Законодательный процесс в Российской Федерации
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 03.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие законодательного процесса 4
2. Стадии законодательного процесса 5
3. Участие субъектов РФ в федеральном законодательном процессе 18
ЗАКЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 25
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указанный Закон гласит, что законодательный орган субъекта вправе регулировать иные вопросы, относящиеся к его ведению и полномочиям в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией (Уставом) и законы предмета.Есть два основных способа участия субъектов Федерации в совершенствовании федерального законодательства. Первый связан с реализацией региональными законодательными органами государственной власти права законодательной инициативы в Государственной Думе, а также с предоставлением Законом № 184-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Федерации право готовить заключения по законопроектам.о совместном ведении ᴨперед их рассмотрения в первом чтении. Второй метод предполагает участие субъектов Федерации в деятельности верхней палаты российского парламента, Совета Федерации, через двух представителей от региона (по одному от законодательной и исполнительной власти).Круг лиц и органов, обладающих правом законодательной инициативы, определяется для республик в их конституциях, а для других субъектов - в их уставах.Порядок принятия федеральных конституционных законов, установленный частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, предполагает участие в их принятии квалифицированного большинства членов Совета Федерации, что свидетельствует об обязательном включении представителей субъектов Федерации в состав Совета Федерации.рассмотрение вопросов подсудности Российской Федерации, зафиксированных в части 2 статьи 114, части 3 статьи 128, части 3, статье 118, части 2 статьи 135, части 2 статьи 65, пункте 5 статьи 66, части 1, статья 137, часть 1 и 2 статьи 56, статья 88, часть 3, статья 87, часть 1 статьи 70, часть 1 статьи 103 Конституции. Без согласия квалифицированного большинства членов Совета Федерации невозможно преодолеть вето Президента на принятые Федеральным Собранием федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Представители Федерации в Совете Федерации в соответствии со статьей 102 Конституции решают такие вопросы ведения Российской Федерации, как возможность использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; назначение и освобождение от должности Президента Российской Федерации; назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов; назначение судей Конституционного, Высшего и Высшего Арбитражных судов Российской Федерации.Статья 106 Конституции гарантирует обязательное участие регионов через своих представителей в Совете Федерации в рассмотрении принятых Государственной Думой федеральных законов об управлении Российской Федерацией, установленных в пунктах «ж», «з», «и», «к» статьи 71 Конституции. Если эти вопросы затрагиваются федеральными законами о предметах совместного ведения, Совет Федерации имеет возможность принять их к рассмотрению на неопределенный срок. Такая ситуация возникла с новой редакцией Водного кодекса в мае 2006 года, когда Совет Федерации отложил ее рассмотрение в течение месяца, пока не было согласовано, что законодательная инициатива Совета Федерации о внесении изменений в новый Водный кодекс в части межбюджетного отношения будут поддерживаться правительством Российской Федерации и Государственной Думой и вступят в силу одновременно со всем кодексом, если Совет Федерации утвердит его в кратчайшие сроки. Однако порядок утверждения принятых Государственной Думой федеральных законов о предметах совместного ведения, влияющих на межбюджетные отношения с субъектами Федерации, законодательством не урегулирован.Наряду с процедурой согласования с субъектами Федерации проектов федеральных законов о совместном ведении необходимо регламентировать процедуру согласования с органами государственной власти субъектов РФ проектов законодательных актов в субъектах ведения Российской Федерации, в значительной степени затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации. Федерация.Итак, вопросы Российской Федерации, требующие одобрения субъектов Российской Федерации, можно разделить на три группы:- согласование кадровых назначений, в том числе руководителей федеральных территориальных органов в субъектах Федерации;- одобрение проектов нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы субъекта Российской Федерации;- утверждение проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам, возложенным на исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.Что касается субъектов совместного ведения, то по общему правилу, если федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней, он считается принятым. Данное положение части 4 статьи 105 Конституции характеризует верхнюю палату как институт участия субъектов Российской Федерации в реализации правового регулирования, прежде всего субъектов Российской Федерации, что дает возможность Совету Федерации не осуществлять рассматривать законы по предмету совместного ведения, которые в совокупности с указанными выше конституционными нормами, а также с положением части 3. ст. 11 Конституции Российской Федерации о разграничении субъектов и полномочий юрисдикции исключительно Конституцией и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации сомневаются в правомерности принятия федеральных законов о совместном ведении, осуществляющих такое разделение властей без участия органов государственной власти субъектов Федерации.Из анализа форм федерального регулирования субъектов совместного ведения следует, что федеральные законы о субъектах совместного ведения могут содержать:- комплексное регулирование субъектов совместного ведения;- регулирование исключительно общих вопросов или общих принципов или аспектов согласования части субъектов совместной ответственности;- нововведения федеральных законов, содержание которых уже заранее регламентировано соответствующими законами субъекта Федерации;- принципы установления компетенции субъектов Федерации;- вопросы совместного управления, обязательные для реализации субъектами Федерации за счет финансирования из региональных бюджетов;- формы обязательного участия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в реализации полномочий Российской Федерации по субъектам совместного ведения за счет федеральных субвенций;- права субъектов Российской Федерации на участие в реализации отдельных вопросов совместного управления.В ст. 26.4 Закона N 184-ФЗ устанавливается единый порядок участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов о предметах совместного ведения. Данная процедура обязывает Государственную Думу направлять все законопроекты по вопросам совместного ведения в субъекты Российской Федерации на утверждение после их внесения в нижнюю палату Парламента.Регламентом Государственной Думы (п. 3 статьи 122) установлено, что подготовленный ко второму чтению законопроект направляется Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Правительству Российской Федерации, субъекту права Законодательная инициатива, внесшая законопроект, и депутаты Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. Нетрудно заметить, что в этот список не вошли авторы поправок, а также законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации по законопроектам о предметах совместного ведения. Такая процедура подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, первых, ставит в невыгодное положение других субъектов законодательной инициативы, а во-вторых, игнорирует большинство авторов поправок ко второму чтению, в третьем, является поводом для второго чтения.Таким образом, подготовленные к рассмотрению во втором чтении проекты законов о совместном ведении должны быть направлены всем авторам поправок, а также субъектам Федерации для принятия ими решения о необходимости участия их представителей в обсуждении законопроект во втором чтении.ЗАКЮЧЕНИЕИсходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что законодательный процесс - это упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда логических этапов от разработки законопроекта до его принятия в качестве закона. Его можно понимать как процессуальный аспект законотворчества или, в широком понимании термина, совпадать с этим понятием, обозначающим деятельность по подготовке и принятию законов.Законодательный процесс включает ряд последовательных этапов: законодательная инициатива от разработки законопроекта до его представления в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикация.Особая роль в законодательном процессе принадлежит главному законодательному органу государства, то есть, как правило, Парламенту и его структурам. В пределах их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Они определяются не только действующими законами, но и постановлениями соответствующих палат Парламента - специальными внутренними постановлениями, которые устанавливают порядок работы законодательного органа по всем вопросам его юрисдикции.Процедура принятия федерального закона очень сложна, и вряд ли уместно сказать, что она начинается с внесения законопроекта в Государственную Думу. Это связано с тем, что текст готового закона передается в законодательный орган, а процедура разработки идеи и концепции законопроекта, его непосредственная подготовка и первичная экспертиза остаются вне рамок всего законодательного процесса.БИБЛИОГРАФИЯНормативно-правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Регламента Государственной Думы//Консультант ПлюсНаучная литература5. Авакьян С. А. Конституционное право России./Авакьян С. А.М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.6. Антоненко Т.А. Конституционное право России./ Антоненко Т.А.М.: Феникс, 2018. 240 с.7. Козлова Е. И. Конституционное право России./ Козлова Е. И. М.: Проспект, 2019. 592 с.8. Нудненко Л. А. Конституционное право России./Нудненко Л. А. М.: Юрайт, 2016. 264 с.9. Радько Т. Н. Основы конституционного права России./ Радько Т. Н. М.: Проспект, 2016. 232 с.10. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации./ Шахрай С.М. М.: Статут, 2017. 624 с.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Регламента Государственной Думы//Консультант Плюс
Научная литература
5. Авакьян С. А. Конституционное право России./ Авакьян С. А. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.
6. Антоненко Т.А. Конституционное право России./ Антоненко Т.А. М.: Феникс, 2018. 240 с.
7. Козлова Е. И. Конституционное право России./ Козлова Е. И. М.: Проспект, 2019. 592 с.
8. Нудненко Л. А. Конституционное право России./ Нудненко Л. А. М.: Юрайт, 2016. 264 с.
9. Радько Т. Н. Основы конституционного права России./ Радько Т. Н. М.: Проспект, 2016. 232 с.
10. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации./ Шахрай С.М. М.: Статут, 2017. 624 с.
Вопрос-ответ:
Что такое законодательный процесс в Российской Федерации?
Законодательный процесс в Российской Федерации - это процесс создания и принятия законов, включающий в себя ряд стадий и участие различных субъектов.
Какие стадии включает в себя законодательный процесс в России?
Законодательный процесс в России включает в себя следующие стадии: подготовка законопроекта, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, рассмотрение законопроекта в Совете Федерации, подписание президентом и опубликование закона.
Какова роль субъектов РФ в федеральном законодательном процессе?
Субъекты РФ имеют право участвовать в федеральном законодательном процессе. Они могут предлагать законопроекты, выступать с замечаниями и предложениями по законопроектам, а также принимать участие в обсуждении законопроектов в Государственной Думе и Совете Федерации.
Какие полномочия у законодательного органа субъекта РФ?
Законодательный орган субъекта РФ имеет полномочия в регулировании вопросов, относящихся к его ведению и полномочиям в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Какие законы существуют на федеральном уровне в Российской Федерации?
На федеральном уровне в России существуют конституционные законы, федеральные законы, федеральные конституционные законы и федеральные законы конституционного значения.
Что такое законодательный процесс?
Законодательный процесс в Российской Федерации - это процесс создания, изменения и принятия законодательных актов, который осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и другими законами.
Какие стадии включает в себя законодательный процесс в России?
В законодательном процессе в России выделяются следующие стадии: инициирование законопроекта, проработка и согласование текста законопроекта, рассмотрение на заседаниях комитетов и палаты, принятие закона на пленарном заседании, подписание президентом, опубликование и вступление в силу.
Какие субъекты РФ участвуют в федеральном законодательном процессе?
В федеральном законодательном процессе участвуют субъекты РФ, которые имеют право выдвигать свои законопроекты в федеральный законодательный орган, а также участвовать в рассмотрении и принятии федеральных законов.
Какие вопросы регулируются законодательным органом субъекта РФ?
Законодательный орган субъекта РФ имеет право регулировать вопросы, относящиеся к его ведению и полномочиям, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Является ли данный перечень исчерпывающим в отношении законодательного процесса в России?
Нет, данный перечень не является исчерпывающим, так как в законе указывается, что законодательный орган субъекта РФ имеет право регулировать иные вопросы в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.