Информационно-аналитические жанры в студенческих СМИ: исторический, теоретический и практический аспекты
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 23.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 3
1.1 История возникновения информационного жанра журналистики 3
1.2 Информационная журналистика как жанр 4
1.3 Специфика информационных жанров 5
1.4. Виды информационных жанров 5
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 7
2.1 История возникновения аналитического жанра журналистики 8
2.2 Аналитическая журналистика как жанр 8
2.3 Специфика аналитических жанров 8
2.4 Виды аналитических жанров 8
ГЛАВА 3. СМЕШЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 9
, полемикой на научных конференциях, темами семинаров и круглых столов.На это указывают и автор учебника «Жанры журналистского творчества»: «Сегодняшний день отечественной журналистики отмечен явлением, которое в обиходе называется смешением (взаимопроникновением) жанров. Суть его заключается в том, что жанровые различия журналистских материалов выражаются в информационных потоках все менее заметно и плохо воспринимаются не только аудиторией, но и профессиональной средой».Трансформация классических жанров, а также широкое использование синтетических жанров в современных СМИ, включая признаки различных жанровых структур журналистики, еще раз убеждает нас в том, что профессиональная практика, опережая ее теоретическое понимание, способствует не только количественным, но и качественным изменениям во многих жанрах журналистики, среди которых наиболее распространенными являются информационные жанры. Изучение этой проблемы помогает не только сформировать представление об эволюции жанров, но и получить четкое представление о перспективах развития жанров и жанровых приоритетах.В настоящее время жанровая система продолжает активно развиваться, находя новые формы выражения под влиянием многих факторов, будь то запросы общественности, методы конкретного журналиста, появление новых платформ для публикации и их формат.В частности, процессу трансформации новостных изданий способствует такое явление, как глобализация Интернета: журналистские жанры претерпевают значительные изменения, поскольку интернет-СМИ в настоящее время являются ведущей платформой для публикации материалов. Соответственно, такое понятие, как «конвергенция», имеет особое значение: журналист должен обладать навыком работы на различных медиа-платформах, поскольку чаще всего, например, печатные материалы нуждаются в определенной адаптации для онлайн-публикации.Интернет-журналистика на современном этапе представляет собой довольно сложную и многофункциональную систему. Творческие и технологические факторы способствовали жанровой трансформации в онлайн-версиях традиционных медиа, а также появлению новых жанров.На трансформацию традиционных жанров влияют следующие тенденции: развитие новостной журналистики, максимально приближенной к объективности, основанной на сухом изложении фактов, а также персонификация и персонализация журналистского текста.Тенденция индивидуализации средств массовой информации привела к индивидуализации жанровых форм. Диалогичность как определяющая черта языкового жанра в контексте интерактивности становится практически единственно возможным форматом для традиционных журналистских жанров. Отношение к разговорной речи, спонтанность общения, лексически выраженный формат диалога проникают буквально во все жанры. Таким образом, объявленная постмодернистами «смерть автора» обернулась повышением роли «Я» в журналистском тексте, о чем свидетельствуют такие явления, как колумнистика, развитие блогосферы и формирование новых жанровых форм - авторских жанров. На влияние философии постмодернизма на современные средства массовой информации указывают многие авторы, например, Д. Ю. Кульчицкая «ее основной особенностью является антисистемизм, фрагментация, эклектизм, неприятие универсализма и единства. Почти все упомянутые функции философия постмодернизма отражена в характеристиках мультимедийного феномена».В современной жанровой системе журналистики не существует единого и универсального подхода к определению того или иного типа текста. Репортаж, интервью, расследование и другие жанры в деловом еженедельнике сильно отличаются от тех же жанров в бульварном издании. Творческий портрет на канале «Культура» и НТВ будет строиться на совершенно разных принципах, методах, приемах. Обзор в массовом издании практически превратился в реферат, но сохранил объем и глубину анализа в специализированных изданиях.Журналистика высококачественных изданий характеризуется обращением к традиционным жанрам, но элементы различных типов текста сочетаются оригинальным образом. Наиболее значимым является рождение ироничного репортажа, классический пример которого был создан Андреем Колесниковым в газете "Коммерсант". И теперь включение в традиционную форму репортажа стиля фельетона, комических приемов как способа критики можно встретить и в текстах других авторов: Юлия Санкович (Новая газета Коммерсантъ),Валерия Якова («Новые известия»). В их репортажах создается яркий сатирический образ, который больше характерен для художественной публицистики.Элементы брошюры, фельетона, колонки, очерков своеобразно взаимодействуют в публицистике Андрея Бильжо, сочетая в одном материале элементы разных жанров - полемические, открытые диалогические колонки, масштаб критики брошюры и иронию фельетона. Конвергенция основана на общей черте этих жанров, которые не исключают создания маски. Откровенный разговор между художником, эссеистом и ученым человеком, который относится к окружающей действительности с юмором, основан на очерке о личном жизненном опыте. Анализ его текстов позволяет говорить о таких традиционных чертах фельетона, как создание известной личности и подтекста. Однако Бильжо раздвигает границы традиционного жанра как за счет дополнения словесной информации карикатурными зарисовками, так и за счет использования специфических особенностей колонки - создания яркого, выразительного стиля и выражения нестандартной, оппозиционной точки зрения, а также за счет элементов критики, присущих брошюре.Сочетание жанровых приемов в современной журналистике можно обнаружить не только на уровне предмета, метода, композиции, но и в особенностях языка: «Персона» журналиста - ключевая в языковой реальности журналистского текста - становится концептуально важной. В современном журналистском процессе естественное явление он становится олицетворением языковой личности журналиста».ЗАКЛЮЧЕНИЕЖурналистский текст как средство организации дискурса и коммуникативный феномен в настоящее время находится в процессе постоянного поиска наиболее интересного, оригинального, убедительного жанрового воплощения. Поэтому традиционные журналистские жанры трансформируются, образуя новые видовые формы. На трансформацию влияют как возможности самого жанра, так и новые условия функционирования медиатекста, так и экстралингвистические факторы: представления об окружающем мире, мысли, установки и запросы адресата. Мы можем говорить о тенденциях, влияющих на изменения в традиционных жанрах, таких как персонификация, конвергенция, мультимедиа, полистилизм и т.д.Информационные жанры объединены одной целью - рассказом о конкретном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на случившееся. Главные принципы - объективность, точность, аккуратность. Жанры отвечают на вопрос: «Что? Куда? Когда?»М. Н.Ким относится к информационным жанрам заметки, доклада, интервью, репортажа.А.А. Тетрычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, отчет, некролог. Е. В. Черникова выделяет заметку, репортаж и информационное интервью как новостные жанры.Г. В. Лазутина и С. С. Распопова рассматривают информационные жанры как заметку (короткая новость, расширенная новость), репортаж, критическую заметку.Аналитические жанры, как и все другие журналистские жанры, связаны с повесткой дня, текущими событиями. Однако существует существенная разница в подходах: аналитические жанры направлены на то, чтобы понять, почему произошло то или иное событие или явление, а иногда и предсказать, что произойдет дальше. Аналитическая работа гораздо глубже и тщательнее, чем информационная.А. А. Тертычныйвыделяет среди аналитических жанров отчет, сообщение, интервью, опрос, беседу, комментарий, замечание, социологическое резюме, "анкету", мониторинг, рейтинг, обзор, статью (общее исследование, полемическое, тактическое и аналитическое), журналистское расследование, обзор, обзор, прогноз, эксперимент, признание, рекомендация, пресс-релиз (все это с приставкой «аналитический»М. Н.Ким выделяет корреспонденцию, статью, рецензию, рецензию, обзор прессы, комментарий, письмо как аналитические жанры.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-zhanrov-telezhurnalistiki (дата обращения: 24.01.2022).Выровцева, Е. В. Авторский жанр в современных российских СМИ / Е. В. Выровцева // Жанры СМИ: история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2014.- 76 с.Выровцева Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-traditsionnyh-publitsisticheskih-zhanrov-v-sovremennyh-massmedia (дата обращения: 24.01.2022).Выровцева, Е. В. Теоретики и практики о проблеме жанра в современных медиа: социологический аспект / Е. В. Выровцева, Т. Н. Громова // Эволюция жанров в истории российской журналистики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2007. С. 8-11.Ким М. Н., Пак Е. М. Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов.2019. URL: https://clck.ru/aoH3x (дата обращения: 23.01.2022).Киуру К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста // Вестник ЧелГУ. 2014. №26 (355). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zhanrologiya-kak-napravlenie-izucheniya-zhurnalistskogo-teksta (дата обращения: 24.01.2022).Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие/ А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. URL: https://clck.ru/UPpBc (дата обращения: 23.01.2022).Кондратская В. Л., Скобеева Д. А. Информационная журналистика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2012. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-zhurnalistika (дата обращения: 23.01.2022).Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.:Знание, СПбИВЭСП, 2000. URL: Основы творческой деятельности журналиста. ГЛАВА 5 (narod.ru) (дата обращения: 23.01.2022).Кройчик, Л. Е. Стратегические ресурсы публицистических текстов / Л. Е. Кройчик // Эволюция жанров в российской журналистике: сб. науч. ст. II и III Всерос. конф. Самара, 2010. 415 с.Кульчицкая Диана Юрьевна МУЛЬТИМЕДИА И ПОСТМОДЕРНИЗМ: ПОПЫТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДВУХ ЯВЛЕНИЙ // МедиаАльманах. 2014. №2 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimedia-i-postmodernizm-popytka-teoreticheskogo-osmysleniya-dvuh-yavleniy (дата обращения: 24.01.2022).Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М., 2011. URL: https://clck.ru/aoJPj (дата обращения: 23.01.2022).Самусевич, О. М. Индивидуализация текстовой деятельности журналиста / О. М. Самусевич // СМИ в современном мире: Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2009. URL: https://clck.ru/aoJc7 (дата обращения: 23.01.2022).Сердобинцева Е.Н. Информационные жанры в журналистских текстах: Учебное пособие/ Е.Н.Сердобинцева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. URL: a8bfwQeeKiL.pdf (pnzgu.ru) (дата обращения: 23.01.2022).Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие.: Аспект Пресс, 2000. URL: https://clck.ru/aoAD8 (дата обращения: 23.01.2022).Усманов, И. Публицистические жанры /И. Усманов. -Душанбе, 2009.-140 с.Федоренко, С. С. Традиции русского фельетона в современной газете / С. С. Федоренко // Самарская журналистика: история, тенденции, перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Самара, 2010. С. 9-11.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-zhanrov-telezhurnalistiki (дата обращения: 24.01.2022).
2. Выровцева, Е. В. Авторский жанр в современных российских СМИ / Е. В. Выровцева // Жанры СМИ: история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2014.- 76 с.
3. Выровцева Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-traditsionnyh-publitsisticheskih-zhanrov-v-sovremennyh-massmedia (дата обращения: 24.01.2022).
4. Выровцева, Е. В. Теоретики и практики о проблеме жанра в современных медиа: социологический аспект / Е. В. Выровцева, Т. Н. Громова // Эволюция жанров в истории российской журналистики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2007. С. 8-11.
5. Ким М. Н., Пак Е. М. Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов.2019. URL: https://clck.ru/aoH3x (дата обращения: 23.01.2022).
6. Киуру К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста // Вестник ЧелГУ. 2014. №26 (355). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zhanrologiya-kak-napravlenie-izucheniya-zhurnalistskogo-teksta (дата обращения: 24.01.2022).
7. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие/ А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. URL: https://clck.ru/UPpBc (дата обращения: 23.01.2022).
8. Кондратская В. Л., Скобеева Д. А. Информационная журналистика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2012. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-zhurnalistika (дата обращения: 23.01.2022).
9. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.:Знание, СПбИВЭСП, 2000. URL: Основы творческой деятельности журналиста. ГЛАВА 5 (narod.ru) (дата обращения: 23.01.2022).
10. Кройчик, Л. Е. Стратегические ресурсы публицистических текстов / Л. Е. Кройчик // Эволюция жанров в российской журналистике: сб. науч. ст. II и III Всерос. конф. Самара, 2010. 415 с.
11. Кульчицкая Диана Юрьевна МУЛЬТИМЕДИА И ПОСТМОДЕРНИЗМ: ПОПЫТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДВУХ ЯВЛЕНИЙ // МедиаАльманах. 2014. №2 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimedia-i-postmodernizm-popytka-teoreticheskogo-osmysleniya-dvuh-yavleniy (дата обращения: 24.01.2022).
12. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М., 2011. URL: https://clck.ru/aoJPj (дата обращения: 23.01.2022).
13. Самусевич, О. М. Индивидуализация текстовой деятельности журналиста / О. М. Самусевич // СМИ в современном мире: Петербургские чтения: тез. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2009. URL: https://clck.ru/aoJc7 (дата обращения: 23.01.2022).
14. Сердобинцева Е. Н. Информационные жанры в журналистских текстах: Учебное пособие/ Е.Н.Сердобинцева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. URL: a8bfwQeeKiL.pdf (pnzgu.ru) (дата обращения: 23.01.2022).
15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие.: Аспект Пресс, 2000. URL: https://clck.ru/aoAD8 (дата обращения: 23.01.2022).
16. Усманов, И. Публицистические жанры /И. Усманов. -Душанбе, 2009.-140 с.
17. Федоренко, С. С. Традиции русского фельетона в современной газете / С. С. Федоренко // Самарская журналистика: история, тенденции, перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Самара, 2010. С. 9-11.
Вопрос-ответ:
Что такое информационно-аналитические жанры в студенческих СМИ?
Информационно-аналитические жанры в студенческих СМИ - это особый вид журналистских материалов, который сочетает в себе информационную часть и аналитическую оценку событий или явлений. Они помогают студентам развить навыки анализа и критического мышления, а также углубить свои знания в той или иной сфере.
Какова история возникновения информационного жанра в журналистике?
История возникновения информационного жанра в журналистике берет свое начало в древности, когда люди начали обмениваться информацией с помощью различных носителей. С течением времени жанр развился и стал особенно популярным в современных СМИ, где информационные материалы играют важную роль в передаче новостей и фактов читателям.
Какие виды информационных жанров можно встретить в студенческих СМИ?
В студенческих СМИ можно встретить различные виды информационных жанров, такие как новостная статья, обзор, интервью, сообщение, репортаж и др. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и предназначен для передачи определенной информации читателям.
Что такое аналитическая журналистика?
Аналитическая журналистика - это разновидность журналистской деятельности, направленная на анализ событий, явлений, проблем и тенденций. В отличие от информационного жанра, где основное внимание уделяется передаче фактов, аналитическая журналистика помогает читателям понять глубинные причины и последствия происходящего.
Какова история возникновения аналитического жанра в журналистике?
Аналитический жанр в журналистике появился вместе с развитием СМИ и усилением запросов общества на более глубокий анализ событий. Впервые аналитические материалы начали активно появляться в газетах и журналах в конце XIX - начале XX века. С тех пор этот жанр стал неотъемлемой частью журналистской практики и позволяет читателям получить полный обзор событий и их интерпретацию.
Какие исторические аспекты связаны с информационно-аналитическими жанрами в студенческих СМИ?
Исторические аспекты, связанные с информационно-аналитическими жанрами в студенческих СМИ, включают в себя историю возникновения информационного жанра журналистики, развитие аналитического жанра журналистики, а также исторические моменты, определившие специфику информационно-аналитических жанров.
Каковы основные характеристики информационных жанров в студенческих СМИ?
Основные характеристики информационных жанров в студенческих СМИ включают в себя их историческую сущность, роль в передаче объективной информации, актуальность и быстроту передачи новостей, а также разнообразие форм и способов представления информации.
Каковы основные виды информационных жанров, используемых в студенческих СМИ?
Основные виды информационных жанров, используемых в студенческих СМИ, включают в себя новостную статью, заметку, сообщение, репортаж, интервью и другие. Они позволяют передавать актуальную информацию различными способами и формами.
Какова история возникновения аналитического жанра журналистики?
История возникновения аналитического жанра журналистики насчитывает несколько веков. Он развивался параллельно с информационным жанром и начал формироваться как особый жанр в XIX веке. Важным этапом в развитии аналитической журналистики стало появление специальных изданий и журналов, посвященных анализу событий и проблем.
Какие особенности характерны для аналитической журналистики в студенческих СМИ?
Особенности аналитической журналистики в студенческих СМИ включают в себя ее академическую направленность, аналитический подход к изучению событий и проблем, доступность для студенческой аудитории, использование уникальных исследовательских методов и использование интерактивных форм представления информации.
Какие исторические и теоретические аспекты связаны с информационно-аналитическими жанрами в студенческих СМИ?
Значение информационно-аналитических жанров в студенческих СМИ проявляется в различных исторических и теоретических аспектах. Во-первых, стоит отметить, что информационные и аналитические жанры имеют долгую историю развития, начиная от появления журналистики в целом. Во-вторых, информационно-аналитические жанры в студенческих СМИ играют важную роль в формировании и развитии студенческой прессы. Они позволяют студентам изучать и анализировать различные сферы общественной жизни, формировать собственное мнение и навыки презентации информации. Таким образом, информационно-аналитические жанры способствуют обучению студентов журналистским и аналитическим навыкам, а также расширяют их кругозор и понимание мира.