Функции парламента
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 10.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Парламент как высший институт представительной власти ……...6
1. Место и роль парламента в системе разделения властей…………….... 6
2. Современные конституционные модели парламента.…………………..9
Глава II. Характеристика основных функций парламента.………………...14
1. Представительные функции парламента ……………………………....14
2. Законодательные функции парламента………………………………... 18
3. Контрольные функции парламента……………………………………..22
Заключение ........................................................................................................27
Список использованных источников и литературы ......................................30
Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается. Для числа и характера вопросов могут существовать ограничения (например, нельзя задавать вопросы личного характера);2) дебаты по определенным заранее вопросам и общей политике правительства. Данная форма контроля не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства;3) парламентские и депутатские запросы (интерпелляция) -обращение к правительству или отдельному министру с запросом дать объяснение по какому-либо конкретному вопросу. Интерпелляция отличается как от иных письменных запросов прежде всего процедурой внесения и правовыми последствиями. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь отставку министра либо правительства;4) выражение вотума недоверия или вынесение резолюции порицания правительству, а также отказ правительству в доверии (решается голосованием);5) отчеты и доклады правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;6) представление годовых отчетов органами государственной власти об их деятельности. Данная формапарламентского контроля используется во многих президентских республиках (США, Мексика и др.);7) парламентские слушания организуются каким-либо постоянным комитетом парламента и с целью вовлечения населения в участие в законотворческомпроцессе для обеспечения его эффективности и демократической легитимности;8) парламентские расследования – вид контроля, при которомкомитеты и подкомитеты ведут расследованиеи в рамках данной процедуры могут знакомиться со всеми необходимыми документами и материалами, вызвать повесткой на проводимые слушания любое лицо и требовать предоставления необходимой информации. В Италии, Японии, Украине парламентские расследования иногда заканчивались отставкой премьер-министра;9) деятельность парламентских комиссаров (омбудсменов) и других органов при парламенте. Они не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, недостатках в организации управления в соответствующей области;10) импичмент - это процедура привлечения к ответственности и отстранения от должности ряда должностных лиц;11) ратификация (утверждение) парламентом международных договоров, заключаемых исполнительной властью;12) иные контрольные функции.В Российской Федерации существуют практически все вышеуказанныхвидов (форм) парламентского контроля. Между тем, Авторы, на основании анализа реализации парламентского контроля в России, отмечают, что данная функция парламента показывает перспективное, но на сегодняшний день минимальное значение использования административного и политического потенциала данного института в России, в том числе в системе сдержек и противовесов.Из вышесказанного, можно сделать вывод, что форма и эффективность парламентского контроля как одна из форм взаимодействия правительства с парламентом зависит не только от формы правления в государстве, но также от государственного режима и иных культурно-исторических и политических факторов.Таким образом, контрольные полномочия касаются проверки деятельности правительства и возглавляемой им системы органов исполнительной власти. В каждой стране объем таких полномочий различен.Выделяются также иные специфические полномочия парламентов стран. К ним прежде всего относятся:- право объявлять амнистию. В странах с бикамеральными парламентами оно может закрепляться занижней палатой парламента, а также входить в совместную компетенцию палат или в исключительную компетенцию верхней палаты;- право объявлять войну;- право назначать выборы, прежде всего главы государства. В государствах с бикамеральными парламентами данное право может закрепляться за верхней палатой парламента или же реализоваться на совместном заседании палат.Думается, что благодаря указанным специфическим полномочиям парламентов увеличивается их политическое влияние в системе органов государственной власти, а значит, они должны за ними сохраняться.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы.Парламент, являясь одним из важнейших институтов представительной демократии, занимает определяющее место в системе разделения властей, поскольку в парламенте как в необходимом элементе системы народовластия, выступая в качестве общегосударственного политического форума, находятся одни из влиятельных политических сил общества, с многообразием идеологических воззрений и различных политических программ. Принцип разделения властей не может эффективно осуществляться без активного и постоянного взаимодействия всех ветвей власти, в том числе законодательной.Парламент можно определить как официально установленный институт, призванный обеспечивать представительство народа или отдельных групп населения в законодательных органах власти.Форма правления в государстве, политическим режим и его государственное устройство, а также исторически сложившиеся условия и традиции в значительной мере определяют реальный объем функций парламента в каждом государстве.Традиционно выделяются три основные функции парламента - представительная, законодательная и контрольная.Определяя парламент как представительный орган всего народа, можно сказать,что он осуществляет общенациональное представительство и формируется посредством избрания представителей, получающих всенародный мандат.Как представительный орган, парламент призван реализовывать следующие функции: представительство интересов народа, обеспечение внутриполитического баланса в стране, охрана прав и свобод человека и гражданина путём принятия соответствующих законов, обратная связь граждан и их представителей.Таким образом, представительная функция парламента означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства.Из этого следует следующая функция – законодательная.Законодательная функция парламента заключается в том, что парламент обладает исключительным правом издавать нормативные правовые акты ипосредством законодательной функции парламента складывается правовая система страны, обеспечивается правовая регламентация всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного регулирования.Следующая функция – это парламентский контроль, т.е. контроль парламента за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.К формам парламентского контроля относятся:вопросы к правительству и их ответы на пленарном заседании парламента (палаты), дебаты по определенным вопросам, парламентские и депутатские запросы (интерпелляция), выражение вотума недоверия или вынесение резолюции порицания правительству, отчеты и доклады правительства и министров на пленарных заседаниях палат, представление органами государственной власти об их деятельности, парламентские слушания, парламентские расследования, деятельность парламентских комиссаров (омбудсменов) и других органов при парламенте, импичмент, ратификация международных договоров, а также иные контрольные функции.Выделяются также иные специфические полномочия парламентов стран: право объявлять амнистию, право объявлять войну, право назначать выборы, прежде всего главы государства и другие.Касательно реализации своих функций российским парламентом, по нашему мнению, на сегодняшний деньследует обеспечить укрепление парламентаризма, искать пути преодоления его изъянов, мешающих полноценной реализации его назначения представительства, в связи с чем функционирование представительных органов должно быть ориентировано не только на осуществление законодательной деятельности, но и на сокращение дистанции между властью и народом, на согласованиеих интересов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001. Конституция Греческой Республики // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия : в 2 ч. / сост. И. М. Филянина. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС. 2005. Ч. 2.Конституция США 1787 года // История государства и права зарубежных стран/отв. ред. Н.А. Крашенинников. М.,:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://legalns.com/download/books/cons/czech_republic.pdf (дата обращения: 07.03.2020).Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 3 / Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 года// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / Составитель: В. А. Томсинов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2018. С. 445.Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. М.:Юстицинформ, 2018.Варлен М.В. Парламентский контроль: тренды и обыкновения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61).Кахоров Р.Р. Круглый стол "Вопросы повышения эффективности реализации полномочий федеральных парламентариев" (Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 29 марта 2018 г.) // Право и современные государства. 2018. № 2-3.Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. Кокотов, А. Н. Парламентское право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавриата / отв. ред. А. Н. Кокотов. Москва: Норма, 2020. Макарова Е.А. Бикамерализм в странах британского содружества наций: ретроспективный анализ // Beneficium. 2019. № 2 (31).Монтескье Ш. О духе законов. М., РИПОЛ классик, 2018.Большой юридический словарь /под. ред. А. Я. Сухарева. М., Инфра-М, 2006. Словарь иностранных слов современного русского языка/ Составитель Т.В. Егорова. М.:«Аделант», 2014. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: учебник. М.: Норма, 2018. Андреева А.И. Парламентский контроль в системе сдержек и противовесов // Конституция Российской Федерации и правовая политика на современном этапе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. Гуселетов Б.П. Итоги парламентских выборов в Чехии: успех популистов и провал социал-демократов // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 1. Жарков Г.А. Основы контрольных полномочий Федерального собрания РФ // Вестник научных конференций. 2019. № 10-4 (50). Нечкин А.В. Компетенция парламентов стран СНГ // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4. Олейник И.И. Парламентаризм в системе народного представительства // Российский юридический журнал. 2019. № 1 (51). Рубан А.А. Сравнительный анализ законодательства о парламентском расследовании: США, Германия, Россия // Актуальные проблемы сравнительного правоведения и юридической лингвистики: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019. Цатурян А.А. Место и роль парламента в системе разделения властей // Двенадцатая годичная научная конференция: сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. 2018. Цатурян А.А. Парламент как представительный орган в системе разделения властей // Регион и мир. 2019. Т. 10. № 7.Червонюк В.И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. Щербик Д.В. Понятие и цели парламентских слушаний: исторические и теоретические основы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2018. № 14. Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2.
2. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001.
3. Конституция Греческой Республики // Конституционное право зарубежных стран : хрестоматия : в 2 ч. / сост. И. М. Филянина. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС. 2005. Ч. 2.
4. Конституция США 1787 года // История государства и права зарубежных стран/отв. ред. Н.А. Крашенинников. М.,: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018.
5. Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalns.com/download/books/cons/czech_republic.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
6. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 3 / Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001.
7. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 года// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / Составитель: В. А. Томсинов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2018. С. 445.
8. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2018.
9. Варлен М.В. Парламентский контроль: тренды и обыкновения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61).
10. Кахоров Р.Р. Круглый стол "Вопросы повышения эффективности реализации полномочий федеральных парламентариев" (Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 29 марта 2018 г.) // Право и современные государства. 2018. № 2-3.
11. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017.
12. Кокотов, А. Н. Парламентское право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавриата / отв. ред. А. Н. Кокотов. Москва: Норма, 2020.
13. Макарова Е.А. Бикамерализм в странах британского содружества наций: ретроспективный анализ // Beneficium. 2019. № 2 (31).
14. Монтескье Ш. О духе законов. М., РИПОЛ классик, 2018.
15. Большой юридический словарь /под. ред. А. Я. Сухарева. М., Инфра-М, 2006.
16. Словарь иностранных слов современного русского языка/ Составитель Т.В. Егорова. М.:«Аделант», 2014.
17. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: учебник. М.: Норма, 2018.
18. Андреева А.И. Парламентский контроль в системе сдержек и противовесов // Конституция Российской Федерации и правовая политика на современном этапе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019.
19. Гуселетов Б.П. Итоги парламентских выборов в Чехии: успех популистов и провал социал-демократов // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 1.
20. Жарков Г.А. Основы контрольных полномочий Федерального собрания РФ // Вестник научных конференций. 2019. № 10-4 (50).
21. Нечкин А.В. Компетенция парламентов стран СНГ // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4.
22. Олейник И.И. Парламентаризм в системе народного представительства // Российский юридический журнал. 2019. № 1 (51).
23. Рубан А.А. Сравнительный анализ законодательства о парламентском расследовании: США, Германия, Россия // Актуальные проблемы сравнительного правоведения и юридической лингвистики: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019.
24. Цатурян А.А. Место и роль парламента в системе разделения властей // Двенадцатая годичная научная конференция: сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. 2018.
25. Цатурян А.А. Парламент как представительный орган в системе разделения властей // Регион и мир. 2019. Т. 10. № 7.
26. Червонюк В.И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2.
27. Щербик Д.В. Понятие и цели парламентских слушаний: исторические и теоретические основы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2018. № 14.
28. Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2.
Вопрос-ответ:
Какую роль выполняет парламент в системе разделения властей?
Парламент выполняет роль законодательного органа в системе разделения властей. Он принимает законы и нормативные акты, регулирующие жизнь общества.
Какие современные конституционные модели существуют для парламента?
Существуют различные конституционные модели парламента, включая систему однопалатного парламента, двухпалатную систему и гибридные модели. Конкретная модель зависит от особенностей конституции каждого государства.
Какие функции выполняет парламент в рамках своих представительных функций?
В рамках своих представительных функций парламент осуществляет представительство интересов граждан, контроль над исполнительной властью, а также формирование государственной политики и принятие решений по важным общественным вопросам.
Что входит в законодательные функции парламента?
Законодательные функции парламента включают принятие законов, регулирующих различные сферы деятельности общества, создание нормативных актов и участие в формировании правовой системы государства.
Какую позицию занимает парламент в системе разделения властей?
Парламент занимает центральную позицию в системе разделения властей. Он является высшим органом представительной власти, обладает законодательной функцией и осуществляет контроль за исполнительной властью.
Какую роль играет парламент в системе разделения властей?
Парламент играет важную роль в системе разделения властей. Он является законодательным органом, который принимает законы и контролирует исполнение законодательных актов. Парламент также осуществляет представительные функции, представляя интересы населения и выражая их мнение в политической сфере. Кроме того, парламент контролирует деятельность исполнительной власти и участвует в процессе формирования правительства.
Какие существуют конституционные модели парламента?
Существует несколько конституционных моделей парламента. Одна из них - парламентарная модель, где парламент является центральным органом государственной власти, имеющим ключевую роль в принятии решений и формировании правительства. Другая модель - президентская, где президент является главной фигурой исполнительной власти, а парламент выполняет более ограниченные функции. Еще одна модель - смешанная, сочетающая черты парламентарной и президентской системы.
Какие функции выполняет парламент?
Парламент выполняет несколько основных функций. Во-первых, он осуществляет представительные функции, представляя интересы граждан и выражая их мнение. Во-вторых, парламент занимается законодательной деятельностью, принимая законы и регулируя правовые отношения в стране. Также парламент контролирует деятельность исполнительной власти, обеспечивая баланс и соблюдение принципа разделения властей. Наконец, парламент участвует в процессе формирования правительства и принимает участие в международной и внутригосударственной деятельности.
Что включает в себя представительная функция парламента?
Представительная функция парламента включает в себя представление интересов населения и выражение их мнения в политической сфере. Парламент является органом, выбранным народом, и его задача - быть голосом народа в правительстве. Парламент оказывает влияние на принятие решений, обсуждает важные вопросы, выражает мнение граждан, а также контролирует деятельность исполнительной власти. Представительная функция парламента является одной из основных и ключевых функций данного органа.