Развитие финансовой науки в СССР в ХХ веке
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 29.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение.……………………………………………………………………....3
Глава 1. Происхождение финансов и развитие финансовой науки…………………………………………………………………………………4.
1.1.Возникновение финансов и их роль в общественном воспроизводстве……………………………………………………………………4
1.2 Характеристика развития отечественной финансовой науки………...6
Глава 2. Отечественные финансы в XX веке……………………………..10
2.1 Финансы России в начале 20-го века и в годы «военного коммунизма» (1917-1921)………………………………………………………10
2.2.Финансы в годы новой экономической политики(1921 – 1927гг.)..15
2.3.Финансирование СССР при развале НЭПа и формировании системы командования и управления……………………………………………………17
2.4 Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и Послевоенная национальная экономика (1945 - 1953)……………………….19
2.5. Финансы при создании системы командования и управления (1953-1964) в 1950-х годах……………………………………………………………22
2.6.Финансы в эпоху «развитого социализма»(1965 – 1991гг.)….……23
Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации (после 1991 года) и перспективы ее развития………………………………………..27
3.1. Финансовая система России на современном этапе……………….27
3.2. Состояние финансов в 1992-1998 гг………………………………30
Заключение……………………………………………………………….......37
Список использованной литературы.........................................................38
В середине 1980-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 1970-х годов, а затем более пяти лет не снижался. Реальный доход на душу населения в начале 1980-х годов по сравнению с 1966-1970 годами уменьшился в 2,8 раза. Во второй половине 1980-х годов экономическое положение в стране резко ухудшилось, что могло повлиять только на финансовое положение. Борис Гостев был назначен на пост министра финансов СССР 13 декабря 1985 года. По итогам деятельности 1988 года негативные тенденции в финансовом секторе проявлялись в наличии дефицита бюджета, переоценка обращения с платежными средствами, дисбаланс в валютных платежах и длительная задержка. выпуск товаров народного потребления и оказание услуг населению за счет роста их денежных доходов. Государственный бюджет на 1989 год был впервые принят с дефицитом, который уже имел место (по некоторым оценкам с конца 1960-х годов), но он был тщательно скрыт. Внешний долг СССР на начало 1989 г. составлял 33,6 млрд. руб., Что вдвое больше суммы годовой валютной выручки. Валентин Сергеевич Павлов был назначен министром финансов СССР 17 июля 1989 года. При Павлове было введено много важных элементов реформы: создание пенсионного фонда; организация налоговой проверки, аренды групп, совместных предприятий, формирование сети коммерческих банков, поддержание кооперации, коллективный труд работников, расширение сферы обслуживания населения; участие в создании Европейского банка реконструкции и развития; организация обменов; создание свободной, регулируемой и фиксированной оптово-розничной системы покупная цена; разработка нормативных методов формирования и регулирования бюджета, развития бюджета и др. Была проведена денежная реформа: из обращения было изъято более 8 млрд. Рублей, или 5,8% от общей денежной массы, а биржевые расходы составили 80 млн. Рублей. , или 1% средств, изъятых из обращения. Недействительность реформы также подтверждается колоссальным ростом цен во время либерализации, которая последовала менее чем через год после нее. 7 марта 1991 года Владимир Ефимович Орлов был утвержден министром финансов СССР. Под его руководством министерство финансов продолжало активно работать над созданием налоговой системы. Только в первом квартале 1991 года ставки корпоративного налога на налогооблагаемую прибыль изменились дважды: в начале года они были снижены до 45%, а со 2 апреля до 35 %. Кризис, который характеризовал национальную экономику до того, в то время резко ухудшился, финансы были когда-то несбалансированными. Бюджетная «нехватка» обусловлена главным образом отказом каждой республики платить свои взносы в бюджет Союза. В результате, было необходимо сократить многие запланированные расходы только за счет финансирования приоритетных и жизненно важных расходов.Глава 3. Современная финансовая система Российской Федерации (после 1991 года) и перспективы ее развития3.1. Финансовая система России на современном этапеЗа свою долгую историю финансовая наука развивалась как наука об отдельных элементах финансовой системы. По сути, это были составные элементы государственных финансов: налоги, государственные расходы, долги. Пройдя долгий путь эволюционного развития, финансовые отношения приобретают различные формы проявления. Это связано со сложностью экономических отношений, расширением рынка, функциями и задачами государства. Отдельные финансовые отношения по своим специфическим характеристикам постепенно отличаются от общих финансов, образуя конкретную финансовую категорию. В процессе работы финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. При создании фондов денежного рынка осуществляются валютные операции. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, связанных с обменом товарами. Финансовая система позволяет более эффективно достичь одной из основных целей, для которой было создано государство - разделение труда. В финансовой системе осуществляются различные виды деятельности: планирование, финансирование, инвестиции, налогообложение, бухгалтерский учет, аудит, финансовый контроль и т. д. Вся финансовая система в России состоит из двух интегрированных подсистем (рис. 1) 2: - централизованные финансы (государственные финансы) - децентрализованные финансы в (финансовые компании и финансовые домохозяйства). Это расширенная подсистема в Функция форм конкретизации и методов получения доходов и денежных средств в свою очередь делятся на несколько частных подсистем (ссылок). Финансовая система основана на децентрализованном финансировании, которое составляет основную часть финансовых ресурсов. Некоторые из этих ресурсов перераспределяются в соответствии с нормами финансового права на доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Большая часть этих средств затем используется для финансирования бюджетных организаций и коммерческих организаций в виде грантов, субсидий и субсидий, а также возвращается населению в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. д.) принадлежит финансовым организациям. Материальные товары созданы, товары произведены, прибыль получена - основной источник финансовых ресурсов, необходимых для промышленного и социального развития. Особое место для финансовых посредников (коммерческие банки, сберегательные банки, сберегательные банки, компании). частные пенсии и т. д.). выполнять общую функцию: обеспечить эффективную передачу финансовых ресурсов конечным потребителям, которые играют важную роль в формировании централизованных финансов В связи с уплатой налогов и созданием платежеспособного спроса в стране, доходы чем выше население, тем больше спрос на различные виды материальных и нематериальных товаров, тем больше возможностей для экономического и социального развития. управление общей экономикой (семья, человек с источником дохода и самостоятельно управляющим экономикой и другими формами управления общественным хозяйством). Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственной и кредитной системой.Бюджетная муниципальная с Бюджетным кодексом определяется как совокупность бюджетов всех уровней и суверенных бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется процентной ставкой и основана на экономических отношениях. Его деятельность регулируется бюджетным кодексом Российской Федерации.В рамках бюджетов могут создаваться целевые бюджетные средства для представления средств, полученных из целевых источников, которые используются в соответствии с отдельными оценками для целей, соответствующих их цели. Государственные внебюджетные фонды являются безналичными средствами фондов. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. В настоящее время существует три внебюджетных социальных фонда: пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. в котором государство или местные органы власти чаще выступают в качестве заемщиков, а также в качестве кредитора или гаранта. В процессе функционирования государственного кредита формируется государственный долг. На данном этапе российская финансовая система мозаична и эклектична: она отражает борьбу различных идеологий в обществе. Это система, характеризующаяся большим разнообразием колебаний. «За последние 25 лет пять стран пересекли Россию. Каждые пять лет страна отличалась. Хотя это то же самое», - так описывает ситуацию в финансовом секторе Ю. Миркин. Финансовая система вводится в действие законодательством, а следовательно, эффективностью финансовой системы и внедрением Социально-экономические программы страны зависят от уровня (качества) правовых норм и правоприменения в этой области. Финансовая система нашей страны имеет следующие характеристики: - это финансовая система, основанная на товары, основанные на спекулятивной модели финансового рынка, основанной на «горячих деньгах» нерезидентов, являются одним из самых тяжелых бремени (налога) не только группы стран развивающейся страны, но и Высокая налоговая нагрузка является неотъемлемой составляющей российской экономики, которая напрямую влияет на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации. В настоящее время финансовая система России представляет собой зеркальную мозаику и эклектику, отражающую борьбу различных идеологий в обществе. «За последние 25 лет пять стран пересекли Россию. Каждые пять лет страна отличалась. Хотя это то же самое», - так описывает ситуацию в финансовом секторе Ю. Миркин. Финансовая система обеспечивается законодательством, поэтому уровень (качество) правовых норм и Правоприменение в этой области зависит от:Эффективность финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны. Финансовая система нашей страны имеет следующие характеристики: - это товарная финансовая система, основанная на спекулятивной модели финансового рынка, основанной на «горячих деньгах» нерезидентов; это одна из самых тяжелых (налоговых) нагрузок не только для группы развивающихся стран, но и для группы промышленно развитых стран. Высокая налоговая нагрузка является неотъемлемой составляющей российской экономики, которая напрямую влияет на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации; - не хватает инвестиций в модернизацию непроизводственных секторов и инфраструктуры; - высока (средняя для развивающихся рынков) ков) доля рублей в обращении, финансовый сектор обладает значительными ресурсами для повышения своей конкурентоспособности. Размер российской экономики позволяет России занимать более важное место в будущем мировом финансовом обороте. Существует смешанная модель финансового рынка, на которой коммерческие банки, брокерские и инвестиционные фирмы распределительные (инвестиционные банки) делят операционную зону примерно в соотношении 50: 50. вступает в различные международные отношения в области финансов, которые влияют на состояние и возможности использования его финансовая система для решения внутренних проблем. 3.2. Состояние финансов в 1992-1998 гг.Экономические реформы в России начались в условиях глубокого кризиса в советской плановой экономике, который значительно ухудшился в конце 1980-х годов. Меры, принятые в 1992 году, были направлены на Решение этих проблем и их реализация стали началом радикальных экономических реформ в России, одним из основных компонентов которых стала реформа в финансово-кредитной сфере. Основной целью реформы было:переход от плановой и распределенной экономики к рыночной экономике, выход из тупика и закладывание основы для ее устойчивого развития в будущем, - заявил президент России Б.Н. Ельцин 28 октября 1991 года, объявив что радикальная экономическая реформа начнется в России 2 января 1992 года. Одной из задач, которые должны быть решены в первую очередь, была проблема дисбаланса между денежной массой в экономике и доступными средствами. среди населения и объем предложения товаров по фиксированным ценам. Производственный кризис действительно сократил предложение товаров, в то время как политический кризис привел к потере контроля над ростом денежной массы. Правительство решило эту проблему, выпустив цены в условиях дисбаланса и запустив спираль гиперинфляции, которая достигла 2600% в 1992 году. Это привело к тому, что покупательная способность и фиксированные доходы официально снизились. несколько раз, одновременно подавляя экономики советского периода и конфискуя их до 90% населения. Формирование эффективной рыночной экономики в предполагаемом месте требует четкой последовательности в реализации переходных мер, а именно: 1) приватизации, которая предполагает преобразование преобладающей части государственной собственности в частной собственности. 2) либерализация экономики (цены, экономические отношения, внешнеэкономические связи), а также макроэкономическая стабилизация, создание конкурентной среды, ограничивающей инфляцию, установление жестких финансовых ограничений для всех хозяйствующих субъектов Однако, включая государственную «шоковую терапию», их практическая реализация в России осуществлялась в обратном порядке, что вызвало множество негативных явлений. Наиболее примечательными являются следующие: 1) гиперинфляция, рушительно воздействующая на экономическую жизнь и широкой общественности;2) обесценивание депозитов, уменьшение сбережений и инвестиционной деятельности, которые теряют свое значение в случае высокой инфляции, 3) ослабление способности государства регулировать экономические процессы, криминализация значительной части экономика; 4) дифференциация доходов и материальная обеспеченность, социальная стратификация, которая усиливается отчасти из-за устранения распределения выравнивающих платежей и в основном под влиянием инфляции, что всегда приводит к перераспределению доход в ущерб самым богатым слоям населения. Для устранения этих недостатков в контексте реформы финансового сектора программа макроэкономической стабилизации на тот момент предусматривала ряд мер: создание неинфляционных механизмов для покрытия дефицита бюджета и начало перехода к принципы фискального федерализма. Однако реализация этих мер была не системной, а скорее относилась к политике «исправления дыр». Ориентация сырья в экономике усилилась. Поставки продовольствия приобретают все большее значение в результате импорта, а растущая финансовая нестабильность привела к постоянному изменению руководителей финансовых служб, которые были переведены с 1992 по 1998 год. Семь человек были заменены. Борис Григорьевич Федоров, вновь занявший этот пост с 25 марта 1993 года по 26 января 1994 года, как ожидается, станет одним из самых эффективных министров своего времени. Будучи министром финансов, он снова прекратил предоставление безотзывных гигантских кредитов странам бывшего СССР. Только субсидии, включая импорт, были отклонены, что привело к экономии более 5 миллиардов долларов. Соединенные Штаты В августе 1993 года Центральный банк обменял старые советские банкноты на новые российские банкноты. Федоров решительно осудил этот процесс, который, по его мнению, был конфискационным и являлся основной причиной его отставки. В начале 1996 года исполнение федерального бюджета было чрезвычайно сложным. Многие решения, принятые на начальном этапе «реформы», в значительной степени противоречатчили другому. Были проблемы в сфере кредитования. Со времени официальной консолидации в России двухуровневой банковской системы (декабрь 1990 г.) и до 2000 г. коммерческие банки не выполняли своей основной задачи: кредитование экономики, что привело к потрясениям в финансовой сфере. Например, первым шагом стал «черный вторник» 11 октября 1994 года. В торговый день курс рубля по отношению к доллару на Московской фондовой бирже (ММВБ) упал более чем на 25% (с 3081 по 3926). Второй этап завершился межбанковским кризисом 1995 года, после чего в России прослеживалась четкая тенденция сокращения числа банковских учреждений (с 2570 на 1 октября 1995 года до 1058 на 1 января 2010 года). Третий этап завершился финансовым кризисом августа 1998 года, который затронул все сегменты финансового рынка (валюты, банки, акции, страхование и т. д.). Кризис имел серьезные последствия, в том числе: 1. Утрата доверия инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности. Российская экономическая система 2. Серьезные нарушения в банковской системе, установление платежных и расчетных отношений 3. Сокращение ВВП и инвестиций оценивается более чем в 300 миллиардов рублей 4. Значительное снижение федерального дохода. Ного и областные бюджеты. 5. Ограничить перспективы сокращения государственного долга Российской Федерации. 6. Глубокая дестабилизация российской экономики за счет резкого роста инфляции. 7. Сокращение реальных доходов и сбережений всех слоев населения России и рост населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, рост безработицы. 8. Разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, угроза его перехода под контроль иностранных структур усилилась.Среди последствий кризиса 1998 года и его негативных последствий мы можем выделить его позитивные аспекты, которые впоследствии оказали эффект восстановления экономики: В то же время стала очевидной необходимость реструктуризации национальной банковской системы 2. Коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства доходов над производством. Девальвация рубля привела к сокращению импорта товаров и тем самым создала возможности для роста импортозамещающих отраслей. Все отрасли промышленности, способные производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и для экспорта, которые не привлекали западные займы и имели национальную базу сырья, компонентов и компонентов, извлекали выгоду из краткосрочные выгоды. ситуация. Ему пришлось прибегнуть к неизбежной инфляции, чтобы восстановить систему расселения. Была поставлена денежно-кредитная проблема, но, с обоснованными и объективно необходимыми аспектами, новый титул выдан не был и соглашение с МВФ достигнуто не было. Все это способствовало началу экономического роста. Однако, несмотря на очевидные достоинства нового правительства, оно было уволено 12 мая 1999 года. ЗаключениеДанная работа направлена на изучение этапов развития финансовых отношений в 20 в. до современной России. Актуальность темы труда обусловлена тем, что финансовая система российского государства в разное время развивалась. Из-за нестабильности политических режимов страны, а также мировой экономики финансовая система вынуждена постоянно перестраиваться. Но каковы бы ни были принципиальные различия между внешними обстоятельствами, фундаментальная сущность финансов для России остается неизменной.Финансовая система оказывает существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода, развития отраслей экономики и благосостояния населения.В настоящее время финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Мировой финансовый кризис высветил необходимость скоординированных действий российского правительства.Ограниченные ресурсы и резервы правительства в ситуации, когда быстрое выход из кризиса становится менее вероятным, являются предварительным условием перехода экономической политики от мер по смягчению кризиса к мерам по ее преодолению.На сегодняшний день российское правительство сформировало и реализует широкий спектр антикризисных мер, уникальных по количеству форм и направлений государственного влияния на экономику.В то же время реализация антикризисной политики ускорила реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, в частности в части развития регулирования бизнеса, поддержки малого бизнеса и средние предприятия и совершенствование налогового регулирования.Список используемой литерﮦатуры:Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М., 1997.Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
2. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М., 1997.
3. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
5. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Вопрос-ответ:
Какова роль финансов в общественном воспроизводстве?
Финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, поскольку они обеспечивают стабильность и эффективность экономики. Финансовая система обеспечивает функционирование бюджета государства, предоставление кредитов и инвестиций, управление денежным обращением и регулирование финансовых рынков. Она также позволяет распределить доходы и ресурсы между различными секторами экономики, обеспечивая их развитие и рост.
Как охарактеризовать развитие отечественной финансовой науки?
Отечественная финансовая наука развивалась в тесной связи с экономической и политической системой СССР. Вплоть до конца 1980-х годов идеология социализма играла преобладающую роль в финансовой науке и практике. Финансовая наука в СССР активно разрабатывала вопросы государственного бюджета, налогового регулирования, денежного обращения и финансовой политики. Однако она оставалась относительно изолированной от мировых тенденций исследований в области финансов и банковского дела.
Каковы были особенности финансов России в начале 20 века?
В начале 20 века финансовая система России была слаборазвитой и несоответствовала мировым стандартам. Государственные доходы зависели от экспорта сельскохозяйственной продукции и налогов с промышленности. Кроме того, в годы Первой мировой войны и революционных событий система финансового управления переживала кризис, который привел к обесцениванию рубля и финансовому коллапсу.
Что происходило с финансами в России в годы военного коммунизма (1917-1921)?
В годы военного коммунизма в России было проведено национализация банков, национализация промышленности и отмена денежных отношений. В результате финансовая система России пережила полный крах, не было организованного управления экономикой, что привело к глубокому экономическому кризису и голоду. Только после введения НЭПа в 1921 году финансовая система России начала восстанавливаться и развиваться.
Какие роли финансы играли в общественном воспроизводстве?
Финансы выполняли несколько важных функций в общественном воспроизводстве. Во-первых, они служили инструментом распределения материальных ресурсов, позволяя определить, кому и сколько достанется из производимого благосостояния. Во-вторых, финансы социально регулировали экономические процессы, являясь инструментом воздействия на кредит, деньги и цены. И наконец, финансы также выполняли функцию накопления, позволяя собирать средства на будущие инвестиции и развитие.
Как характеризуется развитие отечественной финансовой науки?
Развитие отечественной финансовой науки в СССР в ХХ веке можно охарактеризовать как противоречивое. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в развитии теоретических основ финансовой науки, внедрении новых методов и инструментов финансового анализа и планирования. С другой стороны, отечественная финансовая наука оставалась относительно изолированной от международных тенденций и не всегда могла учитывать специфику отечественной экономики.
Какие роль финансы играли в России в начале 20-го века и в годы военного коммунизма 1917-1921?
В начале 20-го века финансы играли важную роль в России. Концентрация капитала и буржуазного класса, развитие крупной промышленности и банковского сектора влияли на формирование финансовой системы. Однако в годы военного коммунизма 1917-1921 годы финансовая система России сильно изменилась. Произошли экспроприация и национализация промышленности и банков, а вместо рыночных отношений были введены командно-административные методы управления экономикой. Это повлекло за собой серьезные изменения в финансовой сфере и привело к формированию новой финансовой системы.
Какое значение имеют финансы в общественном воспроизводстве?
Финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, поскольку они являются основным ресурсом для финансирования экономических, социальных и культурных процессов. Они позволяют обеспечить реализацию производства и потребления, а также осуществить различные инвестиционные операции.
Как характеризовалось развитие отечественной финансовой науки в СССР?
Развитие отечественной финансовой науки в СССР характеризовалось постоянным развитием и совершенствованием теоретических основ финансов, а также созданием новых методов и подходов к анализу финансовых процессов. Особое внимание уделялось проблемам планирования и бюджетирования, а также исследованию финансовой политики государства.
Какие финансы имели место в России в начале 20-го века и в годы военного коммунизма?
В России в начале 20-го века и в годы военного коммунизма финансы были сложной и противоречивой сферой. В начале 20-го века в стране существовала развитая система банков, а также различные финансовые институты. Однако в годы военного коммунизма была проведена национализация и вертикализация экономики, в результате чего финансы были подчинены государству и прекратились деятельность многих финансовых учреждений.
Какова роль финансов в общественной жизни?
Финансы играют важную роль в общественной жизни, поскольку они представляют собой систему отношений, связанных с денежными средствами, и их использованием. Финансы обеспечивают финансирование всех сфер деятельности - от производства и потребления до социальных и культурных нужд. Они также являются инструментом государства для регулирования экономической политики и развития страны.
Какие факторы повлияли на развитие финансовой науки в СССР в ХХ веке?
Развитие финансовой науки в СССР в ХХ веке было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это была потребность в разработке идеологически обоснованной системы финансового управления в условиях социалистической экономики. Во-вторых, важную роль сыграло научное обеспечение планирования и финансового прогнозирования, которые являлись неотъемлемыми частями социалистической экономической системы. Кроме того, развитие финансовой науки в СССР было связано с необходимостью повышения эффективности финансового менеджмента и контроля в советской экономике. В результате развития финансовой науки были созданы новые методы исследования финансовых процессов, разработаны теоретические основы финансового планирования и управления бюджетом, а также разработаны модели экономического анализа и прогнозирования.