Имидж СССР в китайских средствах массовой информации и научных публикациях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Реклама и PR
  • 67 67 страниц
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 18.06.2021
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Имидж государства: подходы к определению и сущность понятия…...6
1.1. Концептуальные подходы к определению имиджа государства…………....6
1.2. Основные факторы формирования имиджа государства……………………13
Глава 2. Имидж СССР в Китайских средствах массовой информации и научных публикациях в период с 1949 по 1991 год………………………………………...22
2.1. Имидж СССР в Китайских средствах массовой информации и научных публикациях в 1950-е – 1960-е гг…………………………………………………..22
2.2. Имидж СССР в Китайских средствах массовой информации и научных публикациях в 1970-е – 1980-е гг………………………………………………….27
Глава 3. Имидж СССР в Китайских средствах массовой информации и научных публикациях в период в конце 20 – начале 21 века………………………………33
3.1. Влияние распада СССР на имидж СССР в китайских СМИ и научных публикациях………………………………………………………………………...33
3.2. Влияние распада СССР на образ русского народа как составной части имиджевой структуры государства в китайских СМИ…………………………..43
3.3. Отношение китайской общественности к СССР на современном этапе…..50
Заключение………………………………………………………………………….57
Список использованных источников……………………………………………...60
Приложение Характеристика положительных и отрицательных черт русских в китайских средствах массовой информации……………………………………...
Фрагмент для ознакомления

Покудаописание государственной собственности остается неизменным, основы социалистического государства будут сохраняются невзираяна результаты реформ. В начале июля 1991 года Верховный Совет СССР принял Закон о приватизации, согласно данному закону государственные компании можно было преобразовывать в коллективные или акционерные общества, продавать или выставлять на аукцион.Третий урок, он считает, что реформа не должна ограничиваться обычным отрицанием прошлых лидеров. Никита Хрущев выступил на XX съезде КПСС в 1956 году с секретной речью «О культе Сталина», в которой изложил заслуги Иосифа Сталина в успешном строительстве социалистического общества при упоминании о массовых репрессиях. С тех пор антисталинское движение в СССР продолжалось несколько десятилетий и дало устрашающие результаты в отрицании истории СССР, системы и целей коммунизма. Однако привычное неприятие прошлого не может помочь в решении проблем настоящего. В процессе реформ в 1980 году Горбачев, ссылаясь на так называемую «новую мысль», изменил ход развития СССР.Четвертый уроксостоит в том, что реформы не должны зависетьот внешних сил. Профессор при этом напоминает, что по словам США, они никогда не отказывались от своей цели мирного преобразования СССР и других социалистических стран. США приняли все меры для оказания идеологического давления на социалистические страны, и лидеры реформ СССР не смогли противостоять этому давлению. Горбачев был больше озабочен уважением и похвалой США, а его политика поощрения открытости и так называемой культурной автономии была направлена на то, чтобы заручиться поддержкой США. Университет ЦинхуаЛюШулин упомянул, что сам Горбачев заявил, что он был первым, кто позвонил президенту США после переворота, совершенного хардлинерами, с намерением предотвратить развал страны, и что он находился на домашнем аресте до тех пор, пока президент США не отдалраспоряжение. Стремление поддерживать связь с западными странами в данной ситуации вполнеобъяснимо, но при этом стоит забывать о здравом смысле и элементарных мерах предосторожности.Советский Союз, даже если бы не было прогресса в науке и производстве, оставался бы второй державой в мире, не уступая Соединенным Штатам. При условии, конечно, если страна еще существовала, пишет китайское издание Fenghuangwang. В частности, автор обращает внимание на то, что на момент распада СССР у него была вторая по величине экономика в мире. А поскольку военная промышленность в СССР была важной частью экономики, страна, обладая внушительным военным потенциалом, могла оказать ощутимое давление на США. Примечательно также, что сегодняшняя Россия по многим параметрам существенно уступает СССР. Однако страна по-прежнему имеет военную и политическую мощь в разных частях мира. По мнению автора статьи, если бы СССР еще существовал, он, вероятно, смог бы лучше сдерживать США в своих провокациях.В заключение стоитотметить, что китайское научное сообщество оценивает распад СССР как реальнуютрагедию. Исследователи и журналисты продолжают разбирать причины распада крупнейшего социалистического государства, справедливо полагая, что уроки «разрушения» СССР важны для КНР в настоящее время. В то же время исследователи в своей работе подчеркивают преимущество реформистской политики Дэн Сяопина перед перестройкой Михаила Горбачева. Впонимании китайских авторов, к причинам распада СССР можно отнести, с одной стороны, спад центральной власти, с другой – нелогичность реформ и, в-третьих, падение внутри КПСС. 3.2. Влияние распада СССР на образ русского народа как составной части имиджевой структуры государства в китайских СМИНарод каждой страны является одной из главных составляющих всего имиджа страны в целом. Очень часто от деструктивного поведения граждан, складывается негативное отношение и к самой стране. Ниже мы рассмотрим основные моменты, в которых народ оказывает влияние на создание имиджа. Тем более, когда речь идёт о такой многонациональной стране как Россия.В глазах китайских СМИ российская нация имеет очень сложную и противоречивую структуру и олицетворяет исторически меняющееся отношение к государственной политике (ее черты, такие как амбиции, воля к власти, расширение окружающего мира, стремление к оккупации). высшие должности, и в то же время череда неудач и неудач, перенесенная на характер русских и русских людей) и современный подход к более личному общению с русскими людьми, который обеспечивает современное Интернет-общение. Кроме того, частые упоминания в СМИ русско-китайских полуросов с упором на их уникальную красоту, интеллект и достоинства.Однако это явление оказывает негативное влияние на формирование имиджа России как страны, неспособной справиться с внутренними межэтническими конфликтами, сильное негативное отношение россиян к детям из интернациональных семей, которое продолжает сохраняться на протяжении всей их жизни. Как правило, такую категориюлюдей называют «ложными китайцами», их легко можноопределить по специфическому цвету кожи и формы глаз. В результате делается общий вывод о том, что в России,как и в любой другой стране очень большой процент полукровок, людей смешанной национальности, но они вынуждены скрывать свое происхождение, чтобы интегрироваться в общество. Таким образом, формируется имидж россиян как готовых занять исключительно управленческие должности по отношению к своим этническим группам, а также образ китайской нации как некоего «культурного героя», направленного на глобализацию и развивающего тесные связи с русской культурой.Такова общая позиция китайских СМИ по отношению к формированию многонационального имиджа СССР: советские люди – люди сильные и амбициозные в глобальном масштабе, как в культурном, так и в политическом плане, но они стремятся занять лидерские, этнические позиции внутри своей страны, а это не хорошо для стабильности государства. В целом статьи, посвященные характеристикам советских людей, занимают довольно большой процент от общего количества текстов, в которых упоминается СССР. Многие новостные статьи о сегодняшних событиях описывают их через преломление русского характера, который, в частности, влияет на действия СССР в отношении Китая и на международной арене.В целом имидж россиян ассоциируется с двумя противоположными тенденциями, выделяемыми разными исследователями: «звеньями цзинцзы» и «постсоветским хаосом». Первая концепция отражает «особые чувства» к русским и русским у китайцев, которые развились в начале XX века как народ товарищества и братства, с которым они могут объединиться против общих врагов, таких как Запад, Америка, буржуазия и капиталистические страны. Уникальное экономическое устройство, понимание мощи государства как единицы устремлений правителя и народа, аксиологические ценности легли в основу положительного имиджа СССР, который, по сути, стал «двойником Китая» с точки зрения рекламной риторики и восприятия китайских граждан.Кроме того, восхищение русским китайским народом было связано с идеей «сумасшедшего», «расслабленного», «свободолюбивого» россиянина, которая транслировалась в массовых источниках без негативной коннотации, просто как часть уникальности людей. Эта идея сохранилась до сих пор, она является частью культурного кода старшего поколения китайцев и передается молодому поколению. А для подрастающего поколения «сумасшедшие русские стали» интернет-мемом под соответствующим хэштегом. В этом меме россияне рассматриваются как очень смелые, безрассудные люди, способные на самые рискованные поступки. Таким образом, можно сказать, что эта национальная черта очень живучи в восприятии китайского народа и является неотъемлемой составляющей образа россиян. Но в то же время, как и в любом образе чужой страны, в этом понятии есть и отрицательный аспект – китайцы воспринимают россиян несколько снисходительно, как людей не очень разумных, но и не опасных.Имидж россиян в китайских СМИ можно разделить на «положительный», который связан с эмоциональными характеристиками россиян и длительными дружескими отношениями с китайцами, и «отрицательный», который характеризует российскую нацию как озабоченную своей идентичностью, нетерпимые к внешним воздействиям, а значит –ограниченные. Таблица положительных и отрицательных черт русских представлена в Приложении, таб. 1).В китайских статьях одновременно используются отрицательные и положительные черты образа России и отдельных его составляющих, что позволяет формировать у китайских читателей так называемое «объективное» представление о российской действительности. Пример такого сочетания мы находим в самых серьезных жанрах газетных статей – политическом освещении действий России на международной арене.Наиболее заметными этническими группами, но в то же время самыми многочисленными в составе многонациональной России, в настоящее время являются:1. Татары, которые считаются братьями в монголоидной азиатской расе и промежуточной этнической группой между русскими и китайцами, способ укрепления исторических связей между двумя народами), но не играют важной политической роли на данном этапе. по сравнению со средневековьем;2. Украинцы, которые в некотором роде имеют негативный образ представителей молодого и нестабильного государства – сепаратистского образования по отношению к их историческому месту в Советском Союзе, с относительной национальной идентичностью, без сильного лидера и положения в международном сообществе. арена, идущая на втором месте после старшего брата и неспособная обоснованно оценить свое положение;3. Чеченцы– негативный образ, всегда передаваемый со ссылкой на террористические организации и участие этих этнических групп в формировании ИГИЛ.Старшее поколение в освещении китайских СМИ ветераны, пенсионеры и вообще украинцы старше 35 лет идентифицируют себя как «русские украинцы», «братья русского народа», говорят по-русски и поддерживают политику государства. При этом китайские СМИ нередко проводят параллели между украинскими советскими ветеранами и китайскими ветеранами Великой Отечественной войны. В связи с национальной идентификацией народов, соседствующих с Россией, довольно часто поднимается вопрос о происхождении России как государства, за ней также сохраняется право на первенство на большее величие, чем у братских народов Украины и Белоруссии.Этнические проблемы, как и многие другие, возникающие при конструировании негативных аспектов имиджа России в СМИ, связаны с тем, что Россия пошла неверным путем, разрушив целостность, объединяющую разные национальности.Особое внимание уделяется также представителям Чеченской Республики, которые связаны непростыми отношениями этой административной единицы с Москвой и российскими властями Путиным и Кадыровым, а также освещению проблемы ИГ и чеченской войны в России. Практически все новостные статьи, в которых упоминается этот этнос, относятся к террористической и экстремистской тематике (80%). Примечательно, что во вводном описании расположения Чеченской Республики в Российской Федерации всегда упоминается, что после распада Советского Союза этнические проблемы обострились, а сепаратистские движения усилились.Проблемы этнического характера, собственно, как и большинство других, освещаемых при построении негативных сторон имиджа России в СМИ, связаны с тем, что Россия пошла неверным путем, разрушив целостность, объединяющую разные национальности.Таким образом, Чеченская Республика однозначно признана административной единицей в составе России с повышенной террористической угрозой, имеет самый низкий процент престижа, никогда не освещается в китайских СМИ отдельно, с описанием своей истории и культуры. упоминанием чеченцев как этноса, их традиций и положительных характеристик, да и то только в широком охвате многих других этнических меньшинств. Республика рассматривается как сателлит большой страны, негативные тенденции которой связаны с общей проблемой России после распада СССР, о которой мы уже говорили в предыдущемпараграфеэтой главы, а также – что немаловажно – с иностранными влияниями, которые вызывают сепаратистские чувства.Россия, как страна, сохраняющая такую ​​опасную территорию, формирует следующие имиджи:- ассоциация имиджа с Советским Союзом и его лидерами, которые также сохранили собственную территорию (амбивалентный образ амбициозного, но стремящегося регулировать внутренние конфликты в стране) любыми способами;- миротворческая страна, ликвидирующая терроризм на своей территории;- страна, подвергшаяся преследованию за правильные международные и национальные политические действия;Китайские СМИ пытаются создать «объективный» образ этнического конфликта в России, связать его с угрозой национальной безопасности Китая, с распадом СССР как причиной большинства проблем и другими существующими аспектами конфликта и имиджа страны.Отдельно стоит отметить освещение в китайских СМИ негативных этнических тенденций в России. С одной стороны, китайские газеты с официальной проправительственной ориентацией подразумевают лишь наличие русского «шовинизма», «национализма», описывая его как исторически сформировавшуюся иллюзию, связанную с постоянной заботой России о своем статусе. В этих газетах российское высокомерие описывается с сожалением, что «большие амбиции приводят к большому разочарованию», концепция русского шовинизма связана со страхом маленькой нации потерять свой статус, страхом перед мощью Китая. Негативный этнический имидж России как многонациональной страны, в которой малочисленные народы не сконцентрированы вокруг Москвы, как в Советском Союзе, позволяет сформировать образ этнически «позитивного» Китая.Более независимые китайские источники весьмарадикально описывают Россию как страну, против воли удерживающую территории, и без того далекие от нее по идеям, этническому составу и связям с другими странами. С другой стороны, «апокалиптические мотивы» распада СССР избыточны и содействуют неадекватной эмоциональной реакции китайских читателей на чужую страну. Впрочем,итогом как «умеренной официальной», так и «популярной» позиции считается то, что китайский читатель, даже если он восхищается Россией, не будет доверять словам россиян, их действиям по отношению к себе и уделять больше внимания характеристикам «негатив» как последствия этнической ситуации в России.Основываясь на освещении этнических групп, в России складываются три имиджа государства, которые находятся в разных динамических пропорциях в зависимости от внешнеполитической обстановки: образная связь с Советским Союзом, страна, поддерживающая мир, исключающая терроризм на своей территории; страна подвержена репрессиям за правильные международные и национальные политические действия. Китайские СМИ стараютсясформировать «объективный» имидж этнического конфликта в России, связать его с угрозой национальной безопасности Китая, распадом сверхдержавы как фактором большинства проблем и другими существующими качествами имиджа страны. Противоречия в построении различныхимиджей России даже на примере одного и того же массового издания соединены с исходной и нестабильной позицией китайского правительства в отношении политической стратегии России.3.3. Отношение китайской общественности к СССР на современном этапеРаспад Советского союза безусловно повлиял на ход всей мировой истории. Сегодня средства массовой информации во всём мире помнят это историческое событие, и продолжают спорить о том, что же, собственно, является причиной данного события. Китайская общественность не стала исключением, в виду того, что Советский союз и КНР связывает давняя история, которая менялась с течением времени. Китайские средства мысовой информации до сих порпродолжает обсуждать и размышлять о причинах распада Советского Союза и его последствиях для Китая. В условиях закрытости и подконтрольности китайского Интернета достаточно сложно проводить опросы и исследования о том, как китайская общественность относится к распаду СССР 29 лет спустя.Проанализировав китайские издания, форумы, статьи из газет и журналов, был составлен примерный процент на перечень возможных вопросов о том, как сегодня китайская аудитория относится к распаду СССР, какие видит перспективы у России и, собственно, как эти все события способны повлиять на развитие самого Китая.Исходя из собранных данных, 50% респондентов причиной распада СССР считают‒ отсутствие грамотноголидера в стране, 20% причиной считаютжестокую политическую систему, 37 % связывают распад Советского союза с коррупцией и потерей доверия среди людей (рис. 1).Рисунок 1. Причины распада СССР по мнению китайской общественностиПо результатам ответов на вопрос о том, как китайская общественность относятся к распаду СССР, были получены следующие результаты.Сожалеют о распаде СССР29,5% респондентов, испытывают «смешанные» чувства ‒ 23,6%,«печаль» испытывают 8,7%, «радость» ‒ 9,1% и 7,5% респондентов испытывают«ликование», а 12,6% ‒ испытывают нейтральные чувства (рис. 2).Рисунок 2. Отношение китайского народа к распаду СССРПосле публикации «Манифеста Коммунистической партии» стали возникать различные идеологические течения. По мнению некоторых китайских исследователей, развал СССР ни в коем случае не является выводом о том, что социализм нежизнеспособен. СМИ Китаяпризывают извлечь уроки из распада Советского Союза, проводить экономическую политику, улучшающую жизнь людей, активизировать борьбу с коррупцией, способствовать реформам – вот выводы, сделанные после рационального сравнения методов СССР и Китая.Когда Советский Союз развалился, западные страны стали заявлять о том, что распад СССР является доказательством того, что социализм-большая ошибка. Какого же мнение китайского народа по этому поводу. Считает ли китайский народ социализм – большой ошибкой. Опрос показал следующие результаты: 59,8% респондентов не считает социализм ошибкой, 18,3% респондентов согласны с этим мнением, 9% респондентов воздержались от ответа(рис. 3). Рисунок 3. Является ли социализм большой ошибкойГоворя об уроках, извлеченных из распада Советского Союза, 79% респондентов высказались за благоприятную экономическую политику, которая могла бы повысить уровень жизни людей. 67,9% респондентов призывают усилить борьбу с коррупцией, 59% считают, что необходимо углублять политические реформы, еще 39,1% респондентов отмечают, что необходимо избегать провокаций со стороны западных стран (рис. 4).Рисунок 4. Какие уроки нужно извлечь из распада СССРВан Хайюн утверждает, что огромную роль в распаде СССР сыграл целый ряд факторов:- усталость общества от коммунистического проекта; - массовый дефицит потребительских товаров, вызвавший ненависть к власти; - растущая оппозиция внутри Коммунистической партии реформам Горбачева; - нерешительность Генсека, пытавшегося поочередно опереться то на правое, то на левое крыло; - резкое падение уровня жизни. - Решающую роль, однако, сыграл «парад суверенитетов» и слишком запоздалые попытки Центра обратимся к национальному вопросу.Респондентов также спросили о перспективах развития России. Результат: 47,2% опрошенных считают, что у России есть будущее, и только 19,9% выражают пессимистическое отношение к дальнейшему развитию соседней страны. На вопрос, есть ли у России шансы стать сверхдержавой, 45,5% респондентов ответили отрицательно (рис.5). Рисунок 5. Какие перспективы у России после распада СССРЭто мнение также Ван Хайюнь. Россия обладает огромной территорией, богатыми ресурсами, высоким потенциалом и стимулом для развития. Но стране придется преодолеть множество препятствий на пути к возрождению, что, вероятно, займет много времени.Ван Лицзю, эксперт по России Китайского института современных международных отношений, уточнил, что в целом китайцы с оптимизмом смотрят на перспективы развития России, но это не означает, что Россия совсем скоро станет сверхдержавой. С одной стороны, Россия уступает Соединенным Штатам с точки зрения государственной власти и потенциала развития; с другой стороны, российская элита вряд ли этого действительно захочет. Что еще более важно, россияне, особенно молодое поколение, не желают, чтобыРоссия снова вернулась в социализм.Отсылка к Советскому Союзу создаёт имидж страны, главнейшимнюансом которого считается военный порядок и боевая мощь. В то же время прошлое становится специфичной мерой передовых достижений. Исходя из общего мнения китайских СМИ, сегодняшнееположение России можно обрисовать как неуравновешенность или даже кризис, победить который можно только с помощью возврата к старой государственной системе, идеологической системе.В данном случаеупорставится именно на масштабах советской индустриализации и строительства, которые более амбициозны, чем в настоящее время. Общая позитивная оценка данного советского периода столь значительна в китайских СМИ, что необходимо полноценноезамечание о том, что Китаю не следует придерживатьсяпрежнему курсу. Россия должна рассматривать Советский Союз в большей степени как опыт и весьма неудачный, а не как образец, который позволит избежать ошибки. Неудивительно, что можно найти в выступлениях китайских экспертов и политиков, в заголовках и в самих новостных текстах следующее высказывание: «Конечно, Китай – не новый Советский Союз». Это связано с тем, что постоянно создаваемый положительный имидж страны может формировать тенденцию к подражанию, создавать неблагоприятное впечатление второстепенного китайской национальной самоидентификации.В 2019 году в Китае были организованы грандиозные мероприятия, приуроченные к годовщине «красной эры»: 70-летию основания Китайской Народной Республики. Советский Союз в 1949 году был первой страной, которая сразу признала новое государство, но во время торжеств мало что вспомнили – у китайцев есть своя гордость. В этом году младший брат, как советское руководство называло КНР, обогнал старшего, так и не дожившего до своего 70-летия. И хотя коммунистический Китай давно догнал и обогнал Страну Советов, СССР до сих пор здесь помнят и любят по-своему. «Лента.ру» напомнила, как зарождался новый Китай, и открыла, какую роль советское прошлое играет в его нынешней жизни.В массовом сознании китайцев все советские лидеры после Сталина были отрицательными героями. Однако общее отношение к СССР среди китайцев старшего и среднего возраста положительное, в том числе в силу культуры. По его мнению, во всем негативном виноваты только советские руководители. Что касается собственного народа, то здесь фигура Мао критике не подлежит. Иная ситуация среди молодых китайцев. Если официальная точка зрения повторяется в школьных учебниках, возникает интересный феномен. Многие китайцы (особенно богатые) отправляют своих детей учиться на Запад, где им не нравится все, что связано с СССР. Во всем виноваты книги и лекции, в которых субъективно отрицаются какие-либо достижения советской системы, а внимание сосредоточено только на правах человека.В целом китайские СМИ очень положительно относятся к тому, что у России сильный глава государства, сильная власть и долгосрочные цели, по их мнению, все это означает баланс и какое-то постоянство. Китайцы очень хорошо относятся к жесткости российских правителей в отношении коррупции и использования власти в личных целях. Однако китайские СМИ очень часто негативно оценивают Россию, говоря о попытках президентов сблизиться с европейскими странами.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведя анализ основных подходов, установленных для понимания сущности имиджа, следует отметить, что в рассматриваемых точках зрения исследователей акценты в основном направлены преимущественно на отдельные элементы, при чём ни один из этих подходов не охватывает полностью все компоненты изучаемого явления для создания представления целого. Суть имиджа государства состоит в том, что имидж представляет из себяопределённое единство двух главных компонентов: безупречногоимиджастраны, которое существует в массовом сознании, и реальных характеристик страны. Занимая промежуточное положение между реальной ситуацией и психологическими и эмоциональными ожиданиями целевой аудитории – реципиентов изображения, образ расширяет потенциал восприятия объекта, но только в конкретномвекторе, позволяя предположить воспринимаемый образ.Формирование имиджа государства – это технология, и, как и в любой технологии, процесс формирования или формирования образа содержит определенные социальные и психологические законы, свойства, установки, тенденции. Образ государства в современных условиях компьютеризации и глобализации общества – это средство решения многих задач государства: достижение стратегических целей, защита национальных интересов и создание благоприятной и перспективной среды для реализации собственного потенциала через сотрудничество и взаимодействие с государством. международное сообщество.Исследователи часто делят динамику модификации имиджа Советского Союза на три периода, подходящие особенностям освещения в китайских СМИ в соответствии с разными историческими событиями:1.Позитивный имидж СССР (с 1949 по 1960 год). Наэтомэтапе Советский Союз оценивался как союзник, лидер великой социалистической семьи, сказочного царства победившего коммунизма. Он описывается серией положительных эпитетов, парафразом («старший брат»).2.Негативный имидж (этап военно-стратегического противостояния с 1960 по 1989 гг.).На данном этапе «советский ревизионизм» подвергался резкой критике, СССРрассматривается как амбициозныйсоюзник, сражающийся за гегемонию, захват политических позиций, «сверхдержава» в качестве публичного названия в СМИ имеет отрицательный оттенок.СССР рассматривается как государство, которое несёт опасность безопасности КНР.3. «Реалистичный имидж» (по настоящее время). Россия является дружественным партнером для стратегического взаимодействия. Реалистичный имидж– это набор характеристик, которые уже существуют в СМИ и в китайском национальном мировоззрении, некоторые из них приобрели иное значение (например, такие отрицательные качества, как «сверхдержава», стали оцениваться и замечаться положительно как верный путь для будущего России и Китая).Китайское научное сообщество оценивает распад СССР как реальнуютрагедию. Аналитики и журналисты продолжают разбирать причины распада крупнейшего социалистического государства, справедливо полагая, что уроки «разрушения» СССР важны для КНР в настоящее время. В то же время исследователи в своей работе подчеркивают преимущество реформистской политики Дэн Сяопина перед перестройкой Михаила Горбачева. Впонимании китайских авторов, к причинам распада СССР можно отнести, с одной стороны, спад центральной власти, с другой – нелогичность реформ и, в-третьих, падение внутри КПСС. Ученые и журналисты легко «проецируют» все эти факторы в современную китайскую реальность, делая соответствующие выводы.На основе освещения этнических групп в России формируются три имиджа государства, которые находятся в разных динамических пропорциях в зависимости от внешнеполитической ситуации: имиджевое объединение с Советским Союзом, миротворческой страной, ликвидирующей терроризм на своей территории; страна подлежит возмездию за правильные международные и национальные политические действия. Китайские СМИ хотят создать «объективную» картину этнического конфликта в России, связывая его с угрозой национальной безопасности Китая, крахом сверхдержавы как причины большинства проблем и другими существующими аспектами имиджа страны. Противоречия в построении различных образов России даже на примере одного и того же массового издания связаны с исходной и нестабильной позицией китайского правительства в отношении политической стратегии России.В целом китайские СМИ очень положительно относятся к тому, что у России сильный глава государства, сильная власть и долгосрочные цели, по их мнению, все это означает баланс и какое-то постоянство. Китайцы очень хорошо относятся к жесткости российских правителей в отношении коррупции и использования власти в личных целях. Однако китайские СМИ очень часто негативно оценивают Россию, говоря о попытках президентов сблизиться с европейскими странами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература:
1. Галенович Ю. М. Россия в «китайском зеркале». Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. М.: Восточная книга, 2012. – 411 с.
2. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. – 450 с.
3. Ли Суйань 李素燕 Элюйсы цзай чжунго дэ синсян 俄罗斯在中国的形象 [Образ России в Китае] Хаэрбинь哈尔滨Харбин, 2012. – 487 с.
4. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
5. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. ‒ М.: Кучково поле, 2007. – 200 с.
6. Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. М., 2006. – 398 с.
7. Су Шуминь 苏淑敏 Элюйсы чжэнчжи цзинцзи юй вайцзяо 俄罗斯政治,经济与外交 [Политика, экономика и дипломатия России] Бэйцзин 新编 Пекин. – 2013. – 300 с.
8. Тен Н. В. От Пушкина до Путина: образ России в современном Китае (1991–2010). – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 296 с.
9. Тен Н. В. Образы президентов России в современной китайской публицистической литературе // Материалы конференции «Ломоносов -2009», М. – 2009. – 250 с.
10. Траут Дж., Райс Эл. Позиционирование: битва за умы, П., 2019. – 320 с.
11. Усов, В. Н. История КНР: учебник: в 2 т. / В. Н. Усов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки, Ин-т дальнего Востока РАН. – Москва: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 718 с.
12. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / Панасюк А. Ю. 2-е изд., стер. М., 2008. – 266 c.
13. Шэнь Чжихуа 沈志华 Сулиань чжуаньцзя цзай (1948-1960) дисаньбань 苏联专家在中国 (1948–1960) 第三版,北京:社会科学文献出版社 [Советские специалисты в Китае (1948-1960) 3-е издание] ниануэ бань. – Бэйцзин: Чубаньшэ «Шэхуэй кэсюэ вэньсянь» 新编 北京: «社汇克学文献出版社» новая ред. – Пекин: Изд-во «Шэхуэй кэсюэ вэньсянь», 2017. – 1000 с.
14. Цзо Фэнжун 左凤军 Элюйсы: цзай тунван синьсин сяньдайсюа дэ даолюй шан 俄罗斯:在通往新型现代化的道路上 [Россия: на пути к модернизации нового типа]. – Бэйцзин 新编 Пекин, 2014. – С.142.
15. Ян Юйцай 杨育才 Диго гоцзя дэ суйпянь: элосыжэнь хэ дицюй чжэньчжи дэ вэньти 帝国国家的碎片:俄罗斯人和地区政治的问题 [Осколки имперской нации: вопрос русских и региональной политики] Бэйцзин 新编 Пекин. 2009. – С. 331.
16. Boulding К. The Image: Knowledge in Life and Society. Ann Arbor. – MI: University of Michigan Press, 1956. – 364 p.
17. Meng, Bingchun and Rantanen, Terhi (2015) A change of lens: a call to compare media in China and Russia. Critical Studies in Media Communication, 32 (1). – 150 р.
18. Wallas G. Human nature in politics // The Project Gutenberg EBook of Human Nature in Politics. 2004.
Периодические издания:
19. Асхабалиева Ю. В. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства // УЭкС. 2012. №6 (42). С. 76-88. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti-proizvodstva-produktsii-vinogradarstva (дата обращения: 22.04.2021).
20. Анохин, Е. В. Имидж страны: проблемы формирования и управления // ПСЭ. 2014. №3 (51). С. 214-218. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-strany-problemy-formirovaniya-i-upravleniya (дата обращения: 07.03.2021).
21. Балакин В. С., Сяоин Л. КНР и СССР В 1960-е – 1980-е Годы: от конфронтации к равноправному сотрудничеству. Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016. №1. С. 11-15. [эл. доступ]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25277832 (дата обращения 14.03.2021).
22. Гасанова Н. Э., Давыденко И. В. Имидж государства на международной арене // Сборник научных трудов студентов. Вып.6. 2019. С. 121-124. [эл. доступ]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1024797910/ (дата обращения:5.05.2021).
23. Гринберг Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели / Пресс-служба. – 2009. – № 2. – С. 74–82.
24. Давыборец, Е. Н., Кузьмина О. В, Танцура М. С. Современные технологии формирования имиджа государства // Вестник ЗабГУ. 2018. №2. С. 26. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-formirovaniya-imidzha-gosudarstva (дата обращения: 07.03.2021).
25. Дорохов, В. Ж. Конфронтация КНР с СССР в 1960-е годы сквозь призму древнекитайских стратагем. // Военно-исторический журнал. 2016. №9. – с. 38-43. [эл. доступ]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26679333 (дата обращения 12.03.2021).
26. Колянов, А. Ю. О «псевдокоммуникации» и политической журналистике: читая Пьера Бурдье // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №37. С. 25-27. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-psevdokommunikatsii-i-politicheskoy-zhurnalistike-chitaya-piera-burdie (дата обращения: 07.03.2021).
27. Котеленец, Е. А. Образ советского Союза в мире: факторы и динамика восприятия // Вестник РУДН. История России. 2013. №3. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovetskogo-soyuza-v-mire-faktory-i-dinamika-vospriyatiya (дата обращения: 11.03.2021).
28. Леонова О. Г. Барьеры имиджа страны // Социально-гуманитарные знания. 2014. №1. С. 130-138. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bariery-imidzha-strany (дата обращения: 22.04.2021).
29. Ли Суйань. Имидж России в глазах общественности КНР // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. №1 (28). [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rossii-v-glazah-obschestvennosti-knr (дата обращения: 11.03.2021).
30. Сагалаева, С. С. Имидж государства: сущность и подходы к определению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. №2 (839). С. 43-44. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-gosudarstva-suschnost-i-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 07.03.2021).
31. Семененко И. С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности. – Полис. Политические исследования. 2008. № 5. С. 7.
32. Селентьева, Д. О. Политическая имиджелогия: учебное пособие для вузов / Д. О. Селентьева. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2020. ‒ 164 с. ‒ (Высшее образование). ‒ ISBN 978-5-534-06386-8. ‒ Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ‒ URL: https://urait.ru/bcode/451673 (дата обращения: 06.05.2021).
33. Сюй Хайянь. Тридцатилетие перестройки в СССР: оценки китайских учёных // Россия и АТР. 2015. №4 (90). [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tridtsatiletie-perestroyki-v-sssr-otsenki-kitayskih-uchyonyh (дата обращения: 11.03.2021).
34. Тюкаркина, О. М. Роль национального брендинга в формировании внешнеполитического имиджа современной России // Власть. 2011. №12. С. 4-5.
35. Харбих, С. К. Международный имидж государства. Факторы формирования // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2. С.308-314. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-imidzh-gosudarstva-faktory-formirovaniya (дата обращения: 07.03.2021).
Чеботарёва, Н. И. Роль культурного фактора в формировании международного имиджа государства // Культура: теория и практика. 2017. №4(19). [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturnogo-faktora-v-formirovanii-mezhdunarodnogo-imidzha-gosudarstva (дата обращения: 6.05.2021).
36. Цзя Лежун, Стровский Д. Л., Сухорецкая А. Е. Взаимодействие Китая и России в сфере массовой информации: от подхода «Россия как модель для подражания» до равного сотрудничества. Вестн. Моск. Ун-ТА. сер. 10. журналистика. 2020. № 2. – с. 86-107. [эл. доступ]. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2020/2/vzaimodeystvie-kitaya-i-rossii-v-sfere-massovoy-informatsii-ot-podkhoda-rossiya-kak-model-dlya-podra/ (дата обращения 12.03.2021).
37. Puchenkov A. S. Ethnic Disintegration and the Dissolution of the USSR // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65. Вып. 3. С. 826–841.
Интернет-ресурсы:
38. Айдар Ермеков. Китайцы не считают, что крах СССР говорит об ошибке социализма. 16 января 2019 // mk-kz.kz: [сайт]. URL: https://mk-kz.kz/social/2019/01/16/kitaycy-ne-schitayut-chto-krakh-sssr-govorit-ob-oshibke-socializma.html (дата обращения 11.03.2021).
39. Александра Яковлева. 21 факт о русском народе/ Александра Яковлева. 7 апреля 2014. // tsrus.cn: [сайт]. URL: http://tsrus.cn/shehui/2014/03/07/21_32703.html (дата обращения: 14.03.2021).
40. Вань Пэн. Россия пересмотрит учебники по истории/ Вань Пэн. 11 мая 2014 // theory.people: [сайт]. URL: http://theory.people.com.cn/n/2014/1105/c143844-25979753.html (дата обращения: 11.03.2021).
41. Ван Цзяюань. Чеченские файлы/ Ван Цзяюань. 20 апреля 2013 // chinatimes: [сайт]. URL: http://www.chinatimes.com/newspapers/20130420000520-260102 (дата обращения: 14.03.2021).
42. Б. а. Внешний государственный имидж. // www.artimage.ru: [сайт]. https://www.artimage.ru/info/articles/vneshnii-gosudarstvennyi-imidj_87/ (дата обращения: 5.05.2021).
43. Данаева З. Имидж страны. Страновый брендинг. // www.zakon.kz: [сайт]. URL: http://www.zakon.kz/62274-imidzh-strany.-stranovyjj-brending.html. (дата обращения: 4.05.2021). ‒ Загл. с экрана.
44. Жэньминь жибао. 21.04.1976. №15 (11135). С. 1-5.
45. Б. а. Жэньминь жибао. // Russian.people: [сайт]. URL: http://russian.people.com.cn/95181/7690859.html (дата обращения 11.03.2021).
46. Ли Даньхуэй. Пограничные столкновения КНР и СССР в 1969 г.: причины и последствия. 1 октября 2004 // pandia.ru/text: [сайт]. URL: https://pandia.ru/text/77/463/27206.php (дата обращения 12.03.2021).
47. Павлова Вера. Китайские СМИ: СССР лучше бы получилось сдерживать США, чем у России. 28 ноября 2019. // life.ru: [сайт]. URL: https://life.ru/p/1257947 (дата обращения 12.03.2021).
48. Б. а. Смена объектива: призыв сравнить СМИ в Китае и России. 1 октября 2015. // core.ac.uk: [сайт]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/35437179.pdf (дата обращения 10.03.2021).
49. Б. а. Мнение китайского профессора о распаде СССР. 22 мая 2011 // bulochnikov: [сайт]. URL: https://bulochnikov.livejournal.com/335449.html?view=comments (дата обращения 12.03.2021).
50. Нань Фун. Одной из причин распада СССР являются межконфессиональные проблемы. 20 апреля 2018 // china.com: [сайт]. URL: http://military.china.com/history4/62/20151026/20632001.html (дата обращения: 14.03.2021).
51. Б. а. Распад СССР в глазах китайского народа. 28 декабря 2011 // Russian.people.cn: [сайт]. URL: http://russian.people.com.cn/95181/7690859.html (дата обращения 11.03.2021).
52. Ричард Вейц. Американские эксперты: Россия «трансформировала» глобальную амбцию. 15 апреля 2019 // bwchinese.com: [сайт]. URL: http://www.bwchinese.com/article/1075974.html (дата обращения: 14.03.2021).
53. Китайцы о распаде СССР. 5 января 2012 // Радиоsputnik [сайт]. URL: https://mywebs.su/blog/interestingly/7425/ (дата обращения 14.03.2021).
54. Б. а. Смена объектива: призыв сравнить СМИ в Китае и России //LSE // core.ac.uk: [сайт]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/35437179.pdf (дата обращения 10.03.2021).
55. Владимир Кулагин. «Сталин и Мао слушают нас». И2 октября 2019 // lenta.ru: [сайт]. URL: https://lenta.ru./articles/2019/10/02/china_ussr/ (дата обращения: 11.03.2021).
56. Сюй Цзаньхун. Провинциальный конфликт превратит Тайвань во вторую Украину? 6 октября 2016 // chinatimes.com [сайт]. URL: http://www.chinatimes.com/realtimenews/20160610005029-260417 (дата обращения:14.03.2021).
57. Б. а. Тридцать лет с момента начала реформ в СССР – не памятная дата, а траур. 22 января 2021 // finance.rambler.ru: [сайт]. URL: https://finance.rambler.ru/economics/45656140-shokovaya-reforma-kak-30-let-nazad-lyudi-v-sssr-poteryali-nakopleniya/ (дата обращения: 15.03.2021).
58. Фэн Юйцюнь. Россия покажет великодержавную амбицию. 26 мая 2014 // world.people: [сайт]. URL: http://world.people.com.cn/n/2014/0526/c1002-25062078.html (дата обращения: 11.03.2021).
59. Фэн Хуан. межнациональные браки между жителями Китая и России. 28 ноября 2015 // news.ifeng.com: [сайт]. URL: http://news.ifeng.com/gundong/detail_2011_07/27/7963955_0.shtml (дата обращения: 14.03.2021).
60. Чэнь Ицзюнь. Метисы, рожденные на китайско-русской границе, надеются обрести семью. 18 декабря 2016 // chinatimes.com: [сайт]. URL: http://www.chinatimes.com/newspapers/20161218000715-260309 (дата обращения: 14.03.2021).
61. Щурко О. Чинники формування міжнародного образу держави: принципи класифікації. 15 мая 2018 // www.postua.info: [сайт]. URL: http://www.postua.info/shchul. (дата обращения: 6.05.2021).
62. Шэн Фан. Что за россияне? 25 марта 2019 // bbs.tiexue.net: [сайт]. URL: http://bbs.tiexue.net/post2_6847536_1.html (дата обращения: 14.03.2021).
63. Юлия Попова. Чему развал СССР научил китайцев. 2 марта 2021. // Russian.7.ru: [сайт]. URL: https://russian7.ru/post/chemu-razval-sssr-nauchil-kitaycev/ (дата обращения 10.03.2021).
64. Б. а. EUROPE. Russia conflicted on how to mark the 100th anniversary of revolutions/ EUROPE. 15 марта 2017 // globaltimes.cn: [сайт]. URL: http://www.globaltimes.cn/content/1037954.shtml (дата обращения: 11.03.2021).

Вопрос-ответ:

Какие концептуальные подходы существуют к определению имиджа государства?

Концептуальные подходы к определению имиджа государства включают пять основных направлений: международно-правовой, субъектно-вербальный, рейтинговый, поведенческий и когнитивный.

Какие основные факторы влияют на формирование имиджа государства?

Основными факторами формирования имиджа государства являются различные сферы деятельности, включая политику, экономику, культуру и образование, науку и технологии, спорт, туризм и другие.

Какой был имидж СССР в китайских средствах массовой информации и научных публикациях в период с 1949 по 1991 год?

В китайских средствах массовой информации и научных публикациях в период с 1949 по 1991 год имидж СССР был воспринимаем как союзник, образец социалистической модели развития, источник политической и экономической поддержки.

Какими средствами массовой информации и научными публикациями китайцы формировали имидж СССР?

Китайские средства массовой информации и научные публикации формировали имидж СССР через публикацию статей, новостных сообщений, репортажей, документальных фильмов и телепередач, освещая политические, экономические и культурные аспекты страны.

Какие основные события и факты в жизни СССР оказали наибольшее влияние на его имидж в Китае?

Основные события и факты, которые оказали наибольшее влияние на имидж СССР в Китае, включают заключение Договора об обороне и Соглашения о дружбе, публикацию советских научных открытий и достижений, посещение китайской делегации СССР, проведение совместных культурных и спортивных мероприятий.

Какие концептуальные подходы существуют к определению имиджа государства?

Существуют различные концептуальные подходы для определения имиджа государства. Некоторые из них включают в себя понятия престижа, авторитета, восприятия общественностью, репутации и стереотипов. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и акценты, которые позволяют лучше понять и анализировать формирование и изменение имиджа государства.

Какие основные факторы влияют на формирование имиджа государства?

Существует несколько основных факторов, которые влияют на формирование имиджа государства. Среди них можно выделить внешнеполитическую активность, экономический потенциал, культурное влияние, образование и научные достижения, а также образ жизни граждан. Все эти факторы оказывают влияние на восприятие государства другими странами и на формирование его имиджа.

Как изменился имидж СССР в китайских средствах массовой информации с 1949 по 1991 год?

Имидж СССР в китайских средствах массовой информации в период с 1949 по 1991 год прошел через несколько изменений. В начале этого периода, после заключения Договора о дружбе, союзничестве и взаимной помощи между СССР и Китаем, имидж СССР был крайне положительным и отражался в китайских СМИ, восхваляющих партнерство двух стран. Однако в последующие годы, в связи с различными проблемами, в том числе и с конфликтом на границе, имидж СССР в китайских СМИ стал менее благоприятным. В целом, китайские СМИ отражали сложные и противоречивые отношения между СССР и Китаем в этот период.

Какова сущность понятия "имидж государства"?

Сущность понятия "имидж государства" заключается в представлении, восприятии и оценке другими странами или общественностью каких-либо аспектов и характеристик этого государства. Имидж может включать в себя различные аспекты, такие как политическая система, экономический потенциал, культура, научные достижения, стереотипы и т.д. Он формируется на основе внешних воздействий и взаимодействия с другими странами и людьми.

Какие концептуальные подходы используются для определения имиджа государства?

Для определения имиджа государства используются различные концептуальные подходы, включающие общественно-психологический подход, коммуникационный подход и политико-семиотический подход. Общественно-психологический подход предполагает изучение восприятия и оценки государства обществом. Коммуникационный подход сфокусирован на изучении коммуникационных стратегий и инструментов, используемых государством для формирования своего имиджа. Политико-семиотический подход подразумевает анализ символов и образов, используемых государством для выражения своего имиджа.