Медиаграмотность как результат медиаобразования: теория и история
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 06.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Предпосылки внедрения медиаобразования в информационное общество 6
1.2 Понятийный аппарат медиаобразования 10
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ И РОССИИ 13
2.1 Эволюция медиаобразования на Западе и в России 13
2.2 Методы и формы повышения медиаграмотности в современный период 17
ГЛАВА 3. ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ В РАЗВИТИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 29
3.1 Основоположники медиаобразования в России 29
3.2 Современные подходы российских ученых к медиаобразованию 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 36
fe news», который стал популярным именно за счет публикаций различных скандалов, интриг, шоковой информации.
3.2 Современные подходы российских ученых к медиаобразованию
Тема медиаобразования в современный период традиционно становится темой научных конференций, симпозиумов, ей посвящают научные статьи и монографии. Дело в том, что стремительное развитие инновационных технологий ставит перед медиаобразованием новые задачи, такие, как умение находить информацию, пользоваться качественными источниками, не попадаться не фейки и манипуляции. Сейчас практически каждый человек, имеющий гаджет, может стать как источником информации, так и ее ретранслятором. Поэтому новые тенденции диктуют СМИ свои условия работы. И медиаобразование должно соответствовать этим требованиям.
Например, медиаобразование учит проверять факты, и не только журналистов, а даже обычных пользователей. Сегодня как никогда актуален вопрос проверки информации. Ежедневно журналисты проводят много времени за поиском и подтверждением данных. Ввиду большой распространённости и неограниченности нынешних сетей осведомления, новости могут приходить к нам со всего света и самое главное здесь не запутаться и не сделать ошибку. Ввиду этого никак не обойтись без фактчекинга. Фактчекинг - это проверка фактов, которая может осуществляться как до публикации, так и после. Главным образом направлена на поиски недостоверной информации в материалах научно - популярного и публицистического характера. Понятие фактчекинг пришло в новые медиа из традиционной журналистики. Все публикации в обычных изданиях в первую очередь проходят редакционный отдел. Благодаря этому можно рассчитывать на независимость, объективность, беспристрастность и точность. Так складывается доверие аудитории к редакции. Процесс проверки обычно занимает от нескольких минут до получаса. Анализу подвергается статистика и цифровые данные, цитаты и посты в социальных сетях, а источниками как правило являются СМИ, социальные сети и PR - службы. В распознании фейков помогут также интернет-сервисы. Существует простая проверка заголовка и части текста или цитат через поисковики (Яндекс, Google) и службы агрегации новостей (Яндекс.Новости). Картинки проверяются сервисами Google Images или TinEye Правда, после изменений графическим редактором системы могут и не найти первоисточник без искажений. Социальные сети одновременно облегчают и усложняют работу журналистов и редакций. В идеале, по каждому факту, найденному в них, надо найти минимум два-три подтверждения (желательно с прямой речью). В процессе фактчекинга необходимо также разделять информацию и сам источник. Точнее, проверять и то, и другое. Благодаря Интернету и социальным сетям всегда можно найти следы деятельности человека, связаться с родственниками и друзьями, опросить коллег и знакомых. Все перечисленное имеет непосредственное отношение к медиаобразованию и медиаграмотности.
Таким образом в современный период российские ученые обращаются к проблеме медиаобразования в конвергентной медиасреде, когда информация может быть размещена на разных платформах. Эти вопросы рассмотрены, например, в статье И.В. Жилавской "Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности". В предыдущем параграфе работы эта статья была рассмотрена в плане уточнения понятийного аппарата медиаобразования, его специфики в цифровой среде. В научных статьях Кирилловой Н.Б. рассматриваются парадоксы медийной цивилизации, где приоритетное значение отдается медиакультуре, методологии гуманитарного знания.
Один из недавно вышедших научных трудов - монография Ярных В.И. и Онучной К.К. " Инструменты и технологии медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации"1.
В данном научном труде выбран такой интересный аспект, как корпоративные коммуникации образовательной организации. Речь идет о повышении уровня медиакомпетентности педагогов. Рассматриваются такие вопросы, как глобальный и интегральный характер корпоративных коммуникаций, роль медиаимиджа для образовательной организации, и др. Речь идет о мотивации педагогов и сотрудников образовательной организации учиться и повышать свою квалификацию в области медийно-информационной грамотности, прозрачности и открытости в коммуникациях внутри организации и в отношениях между сотрудниками и самой организацией и развитии диалога и интерактивности в коммуникациях. Все предложенные инструменты работают в том числе и на формирование и реализацию данных условий, но и невозможны без них.
Таким образом, можно сделать вывод, что российские ученые активно заняты вопросами медиаграмотности и медиаобразования; их вклад в развитие медиаобразования характеризуется широтой взглядов, адекватностью суждений и разработкой инструментов и технологий медийной и информационной грамотности, что имеет огромное значение для дальнейшего развития Российской Федерации как открытого, инновационного и демократического государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить, что активное развитие медиаобразования стало своеобразным символом отечественной педагогики конца ХХ века. Значимость данного образовательного направления в обусловлено возрастающей ролью медиакоммуникации, совершенствования информационных технологий. Кроме того, медиаобразование рассматривается как важный аспект формирования мировоззрения.
В условиях современного общества медиаобразование активно применяется для повышения грамотности и образованности граждан. Благодаря ему происходит оповещение населения про различные проблемные ситуации в современном мировом сообществе.
Но существуют и отрицательные моменты – медиа могут способствовать массовому зомбированию населения и лишать подрастающее поколение умения самостоятельно мыслить и четко анализировать ситуации. Поэтому правительства стран должны изыскивать такие способы работы медиа, чтобы они обеспечивали достоверность и качество информации.
В данной работе достигнута основная цель – описаны основные понятия и категории медиаобразования, проведена оценка вклада российских ученых в развитие медиаобразования. А также проанализировано понятие "медиаграмотность" как результат медиаобразования. При написании этой работы использовалась современная и классическая литература по медиаобразованию, а также источники сети Интернет.
Результаты научных исследований по данной теме применимы в реализации стратегии медийной грамотности населения; предотвращении деструктивного влияния медиаисточников на информационную безопасность страны; формировании навыков аналитического подхода к информации и ее адекватного восприятия; внедрении новых техник и технологий в практику медиаобразования, что позволяет оперативно и профессионально реализовать информационно-коммуникативные процессы и признать их главным игроком глобального информационного пространства; разработке механизмов, создающих препятствия «грязным» технологиям, применяемыми некоторыми представителями СМИ и политическими технологами, которые негативно влияют на доверие общественности к средствам массовой информации и структурам власти.в области деятельности масс-медиа, политологии, социологии, культурологии и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Волковский Н. Л. История информационных войн: [В 2 ч.] / Н. Л. Волковский. - СПб.: Полигон, 2003. – С. 407.
2.Воскресенская Н.Г. Контент-анализ в медиакоммуникациях. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. — 45 с.
3.Голянская В. А., Мельник Н. В. Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ // Филология и человек. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-taktiki-politicheskoy-manipulyatsii-v-smi (дата обращения: 11.03.2021).
4.Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Управление средствами массовой информации и манипулирование общественным сознанием // КНЖ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sredstvami-massovoy-informatsii-i-manipulirovanie-obschestvennym-soznaniem (дата обращения: 01.12.2021).
5. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. Электронный ресурс. Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=TPVDAgAAQBAJ&pg=PA76&lpg=PA76&dq( (дата обращения: 01.12.2021)
6. Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-1. – С. 213-217; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33816 (дата обращения: 06.12.2021).
7. Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhurnalistiki-kak-mediaobrazovatelnaya-problema
8. Жилавская И.В. Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-mediaobrazovaniya-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-zhurnalistov
9. Зайцева С.Г. Проблемы развития медиаобразования в России. Олесина Е.П., Стукалова О.В. (ред.) Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи. Сб. научных статей по материалам I Международной научно-практической сетевой конференции «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г. — М.: ИХОиК РАО, 2016. — С.110–121.
10.Ким Б. М. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Наука, образование и культура. 2017. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-vozdeystvie-informatsionnoy-sredy-na-sovremennogo-cheloveka-2 (дата обращения: 01.12.2021).
11.Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации. Избранные статьи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2017. — 452 с.
12.Лебедева С.В. Роль медиаобразования в решении проблемы медиабезопасности. М.: Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. – С. 156–160.
13. Симакова С. И. Формирование медиабезопасной среды – актуальное направление в системе образования. Коханая О.Е. (отв. ред.) Высшее образование для XXI века. XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Круглый стол Современные тенденции медиаобразования. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. — 113 с.
14. Строев Е. Н., Гончарова Л. Г., Тихонова Ю. Е. Влияние телевидения на сознание массовой аудитории // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-soznanie-massovoy-auditorii (дата обращения: 01.12.2021).
15. Сулейменова А.Э. Интернет-ресурсы медиаобразования и критики СМИ: примеры, анализ, оценка. Дорощук Е.С. (науч. ред.) Мультимедийная журналистика Евразии - 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Материалы X Международной научно-практической конференции — Казань: Издательство Казанского университета, 2017. — C. 238 – 246.
16.Тулупов В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра. Акценты. Новое в массовой коммуникации 2019 №05-06 (164-165). Воронеж: Факультет журналистики Воронежского государственного университета. — С. 2 – 5
17. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и практика реализации : монография / И. А. Фатеева. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
18. Федоров А. Медиаобразование: история, теория и методика URL: http://window.edu.ru/resource/144/77144/files/10926.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
19.Федоров А. В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-mediaobrazovaniya-v-mire-mneniya-ekspertov (дата обращения: 01.12.2021).
20. Федоров А.В., Новикова А.А., .Колесниченко В.Л., Каруна И.А. . Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 256 с.
21. Федорова О. Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник ИШ ДВФУ. 2011. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 01.12.2021).
22. Челышева И. В. Практика медиаобразования: формы, методы и приёмы занятий в школе и вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-mediaobrazovaniya-formy-metody-i-priyomy-zanyatiy-v-shkole-i-vuze (дата обращения: 01.12.2021).
23. Челышева И.В. Модель российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования/ Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rossiyskoy-mediaobrazovatelnoy-paradigmy-v-kontekste-strategiy-britanskogo-mediaobrazovaniya ( дата обращения: 06.12.2021)
24.Швец Я.В. Влияние телевидения на информационное пространство современной России // Вестник ПАГС. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-informatsionnoe-prostranstvo-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.03.2021).
25. Ярных В.И., Онучина К.К. Инструменты и технологии медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации. Уч.метод.пособие. -М.: МГПУ, 2019. -60 с.
Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации. Избранные статьи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2017. — 452 с.
1 Медиаобразование сейчас - тренд/[Электронный ресурс ] URL: http://io.nios.ru/articles2/97/mediaobrazovanie-seychas-trend ( дата обращения: 04.12.2021)
1 Жилавская И.В. О современной концепции медиаобразования и медиаграмотности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mic.org.ru (дата обращения: 01.12.2021)
2 Морозова О.А. Критерии оценки медиаграмотности населения. Сб. науч.трудов// М-во образования и науки Челяб. обл., НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2012-12-11
1 Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации. Избранные статьи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2017. — 452 с.
1 Федорова О. Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник ИШ ДВФУ. 2011. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 11.03.2021).
1 Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33816 ( дата обращения: 01.12.2021)
1 Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33816 ( дата обращения: 01.12.2021)
2 Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33816 ( дата обращения: 01.12.2021
1 Зайцева С.Г. Проблемы развития медиаобразования в России. Олесина Е.П., Стукалова О.В. (ред.) Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи. Сб. научных статей по материалам I Международной научно-практической сетевой конференции «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г. — М.: ИХОиК РАО, 2016. — С.111.
1 Федоров А. Медиаобразование: история, теория и методика URL: http://window.edu.ru/resource/144/77144/files/10926.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
1 Федоров А. Медиаобразование: история, теория и методика URL: http://window.edu.ru/resource/144/77144/files/10926.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
1 Федоров А. Медиаобразование: история, теория и методика URL: http://window.edu.ru/resource/144/77144/files/10926.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
1 Федоров А.В., Новикова А.А., .Колесниченко В.Л., Каруна И.А. . Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - С.7
2 Челышева И.В. Модель российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования/ Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rossiyskoy-mediaobrazovatelnoy-paradigmy-v-kontekste-strategiy-britanskogo-mediaobrazovaniya ( дата обращения: 06.12.2021)
3 Челышева И.В. Модель российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования/ Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rossiyskoy-mediaobrazovatelnoy-paradigmy-v-kontekste-strategiy-britanskogo-mediaobrazovaniya ( дата обращения: 06.12.2021)
1 Лебедева С.В. Роль медиаобразования в решении проблемы медиабезопасности. М.: Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. – С. 156
1 Швец Я.В. Влияние телевидения на информационное пространство современной России // Вестник ПАГС. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-informatsionnoe-prostranstvo-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.12.2021).
1 Ким Б. М. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Наука, образование и культура. 2017. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-vozdeystvie-informatsionnoy-sredy-na-sovremennogo-cheloveka-2 (дата обращения: 01.12.2021).
1 Голянская В. А., Рубцов Е. В. Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ // Филология и человек. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-taktiki-politicheskoy-manipulyatsii-v-smi (дата обращения: 01.12.2021).
Копнина, Г. А. Речевое манипулирование учебное пособие. 4-е изд., испр. ed. Москва: Флинта, 2012.- С. 10.
1 Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
1 Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhurnalistiki-kak-mediaobrazovatelnaya-problema
2 Жилавская И.В. Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-mediaobrazovaniya-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-zhurnalistov
1 Ярных В.И. , Онучина К.К. Инструменты и технологии медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации. Уч.метод.пособие. -М.: МГПУ, 2019. - 60 с.
2
2.Воскресенская Н.Г. Контент-анализ в медиакоммуникациях. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. — 45 с.
3.Голянская В. А., Мельник Н. В. Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ // Филология и человек. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-taktiki-politicheskoy-manipulyatsii-v-smi (дата обращения: 11.03.2021).
4.Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Управление средствами массовой информации и манипулирование общественным сознанием // КНЖ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sredstvami-massovoy-informatsii-i-manipulirovanie-obschestvennym-soznaniem (дата обращения: 01.12.2021).
5. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. Электронный ресурс. Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=TPVDAgAAQBAJ&pg=PA76&lpg=PA76&dq( (дата обращения: 01.12.2021)
6. Жилавская И.В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-1. – С. 213-217; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33816 (дата обращения: 06.12.2021).
7. Жилавская И.В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhurnalistiki-kak-mediaobrazovatelnaya-problema
8. Жилавская И.В. Элементы медиаобразования в системе профессиональной подготовки журналистов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-mediaobrazovaniya-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-zhurnalistov
9. Зайцева С.Г. Проблемы развития медиаобразования в России. Олесина Е.П., Стукалова О.В. (ред.) Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи. Сб. научных статей по материалам I Международной научно-практической сетевой конференции «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г. — М.: ИХОиК РАО, 2016. — С.110–121.
10.Ким Б. М. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Наука, образование и культура. 2017. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-vozdeystvie-informatsionnoy-sredy-na-sovremennogo-cheloveka-2 (дата обращения: 01.12.2021).
11.Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации. Избранные статьи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2017. — 452 с.
12.Лебедева С.В. Роль медиаобразования в решении проблемы медиабезопасности. М.: Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. – С. 156–160.
13. Симакова С. И. Формирование медиабезопасной среды – актуальное направление в системе образования. Коханая О.Е. (отв. ред.) Высшее образование для XXI века. XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Круглый стол Современные тенденции медиаобразования. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. — 113 с.
14. Строев Е. Н., Гончарова Л. Г., Тихонова Ю. Е. Влияние телевидения на сознание массовой аудитории // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-soznanie-massovoy-auditorii (дата обращения: 01.12.2021).
15. Сулейменова А.Э. Интернет-ресурсы медиаобразования и критики СМИ: примеры, анализ, оценка. Дорощук Е.С. (науч. ред.) Мультимедийная журналистика Евразии - 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Материалы X Международной научно-практической конференции — Казань: Издательство Казанского университета, 2017. — C. 238 – 246.
16.Тулупов В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра. Акценты. Новое в массовой коммуникации 2019 №05-06 (164-165). Воронеж: Факультет журналистики Воронежского государственного университета. — С. 2 – 5
17. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и практика реализации : монография / И. А. Фатеева. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
18. Федоров А. Медиаобразование: история, теория и методика URL: http://window.edu.ru/resource/144/77144/files/10926.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
19.Федоров А. В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-mediaobrazovaniya-v-mire-mneniya-ekspertov (дата обращения: 01.12.2021).
20. Федоров А.В., Новикова А.А., .Колесниченко В.Л., Каруна И.А. . Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 256 с.
21. Федорова О. Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник ИШ ДВФУ. 2011. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 01.12.2021).
22. Челышева И. В. Практика медиаобразования: формы, методы и приёмы занятий в школе и вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-mediaobrazovaniya-formy-metody-i-priyomy-zanyatiy-v-shkole-i-vuze (дата обращения: 01.12.2021).
23. Челышева И.В. Модель российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования/ Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rossiyskoy-mediaobrazovatelnoy-paradigmy-v-kontekste-strategiy-britanskogo-mediaobrazovaniya ( дата обращения: 06.12.2021)
24.Швец Я.В. Влияние телевидения на информационное пространство современной России // Вестник ПАГС. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-informatsionnoe-prostranstvo-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.03.2021).
25. Ярных В.И., Онучина К.К. Инструменты и технологии медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации. Уч.метод.пособие. -М.: МГПУ, 2019. -60 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные понятия и категории медиаобразования?
Основными понятиями и категориями медиаобразования являются: медиаграмотность, медиаписательство, медиакультура, медиаалфавитность, медиадеятельность. Медиаграмотность включает в себя знание и понимание основных принципов работы с медиа, умение анализировать и интерпретировать медиаинформацию. Медиаписательство – это навык создания собственных медиапроизведений. Медиакультура охватывает широкий спектр знаний и умений, связанных с медиа и их влиянием на общество. Медиаалфавитность – это навык эффективного использования медиаресурсов в обучении и работе. Медиадеятельность предполагает активное взаимодействие с медиа и участие в медиапроектах.
Какие предпосылки способствовали внедрению медиаобразования в информационное общество?
Одной из предпосылок внедрения медиаобразования в информационное общество стала растущая роль медиа в повседневной жизни людей. С развитием технологий медиаинформация стала более доступной и широко распространяемой. Это создало необходимость в осознанном и критическом отношении к медиа и информации. Также с развитием медиа возникли новые профессиональные специальности, связанные с медиа, и потребность в подготовке специалистов в этой области. Все это способствовало внедрению медиаобразования в информационное общество.
Какова эволюция медиаобразования в мире и в России?
Эволюция медиаобразования в мире прошла через несколько этапов. Сначала медиаобразование охватывало узкий круг специалистов в области медиа. Затем оно стало шире доступным, включая в себя образовательные программы и курсы для широкой аудитории. В современном периоде медиаобразование является неотъемлемой частью системы образования и общественной жизни. В России медиаобразование развивается с сильной поддержкой государства и профильных организаций, исследователей активно внедряют медиаобразование в школьную программу и обучение вузов.
Каковы предпосылки внедрения медиаобразования в информационное общество?
Предпосылками внедрения медиаобразования в информационное общество являются рост значимости медиа в современном мире, необходимость развития медиаграмотности у населения, проблемы информационной безопасности, и развитие медиа- и информационных технологий.
Что входит в понятийный аппарат медиаобразования?
Понятийный аппарат медиаобразования включает в себя такие понятия, как медиаграмотность, медиапродукт, медиасреда, информационная безопасность, технологии медиа, медиаисследования и др.
Каковы методы и формы повышения медиаграмотности в современный период?
Методы и формы повышения медиаграмотности в современный период включают в себя создание специализированных курсов и программ по медиаобразованию, проведение тренингов и семинаров, разработку учебных материалов и учебников, использование информационно-коммуникационных технологий, организацию медиапрактик и др.
Как эволюционировало медиаобразование на Западе и в России?
Медиаобразование на Западе и в России прошло путь от формирования основных принципов и концепций до разработки методов и форм обучения. В Западных странах медиаобразование развивалось параллельно с развитием массовых коммуникаций, в то время как в России процесс медиаобразования начал активно развиваться с конца 20 века.
Какой вклад российских ученых в развитие медиаобразования?
Российские ученые внесли значительный вклад в развитие медиаобразования, проведя исследования, разработав методики и учебные материалы, организовав мероприятия и обучение. Они также активно участвуют в международных конференциях и форумах, обмениваясь опытом с коллегами из других стран.
Что такое медиаграмотность?
Медиаграмотность - это способность человека критически и продуктивно использовать различные медиаинструменты, как средства коммуникации, получения и передачи информации, а также анализа и оценки содержания медиатекстов.
Какие предпосылки способствовали внедрению медиаобразования в информационное общество?
Внедрение медиаобразования в информационное общество было обусловлено развитием информационных технологий, увеличением количества и доступности медиаматериалов, а также необходимостью формирования коммуникационных и информационных компетенций у граждан для успешной адаптации в информационной среде.
Какой вклад российских ученых в развитие медиаобразования?
Российские ученые активно вносят свой вклад в развитие медиаобразования. Они разрабатывают новые методы исследования медиаобразовательных процессов, анализируют российский и зарубежный опыт, пишут научные статьи и монографии, проводят тренинги и семинары для педагогов и общественности. Благодаря их работе медиаобразование в России развивается и совершенствуется.