Дата-журналистика: особенности направления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 43 43 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 14.02.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Дата-журналистика как требование времени 6
1.1 .Журналистика данных. История и понятие 6
1.2. Дата-журналистика как новый метод в работе журналиста 10
1.3. Преимущества дата-журналистики перед традиционными направлениями 13
Глава 2. Проекты и перспективы в области журналистики данных в российских СМИ 17
2.1. Открытые данные как основной ресурс дата-журналистских материалов 17
2.2. Опыт журналистики данных в зарубежных СМИ 34
2.3. Журналистика данных в России: перспективы развития 38
Заключение 41
Список литературы 43
Фрагмент для ознакомления

«Новые медиа» называют «активными» и «одушевленными», потому что аудитория самостоятельно взаимодействует с контентом и сама решает что, где как, сколько потреблять, как интерпретировать и кому доверять: «Иными словами, «новые медиа» — это не просто новые технологии и новый контент, это совершенно другой подход к пониманию медиа. Благодаряцифровой среде Интернета потребитель не только получает медийный продукт, но и участвует в процессе его создания» [17].Чаще всего среди свойств «новых медиа» исследователи выделяют гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность [22]. Однако помимо них существует еще несколько примечательных характеристик:мгновенность - возможность быстро передавать и обновлять информацию;трансграничность - способность информации распространяться вне зависимости от региональных и государственных границ;глокальность - сочетание глобальных технологий и локальных тем;персонализация - уникальная информационная картина мира пользователя на основе его интересов [Устюжанина, 2019].Основное правило мультимедийной журналистики: все ее жанры гибридны, смешаны по своей природе и в целом часто перетекают друг в друга. На сегодняшний день существует две позиции относительно форм мультимедийной журналистики: в первой «жанр умер» и все можно назвать форматом, во второй же «жанр» и «формат» хотя и не дублируют друг друга, но во многом пересекаются. После возникновения интерактивных онлайн- проектов прийти к консенсусу в терминологической дискуссии стало ещесложнее, потому что одни и те же элементы, упакованные по-разному, могут нести различный смысл. В традиционных жанрах условно «старых» медиа «упаковка» не играла такой важной роли.«Проект, в котором одновременно использованы текст, фотографии, видео, таймлайн и инфографика, может быть представлен в виде стандартной публикации на сайте, может превратиться в интерактивный таймлайн, стать анимированной инфографикой, вебдокументари (документальное видео, с элементами цифрового гипертекстового документа,содержащего в себе ссылки и теги, предназначенное для трансляции в сети), лонгридом. И все это будут разные форматы, на производство которых будет потрачено разное количество времени, потребуется разное количество людей для работы над ними, отличной окажется стратегия продвижения в сети», - пишут авторы «Мультимедийной журналистики» [7]. Они подчеркивают, что ключевое значение играет не только упаковка, но и технология создания: «Используя один и тот же формат, например, веб-док, авторы могут применить настолько разные технологические решения, что в итоге эти проекты нельзя будет однозначно отнести к одному виду. Веб-док с линейным повествованием визуально будет скорее напоминатьмультимедийный лонгрид, чем веб-док с рваной структурой, собранный в специально спрограммированном плеере».2.2. Опыт журналистики данных в зарубежных СМИПри анализе примеров работы с данными в СМИ, можно определить два ключевых направления для представления больших объемов данных в СМИ:-- Интерактивные форматы визуализации (краудсорсинг форматы, интерактивная инфографика)—Статичное представление данных (визуализация в виде инфографики, публикация текстовой журналистской истории, представление в табличном виде адаптированных данных, публикация просто «сырых» или прошедших первичную обработку данных для самостоятельного анализа аудиторией)В качестве известных зарубежных примеров журналистских проектов, основанных на работе с большими объемами данных, можно выделить следующие:В рамках проекта, длившегося 2 года, редакция LasVegasSunоформила целый раздел на сайте, посвященный проблемам в области медицины в Лас- Вегасе, о которых знают далеко за пределами города. В рамках проекта, редакция опубликовала цикл статей, фотоотчетов и видеорепортажей, читательских историй, а также интерактивной инфографики, с указанием и публикацией исходных документов и исследований, ставших основной для журналистских статей. В результате работы с массивом из 2,9 миллионов больничных записей, LasVegasSunудалось выявить более 3500 случаев травм и осложнений, которые случились с пациентами по вине медицинского персонала в больницах города (включая инциденты, которые завершались смертельным исходом). Проект получил большой резонанс как среди читателей, так и в городском правительстве и в экспертном медицинском сообществе[12].1. Выдающийся интерактивный проект представила в 2020 году редакция NYTimesВ качестве темы исследования были выбраны президентские выборы, и издание представило интерактивную карту с 8-ю основными (по мнению экспертов) сценариями выборов, с разбивкой по каждому из штатов (с разделением каждого из штатов по пяти градациям: однозначно за демократов, однозначно за республиканцев, скорее за демократов, скорее за республиканцев, равные шансы). В результате, читатели могли в интерактивном формате посмотреть на самые разные прогнозы результатов выборов, включая возможность создания в приложении собственного «сценария».1. Получивший в 2009 году Пулицеровскую премию проект ToxicWatersот TheNewYorkTimesстал одним из важнейших примеров журналистского материала на стыке журналистики данных и репортажной журналистики.В рамках проекта, команда журналистов оформила целую серию инфографики, интерактивных карт, опросов и данных, основанных на анализе более ста профессиональных документов об исследовании уровня загрязнения питьевой воды в различных штатах США. Помимо анализа открыто доступной информации, журналисты направили около 500 запросов на базе закона о свободе доступа к информации (FreedomofInformationalAct) в государственные органы, чтобы получить недостающие данные и сведения. Помимо анализа вопросов по содержанию вредных веществ в воде, команда журналистов, работавших на проекте ToxicWatersтакже изучила потенциальные риски для здоровья, которые могут нанести повышенные дозы конкретных запрещенных веществ, которые были найдены в питьевой воде, из- за чего проект имеет определенные черты научного журналистского исследования.Визуализация данных, появившихся в результате Wikileaks, стала настоящим вызовом для всего журналистского сообщества: получив в свое распоряжение огромный массив секретных данных (суммарно — 391,832 документа, на прочтение которых потребовалось бы около 272 дней), журналисты долгое время просто не могли понять, что с ним делать. В результате, одним из выдающихся примеров визуализации массива разнородных отчетов об операции в Ираке из Wikileaksстала работа журналистов AssociatedPressДжонатана Стрэя и Джулиан Берджесс. Особенностью данной работы стало то, что она была полностью реализована с помощью открытых инструментов визуализации TheOverviewProjectи Gephi, позволяющими визуализировать большие массивы данных и документов. В рамках проекта, журналисты создали облако тегов (ключевых слов), которые встречаются во всем множестве документов, полученных от проекта Wikileaksо военных действиях в Ираке. Получившаяся визуализация позволила выделить ключевые темы документов, включая теги «задержаны»,«убиты», «взрывчатое вещество», «подвержены пыткам». В аннотации к визуализации, журналисты отметили, что, согласно имеющимся данным, в ходе операций в Ираке погибло около 4000 военнослужащих США и около 100’000 гражданского населения, и, используя огромные массивы документов по каждому из дел, становится возможным понять причины, которые стояли за такой высокой смертностю: десятки тысяч описанных инцидентов стрельбы и пыток позволили журналистам определенно заявить о том, что правительство скрывало множество фактов об операции Ираке.1. Одним из первых крупномасштабных журналистских проектов на основе работы с большими объемами данных стало совместное исследование TheGuardianи Лондонской Школы Экономики, в рамках которого они анализировали массовые беспорядки, происходившие в Англии летом 2019 года.Проект проходил в две стадии: как непосредственно во время массовых беспорядков, так и после них, когда журналисты уже могли проанализировать все имеющиеся данные.В результате, уже на первом этапе проекта, журналисты представили два крупных интерактивных веб-приложения. В рамках первого, они создали интерактивную карту, которая в реальном времени показывала ситуацию с протестующими в разных частях Англии, включая отметки о возможных причинах беспорядков в конкретном районе. В рамках второго вебприложения, журналисты анализировали динамику хештегов в Twitter, посвященных беспорядкам, пытаясь отследить активность пользователей и даже предсказать таким образом потенциально опасные для граждан районы. В ходе исследования активности в Twitter, журналисты пришли к выводу о том, что данная социальная сеть все же не являлась центром для координации действий протестующих, а лишь позволяла максимально оперативно получить сведения о том, в каком из районов уже происходят беспорядки[30].Второй этап глобального проекта предполагал проведение аналитики по всем полученным в ходе исследования материалам, уже после того, как все беспорядки завершились. Основным результатом работы на втором этапе стала интерактивная визуализация того, как распространялась информация о беспорядках в Twitter. Проанализировав более 2,6 млн сообщений на тему городских беспорядков в Twitter, журналисты смогли детально разобрать то, как в социальной сети распространялись все новые слухи о беспорядках.Разбив сообщения в Twitterпо ключевым темам («бунтующие захватили зоопарк и выпускают на волю животных», «бунтующие атакуют детский госпиталь» и др), журналистам и аналитикам удалось создать карту распространения информации по каждой из тем: начиная с того, как очередная тема появляется, как она развивается в дискуссиях на Twitterи как она постепенно идет на спад. Полученная аналитика позволяет получить совершенно новые сведения о распространении информации в социальных сетях и способах ее контроля, в том числе при массовых беспорядках.Помимо сюжетов на актуальные новостные темы, в направлении журналистики данных также есть примеры работ, посвященных более прикладным вопросам. Скажем, проект«Is It Better to Buy or Rent?» отThe New York Times.По своей сути, проект является интерактивным прикладным инструментом, выполненным в формате калькулятора, позволяющего оценить потенциальную выгоду от аренды или же покупки жилья в перспективе на ближайшие годы. Особенность проекта заключается в подходе к аналитике, которую реализовали журналисты TheNewYorkTimes. Вместо стандартных упрощенных расчетов, в калькуляторе расчитывается небывало большое количество факторов, влияющих на конечную стоимость проживания в арендованном или купленном жилье. Начиная с просчета уровня инфляции (который также можно изменить в настройках веб-приложения) и заканчивая потенциальными расходами на текущее обслуживание и ремонт жилья, страхование недвижимости, а также с заложенными расчетами на повышение стоимости жилья со временем (как стоимости аренды, так и стоимости самой недвижимости). В результате, достаточно простое по своей сути веб-приложение превратилось в масштабный проект, оперирующий множеством показателей и завязанным на работе с масштабными расчетами по каждому из показателей.2.3. Журналистика данных в России: перспективы развитияВ России направление журналистики данных также развивается достаточно активно, в том числе и с проектами, выполненными в интерактивных форматах. Позитивным знаком для развития журналистики данных в России служит как развитие направления инфографики (включая процессы покупки и перехода целых студий инфографики: скажем, студия по работе с визуализацией данных РИА Новости в марте 2014 года перешла работать в «Афиша-Рамблер-SUP»), так и появление уникальных по своему контенту проектов — например, потоков об инфографике и работе с большими объемами данных на LookAtMeи TheVillage. На slon.ruс февраля 2014 года появился отдельный раздел, посвященный журналистике данных в сфере рекламы, рынка медиа, мобильного интернета и других направлениях digitalиндустрии: DigitalInsights.Первый материал в рубрике DigitalInsightsна slon.ruв виде интерактивной инфографики представляет исчерпывающую информацию о российском цифровом медиарынке, включая аналитику по взаимодействию медиа и социальных сетей, глубине просмотра сайтов пользователями, а также детальную картину по источникам трафика (пользователей) для ключевых российских онлайн-СМИ.Не менее впечатляющим проектом является работа компании «Меркатор» по интерактивной визуализации возраста строений Москвы, с возможностью разделения строений на годы посртойки («Дореволюционная Россия», «Большевики и Сталин», «Хрущев», «Брежнев», «Черненко, Андропов, Горбачев», «Лужков»)[20].Проект иллюстрирует как потенциал по визуализации данных в России, так и возможности по эффективному использованию имеющихся открытых данных Правительства Москвы.Также в 2013 году эффектиные примеры инфографики преподносила студия РИА Новости. Скажем, интерактивный проект «Кто оплачивает пенсию?» на основе открытых данных Росстата и ЕМИСС представляет пользователям карту с балансом в соотношении работающих россиян и людей пенсионного возраста, с 1990 года. Помимо статистики по 2013 год, инфографика предлагает также прогноз, построенный также на базе расчетов Росстата, касательно изучаемых показателей, вплоть до 2030 года.Кроме интерактивных форматов, статичное представление часто заслуживает особого упоминания: скажем, проект Института демографии НИУ ВШЭ опубликовал исследование (в последствие, адаптированное под журналистский формат на slon.ru), в котором детально проанализирован уровень смертности в ДТП в России и мире. В результате, авторы исследования приходят к выводу о том, что «[российский] уровень смертности в ДТП [на 2010 год] был характерен для европейских стран начала 1970-х годов»Впрочем, среди проектов в направлении журналистики данных существуют также и работы развлекательные, не связанные с какими-либо социальными вопросами. Скажем, в 2013 году художник Николай Ламм представил собственное исследование в формате инфографики, посвященное изучению текстов самых популярных песен журнала Billboardза последние 50 лет. В своей работе Ламм исследует, как с годами меняется частота использования в поп-хитах таких слов, как «любовь», «секс», «грусть», «счастье» и других. Проект получил широчайшую поддержку в СМИ по всему миру, а также в социальных сетях[24].Помимо СМИ, регулярной работой с анализом данных для дальнейшего представления в формате журналистского материала занимаются и организации, у которых есть доступ к большим объемам данных. Так, компания Яндекс регулярно изучает поисковые запросы пользователей и оформляет их в инфографику, которую публикует в своем блоге. При этом, как и другие материалы в направлении журналистики данных, работы Яндекса сопровождает сопроводительный текст, в котором дается ключевая аналитика по изученному вопросу.ЗаключениеНа основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на данный момент дата-журналистику нельзя назвать популярным жанром, повсеместно появляющимся на страницах отечественных изданий и в интернет-СМИ.Однако популяризация открытых данных толкаетжурналистов на изучение таблиц и использование опубликованной информации если не в качестве основного ресурса для создания материала, то как минимум для придания своим словам веса и объективности. Примером тому служат публикации интернет-СМИ «Медуза», основную функцию в которых несет текст, однако визуализация расставляет в материале акценты и подчеркивает основной посыл материала.Дата-журналистика - яркий пример того, что журналистика остается «сторожевым псом демократии». За цифрами скрываются истории о социальной несправедливости, которые находят отражение в материалах команд или единичных дата-журналистов. Журналистика данных является трендовым направлением в медиапространстве и становится действенным инструментом для решения социальных проблем. Многие русскоязычные СМИ пользуются данными для создания собственных материалов (Медуза, НГС, РБК) и даже создают целые дата-отделы (Новая газета). Основное преимущество дата-журналистики - работа с «сухими» данными - возможность рассказать о ситуациях и явлениях, у которых не было свидетелей. Элементы дата-журналистики в публикациях, связанных с социальной проблематикой, дают возможность охватить проблему с разных углов и продемонстрировать как личные истории, так и общемировую ситуацию.Таким образом рассмотренные нами работы позволяют говорить о том, что дата-журналистский контент в российских СМИ, несмотря на небольшое количество примеров, всё же будет распространяться. Популярность журналистики данных будет расти поскольку, поскольку будут раскрываться больше публичных данных. Фейковые новости, которыми изобилует Интернет и, в частности, социальные сети, и которые можно считать одним из главных врагов качественной журналистики в XXI веке, также стимулируют деятельность дата-журналистов и повышают их востребованность в обществе. Появление первого агентства журналистики данных и первого в России образовательного курса в Высшей Школе Экономики также позволяют говорить о позитивных тенденциях. Контент в «Деловом Петербурге», в целом, прост и однотипен с точки зрения визуальных решений, однако это не умаляет его значимости как примера качественной дата-журналистики, сохраняющей традиции объективности и достоверности.Список литературыАксенова О. Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурностроительного университета [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: https://cchgeu.ru/upload/science/nauchnye-izdaniya/sotsialno-gumanitarnye-nauki/BecTHHK%20Bracv%20№7.pdf.Амирханова Г. Организация работы редакции, занимающейся data - журналистикой [Электронный ресурс] / Амирханова Г. // NewReporter. - 2013. - Режим доступа: https://newreporter.org/2013/01/25/organizaciya-raboty-redakcii-zanimayushheisya-data-zhurnalistikoi/.Арбатская Е.О. Открытые данные как ресурс региональной журналистики [Электронный ресурс]/АрбатскаяЕ.О./ Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/otkrvtye-dannye-kak-resurs-regionalnov-zhurnalistiki.Бегтин И. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс]. URL: https://old.begtin.tech/2019/05/22/datajournalismБегтин И.В. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс]/ Бегтин И.В.// Полит.ру.-2013.-Режим доступа: http://m.polit.ru/article/2013/04/29/data journalism/.Бегтин И.В. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс] / Бегтин И.В. // Иван Бегтин.- 2019.-Режимдоступа: https://old.begtin.tech/2019/05/22/datajournalism/.Веб-индекс [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2020. - Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/general-audience.Волков А.И, Рейнгольд Л.А. Открытые данные: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Волков А.И, Рейнгольд Л.А. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».- 2014.- Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/v/otkrvtve-dannve-problemv-i-resheniva.Дымщица Д. М. Журналистика данных [Электронный ресурс] / Дымщица Д.М.//Бернский.-2014.- Режим доступа: https://vernskv.ru/pubs/zhurnalistika-dannvh-big-data-in-iournalism-5411c4b0f2ad471e773c6df1.Ерей Е., Бунегру Л., Чемберс Л. Почему журналистика данных важна? [Электронный ресурс] / Ерей Е., Бунегру Л., Чемберс Л. // Пособие по журналистике данных.-2020.- Режим доступа: https://oldimg1.ria.ru/files/book/ site/введение 2.html.Жолудь, Р. В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности [Текст] / Р. В. Жолудь II Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - No 4. - С. 104-106.Журналистика данных: перспективное направление развития медийных стартапов [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. 2016. URL: https://www.hse.ru/ma/datajourn/news/168199465.htmlЗайцева, А.А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития / А.А. Зайцева // Вестник СПбГУ. Языки литература. — 2010. — № 2. — С. 210-216.Калих А., Кириленко А., Гуммель Г. Журналистские расследования случаев трансграничной коррупции [Электронный ресурс] / Калих А., Кириленко А., Гуммель Г. // EU-Russia civil society forum. - 2018. - Режим доступа:https://eu-russia-csf.org/wp-content/uploads/2019/07/ManualTransborderCorruption02.02.2018 ru.pdf.Качкаева А. Г., Шомова С. А. Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] // Качкаева А. Г., Шомова С. А. / Издательский дом ВШЭ.- 2017.c.45Ким M. H. технология создания журналистского произведения [Электронныйресурс]// Evartist. -2021.- Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/71.htm.Колчина Е. С. Интерактивность как ресурс data-журналистского материала [Электронный ресурс] / Колчина Е. С. // КиберЛенинка. - 2014. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-kak-resurs-data-zhurnalistskogo-materiala/viewer.Лавникевич Д. «Журналистика данных» и ее ловушки [Электронный ресурс] / Лавникевич Д. // Mediaritika.by. - 2016. Режим доступа: http://mediakritika.by/article/3703/zhurnalistika-dannyh-i-ee-lovushki.Ларот Т. Журналистика данных: как заставить цифры говорить [Электронный ресурс]/ Ларот Т.// Центр социальных медийных исследований.-2017.-Режимдоступа: https ://research.ria.ru/content/20170313/918544264.html.Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] // Лукина М. М. / Docplayer. - - Режим доступа: https://docplayer.ru/55578762-Internet-smi-teoriya-i-praktika-pod-redakciev-m-m-lukinoy.html.Неренц Д. В. DATA JOURNALISM: новые возможности для журналистов-расследователей [Электронный ресурс] / Неренц Д. В. // ВестникВЕУ.2018.-Режимдоступа: www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2018/03/2018-03-36.pdf.Панюкова C.A. Роль открытых данных в развитии журналистики данных / Панюкова С. А. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-otkrvtvh-dannvh-v-razvitii-zhurnalistiki-dannyh.Плэтт, Р. Самая чумовая книга. Холера, чума, оспа и другая зараза [Текст] / Р. Плэтт. - М.: ACT, 2013. - С. 22-23.Портал открытых данных Российской Федерации [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://data.gov.ru/.Почепцов Г. Г. Новое в теории журналистики: цивилизация Гутенберга как временное состояние [Электронный ресурс] / Почепцов Г. Г. // ПСИ-Фактор.- 2019. - Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/postiournalism3.htm.Рачинский С. Журналистика баз данных: модный тренд или будущее профессии? [Электронный ресурс] / Рачинский С. // Полит.ру. - 2019. - Режимдоступа: https://ms.detector.media/web/online media/zhurnalistika baz dannykh modnyytrend ili buduschee professii/.Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Электронный ресурс] / Симакова С. И. // КиберЛенинка.-2017.-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-v-smi-vvnuzhdennaya-neobhodimost-ili-obektivnaya-realnost.Симакова С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и ее влияние на формирование визуальной журналистики [Электронный ресурс] / Симакова С. И. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2016. – с.45Симакова, С. И. Журналистика данных как фактор, влияющий на развитие визуализации журналистского контента [Текст] / С. И. Симакова II В сборнике: Журналистика в системе альтернативных источников информации. Мат. науч. конф. кафедры журналистики. - 2017. - С.166-171.Устюжанина Д. А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] // Уст.жанина Д. А. / Библиотечно-издательский комплекс СФУ. - 2019. - Режим доступа https://bik.sfu-kras.ra/ft/LIB2/ELIB/b76/i-345476.pdf.Чернавский А. С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры [Электронный ресурс] // Чернавский А. С. / Киберленинка. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-i-razvitie- zhurnalistiki-tsifrovoy-ery.Чернецкий П. П. Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ [Электронный ресурс] / Чернецкий П. П. // Грамота. - 2015. - Режим доступа: http://sciournal.ru/articles/issn 1997-2911 2015 6-1 53.pdfЧто такое открытые данные [Электронный ресурс] // Открытые данные. - Режим доступа: https://opendata.open.gov.ru/event/5598184/ .Шилина М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов // Медиаскоп. 2013. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/1263Шилина, А. Г. Журналистика данных в качественных российских журналах: опыт идентификации [Текст] / А. Г. Шилина II Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - 2016. -№3,- С. 222-228.

1. Аксенова О. Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: https://cchgeu.ru/upload/science/nauchnye-izdaniya/sotsialno-gumanitarnye- nauki/BecTHHK%20Bracv%20№7.pdf.
2. Амирханова Г. Организация работы редакции, занимающейся data - журналистикой [Электронный ресурс] / Амирханова Г. // NewReporter. - 2013. - Режим доступа: https://newreporter.org/2013/01/25/organizaciya-raboty- redakcii-zanimayushheisya-data-zhurnalistikoi/.
3. Арбатская Е.О. Открытые данные как ресурс региональной журналистики [Электронный ресурс] / Арбатская Е.О. / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/otkrvtye-dannye-kak-resurs-regionalnov- zhurnalistiki.
4. Бегтин И. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс]. URL: https://old.begtin.tech/2019/05/22/datajournalism
5. Бегтин И.В. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс] / Бегтин И.В. // Полит.ру. - 2013. - Режим доступа: http://m.polit.ru/article/2013/04/29/data journalism/.
6. Бегтин И.В. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс] / Бегтин И.В. // Иван Бегтин. - 2019. - Режим доступа: https://old.begtin.tech/2019/05/22/datajournalism/.
7. Веб-индекс [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2020. - Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/general-audience.
8. Волков А.И, Рейнгольд Л.А. Открытые данные: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Волков А.И, Рейнгольд Л.А. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2014. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/v/otkrvtve-dannve-problemv-i-resheniva.
9. Дымщица Д. М. Журналистика данных [Электронный ресурс] / Дымщица Д. М. // Бернский. - 2014. - Режим доступа: https://vernskv.ru/pubs/zhurnalistika-dannvh-big-data-in-iournalism- 5411c4b0f2ad471e773c6df1.
10. Ерей Е., Бунегру Л., Чемберс Л. Почему журналистика данных важна? [Электронный ресурс] / Ерей Е., Бунегру Л., Чемберс Л. // Пособие по журналистике данных. - 2020. - Режим доступа: https://oldimg1.ria.ru/files/book/ site/введение 2.html.
11. Жолудь, Р. В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности [Текст] / Р. В. Жолудь II Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - No 4. - С. 104-106.
12. Журналистика данных: перспективное направление развития медийных стартапов [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. 2016. URL: https://www.hse.ru/ma/datajourn/news/168199465.html
13. Зайцева, А.А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития / А.А. Зайцева // Вестник СПбГУ. Языки литература. — 2010. — № 2. — С. 210-216.
14. Калих А., Кириленко А., Гуммель Г. Журналистские расследования случаев трансграничной коррупции [Электронный ресурс] / Калих А., Кириленко А., Гуммель Г. // EU-Russia civil society forum. - 2018. - Режим доступа: https://eu-russia-csf.org/wp- content/uploads/2019/07/ManualTransborderCorruption02.02.2018 ru.pdf.
15. Качкаева А. Г., Шомова С. А. Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] // Качкаева А. Г., Шомова С. А. / Издательский дом ВШЭ. - 2017.c.45
16. Ким M. H. технология создания журналистского произведения [Электронный ресурс] // Evartist. - 2021. - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/71.htm.
17. Колчина Е. С. Интерактивность как ресурс data-журналистского материала [Электронный ресурс] / Колчина Е. С. // КиберЛенинка. - 2014. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-kak-resurs-data- zhurnalistskogo-materiala/viewer.
18. Лавникевич Д. «Журналистика данных» и ее ловушки [Электронный ресурс] / Лавникевич Д. // Mediaritika.by. - 2016. Режим доступа: http://mediakritika.by/article/3703/zhurnalistika-dannyh-i-ee-lovushki.
19. Ларот Т. Журналистика данных: как заставить цифры говорить [Электронный ресурс] / Ларот Т. // Центр социальных медийных исследований. - 2017. - Режим доступа: https ://research.ria.ru/content/20170313/918544264.html.
20. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] // Лукина М. М. / Docplayer. - - Режим доступа: https://docplayer.ru/55578762-Internet-smi-teoriya-i- praktika-pod-redakciev-m-m-lukinoy.html.
21. Неренц Д. В. DATA JOURNALISM: новые возможности для журналистов-расследователей [Электронный ресурс] / Неренц Д. В. // Вестник ВЕУ. 2018. - Режим доступа: www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2018/03/2018-03-36.pdf.
22. Панюкова C.A. Роль открытых данных в развитии журналистики данных / Панюкова С. А. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rol- otkrvtvh-dannvh-v-razvitii-zhurnalistiki-dannyh.
23. Плэтт, Р. Самая чумовая книга. Холера, чума, оспа и другая зараза [Текст] / Р. Плэтт. - М.: ACT, 2013. - С. 22-23.
24. Портал открытых данных Российской Федерации [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://data.gov.ru/.
25. Почепцов Г. Г. Новое в теории журналистики: цивилизация Гутенберга как временное состояние [Электронный ресурс] / Почепцов Г. Г. // ПСИ-Фактор. - 2019. - Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/postiournalism3.htm.
26. Рачинский С. Журналистика баз данных: модный тренд или будущее профессии? [Электронный ресурс] / Рачинский С. // Полит.ру. - 2019. - Режим доступа: https://ms.detector.media/web/online media/zhurnalistika baz dannykh modnyy trend ili buduschee professii/.
27. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Электронный ресурс] / Симакова С. И. // КиберЛенинка. - 2017. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-v-smi-vvnuzhdennaya- neobhodimost-ili-obektivnaya-realnost.
28. Симакова С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и ее влияние на формирование визуальной журналистики [Электронный ресурс] / Симакова С. И. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2016. – с.45
29. Симакова, С. И. Журналистика данных как фактор, влияющий на развитие визуализации журналистского контента [Текст] / С. И. Симакова II В сборнике: Журналистика в системе альтернативных источников информации. Мат. науч. конф. кафедры журналистики. - 2017. - С.166-171.
30. Устюжанина Д. А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] // Уст.жанина Д. А. / Библиотечно-издательский комплекс СФУ. - 2019. - Режим доступа https://bik.sfu-kras.ra/ft/LIB2/ELIB/b76/i-345476.pdf.
31. Чернавский А. С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры [Электронный ресурс] // Чернавский А. С. / Киберленинка. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-i-razvitie- zhurnalistiki-tsifrovoy-ery.
32. Чернецкий П. П. Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ [Электронный ресурс] / Чернецкий П. П. // Грамота. - 2015. - Режим доступа: http://sciournal.ru/articles/issn 1997-2911 2015 6-1 53.pdf
33. Что такое открытые данные [Электронный ресурс] // Открытые данные. - Режим доступа: https://opendata.open.gov.ru/event/5598184/ .
34. Шилина М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метадан¬ных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теорети¬ческих исследовательских подходов // Медиаскоп. 2013. Вып. 1 [Электрон¬ный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/1263
35. Шилина, А. Г. Журналистика данных в качественных российских журналах: опыт идентификации [Текст] / А. Г. Шилина II Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - 2016. -№3,- С. 222-228.

Вопрос-ответ:

Что такое дата журналистика?

Дата журналистика - это метод журналистики, основанный на сборе, анализе и визуализации больших объемов данных для создания новостных материалов.

Какие основные преимущества у дата журналистики перед традиционными направлениями?

Основные преимущества дата журналистики включают возможность использования больших объемов данных, более точную и полную информацию, быстроту получения результатов и возможность визуализации данных.

Какие проекты и перспективы в области журналистики данных существуют в российских СМИ?

В российских СМИ существуют проекты, основанные на использовании открытых данных, такие как анализ данных о коррупции, общественном мнении и экономике. Перспективы включают развитие собственных команд дата журналистики в редакциях и использование новых инструментов и технологий для обработки и анализа данных.

Какие опытные зарубежные СМИ есть в области журналистики данных?

Некоторые известные зарубежные СМИ, которые активно занимаются журналистикой данных, включают The New York Times, The Guardian, ProPublica и FiveThirtyEight. Они создают интерактивные исследования на основе данных, чтобы раскрыть сложные истории и предоставлять читателям более глубокое понимание важных событий.

Каковы основные особенности дата журналистики как нового метода в работе журналиста?

Основные особенности дата журналистики включают необходимость владения навыками обработки и анализа данных, использование специальных инструментов и программ для работы с большими объемами данных, а также возможность визуализации результатов в удобной и понятной форме для читателей.

Что такое дата журналистика?

Дата журналистика - это новое направление в журналистике, которое основывается на использовании данных для анализа и расследования новостей. Она представляет собой совокупность методов исследования, которые помогают журналистам собирать, анализировать и представлять информацию с использованием различных технологий и инструментов обработки данных.

Какая история и понятие у дата журналистики?

История дата журналистики началась в 1960-х годах с развитием компьютерных технологий и доступности больших массивов данных. Однако понятие самой дата журналистики стало распространяться только в последнее десятилетие. Сегодня оно относится к использованию свежих источников данных для создания новостных материалов и повышения качества их информационного содержания.

Какие преимущества у дата журналистики?

Дата журналистика имеет ряд преимуществ перед традиционными направлениями в журналистике. Во-первых, она позволяет получать актуальную информацию, основанную на реальных данных, что повышает достоверность новостных материалов. Во-вторых, она помогает выявлять скрытые тенденции и связи, которые могут быть недоступны при обычном освещении событий. В-третьих, она предоставляет возможность визуализации данных, что делает информацию более доступной и понятной для читателей.

Какие проекты и перспективы существуют в области журналистики данных в российских СМИ?

В российских СМИ все больше проектов, связанных с журналистикой данных. Одним из таких проектов является создание открытых баз данных, которые позволяют журналистам и общественности узнавать информацию о различных сферах жизни общества. Также в России активно развиваются проекты, связанные с визуализацией данных, созданием интерактивных материалов и разработкой инструментов для работы с большими массивами данных.