Масс-медиа как инструментарий информационной войны.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 41 41 страница
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 22.01.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ 6
1.1.Феномен информационной войны: понятие, подходы к изучению, история возникновения 6
1.2. Роль традиционных и новых медиа в манипулировании общественным сознанием в рамках информационного противоборства 15
Глава II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: РОЛЬ МАСС-МЕДИА……………28
2.1 Информационные войны НАТО во главе с США 28
2.1. Китай в современной информационной войне 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Фрагмент для ознакомления

Эксперт предполагает, что проблема Китая заключается в том, что немногие организации хотят высказаться в его защиту, и они не очень хорошо сотрудничают со СМИ.Таким образом, на протяжении долгого времени руководство Китая не рассматривало масс-медиа как серьезный инструмент ведения информационной войны. Тем не менее, потребность в формировании позитивного образа на международной арене, а также усиливающиеся информационные нападки США, сподвигли правительственные круги Китая к созданию мощной государственной системы ведения информационного противоборства. Осуществляется тотальный контроль над СМИ как внутри страны, так и в странах тихоокеанского региона. Значительное число газет, теле– и радиоканалов приобретены агентами и офицерами китайской разведки.С помощью контролируемых СМИ осуществляется ведение информационной войны. Посредством широкого инвестирования в интернет-технологии, в частности, нацеленного на стимулирование создания СМИ в Интернете и развитие социальных сетей, Китай стремится сформировать позитивный имидж государства на международной арене и смягчить за счет создания эффекта плюрализма мнений негативное восприятие зарубежной аудиторией некоторых проблем внутриполитического развития страны. Вместе с тем, стремясь расширить информационные каналы, вещающие из Китая, власти страны стремятся контролировать воздействие зарубежных СМИ на китайскую аудиторию.ЗаключениеВ результате анализа феномена информационной войны, мы пришли к выводу, что определение данного явления является объектом дискуссий в политических и исследовательскихкругах. Мы соглашаемся с тем, что информационная война – этопродолжение политики средствами информации, содержанием которой выступает острое информационное противоборство, направленное на преодоление сопротивления противника, подавление его воли и навязывание ему идеалов, смыслов и ценностей, склоняющих его на свою сторону. Основное средство ведения информационной войны в современных международных отношениях – массовая информация, силовое воздействие которой потенциально и опосредованно усиливается другими средствами. Отличительными чертами информационной войны как особой формы политического противоборства в новых условиях выступают заявленность цели, интенсивность информационного взаимодействия, агрессивная направленность задействованных средств, применение нелегитимных приемов и сомнительных методов.Особую значимость приобретают, так называемые, новые медиа, которые стали важнейшими акторами в системе коммуникации наравне с традиционными СМИ. Кновым медиа принято относить электронные СМИ, социальные сети, мессенджеры, блоги и микроблоги, информационные ленты и новостные агрегаторы, в том числе, разнообразные интернет-проекты в формате Web 2.0. Цель медиавоздействий заключается в завоевании расположения мирового сообщества, включая зарубежную аудиторию, и одновременно негативно представить противника.Изучение информационной войны НАТО в ходе вооруженного конфликта в Косово (1998 – 1999 гг.) показало, что агрессия НАТО и, в частности, США, стала одним из наиболее классических и показательных примеров использования масс-медиа в интересах оказания воздействия на войска и население противника. Благодаря отлаженному механизму государственного контроля над информационной политикой масс-медиа окончательно стали составной частью общего сценария операций с применением вооруженных сил и сыграли значительную роль в достижении военных и политических целей кампании. Другим изучаемым кейсом информационной войны США и союзников стал вооруженный конфликт в Ираке в 2003 г. Белый дом сделал упор на эмоциональное восприятие мировым сообществом «иракской угрозы», а не на ее рациональную оценку, так как общество в то время еще находилось, в так называемом, «постсентябрьском шоке» после событий 11 сентября 2001 г. У рядового американца был сформирован образ внешнего врагав лице абстрактного «мусульманина-террориста», который ненавидит США и весь западный мир и представляет угрозу для безопасности самих американцев. Такие психологические установки были необходимы Вашингтону для оправдания перед собственным населением и рядовыми военнослужащими необходимости военной операции. С началом интервенции США и союзников, коалиционные силы блокировали практически всю информационную систему Ирака (радио, телевидения, Интернет). Это обеспечило монопольное использование многонациональными силами средств телерадиовещания для ведения информационной войны.Интервенция НАТО в Ливию 2011 г. – еще один наглядный пример, на котором можно изучать методы и тактику ведения информационной войны. Яркой особенностью динамики развития событий в Ливии является их постоянное широкое освещение мировых масс-медиа. Несмотря на то, что США и их союзники добились своей военной цели (режим М. Каддафи был свергнут, а сам он был жестоко убит повстанцами), непродуманная, шаблонная организация информационной войны западной коалиции, откровенная дезинформация, подаваемая СМИ этих стран, подрывала доверие и дискредитировала НАТО в ливийском конфликте.В настоящее время внимание всего мира приковано к событиям в Сирии, которая является одной из главных сцен информационной войны крупных акторов международных отношений, в частности, США. Дезинформация общественности о событиях, происходящих в Сирии, заключается в приписывании противоправных действий оппозиции государственной власти: убийства мирных граждан, применение химического оружия и др. Проанализировав участие Китая в современной информационной войне, можно сделать вывод, что на протяжении долгого времени руководство Китая не рассматривало масс-медиа как серьезный инструмент ведения информационной войны. Тем не менее, потребность в формировании позитивного образа на международной арене, а также усиливающиеся информационные нападки США, сподвигли правительственные круги Китая к созданию мощной государственной системы ведения информационного противоборства. Осуществляется тотальный контроль над СМИ как внутри страны, так и в странах тихоокеанского региона. Значительное число газет, теле– и радиоканалов приобретены агентами и офицерами китайской разведки. Посредством контролируемых СМИ осуществляется ведение информационной войны. Посредством широкого инвестирования в интернет-технологии, в частности, нацеленных на стимулирование создания СМИ в Интернете и развитие социальных сетей, Китай стремится сформировать позитивный имидж государства на международной арене и смягчить за счет создания эффекта плюрализма мнений негативное восприятие зарубежной аудиторией некоторых проблем внутриполитического развития страны. Вместе с тем, стремясь расширить информационные каналы, вещающие из Китая, власти страны стремятся контролировать воздействие зарубежных СМИ на китайскую аудиторию. Список литературыНормативно-правовые акты и официальные документыJahresbilanz der Pressefreiheit (2020). Reporter ohneGrenzen. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: https://www.reporter-ohne-grenzen.de/jahresbilanz/2020/2, свободный. Заглавиесэкрана. Яз.нем. (датаобращения: 23.11.21).Report to the National Security Council by the Department of State: Summary of Conclusions (1948). [Электронныйресурс]. Режимдоступа: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1948v01p2/d37, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21).USSecretaryDoDDirectiveTS-3600.1, «InformationWarfare (U)», December 21, 1992. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: https://www.esd.whs.mil/Portals/54/Documents/FOID/Reading%20Room/Other/14-F-0492_doc_02_Directive_S-3600-1.pdf, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21). Научная литература и монографииКара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2007. С. 864.Зелинский С.А., Нагавкина Л.С., Федоров А.В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Спб.: СКИФИЯ, 2008. С. 407.Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. С. 260.Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Рефл-бу, 2015. С. 576.Сулейманова Ш.С., Назарова Е.А. Информационные войны: история и современность. М.: Этносоциум, 2017. С. 90.Чумиков А.Н. Медиарилейшзн. М.: Аспект – Пресс, 2014. С. 184. Периодические изданияБарабаш В.В., Котеленец Е.А. Информационные войны и медийное пространство: теоретические аспекты новейших изменений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. №3. С. 150 – 158.Бобров А. Информационная война: от листовки до твиттера // Зарубежное военное обозрение. 2013. №1. С. 19 – 26.Грачев С.И., Баранова Т.В. Роль «новых медиа» в современных конфликтах // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №4. С. 33 – 40.Гуськова Е.Ю. Для бомбежек Югославии в 1999 г. нужен был повод… // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2016. С. 52 – 60.Васильев А.Д., Подсохин Ф.Е. Информационная война: лингвистический аспект // Политическая лингвистика. 2016. № 2. С. 10 – 16.Воробьев И.Н., Киселев В.А. Киберпространство как сфера непрямого вооруженного противоборства // Военная мысль. 2014. №12. С. 58 – 65.Гладкова Л.А. Глобальная информационная война // Социально-гуманитарные знания. 2016. С. 36 – 44.Добаев И.П. Истоки терроризма на Ближнем и Среднем Востоке и факторы, определяющие его современную активизацию // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №. 2. С. 156 – 164.Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. №1. С. 173 – 182.Кинаш Ю.С. Роль СМИ и «Новых медиа» в современных политических конфликтах // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С.1 – 7.Кобелева Е.С. Информационные войны Соединенных Штатов Америки с исламскими странами и Россией // Представительная власть. 2016. №5 – 6. С.51 – 60.Кудрин А.Г. США и противодействие международному терроризму в Афганистане и Ираке // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 241 – 247.Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта // Информационные технологии и безопасность. 2005. №8. С. 70 – 75.Носкова И.А. Информационная война против Сирии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. №1. С. 101 – 103.Попова С.В., Федоринов В.Е. Цели и последствия информационной войны // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. №:. С. 15 – 21.Савинова А.А. Политический медиадискурс в эскалации этнического конфликта в Косово // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. №1. С. 45 – 59.Себекин С.А., Костров А.В. Военная философия Китая и кибервойна: традиционная концептуальная основа для нетрадиционных операций // Международные отношения. 2019. №3. С. 66 – 75.Сигида Н.А. Информационная война // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. С. 148 – 152.Ужкенов Е.М., Есназаров Т.М. Характер современной информационной войны. Взгляд китайских исследователей // Вестник КазНУ. 2013. №1. С. 43 – 60.Ульянова Н.Н. Тактика ведения информационной войны в СМИ на примере косовского конфликта. Сравнительный анализ публикаций из «Российской газеты» и «WashingtonPost» // Вестник Российского университета дружбы народов. 2013. №1. С. 85 – 90. Фокина Е.С. Влияние СМИ на управление общественным мнением в условиях быстро меняющейся реальности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. С. 172 – 176.Чернобай А.И. Роль средств массовой информации в современных войнах и военных конфликтах // Идеологические аспекты военной безопасности. 2010. №1. С. 25 – 30.Шатило Я.С. Информационная война третьего поколения // Информационная безопасность регионов. 2009. №1. С. 42 – 45. Интернет-ресурсы Андреев А., Давыдович С. Об информационном противоборстве в ходе вооруженного конфликта в Косово. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyfactor.org/warkosovo.htm, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 23.11.21).В российской армии официально созданы кибервойска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/1694456, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 10.12.21).Гриняев С.Н. Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.iso27000.ru/chitalnyi-zai/informacionnye-voiny/osobennosti-informacionnoi-voiny-vo-vremya-agressii-nato-protiv-yugoslavii, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 23.11.21).Димлевич Н. Информационные войны в киберпространстве - Китай и Индия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/614, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 10.12.21).Информационная война в Ливии: фальшивки НАТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arms-expo.ru/news/archive/informacionnaya-voyna-v-livii-fal-shivki-nato05-05-2013-08-30-00/, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 11.12.21).Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных масс-медиа технологий. Часть 1. Продолжение политики средствами информационного насилия // Медиаскоп. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1738, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 23.11.21).Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. Часть II. Контуры информационной войны современности // Медиаскоп. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1739, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 23.11.21).Олейников А.В. Об информационной войне и Русском фронте Первой мировой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://btgv.ru/history/great-war/, свободный. Заглавие с экрана. Яз.рус. (дата обращения: 23.11.21).Поднебесная правда: кто и зачем ведет информационную войну с КНР // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/947921/irena-shekoian/podnebesnaia-pravda-kto-i-zachem-vedet-informatcionnuiu-voinu-s-knr, свободный. Заглавиесэкрана. Яз.рус. (датаобращения: 23.11.21).AboutCISA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cisa.gov/about-cisa, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).Baocun W., Fei L. Information warfare. [Электронныйресурс]. Режим доступа:https://web.archive.org/web/20120609032912/http://www.fas.org/irp/world/china/docs/iw_wang.htm, свободный. Заглавиесэкрана. Язангл. (датаобращения: 21.12.21).Blanchette J., Jones S. The U.S. Is Losing the Information War With China // The Wall Street Journal. [Электронныйресурс]. Режим доступа:https://www.wsj.com/articles/the-u-s-is-losing-the-information-war-with-china-11592348246, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21).Calderone M. Iraq War Media Failure Can Happen Again. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.huffpost.com/entry/iraq-media-failure-10-year-anniversary_n_2902177, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 11.12.21).CYBERFOR. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.navy.mil/submit/display?story_id=83636, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).Edelman Trust Barometer (2017). [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.edelman.com/trust/2017-trust-barometer, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).Massmedia.[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.britannica.com/topic/mass-media, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21).Mączka M. The Propaganda Machine. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neweasterneurope.eu/2012/07/09/the-propaganda-machine-2/, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).President Delivers State of the Union Address. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 11.12.2021).Retired lieutenant-general Charles Bouchard interview. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbc.ca/player/play/2546389027, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 11.12.21).Sengupta K. New British Army unit ‘Brigade 77’ to use Facebook and Twitter in psychological warfare. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/return-of-the-chindits-mod-reveals-cunning-defence-plan-10014608.html?origin=internalSearch, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).TangJ. China’sInformationWarfareandMediaInfluenceSpawnConfusioninThailand. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rfa.org/english/news/china/thailand-infowars-05132021072939.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21).TheCrimeanWar 1854/56 andAustralianInvolvement. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.diggerhistory.info/pages-conflicts-periods/other/crimea.htm, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21).Trailer of Media Leaders Summit for Asia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinaplus.cri.cn/video/trending-videos/166/20180408/114868.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).U.S. Agency for Global Media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.usagm.gov/, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 10.12.21).Xiang L. Info war against China on virus origins tracing can’t help US defeat virus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202107/1229769.shtml, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21).Xinyi X. Chinese mass media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scholarworks.calstate.edu/downloads/6395wb12c, свободный. Заглавие с экрана. Яз.англ. (дата обращения: 23.11.21). Источники на иностранных языках Cheng D. Cyber Dragon: Inside China's Information Warfare and Cyber Operations (Praeger Security International). Westport: Praeger, 2016. P. 300.Gus M. Counterterrorism: The Options // Understanding Terrorism. Challenges, Perspectives and Issues. 2013. №4. P. 436 – 441.Meyssan T. Before Our Very Eyes, Fake Wars and Big Lies: From 9/11 to Donald Trump. PalmDesert, 2017. P. 270.Pufeng W. Information Warfare and the Revolution in Military Affairs. Beijing: Junshikexueyuan, 1995. P. 98.SmithM. TheKosovoConflict: U.S. DiplomacyandWesternPublic Opinion. LosAngeles: FigueroaPress. P. 39.Yoshihara T. Chinese Information Warfare: A PhantonMenage or Emerging Threat? Carlisle: StrategicStudiesInstitute Press, 2001. P.43.


Список литературы
Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Jahresbilanz der Pressefreiheit (2020). Reporter ohne Grenzen. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reporter-ohne-grenzen.de/jahresbilanz/2020/2, свободный. Заглавие с экрана. Яз. нем. (дата обращения: 23.11.21).
2. Report to the National Security Council by the Department of State: Summary of Conclusions (1948). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1948v01p2/d37, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
3. US Secretary DoD Directive TS-3600.1, «Information Warfare (U)», December 21, 1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.esd.whs.mil/Portals/54/Documents/FOID/Reading%20Room/Other/14-F-0492_doc_02_Directive_S-3600-1.pdf, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
Научная литература и монографии
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2007. С. 864.
5. Зелинский С.А., Нагавкина Л.С., Федоров А.В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Спб.: СКИФИЯ, 2008. С. 407.
6. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. С. 260.
7. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Рефл-бу, 2015. С. 576.
8. Сулейманова Ш.С., Назарова Е.А. Информационные войны: история и современность. М.: Этносоциум, 2017. С. 90.
9. Чумиков А.Н. Медиарилейшзн. М.: Аспект – Пресс, 2014. С. 184.


Периодические издания
10. Барабаш В.В., Котеленец Е.А. Информационные войны и медийное пространство: теоретические аспекты новейших изменений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. №3. С. 150 – 158.
11. Бобров А. Информационная война: от листовки до твиттера // Зарубежное военное обозрение. 2013. №1. С. 19 – 26.
12. Грачев С.И., Баранова Т.В. Роль «новых медиа» в современных конфликтах // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №4. С. 33 – 40.
13. Гуськова Е.Ю. Для бомбежек Югославии в 1999 г. нужен был повод… // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2016. С. 52 – 60.
14. Васильев А.Д., Подсохин Ф.Е. Информационная война: лингвистический аспект // Политическая лингвистика. 2016. № 2. С. 10 – 16.
15. Воробьев И.Н., Киселев В.А. Киберпространство как сфера непрямого вооруженного противоборства // Военная мысль. 2014. №12. С. 58 – 65.
16. Гладкова Л.А. Глобальная информационная война // Социально-гуманитарные знания. 2016. С. 36 – 44.
17. Добаев И.П. Истоки терроризма на Ближнем и Среднем Востоке и факторы, определяющие его современную активизацию // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №. 2. С. 156 – 164.
18. Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. №1. С. 173 – 182.
19. Кинаш Ю.С. Роль СМИ и «Новых медиа» в современных политических конфликтах // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С.1 – 7.
20. Кобелева Е.С. Информационные войны Соединенных Штатов Америки с исламскими странами и Россией // Представительная власть. 2016. №5 – 6. С.51 – 60.
21. Кудрин А.Г. США и противодействие международному терроризму в Афганистане и Ираке // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 241 – 247.
22. Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта // Информационные технологии и безопасность. 2005. №8. С. 70 – 75.
23. Носкова И.А. Информационная война против Сирии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. №1. С. 101 – 103.
24. Попова С.В., Федоринов В.Е. Цели и последствия информационной войны // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. №:. С. 15 – 21.
25. Савинова А.А. Политический медиадискурс в эскалации этнического конфликта в Косово // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. №1. С. 45 – 59.
26. Себекин С.А., Костров А.В. Военная философия Китая и кибервойна: традиционная концептуальная основа для нетрадиционных операций // Международные отношения. 2019. №3. С. 66 – 75.
27. Сигида Н.А. Информационная война // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. С. 148 – 152.
28. Ужкенов Е.М., Есназаров Т.М. Характер современной информационной войны. Взгляд китайских исследователей // Вестник КазНУ. 2013. №1. С. 43 – 60.
29. Ульянова Н.Н. Тактика ведения информационной войны в СМИ на примере косовского конфликта. Сравнительный анализ публикаций из «Российской газеты» и «Washington Post» // Вестник Российского университета дружбы народов. 2013. №1. С. 85 – 90.
30. Фокина Е.С. Влияние СМИ на управление общественным мнением в условиях быстро меняющейся реальности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. С. 172 – 176.
31. Чернобай А.И. Роль средств массовой информации в современных войнах и военных конфликтах // Идеологические аспекты военной безопасности. 2010. №1. С. 25 – 30.
32. Шатило Я.С. Информационная война третьего поколения // Информационная безопасность регионов. 2009. №1. С. 42 – 45.
Интернет-ресурсы
33. Андреев А., Давыдович С. Об информационном противоборстве в ходе вооруженного конфликта в Косово. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyfactor.org/warkosovo.htm, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 23.11.21).
34. В российской армии официально созданы кибервойска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/1694456, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 10.12.21).
35. Гриняев С.Н. Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iso27000.ru/chitalnyi-zai/informacionnye-voiny/osobennosti-informacionnoi-voiny-vo-vremya-agressii-nato-protiv-yugoslavii, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 23.11.21).
36. Димлевич Н. Информационные войны в киберпространстве - Китай и Индия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/614, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 10.12.21).
37. Информационная война в Ливии: фальшивки НАТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arms-expo.ru/news/archive/informacionnaya-voyna-v-livii-fal-shivki-nato05-05-2013-08-30-00/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 11.12.21).
38. Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных масс-медиа технологий. Часть 1. Продолжение политики средствами информационного насилия // Медиаскоп. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1738, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 23.11.21).
39. Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. Часть II. Контуры информационной войны современности // Медиаскоп. 2015. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1739, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 23.11.21).
40. Олейников А.В. Об информационной войне и Русском фронте Первой мировой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://btgv.ru/history/great-war/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 23.11.21).
41. Поднебесная правда: кто и зачем ведет информационную войну с КНР // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/947921/irena-shekoian/podnebesnaia-pravda-kto-i-zachem-vedet-informatcionnuiu-voinu-s-knr, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 23.11.21).
42. About CISA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cisa.gov/about-cisa, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
43. Baocun W., Fei L. Information warfare. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20120609032912/http://www.fas.org/irp/world/china/docs/iw_wang.htm, свободный. Заглавие с экрана. Яз англ. (дата обращения: 21.12.21).
44. Blanchette J., Jones S. The U.S. Is Losing the Information War With China // The Wall Street Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wsj.com/articles/the-u-s-is-losing-the-information-war-with-china-11592348246, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
45. Calderone M. Iraq War Media Failure Can Happen Again. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.huffpost.com/entry/iraq-media-failure-10-year-anniversary_n_2902177, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 11.12.21).
46. CYBERFOR. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.navy.mil/submit/display?story_id=83636, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
47. Edelman Trust Barometer (2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edelman.com/trust/2017-trust-barometer, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
48. Mass media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/mass-media, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
49. Mączka M. The Propaganda Machine. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neweasterneurope.eu/2012/07/09/the-propaganda-machine-2/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
50. President Delivers State of the Union Address. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 11.12.2021).
51. Retired lieutenant-general Charles Bouchard interview. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbc.ca/player/play/2546389027, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 11.12.21).
52. Sengupta K. New British Army unit ‘Brigade 77’ to use Facebook and Twitter in psychological warfare. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/return-of-the-chindits-mod-reveals-cunning-defence-plan-10014608.html?origin=internalSearch, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
53. Tang J. China’s Information Warfare and Media Influence Spawn Confusion in Thailand. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rfa.org/english/news/china/thailand-infowars-05132021072939.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
54. The Crimean War 1854/56 and Australian Involvement. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diggerhistory.info/pages-conflicts-periods/other/crimea.htm, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
55. Trailer of Media Leaders Summit for Asia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinaplus.cri.cn/video/trending-videos/166/20180408/114868.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
56. U.S. Agency for Global Media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.usagm.gov/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.21).
57. Xiang L. Info war against China on virus origins tracing can’t help US defeat virus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202107/1229769.shtml, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
58. Xinyi X. Chinese mass media. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scholarworks.calstate.edu/downloads/6395wb12c, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 23.11.21).
Источники на иностранных языках
59. Cheng D. Cyber Dragon: Inside China's Information Warfare and Cyber Operations (Praeger Security International). Westport: Praeger, 2016. P. 300.
60. Gus M. Counterterrorism: The Options // Understanding Terrorism. Challenges, Perspectives and Issues. 2013. №4. P. 436 – 441.
61. Meyssan T. Before Our Very Eyes, Fake Wars and Big Lies: From 9/11 to Donald Trump. Palm Desert, 2017. P. 270.
62. Pufeng W. Information Warfare and the Revolution in Military Affairs. Beijing: Junshi kexueyuan, 1995. P. 98.
63. Smith M. The Kosovo Conflict: U.S. Diplomacy and Western Public Opinion. Los Angeles: Figueroa Press. P. 39.
64. Yoshihara T. Chinese Information Warfare: A Phanton Menage or Emerging Threat? Carlisle: Strategic Studies Institute Press, 2001. P.43.

Вопрос-ответ:

Каковы основные подходы к изучению информационной войны?

Основные подходы к изучению информационной войны включают анализ феномена информационной войны, историю ее возникновения и роль традиционных и новых медиа в манипулировании общественным сознанием.

Какая роль масс-медиа в информационной войне?

Масс-медиа играют важную роль в информационной войне, особенно в современных международных отношениях. Они используются для манипулирования общественным сознанием и распространения различной информации, в том числе пропаганды, дезинформации и обесценивания вражеской информации.

Какие информационные войны проводит НАТО во главе с США?

НАТО во главе с США проводит различные информационные войны, включая военные и гибридные операции. Они используют масс-медиа для распространения своей точки зрения, оправдания своих действий и дискредитации вражеской информации.

Какие медиа используются для манипулирования общественным сознанием?

Для манипулирования общественным сознанием используются как традиционные медиа, такие как телевидение, радио и печатные издания, так и новые медиа, такие как интернет, социальные сети и блоги. Они используются для распространения пропаганды, дезинформации и других форм манипуляции информацией.

Какое место занимает Китай в информационной войне?

Китай также является активным участником информационной войны. Он использует масс-медиа для продвижения своих интересов, создания положительного образа и дискредитации своих противников. Китай активно использует интернет и социальные сети для распространения своей точки зрения и поддержки своей политики.

Какие подходы существуют к изучению информационной войны?

Изучение феномена информационной войны предполагает использование различных подходов, таких как исторический, философский, политологический, социологический и др. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть информационную войну с разных точек зрения и получить более полное представление о ее сущности и механизмах.

Какую роль играют традиционные и новые медиа в манипулировании общественным сознанием в информационном противоборстве?

Традиционные и новые медиа являются мощным инструментом манипулирования общественным сознанием в рамках информационного противоборства. Традиционные медиа, такие как телевидение, радио и газеты, давно используются для распространения пропаганды и манипулирования общественным мнением. Новые медиа, такие как социальные сети и интернет, предоставляют еще больше возможностей для распространения дезинформации, фейковых новостей и манипуляций.

Какие информационные войны проводит НАТО во главе с США?

НАТО во главе с США проводит различные информационные войны, направленные на достижение своих политических и военных целей. Одной из таких информационных войн была операция "Северная буря" в 1990-1991 годах, когда США и их союзники использовали мощную пропаганду, чтобы убедить мировую общественность в необходимости военного вмешательства в Ирак. Еще одной информационной войной, проведенной США и их союзниками, была операция "Иракская свобода" в 2003 году, которая также была сопровождена мощной пропагандой и манипуляциями.

Какова история возникновения информационной войны?

Феномен информационной войны имеет долгую историю, которая начинается с появления пропаганды еще в Древнем Риме и Древней Греции. Однако понятие информационной войны и его активное изучение появились только во второй половине XX века, в связи с развитием средств массовой коммуникации и информационных технологий. С тех пор информационная война стала все более распространенным феноменом и активно используется в международных конфликтах и противостояниях.

Что такое информационная война?

Информационная война - это способ ведения борьбы, основанный на использовании информационных технологий и средств массовой информации для достижения политических, экономических или военных целей.