РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНО
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 09.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1 РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….....4
2 ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА…………………...10
3 ТРЕБОВАНИЯ К ХИМИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ…………………..15
4 РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД…………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27
Для многих химических опытов и осуществления ряда превращений веществ в химических лабораториях необходимы источники тепловой энергии – нагревательные приборы. При пользовании любыми нагревательными приборами необходимо выполнять соответствующие правила техники безопасности, чтобы предупредить возникновение пожара, поражение электрическим током и получение ожога.Наиболее распространенным нагревательным прибором в школе является спиртоваялампочка, или спиртовка, работа с которой требует соблюдения особых правил пожарнойбезопасности.Работая со спиртовкой необходимо знать и соблюдать следующие правила: – спиртовку необходимо заполнять спиртом не более чем на 2/3 объема резервуара, плотно закрывая ее колпачком; – спиртовку зажигают только спичкой, но не с помощью другой горящей спиртовки; – чтобы потушить горящую спиртовку, ее накрывают колпачком; – изменять величину пламени спиртовки можно (когда спиртовка не горит) перемещением фитиля в трубке.Роль преподавателя на практических работах заключается в наблюдении за правильностью выполнения опытов и правил техники безопасности, за порядком на рабочем столе, в оказании индивидуально-дифференцированной помощи[13].4РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУДБезусловно, химический эксперимент в программе средней школы занимает важное место в образовании, формировании новых навыков наблюдения, работы с приборами и оборудованием, развивает умение описать полученные результаты, повышает эффективность принятия логических решений. В связи с усилением теоретической направленности школьного курса химии возросла роль эксперимента, поэтому опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправным началом к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Наблюдаемые явления учащиеся должны понимать, т. к. только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний.В результате освоения теоретической и практической программы курса химии, учащиеся должны:знать: роль и функции химического эксперимента и наглядных пособий в процессе преподавания химии; требования к химическому эксперименту; теоретические основы методики использования химического эксперимента как метода обучения; виды химических опытов; технику безопасного проведения эксперимента и способы утилизации химических продуктов реакций;уметь: конструировать приборы для проведения опытов; отбирать эксперимент и средства обучения в соответствии с содержанием и поставленной целью, определенной организационной формы обучения; анализировать эксперимент на предмет его сложности и реализации учебно-воспитательных задач, функций; проводить лабораторные опыты, практические работы по темам школьной программы; утилизировать продукты химических реакций; моделировать уроки с использованием химического эксперимента и наглядных пособий;владеть: профессиональными компетенциями по использованию химического эксперимента, необходимыми для обеспечения единства обучения, воспитания и развития учащихся; навыками проведения учебного химического эксперимента, использования различных средств наглядности; навыками рефлексии, самоанализа и самооценки профессиональной деятельности; методологией школьного химического исследования; технологиями приобретения, обновления и использования профессиональных компетенций из различных информационных источников[https://www.sgu.ru/structure/chemical/courses/bachelor-himiya-ped/metodika-prepodavaniya-himii].Посредством опытного исследования изучаемых вопросов, учащиеся получают новые практические знания, а не только с помощью иллюстраций сведений о веществах. Получение визуального, слухового и обонятельного опыта в процессе эксперимента раскрывает полученные теоретические знания.Химические эксперименты, проводимые в рамках курса химии средней школы, позволяет сформировать следующие компетенции у учащихся:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в данном случае, анализ полученных результатов эксперимента);поиск и выделение необходимой информации по изучаемой теме для проведения эксперимента;структурирование знаний в процессе эксперимента и для последующей обработки полученных данных;выявление особенностей разных веществ в процессе их наблюдения, происходящих с ними реакций;способность воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи по химии;способность применять таблицы, схемы, модели для получения информации;способность презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;моделирование различных реакций между различными веществами с учетом их специфики;выбор решения из нескольких предложенных, кратко обосновывая этот выбор;способность исследовать собственные нестандартные способы решения[14]. В исследовании [10] приведен вывод о том, ученики, изучающие химию, часто вынуждены комментировать успешные эксперименты, которые они проводят, без объективности.С точки зрения практического обучения, рассмотрение учениками экспериментальной техники и оборудования состояло в дальнейшем объяснении успеха их экспериментов с точки зрения случайных ошибок (через распространенные неопределенности) и экспериментальных ошибок (с точки зрения того, насколько близко их результат соответствует ожидаемому). Эта рефлексия ведет к централизованному догматическому обучению: учащиеся считают, что они должны повторить измерения, использовать более точное оборудование или увеличить масштаб эксперимента, чтобы минимизировать случайную ошибку; или улучшить моделирование эксперимента, чтобы минимизировать систематическую ошибку. Мера успеха студентов оценивается по тому, насколько близко экспериментальный выход приближается к 100% с минимальной распространяемой неопределенностью. Однако, некоторые исследователи ставят под сомнение эффективность лабораторного обучения учеников после окончания средней школы (Хофштейн и Лунетта в 2004 году). Но с точки зрения лабораторного обучения среднего уровня, доклад Национального исследовательского совета (NRC) за 2012 год заключил следующее - лабораторные опыты, скорее всего, для достижения намеченных учебных целей необходимы, если (1) они сконструированы с ясными результатами обучения, (2) они продуманны и упорядочены в программе обучения, (3) они предназначены для интеграции обучения, и (4) они включают в себя текущие размышления и обсужденияучеников.Самоэффективность, вера ученика в свою способность действовать определяется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) как важнейший компонент развития у учащегося сильного чувства идентичности и принадлежности. Следовательно, лабораторная и практическая деятельность, ориентированная на учеников, и последующая аналитическая деятельность, служат улучшению результатов обучения на основе запросов в рамках учебных программ.Таким образом, химические эксперименты, проводимые в рамках курса химии средней школы, являются важной частью в формировании познавательных УУД.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе исследована роль химического эксперимента в формировании познавательных универсальных учебных действий. Представлены особенности проведения химического эксперимента, в том числе, и требования, предъявляемые к проведению экспериментов. Изучены виды химических экспериментов и дано их описание. Также, в работе представлены основные компетенции учащихся, получаемые в процессе прохождения курса химии. В ходе химического эксперимента учащиеся приобретают навыки, которые, несомненно, являются фактором формирования познавательных универсальных учебных действий. Использование химического эксперимента в преподавании обеспечивает более полноценное усвоение учебного материала, так как проводимый эксперимент играет большую наглядную роль. При обучении химии посредством эксперимента происходит осуществление связи теории с практикой, превращение знаний в убеждения.Таким образом, роль химического эксперимента в формировании познавательных УУД чрезвычайна важна.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФормирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования [Электронный ресурс]: сайт Образовательной социальной сети. – Электронные данные. – Режим доступа URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/02/25/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-vazhneyshaya-zadacha (дата обращения 07.04.2021)Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]: сайт Современный урок. – Электронные данные. – Режим доступа URL:https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/ (дата обращения 07.04.2021)Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2008. – 160 с.2.1. Междисциплинарная учебная программа [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово. – Электронные данные. – Режим доступа URL:https://varlamovo.ucoz.ru/FGOS_OOO/2-1-mezhdisciplinarnaja_programma_formirovanie_uud.pdf (дата обращения 07.04.2021)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) Zendler A. The effect of two instructional methods on learning outcome in chemistry education: The experiment method and computer simulation / A. Zendler, H. Greiner // Education for Chemical Engineers, Vol. 30, 2020, Pages 9-19Тема 2: Универсальные учебные действия: понятие, виды, алгоритм их формирования [Электронный ресурс]: сайт Образовательной социальной сети. – Электронные данные. – Режим доступа URL:https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/09/22/tema-2-universalnye-uchebnye-deystviya-ponyatie (дата обращения 07.04.2021)Е.Г. Полупаненко Школьный химический эксперимент: учебное пособие / ГОУ ВПО ЛНР Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко. – Луганск :Книта, 2018. – 176 с.Сущность химического эксперимента [Электронный ресурс]: сайтAlfaEducation. – Электронные данные. – Режим доступа URL:http://www.alfaeducation.ru/sieds-82-1.html#:~:text=Учебный%20химический%20эксперимент%20–%20метод,с%20процессами%20качественного%20изменения%20веществ (дата обращения 07.04.2021)Kenneth C. Shifting the paradigm of chemistry education by Greening the high school laboratory / Kenneth C., Hoffman A., P.Dicks // Sustainable Chemistry and Pharmacy, Vol 16, 2020Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии / В.С.Полосин,В.Г. Прокопенко. – М.: Просвещение, 1989.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ[Электронный ресурс]: сайт Детский возраст. – Электронные данные. – Режим доступа URL:https://childage.ru/zdorove/bezopasnost-rebenka/tehnika-bezopasnosti-v-kabinete-himii.html (дата обращения 07.04.2021)В.Я. Вивюрский Методика химического эксперимента в средней школе: методическое пособие для преподавателей химии / Химия, №30 (627), 2003Формирование познавательных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]: сайт Энциклопедия Нестеровых. – Электронные данные. – Режим доступа URL:http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html (дата обращения 07.04.2021)
1. Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования [Электронный ресурс]: сайт Образовательной социальной сети. – Электронные данные. – Режим доступа URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/02/25/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-vazhneyshaya-zadacha (дата обращения 07.04.2021)
2. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]: сайт Современный урок. – Электронные данные. – Режим доступа URL: https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/ (дата обращения 07.04.2021)
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
4. 2.1. Междисциплинарная учебная программа [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово. – Электронные данные. – Режим доступа URL: https://varlamovo.ucoz.ru/FGOS_OOO/2-1-mezhdisciplinarnaja_programma_formirovanie_uud.pdf (дата обращения 07.04.2021)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
6. Zendler A. The effect of two instructional methods on learning outcome in chemistry education: The experiment method and computer simulation / A. Zendler, H. Greiner // Education for Chemical Engineers, Vol. 30, 2020, Pages 9-19
7. Тема 2: Универсальные учебные действия: понятие, виды, алгоритм их формирования [Электронный ресурс]: сайт Образовательной социальной сети. – Электронные данные. – Режим доступа URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/09/22/tema-2-universalnye-uchebnye-deystviya-ponyatie (дата обращения 07.04.2021)
8. Е.Г. Полупаненко Школьный химический эксперимент: учебное пособие / ГОУ ВПО ЛНР Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко. – Луганск : Книта, 2018. – 176 с.
9. Сущность химического эксперимента [Электронный ресурс]: сайт AlfaEducation. – Электронные данные. – Режим доступа URL: http://www.alfaeducation.ru/sieds-82-1.html#:~:text=Учебный%20химический%20эксперимент%20–%20метод,с%20процессами%20качественного%20изменения%20веществ (дата обращения 07.04.2021)
10. Kenneth C. Shifting the paradigm of chemistry education by Greening the high school laboratory / Kenneth C., Hoffman A., P.Dicks // Sustainable Chemistry and Pharmacy, Vol 16, 2020
11. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии / В.С. Полосин, В.Г. Прокопенко. – М.: Просвещение, 1989.
12. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ [Электронный ресурс]: сайт Детский возраст. – Электронные данные. – Режим доступа URL: https://childage.ru/zdorove/bezopasnost-rebenka/tehnika-bezopasnosti-v-kabinete-himii.html (дата обращения 07.04.2021)
13. В.Я. Вивюрский Методика химического эксперимента в средней школе: методическое пособие для преподавателей химии / Химия, №30 (627), 2003
14. Формирование познавательных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]: сайт Энциклопедия Нестеровых. – Электронные данные. – Режим доступа URL: http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html (дата обращения 07.04.2021)
Вопрос-ответ:
Какую роль играет химический эксперимент в формировании познавательных УУД у обучающихся?
Химический эксперимент играет важную роль в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Он позволяет им приобретать практические навыки, развивать логическое мышление, учиться анализировать результаты эксперимента и делать выводы. Также, он помогает ученикам понять основные законы и принципы химии, а также наблюдать и оценивать химические процессы.
Какую роль играют познавательные УУД в процессе обучения?
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) играют важную роль в процессе обучения. Они помогают ученикам осваивать новые знания, развивать свою познавательную деятельность, анализировать информацию, решать проблемные задачи и формулировать собственные вопросы. Также, познавательные УУД развивают у учеников исследовательские навыки и способности к самостоятельному поиску информации.
Какие особенности имеет химический эксперимент?
Химический эксперимент имеет ряд особенностей. Во-первых, он требует строгого соблюдения правил безопасности, так как некоторые химические вещества могут быть опасными. Во-вторых, химический эксперимент требует точности и аккуратности, так как даже незначительные изменения в условиях эксперимента могут привести к непредсказуемым результатам. В-третьих, химический эксперимент часто требует специального оборудования, реактивов и инструментов, которые должны быть правильно подобраны и использованы.
Какие требования предъявляются к химическому эксперименту?
К химическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, эксперимент должен быть безопасным для обучающихся и окружающих. Во-вторых, эксперимент должен быть достаточно простым и понятным, чтобы ученики могли выполнять его самостоятельно или под руководством учителя. В-третьих, эксперимент должен быть достаточно интересным и увлекательным, чтобы мотивировать учеников к изучению химии и продолжению обучения.
Какова роль химического эксперимента в формировании познавательных УУД у обучающихся?
Химический эксперимент играет важную роль в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Он позволяет развивать наблюдательность, умение анализировать и объяснять явления, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных. Химический эксперимент также способствует формированию навыков работы с химическими веществами, умения применять химические знания на практике.
Какие особенности имеет химический эксперимент?
Химический эксперимент имеет ряд особенностей. Во-первых, он требует точности и аккуратности, так как малейшая ошибка может привести к непредсказуемым последствиям. Во-вторых, химический эксперимент является динамическим процессом, где вещества взаимодействуют и претерпевают изменения. В-третьих, химический эксперимент подчиняется законам химии и требует знания химических реакций и свойств веществ.
Какие требования предъявляются к химическому эксперименту?
К химическому эксперименту предъявляются следующие требования. Во-первых, он должен быть безопасным для выполнения с учетом возрастных особенностей обучающихся. Во-вторых, эксперимент должен быть демонстрационно-иллюстративным, чтобы стимулировать интерес и познавательную активность учащихся. В-третьих, эксперимент должен быть доступным и выполнимым в условиях школьной лаборатории или класса.
Какова роль химического эксперимента в формировании познавательных УУД?
Роль химического эксперимента в формировании познавательных универсальных учебных действий состоит в том, что он позволяет обучающимся самостоятельно познавать и исследовать окружающий мир. Химический эксперимент развивает у обучающихся умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, объяснять и делать выводы на основе полученных результатов. Он также способствует формированию навыков самостоятельного исследования и применения химических знаний на практике.