Ядерное оружие как фактор холодной войны между СССР и странами Запада 1945-1989

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 61 61 страница
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 05.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Холодная война 5
2. Гонка вооружений 1945-1986 гг. 14
3. Политика СССР в отношении ядерных вооружений 1985-1989 гг. 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Фрагмент для ознакомления

Окончательный договор о запрещении испытаний 1963 года был расценен КНР как препятствующий её вступлению в число стран, обладающих ядерным оружием, несмотря на то, что подземные взрывы стали бы совершенно законными, если бы Пекин принял решение подписать договор. Пекин расценил договор как мошеннический советско-американский сговор.Теоретически, страны имеют возможность разрабатывать и собирать бомбы без проведения каких-либо испытательных взрывов, но проведение испытаний является единственным убедительным способом продемонстрировать наличие ядерного оружия. Таким образом, такая страна, как Индия, может вступить в клуб и сегодня, не нарушая свои договорные обязательства, проведя испытательный взрыв под земной поверхностью.Таким образом, Договор о нераспространении ядерного оружия стал важным шагом СССР и США на пути к обеспечению ядерной безопасности человечества и важной предпосылкой к заключению других договоров, целью которых было разоружение двух сверхдержав. Необходимо отметить уникальность договора, так как он является единственным международным договором, заключенным между ядерными и безъядерными державами.3. Политика СССР в отношении ядерных вооружений 1985-1989 гг.Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – это международный договор, подписанный СССР, США и Великобританией в 1968 г. Позже к ним присоединились почти все существующие сегодня государства, кроме Индии, Пакистана, КНДР, Израиля и Южного Судана. Основной целью подписания договора была попытка ограничить разработку ядерного оружия во всех странах, за исключением уже обладающих им стран. Однако договор не ограничивал остальные страны в разработке программ мирного использования атома, а лишь пытался поставить производство ядерного топлива под международный контроль, в связи, с чем подписавшие договор страны должны были заключить договор о сотрудничестве с МАГАТЭ. Страны, подписавшие договор и обладающие ядерным оружием, берут на себя обязанность не передавать технологии его производства другим странам, а также содействовать политике «ядерного разоружения». Страны, подписавшие договор и не обладающие ядерным оружием, берут на себя обязанность не проводить ядерные испытания, которые в будущем могут быть использованы для производства ядерного оружия, а также предоставить МАГАТЭ доступ к своим объектам атомной промышленности для обеспечения международного контроля. При этом ядерные державы, подписавшие договор, обязуются использовать свой ядерный арсенал защиты неядерных держав в случае нападения на них с применением ядерного оружия, что подтверждено резолюцией Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 г. над его соблюдением несет Совет Безопасности ОНН, в виду ряда стран, не подписавших договор, и наличия стран-участниц договора у которых есть мотивы для военных ядерных разработок, для членов ядерного клуба несоблюдение ДНЯО другими странами является одной из угроз национальной безопасности. Поэтому на протяжении последних пятидесяти лет ядерные державы используют свое дипломатическое, а иногда и военное давление для соблюдения ДНЯО и предотвращения появления новых ядерных держав.Для СССР и Российской Федерации, ДНЯО всегда был той точкой соприкосновения в отношениях с США и Великобританией. Изначально, по аналогии с тем как США помогли создать атомную бомбу Великобритании, СССР предоставил технологии, подготовил специалистов и помог построить заводы по обогащению урана в Баотоу и Ланьчжо для создания китайской атомной бомбы. После Карибского кризиса 1962 г. и появления ядерного оружия у Франции (1960 г.) и Китая (1964 г.) тройка первых членов «ядерного клуба осознали необходимость ограничения распространения ядерных технологий, что и стало причиной подписания ДНЯО. В последующем им не удалось предотвратить появление ядерного оружия у стран, не вступивших в ДНЯО.Например, несмотря на то, что Израиль никогда не подтверждал у себя наличие ядерного оружия, по оценкам некоторых экспертов он создал его еще до подписания ДНЯО, что стало на долгие годы угрозой безопасности союзников СССР на Ближнем Востоке. Кроме того, многие израильских специалистов не раз обвиняли в оказании помощи в разработке ядерного оружия ЮАР, что после его обнаружения в 1979 г. вызывало недовольство, как СССР, так и США, и Франции. Поэтому с помощью совместного дипломатического давления им удалось добиться от ЮАР уничтожения своего ядерного арсенала в 1989 г. и присоединения к ДНЯО в 1991 г.Еще одна проблема для стран-депозитариев ДНЯО – это наличие ядерного оружия у Индии и Пакистана. Создание ядерного оружия в Индии (1974 г.) долгое время не привлекала внимание ни США, ни СССР, в виду нейтралитета страны в Холодной войне. Однако это спровоцировало ее потенциального противника – Пакистан начать разработку своего ядерного оружия, о создании которого было объявлено в 1998 г., что превратило полуостров Индостан в потенциальный источник ядерного конфликта. В результате этого Россия в своей Концепции внешней политики от 2000 г. рассматривала присоединение Индии и Пакистана к ДНЯО как важнейший фактор обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако это направление больше не упоминалось в следующих Концепциях внешней политики РФ, вероятно в виду стабилизации отношений между Индией и Пакистаном в 2003 г.После распада СССР в 1991 г. его ядерный арсенал достался его правопреемнице России, а также Украине, Белоруссии и Казахстану. В 1994 г. России, при посредничестве США и Великобритании, удалось достичь одной из своих первых дипломатических побед, добившись от Украины, Белоруссии и Казахстана подписания Будапештского меморандума, предусматривающего их отказ от ядерного оружия в пользу России и присоединение к ДНЯО в обмен на гарантии соблюдения их территориальной целостности.По Договору СНВ-1 (1991 г.) СССР и США снизили уровни стратегических ядерных сил (СЯС) примерно на 25% по носителям и на 50% по боезарядам. В рамках Договора СНВ-1 родилась концепция стратегической стабильности, закрепленная как правовая норма в Совместном заявлении России и Соединенных Штатов от 1990 г. Это понятие определялось как стратегические отношения, устраняющие “стимулы для нанесения первого ядерного удара”.Данная концепция явилась коренным пересмотром традиционных взглядов: стратегические ядерные силы были по умолчанию изъяты из бессмертной формулировки “война есть продолжение политики иными, насильственными средствами”. По логике Совместного заявления, если ни одна из сторон не имеет возможности первым ударом существенно снизить свой ущерб от возмездия другой стороны, то развязывание войны (первый удар) не станет продолжением политики иными средствами даже в случае острого конфликта интересов государств.Ключевую роль сыграл Договор о сокращении обычных вооруженных сил в Европе (1990 г.), по которому Варшавский Договор сократил до уровней паритета вчетверо больше вооружений, чем НАТО (34 700 и 8 700 ед. соответственно). Параллельные политические обязательства Москвы и Вашингтона по оперативно-тактическим ядерным вооружениям (дальностью до 500 км) сократили этот класс оружия примерно в 10 раз. Разоружение стало неотъемлемой частью отношений ведущих военных держав мира и одной из центральных опор международной безопасности. Меры разоружения наряду с договоренностями по конфликтным вопросам международной политики к началу 1990-х годов позволили окончить холодную войну и гонку вооружений.Принципы стратегической стабильности воплотились в статьях Договора СНВ-1, а затем нашли отражение в Договорах СНВ2 (1993 г.), Рамочном соглашении СНВ-3 (1997 г.), Соглашении о разграничении систем стратегической ПРО и ПРО театра военных действий (1997 г.), Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП, 2002 г.) и текущем Договоре СНВ-3 (2010 г.). Были заключены Договор по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ДВЗЯИ, 1996 г.) и Конвенция по запрещению химического оружия (1993 г.), с 1993 г. начались переговоры по Договору о запрещении производства разделяющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ).Договор о нераспространении ядерного оружия получил бессрочный статус (1995 г.), к нему присоединились более 40 государств, включая две ядерные державы (Франция и КНР). Лишились ядерного оружия или военных ядерных программ семь стран (ЮАР, Ирак, Украина, Казахстан, Беларусь, Бразилия, Аргентина). ДНЯО превратился в самый универсальный международный документ, помимо Устава ООН, за его рамками на тот момент остались лишь три страны (Индия, Пакистан, Израиль). Зоны, свободные от ядерного оружия, охватили вдобавок к Антарктике (1959 г.) и Латинской Америке (1967 г.) также южную часть Тихого Океана (1985 г.), Юго-Восточную Азию (1995 г.), Африку (1996 г.) и Центральную Азию (2006 г.).Договор по открытому небу (1992 г.) и Венский документ (2011 г.) установили режимы беспрецедентной транспарентности в функционировании вооруженных сил России и НАТО. Ряд соглашений касался физической защиты ядерных материалов, сотрудничества в безопасной ликвидации и утилизации ядерного и химического оружия, мирном использовании оружейных ядерных материалов.Контроль над ядерным оружием заключался в биполярности миропорядка, примерном равновесии сил, четком разграничении и согласовании классов и типов оружия в качестве предмета переговоров. После распада СССР и попытки США организовать однополярный мир в 1990-е и начале 2000-х годов, миропорядок постепенно становился полицентричным. Для новых глобальных и региональных лидеров сокращение ядерных вооружений не имело большого значения или вовсе не фигурировало в их национальных повестках. Переход от конфронтации к сотрудничеству сверхдержав практически снял угрозу ядерной войны с повестки дня мировой безопасности. На передний план вышли этнические и религиозные конфликты, международный терроризм, распространение ядерного оружия, незаконный оборот наркотиков и другие виды трансграничной преступности.После разоружения в 1987-1997 гг. процесс сокращения ядерных вооружений все дальше смещался к периферии тематики международной безопасности, утрачивал ясное целеполагание и обоснованную этапность. Противоречие между полицентрическим миропорядком и ядерным разоружением проявилось и в том, что этот договорно-правовой процесс так и не стал многосторонним. В ответ на призывы Москвы остальные ядерные государства неизменно выдвигали условием своего подключения дальнейшее сокращение ядерных сил США и России ближе к уровню третьих стран. Однако со стороны Москвы и Вашингтона, кроме общих деклараций о многостороннем формате разоружения, так и не последовало предложений ни о концептуальной основе такого формата, ни о составе участников или очередности их присоединения к процессу, ни о предмете переговоров. В России и США условие перехода к многостороннему формату стало удобным доводом в пользу прекращения процесса разоружения и даже отказа от ранее заключенных договоров.ЗаключениеКонцепция «холодной войны» строится на противостоянии двух великих держав — Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Однако если взглянуть на проблему под другим углом — например, с точки зрения экономики, — получится, что никакого противостояния равновеликих держав не было в принципе, поскольку существование Советского Союза не несло и не могло нести никакой угрозы экономическому лидерству США.Холодная война была спровоцирована преимущественно политикой США и закономерным ответом на политические притязания Запада к СССР и сфере его влияния. Современные историки под сущностью «холодной войны» понимают политическое, экономическое, идеологическое противостояние двух блоков – капиталистического, в лице США и социалистического, в лице СССР.СССР в большей степени участвовал в гонке вооружений ради собственной защиты, но никак не для завоевания мира, чего нельзя сказать о США. Нельзя исключить влияние Советского Союза на продолжение этой гонки. Являясь тяжелейшим бременем для СССР, она оказалась главным тормозом социально-экономического развития. Советскому Союзу оказалось не под силу развиваться сразу в трёх областях: гонке вооружений, развитии гражданских отраслей и легкой промышленности и поддержание жизни людей на высоком уровне. Термин «гонка вооружений» в последние несколько лет все чаще используется в политическом дискурсе в России и за рубежом.Открыто ядерная “гонка” началась 16 июля 1945 г. с первого испытания атомного (плутониевого) взрывного устройства США мощностью в 20 кт с обозначением “Гаджет” на полигоне Аламогордо (штат Нью-Мексико). 6 и 9 августа 1945 г., новый вид оружия был применен против Японии (в Хиросиме и Нагасаки), продемонстрировав его невиданный потенциал: одна бомба сметает один город. Создание термоядерного (водородного) устройства, впервые испытанного Пентагоном на атолле Эниветок 31 октября 1952 г., позволило в дальнейшем в десятки раз увеличить мощность боезарядов при резком сокращении их весогабаритных параметров, что повлекло быстрый рост количества и разнообразия ядерных бомб для авиации и боеголовок для ракетных носителей. Если в 1946 г. у США было 11 атомных бомб, то всего через 10 лет количество атомных и термоядерных бомб и боеголовок достигло 4 600 единиц. Самый маломощный боеприпас, созданный в США W54 – 0,01 кт (эквивалент 10 т. тротила) для переносного ядерного фугаса, а самый большой – авиабомба В53 и боеголовка W53 взрывной силой в 9 Мт.СССР совместно с США является автором Договора о нераспространении ядерного оружия. Договор вступил в силу в марте 1970 года, когда Соединенные Штаты и СССР совместно депонировали ратификационные грамоты и выполнили по меньшей мере 43 пункта требований договора. Договор обязывает страны, уже обладающие ядерным оружием, не распространять его и требует от стран, которые еще не имеют такого оружия, отказаться от его покупки или производства самостоятельно. Кроме того, страны, подписавшие договор, подчиняются Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), которое проверит соблюдение условий договора.Договор о нераспространении ядерного оружия стал важным шагом СССР и США на пути к обеспечению ядерной безопасности человечества и важной предпосылкой к заключению других договоров, целью которых было разоружение двух сверхдержав. Необходимо отметить уникальность договора, так как он является единственным международным договором, заключенным между ядерными и безъядерными державами.Противоречие между полицентрическим миропорядком и ядерным разоружением проявилось и в том, что этот договорно-правовой процесс так и не стал многосторонним. В ответ на призывы Москвы остальные ядерные государства неизменно выдвигали условием своего подключения дальнейшее сокращение ядерных сил США и России ближе к уровню третьих стран. Однако со стороны Москвы и Вашингтона, кроме общих деклараций о многостороннем формате разоружения, так и не последовало предложений ни о концептуальной основе такого формата, ни о составе участников или очередности их присоединения к процессу, ни о предмете переговоров. В России и США условие перехода к многостороннему формату стало удобным доводом в пользу прекращения процесса разоружения и даже отказа от ранее заключенных договоров.Список использованной литературыДоговор о нераспространении ядерного оружия (Подписан в г. г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1968. N 13. Ст. 88.Ахтамзян И.А. и др. Ядерное нераспространение: в 2-х т. Т. 1. Под общ. ред. В.А. Орлова М.: ПИР-Центр, 2015. С. 92.Ежегодник СИПРИ 2017: Вооружения, разоружение и международная безопасность. 2018. М.: Наука. С. 238.Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2015. С. 252.Киссинджер Г. Дипломатия/ Пер. с англ. М., 1997. С. 285.Клюбанова А. Проблемы статуса новых ядерных держав в рамках ДНЯО // Вестник СПбГУ. 2015. №3. С. 169 - 175.Лысенко М. Вопросы нераспространения в современном мире // Международная жизнь. 2015. №8. С. 41-47.Лысенко М. Договор, испытанный временем: к 50-летию ДНЯО // Закон и право. 2018. №8. С. 15 -18.Минкова К. В. «Заложить основу мирного экономического сотрудничества между разными экономическими мирами»: дискуссии по экономическим вопросам в советско-американских отношениях 1945-1946 гг. // Клио. 2016. № 7. С. 110-116.Минкова К. В. Международные торговые и финансовые институции в советско-американских отношениях 1945-1946 годов // Новая и новейшая история. 2018. № 1. С. 82 (75-90).Полынов М.Ф. Гонка вооружений как метод изматывания СССР США. 1945-1990гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета 2015, сер. 2, вып. 3. С. 180-182.Семиряд Н.Ю., Воскобойников С.Г. Космическая отрасль СССР./ Молодежь и ХХI век -2018: материалы VIII Международной молодежной научной конференции (21-22 февраля 2018 года), Том 2, Юго-Зап. Гос. Ун-т. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 204.Системная история международных отношений в четырех томах, 1918-2000. Т. 2. Документы 1910-1940-х годов. М.: Московский рабочий. С. 27-28.Совместное заявление относительно будущих переговоров по ядерным и космическим вооружениям и дальнейшему укреплению стратегической стабильности. Государственный визит Президента М.С. Горбачева в Соединенные Штаты Америки, 30 мая – 4 июня 1990 г. Документы и материалы. М.: Политиздат, 1990.Стратегическое ядерное вооружение России. Ред. П. Подвиг. Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии. М.: ИздАТ. 1998. С. 113.Шишова Н.В., Воскобойников С.Г. История России: словарь-справочник. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С. 161-162.Антонов А., Аюмов Р. Контроль над обычными вооружениями в Европе – конец режима или история с продолжением? // Научные записки ПИР-Центра. URL: https://pircenter.org/media/content/files/9/13948093580.pdfВыступление Эйзенхауэра «Атом для мира». Выступление, которое способствовало созданию МАГАТЭ // Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) [Электронный ресурс] URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/54401210304_ru.pdfЗаседание Военно-промышленной комиссии. – Президент России. 20.01.2015. URL: http://www.kremlin.ru/news/47493Из истории военной ядерной программы Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/smi/2012/06/19/34227Путин заявил о незаинтересованности России в гонке вооружений. – РИА Новости. 16.01.2019. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c3e85229a79474847a0209bПутин предостерег США от нового Карибского кризиса. – РИА Новости. 20.02.2019. URL: https://ria.ru/20190220/1551153828.htmlРечь президента Соединенных Штатов г-на Двайта Д. Эйзенхауэра на заседании Генеральной Ассамблей ООН 8 декабря 1953 года // ООН. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/ga/iaea/eisenhower-2.htmDepartment of State. July 9, 1962. Bulletin 47. No. 1202. P. 67 URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=msu.31293008121679;view=1up;seq=3Einhorn R., Pifer S. Meeting U.S. Deterrence Requirements. Washington: Brookings Institution. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/09/fp_20170920_deterrence_report.pdfGeneral Assembly, 13th session, official records: 1st committee, 953rd meeting, Friday, 17 October 1958, New York // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NL3/032/42/pdf/NL303242.pdf?OpenElementLetter dated 24 September 1965 from the Minister for Foreign Affairs of the Union of Soviet Socialist Republics addressed to the President of the General Assembly // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N65/226/61/pdf/N6522661.pdf?OpenElementNon-proliferation of Nuclear Weapons // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/787/49/img/NR078749.pdf?OpenElementPrevention of the wider dissemination of nuclear weapons // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUnON/GEN/NR0/144/49/img/NR014449.pdf?QpenElementQuestion of disarmament: draft resolution/Ireland // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-org/doc/UNDOC/LTD/N58/241/72/pdf/N5824172.pdf?OpenElementText of speech made by the Minister for External Affairs Mr. Frank Aiken, T. D., in the First (Political) Committee of the U.N. General Assembly on 17th October, 1958, concerning nuclear disarmament // Department of Foreign Affairs and Trade. [Электронный ресурс] URL: https://www.dfa.ie/media/dfa/alldfawebsitemedia/ourrolesandpolicies/disarmament-frank-aiken-speech-1958.pdf

1. Договор о нераспространении ядерного оружия (Подписан в г. г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1968. N 13. Ст. 88.
2. Ахтамзян И.А. и др. Ядерное нераспространение: в 2-х т. Т. 1. Под общ. ред. В.А. Орлова М.: ПИР-Центр, 2015. С. 92.
3. Ежегодник СИПРИ 2017: Вооружения, разоружение и международная безопасность. 2018. М.: Наука. С. 238.
4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2015. С. 252.
5. Киссинджер Г. Дипломатия/ Пер. с англ. М., 1997. С. 285.
6. Клюбанова А. Проблемы статуса новых ядерных держав в рамках ДНЯО // Вестник СПбГУ. 2015. №3. С. 169 - 175.
7. Лысенко М. Вопросы нераспространения в современном мире // Международная жизнь. 2015. №8. С. 41-47.
8. Лысенко М. Договор, испытанный временем: к 50-летию ДНЯО // Закон и право. 2018. №8. С. 15 -18.
9. Минкова К. В. «Заложить основу мирного экономического сотруд¬ничества между разными экономическими мирами»: дискуссии по экономи¬ческим вопросам в советско-американских отношениях 1945-1946 гг. // Клио. 2016. № 7. С. 110-116.
10. Минкова К. В. Международные торговые и финансовые институции в советско-американских отношениях 1945-1946 годов // Новая и новейшая история. 2018. № 1. С. 82 (75-90).
11. Полынов М.Ф. Гонка вооружений как метод изматывания СССР США. 1945-1990гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета 2015, сер. 2, вып. 3. С. 180-182.
12. Семиряд Н.Ю., Воскобойников С.Г. Космическая отрасль СССР./ Молодежь и ХХI век -2018: материалы VIII Международной молодежной научной конференции (21-22 февраля 2018 года), Том 2, Юго-Зап. Гос. Ун-т. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 204.
13. Системная история международных отношений в четырех томах, 1918-2000. Т. 2. Документы 1910-1940-х годов. М.: Московский рабочий. С. 27-28.
14. Совместное заявление относительно будущих переговоров по ядерным и космическим вооружениям и дальнейшему укреплению стратегической стабильности. Государственный визит Президента М.С. Горбачева в Соединенные Штаты Америки, 30 мая – 4 июня 1990 г. Документы и материалы. М.: Политиздат, 1990.
15. Стратегическое ядерное вооружение России. Ред. П. Подвиг. Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии. М.: ИздАТ. 1998. С. 113.
16. Шишова Н.В., Воскобойников С.Г. История России: словарь-справочник. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С. 161-162.
17. Антонов А., Аюмов Р. Контроль над обычными вооружениями в Европе – конец режима или история с продолжением? // Научные записки ПИР-Центра. URL: https://pircenter.org/media/content/files/9/13948093580.pdf
18. Выступление Эйзенхауэра «Атом для мира». Выступление, которое способствовало созданию МАГАТЭ // Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) [Электронный ресурс] URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/54401210304_ru.pdf
19. Заседание Военно-промышленной комиссии. – Президент России. 20.01.2015. URL: http://www.kremlin.ru/news/47493
20. Из истории военной ядерной программы Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/smi/2012/06/19/34227
21. Путин заявил о незаинтересованности России в гонке вооружений. – РИА Новости. 16.01.2019. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c3e85229a79474847a0209b
22. Путин предостерег США от нового Карибского кризиса. – РИА Новости. 20.02.2019. URL: https://ria.ru/20190220/1551153828.html
23. Речь президента Соединенных Штатов г-на Двайта Д. Эйзенхауэра на заседании Генеральной Ассамблей ООН 8 декабря 1953 года // ООН. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/ga/iaea/eisenhower-2.htm
24. Department of State. July 9, 1962. Bulletin 47. No. 1202. P. 67 URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=msu.31293008121679;view=1up;seq=3
25. Einhorn R., Pifer S. Meeting U.S. Deterrence Requirements. Washington: Brookings Institution. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/09/fp_20170920_deterrence_report.pdf
26. General Assembly, 13th session, official records: 1st committee, 953rd meeting, Friday, 17 October 1958, New York // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NL3/032/42/pdf/NL303242.pdf?OpenElement
27. Letter dated 24 September 1965 from the Minister for Foreign Affairs of the Union of Soviet Socialist Republics addressed to the President of the General Assembly // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N65/226/61/pdf/N6522661.pdf?OpenElement
28. Non-proliferation of Nuclear Weapons // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/787/49/img/NR078749.pdf?OpenElement
29. Prevention of the wider dissemination of nuclear weapons // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUnON/GEN/NR0/144/49/img/NR014449.pdf?QpenElement
30. Question of disarmament: draft resolution/Ireland // Official Documents System of the United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-org/doc/UNDOC/LTD/N58/241/72/pdf/N5824172.pdf?OpenElement
31. Text of speech made by the Minister for External Affairs Mr. Frank Aiken, T. D., in the First (Political) Committee of the U.N. General Assembly on 17th October, 1958, concerning nuclear disarmament // Department of Foreign Affairs and Trade. [Электронный ресурс] URL: https://www.dfa.ie/media/dfa/alldfawebsitemedia/ourrolesandpolicies/disarmament-frank-aiken-speech-1958.pdf

Вопрос-ответ:

Каким образом ядерное оружие стало фактором холодной войны между СССР и странами Запада?

Ядерное оружие стало фактором холодной войны между СССР и странами Запада, так как обе стороны стремились получить стратегическое преимущество и гарантировать свою безопасность. За период с 1945 по 1989 годы происходила гонка вооружений, в ходе которой СССР и Запад разрабатывали и тестировали все более совершенные ядерные боеголовки и системы доставки. Возникновение ядерного оружия повысило военно-политическую напряженность между сторонами и привело к формированию доктрины взаимной обеспеченности ударов (MAD), что усилило страх и непредсказуемость в отношениях между СССР и Западом.

Какие события можно отнести к гонке вооружений между 1945 и 1986 годами?

В период с 1945 по 1986 годы происходила интенсивная гонка вооружений между СССР и странами Запада. В 1949 году СССР первым испытал ядерное оружие, а уже в 1952 году США разработали свою первую водородную бомбу. В 1957 году СССР запустила первый искусственный спутник Земли, что вызвало панику на Западе. Затем началось развитие тактического ядерного оружия, межконтинентальных баллистических ракет и подводных лодок с ядерными ракетами. В 1986 году СССР совершила наивысшее количество ядерных испытаний в истории - 51 взрыв, что только усилило гонку вооружений между сторонами.

Какова была политика СССР в отношении ядерных вооружений с 1985 по 1989 годы?

С 1985 по 1989 годы СССР продолжал разрабатывать и улучшать свое ядерное оружие. В это время были разработаны новые типы ядерных боеголовок, межконтинентальные баллистические ракеты и подводные лодки с ядерными ракетами. СССР также проводил множество ядерных испытаний, чтобы проверить и улучшить свои ядерные возможности. Политика СССР в отношении ядерных вооружений была направлена на обеспечение надежной ядерной сдерживаемости и гарантирование безопасности страны.

Что такое холодная война?

Холодная война - это период соперничества и напряженных отношений между СССР и странами Запада (особенно Соединенными Штатами Америки) в период после Второй мировой войны. Основным фактором этой войны было соревнование в области политики, экономики, культуры и вооружений.

Какую роль сыграло ядерное оружие в холодной войне?

Ядерное оружие стало ключевым фактором холодной войны. Обе стороны - СССР и Запад - развивали свои ядерные программы и стремились создать максимальное количество ядерных боеголовок и ракет доставки. Вооруженная гонка за ядерное оружие создала очень напряженную обстановку между двумя блоками и усилила взаимную неприязнь и страх.

Какая была политика СССР в отношении ядерных вооружений?

СССР развивал и активно использовал ядерное оружие в холодной войне. В первые годы после Второй мировой войны СССР использовал ядерные угрозы и показательные испытания для утверждения своего статуса в мире. Власти СССР полагали, что ядерное оружие играет важную роль в обеспечении своей безопасности и влияния.

Какие были последствия гонки вооружений в период 1945-1986 гг?

Гонка вооружений между СССР и странами Запада в период 1945-1986 гг привела к созданию огромного количества ядерных боеголовок и ракет доставки. Это вызвало повышенные опасения и неприязнь обеих сторон. Благодаря гонке вооружений, обе стороны могли держать друг друга в страхе и предотвращать полномасштабную войну. Однако это также усугубило холодную войну и создало большое риско глобальной ядерной войны.

Почему КНР не присоединилась к окончательному договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 года?

КНР, несмотря на то что подземные взрывы стали бы совершенно законными, если бы Пекин принял решение подписать договор, расценила его как препятствующий ее вступлению в число стран обладающих ядерным оружием. Китай разрабатывал собственную ядерную программу и не хотел ограничивать себя в возможности проводить ядерные испытания.

Почему ядерное оружие стало фактором холодной войны между СССР и странами Запада?

Ядерное оружие стало фактором холодной войны между СССР и странами Запада, потому что оно создало взаимную угрозу уничтожения и уравновесило силы между двумя блоками. Обе стороны стремились не допустить применения ядерного оружия, при этом использовали его как средство запугивания и демонстрации своей силы. Ядерное оружие стало основой для развития гонки вооружений, в результате которой обе стороны накапливали огромные арсеналы ядерного оружия.

Какова была политика СССР в отношении ядерных вооружений с 1985 по 1989 годы?

С 1985 по 1989 годы СССР проводил политику сокращения ядерных вооружений и улучшения отношений со странами Запада. В этот период были подписаны несколько соглашений о сокращении стратегического оружия, включая Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе. Также в 1987 году был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.