Основные направления внешней политики Монголии в 1990-е годы
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 20.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Задачи внешней политики демократической Монголии 6
1.1. Демократические преобразования в Монголии в 1990-е годы 6
1.2. Концептуальные основы внешней политики демократической 8
Монголии 8
Глава 2. Монголо-китайские отношения в 1990-е годы 11
2.1. Политические отношения Монголии и КНР 11
2.2. Экономические отношения двух стран 13
2.3. Культурно-гуманитарные отношения 15
Глава 3. Монголо-российские отношения 17
3.1. Политические отношения двух стран 17
3.2. Динамика торгово-экономических отношений 20
3.3. Культурно-гуманитарные отношения 22
Заключение 24
Список источников и литературы 26
Это было одной из труднейших задач нового монгольского государства, вынужденного считаться со сложной расстановкой политических сил внутри страны и принимать в расчет свое непростое геополитическое положение в Северо-Восточной Азии. Нужно было приложить немало усилий, чтобы возобновить разрушенные межхозяйственные контакты. В 1994-1995 гг. стороны парафировали Соглашение об избежании двойного налогообложения, в связи с чем наблюдалось некоторое оживление инвестиционной деятельности российских предпринимателей в Монголии. Новым явлением стало участие России в создании на территории Монголии совместных предприятий: было зарегистрировано два СП в деревообрабатывающей промышленности с капиталами России, Монголии и Швеции; одно в горнорудном производстве на базе капиталов России, Монголии, США. В Монголии продолжают функционировать медно-молибденовый горнообогатительный комбинат «Эрдэнэт» – крупнейшее совместное предприятие такого рода в Азии, созданное на паевых началах с Россией в конце 1970-х гг., акционерное российско-монгольское общество «Улан-Баторская железная дорога», а также объединение «Монголросцветмет». В деятельности имеются немалые трудности. По Закону об иностранных инвестициях налоговые льготы в Монголии не распространяются на добычу и переработку цветных металлов, т.е. на ту отрасль, где российский капитал мог бы принести наибольшую пользу. Российско-монгольские экономические отношения развиваются на фоне широко осуществляемой в Монголии дипломатической и деловой активности других государств – Японии, Китая, США, стран ЕС. Это означает, что России приходится строить всю систему экономических связей с Монголией в условиях достаточно мощной конкуренции, что особенно отражается на экономических позициях РФ в этой стране. Все еще медленно осваиваются российские инвестиции на монгольском рынке. Они составляют примерно десятую часть всех инвестиций в монгольскую экономику. Большое значение в российско-монгольских отношениях имело урегулирование вопросов «большого долга», задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР. В конце 2003 г. эта проблема была в основном решена путем списания Россией 98% монгольского долга (свыше 11 млрд. долл.), что позволило открыть новые возможности для наращивания всестороннего взаимодействия между двумя странами. 3.3. Культурно-гуманитарные отношенияПолитическое взаимодействие двух стран благоприятствует развитию их сотрудничества в области культуры, науки, образования и гуманитарных связей. Традиционно эта сфера была плодотворной и охватывала широкие слои населения Монголии, особенно интеллигенцию. В этой связи следует отметить, что в настоящее время в учебных заведениях РФ обучаются более 2200 монгольских студентов и аспирантов; квота на обучение в российских вузах увеличена до 260 монгольских студентов в год. В Улан-Баторе успешно функционируют филиалы ряда известных российских вузов. Культурно-гуманитарные отношения между Россией и Монголией являются объективной потребностью для того, чтобы создавались прочные многосторонние связи. Это было особенно актуально в рассматриваемый период. Для России и Монголии характерны различные культуры, и даже, можно сказать, цивилизации. Тем не менее, их объединяют прочные связи, отражающиеся на двусторонних отношениях. После распада СССР культурно-гуманитарные связи между двумя странами временно прервались, но уже в середине 1990-х гг. стали опять налаживаться. Так, в 1995 г. был заключен договор о культурном и научном сотрудничестве между Россией и Монголией [14, с. 40]. Документ разделялся на несколько частей, таких как культура и искусство; образование; межакадемическое сотрудничество; информация, печать и издательское дело; спорт, туризм, здравоохранение; радиовещание, телевидение и кинематография; творческие союзы и другие организации; другие обмены.Особым достижением можно считать создание рабочих групп при Министерствах образования и науки, которые занимаются организацией конференций, симпозиумов, публикаций. Дополнительным нормативно-правовым актом можно считать Соглашение между Министерством науки, высшей школы и технической политики РФ и Министерством науки и образования Монголии о научно-технологическом сотрудничестве. Соглашение было заключено в 1993 г. Его цель состоит в сотрудничестве между Россией и Монголией в области науки и техники.В 1999 г. была подписана Программа культурного и научного сотрудничества между Россией и Монголией. Следует сказать, что реализация договоренностей в области культурно-гуманитарного сотрудничества идет по нескольким направлениям. Это образовательные и научные инициативы, языковой аспект, культурные мероприятия. Имея своим особенности, каждое направление в то же время связано друг с другом.Основой для налаживания новых отношений в области культуры стала образовательная сфера и распространение среди монголоязычного населения русского языка. Это сотрудничество в основном происходит на уровне вузов, через открытие в Монголии филиалов российских университетов. Например, в Улан-Баторе с 1999 г. функционирует филиал РЭУ им. Плеханова. Образование осуществляется на нескольких уровнях.Филиал в Монголии имеет и Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. В Монголии русский язык становится все более популярным, а отсюда происходит расширение поля для его изучения. Например, В Монгольском государственном университете создана даже кафедра русского языка.Таким образом, можно сказать, что в области культурно-гуманитарных отношений в 1990-е гг. наметились долгосрочные и тесные отношения между Россией и Монголией. Постепенно эта динамика нарастает все больше. Совместные проекты в области культуры и науки говорят о том, что между Россией и Монголией культурные и образовательные отношения носят стратегический характер и имеют широкомасштабные перспективы.ЗаключениеМонголия является уникальной геополитической точкой, в силу того что занимает промежуточное положение между двумя могущественными государствами. После падения СССР, Монголия должна была решить, каким путем ей предстоит проводить политические реформы после кризиса социалистической системы. Существовало два пути развития стран социалистического лагеря. Первый — восточно-европейский и российский, второй — китайский и вьетнамский. Различия данных вариантов развития заключаются в том, что в первом случае реформа проводилась экономическая и политическая, во втором случае, только экономическая, при сохранении политических институтов. Монголия пошла первым путем, из-за тесных и давних отношений с Россией. Однако имелась одна особенность политическая сила осталась в руках МНРП, которая в свою очередь была вынуждена также измениться. Перед Монголией вставал новый вопрос, в каком направлении осуществлять внешнюю политику. Географически у Монголии имелись два соседа, с севера-Россия, с юга-Китай. Предстояло решить проблему выбора соседа. Стереотипы, унаследованные от СССР по отношению к Монголии, уже не являются актуальными, так как обе страны претерпели большие изменения с тех пор. Роль России по-прежнему остается значительной по отношению к Монголии. Так как существуют традиционные связи. Политика Москвы направлена на еще более глубокую интенсификацию отношений между странами. С начала 20-го века, Монголия всегда чувствовала китайскую угрозу, и искала помощи у России. Так как опасалась экспансии по многим сторонам общественной жизни со стороны Китая. То есть требовался противовес грозному соседу. Противовесом стала Россия, которая после социалистической революции, дала независимость Монголии от Китая в 1920-х годах, и признана в 1945 году. В свою очередь имеются и отрицательные стороны. Социализм в 1990-х годах стал олицетворять что-то старое. В Монголии стали бояться попыток реставрации социалистического прошлого со стороны России. Возник контраст авторитарной России и демократической Монголии. Вспомнились моменты, характеризующие обратную сторону коллективизации, индустриализации. После распада социалистической культуры, началось противопоставление русского православия монгольскому буддизму, тогда как раньше все было социалистическим. Несмотря на это, отношения России и Монголии продолжают улучшаться. Происходят встречи на международном уровне, визиты политических лидеров. Введен безвизовый режим. Давние экономические отношения в сфере энергетики и сырья. Китай со своей динамично развивающейся экономикой выдвигает лозунги о доминировании в экономическом отношении в азиатском регионе.И тем самым захватывает рынки других стран экономическими благами, произведенными в Китае. Также на Китай приходится 90% монгольского экспорта. Цель Китая– получение доступа к ресурсам региона, рынок сбыта товаров. Исторически между Китаем и Монголией недоверчивые отношения. Также у Китая есть регион, именуемый Внутренняя Монголия, в котором происходят неоднозначные процессы ассимиляции, которые дают повод для беспокойства со стороны Монголии. Поэтому появилась идея многовекторной, многоопорной, сбалансированнойвнешней политики. Дабы не зависеть от одной или двух стран. Из этих идей появилась концепция третьего соседа. Под разряд третьего соседа попадают все страны, желающие сотрудничать. Этими странами являются США, Корея, Япония, Турция, страны Европы. Монголия поддерживает нейтралитет в политическом отношении с другими странами. Монголия является отличными примером продуманной либеральной политики, без опоры на отдельно взятую страну, так как в современном мире все страны стремятся к многостороннему взаимодействию. И как видно, Монголия получает плоды своей внешнеполитической деятельности.Список источников и литературыИсточникиНа русском языкеКонцепция национальной безопасности Монголии 1994 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nsc.gov.mn/sites/default/files/National%20Security%20Concept%20of%20Mongolia%20RU.pdf(дата обращения: 3.03.2020).Договор о дружбе и сотрудничестве между КНР и Монголией 1994 г. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t5725.shtm (дата обращения: 3.03.2020).Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 года. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.mongolia.mid.ru/90years_1.htm (дата обращения: 3.03.2020).на монгольском языкеМонгол Улсын Ундсэн Хууль (Конституция Монголии, принята 13 января 1992 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=33 (дата обращения: 3.03.2020).Монгол Улсын гадаад бодлогын узэл баримтлал (Концепция внешней политики Монголии). Электронный ресурс. Режим доступа: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=mn&u=https://www.legalinfo.mn/annex/details/3362%3Flawid%3D6340&prev=search (дата обращения: 20.04.2020).ЛитератураНа русском языкеАюшнева И.Г. Современная концепция внешней политики Монголии – попытка преодоления буферного характера государственности / И.Г. Аюшнева // Вестник Томского государственного университета. 2008. №316. С. 71-73.Базаров В.Б. Внешняя политика Монголии (конец 1980-х – 2000-е гг.): специальность 07.00.03 «Всеобщая история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / В.Б. Базаров; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. – Улан-Удэ, 2009. – 28 с.Базаров В.Б. Монголо-китайские внешнеэкономические и внешнеполитические отношения / В.Б. Базаров // Власть. 2018. №3. С. 61-66.Базаров В.Б. Российско-монгольский политический диалог в постсоветский период / В.Б. Базаров // Известия Восточного института. 2015. №3 (27). С. 73-79.Базаров В.Б. Современные монголо-китайские отношения: вектор внешней политики Монголии (1990-2000 гг.) / В.Б. Базаров // Власть. 2015. №3. С. 152-155.ГанхуягАлтандош. Внешняя политика Монголии в отношении России / ГанхуягАлтандош // Регион в приграничном пространстве. Международная научная конференция. Чита, 9 сентября 2016 г. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. С. 165-168.Дэлгэрма Б. Демократические преобразования в Монголии на рубеже XX и XXI вв. Улан-Удэ, 2005. – 169 с. История Монголии. XX век / отв. ред. Г.С. Яскина. – М: Институт востоковедения РАН, 2007. – 448 с.ХуланЛхагва. Внешняя политика Монголии: исторический экскурс и основные направления / ХуланЛхагва, В.И. Сальников // Государство и общество в современной политике. Сборник научных статей. Воронеж, 21 ноября 2016 г. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 196-203. Яскина Г.С. Монголия и внешний мир / Г.С. Яскина. – М.: Институт востоковедения РАН, 2002. – 370 с. Яскина Г.С. Россия – Монголия – Китай: проблемы сотрудничества и преодоление противоречий / Г.С. Яскина. – М.: Институт экономики РАН, 2009. – 52 с.На монгольском языкеЛхам Ц. Монгол Улс, Европын холбооны худалдаа, эдийн засгийн хамтын ажиллагааны зарим асуудалд (1989-2000). Улаанбаатар, 2004. Уянга Ц. Краткий обзор внешнеэкономических связен России и Монголии /У Первые востоковедные чтения НГЭА. К 130-летию со дня рождения Н.Н. Козьмина. Ма1ериалы науч. конф. 28 марта 2002 года. - Иркутск, 2002.БатбаярЦ. ОросбаМонгол // 1990-ээдоныолонулсынхарнлцааныхандлагууд, МонголУлс-ихгурнуудийнхарилца. - Улаанбаатар, 1995.
Источники
На русском языке
1. Концепция национальной безопасности Монголии 1994 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nsc.gov.mn/sites/default/files/National%20Security%20Concept%20of%20Mongolia%20RU.pdf(дата обращения: 3.03.2020).
2. Договор о дружбе и сотрудничестве между КНР и Монголией 1994 г. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t5725.shtm (дата обращения: 3.03.2020).
3. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 года. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.mongolia.mid.ru/90years_1.htm (дата обращения: 3.03.2020).
на монгольском языке
4. Монгол Улсын Ундсэн Хууль (Конституция Монголии, принята 13 января 1992 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=33 (дата обращения: 3.03.2020).
5. Монгол Улсын гадаад бодлогын узэл баримтлал (Концепция внешней политики Монголии). Электронный ресурс. Режим доступа: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=mn&u=https://www.legalinfo.mn/annex/details/3362%3Flawid%3D6340&prev=search (дата обращения: 20.04.2020).
Литература
На русском языке
6. Аюшнева И.Г. Современная концепция внешней политики Монголии – попытка преодоления буферного характера государственности / И.Г. Аюшнева // Вестник Томского государственного университета. 2008. №316. С. 71-73.
7. Базаров В.Б. Внешняя политика Монголии (конец 1980-х – 2000-е гг.): специальность 07.00.03 «Всеобщая история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / В.Б. Базаров; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. – Улан-Удэ, 2009. – 28 с.
8. Базаров В.Б. Монголо-китайские внешнеэкономические и внешнеполитические отношения / В.Б. Базаров // Власть. 2018. №3. С. 61-66.
9. Базаров В.Б. Российско-монгольский политический диалог в постсоветский период / В.Б. Базаров // Известия Восточного института. 2015. №3 (27). С. 73-79.
10. Базаров В.Б. Современные монголо-китайские отношения: вектор внешней политики Монголии (1990-2000 гг.) / В.Б. Базаров // Власть. 2015. №3. С. 152-155.
11. Ганхуяг Алтандош. Внешняя политика Монголии в отношении России / ГанхуягАлтандош // Регион в приграничном пространстве. Международная научная конференция. Чита, 9 сентября 2016 г. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. С. 165-168.
12. Дэлгэрма Б. Демократические преобразования в Монголии на рубеже XX и XXI вв. Улан-Удэ, 2005. – 169 с.
13. История Монголии. XX век / отв. ред. Г.С. Яскина. – М: Институт востоковедения РАН, 2007. – 448 с.
14. Хулан Лхагва. Внешняя политика Монголии: исторический экскурс и основные направления / Хулан Лхагва, В.И. Сальников // Государство и общество в современной политике. Сборник научных статей. Воронеж, 21 ноября 2016 г. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 196-203.
15. Яскина Г.С. Монголия и внешний мир / Г.С. Яскина. – М.: Институт востоковедения РАН, 2002. – 370 с.
16. Яскина Г.С. Россия – Монголия – Китай: проблемы сотрудничества и преодоление противоречий / Г.С. Яскина. – М.: Институт экономики РАН, 2009. – 52 с.
На монгольском языке
17. Лхам Ц. Монгол Улс, Европын холбооны худалдаа, эдийн засгийн хамтын ажиллагааны зарим асуудалд (1989-2000). Улаанбаатар, 2004.
18. Уянга Ц. Краткий обзор внешнеэкономических связен России и Монголии /У Первые востоковедные чтения НГЭА. К 130-летию со дня рождения Н.Н. Козьмина. Ма1ериалы науч. конф. 28 марта 2002 года. - Иркутск, 2002.
19. Батбаяр Ц. Орос ба Монгол // 1990-ээд оны олон улсын харнлцааны хандлагууд, Монгол Улс-их гурнуудийн харилца. - Улаанбаатар, 1995.
Вопрос-ответ:
Какие были основные задачи внешней политики Монголии в 1990-х годах?
Основными задачами внешней политики Монголии в 1990-х годах были установление демократических преобразований, развитие политических, экономических и культурных отношений с другими странами и укрепление своего места в международной общественности.
Какие были концептуальные основы внешней политики демократической Монголии?
Концептуальными основами внешней политики демократической Монголии были принципы независимости, мирного сосуществования, расширения внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, а также активных усилий по сохранению национальных интересов.
Какие были политические отношения Монголии и КНР в 1990-х годах?
В 1990-х годах политические отношения Монголии и КНР характеризовались постепенным улучшением. Обе страны старались укрепить дружественные связи, развивать сотрудничество в различных сферах и решение проблем, возникающих на границе. Однако некоторые вопросы, такие как граница и статус Внутренней Монголии, оставались спорными.
Какие были экономические отношения Монголии и КНР в 1990-х годах?
В 1990-х годах экономические отношения Монголии и КНР стали более интенсивными. Китай стал крупным инвестором и торговым партнером для Монголии. Были созданы специальные экономические зоны на границе, способствующие развитию торговли и инвестиций между двумя странами.
Какие были культурно-гуманитарные отношения Монголии и КНР в 1990-х годах?
В 1990-х годах культурно-гуманитарные отношения Монголии и КНР развивались активно. Были организованы культурные обмены, проведены фестивали и выставки, расширено сотрудничество в области науки, образования и спорта. Это позволило укрепить взаимопонимание и дружбу между народами двух стран.
Каковы были основные направления внешней политики Монголии в 1990-е годы?
В 1990-е годы Монголия осуществляла политику балансирования между Китаем и Россией. Основные направления внешней политики Монголии включали развитие политических, экономических и культурно-гуманитарных отношений с обеими странами.
Какие задачи ставила перед собой Монголия в сфере внешней политики в 1990-е годы?
В 1990-е годы Монголия ставила перед собой задачи развития и укрепления политических, экономических и культурно-гуманитарных отношений с другими государствами, в том числе с Китаем и Россией. Она также стремилась к интеграции в региональные и международные организации, чтобы укрепить свою позицию на мировой арене.
В какой форме происходили политические отношения между Монголией и КНР в 1990-е годы?
В 1990-е годы политические отношения между Монголией и Китаем были характеризованы стремлением к развитию дружественных и взаимовыгодных отношений. Две страны подписали несколько соглашений о дружбе и сотрудничестве, и проводили регулярные встречи на высшем уровне для обсуждения текущих вопросов и укрепления взаимопонимания.
Какие формы принимали экономические отношения между Монголией и Китаем в 1990-е годы?
В 1990-е годы экономические отношения между Монголией и Китаем включали торговлю, инвестиции и сотрудничество в области энергетики и транспорта. Китай стал одним из главных торговых партнеров Монголии, а также инвестировал в нефтяной, угольный и другие секторы монгольской экономики.
Какие направления развивались в культурно-гуманитарных отношениях между Монголией и Китаем в 1990-е годы?
В 1990-е годы культурно-гуманитарные отношения между Монголией и Китаем развивались в различных сферах, включая обмен студентами и учеными, организацию культурных и спортивных мероприятий, а также сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия обеих стран.
Какие были главные задачи внешней политики Монголии в 1990-е годы?
Главными задачами внешней политики Монголии в 1990-е годы были развитие дружественных отношений с другими странами, укрепление международного престижа, привлечение иностранных инвестиций, улучшение экономического сотрудничества и культурных связей.