Основные черты государственного строя и правовой системы России в 1991-1993 гг. Конституция России 1993 г.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1 Становление российской государственности в 1991-1993 годов….5
1.1 Государственный строй 1991 – 1993 годов…………………………….……5
1.2 Правовая система 1991 – 1993 годов………………………………….……..7
Глава 2 Подготовка и принятие Конституции 1993 года ………………….10
2.1 Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года…………………….…………………………………………….……………10
2.2 Структура и содержание Конституции Российской Федерации………………………………………………………………………..14
Глава 3 Основные черты Конституции 1993 года………………………….20
3.1 Общие черты и свойства Конституции Российской Федерации…………..20
3.2 Изменение и пересмотр Конституции Российской Федерации……………25
Заключение………………………………………………………………...……31
Список использованных источников………………………………..………33
Если изменения иных законов возможно вплоть до полного их пересмотра без особого изменении в страны, то такого рода изменения для Конституции не характерны. Это происходит по той причине, что Конституция носить всеобъемлющий характер и изменения хотя бы одной нормы способствует изменению множества норм в других законах. Таким образом, данный закон носит устойчивый характер, что являет еще одной его особенностью. Однако, общественные отношения в государстве не стоят на месте. А следовательно появляется, время от времени, такая необходимость как, вносить изменения в Конституцию нашей страны. Отметим, что и процедура принятия Конституции носит особый характер. Конституция нашей страны относится к смешанному типу, а это означает, что процедура принятия разных глав отличается друг от друга. Так, упрощенная процедура внесения изменении установлена для статьи 65в которой устанавливается субъектный состав Российской Федерации.Существуют следующие формы изменения Конституции, это:пересмотра;внесения поправок;Из вышеназванных процессов самым сложным является пересмотр Конституции. Заметим, что пересмотр Конституции это отменна прежней и приятие новой. А это означает глобальное изменение системы права и идеи, которые являются основами для государства и общества.Механизмы которые заложены в саму конституцию усложняет процесс введения поправок. Это делается намеренно с целью сохранения стабильности государственного и общественного строя. Таким образом, Конституция Российской Федерации может быть пересмотрена только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. В случаях когда составленный проект новой конституции не получил необходимой поддержки, то есть необходимого числа проголосовавших за принятие новой Конституции,то он не может быть вынесен на референдум.Таким образом процесс принятия новой конституции достаточно сложный и длительный процесс, а учитывая еще и федеральный референдум, который не обходим для ее одобрения, этот процесс еще становится и затратным. Однако референдум в принятии данного закона является необходимым элементом, таким образом, население нашей станы проявляются свою волю. Так как проведение всей это процедуры при приятии отдельных норм Конституции может быть не приемлема, они принимаются Федеральным Собрание Российской Федерации.Законодательная инициатива это закрепленное в Конституции или законах права субъекта предлагать на рассмотрение те или иные поправки. Статья 134 Конституции российской Федерации устанавливает круг лиц, которые обладают правом законодательной инициативы. Такими лицами являются:Президент Российской Федерации;Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;Правительство Российской Федерации;законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.Данный список лиц является исчерпывающим и никакие иные лица больше не обладают таким правом.Все Конституции условно можно разделить на Конституции временного и постоянного действия. Если временные Конституции принимаются на определенные время, то время действия постоянных конституции ничем не ограничено. Они носят устойчивый характер. Отметим, что Конституция нашей страны так как же как и большинство конституции зарубежных стран является постоянным и носит устойчивый характер.Из-за своей стабильности, процедура принятия Конституции, как мы уже сказали является достаточно сложным процессом. Стабильность российской Конституции гарантируется особым порядком ее принятия, изменения и дополнения. Действующая Конституция, в отличии от предыдущих, не содержит положения о том, что право на принятие Конституции относится к компетенции любого государственного органа.В самой Конституции есть стати которые носят особой значимый характер к ним относиться статьи закрепленные в главах 1,2, и 9. Дело в том, что нормы закрепленные в этих главах носят фундаментальный характер и их принятие в значительной степени усложнено. Так внесение любых поправок в эти нормы становится возможным путем приятия новой Конституции. Любая норма названных глав находится в системной связи с другими конституционными положениями, задавая глубинное содержание последним. Поэтому даже незначительное изменение упомянутой нормы предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом.Следовательно, для приятия этих поправок необходимо принятие новой Конституции, а для приятия новой Конституции должна быть создана специальное Конституционное Собрание.Конституционное Собрание является особым органом, который создается временно на момент приятия новой Конституции. Однако первостепенным вопросом при является необходимость ее принятия. Так Конституционное Собрание может постановить о неизменности Конституции. В случаях, когда Конституционное Собрание считает необходимым принятие новой Конституции, оно разрабатывает текст новой Конституции со всеми необходимым изменениями и нововведениями. Далее, этот временный орган принимает проект конституции путем голосования. Необходимым количеством голосов является 2/3 от общего числа собрания.Остальные глава первой части Конституции, а именно главы с 3 по 8 промаются путем процесса предусмотренном для федерального конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.Процедура принятия закона о поправке к Конституции отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона, что нашло отражение в анализируемом законе.Первое отличие состоит в том, что субъекты права законодательной инициативы изменены. Исчерпывающий перечень содержится в статье 134 Конституции Российской Федерации. Существующий перечь субъектов законодательной инициативы является достаточным, для предложения необходимых поправок с разных сторон. Но этот перечень и не слишком большой, это способствует предотвращению возможных слишком частых изменений. Стабильность Российской Конституции гарантируется особым порядком ее принятия, изменения и дополнения. Действующая Конституция, в отличие от предыдущих, не содержит положения о том, что право на принятие Конституции относится к компетенции любого государственного органа. Установлено, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации является предметом исключительной компетенции Федерации (статья 71). Таким образом, была принята концепция установления Конституции специальной, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.Во-вторых, статья 7 этого Закона предусматривает, что в срок не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке к Конституции Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Аналогичная публикация федеральных конституционных законов не предусмотрена.И последнее, конституционные законы, принятые с соблюдением установлн6ной процедуры в течение 14 дней подлежат подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.После вступления в силу закона о поправке к Конституции необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит, нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона о поправке официально публикует Конституцию с внесенной в нес поправкой, а также с указанием даты вступления данной поправки в силу.Итак, заключить нужно следующее. Конституция в силу того обстоятельства, что является основным законом страны, требует к себе особого отношения. Это и проваляется в процессе внесения поправок к нему.Подводя итог необходимо сказать, что конституция России вовсе не нуждается ни в каких изменениях. Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции ее дальнейшее совершенствование оправданный и правомерный процесс. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать тот практический опыт, который будет накапливаться при реализации положений Конституции по мере развития общества.Особая процедура, предусмотренная при принятии тех или иных поправок, мы считаем закономерным.Для Конституции должна быть характерная устойчивость. Это необходимо для стабильности в стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударственный строи и правовая система в рассматриваемый период являлись в наиболее сложном положении. Значительные имения, которые имели место в нашей истории создали множество проблемных вопросов. Так с момента развала СССР, встала необходимость защиты своей территориальной целостности. А также правоваясистемаСода ССР в значительной степени отличалась от той, которая слежалась в Российской Федерации в последствии. Значительные изменения в стране требовали неотлагательных и серозных мер направленные на укрепление нашей страны в целом. Среди многочисленных,историческизначимых решении и достижении приятие новой Конституции для нашей страны является одним из ключевых моментов во все Российской истории новейшего времени.Важность Конституции переоценить невозможно. Принятие новой Конституции в нашей стране послужило толчком для развития всех сфер жизни общества и государства. Политические и экономические преобразования нашли свое отражение в новой Конституции.Действующая Конституция рассчитана на переходный период развития России, продолжительность которого до сих пор горячо обсуждается. Одной из важнейших первоначальных задач при разработке Конституции было создание механизмов, обеспечивающих стабильность экономической и социальной системы государства с учетом специфики переходного периода.Конституция выделяется на фоне друз законов своими следующими свойствами:высшая юридическая сила;особое влияние на законодательство;особая процедура принятие и отмены;особа правовая защита конституции.Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Хотим подчеркнуть, что Конституция закрепила в себе все новшества общественных отношении. Конец прошлого столетия для нашей страны был особенным. Политическая и экономическая нестабильность диктовали свои правила. Так, необходимость комплексных изменении в нашей стране, способствовали принятию нового основного закона государства. Процесс приятия новой Конституции был сложным, многочисленные спорные обстоятельства усложняли этот процесс и затягивали его во времни. Однако конечный текст Конституции содержит все необходимые элементы для защиты прав и свобод человека, укрепления государства и заложения основ во всех сферах правоотношении. С момента приятия Конституции прошло более четвери века, достаточно длительный период времени. За это время многие общественные отношения видоизменились, а экономическое и политическое благосостояние в стране отличается от того, что было раньше. Но не смотря на все эти видоизменения Конституция Российской Федерации не утратила своей актуальности, более того внесенные поправки укрепили ее статус в обществе. Сила Конституции так же закреплена в ее легитимности, которая означает признание закона со стороны населения. Нужным подчеркнуть считаем, что Конституция не просто закон, но ещё и атрибут государственности. По этой причине Конституция требует к себе бережного отношения. Такое бережное отношение проявляется ключевым образом в соблюдении норм Конституции всеми гражданами нашей страны.Однозначно хотим заключить, что конституция Российской Федерации валяется незыблемым законом, который и по сей день обеспечивает экономическую, политическую и общественную стабильность в стране.Все изменения общественных отношении находя свое отражение в конституционных и иных законах Российской Федерации. Таким образом, гармонично дополняют идей и нормы, которые заложены в Конституции нашей страны. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ в ред. от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 01.05.2019 N 83-ФЗФедеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации" ред. от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)Учебная и научная литератураАвакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.Астафичев П. А. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 392 с.Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 464 с.Давтян В. Р., Кононенко Д. В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 158 с.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.Краткий курс по конституционному праву России. Учебное пособие. М.: Окей-книга, 2018. 158 с.Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 288 с.Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.Радько Т. Н. Основы конституционного права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 32 с.Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.Черепанов В. А. Конституционное право России. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.Шпаргалка по конституционному праву России. М.: Окей-книга, Омега-Л, 2019. 48 с.Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 1. Конституционное правосудие. М.: Ленанд, 2016. 704 с.Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ в ред. от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 01.05.2019 N 83-ФЗ
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации" ред. от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)
Учебная и научная литература
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.
2. Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.
3. Астафичев П. А. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 392 с.
4. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
5. Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 464 с.
6. Давтян В. Р., Кононенко Д. В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 158 с.
7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
8. Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
9. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.
10. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
11. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
12. Краткий курс по конституционному праву России. Учебное пособие. М.: Окей-книга, 2018. 158 с.
13. Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
14. Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 288 с.
15. Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
16. Радько Т. Н. Основы конституционного права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 32 с.
17. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.
18. Черепанов В. А. Конституционное право России. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
20. Шпаргалка по конституционному праву России. М.: Окей-книга, Омега-Л, 2019. 48 с.
21. Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 1. Конституционное правосудие. М.: Ленанд, 2016. 704 с.
22. Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные черты имел государственный строй России в 1991-1993 гг?
Государственный строй России в 1991-1993 гг отличался особой сложностью и противоречиями. В это время происходило становление российской государственности после распада СССР. В 1991 году была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, которая стала основой для формирования нового государственного строя. Крупнейшим событием в этот период стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Как формировалась правовая система России в 1991-1993 гг?
Правовая система России в 1991-1993 гг проходила процесс становления и развития. Одной из важных черт этого периода был переход к демократическим принципам и правовому государству. Были приняты ряд законодательных актов, которые регулировали основные сферы жизни общества, включая политическую систему, экономику, социальную сферу. Однако, в то же время, правовая система была еще не полностью сформирована и нуждалась в дальнейшем развитии и усовершенствовании.
Каковы были исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года?
Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года были сложными и противоречивыми. В это время происходило политическое кризисное состояние в России, связанное с попыткой Государственной Думы и Президента Бориса Ельцина разрешить политический конфликт, который возник при разделении власти между ними. Противники президента пытались провести директивные поправки к действующей Конституции, а в ответ Ельцин распустил парламент и провел референдум о новой Конституции.
Что характеризует государственный строй России в период с 1991 по 1993 годы?
В период с 1991 по 1993 годы государственный строй России характеризовался процессом становления российской государственности, который был сопряжен с изменениями в политической системе и формированием новых институтов власти.
Каковы основные черты правовой системы России в период с 1991 по 1993 годы?
Основными чертами правовой системы России в период с 1991 по 1993 годы являлись переход от командно-административной системы к правовому государству, процесс формирования конституционной основы и законодательной базы, а также усиление роли конституционного суда.
Чем были обусловлены исторические условия принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году?
Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году были обусловлены политическим и экономическим кризисом, внутренними противоречиями и конфликтами в стране, а также необходимостью установления стабильности в государстве и создания правовой базы для дальнейшего развития.
Какие изменения произошли в государственном строе России в период с 1991 по 1993 годы?
В период с 1991 по 1993 годы в государственном строе России произошли значительные изменения, связанные с переходом от советской системы к демократии, созданием президентской республики, формированием законодательной, исполнительной и судебной власти, а также проведением первых свободных выборов.
Какие факторы способствовали формированию правовой системы России в период с 1991 по 1993 годы?
Формирование правовой системы России в период с 1991 по 1993 годы было способствовано такими факторами, как развитие гражданского общества, активизация политических партий, создание новых законодательных актов и учреждений, а также реформа судебной системы.
Какие основные черты государственного строя и правовой системы были в России в 1991-1993 годах?
В период с 1991 по 1993 год в России наблюдались основные черты государственного строя, которые включали в себя формирование демократического режима, принцип соблюдения прав и свобод граждан, разделение властей. Правовая система в этот период также развивалась и базировалась на признании важности и приоритета демократических принципов.
Какие особенности отличали государственный строй в России в 1991-1993 годах?
В период с 1991 по 1993 год государственный строй в России был направлен на установление демократического режима. Одной из особенностей было разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Также в этот период проводились выборы президента и парламента, что являлось важным шагом на пути к формированию гражданского общества.
Какие исторические условия привели к принятию Конституции России в 1993 году?
Принятие Конституции России в 1993 году было вызвано нестабильной политической и экономической ситуацией в стране. В это время происходили конфликты между исполнительной и законодательной властью, что привело к конституционному кризису. Принятие новой Конституции стало попыткой установить правовое государство и укрепить демократические институты.