Правительствующий сенат

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 21 21 страница
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 30.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Учреждение Правительствующего Сената, его место в системе государственной власти
2. Изменение положения Сената в процессе его реформирований
3. Превращение Сената в орган административной юстиции
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Они всегда принадлежали Сенату. Судебные уставы лишь подтвердили эти функции, признав способность Сената выполнять их в новых условиях: при существовании независимого суда и почти полном лишении Сената административных полномочий. Напротив, судебно-административная компетенция Сената расширялась с принятием каждого значительного законодательного акта.
С конца 1860-х в компетенции Первого департамента Сената и его соединенных присутствий с другими департаментами на первое место даже в количественном отношении вышли дела административной юстиции. Организация последней в России обладала значительными особенностями, поскольку, во-первых, Первый департамент Сената, кроме судебно-административных, имел «законоохранительные», административные, дисциплинарные и надзорные функции, включая проведение сенаторских ревизий, а во-вторых, делопроизводство и состав административных департаментов Сената не были приспособлены к выполнению судебно-административных функций. Выработанные в 1860-х гг. проекты реформирования Сената не были реализованы.
Относительно сенаторских ревизий отметим, что в целом ревизии-обзоры в 60-90-х гг. XIX в. проводились для того, чтобы проанализировать осуществление крестьянской и судебной реформ, выяснить причины роста революционного движения.
После принятия Основных законов 23 апреля 1906 г. компетенция Сената существенно расширилась: ему принадлежал «высший надзор в порядке управления и исполнения», а также право обнародовать законы и отказывать в опубликовании, если порядок их издания не соответствовал Основным законам (ст. 2 Учреждения Сената 1906 г.). Он имел право толкования законов и проверки законности административных распоряжений, следил за правильностью выборов в Государственную Думу и в органы местного самоуправления, решал споры о компетенции между административными учреждениями.
Кроме того Сенат имел возможность осуществлять надзор за законностью управления не только через сенаторские ревизии, но и через проверку законности административных распоряжений вообще, надзор за финансовой деятельностью органов управления.
В начале ХХ в. после многолетнего перерыва правительство вновь обратилось к институту сенаторских ревизий, что вызывалось как развитием революционной ситуации в стране, ростом столкновений на национальной почве, так и необходимостью проведения реформ земских учреждений в России.
С утверждением в 1916 г. закона «О некоторых изменениях в устройстве и в порядке производства дел департаментов Правительствующего Сената» процесс становления Сената в качестве полноценного высшего органа административной юстиции завершался; устаревшее делопроизводство приводилось в соответствие со всеми требованиями, предъявляемыми к организации судебного процесса. Кроме того, у Сената оставались надзорные, «законоохранительные» и дисциплинарные полномочия. Закон должен был вступить в силу с 1 мая 1917 г.
После Февральской революции Временным правительством был принят закон 30 мая 1917 г., который вводил специальный суд по административным делам. Однако реализация реформы была прервана дальнейшей дестабилизацией политической обстановки в стране, а затем и ликвидацией Сената.
В целом двухвековая деятельность Правительствующего Сената как высшего контрольно-надзорного, а с 1860-х гг. и судебно-административного органа была направлена на укрепление принципа законности в управлении, на защиту публичных прав граждан.
Заключение

В императорской России высшим после монарха контрольно-надзорным органов, куда поступали жалобы граждан, пострадавших от незаконных действий властей, был Правительствующий Сенат. Как орган надзора и контроля он прошел несколько этапов в своем развитии.
Созданный в 1711 г. Сената первоначально имел очень широкий круг полномочий. Кроме надзора за законностью управления Сенат осуществлял функции высшего управления и суда, имел право распределять государственный доходы, осуществлять финансовый и налоговый контроль, фактически являлся законосовещательным учреждения, в чрезвычайных случаях играл роль законодательного органа.
По мере укрепления абсолютизма, при преемниках Петра I многие полномочия Сената, в том числе и функции надзора за органами управления, последовательно передавались высшим органам власти, состоявшим непосредственно при монархах.
В правление Елизаветы Петровны в Сенате вновь сосредоточились многообразные функции управления, правосудия, руководства финансами, кредитом, торговлей, законосовещательные и надзорные. Следующий шаг в развитии надзорных функций Сената был сделан при Екатерине II. Однако решения о привлечении к ответственности крупных чиновников требовали дополнительного рассмотрения и утверждения Екатериной II. При Павле I Сенат окончательно теряет свое значение.
При Александре I с образованием министерств, Комитета министров, Государственного Совета и других новых государственных органов Сенат фактически не смог осуществлять ряд предоставленных ему прав (контроль за деятельностью министров, представление замечаний на все издаваемые законы). Сенат лишился функций высшего органа управления, которые были переданы министерствам. Высшей надзорно-контрольной инстанцией являлся сам монарх.
Впервые судебно-административные функции Сената были закреплены в 1811 г. Таким образом, в России, как и в странах Западной Европы, постепенно происходит трансформация высшего контрольно-надзорного органа в орган административной юстиции. Свою деятельность Сенат прекращает после Октябрьской революции по Декрету о суде №1.

Список литературы

Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сб. законодательных актов / Сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 208 с.
История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Изд. 4-е., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 640 с.
История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е., перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2004. 400с.
Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России: Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 476 с.
Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России // Известия вузов. Правоведение. 2000. №2. С. 227-235.
Указ от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Правительствующего Сената» // Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I: Сб. документов: в 2 т. М.-Л.: Воениздат, 1945. Т. 1. Акты о высших государственных установлениях. С. 197.
Указ от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Правительствующего Сената» // Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I: Сб. документов: в 2 т. М.-Л.: Воениздат, 1945. Т. 1. Акты о высших государственных установлениях. С. 197.
История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Изд. 4-е., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 121
См.: Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России: Учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 133.
См.: История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. С. 122.
См.: Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России // Известия вузов. Правоведение. 2000. №2. С. 227.
Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России. С. 228
Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. С. 136.
См.: История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е., перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 88-89
См.: История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. С. 92.
См.: Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. С. 153.
См.: История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. С. 103.
См.: Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. С. 174.
История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. С. 132.
См.: История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. С. 242.
См.: История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. С. 160.
См.: Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России. С. 233.
См.: Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сб. законодательных актов / Сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 152-160.
Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России. С. 235.












20

Список литературы

1.Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сб. законодательных актов / Сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 208 с.
2.История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Изд. 4-е., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 640 с.
3.История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е., перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2004. 400с.
4.Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России: Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 476 с.
5.Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно-административный орган России // Известия вузов. Правоведение. 2000. №2. С. 227-235.
6.Указ от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Правительствующего Сената» // Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I: Сб. документов: в 2 т. М.-Л.: Воениздат, 1945. Т. 1. Акты о высших государственных установлениях. С. 197.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает Правительствующий Сенат в системе государственной власти?

Правительствующий Сенат занимает важное место в системе государственной власти. Он является высшим органом исполнительной власти и осуществляет контроль за исполнением установленного законодательством порядка. Сенат также принимает участие в разработке законов и проведении реформ.

Как менялось положение Сената в процессе его реформирований?

Положение Сената менялось в процессе его реформирований. Сначала Сенат был важным политическим органом, который обладал широкими полномочиями и контролировал всю государственную деятельность. Однако со временем его полномочия были ограничены, и Сенат стал играть более консультативную роль, не имея прямого влияния на принятие решений.

Как Сенат превратился в орган административной юстиции?

Сенат превратился в орган административной юстиции в результате реформ. Его функции стали связаны с рассмотрением и разрешением административных вопросов, контролем за исполнением законов и решений. Судебные уставы подтвердили эти функции Сената и признали его способность выполнять их в новых условиях при наличии независимого суда.

Какие функции выполнял Сенат до реформирования?

До реформирования Сенат выполнял различные функции. Он контролировал исполнение законов и порядок, устанавливаемый законодательством. Сенат также принимал участие в разработке законов, проведении реформ и осуществлении государственной политики. Однако после реформ Сенат был лишен административных полномочий и его роль сократилась.

Как изменилось положение Сената после реформирования?

После реформирования Сенат лишился административных полномочий и его роль стала ограниченной. Он перешел в сферу административной юстиции, занимаясь рассмотрением и разрешением административных вопросов. Вместе с тем, Сенат продолжал играть консультативную роль в разработке законов и проведении реформ.

Какие функции выполняет Правительствующий Сенат?

Правительствующий Сенат выполняет ряд функций, включая участие в законодательном процессе, принятие решений по вопросам административной юстиции и контроль за исполнением законов.

Какое место занимает Правительствующий Сенат в системе государственной власти?

Правительствующий Сенат занимает важное место в системе государственной власти. Он является одним из ключевых органов исполнительной власти, обладает значительными полномочиями и принимает важные решения для государства.

Как изменялось положение Сената в процессе его реформирования?

В процессе реформирования Сената его положение менялось. В один период Сенат лишался административных полномочий, но становился органом административной юстиции. В другой период Сенат приобретал новые функции и участвовал в законодательном процессе.

Чему был приравнен Правительствующий Сенат в судебных уставах?

Правительствующий Сенат был приравнен в судебных уставах к органу административной юстиции. Это подтверждало его способность выполнять функции новых условиях, когда был создан независимый суд.

Какие полномочия были у Правительствующего Сената в почти полном лишении его административных полномочий?

При почти полном лишении Правительствующего Сената административных полномочий, он все равно выполнял важные функции, такие как участие в законодательном процессе и контроль за исполнением законов.