Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 21.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основы государственного строя: понятие и структура 5
1.1. Понятие «государственный (конституционный) строй» 5
1.2. Принципы, определяющие организацию государственной власти в Российской Федерации 8
Глава 2.Конституционно-правовой статус Российской Федерации 11
2.1. Государственный суверенитет Российской Федерации 11
2.2. Народовластие: выборы, референдум и опросы в Российской Федерации 14
2.3. Форма государства в Российской Федерации 19
2.4. Российская Федерация как правовое, социальное, светское государство 24
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации.В соответствие со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является государством с федеративной формой государственного устройства.Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства: субъекты РФ обладают равноправностью, территория РФ - совокупность территорий ее субъектов, республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык, субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов, субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы.2.4. Российская Федерация как правовое, социальное, светское государствоВ части 1 статьи 1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является демократическим государством на правовой основе с республиканской формой правления. Сущность правового государства определяется в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства».Высоко оценивая значение данных норм Конституции, следует отметить, что РФ в настоящее время не является правовым государством, так же, как и человеческие права и свободы в действительности не стали высшей ценностью. И это закономерный факт, который определяется как историческими особенностями, так и той сложной обстановкой, в которой оказалась Россия на современном этапе развития.Создание правового государства и уважение человеческих прав – это задача весьма сложная, и ее решение возможно только в результате многих лет (а возможно, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением, как исторического наследия, так и тех просчетом и ошибок, которые были допущены в последние годы.Правовое государство – такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны. В реальности, конечно же, эти признаки не выполняются в полной мере, и, поэтому Российская Федерация на данном этапе развития находится только на пути к правовому государству. Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития.Социальное государство на современном этапе развития – это стадия развития социального государства, которая следует за патерналистским социальным государством. Социальное государство – это не стадия развития правового государства, а стадия развития государственно-организованного общества в целом. Подобный атрибут государства, как социальная функция, признается имманентным элементом каждого типа государства, которое развивается в пределах индустриального либо постиндустриального общества.Не только государство должно осуществлять социальную функцию, это обязанность любого государственно-организованного общества на современном этапе. Притом главным фактором осуществления социальной функции в государстве, учитывая многие факторы, могут быть или публичная власть, или структуры гражданского общества. В настоящее время и Российское государство должно пойти по новому пути развития социальной функции. И Правительство РФ, и Президент РФ уделяют особенное внимание развитию государственной социальной функции. Однако, в случае необходимости, она осуществляется в границах условий современности, предоставленных объективно.В соответствии с ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, никакая религия в РФ не может быть установлена как обязательная либо государственная.В ст. 28 Конституции РФ под свободой совести понимается свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать на индивидуальной либо совместной основе с другими любой вид религии либо не исповедовать никакой, свободно избирать, иметь и распространять религиозные и другие убеждения, а также действовать согласно ним. Светскость государства предполагает отсутствие конкретной церковной иерархии, которая стоит над властью государства. Он выражается и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанности исповедовать конкретную религию, а также в гражданском положении верующих. В качестве светского государства РФ основывается на принципе отделения религиозных организаций от государства. Государство не возлагает на религиозные организации функции государственных органов власти, иных органов государства, учреждений государства и органов местного самоуправления, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она противоречит федеральному законодательству. Деятельность государственных органов власти и местных органов самоуправления не может быть сопровождено публичными религиозными церемониями и обрядами. Светскость государства также определяется светским характером государственной системы воспитания и образования. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповедания и устанавливает ответственность за ее нарушение. Общий надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.Контроль за деятельностью конкретных религиозных организаций, за реализацией ими уставных целей и порядком деятельности осуществляет зарегистрировавший данную религиозную организацию орган государственной власти.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Конституция РФ провозглашает и устанавливает в качестве единственного источника власти многонациональный народ Российской Федерации и признает за ним всю полноту верховной власти, устанавливает порядок ее осуществления, где основное место занимает непосредственное изъявление воли народа, т.е. прямое правление, а высшим его проявлением признаются выборы и референдум.К основным принципам демократии в России следует отнести следующие положения.Суверенитет государства – это государственный признак, который заключается в независимости и верховенстве государственной власти по всей собственной территории, а также в международных правоотношениях.Суверенитет РФ установлен в статье 4 Конституции России. Федерация является одной из форм устройства государства. Принцип социального устройства регламентирован в статье 7 Конституции РФ. Предназначение социального государства заключается в проведении политики, которая направлена на формирование условий, которые обеспечивают достойный уровень жизни и свободное человеческое развитие. Сущность принципа социального государства заключается в том, что оно стремится к определенному уравнению людей в их социальном статусе за счет перераспределения доходов государства (в первую очередь, налоговых поступлений), сглаживанию отрицательного эффекта от существующего в обществе социального расслоения.Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократичности Российского государства. Статья 12 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.Подводя определенные итоги, следует отметить, что в настоящее время, когда доверие к демократии в Российской Федерации подорвано, когда «не существует консенсуса о том, является ли демократическая парламентская организация власти лучшей в условиях российской действительности», когда уровень юридической культуры населения находится на низком уровне, когда действующее законодательство является несовершенным и не развита экономическая основа общества, не стоит однозначно говорить о роли референдумов в механизме формирования и развития правового государства с демократической формой правления в Российской Федерации.Однако следует обратить внимание, что свою демократическую и политическую функцию референдум может исполнить лишь при наличии четкого, согласованного законодательства. Хотелось бы отметить тот факт, что до настоящего времени не был принят закон о референдумах на местах, который существенно бы помог систематизировать законодательством на местном уровне.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398Научная и учебная литература:1.Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 3252. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России : учебник. М., 2015. С. 116-117.3. Борискова И. В. Некоторые проблемы формы современного Российского государства // Журнал «Территория науки». -Выпуск № 4 / 2017. – С. 1214.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Журнал «Идеи и идеалы». – 2018. – С.26-285. Булавина М. А. К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство» // Журнал «Известия Московского государственного технического университета МАМИ».-Выпуск № 2 (20) / том 5 / 2016. – С. 256. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник МГУ. Сер.: Право. 2013. № 6. С. 177. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов-3-е изд. - М.: Юриспруденция 2012. С. 5138. Гелиева И.Н. К вопросу о понятии формы государства и ее структуре // Юридический научный журнал. -2018. - № 1 (4). - С. 8-109. Горюнов В. В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 7.10.Гошуляк В. В. Правовые принципы закрепления основ конституционного строя России в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Журнал «LexRussica». – 2017. – С. 3611. Грудинин Н. С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки». – 2018. – С. 5812. Золотарев М. С. Проблемы реализации основных принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации // Журнал «Академическая мысль». – 2019. – С. 7-1013. Карнаушенко Л. В. Проблемы обеспечения государственного суверенитета РФ в условиях трансформирующегося общества начала XXI века // Журнал «Вестник Краснодарского университета МВД России».-Выпуск № 3 (29) / 2016. – С. 10414.Кириленко В. П. Проблема государственного суверенитета в современных геополитических условиях // Журнал «Управленческое консультирование».-Выпуск № 3 (87) / 2016. – С. 2415. Конституционное право России: учебник / под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2014. С. 105.16. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.17. Конституционное право : учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва : Юстиция, 2017. — 409 с.18.Кульков М. О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета». - Серия 5: Юриспруденция. Выпуск № 7 / 2018. – С. 2619. Лебедева Н. В., Огурцов А. Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 8320. Меньшов, В. Л. Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с.21. Миронов В. О., Зин Н. В. О проблемах правового государства // Журнал «Актуальные вопросы образования и науки». – 2017. - № 2. – С. 3222.Олесов А. А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета».-Выпуск № 8 (149) / 2017. – С. 9323.Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. - 2016. - N 10. – С. 5824. Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблемы построения правового государства в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 2325. Савинов Д. М., Петров Н.А., Кошкаров В. С. Формы правления и типы государственного устройства // Журнал «Проблемы науки». – 2019. – С.8326. Сербин М. В. Проблемы избирательного права России // Журнал «LexRussica». – 2017. – С.217-21927. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.28. Сулакшин С.С. Избирательная система и успешность государства (тайное всегда становится явным). Материалы научного семинара. Вып. 5 (52). — М.: Научный эксперт, 2016. — С. 76.29. Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Журнал «Актуальные проблемы экономики и права». – 2016. – С. 91
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
Научная и учебная литература:
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 325
2. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России : учебник. М., 2015. С. 116-117.
3. Борискова И. В. Некоторые проблемы формы современного Российского государства // Журнал «Территория науки». -Выпуск № 4 / 2017. – С. 121
4.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Журнал «Идеи и идеалы». – 2018. – С.26-28
5. Булавина М. А. К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство» // Журнал «Известия Московского государственного технического университета МАМИ».-Выпуск № 2 (20) / том 5 / 2016. – С. 25
6. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник МГУ. Сер.: Право. 2013. № 6. С. 17
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов-3-е изд. - М.: Юриспруденция 2012. С. 513
8. Гелиева И.Н. К вопросу о понятии формы государства и ее структуре // Юридический научный журнал. -2018. - № 1 (4). - С. 8-10
9. Горюнов В. В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 7.
10. Гошуляк В. В. Правовые принципы закрепления основ конституционного строя России в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Журнал «Lex Russica». – 2017. – С. 36
11. Грудинин Н. С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки». – 2018. – С. 58
12. Золотарев М. С. Проблемы реализации основных принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации // Журнал «Академическая мысль». – 2019. – С. 7-10
13. Карнаушенко Л. В. Проблемы обеспечения государственного суверенитета РФ в условиях трансформирующегося общества начала XXI века // Журнал «Вестник Краснодарского университета МВД России».-Выпуск № 3 (29) / 2016. – С. 104
14. Кириленко В. П. Проблема государственного суверенитета в современных геополитических условиях // Журнал «Управленческое консультирование».-Выпуск № 3 (87) / 2016. – С. 24
15. Конституционное право России: учебник / под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2014. С. 105.
16. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
17. Конституционное право : учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва : Юстиция, 2017. — 409 с.
18. Кульков М. О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета». - Серия 5: Юриспруденция. Выпуск № 7 / 2018. – С. 26
19. Лебедева Н. В., Огурцов А. Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 83
20. Меньшов, В. Л. Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с.
21. Миронов В. О., Зин Н. В. О проблемах правового государства // Журнал «Актуальные вопросы образования и науки». – 2017. - № 2. – С. 32
22. Олесов А. А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета».-Выпуск № 8 (149) / 2017. – С. 93
23. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. - 2016. - N 10. – С. 58
24. Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблемы построения правового государства в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 23
25. Савинов Д. М., Петров Н.А., Кошкаров В. С. Формы правления и типы государственного устройства // Журнал «Проблемы науки». – 2019. – С.83
26. Сербин М. В. Проблемы избирательного права России // Журнал «Lex Russica». – 2017. – С.217-219
27. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
28. Сулакшин С.С. Избирательная система и успешность государства (тайное всегда становится явным). Материалы научного семинара. Вып. 5 (52). — М.: Научный эксперт, 2016. — С. 76.
29. Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Журнал «Актуальные проблемы экономики и права». – 2016. – С. 91
Вопрос-ответ:
Что такое государственный конституционный строй?
Государственный конституционный строй - это организация государственной власти и управления в стране, которая определяется конституционными нормами.
Какие принципы определяют организацию государственной власти в Российской Федерации?
Организация государственной власти в Российской Федерации определяется следующими принципами: суверенитет, федерализм, разделение властей, правовое государство, демократия и др.
Что означает государственный суверенитет Российской Федерации?
Государственный суверенитет Российской Федерации - это самостоятельность и независимость государства, его право определять свою внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства со стороны других стран.
Как осуществляется народовластие в Российской Федерации?
В Российской Федерации народовластие осуществляется через выборы, референдумы и опросы граждан. Граждане имеют право свободно выражать свою волю и участвовать в принятии решений важных для государства.
Какая форма государства существует в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует форма государства - федерация. Это означает, что в стране сосуществует центральная власть и власть субъектов федерации, которые имеют определенную самостоятельность.
Каково понятие государственного конституционного строя в Российской Федерации?
Государственный конституционный строй в Российской Федерации определяет организацию государственной власти и основы государственного устройства. Это система принципов, правил и институтов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и гражданами, а также между различными уровнями власти в Российской Федерации.
Что такое государственный суверенитет Российской Федерации?
Государственный суверенитет Российской Федерации означает, что Россия является независимым государством, имеющим свою территорию, население и правительство. Это означает, что Россия имеет право определять свою внутреннюю и внешнюю политику, законы и конституцию без внешнего вмешательства. Государственный суверенитет России также означает, что Россия является субъектом международного права и имеет права и обязанности, связанные с ее статусом независимого государства.