Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 08.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-правовые основы института референдума в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и виды референдума 5
1.2. Право граждан на референдум 8
Глава 2. Правовое регулирование подготовки и проведения референдума Российской Федерации 14
2.1. Назначение референдума 14
2.2. Голосование и определение результатов 19
2.3. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на референдум 23
Заключение 28
Библиографический список 30
Примечательно, что относительно вопроса регулирования указанного события, ФКЗ «О референдуме РФ» закрепляет только положение о результатах проведения референдума, по которым проект нового Основного закона РФ будет считаться принятым. И исходя из позиции ст. 135 Конституции РФ и п.1 ст. 1 Закона «О референдуме» организация проведения мероприятия по принятию новой Конституции РФ проводиться в соответствии с Федеральным Конституционным Законом. Который по сегодняшний день не принят.
В-пятых, с принятием нового Федерального Конституционного Закона «О референдуме в Российской Федерации» от 2004 года процедура проведения федерального референдума была усложнена. Теперь инициатива федерального референдума должна быть поддержана двумя миллионами граждан РФ, хотя раньше достаточно было одного.
Вместе с тем, сроки на проведение федерального референдума, а именно собирание подписей двух миллионов граждан необходимо провести в течении 45 дней (ст. 17), а в предыдущем законе данный процесс проводился в течении трех месяцев.
Более того, законом вводиться ограничение количества собираемых подписей, согласно ч. 4 ст. 18 Закона «О референдуме» количество подписей не может превышать 2,1 млн. Указанное ограничение, по нашему субъективному мнению, ввелось для того, чтобы воспрепятствовать инициативной группе в собирании подписей с значительным запасом на случай, если часть из них будет признана недействительными. И в таком случае, данная группа будет способна компенсировать потери подписей посредством запасными.
Таким образом, указанные проблемы не то, чтобы требуют какое-либо конституционное обоснование, они по факту нарушают основные принципы народовластия в России. И исходя из этого, возникает вопрос, возможно ли проведение референдума в России по таким важным вопросам, как о целесообразности проведения мероприятий по введению поправок в Конституцию РФ, либо о вступлении России в некоторые международные организации? Основываясь вышеуказанными проблемами, ответ будет отрицательным.
В целом же, процедура по разрешению проблем, связанных с нормативно-правовой регламентацией референдума, на наш взгляд, должна идти по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо внести изменения в ст. 134 и 135 Конституции РФ и закрепить за гражданами РФ право инициировать референдум о внесении в Конституцию предложений о поправках или пересмотре Конституции в целом. Указанное предложение позволит устранить некоторые сомнения по поводу фактического существования народовластия в России и правдивости ст. 3 Конституции о том, что основным источником власти является её многонациональный народ, а не государственный аппарат.
Во-вторых, закрепить за гражданами право на проведение контроля за государственными органами при проведении референдума. Иными словами, в данном случае граждане при выявлении нарушения процедуры референдума за государственными органами будут иметь полноценное право на обращение в орган правосудия (Конституционный Суд или Верховный Суд, либо в специально созданный судебный орган) для оценки действия органов государственной власти и государственной власти в целом при обеспечении гражданам реализации их конституционного права на проведение референдума.
В-третьих, ввести в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» изменения по поводу процедуры внесения поправок в гл. 1,2 и 9 Конституции РФ. А именно она должна выделяться в отдельную норму, которая устанавливала конкретные причины возникновения необходимости в проведении такого мероприятия (основания) и соответствующую процедуру, в которой решающую роль должен принимать народ.
В-четвертых, провести реформу по организации проведения референдума. По нашему мнению, сегодняшняя процедура проведения референдума является сложной и в отдельных моментах вовсе невозможной. На удовлетворение выдвигаемых законодателем требований проведения референдума дается довольно короткий срок. В то же время, считаем не целесообразным ограничение количества подписей и считаем необходимо данное ограничение устранить.
Таким образом, государству потребуется проделать огромный объем работы для устранения хотя бы части выявленных проблем, которые существуют уже несколько лет. Эффект в проведении данной реформы будет выражаться в том, что правосознание граждан в разы увеличиться, появится вера в закон и государства, граждане РФ уже будут действительно себя чувствовать в демократическом государстве и «ощущать» свою значимость в государственном управлении.
Заключение
Кроме выборов, к основным формам непосредственной демократии отнесен референдум. Обе эти формы основываются на реализации гражданами права голоса, которое, как правило, приобретается на одинаковых условиях относительно участия во всех выборах и в референдуме. В тех странах, где соответствующие условия относительно разных выборов различны, право голоса на референдуме приобретается на тех же условиях, что и активное избирательное право относительно участия в выборах в однопалатный парламент или в нижнюю палату двухпалатного. Как и право голоса на выборах, право голоса на референдуме является всеобщим, равным и таким, что осуществляется путем тайного голосования.
В правовой доктрине существует немало вопросов по поводу определения его видов, разграничения плебисцита и референдума и так далее. Однако, следует признать, что в некоторых моментах на практике данный вид выражения народовластия является эффективным средством в решении определенных вопросов, поскольку в отдельных моментах решений органов государственной власти (представительной демократии) не достаточно. Референдум же также отличается своими свойствами от законов и иных видов выражения решений по различным вопросам регулирования государством, общественных отношений. Основное свойство - это общеобязательность и окончательность решений результатов всенародного голосования. Процедура его проведения имеет законодательное закрепление.
Референдум в России представляет собой важную форму выражения непосредственной демократии в виде всенародного голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам, имеющих общегосударственное (федеральное), региональное (на уровне субъектов РФ), местное (на уровне соответствующего муниципалитета) и международное значение, проводимое с целью принятия решения по соответствующим вопросам, имеющий обязательный и окончательный характер, которое проводиться в строго установленной законодателем форме и подлежит учету и отражению в соответствующем акте органа государственной власти или местного самоуправления.
Естественно, что в большей мере формы народовластия в истории развития отечественного законодательства выражаются именно в послемонархический период развития государства. Выявленные проблемы не то, чтобы требуют какое-либо конституционное обоснование, они по факту нарушают основные принципы народовластия в России.
Законодательство о референдуме необходимо корректировать в части обеспечения равенства сторон и состязательности. Инициативной группе может быть отказано в регистрации в Центризбиркоме по мотивам противоречия вопросов референдума Конституции РФ и текущим законам, помимо этого, Конституционный Суд РФ повторно рассматривает вопросы референдума на предмет их конституционности. Таким образом, проводится двойная проверка, что на наш взгляд, является чрезмерной процедурой. Целесообразно предоставить право проверки вопросов референдума на предмет их конституционности исключительно Конституционному Суду РФ, причем до начала процедуры сбора подписей в поддержку референдума.
Библиографический список
1. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 4 июля 2020 г. N 144.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // Российская газета. 30 июня 2004 г. N 137.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // Российская газета. N 106. 15.06.2002.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // Российская газета. 8 октября 2003 г. N 202.
2. Литература
Артюшина, О.Н. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия / О.Н. Артюшина // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. Т. – 23. – № 2. – С. 184-187.
Велибеков, М.С. Институт референдума в науке конституционного права / М.С. Велибеков // Образование и право. – 2017. – № 6. – С. 33-36.
Воронченков, О.С. Сущность и принципы референдума в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия Наук. – 2017. Т. 1. – № 18. – С. 1627-1632.
Гребенюк, В.В. Проблемы конституционно-правового регулирования предмета референдума Российской Федерации / В.В. Гребенюк // Advances in Law Studies. – 2018. Т. 5. – № 4. – С. 349-360.
Думикян, А.А. Информирование избирателей и предвыборная агитация в СМИ: проблема разграничения понятий / А.А. Думикян // Избирательное право. – 2019. – № 1 (39). – С. 9-17.
Емелькина, Т.А. О перспективах развития института референдума субъекта Российской Федерации / Т.А. Емелькина // Юридический факт. – 2017. – № 20. – С. 94-96.
Иванова, З.А. Проблемы, возникающие при реализации конституционого права на проведение местного референдума на территории субъектов Российской Федерации / З.А. Иванова // Академическая публицистика. – 2018. – № 1. – С. 93-98.
Капранова, А.О. О роли референдума как института непосредственной демократии / А.О. Капранова // НаукаПарк. – 2017. – № 1 (52). – С. – 28-31.
Колосова, Ю.О. Перспективы местных электронных референдумов в Российской Федерации / Ю.О. Колосова // Символ науки. – 2017. – № 12. – С. 106-108.
Корнилов, А.Э. Предвыборная агитация: проблемы правового регулирования и правоприменения / А.Э. Корнилов // Избирательное законодательство и практика. – 2019. – № 1. – С. 30-31.
Николаева, А.А. Референдум в Российской Федерации - проблемы и перспективы / А.А. Николаева // Вестник магистратуры. – 2017. – № 12-3 (75). – С. 140-141.
Саградян, А.А. Организационно-правовые проблемы местного референдума и пути их решения / А.А. Саградян // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 3 (17). – С. 16-19.
Сыкалов, И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия "референдум" / И.А. Сыкалов // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2017. – № 3 (26). – С. 33-39.
Турищева, Н.Ю. Публично-правовое и частноправовое начала регулирования предвыборной агитации / Н.Ю. Турищева // Журнал российского права. – 2020. – № 1. – С. 89-100.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // Российская газета. 30 июня 2004 г. N 137.
Велибеков, М.С. Институт референдума в науке конституционного права / М.С. Велибеков // Образование и право. – 2017. – № 6. – С. 33.
Воронченков, О.С. Сущность и принципы референдума в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия Наук. – 2017. Т. 1. – № 18. – С. 1627.
Сыкалов, И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия "референдум" / И.А. Сыкалов // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2017. – № 3 (26). – С. 33.
Капранова, А.О. О роли референдума как института непосредственной демократии / А.О. Капранова // НаукаПарк. – 2017. – № 1 (52). – С. 28.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 4 июля 2020 г. N 144.
Артюшина, О.Н. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия / О.Н. Артюшина // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. Т. – 23. – № 2. – С. 184.
Саградян, А.А. Организационно-правовые проблемы местного референдума и пути их решения / А.А. Саградян // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 3 (17). – С. 16.
Гребенюк, В.В. Проблемы конституционно-правового регулирования предмета референдума Российской Федерации / В.В. Гребенюк // Advances in Law Studies. – 2018. Т. 5. – № 4. – С. 349.
Николаева, А.А. Референдум в Российской Федерации - проблемы и перспективы / А.А. Николаева // Вестник магистратуры. – 2017. – № 12-3 (75). – С. 140.
Колосова, Ю.О. Перспективы местных электронных референдумов в Российской Федерации / Ю.О. Колосова // Символ науки. – 2017. – № 12. – С. 106.
Емелькина, Т.А. О перспективах развития института референдума субъекта Российской Федерации / Т.А. Емелькина // Юридический факт. – 2017. – № 20. – С. 94.
Иванова, З.А. Проблемы, возникающие при реализации конституционого права на проведение местного референдума на территории субъектов Российской Федерации / З.А. Иванова // Академическая публицистика. – 2018. – № 1. – С. 93.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // Российская газета. N 106. 15.06.2002.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // Российская газета. 8 октября 2003 г. N 202.
Турищева, Н.Ю. Публично-правовое и частноправовое начала регулирования предвыборной агитации / Н.Ю. Турищева // Журнал российского права. – 2020. – № 1. – С. 89.
Думикян, А.А. Информирование избирателей и предвыборная агитация в СМИ: проблема разграничения понятий / А.А. Думикян // Избирательное право. – 2019. – № 1 (39). – С. 17.
Корнилов, А.Э. Предвыборная агитация: проблемы правового регулирования и правоприменения / А.Э. Корнилов // Избирательное законодательство и практика. – 2019. – № 1. – С. 30.
Сыкалов, И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия "референдум" / И.А. Сыкалов // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2017. – № 3 (26). – С. 33.
Капранова, А.О. О роли референдума как института непосредственной демократии / А.О. Капранова // НаукаПарк. – 2017. – № 1 (52). – С. 28.
Воронченков, О.С. Сущность и принципы референдума в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия Наук. – 2017. Т. 1. – № 18. – С. 1627.
4
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 4 июля 2020 г. N 144.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // Российская газета. 30 июня 2004 г. N 137.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // Российская газета. N 106. 15.06.2002.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // Российская газета. 8 октября 2003 г. N 202.
2. Литература
5. Артюшина, О.Н. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия / О.Н. Артюшина // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. Т. – 23. – № 2. – С. 184-187.
6. Велибеков, М.С. Институт референдума в науке конституционного права / М.С. Велибеков // Образование и право. – 2017. – № 6. – С. 33-36.
7. Воронченков, О.С. Сущность и принципы референдума в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия Наук. – 2017. Т. 1. – № 18. – С. 1627-1632.
8. Гребенюк, В.В. Проблемы конституционно-правового регулирования предмета референдума Российской Федерации / В.В. Гребенюк // Advances in Law Studies. – 2018. Т. 5. – № 4. – С. 349-360.
9. Думикян, А.А. Информирование избирателей и предвыборная агитация в СМИ: проблема разграничения понятий / А.А. Думикян // Избирательное право. – 2019. – № 1 (39). – С. 9-17.
10. Емелькина, Т.А. О перспективах развития института референдума субъекта Российской Федерации / Т.А. Емелькина // Юридический факт. – 2017. – № 20. – С. 94-96.
11. Иванова, З.А. Проблемы, возникающие при реализации конституционого права на проведение местного референдума на территории субъектов Российской Федерации / З.А. Иванова // Академическая публицистика. – 2018. – № 1. – С. 93-98.
12. Капранова, А.О. О роли референдума как института непосредственной демократии / А.О. Капранова // НаукаПарк. – 2017. – № 1 (52). – С. – 28-31.
13. Колосова, Ю.О. Перспективы местных электронных референдумов в Российской Федерации / Ю.О. Колосова // Символ науки. – 2017. – № 12. – С. 106-108.
14. Корнилов, А.Э. Предвыборная агитация: проблемы правового регулирования и правоприменения / А.Э. Корнилов // Избирательное законодательство и практика. – 2019. – № 1. – С. 30-31.
15. Николаева, А.А. Референдум в Российской Федерации - проблемы и перспективы / А.А. Николаева // Вестник магистратуры. – 2017. – № 12-3 (75). – С. 140-141.
16. Саградян, А.А. Организационно-правовые проблемы местного референдума и пути их решения / А.А. Саградян // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 3 (17). – С. 16-19.
17. Сыкалов, И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия "референдум" / И.А. Сыкалов // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2017. – № 3 (26). – С. 33-39.
18. Турищева, Н.Ю. Публично-правовое и частноправовое начала регулирования предвыборной агитации / Н.Ю. Турищева // Журнал российского права. – 2020. – № 1. – С. 89-100.
Вопрос-ответ:
Каковы теоретико-правовые основы института референдума в Российской Федерации?
Теоретико-правовые основы института референдума в Российской Федерации основаны на принципах демократии, права граждан на свободное выражение своей воли и принятия решений, а также на установленных законодательством процедурах и порядке проведения референдума.
Виды референдума в Российской Федерации
В Российской Федерации существуют два вида референдума - всенародный и региональный. Всенародный референдум проводится на всей территории страны и принимает обязательное значение для государственных органов. Региональный референдум проводится на территории отдельного субъекта РФ и применяется только в пределах данного региона.
Какое право имеют граждане Российской Федерации на референдум?
Граждане Российской Федерации имеют право на участие в референдуме, выражение своей воли и принятие решений по вопросам, подлежащим референдуму. Это право гарантировано Конституцией РФ и законодательством страны.
Как назначается референдум в Российской Федерации?
Референдум может быть назначен Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием или органами власти субъектов РФ. Процедура назначения референдума определена законодательством и включает в себя определение вопроса референдума, установление сроков его проведения, а также утверждение текста вопроса и других необходимых документов.
Как проходит голосование и определяются результаты референдума в Российской Федерации?
Голосование на референдуме проводится в соответствии с установленными правилами и процедурами. Граждане имеют возможность высказать свою позицию путем голосования за один из предложенных вопросов или против всех вопросов. Результаты референдума определяются подсчетом голосов и учитываются при принятии решений государственными органами.
Какие основные виды референдума существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют следующие виды референдума: конституционный референдум, региональный референдум, муниципальный референдум и инициативный референдум.
Какое право имеют граждане Российской Федерации в отношении проведения референдума?
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в проведении референдума и выражать свое мнение по поводу вопроса, поставленного на референдуме. Они также имеют право инициировать проведение референдума по определенной теме.
Какие проблемы возникают при реализации права граждан на референдум в Российской Федерации?
При реализации права граждан на референдум в Российской Федерации возникают следующие проблемы: недостаток общественной активности и интереса к участию в референдуме, сложности в определении вопроса, поставляемого на референдум, и неравенство финансовых ресурсов участников референдума.