История отношений государства и бизнеса в 90-е годы
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 05.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Влияние государственной власти на бизнес в России в различные исторические периоды 6
2. Характеристика взаимоотношений государства и бизнеса в России в 1990-е гг 9
3.Специфика практических методов влияния бизнеса на государство в 1990-е гг 13
4. Результаты взаимодействия государства и бизнеса в России в 1990-е гг 16
5. Определение роли верховной власти как центрального объекта воздействия бизнеса на государство в 1990-е гг 18
Заключение 22
Список используемых источников 24
Таким образом, лоббирование экономических интересов при взаимодействии с Государственной Думой в 1990-х гг. сталоновой прибыльной нишей для бизнеса, и в него начали инвестировать значительные капитальные вложения. Влияние бизнеса на власть при этом носило случайный характер и не было должным образом организован.Продолжение развития отношений государства и бизнеса отмечается и в Государственной Думе второго созыва. Однако здесь ключевое значение имели ФПГ, экономические интересы которых в одних случаях совпадали, в других противоречили друг другу. Таким образом, начало возникать контрлоббирование. Помимо этого, стали появляться новые специалисты, для которых экономический лоббизм стал фактически основным видом деятельности (т. н. «профессиональные лоббисты»). Особенно интересен тот факт, что среди них было большое число вновь не избранных депутатов, а также бывших руководителей различных ведомств по отраслям.Деятельность по вопросам взаимодействия бизнеса и власти в Государственной Думе третьего созыва была в основном хаотичной, однако её проявление было гораздо интенсивнее. Экономические интересы субъектов хозяйствования на различных уровнях стали намного разнообразнее. Также отметилось увеличение значения персонифицированных экономических интересов. В качестве дополнения к имеющимся группам интересов в Государственной Думе обозначилось масштабное страховое лобби, развиваемое представителями ЛУКОЙЛа, ЮКОСа и Газпрома. В качестве главного экономического лоббиста решила выступить Альфа-групп. Следует отметить, что не все представители экономических интересов в сложившихся условиях желали действовать в рамках цивилизованного лоббизма, в связи с чем криминализированностьвлияния бизнеса на власть по-прежнему была высокой.Резкий спад влияния бизнеса на представителей власти в нижней палате парламента четвёртого созыва связан с потерей лоббистами рычагов управления и решения многих важных финансовых вопросов. К этой ситуации привело доминирование фракции «Единая Россия». В сложившихся условиях представители бизнеса больше не имели возможности устанавливать договорные отношения с отдельными депутатами. Так, потенциал экономического лоббирования плавно стал перемещаться к органам исполнительной власти, главным образом, к федеральному правительству. В конце исследуемого периода здесь осуществляли свою деятельность основные идеологи, стратеги и технические исполнители проектов Кремля. Развиваемые проекты привели к необходимости перераспределения финансовых поступлений. Именно эти поступления явились мишенью для экономического лоббирования. В конце 1990-х ггвлияние бизнеса на власть отличалось большим разнообразием. Некоторые из них присутствуют в Государственной Думе и Правительстве и в настоящее время в качестве экспертов (Ассоциация Российских банков, Торгово-промышленная палата России и др.). Также активно развивались государственно-общественные организации, которые представляют структуры бизнеса европейского типа (немецкого, голландского и др.). Помимо этого, появлялись социально-экономические советы, подобные Совету по развитию предпринимательства при Президенте РФ. Число вышеперечисленных структур постоянно увеличивалось. ЗаключениеВзаимоотношения бизнеса и государства направлены на укрепление финансового состояния определённых групп интересов. Его эффективность, в первую очередь, зависит от экономического развития государства, а также от действующего законодательства относительно возможностей представления интересовбизнесас.Для экономического и социального развития странывзаимосвязь государства и бизнеса может нести как положительное, так и отрицательное значение. Положительное влияние главным образом связано с тем, что этозаставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ним, придаёт им большую динамику и гибкость; может выступать в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего мобилизацию общественной поддержки или оппозиции какому-либо законопроекту, оказывающего воздействие на политику; способствует защите принципов свободы общественных негосударственных структур: слоёв, общественных организаций, категорий и др. Негативное влияние проявляется том, что ономожет выступать в преступных формах, оказывая неправомерное давление на органы государственной власти; становится инструментом удовлетворения интересов иностранных групп в ущерб интересам представителей своего государства; может способствовать развитию местничества, национализма и др.В данной исследовательской работе установлено, что взаимоотношения бизнеса и государства имеют длительную историю становления и развития. Следует отметить, что в нашей стране данная осуществлялась ещё в царской России. Профессиональная деятельность по установлению взаимоотношений между представителями бизнеса и органами власти также фактически появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетий. Различное влияние на государственную власть в нашей стране отмечается на протяжении всей её истории. Так, давление на власть со стороны дворянских собраний, гильдий не прекращалось даже во времена абсолютной монархииСложная история государства определила ряд проблем в осуществлении экономического лоббирования. Так, длительный период существования СССР отметился полным отсутствием рыночной экономики, в связи с чем деятельность в сфере экономического лоббизма оказалась под угрозой. Однако даже в таких условиях лоббирование экономических интересов продолжалось. Так, руководители крупных отраслей и предприятий стремились к активному участию по распределению бюджетных средств на финансирования в своей сфере деятельности. После распада Советского Союза начался новый период развития взаимоотношений бизнеса и государства в России. Однако на пути данного процесса возникало множество проблем: коррупция, вмешательство криминальных структур в бизнес, отсутствие чёткой законодательной базы по вопросам экономического лоббирования. Основным результатом взаимоотношений бизнеса и государства в1990-е гг стало серьёзное увеличение доли частной собственности. Список используемых источниковФедеральный закон от 31 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (вступает в силу 30.06.2017)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/ Алексейчук, Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2015. – 384 с.Ачкасова, В.А. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ачкасова. - М.: Юрайт, 2016. - 33c.Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; ––М., 2015. –– 412 с.Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.Безденежных, В.М. Изменение прав собственности при трансформационных преобразованиях 90-х гг и противодействие криминализации бизнеса // Современные аспекты развития финансовой и кредитной системы Приднестровской Молдавской Республики. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 58-71.Васецкий, А.А. Лоббизм в политическом процессе современной России // Управленческое консультирование. 2016. №1. – С. 79-83.Гильметдинова, З.М. Лоббизм в российской и зарубежной практике // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. №2 (16). – С. 122-126.Дмитриева, Е.А. Лоббирование корпоративных интересов в органах государственной власти России // Власть. 2004. № 4. С. 65-70Зелепукин, Р.В. Понятие и происхождение лоббирования как политико-правового института // Вестник ТГУ. 2011. №8. – С. 77-80.Иванов, П. А. Лоббизм в современной России: инициативы по законодательному регулированию // Человеческий капитал. — 2014. — № 2 (62). — С. 161–166Иванов, П. А. Лоббизм в современной России: инициативы по законодательному регулированию // Человеческий капитал. — 2014. — № 2 (62). — С. 161–166Исправникова, Н. Р., Тихонов, А. Н. Лоббизм как легальная альтернатива коррупции или ее прямой конкурент? // Социология. — 2010. — № 1. — С. 179–186.Картамышева, Н.В. История развития предпринимательства и бизнеса в России в 1990-е гг // Великие свершения или "Лихие" 90-е XX века. Внутривузовская научная заочная конференция с участием студентов, аспирантов, молодых ученых, посвященная 20-летию образования юридического факультета. 2011. С. 185-190.Козырев, В.Н. Современная экономическая теория. 3-е изд., — М.: Финансы и статистика. — 2015. — 542с.Крамченков, С.И. Современный российский лоббизм: опыт социологического исследования // Государственная служба. № 1. 2012.Леонова, О. Г. Лоббизм в современной России в контексте социальной безопасности // Социальная безопасность: методология политического анализа. — Профиздат Москва, 2009. — С. 202–222.Мещерякова, А.А. Развитие бизнеса в России // Студенческий научный форум. материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции: электронный ресурс. 2014.Сущенко, В.А. Опыт первого взаимодействия власти и крупного бизнеса в 1990-е гг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-5. С. 20-23.Хоренко, Н. Российский лоббизм: саморегуляция или государственный контроль? // Бизнес и политика. 2016. № 5. – С. 43-48.Экономика /Под ред.А.И. Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. — М., 2015.- Проспект. 840 с.Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2014. — 448 с.Яковлев, А.В. Причины и последствия прихода криминала в менеджмент ресторанным бизнесом в 0-е гг 20 века // Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2019. С. 425-428.
2. Алексейчук, Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2015. – 384 с.
3. Ачкасова, В.А. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ачкасова. - М.: Юрайт, 2016. - 33 c.
4. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; ––М., 2015. –– 412 с.
5. Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.
6. Безденежных, В.М. Изменение прав собственности при трансформационных преобразованиях 90-х гг и противодействие криминализации бизнеса // Современные аспекты развития финансовой и кредитной системы Приднестровской Молдавской Республики. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 58-71.
7. Васецкий, А.А. Лоббизм в политическом процессе современной России // Управленческое консультирование. 2016. №1. – С. 79-83.
8. Гильметдинова, З.М. Лоббизм в российской и зарубежной практике // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. №2 (16). – С. 122-126.
9. Дмитриева, Е.А. Лоббирование корпоративных интересов в органах государственной власти России // Власть. 2004. № 4. С. 65-70
10. Зелепукин, Р.В. Понятие и происхождение лоббирования как политико-правового института // Вестник ТГУ. 2011. №8. – С. 77-80.
11. Иванов, П. А. Лоббизм в современной России: инициативы по законодательному регулированию // Человеческий капитал. — 2014. — № 2 (62). — С. 161–166
12. Иванов, П. А. Лоббизм в современной России: инициативы по законодательному регулированию // Человеческий капитал. — 2014. — № 2 (62). — С. 161–166
13. Исправникова, Н. Р., Тихонов, А. Н. Лоббизм как легальная альтернатива коррупции или ее прямой конкурент? // Социология. — 2010. — № 1. — С. 179–186.
14. Картамышева, Н.В. История развития предпринимательства и бизнеса в России в 1990-е гг // Великие свершения или "Лихие" 90-е XX века. Внутривузовская научная заочная конференция с участием студентов, аспирантов, молодых ученых, посвященная 20-летию образования юридического факультета. 2011. С. 185-190.
15. Козырев, В.Н. Современная экономическая теория. 3-е изд., — М.: Финансы и статистика. — 2015. — 542с.
16. Крамченков, С.И. Современный российский лоббизм: опыт социологического исследования // Государственная служба. № 1. 2012.
17. Леонова, О. Г. Лоббизм в современной России в контексте социальной безопасности // Социальная безопасность: методология политического анализа. — Профиздат Москва, 2009. — С. 202–222.
18. Мещерякова, А.А. Развитие бизнеса в России // Студенческий научный форум. материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции: электронный ресурс. 2014.
19. Сущенко, В.А. Опыт первого взаимодействия власти и крупного бизнеса в 1990-е гг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-5. С. 20-23.
20. Хоренко, Н. Российский лоббизм: саморегуляция или государственный контроль? // Бизнес и политика. 2016. № 5. – С. 43-48.
21. Экономика /Под ред.А.И. Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. — М., 2015.- Проспект. 840 с.
22. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2014. — 448 с.
23. Яковлев, А.В. Причины и последствия прихода криминала в менеджмент ресторанным бизнесом в 0-е гг 20 века // Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2019. С. 425-428.
Вопрос-ответ:
Какие исторические периоды отражают отношения государства и бизнеса в России?
История отношений государства и бизнеса в России включает различные исторические периоды, начиная с формирования государства и до наших дней. Важными этапами взаимодействия были периоды социалистической экономики, перестройки, 90-х годов и современности.
Каким было влияние государственной власти на бизнес в России в различные исторические периоды?
В различные исторические периоды влияние государственной власти на бизнес в России было разным. В период социалистической экономики государство полностью контролировало и регулировало бизнес. В период перестройки произошли некоторые легализационные и реформаторские шаги в отношении бизнеса. В 90-е годы государство вступило в активную борьбу за контроль над бизнесом, сопровождающуюся и коррупцией. В современности уровень влияния государства на бизнес также остается высоким.
Какие характеристики можно дать взаимоотношениям государства и бизнеса в России в 1990-х годах?
В 1990-х годах в России взаимоотношения государства и бизнеса были сложными. Государство пыталось установить контроль над экономикой и бизнесом, но одновременно был активен процесс приватизации и появление новых предпринимателей. Возникшее влияние бизнеса на государство также проявилось в виде коррупции и олигархических структур.
Какие практические методы влияния бизнеса на государство были характерны в 1990-х годах?
В 1990-х годах бизнес активно влиял на государство различными практическими методами. Это включало покупку политического влияния, лоббирование интересов, финансирование политических партий, предоставление личных услуг и даже участие в политических процессах, как это было при создании "семейных олигархий".
Какие были исторические периоды, отличающиеся взаимоотношением государства и бизнеса в России?
В истории России можно выделить несколько периодов, когда отношения государства и бизнеса имели свои особенности. Это, например, время централизованного планового управления в Советском Союзе, период расширения предпринимательской свободы в 1980-х годах, а также 1990-е годы, когда произошли кардинальные изменения в экономической системе России.
Какие характеристики можно дать отношениям государства и бизнеса в России в 1990-х годах?
В 1990-е годы Россия переходила к рыночной экономике, и процесс этот сопровождался ослаблением контроля государства над бизнесом. Бизнесмены получили больше свободы в своей деятельности, однако, с другой стороны, они часто сталкивались с коррупцией и нестабильностью законодательства.
Какие были практические методы влияния бизнеса на государство в 1990-х годах?
В 1990-е годы бизнес в России активно использовал различные методы влияния на государство. Это могли быть деньги и взятки, лоббирование своих интересов через медиа или политические связи, а также участие в политической жизни страны, в том числе через финансирование партий.
Какие результаты можно отметить взаимодействия государства и бизнеса в России в 1990-е годы?
Результаты взаимодействия государства и бизнеса в 1990-е годы были противоречивыми. С одной стороны, бизнес получил больше свободы и возможностей для развития, но с другой стороны, это привело к возникновению олигархических структур, неравномерному развитию отдельных отраслей и регионов, а также к злоупотреблению властью и коррупции.
Какие были особенности взаимоотношений государства и бизнеса в России в 90-х годах?
Взаимоотношения государства и бизнеса в 90-х годах в России были особенными. В это время произошли значительные изменения в экономической и политической системе страны, и бизнес оказался в новых условиях, где влияние государства стало более заметным. Государство активно вмешивалось в дела бизнеса через различные методы и механизмы.