Совершенствование механизма проектного управления в государственном и муниципальном управления
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 04.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Планирование национальных проектов в условиях бюджетных ограничений как главная цель государственной экономической политики РФ 4
1.1. Проектный подход для реализации целей государственной политики 4
1.2. Программно-целевое планирование через национальные проекты 7
1.3. Анализ реализации национальных проектов 2018-2019 годов: проблемы и возможные пути устранения 13
2. Анализ участия Дальневосточного федерального округа в реализации национальных проектов 17
2.1. Характеристика применяемых в Дальневосточном федеральном округе национальных проектов 17
2.2. Участие Дальневосточного федерального округа в реализации национальных проектов 20
2.3. Механизм финансовой поддержки Дальневосточного федерального округа в целях достижения результатов федерального проекта 24
3. Проблемы и пути их решения в части планирования и возможности реализации национальных проектов 27
3.1. Трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях реализации национальных целей развития 27
3.2. Особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Дальневосточном федеральном округе 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 38
В связи с этим необходимо проводить политику по выравниванию нормативной стоимости строительства в регионах России и вводить компенсационные мероприятия по логистике грузов и компенсации повышенных затрат на антисейсмические мероприятия.Учитывая территориальные особенности, необходима, например, реализация мероприятий по строительству объектов, транспортировке оборудования и материалов в рамках нацпроектов «Жилье и городская среда», «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Международная кооперация и экспорт». В противном случае вписаться в нормативную стоимость строительства и в его нормативные сроки на Дальнем Востоке будет достаточно сложно.Нужно отметить, что эти же факторы могут повлечь недостижение показателей даже по тем проектам, которые в достаточной мере обеспечены финансированием. Здесь будут наблюдаться риски неосвоения средств в полном объеме в установленные сроки. Для ДФО это может произойти по мероприятиям нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Экология», в мероприятиях, которые должны быть реализованы в отдаленных муниципальных образованиях, где особенности реализации федерального закона № 44 будут усугубляться отсутствием подрядных организаций. Региональная специфика не учитывается при установлении целевых показателей, особенно в абсолютном выражении. Так, в силу погодных условий органы власти не могут обеспечить необходимое количество круглогодично функционирующих спортивных объектов, особенно уличных. А вследствие небольшой численности населения полуострова не достигается значения показателей по оказанию психолого-педагогической помощи (имеется в виду семьям и детям, которые были приняты в приемную семью), потому что она просто не требуется в таком количестве. И ряд таких показателей есть еще и по другим проектам.По целому ряду федеральных проектов, которые органы власти регионов ДФО внесли в региональные проекты, на сегодняшний день отсутствует методика расчета. Например, по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отсутствует нормативная база, регламентирующая заключение контрактов жизненного цикла на проведение работ по ремонтам автомобильных дорог, хотя методические рекомендации недавно поступили. Отсутствует и нормативная документация по реализации мероприятий нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».Поскольку и национальные, и федеральные, и региональные проекты направлены на достижение единых целей, для них, как правило, устанавливаются схожие или идентичные целевые показатели, соответственно, предполагающие реализацию аналогичных мероприятий во всех регионах. Однако степень значимости тех или иных проблем в разных регионах неодинаковая.Например, для здравоохранения Камчатского края самой острой проблемой является дефицит медицинских кадров, который приводит к отсутствию специалистов, способных работать, особенно в районах Крайнего Севера.И для решения этой проблемы необходимы дополнительные средства на улучшение условий труда, на выделение служебного жилья, а мероприятия нацпроекта этого не предусматривают. Регион на уровне своего финансирование предусматривает решение данного вопроса.В силу особенностей (расселение, низкая плотность населения, протяженные и труднодоступные расстояния между небольшими пунктами) Камчатскому краю необходимо точечное размещение объектов социальной сферы. Так, например, для труднодоступных северных районов требуется строительство 14 ФАПов и врачебных амбулаторий. Однако финансирование данных мероприятий в проекте также не предусмотрено. А в рамках нацпроекта «Образование» для труднодоступных и отдаленных районов в силу малочисленности северных территорий целесообразным является строительство учебных комплексов «школа – детский сад», однако такие объекты тоже пока не включены в перечень объектов для предоставления субсидий.Отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения с материковой частью, а также пассажирских перевозок водным транспортом делают авиасообщение единственным способом посещения нашего полуострова. В этом случае особую тревогу вызывает развитие одной из наиболее перспективных отраслей экономики – туризма. Главным фактором, препятствующим формированию туристического потока на территории полуострова, является высокая стоимость авиаперелета, а летом она в разы дороже стоимости самого тура.Поэтому положительное решение вопроса о субсидировании стоимости авиабилетов для прибывающих туристов, и в том числе субсидирование внутри (перелетов по Камчатке, которые край субсидирует для своих жителей) является одним из ключевых факторов успешного развития отрасли. Однако национальный проект по развитию транспортной системы охватил только вопросы, связанные с функционированием автомобильных дорог.В заключении необходимо отметить, что неясным остается вопрос использования финансовых средств, которые будут образовываться в результате экономии, полученной, например, в ходе конкурсных процедур. В соответствии с действующим правилом они должны быть возвращены в федеральный бюджет, хотя целесообразнее было бы их использовать для решения других насущных проблем соответствующей сферы социально-экономического развития. Целесообразным было бы, на наш взгляд, предоставление региону возможности осуществлять переброску такой экономии с одного мероприятия проекта на другой в пределах финансового года по согласованию с федеральными органами власти.3.2. Особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Дальневосточном федеральном округеДля преломления негативной тенденции снижения рождаемости, обусловленной сокращением численности женщин репродуктивного возраста, на территории ДФО может потребоваться принятие комплекса дополнительных мер по поддержке рождаемости, что позволит достичь значения суммарного коэффициента рождаемости не ниже 1,7.Для снижения смертности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни планируется реализация мероприятий, в том числе направленных на повышение доступности медицинской помощи, развитие ее профилактического направления, увеличение выявляемости заболеваний, рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55 процентов, увеличение доли граждан, состоящих под диспансерным наблюдением.Особое внимание будет уделяться развитию стратегически важных регионов Российской Федерации, к числу которых относятся Арктическая зона Российской Федерации, Дальний Восток, Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Крым, город Севастополь и Калининградская область.Меры по развитию Дальнего Востока как центра международного экономического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии и государствами АТЭС будут направлены на увеличение численности населения Дальнего Востока; повышение качества жизни населения до уровня, превышающего среднероссийский; повышение темпов роста ВРП Дальнего Востока до значений, сопоставимых с показателями динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для достижения указанных целей Правительство Российской Федерации обеспечит:– установление дополнительных мер поддержки при переезде на Дальний Восток в рамках программы трудовой мобильности и добровольного переселения соотечественников;– благоприятные условия инвестирования и ведения бизнеса, создание новых преференций для инвесторов, включая расширение площади ТОСЭР, поддержку высокотехнологичных проектов, включая развитие инфраструктуры Дальневосточного федерального университета.В регионах ДФО формируется современная система управления и реализации национальных проектов. Она должна обеспечить координацию усилий всех органов власти и местного самоуправления, экспертных и общественных организаций. В ряде случаев для решения этой задачи, помимо региональных проектных офисов, создаются специальные консультативные органы. Например, в Хабаровском крае сформирован Совет по национальным и приоритетным проектам. В состав совета входят – губернатор, председатель и министры областного правительства. Он является консультативным органом и осуществляет координацию деятельности органов власти и всех участников реализации национальных проектов. Участие субъектов Федерации в реализации национальных проектов осуществляется через формат региональных проектов, и, следовательно, их структура должна соответствовать структуре одноименных федеральных проектов. Как правило, в каждом субъекте Федерации действует несколько десятков региональных проектов, они включены в состав практически всех региональных программ. Поэтому достаточно сложной становится задача управления этой конструкцией, обеспечения координации действий по реализации проектов, входящих в состав одного национального проекта. В этой связи представляется целесообразным осуществить определенную корректировку систем и программ субъектов Федерации с тем, чтобы обеспечить включение всех региональных проектов, относящихся к одному национальному проекту, в состав одной – максимум двух программ. Это должно существенно облегчить задачу координации действий по реализации региональных проектов.Таким образом, назрела необходимость внесения изменений в нормативно-правовую базу с тем, чтобы дать возможность субъектам федерации начинать использовать с выделением средств с начала года.Необходимо использовать принцип индивидуального подхода к регионам, детально учитывать их возможности. Реализация такого подхода потребует разработки специального инструментария для объективной оценки ситуации и потенциала субъектов Российской Федерации. ЗаключениеДальневосточный федеральный округ, как и другие округа Российской Федерации, к 2019 году завершил работу по разработке региональных составляющих федеральных и национальных проектов и приступил к их реализации.ДФО участвует в 11 национальных проектах и в 50 из 67 федеральных проектах. В целях обеспечения исполнения Указа № 204 установлена персональная ответственность за достижение его целей и показателей.В округе определены кураторы региональных проектов, их руководители, а также исполнительные органы государственной власти и ответственные за реализацию региональных проектов и достижение целевых показателей.В регионах ДФО формируется современная система управления и реализации национальных проектов. Она должна обеспечить координацию усилий всех органов власти и местного самоуправления, экспертных и общественных организаций. В ряде случаев для решения этой задачи, помимо региональных проектных офисов, создаются специальные консультативные органы. Например, в Хабаровском крае сформирован Совет по национальным и приоритетным проектам. В состав совета входят – губернатор, председатель и министры областного правительства. Он является консультативным органом и осуществляет координацию деятельности органов власти и всех участников реализации национальных проектов. Участие субъектов Федерации в реализации национальных проектов осуществляется через формат региональных проектов, и, следовательно, их структура должна соответствовать структуре одноименных федеральных проектов. Список использованной литературыУказ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (дата обращения – 10.03.2020).Антонюк Г.А. Проектирование и управление общественным развитием. – Минск: Наука и техника, 2015. – 205 с. Будущее России. Национальные проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения – 12.03.2020).Бусыгин А.М. Деловое проектирование и управление проектом. М.: МВШСЭН, 2015. — 515 с.Видяпин В.И. Региональная экономика: учеб. для вузов – М., Инфра-М, 2015. – 246 с.Давлетшин Т. Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона // Молодой ученый. – 2015. — №3. — С. 55-59.Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. СПб.: Бизнес-Пресса, 2015.-389 с.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2015. – 415 с.Каждый третий в России ничего не слышал о национальных проектах {Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/07/2019/5d3890579a79471db79ec29b (дата обращения – 07.03.2020).Карова Е.А. Инновационное развитие России в условиях экономических санкций // Экономические науки. 2015. – №9 (118). С. 21-24Кирьян П.Н. Алхимия менеджмента // Эксперт. – 2015. – № 17 – с. 38-39.Котляров И.В. Теоретические основы проектирования. – Мн.: Наука и техника, 2015. – 188 с. Курбатов В.И, Курбатова О.В. Инновационное проектирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 416 сКушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 575 с.Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 354 с.Мазур И.И. Управление проектами: учеб. Пособие. – М., 2015. – 264 с.Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. – М., 2015. – 188 с.Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3 (дата обращения – 09.03.2020).Мозголин Б.С. «Программно-целевое управление региональным развитием: проблемы и перспективы.»// Известия Томского политехнического университета. - 2016. - №6. – С.24-28Правительство опубликовало параметры национальных проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c6058199a79472f27e0f38e (дата обращения: 10.03.2020).Путин раскритиковал реализацию нацпроектов в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2019/5e035efb9a794779da6b5cc7 (дата обращения – 09.03.2020).Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. – М.: Инфра-М, 2015. -- 428 с.Черныш Л.П.. Экономическая политика [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.П. Черныш. - М.: Экономикс, 2016. – 367 с.ПриложенияПриложение 1Схема управления реализацией приоритетных национальных проектовПриложение 2Финансирование национальных проектов до 2024 года
2. Антонюк Г.А. Проектирование и управление общественным развитием. – Минск: Наука и техника, 2015. – 205 с.
3. Будущее России. Национальные проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения – 12.03.2020).
4. Бусыгин А.М. Деловое проектирование и управление проектом. М.: МВШСЭН, 2015. — 515 с.
5. Видяпин В.И. Региональная экономика: учеб. для вузов – М., Инфра-М, 2015. – 246 с.
6. Давлетшин Т. Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона // Молодой ученый. – 2015. — №3. — С. 55-59.
7. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. СПб.: Бизнес-Пресса, 2015.-389 с.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2015. – 415 с.
9. Каждый третий в России ничего не слышал о национальных проектах {Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/07/2019/5d3890579a79471db79ec29b (дата обращения – 07.03.2020).
10. Карова Е.А. Инновационное развитие России в условиях экономических санкций // Экономические науки. 2015. – №9 (118). С. 21-24
11. Кирьян П.Н. Алхимия менеджмента // Эксперт. – 2015. – № 17 – с. 38-39.
12. Котляров И.В. Теоретические основы проектирования. – Мн.: Наука и техника, 2015. – 188 с.
13. Курбатов В.И, Курбатова О.В. Инновационное проектирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 416 с
14. Кушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 575 с.
15. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 354 с.
16. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. Пособие. – М., 2015. – 264 с.
17. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. – М., 2015. – 188 с.
18. Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3 (дата обращения – 09.03.2020).
19. Мозголин Б.С. «Программно-целевое управление региональным развитием: проблемы и перспективы.»// Известия Томского политехнического университета. - 2016. - №6. – С.24-28
20. Правительство опубликовало параметры национальных проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c6058199a79472f27e0f38e (дата обращения: 10.03.2020).
21. Путин раскритиковал реализацию нацпроектов в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2019/5e035efb9a794779da6b5cc7 (дата обращения – 09.03.2020).
22. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. – М.: Инфра-М, 2015. -- 428 с.
23. Черныш Л.П.. Экономическая политика [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.П. Черныш. - М.: Экономикс, 2016. – 367 с.
Вопрос-ответ:
Какова главная цель государственной экономической политики РФ в условиях бюджетных ограничений?
Главная цель государственной экономической политики РФ в условиях бюджетных ограничений - совершенствование механизма проектного управления в государственном и муниципальном управлении, особенно в планировании национальных проектов.
Какой подход используется для реализации целей государственной политики?
Для реализации целей государственной политики используется проектный подход. Он позволяет определить четкие задачи, установить сроки и ресурсы для их выполнения, а также контролировать реализацию проектов.
Что такое программно-целевое планирование через национальные проекты?
Программно-целевое планирование через национальные проекты - это метод планирования, при котором цели и задачи государственной политики определяются в рамках национальных проектов, которые имеют четкие сроки и бюджетные ограничения. Это позволяет более эффективно использовать ресурсы и достичь запланированных результатов.
Каким образом можно устранить проблемы, возникающие при реализации национальных проектов?
Для устранения проблем, возникающих при реализации национальных проектов, необходимо внести изменения в механизм проектного управления, включая улучшение планирования, повышение эффективности использования ресурсов, усиление контроля за выполнением задач. Также важно учитывать опыт предыдущих проектов и активно привлекать экспертов для анализа и оценки реализации проектов.
Каковы особенности участия Дальневосточного региона в национальных проектах?
Участие Дальневосточного региона в национальных проектах имеет свои особенности, связанные с удаленностью от центральной части России и особыми условиями развития. В этом регионе актуальны проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства и рыбной промышленности. Особое внимание также уделяется созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития малого и среднего бизнеса.
Какую цель преследует государственная экономическая политика РФ в условиях бюджетных ограничений?
Основная цель государственной экономической политики РФ в условиях бюджетных ограничений – совершенствование механизма проектного управления в государственном и муниципальном управлении. Это позволяет обеспечить эффективную реализацию национальных проектов, осуществляемых в рамках государственной политики, несмотря на ограниченность средств.
Каким образом проектный подход помогает достигать целей государственной политики?
Проектный подход является эффективным инструментом для реализации целей государственной политики, поскольку он позволяет четко определить цели проекта, структурировать его выполнение, установить сроки и ресурсы, необходимые для успешной реализации. Такой подход упрощает контроль за ходом проекта и позволяет добиться наилучших результатов при ограничении бюджетных средств.
Как осуществляется программно-целевое планирование через национальные проекты?
Программно-целевое планирование через национальные проекты включает определение приоритетов государственной политики и разработку программ по их осуществлению. Национальные проекты являются инструментом реализации таких программ, объединяющих различные проекты и мероприятия в рамках одного направления. Такой подход позволяет более эффективно использовать бюджетные средства и контролировать выполнение поставленных задач.
Какие проблемы возникли при реализации национальных проектов в 2018-2019 годах?
В ходе реализации национальных проектов в 2018-2019 годах возникли ряд проблем, таких как неэффективное использование бюджетных средств, низкая степень контроля за выполнением проектов, отсутствие своевременной отчетности и информации о ходе реализации проектов. Кроме того, в некоторых случаях возникала необходимость корректировки целей и сроков проектов из-за изменения обстановки или появления новых задач. Для устранения этих проблем необходимо внедрение более эффективных механизмов контроля и мониторинга проектов, а также повышение прозрачности и доступности информации о ходе и результатах их реализации.
Какие цели стоят перед государственной экономической политикой РФ?
Одной из главных целей государственной экономической политики РФ является планирование национальных проектов в условиях бюджетных ограничений. Это позволяет реализовывать проектный подход для достижения целей государственной политики. Также значительное внимание уделяется программно-целевому планированию, осуществляемому через национальные проекты. Анализ реализации национальных проектов в 2018-2019 годах позволяет выявить проблемы и найти возможные пути их устранения.
Каким образом проектный подход помогает реализовывать государственную политику?
Проектный подход позволяет определить конкретные цели и задачи, а также разработать их реализацию в виде проектов. Такой подход повышает эффективность исполнения государственной политики, позволяет более четко определить ответственность за результаты и контролировать их достижение. Кроме того, проектный подход способствует оптимальному использованию ресурсов и снижению издержек.
Какие проблемы возникли при реализации национальных проектов в 2018-2019 годах и как их можно устранить?
В реализации национальных проектов в 2018-2019 годах возникли ряд проблем, включая неэффективное использование бюджетных средств, недостаточную прозрачность и контроль за расходованием этих средств, а также отсутствие эффективного механизма мониторинга и оценки достижения целей проектов. Для устранения этих проблем необходимо усовершенствовать механизмы планирования и контроля, повысить прозрачность и открытость процессов, а также улучшить систему мониторинга и оценки результатов.