлюкской гвардии местных Пашей, укреплением их доминирующих позиций в административной системе. В этот период Ирак непосредственно управлялся мамлюками. - 1831-1918-восстановление турецкого господства в Ираке, ослабление власти местных правителей. Проникновение иностранного капитала.Коулман, содержание такое же, как у Мамлюка. Само слово, возможно турецкого происхождения от "колемен", "Коля" — означает раб, приставка "человек" или усиливает основное содержание слова, или придает ему обобщающий характер. В современном большом турецко-русском словаре (М., 1998) записан Coleman, East. - войска, состоящие из рабов. и охрана их постепенно стала мощным противовесом янычарам, изначально поставленным вне сферы влияния турецкого паши и, следовательно, потенциально ограничивающим власть последнего.При дворе Багдадского губернатора родилось и постепенно развивалось ядро мамлюков, быстро захвативших и укрепивших свои позиции благодаря своим способностям, воинской доблести и верности покровителю.В войне 1683-1699 годов с "Священной лигой", объединившей интересы Австрии, Польши, Венеции и России, Османская империя потерпела поражение, потеряв значительные территории в Европе и налоговые поступления от них; все это осложнило внутриполитическое и экономическое положение Империи. По-прежнему существовала угроза военного вторжения Ирана. В этих неблагоприятных условиях османские власти были вынуждены уступить настоятельным просьбам Аюба Хасан-Паши об объединении под его командованием провинций Мосул, Басра и Шахризор. Весь этот процесс был завершен к 1715 году.Отныне все официальные назначения в Ираке санкционируются багдадским правителем, только по его приказу ответственные лица назначаются или отстраняются от занимаемых должностей. Налоги, собранные в Объединенных эйалетах, были уплачены не Стамбульской казне, а казне в Багдаде. Из Багдада, только часть денег была переведена в Стамбул. Остальные деньги были на усмотрение Багдадского Паши..Таким образом, уже в первые десятилетия XVIII века Ирак представлял собой крупную провинцию с хорошо налаженным административным аппаратом и боеспособной армией, которая формально входила в состав Османской империи, но пользовалась значительной степенью автономии. В войне с Ираном в 1724 году иракская армия практически самостоятельно проводила военные операции. После смерти Айюба Хасан-Паши ему наследовал его сын Ахмад, который правил с 1736 по 1747 год. 1724-1734 и перерыв в его правлении были обусловлены тем, что в войне с Ираном он проявил себя слишком независимо. Для этого Стамбул был выведен из-под контроля Ирака и отправлен в Алеппо, а один иракский Айя-год был разделен на две независимые провинции: Багдад и Басру. Однако новое вторжение иранских войск вынудило порт немедленно вернуть Ахмеда-пашу в Багдад в 1736 году, где он правил самостоятельно еще 11 лет.В 1747 году Ахмед-паша умер, и порт предпринял безуспешную попытку назначить на пост Багдадского Пашу и его приспешников. За 1747-1748 годы в Багдаде сменилось 3 губернатора, ни один из назначенных Стамбулом лиц не остался у власти. Действия стамбульских властей, направленные на восстановление прямого турецкого господства в Ираке, вызвали резкое недовольство местного населения и враждебных мамлюков. Охранники и горожане оказали сопротивление ставленнику Стамбула и добились официального назначения Пашой Багдада Сулеймана — в-законе и Кагью Ахмеда-Паши. Переводчик российского посольства в Стамбуле Бойдиписал о нем как о "мятежнике Сулеймане-Паше"и о том, что "порт Османский отчаянно (иметь) владения в тех краях, не говоря уже о Вавилоне и Басре, ниже о Куркуте".Сулейман-паша Абу Лайла был назначен на пост Паши Багдада в 1749 году (годы правления 1749-1761). Он был первым османским правителем Багдада, вышедшим из мамлюкской гвардии.Российский консул в Басре А. Адамов так оценил правление Сулеймана-паши Абу Лайлы: "защита Рахиба - спаши, ставшего в 1755 году великим визирем, дала возможность Сулейман-Паше спокойно действовать в Ираке до самой его смерти. Правление этого преемника (он был зятем Ахмеда-паши) и политика Ахмеда-Паши оказались настоящим процветанием для Ирака."После смерти Сулеймана-паши в 1761 году в Ираке сложилась нестабильная внутриполитическая ситуация, которая продолжалась до конца 70-х годов XVIII века. В эти годы центральное правительство пыталось противостоять мамлюкам, несколько раз назначало своих протеже на пост Паши Багдада, но все они правили недолго. Внутриполитическая ситуация осложнялась конфликтом с Ираном.В 1780 году буж Сулейман пришел к власти в Багдаде, который правил до 1802 года. правление Буюка Сулеймана было отмечено усилением правления мамлюков. В руках мамлюкских лидеров оказались практически все ключевые позиции в стране, они также получили крупнейшие земельные владения. Буюк Сулейман добился относительного мира в стране, подавляя выступления курдских племен и бедуинов. Когда строились оборонительные сооружения городов, арсеналы, мосты, новые рынки, велись широкие реставрационные работы по восстановлению мечетей и дворцов. Относительное спокойствие и развитие страны было нарушено вторжением ваххабитов. Ваххабиты пытались захватить Ирак, но ограничились захватом и разграблением Священного города шиитов Кербела в 1801 году.При правлении Буюка Сулеймана Ирак продолжал формально подчиняться Порту, но он был автономной частью Османской империи. Кто правил страной от Паши грузинских мамлюков сулеменова до проведения независимой политики, зачастую не координируя свои действия с центральным правительством в Стамбуле.После смерти Буюка Сулеймана в 1802 году в Ираке начались феодальные распри и ожесточенная борьба за власть, в которую активно вмешивались персидские правители, курдские Беки и вожди кочевых племен. Наконец, в 1812 году Саид-Паша, сын Буюка Сулеймана, пришел к власти в Ираке, который правил до 1817 года. Эти годы были наполнены новыми феодальными смутами и бесплодными попытками покончить с сепаратизмом и своеволием иракских кулеменов. В 1817 году Саида Пашу сменил Дауд-Паша, который правил Ираком 14 лет. Грузин по национальности, Дауд (Давид) родился около 1774 года (есть и другая версия — 1767) в нижней Картли в семье Георгия и Марии Манвелашвили, которые были крепостными князей Орбелиани. В возрасте 5 или 6 лет Дауд был похищен и продан в рабство, а в возрасте 12 лет, уже обращенный в ислам, Буюк был представлен Сулейману и отдан в школу мамлюков. В школе он освоил военное дело, отлично освоил арабский, персидский и турецкий языки, изучал литературу и мусульманское богословие. После школы, Дауд получил свободу, и последовательно занимал должности хранителя печати и haznedar правителя. Буюк Сулейман отдал ему дочь в жены. Однако после смерти Буюка Сулейман Дауд впал в немилость и стал муллой в мечети Абд аль-Кадира, где преподавал в медресе. В 1807 году Дауд вернулся к мирской деятельности и при различных правителях Багдада занимал должности дефтердара и кетуды. Он установил обширные контакты среди местных улемов и активно вербовал их сторонников среди сулеменов. При поддержке этих влиятельных слоев общества он стал пашой объединенных провинций Багдад, Басра и Шахризур.Дауд поддерживал тесные связи со своей Родиной. Через грузинских купцов, побывавших в Багдаде, узнали адрес родителей, переехавших в Тбилиси. В 1818 году его посетили братья, один из которых остался с ним и принял ислам, но не сделал карьеру. Дауд приложил немало усилий, чтобы освободить своих родителей от крепостного права, переписывался с генералом А. П. Ермоловым. Мать, брат, сестра и члены их семей были освобождены в 1820 году в архивах сохранились свидетельства, сохранившиеся в виде письма к матери Дауда и паспорта его зятя. Потомки семьи Дауд все еще живы.Политика Дауд-Паши была направлена на создание сильного, независимого государства в Ираке. Как и египетский Паша Мухаммед Али, он осуществил ряд преобразований и реформ. Прежде всего Дауд-Паша отменил привилегии иностранных купцов и их агентов в Ираке и ввел высокие пошлины на импортируемые товары. Таким образом, решающий удар был нанесен прежде всего интересам Британской Ост-Индской компании. В ответ на сопротивление Ост-Индской компании, которая ввела свои военно-морские силы в Шатт-эль-Араб и отрезала сообщение между Басрой и Багдадом, Дауд конфисковал товары компании и осадил ее Багдадскую резиденцию. Все офисы Ост-Индской компании были закрыты, а ее сотрудники покинули Ирак.В ответ англичане организовали торговую блокаду Ирака, прекратили импорт продовольствия и экспорт местных товаров. В конечном счете, это привело к восстановлению привилегий Ост-Индской компании и ее агентов. Более того, Дауд-Паша был вынужден возместить ущерб компании. Попытка обеспечить интересы местных торговцев провалилась.Стремясь централизовать Ирак под своим правлением, Дауд-Паша боролся с сепаратизмом местных феодалов и племен.Он подавлял восстания племен, вытеснял неугодных ему шейхов и ставил во главе арабских племен своих приверженцев. С наибольшими трудностями Дауд-Паша столкнулся в борьбе за подчинение Курдистана.Сопротивление курдских Беков османским властям активно поддерживал иранский шах. В 1821 году Дауд-Паша организовал экспедицию против Бека, назначенного персами правителем Курдистана, но войска Дауда были разбиты объединенными силами курдов и Ирана. Затем Дауд рухнул с репрессиями против персов, проживающих в других районах Ирака, конфисковал их имущество, кроме того, конфисковал богатства, принадлежащие шиитскому духовенству Карбалы и Неджефа. Эти меры обострили турецко-иранский конфликт и послужил одной из причин войны между Ираном и Османской империей в 1821-1823. В соответствии с заключением между портом и Ираном Эрзурумского соглашения (март 1823 г.) иракский Курдистан оставался в руках османского паши.Воспользовавшись относительной стабильностью политической ситуации в Ираке, Дауд-Паша приступил к восстановлению экономики на подконтрольных ему территориях. В Ираке началось широкомасштабное строительство ирригационных систем, каналов и артезианских скважин. Необходимые машины и оборудование Дауд-Паша заказал в Англии. Интенсивные работы по восстановлению старых и строительству новых ирригационных систем дала существенный импульс развитию сельского хозяйства. Быстро шло возрождение "мертвых" земель, что значительно увеличило общую площадь возделываемых полей. Урожайность основных культур возросла. Созданы благоприятные условия для дальнейшего развития новых промышленных культур: табака, Индиго, хлопка, сахарного тростника. Наметившийся общий подъем сельского хозяйства послужил основой для увеличения темпов развития кустарного производства. Только в Багдаде в 20-е годы XIX века насчитывалось около 12 тысяч станков. Дауд Паша, по образцу Мухаммеда Али, установил монополию на закупку и экспорт основных продуктов Ирака: пшеница, ячмень, финики, соль и т. д. Для перевозки этих товаров были закуплены морские и речные торговые суда.Принятые меры позволили Дауд-Паше значительно увеличить доходы иракской казны. Значительная часть средств была использована на строительство, военные и культурные мероприятия. В Багдаде, Басре и других городах были построены мосты, базары, государственные школы и библиотеки. По инициативе Дауда в Багдаде была создана типография.Опыт войны с Ираном убедил Дауд-Пашу в необходимости организации регулярной армии по европейскому образцу. Новые воинские формирования обучались европейскими, в основном английскими, инструкторами. Дауд приобрел современную артиллерию и построил в Багдаде Арсенал, отвечавший всем требованиям тогдашней военной техники. Ядро армии Дауда составляли войска общей численностью 30 тысяч человек. При необходимости Паша мог привести на войну 100 тысяч человек, включая нерегулярную часть ополчения и племена.Воспользовавшись поражением портов в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, Дауд-Паша попытался добиться независимости своей страны. Он отказался выплатить часть компенсации, наложенной на порт в соответствии с Адрианопольским миром 1829 года, тем самым продемонстрировав прямое неповиновение Стамбульским властям. Порт объявил Дауд-Пашу мятежником и в 1830 году организовал вторжение в Ирак войск вассала-Паши из Алеппо. Хотя Дауд тщательно подготовился к войне с портом и имел в своем распоряжении все необходимые ресурсы, исход конфликта был решен другими обстоятельствами. Катастрофические наводнения, неурожаи и эпидемии подорвали мощь Ирака. Чума 1831 года уничтожила почти всю армию Дауд-Паши, а войска Алеппо почти без сопротивления взяли опустошенную и истощенную страну. Дауд-Паша был свергнут и выслан из Ирака. Режим Кульманова был разрушен, а Ирак восстановил прямые порты электроснабжения. Дауд-паша занимал высокие посты на государственной службе почти 20 лет и умер в 1851 году в Медине.После ликвидации династии мамлюков-кулемов Ирак оказался в очень сложной ситуации. Страна была охвачена экономическим опустошением. Многие поля и сады были заброшены, уменьшились посевные площади. Торговля переживала стагнацию. Вот уже более 20 лет Ирак не может оправиться от последствий чумы.Новые Паши Багдада, назначенные портом, были бессильны справиться с сопротивлением племен и местных феодалов.Ирак вновь был охвачен непрекращающимися восстаниями и гражданской войной.Османы вели изнурительную борьбу с курдскими правителями, которые не хотели признавать власть Паши. Карательные экспедиции в Северный Ирак следовали одна за другой, но массовые убийства повстанцев не принесли желаемых результатов. Попытки установить прямой турецкий контроль в Курдистане неизменно вызывали все новые и новые восстания. Несмотря на частичные победы, Османское правление в курдских районах оставалось неуловимым, но в остальной части Ирака с 1831 года османские турки восстановили свое господство.ЗАКЛЮЧЕНИЕВозникновение цивилизации в Месопотамии (городская революция) относится к протописьменному периоду (середина 4-го—начало 3-го тысячелетия до н. э.) и совпадает с началом эпохи ранней бронзы. Название Месопотамия произошло от древнегреческого месо - между, потамия - река, т.е. дословно Месопотамия переводится как между рек.Речь идет о районе Ближнего Востока территории междуречья Тигра и Ефрата. В разное время в Месопотамии располагались великие царства Ассирии, Шумеров, Вавилонии. Крупнейшие города древней цивилизации Вавилон, Багдад, Киш, Урук. Историческая Месопотами существовала 25 столетий до завоевания территории Персами.Как и всякая человеческая цивилизация, Месопотамия оставила после себя обширный пласт информации, которая помогает сегодняшним исследователям ознакомиться с особенностями жизни, быта, культа древних жителей долины двух рек.Сейчас большая часть Междуречья, как еще иначе зовут Месопотамию, принадлежит Ираку, небольшие кусочки на севере - Сирии и Турции.Однако главные центры древних цивилизации, Вавилон, Сипар, Ур, Ниппур, находились в нижнем течении рек, в районе где сегодня раскинулся Багдад.Месопотамия считается колыбелью человечества, где, многочисленные археологические работы помогли подтвердить много исторических теорий.Благодаря благоприятному климату здесь появились одни из первых государств на Земле, принесшие человечеству многие изобретения и науки.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Алаев Леонид Борисович. Проблематика истории Востока. Москва, 2018, 502 стр.2.Восточные общества: традиции и современность. Материалы II Съезда молодых востоковедов стран СНГ (Баку, 11 – 14 ноября 2013 г.). Москва; Баку, 2014, 693 стр.3.Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т "Открытое общество", 2004 . — 701 с.4.История востоковедения: традиции и современность: (Материалы II всероссийской школы-конференции). Институт востоковедения РАН. Москва, 2015, 268 стр.5.Кузищин В.И. (ред.). Историография истории древнего Востока: в 2 т. Т.2. Учебное пособие. В.И. Кузищин, А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев и др. — М.: Высшая школа, 2009. — 416 с.6.Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Институт востоковедения РАН. Москва, 2016, 264 стр.7.Репина, Л. П. История исторического знания : учебник для академического бакалавриата / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 4-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.8.Смагина Е.Б., Завадовская С. Ю.В поисках утраченного Востока: (Ю.Н. Завадовский: очерк жизни и творчества. Автобиографический роман). Викмо-М, 2014, 512 стр.9.Соколов, А. Б. История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата / А. Б. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с
1.Алаев Леонид Борисович. Проблематика истории Востока. Москва, 2018, 502 стр.
2.Восточные общества: традиции и современность. Материалы II Съезда молодых востоковедов стран СНГ (Баку, 11 – 14 ноября 2013 г.). Москва; Баку, 2014, 693 стр.
3.Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т "Открытое общество", 2004 . — 701 с.
4.История востоковедения: традиции и современность: (Материалы II всероссийской школы-конференции). Институт востоковедения РАН. Москва, 2015, 268 стр.
5.Кузищин В.И. (ред.). Историография истории древнего Востока: в 2 т. Т.2. Учебное пособие. В.И. Кузищин, А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев и др. — М.: Высшая школа, 2009. — 416 с.
6.Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Институт востоковедения РАН. Москва, 2016, 264 стр.
7.Репина, Л. П. История исторического знания : учебник для академического бакалавриата / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 4-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.
8.Смагина Е.Б., Завадовская С. Ю.В поисках утраченного Востока: (Ю.Н. Завадовский: очерк жизни и творчества. Автобиографический роман). Викмо-М, 2014, 512 стр.
9.Соколов, А. Б. История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата / А. Б. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с
Вопрос-ответ:
Какие государства включали Месопотамию в состав в период с XVI века до конца первой половины XVI века?
В период с XVI века до конца первой половины XVI века Месопотамия была включена в состав государств Сефевидов и Османской империи.
Каким образом Месопотамия входила в состав государства Сефевидов?
Месопотамия входила в состав государства Сефевидов в начале XVI века. Аюб Хасан Паша создал свой собственный административный аппарат, в который входили департамент внутренних дел, казначейство и управление. По его приказу была открыта специальная школа, в которой обучались мальчики-рабы, преимущественно из числа грузин и че.
Как Месопотамия вошла в состав Османской империи?
Вторжение Османской империи в Месопотамию началось в XV веке. Вскоре они завоевали эту территорию и включили ее в состав своей империи. Таким образом, Месопотамия стала частью Османской империи.
Какие административные изменения произошли в Месопотамии после включения ее в состав Османской империи?
После включения Месопотамии в состав Османской империи, Аюб Хасан Паша создал свой собственный административный аппарат, который включал департамент внутренних дел, казначейство и управление. Он также открыл специальную школу, в которой обучались мальчики-рабы, преимущественно из числа грузин и че.
Какие источники литературы можно использовать для изучения истории Месопотамии в период с XVI века до конца первой половины XVI века?
Для изучения истории Месопотамии в период с XVI века до конца первой половины XVI века можно использовать следующие источники литературы:...
Какие государства включали Месопотамию в свой состав в первой половине XVI века?
В первой половине XVI века Месопотамиия входила в состав государства Сефевидов.
Какую роль играл Аюб Хасан Паша в Месопотамии?
Аюб Хасан Паша создал свой собственный административный аппарат в Месопотамии, в который вошли департамент внутренних дел, казначейство и управление. Он также открыл специальную школу, в которой обучались мальчики-рабы, преимущественно из числа грузин и чеченцев.
Какое влияние оказали Сефевиды на Месопотамию?
Сефевиды включили Месопотамию в свой состав в первой половине XVI века. Они оказали значительное влияние на культуру, экономику и политику региона.
В какой состав вошла Месопотамия в Османскую империю?
Месопотамия была включена в состав Османской империи во второй половине XVI века.
Какие государства включали Месопотамию в свой состав в начале нового времени?
В начале нового времени Месопотамия входили в состав государств Сефевидов и Османской империи.
Какие изменения произошли в Месопотамии в первой половине XVI века?
В первой половине XVI века Месопотамию включили в состав государства Сефевидов. Это привело к изменениям в политической и административной структуре региона, а также в осуществлении власти.
Какие учреждения были созданы в Месопотамии в составе Османской империи?
В составе Османской империи были созданы различные учреждения, среди которых были административные аппараты, департамент внутренних дел, казначейство и управление. Также была открыта специальная школа, где обучались мальчики, преимущественно из числа грузин и чеченцев, которые затем занимались государственной службой.