институт наблюдателей в избирательном процессе РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 31 31 страница
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 16.06.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Наблюдатели и избирательный процесс РФ 7
1.1. Понятие и стадии избирательного процесса РФ 7
1.2. Наблюдатели, как субъекты избирательного процесса РФ: понятие, виды, полномочия 11
Глава 2 Эволюция и значение института наблюдателей в избирательном процессе РФ 17
2.1. Эволюция института наблюдателей в избирательном процессе РФ 17
2.2. Значение института наблюдателей в избирательном процессе РФ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

К числу таких  организаций мы можем отнести Ассоциации «Голос», «Гражданин наблюдатель», «СОНАР», «Корпус наблюдателей за честные выборы» др., в их задачи входит координация движения мониторинга избирательного процесса, привлечение граждан к добровольному наблюдению, поддержка контроллеров в день проведения голосования. Кроме того, подобные организации ведут деятельность по изданию актуальных методических рекомендации, справочников и инструкций по изучению избирательного законодательства, позволяющие в значительной мере улучшить степень эффективности работы наблюдателей [25, C. 59-60]. В 2017 г. была запущена электронная платформа под названием «Национальный общественный мониторинг», которая объединила основные общественные организации в области защиты избирательных прав граждан. Во-вторых, мы можем говорить об устойчивом формировании системы долгосрочного наблюдения. В этой сфере действует инструмент фиксирования нарушений избирательного процесса как во время голосования, так и до него, и при подведении итогов. Этот инструмент был запущен общественной организацией «Голос» и позволяет аккумулировать сведения о всех фактах нарушения действующего избирательного законодательства. Впоследствии информация случаях нарушения передаётся в избирательную комиссию, а в случае необходимости полиции и средствам массовой информации. В-третьих, начиная с выборов 2011 г. наблюдается постоянное увеличение количества наблюдателей на выборах. На президентских выборах 2012 г. число наблюдателей достигло 225 тыс., а в 2018 г. их количество увеличилось на 50%, достигнув беспрецедентного уровня в почти полмиллиона человек. Такой интерес со стороны общества к проведению выборов говорит от устойчивом росте гражданской активности [18, C. 93].Причинами такого значительного увеличения числа граждан, решивших занять позицию наблюдателя на выборах президента в 2018 г., стало признание института наблюдателей эффективной мерой легитимации власти. Стоит подчеркнуть, что по причине значительного давления на российское общественной внешние со стороны зарубежных средств массовой информации доверие к власти частично снизилось, коснулась эта тенденция и показателей доверия действующему президенту. При этом доверие со стороны населения к наблюдателям постоянно растёт, результаты исследования, проведенного ВЦИОМ в 2016 г., продемонстрировали, что почти 50% населения страна придерживается мнение о эффективности работы наблюдателей по повышению качества избирательного процесса. Большое число граждан выразили желание принять участие в движение общественных контролёров, а 6% опрошенных уже принимали участие в электоральном процессе в статусе наблюдателей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в современной политической жизни России наблюдение обладает значение ключевого фактора в укрепление суверенного политического режима. Несмотря на отдельные несовершенства самой процедуры, обусловленные определенными ограничениями правового характера, укрепление института наблюдателей представляет собой крайне важный элемент в избирательной системе. По причине оформления массового общественного запроса на укрепление государственных структур и национального суверенитета обусловило курс на повышение законности общероссийских выборов в целях обеспечения максимального доверия граждан РФ к представителям государственной власти и реализуемому ими курсу. В рамках этого курса деятельность наблюдателей направлена на сдерживание несанкционированных действий деструктивных политических сил, оценку качествавыборов и подготовку рекомендаций по улучшению последующих избирательных процессов.Сегодня в политической жизни России сохраняется высокий спрос на совершенствование института наблюдателей и подготовку профессиональных кадров, которые впоследствии будут выполнять функции общественного контроля. Полномочия наблюдателей регулярно пересматриваются, растёт уровень правовой защищенности этих субъектов электорального процесса. При этом сохраняется и ряд проблем, главнейшей из которых выступает фактическое отсутствие независимого института наблюдения. Этот вопрос вызван определёнными ограничениями законодательного характера. Так, в уже упоминавшемся нами ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом направления наблюдателей наделены политические партии и самостоятельно зарегистрированные кандидаты, т.е. федеральное законодательство не устанавливает обязательный порядок направления наблюдателей от общественных объединений. Таким образом, в действующем законодательстве закреплён порядок, при котором получить статус общественного контролера возможно только при наличии направления от партии или самостоятельно зарегистрированного кандидата, что напрямую противоречит демократическим принципам, лигах институт наблюдателей его  основного значения. При функционировании такой системы высока вероятность ангажированности наблюдателей в пользу тех участников электорального процесса, от которых они выступают [15, C. 108-109].Однако, было бы неверным утверждать, что работа по демократизации выборов прекращена, первым значительным шагом в этом направление стало внесение поправок в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в 2017 г., которые на законодательном уровне предоставили право выдвижения наблюдателей субъектам общественного контроля, например, Общественной палате РФ.Необходимо подчеркнуть, что по получению этого права Общественная палата начала активную деятельность, что позволило заключить соглашение с почти 2000 общественными организациями и привлечь к участию в выборах 144 тыс. независимых наблюдателей. Такой подход к организации общественного контроля завыборами позволяет делать оптимистичные выводы в отношении демократизации избирательного процесса. Кроме того, многие государственные деятели подчёркивают важность развитие института наблюдателей в современной России. Так, председатель ЦИК РФ Памфилова Э.А. отмечает, что привлечение субъектов общественного контроля к процессу наблюдения на выборах позволит снизить политическое давление, подготовить более квалифицированных, неравнодушных к обеспечению избирательных прав и гарантий граждан нашей страны наблюдателей, сделав процедуры выборов открытее и прозрачнее.Таким образом, институт наблюдения все больше приобретает статус инструмента для обеспечения эффективности государственного управления. Качество наблюдательного процесса становится индикатором «чистоты» выборов, что ведет к появлению именно независимого, неангажированного института наблюдателей, способного встать на защиту избирательных прав граждан и отразить настоящее отношение народа к выбранной власти.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе были рассмотрены понятие и стадии избирательного процесса; права, полномочия и обязанности наблюдателей; процесс становления института наблюдателкй в современной России; значение этого субъекта избирательного процесса для политической жизни РФ. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, под избирательным процессом понимается совокупность всех мер и видов деятельности различных субъектов по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Избирательный процесс состоит из нескольких этапов, в число которых входит назначение выборов, формирование списков избирателей, оформление избирательных округов и участков, органищзация избирательных комиссий, регистрация и выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подведение итогово выборов. Наблюдатели как субъекты избирательного процесса приступает к работе на стадии организации выборов. Во-вторых, наблюдатели как субъекты избирательного права обладают рядом прав, полномочий и обязанностей. Самая главная функция наблюдателей заключается в контроле над процессом голосования и подведением его итогов. Безусловно, зачастую голосование происходит без нарушений, в установленном порядке, однако встречаются и случаи нарушения избирательного законодательства. Однако, стоит понимать, что статус наблюдателя должен быть получен путем, закрепленным в законодательстве. Наблюдатели могут присутствовать на выборах только в том случае, если они были назначены. Правом назначения наблюдателей на выборы обладают только определённый субъекты, их мы перечисляли выше. При прибытии на избирательный участок наблюдатель предоставляет специальный документ, т.е. направление от субъекта, обладающего правом назначения. В-третьих, процесс становления института наблюдателей берет свое начало в 1993 г., когда была принята Конституция РФ, в советские времена институт наблюдателей не существовал, поскольку тотальный контроль над избирательным процессом находился в руках партийных органов. Основными событиями в закреплении правового статуса наблюдателей стало принитие следующих ФЗ: «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О выборах Президента Российской Федерации»; «О политических партиях»; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Процесс эволюции этого субъекта электорального процесса продолжается до сих пор. В-четвертых, сегодня в российском обществе оформился запрос на дальнейшую демократизацию выборов, в направлении чего ведется активная работа. Привлечение субъектов общественного контроля к процессу наблюдения на выборах позволит снизить политическое давление, подготовить более квалифицированных, неравнодушных к обеспечению избирательных прав и гарантий граждан нашей страны наблюдателей, сделав процедуры выборов открытее и прозрачнее.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИсторические источники:Положение о выборах в Учредительное собрание. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей ХIX – начала XX в. –М.: Норма, 2001.–774 с.Нормативно-правовые акты:Закон РСФСР от 27.10.1989 «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР»// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3204#08510198691589843.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a7944b7701fbe63f48c943e8175be16462/.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция)// КонсультантПлюс [Электронный ресурс].– Режим доступа:URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/.A decade of monitoring elections: the people and the practice // OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights. 2008. P. 1-3.Статьи:Балашов А. И., Ковалев А. А. Проектное управление как методическая основа обеспечения военной безопасности России на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность / А.И.Балашов, А.А.Ковалев. – 2018. Т. 14. № 6 (363).– С. 1151-1165.Бердникова Е. В. Роль общественного контроля в обеспечении демократических выборов в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика, управление, право/ Е.В.Бердникова. –2014. № 4.– С. 651-662.Борисова Е. Г., Манохин И. В. Феномен «Болотной площади» как свидетельство формирования нового социально-политического типа в России // Вестник МГЛУ/ Е.Г.Борисова, И.В.Манохин.– 2016. № 3. –С. 129-144.Борисов И. Б. Общественный контроль — неотъемлемое звено легитимных выборов // Избирательное законодательство и практика/ И.Б.Борисов. –2016. № 1. –С. 41-45.Вяткина Г. О. Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов // ПРАВО: история и современность. –2018. № 3. –С. 122-126.Гаврилова М. А. Наблюдение за выборами как инструмент демократической избирательной системы // Вопросы российской юстиции/ М.А.Гаврилова. –2015. № 2. –С. 158-159.Галкин Д. В. Институт наблюдателей на выборах как форма общественного контроля // Вестник ТвГУ. Сер.: Право/ Д.В.Галкин.– 2017. № 1. –С. 106-111.Гуляницкая Д. А., Ребров С.А. К вопросу об институте наблюдателей в России: юридический и политологический аспекты // Скиф. Вопросы студенческой науки/ Д.А.Гуляницкая, С.А.Ребров. –2017. № 16. –С. 70-72.Елизарова М. А. К вопросу о совершенствовании института наблюдателей на выборах в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук/ М.А.Елизарова. –Нижний Новгород : ВГУВТ, 2014. –С. 134-136.Игнатов А. В. Независимое общественное наблюдение на муниципальных выборах: проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы/ А.В.Игнатов.– Иркутск, 2013.–С.256-271.Киселев В. О. Доверие к политическим институтам в России: опыт социологического мониторинга // ВЦИОМ: Мониторинг общественного мнения/ В.О.Киселев.– 2014. № 6. –С. 51-64.Комарова Е. В. Электоральный процесс как субъектно-объектное выражение отношений между гражданином, государством и международным сообществом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук/ Е.В.Комарова.– 2014. № 7-2. –С. 172-180.Ларина Е. В., Мочалин К. Г. Институт общественного контроля на выборах президента России в 2018 г. // Русская политология — Russian Political Science/ Е.В.Ларина, К.Г.Молчалин. –2018. № 7. –С. 29-33.Маркин А. А. Общее и особенное в подходах избирательного законодательства к правовому регулированию статуса наблюдателей в сравнительно-правовом контексте // Конституционное и муниципальное право/ А.А.Маркин.– 2015. № 2.–С. 40-44.Нисневич Ю. А. Политико-правовой анализ парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. Ч. I. Парламентские выборы 2011: протест и фальсификация // Вопросы политологии/ Ю.А.Нисневич.– 2013. № 10. –С. 153-168.Самарина М. Н. Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса в РФ // Диалог/ М.Н.Самарина. –2016. № 1. –С. 78-86.Скокова Ю. А. Наблюдатели на выборах в России // Социологические исследования/ Ю.А.Скокова. –2015. № 10. –С. 57-63.Стрелков А. А. Формирование института наблюдения за осуществлением избирательного процесса как средство совершенствования гражданского общества современной России // Вестник МГОУ/ А.А.Стрелков. –2013. № 5. Т. 2. –С. 158-163.Шамахов В. А., Балашов А. И. Новая общественно-политическая нормальность и уроки модернизации постсоветской системы государственного управления // Управленческое консультирование/ В.А.Шамахов, А.И.Балашов. –2016. № 12 (96). –С. 6-15.Шутова В. Н. К вопросу об изменении статуса наблюдателей на выборах // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях/ В.Н.Шутова. –Иркутск : Восточно-СибирскийинститутМВД. 2017. –С. 105-108.Enikolopov R., Korovkin V., Petrova M., Sonin K. Field experiment estimate of electoral fraud in Russian parliamentary elections // Proceedings of the National Academy of Sciences / R.Eniklopov, V. Korovkin, M. Petrova, K. Sonin. – 2013. N 2. – P. 448-452.Hyde S., Marinov N. Information and self-enforcing democracy: The role of international election observation // International Organization/S.Hyde, N.Marinov. – 2014. N 2. – P. 329-359.Ross H. Protecting the democratic process in Indian in country through election monitoring: a solution to tribal election disputes // American Indian Law Review/H.Ross. – 2011-2012. N 2.– P. 423-456.Roussias N., Ruiz-Rufino R. «Tying incumbents' hands»: The effects of election monitoring on electoral outcomes // Electoral Studies/ N.Roussias, R.Ruiz-Rufino. – 2018. N 54. – P. 116-127.Wojtasik W. Functions of elections in democratic systems // Political Preferences / W.Wojtasik. – 2013. N 4. – P. 27-35.

Исторические источники:
1) Положение о выборах в Учредительное собрание. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей ХIX – начала XX в. – М.: Норма, 2001. – 774 с.
Нормативно-правовые акты:
2) Закон РСФСР от 27.10.1989 «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3204#08510198691589843.
3) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a7944b7701fbe63f48c943e8175be16462/.
4) Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/.
5) Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/.
6) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/.
7) Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/.
8) A decade of monitoring elections: the people and the practice // OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights. 2008. P. 1-3.
Статьи:
9) Балашов А. И., Ковалев А. А. Проектное управление как методическая основа обеспечения военной безопасности России на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность / А.И.Балашов, А.А.Ковалев. – 2018. Т. 14. № 6 (363). – С. 1151-1165.
10) Бердникова Е. В. Роль общественного контроля в обеспечении демократических выборов в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика, управление, право / Е.В.Бердникова. –2014. № 4. – С. 651-662.
11) Борисова Е. Г., Манохин И. В. Феномен «Болотной площади» как свидетельство формирования нового социально-политического типа в России // Вестник МГЛУ / Е.Г.Борисова, И.В.Манохин.– 2016. № 3. – С. 129-144.
12) Борисов И. Б. Общественный контроль — неотъемлемое звено легитимных выборов // Избирательное законодательство и практика / И.Б.Борисов. – 2016. № 1. – С. 41-45.
13) Вяткина Г. О. Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов // ПРАВО: история и современность. – 2018. № 3. – С. 122-126.
14) Гаврилова М. А. Наблюдение за выборами как инструмент демократической избирательной системы // Вопросы российской юстиции / М.А.Гаврилова. – 2015. № 2. – С. 158-159.
15) Галкин Д. В. Институт наблюдателей на выборах как форма общественного контроля // Вестник ТвГУ. Сер.: Право / Д.В.Галкин. – 2017. № 1. – С. 106-111.
16) Гуляницкая Д. А., Ребров С.А. К вопросу об институте наблюдателей в России: юридический и политологический аспекты // Скиф. Вопросы студенческой науки / Д.А.Гуляницкая, С.А.Ребров. – 2017. № 16. – С. 70-72.
17) Елизарова М. А. К вопросу о совершенствовании института наблюдателей на выборах в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук / М.А.Елизарова. – Нижний Новгород : ВГУВТ, 2014. – С. 134-136.
18) Игнатов А. В. Независимое общественное наблюдение на муниципальных выборах: проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы / А.В.Игнатов. – Иркутск, 2013. – С.256-271.
19) Киселев В. О. Доверие к политическим институтам в России: опыт социологического мониторинга // ВЦИОМ: Мониторинг общественного мнения / В.О.Киселев. – 2014. № 6. – С. 51-64.
20) Комарова Е. В. Электоральный процесс как субъектно-объектное выражение отношений между гражданином, государством и международным сообществом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Е.В.Комарова. – 2014. № 7-2. – С. 172-180.
21) Ларина Е. В., Мочалин К. Г. Институт общественного контроля на выборах президента России в 2018 г. // Русская политология — Russian Political Science / Е.В.Ларина, К.Г.Молчалин. – 2018. № 7. – С. 29-33.
22) Маркин А. А. Общее и особенное в подходах избирательного законодательства к правовому регулированию статуса наблюдателей в сравнительно-правовом контексте // Конституционное и муниципальное право / А.А.Маркин. – 2015. № 2. – С. 40-44.
23) Нисневич Ю. А. Политико-правовой анализ парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. Ч. I. Парламентские выборы 2011: протест и фальсификация // Вопросы политологии / Ю.А.Нисневич. – 2013. № 10. – С. 153-168.
24) Самарина М. Н. Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса в РФ // Диалог / М.Н.Самарина. – 2016. № 1. – С. 78-86.
25) Скокова Ю. А. Наблюдатели на выборах в России // Социологические исследования / Ю.А.Скокова. – 2015. № 10. – С. 57-63.
26) Стрелков А. А. Формирование института наблюдения за осуществлением избирательного процесса как средство совершенствования гражданского общества современной России // Вестник МГОУ / А.А.Стрелков. – 2013. № 5. Т. 2. – С. 158-163.
27) Шамахов В. А., Балашов А. И. Новая общественно-политическая нормальность и уроки модернизации постсоветской системы государственного управления // Управленческое консультирование / В.А.Шамахов, А.И.Балашов. – 2016. № 12 (96). – С. 6-15.
28) Шутова В. Н. К вопросу об изменении статуса наблюдателей на выборах // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях / В.Н.Шутова. – Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД. 2017. – С. 105-108.
29) Enikolopov R., Korovkin V., Petrova M., Sonin K. Field experiment estimate of electoral fraud in Russian parliamentary elections // Proceedings of the National Academy of Sciences / R.Eniklopov, V. Korovkin, M. Petrova, K. Sonin. – 2013. N 2. – P. 448-452.
30) Hyde S., Marinov N. Information and self-enforcing democracy: The role of international election observation // International Organization / S.Hyde, N.Marinov. – 2014. N 2. – P. 329-359.
31) Ross H. Protecting the democratic process in Indian in country through election monitoring: a solution to tribal election disputes // American Indian Law Review / H.Ross. – 2011-2012. N 2. – P. 423-456.
32) Roussias N., Ruiz-Rufino R. «Tying incumbents' hands»: The effects of election monitoring on electoral outcomes // Electoral Studies / N. Roussias, R. Ruiz-Rufino. – 2018. N 54. – P. 116-127.
33) Wojtasik W. Functions of elections in democratic systems // Political Preferences / W. Wojtasik. – 2013. N 4. – P. 27-35.