Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 11.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.История возникновения и развития нормативной базы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи 5
1.1. Правовые акты регулирующие право на охрану здоровья и медицинскую помощь 5
1.2. Понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь 10
2. Основные акты регулирующие систему охраны здоровья граждан 16
2.1. Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Судебным порядком разрешения спора является передача рассмотрения спора, возникшего между гражданином и медицинским учреждением, на рассмотрение в суд общей юрисдикции.В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, областные и региональные суды, суды автономных округов, автономных округов, города. судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов и судов военной системы.Исходя из содержания пунктов 1 и 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации в отдельных случаях могут быть наложены ограничения на право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако, на наш взгляд, это право является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям, так как они могут иметь негативные последствия.В статье 4 Закона № 323-ФЗ сформулированы основные принципы охраны здоровья, которые предопределяют дальнейшее развитие действующего законодательства по исследуемым вопросам:1. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;2. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;3. Приоритет охраны здоровья детей;социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;5. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;6. Доступность и качество медицинской помощи;недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;8. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;9. Соблюдение врачебной тайны.Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство по реализации права граждан на здоровье и медицинскую помощь не доработано и находится в зачаточном состоянии, что требует дальнейшего научного осмысления и разработки подходов к реализации выявленной проблемы.В Российской Федерации гарантируется право человека на охрану здоровья. Это право обеспечивается гарантиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрено множество способов защиты этого конституционного права.2.2. Перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья и медицинской помощи в Российской ФедерацииПерспектива - это то, что дает возможность стремиться к чему-либо значимому впереди.Здоровье - это состояние живого организма, при котором все его органы способны полностью выполнять свои функции. Человеческая жизнь зависит от состояния здоровья человека, поэтому ценность здоровья всегда была и будет актуальной в жизни любого человека. Уровень здоровья определяет все аспекты жизни человека - работу, учебу, развлечения, семью, жизнь, культуру и т. д. Здоровье примерно на 49-53% зависит от образа жизни.Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на наш взгляд, есть ряд недостатков. Само государство в реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь является основным противником. Возможно, он этого не понимает и не осознает, он противоречит себе. Явным признаком противоречия является стремление расширить медицину и ее возможности, и в то же время уменьшить ее.Перспективы дальнейшего развития формирования законодательства в области охраны здоровья и медицинской помощи не только возможны, но и обязательны. Но для достижения целей их нужно сначала поставить. В настоящее время у государства нет четкой позиции по совершенствованию механизма медицины. Поэтому на данном этапе своего пути медицина еще не достигла совершенства.Необходимо не забывать о том, что всегда существует факт некачественного оказания медицинских услуг, что и влечет за собой серьёзные последствия такие как:- Причинение смерти по неосторожности.- Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.- Халатность и др.Полностью исключить такие моменты из медицины невозможно, но уменьшить количество этих последствий не только возможно, но и необходимо.Исходя из Послания Президента Федеральному Собранию, можно понять, что Президент уделяет приоритетное внимание качественной высокотехнологичной медицинской помощи при сокращении времени пребывания пациента в стационаре. Но для этого необходимо решить как минимум несколько задач. Во-первых, обучение персонала, способного оказать эту помощь; во-вторых, создание оборудования для оказания помощи такого уровня; в-третьих, организация обширной амбулаторной помощи, что приведет к необходимости развертывания новых поликлиник, фельдшерских пунктов и, как следствие, увеличения количества медицинских работников. В нынешней экономической ситуации сделать это будет крайне сложно.Органам власти всех уровней необходимо повернуться лицом к проблемам здравоохранения, создать продуманную и с соответствующим финансированием программу совершенствования оказания медицинской помощи, а законодательным органам создать адекватные нормативно-правовые акты, которые обеспечат выполнение этой программы.ЗаключениеВ соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.Статья 10 этого федерального закона гласит, что гарантируется доступность и качество медицинской помощи, в том числе:- Организация оказания медицинской помощи по принципу близости к месту жительства, работы или учебы;-Наличие необходимого количества медицинских работников и уровень их квалификации;- Возможность выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;- Установление в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных инфраструктурных объектов в сфере здравоохранения с учетом потребностей населения;-транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.Однако требования этого основополагающего нормативного правового акта в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи, особенно для граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в связи с продолжающейся тенденцией сокращения количества медицинских организаций, требуют быть уточненными.После реструктуризации системы медицинского обслуживания и реструктуризации сети медицинских организаций, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, их общее количество сегодня продолжает сокращаться, в результате чего Беспокойство и сомнение у граждан Российской Федерации создает возможность улучшения условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению страны.Равенство прав граждан в области охраны здоровья базируется на нормах, провозглашенных ст. 19 Конституции РФ о гарантированности государством равенства прав и свобод человека, и гражданина. Одним из принципов системы охраны здоровья является принцип приоритетности интересов пациента при оказании ему медицинской помощи (ст. 6 ФЗ об основах охраны здоровья), который выражается в действиях медицинских работников и методах всей системы здравоохранения.Соблюдение этических и моральных норм, уважительное и гуманное обращение со стороны медицинских работников и других сотрудников медицинской организации должно составлять основу взаимоотношений с пациентом. Уважительное и гуманное отношение к пациенту со стороны медицинских работников и других работников медицинских организаций можно считать составной частью этических норм врача, как самой гуманной из всех существующих профессий.Список использованной литературыАзаров, А. В. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи / А.В. Азаров. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция) Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 (последняя редакция)Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция) Романовский Г.Б. Право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь (услугу). Как обозначить границы указанных прав? Судебная практика // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014 г.Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. М.: Юрид. лит., 1990. Казачкова, З.М. Право и медицина: в поисках оптимального баланса / З.М. Казачкова, В.А. Казачков // Социальное и пенсионное право. – 2019.Герасимова, Т.Л. Стратегия развития здравоохранения в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Главный врач. 2013 г. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни"Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)Сафроненко О.О. Охрана жизни или здоровья гражданина как мера предупреждения причинения вреда // Апробация. 2014."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 41Сухарев А., Шайков А. Новые меры по защите жизни и здоровья человека // Законность. М., 1997, № 12.Статья профессора кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, доктора юридических наук. Романовской О.В. На тему: право на охрану здоровья, право на медицинскую и социальную помощь: проблемы соотношения // 2015 г., 6 с.Филимонов А.А., Сусликов В.Н. К вопросу о соотношении понятий «защита права на здоровье» и «охрана права на здоровье»: гражданско-правовой аспект // Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015.Тимофеев И.В. О проблемах правового регулирования качества медицинской помощи, снижающих эффективность реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. - 2016.Куранов, В.Г. Развитие медицинского законодательства в России в советский и современный период / В.Г. Куранов // Пермский медицинский журнал. – 2013. – № 6.Сидорова В.Н. Соотношение понятий «медицинская помощь», «медицинская услуга» и «медицинская работа» как проблема гражданского законодательства // Медицинское право. - 2012.Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный). - М., 2016."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 56 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / А.Л.Благодир, И.Л.Дубровина, А.А.Кирилловых и др.; под общ. ред. А.А.Кирилловых. - М.: Деловой двор. 2012.Сорокина Е.С. Гражданско-правовая защита жизни и здоровья граждан при некачественном оказании медицинских услуг // Конституционные основы гражданского судопроизводства: история, современное состояние и пути совершенствования: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Саратов, 11-12 мая 2012 года). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад.», 2012.Статья кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии Отставновой Е.А. На тему: защита права на качественную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования // 2014 г., 5 с.
1. Азаров, А. В. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи / А.В. Азаров. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция)
4. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 (последняя редакция)
5. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция)
6. Романовский Г.Б. Право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь (услугу). Как обозначить границы указанных прав? Судебная практика // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014 г.
7. Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. М.: Юрид. лит., 1990.
8. Казачкова, З.М. Право и медицина: в поисках оптимального баланса / З.М. Казачкова, В.А. Казачков // Социальное и пенсионное право. – 2019.
9. Герасимова, Т.Л. Стратегия развития здравоохранения в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Главный врач. 2013 г.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
11. "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
12. Сафроненко О.О. Охрана жизни или здоровья гражданина как мера предупреждения причинения вреда // Апробация. 2014.
13. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 41
14. Сухарев А., Шайков А. Новые меры по защите жизни и здоровья человека // Законность. М., 1997, № 12.
15. Статья профессора кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, доктора юридических наук. Романовской О.В. На тему: право на охрану здоровья, право на медицинскую и социальную помощь: проблемы соотношения // 2015 г., 6 с.
16. Филимонов А.А., Сусликов В.Н. К вопросу о соотношении понятий «защита права на здоровье» и «охрана права на здоровье»: гражданско-правовой аспект // Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015.
17. Тимофеев И.В. О проблемах правового регулирования качества медицинской помощи, снижающих эффективность реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. - 2016.
18. Куранов, В.Г. Развитие медицинского законодательства в России в советский и современный период / В.Г. Куранов // Пермский медицинский журнал. – 2013. – № 6.
19. Сидорова В.Н. Соотношение понятий «медицинская помощь», «медицинская услуга» и «медицинская работа» как проблема гражданского законодательства // Медицинское право. - 2012.
20. Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный). - М., 2016.
21. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 56
22. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
23. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / А.Л.Благодир, И.Л.Дубровина, А.А.Кирилловых и др.; под общ. ред. А.А.Кирилловых. - М.: Деловой двор. 2012.
24. Сорокина Е.С. Гражданско-правовая защита жизни и здоровья граждан при некачественном оказании медицинских услуг // Конституционные основы гражданского судопроизводства: история, современное состояние и пути совершенствования: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Саратов, 11-12 мая 2012 года). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад.», 2012.
25. Статья кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии Отставновой Е.А. На тему: защита права на качественную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования // 2014 г., 5 с.
Вопрос-ответ:
Как возник и развивался нормативный базис в сфере охраны здоровья и медицинской помощи?
История возникновения и развития нормативной базы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи началась с появления первых медицинских этических норм и законов еще в древние времена. Отдельные виды медицинской помощи стали регулироваться в разных странах и культурах различными способами. Основные принципы права на охрану здоровья и медицинскую помощь были закреплены в Конституции Всемирной организации здравоохранения 1946 года и других международных актах. В дальнейшем были приняты различные национальные законы, регулирующие права и обязанности в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.
Какие правовые акты регулируют право на охрану здоровья и медицинскую помощь?
Правовые акты, регулирующие право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включают международные договоры, конституционные законы, законы о здравоохранении, медицинские стандарты и рекомендации, а также судебные решения по вопросам, связанным с охраной здоровья и медицинской помощью. На международном уровне основным актом является Конституция Всемирной организации здравоохранения, которая включает принципы осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь для всех людей во всем мире.
Что такое право на охрану здоровья и медицинскую помощь?
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает, что каждый человек имеет право на доступ к качественной медицинской помощи, необходимой для поддержания и улучшения своего физического и психического здоровья. Это право гарантирует человеку возможность получить необходимые медицинские услуги, включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию, а также право на информацию о своем здоровье и возможности принимать решения по вопросам ведения своего лечения.
Какие нормативные акты регулируют право на охрану здоровья и медицинскую помощь?
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется рядом нормативных актов, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "Об охране здоровья граждан", а также различные нормативные акты в области здравоохранения, которые устанавливают правила и порядок оказания медицинской помощи.
Какое понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь?
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой особый вид права, который обеспечивает каждому человеку возможность получать медицинскую помощь в случае заболевания или травмы. Структура этого права включает такие элементы, как право на доступ к медицинской помощи, право на сохранение жизни и здоровья, право на информацию о своем здоровье и другие связанные с этим права и обязанности.
Какая система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь?
Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь основана на принципах государственной поддержки медицины и обязательного медицинского страхования. Государство обеспечивает финансирование медицинских учреждений, создает сеть поликлиник и больниц, контролирует качество медицинской помощи и осуществляет меры по профилактике заболеваний. Граждане, в свою очередь, имеют право на получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, оплачиваемого из обязательных взносов.
Можно ли решить споры, связанные с охраной здоровья и медицинской помощью, в судебном порядке?
Да, возникшие споры между гражданами и медицинскими учреждениями или органами здравоохранения, связанные с правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, могут быть решены в судебном порядке. Граждане имеют право обжаловать неправомерные действия или бездействие медицинских работников или органов здравоохранения, а также требовать компенсации морального и материального ущерба, причиненного в результате ошибок или незаконных действий в сфере охраны здоровья.
Какова история возникновения и развития нормативной базы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи?
История возникновения и развития нормативной базы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи связана с постепенным развитием медицинской науки и принятием специальных правовых актов, регулирующих охрану здоровья граждан. В России такая нормативная база начала формироваться с момента создания государственной системы здравоохранения в конце XIX века. В последующем были приняты ряд законов и подзаконных актов, определяющих права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.