Исследование и анализ музыкального самиздата эпохи СССР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.12.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Появление и развитие музыкальной журналистики в России 5
2 История развития музыкальной журналистики в России 12
2.1 Музыкальная журналистика советской эпохи 12
2.2 Послевоенные годы 16
2.3 Период 60-90-е годы ХХ века 18
3 «Кругозор» - советский музыкальный журнал для молодежи............21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

2). Практиковались «продолженные» репортажи, когда начало статьи печаталось текстом с иллюстрациями, а окончание нужно было слушать.Гибкие диски вначале печатались на приобретённой во Франции специальной машине. С 1991 года часть тиража выходила с аудиокассетой, а с 1992 года от гибких пластинок было решено отказаться.Несмотря на интересную идею, техническая реализация имела некоторые трудности: поскольку предлагалось, раскрыв журнал на определенной аудиостранице, установить ее на электрофон — на положение и, главное, форму пластинки — то наличие слегка деформированных бумажных слоев оказывало на это сильное влияние. Их деформации суммировались, и из-за этого игла звукоснимателя начинала соскальзывать с пластинки. По этой причине для прослушивания иногда приходилось вырывать или вырезать пластинку ножницами.Темами журнала были документально-хроникальные и художественные звукозаписи, воспроизводившие выступления государственных, общественных деятелей, мастеров искусств, а также лучшие образцы классического и современного искусства, народного творчества, новинки литературы, музыки, театра, эстрады.Важно отметить, что «Кругозор» всегда следовал веяниям времени и выпускал только самые актуальные новинки. В 60-е гг. в журнале публиковались записи популярнейших итальянских фестивалей, в конце 70-х прорыв совершила первая пластинка британской-группы Pink Floyd, а в 80-е гг. читателей захлестнула волна отечественного и зарубежного рока. Журнал также регулярно сопровождали песни звезд советской эстрады: Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Иосифа Кобзона, Валерия Ободзинского и множества популярных в свое время ВИА, таких как «Самоцветы», «Песняры», «Пламя», многих известных зарубежных исполнителей, спрос на записи которых в Советском Союзе существенно превышал предложение.Первым главным редактором «Кругозора» был Борис Михайлович Хессин, впоследствии глава телевизионного объединения «Экран», его замом Е. С. Велтистов, позже ряд чиновников, а в середине 1980-х годов его сотрудник, журналист, а позже прозаик Сергей Есин, впоследствии многолетний ректор Литературного института.Рисунок 2 -Разворот журнала «Кругозор» с гибкими грампластинкамиУ истоков журнала были Юрий Визбор, проработавший в нем 7 лет с момента основания, Галина Шергова, Людмила Петрушевская, поэт Евгений Храмов.Рассмотрим один из выпусков легендарного молодежного журнала «Кругозор» (№1, 1964 год). «Сегодня «Кругозор» говорит: «Здравствуйте, друзья!». Мы не обращаемся к вам со словами, привычными для газеты и журнала, – «Товарищи читатели» или обычными для радио – «Товарищи слушатели». Вас приветствуют печатные страницы, но вы услышите и наш голос. Старшие братья наши – печать и радио – пожали друг другу руки в этом журнале.Сегодня за порогом каждого дома лежит вся планета и за каждым окном начинается Вселенная. Мы хотим, чтобы жизнь вошла к вам в дом во всем многообразии своих красок и звуков, чтобы удивительные люди, делающие её, познакомились с вами. Они станут вашими собеседниками, и вы сможете вглядеться в их лица. Как близким знакомым, герой расскажет вам о своём подвиге, а композитор и певец познакомят с новой песней. В вашем доме поэт прочтет новые стихи, а оркестр пригласит на танец.Мы ждем, что в адрес «Кругозора» будут приходить письма с рассказами об интересных людях, которых вы встретили, фотографии мест, где вы побывали. Но пусть письма ваши будут и говорящими. На магнитофонных пленках запечатлится дыхание страны – накал рабочих планерок и споры студенческих общежитий, ритмы дорог и новостроек, шорохи лесов и рек...» - сказано в реплике редакции ежемесячного звукового журнала «Кругозор».Далее на первой звуковой странице предлагается прослушать отрывок из речи Первого секретаря ЦК КПСС товарища Н.С.Хрущева на июньском Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. «Нигде в мире нет такой могучей, жизнеутверждающей литературы и такого искусства, как в Советском Союзе» - гордо заявляет Н.С. Хрущев.Для сравнения рассмотрим еще один выпуск молодежного журнала «Кругозор» (№3, 1968 год). Открывает издание заметка автора Г. Шерговой под названием «Вместе» в сопровождении фотоиллюстраций Ю. Слюсарева и В. Резникова: «…И наступает день, когда человек твердо знает, как устроена жизнь вокруг. Он знает, когда время идти дождям и время опускаться снегу, знает время трудов и время праздности, время познавать и время раздавать постигнутое. И пусть открывшееся уже знали десятки поколений, человеку необходимо собственное ощущение порядка.Ему кажется тогда, что он обуздал бытие...».К музыкальным шедеврам данного выпуска относится фрагмент второго действия оперы Бизе «Кармен» (Кармен – Г.Бамбри, Хозе – Д.Викерс. Дирижер Герберт фон Караян) (стр. 5).На звуковой странице 7 приводится музыка и слова народные («Нана» (Колыбельная), «Мравалжамиер» (многие лета), «Цженоснури» (Походная). Исполняют: вокальный ансамбль Тбилисской консерватории, сёстры Ишхнели, хор и ансамбль народной песни Грузии).Издавались также тематические и специальные выпуски «Кругозора» на русском, английском, немецком, японском и других языках. Первая в СССР звуковая книга (о Ленине) была издана «Кругозором» в год 100-летия со дня рождения вождя (1970).В 1960-х — 1970-х гг. в журнале была рубрика «Кабачок 33 с половиной оборота» (по образу и подобию передачи «Кабачок «13 стульев»»), в которой представляли новые отечественные и зарубежные песни. Одним из ведущих этой рубрики был Зиновий Гердт.Например, в выпуске №3 от 1968 года на странице 14 приведена вышеупомянутая рубрика: «Сегодня Вы встретите в нашем «Кабачке» и признанных знаменитостей, и робких дебютантов. Не берусь предсказать, кто из них доставит вам больше удовольствия. Загадочные картинки, так изысканно украшающие эту страничку, я уверен, настроят вас самым лучшим образом на восприятие богатейшей музыкально-поэтической сокровищницы, скрытой в бороздке пластинки «Кругозора». Более скромно я это выразить не мог.- Аида Ведищева достаточно известна, и все же сегодня в ее взгляде светится некая тайна, что-то невысказанное. Вы не находите? (Звуковая страница 9 – Кабачок 33 ½ оборота. «Уходит детство» (В.Шаинский, А.Осипова, А.Ведищева);- С какою бы пристальностью вы ни рассматривали эту монгольскую миниатюру, вам все равно не догадаться, куда и зачем едут эти трое, и вообще какое все это имеет отношение к нашему «Кабачку? (Звуковая страница 10 – «Бабушка, научи играть в бридж» – Ю.Кулиговская; «Мужчина и женщина» (Ф.Лей - П.Бару) П.Бару и Н.Круазье);- А этот кусок доски с шашками!.. Сколько в нем интриги! Что это? Простые?.. Стоклеточные?.. А вдруг – поддавки!.. Ведь все может быть… «Шашки» (В.Махлянкин, Е.Синицын, Ю.Филимонов). А сколько артистов, музыкантов, мелодий представлено на этой страничке! Просто дух захватывает». С уважением Зиновий Гердт».Впоследствии жанр молодежного журнала «Кругозор» определен как литературно-музыкальный общественно-политический иллюстрированный звуковой журнал, который на то время не имел аналогово в концентрации материалов в разнообразных форматах: видеоряд, текст. звук.«Кругозор» просуществовал почти тридцать лет. За эти годы вышло около 350 номеров с гибкими пластинками.ЗАКЛЮЧЕНИЕПреобразования в социально-экономической, политической, духовной сфере, которые связаны с развенчанием «культа личности» И.В. Сталина, коснулись каждого гражданина СССР, поэтому журналистика середины XX века меняет собственное содержание по объективным обстоятельствам.На страницы газет и журналов проникла социальная тематика, начали освещать противоречивые, но актуальные темы, которые связаны с стилем руководства, сельским хозяйством, экономическим развитием СССР и так далее. В центре данных материалов не партийные деятели или сам «вождь» государства, а советский рядовой человек – творец и созидатель своей жизни. Но это был крайне противоречивый жизненный период.С одной стороны, антропоцентризм «оттепели» поспособствовал реабилитации личности посредством средств массовой информации. С другой стороны, СМИ, которые руководствуются директивным аппаратом, остались в полной зависимости от административно-командной системы.«Оттепель» конца 1950 – начала 1960-х годов приоткрыла «окно в мир» советскому обществу. Сюда ворвалось порывистое дыхание молодежного течения культурно-общественной мысли как нового откровения о существовании человека и государства.Тогда, в детстве и юности, не было Интернета, но страна не испытывала информационного голода. Все самое интересное и важное было найдено в газетах и журналах молодежной тематики, книгах, потом в телепередачах. Каждая советская семья могла выписывать несколько наименований журналов и газет. Выхода любимого периодического издания молодежь СССР ожидала с нетерпением.Каталог периодических изданий в СССР собой представлял довольно увесистый фолиант, где были, помимо 8 тысяч газет, подписные индексы на несколько сотен журналов – как республиканских, так и всесоюзных.Советские молодежные и детские журналы, несмотря на политизированность, учили на своих страницах молодежь и детей взаимовыручке и дружбе, увлеченности в учебе, уважению по отношению к старшим, необходимости защищать маленьких и слабых, любить собственную Родину, семью, беречь природу, добросовестно и честно работать на благо всех!«Кругозор» — ежемесячный советский и российский литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок. Издавался в 1964—1992 годах.Данные молодежные музыкальные журналы являются яркими представителями периодической печати советского времени (1950-1960 х годов). Благодаря концепции изданий, молодежь получала не только полезные знания и улучшала собственный кругозор, умения, навыки, но и разнообразный досуг (чтение интересных статей, стихотворений, рассказов, прослушивание музыки).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрхивный выпуск журнала «Кругозор», №1, 1964 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugozor-kolobok.ru (дата обращения: 15.11.2021)Архивный выпуск журнала «Кругозор», №3, 1968 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugozor-kolobok.ru (дата обращения: 15.11.2021)Вакурова Н.Г. Музыкальная критика 1920-х годов о методологии музыкально-критического анализа // Критика и музыкознание. - М.: Музыка, 1975. - С. 195-220.Валькова В.Б. Между элитой и массами: В.В. Стасов и три модели музыкальной критики в России // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, методологии и истории. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 144.Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. –Санкт-Петербург.: Амфора, 2007. – 89 с.Игдалова Г. Музыка сталинской эпохи и доктрина соцреализма (по материалам журнала «Советская музыка») // Gradusadparnassum. - Н. Новгород, 1998. - С. 110.Информация о журнале «Кругозор». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кругозор_(журнал,_СССР)(дата обращения: 16.11.2021)Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. –М.: Владос пресс, 2007. – 294 с.Музыкальная журналистика на видеоканалах YouTube [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=901022 (дата обращения: 04.11.2021)Музыкальная журналистика, История музыкальной журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studbooks.net/1189496/zhurnalistika/muzykalnaya_zhurnalistika (дата обращения: 01.11.2021)Музыкальные издания. Журнал «Нувеллист» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post433390828/ (дата обращения: 02.11.2021)Орлов А.С. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Велби; Проспект, 2008. – С. 289.Особенности музыкального издания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studbooks.net/723541/zhurnalistika/osobennosti_muzykalnogo_izdaniya (дата обращения: 03.11.2021)Российская федерация. Законы. О средствах массовой информации: [федер. закон от 27.12.1991 № 2124-1]. – М.: Норма, 2001. – 98 с.Свердлов П.Л. Музыкальная журналистика как феномен современного медиапространства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://freedocs.xyz/pdf-387808892 (дата обращения: 10.11.2021)

1. Архивный выпуск журнала «Кругозор», №1, 1964 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugozor-kolobok.ru (дата обращения: 15.11.2021)
2. Архивный выпуск журнала «Кругозор», №3, 1968 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugozor-kolobok.ru (дата обращения: 15.11.2021)
3. Вакурова Н.Г. Музыкальная критика 1920-х годов о методологии музыкально-критического анализа // Критика и музыкознание. - М.: Музыка, 1975. - С. 195-220.
4. Валькова В.Б. Между элитой и массами: В.В. Стасов и три модели музыкальной критики в России // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, методологии и истории. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 144.
5. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. –Санкт-Петербург.: Амфора, 2007. – 89 с.
6. Игдалова Г. Музыка сталинской эпохи и доктрина соцреализма (по материалам журнала «Советская музыка») // Gradus ad parnassum. - Н. Новгород, 1998. - С. 110.
7. Информация о журнале «Кругозор». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кругозор_(журнал,_СССР) (дата обращения: 16.11.2021)
8. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. –М.: Владос пресс, 2007. – 294 с.
9. Музыкальная журналистика на видеоканалах YouTube [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=901022 (дата обращения: 04.11.2021)
10. Музыкальная журналистика, История музыкальной журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studbooks.net/1189496/zhurnalistika/muzykalnaya_zhurnalistika (дата обращения: 01.11.2021)
11. Музыкальные издания. Журнал «Нувеллист» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post433390828/ (дата обращения: 02.11.2021)
12. Орлов А.С. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Велби; Проспект, 2008. – С. 289.
13. Особенности музыкального издания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studbooks.net/723541/zhurnalistika/osobennosti_muzykalnogo_izdaniya (дата обращения: 03.11.2021)
14. Российская федерация. Законы. О средствах массовой информации: [федер. закон от 27.12.1991 № 2124-1]. – М.: Норма, 2001. – 98 с.
15. Свердлов П.Л. Музыкальная журналистика как феномен современного медиапространства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://freedocs.xyz/pdf-387808892 (дата обращения: 10.11.2021)

Вопрос-ответ:

Как появилась и развивалась музыкальная журналистика в России?

Музыкальная журналистика в России появилась и развивалась в разные периоды и эпохи. Сначала она приняла форму театральной критики и музыкального обозрения. В советскую эпоху журналистика в области музыки имела свои особенности и ограничения, связанные с цензурой и идеологическими рамками. Послевоенные годы и период с 60-х по 90-е годы ХХ века были богаты на развитие журналистики в музыкальной сфере. Сегодня музыкальная журналистика продолжает развиваться и адаптироваться к современным реалиям.

Какова история развития музыкальной журналистики в России?

История развития музыкальной журналистики в России началась с появления театральной критики и музыкального обозрения. В советскую эпоху музыкальная журналистика имела свои особенности из-за цензуры и идеологических рамок. После Второй мировой войны и до конца 1950-х годов доминировала идеологическая линия в музыкальной журналистике. В 60-90-е годы ХХ века происходил значительный прорыв в развитии жанра, появлялись новые журналы и публикации.

Какие особенности были в музыкальной журналистике советской эпохи?

В советскую эпоху музыкальная журналистика имела свои особенности. Она была подвержена цензуре и идеологическим рамкам. Журналисты должны были следовать определенным приказам партии и пропагандировать социалистическую музыку и искусство. Были также ограничения на публикацию материалов о западной музыке. Однако, несмотря на эти ограничения, в советской эпохе происходило развитие музыкального журнализма.

Какое значение имеет музыкальный самиздат в эпоху СССР?

Музыкальный самиздат имел огромное значение в эпоху СССР, так как предоставлял возможность слушать и распространять запрещенную государством музыку. В то время западная рок-музыка и другие жанры были под запретом, и самиздат стал главным источником новых звукозаписей и информации о музыкальных трендах.

Какая роль играли журналы в развитии музыкальной журналистики в России?

Журналы играли важную роль в развитии музыкальной журналистики в России. Они были основным каналом передачи информации о новых музыкальных трендах и исполнителях, а также давали возможность молодежи выразить свои музыкальные предпочтения и обсудить их.

Какую историю прошла музыкальная журналистика в России?

Музыкальная журналистика в России прошла долгий путь развития. Она начала свою историю советской эпохой, когда журналы стали основным источником информации о музыке для советской молодежи. После войны журналы стали более разнообразными, предлагая своим читателям широкий спектр музыкальных жанров. В период с 60-х по 90-е годы журналистика стала более профессиональной и критической.

Какой вклад в музыкальную журналистику внес журнал "Кругозор"?

Журнал "Кругозор" внес огромный вклад в развитие музыкальной журналистики. Он стал первым советским музыкальным журналом для молодежи, представляющим широкий спектр музыкальных жанров и исполнителей. "Кругозор" также активно практиковал продолженные репортажи, что позволяло читателям более глубоко погрузиться в тему.

В каком формате печатались статьи в музыкальных журналах?

В советскую эпоху статьи в музыкальных журналах печатались текстом с иллюстрациями. Это позволяло читателям получить полную информацию о музыкальных новинках, исполнителях и трендах. Такой формат публикации позволял более рационально использовать имеющееся место в журналах и в то же время обеспечивал наглядность и интерес для читателей.

Какова цель исследования и анализа музыкального самиздата эпохи СССР?

Целью исследования и анализа музыкального самиздата эпохи СССР является понимание значимости и влияния этого явления на музыкальную культуру того времени, а также его связь с социальными и политическими процессами.

Каким образом развивалась музыкальная журналистика в России?

Музыкальная журналистика в России развивалась постепенно, проходя через различные исторические этапы. Она начала получать признание еще в советской эпохе, затем ее развитие продолжилось в послевоенные годы и достигло своего пика в период с 60-х по 90-е годы ХХ века.

Какую роль играла музыкальная журналистика в советской эпохе?

Музыкальная журналистика имела огромное значение в советской эпохе, так как она являлась одним из немногих доступных источников информации о западной музыке и культуре для советских граждан. Она способствовала распространению новых музыкальных трендов и влияла на формирование вкусов и предпочтений аудитории.

Кто был основным читателем журнала "Кругозор"?

Журнал "Кругозор" был предназначен для молодежи и стал очень популярным в советском обществе. Он предлагал обзоры мирового музыкального искусства, рассказывал о зарубежных исполнителях, делился новостями о музыкальных событиях и публиковал партитуры популярных песен.