Ответственность за коррупционные преступления по законодательству России и других стран
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общая характеристика коррупции в России
1.1 Понятие и масштабы коррупции в России
1.2 История становления законодательства по борьбе с коррупцией в России
2. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству России
2.1 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
2.2 Виды ответственности за коррупционные преступления в РФ
3. Коррупция в законодательстве зарубежных стран
Заключение
Список литературы
В ФРГ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, как на государственной службе, так и в частном секторе или по собственной инициативе с целью получения преимуществ для себя или третьего лица с возможным причинением вреда или ущерба обществу (при исполнении государственной или политической функции) либо предприятию (при деятельности в частном секторе).
В Японии коррупция определяется как противоправное деяние, выражающееся в умышленном использовании должностными лицами своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а равно и подкупу этих лиц.
В Греции под определение коррупции подпадают получение денежных средств, подарков, обещаний, а также любые другие косвенные выгоды за совершение государственными или муниципальными служащими действий, выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также действий (бездействия) в рамках их компетенции.
В Венесуэле под коррупцией понимается незаконное обогащение государственных служащих за счет использования служебного положения. При этом коррупция подразделяется на три группы: прямая (непосредственное злоупотребление властью, незаконное обогащение, вымогательство, фаворитизм, непотизм), опосредованная (использование влияния, взятка, политический подкуп, подлог при определении результатов голосования), использование недостатков системы управления (умышленное неправомерное использование государственного имущества или денежных средств в целях личного обогащения, неправомерное использование или сокрытие информации).
В соответствии с Сингапурским законом о предотвращении коррупции термин «коррупция» определятся как явление, при котором «одно лицо самостоятельно или во взаимодействии с другим лицом просило или получило, или согласилось получить для себя или для другого лица, или дало, обещало дать другому лицу, в адрес этого или другого лица любое вознаграждение в качестве побуждения или вознаграждения за действия или бездействие другого лица в отношении любого действительного или предполагаемого вопроса, а также за действия любого другого чиновника или служащего государственного учреждения...». Такого рода определение коррупции применимо ко всем сферам деятельности в Сингапуре, включая сферу предпринимательства.
Таким образом, в ряде стран термин «коррупция» не применяется в законах, определяющих составы правонарушений, а используется, как правило, на стадии принятия превентивных мер в широком смысле и подразумевает злоупотребление вверенными полномочиями в сфере исполнения власти или принятия решений.
Перейдем к ответственности за коррупционные преступления по законодательству зарубежных стран.
В уголовных кодексах КНР, Эстонии и Киргизии предусмотрены нормативные положения об ответственности за коррупцию как таковую.
По уголовному законодательству ряда зарубежных государств коррупционные преступления посягают на отношения, возникающие как в публичном, так и частном секторах. Такого понимания придерживается немецкий, шведский, американский законодатель, а также законодатель в государствах, расположенных на территории бывших союзных республик СССР. В УК Франции речь идет лишь о коррупции в государственной сфере.
Выгода, передаваемая в результате коррупционного преступления, может быть как имущественного, так и неимущественного характера. Такой подход господствует в американском и европейском уголовном законодательстве. По Модельному Уголовному кодексу СНГ, уголовному законодательству абсолютного большинства стран-участниц СНГ, а также согласно УК КНР незаконная выгода в сфере властеотношений может иметь только имущественный характер.
Объективная сторона коррупционных преступлений состоит в подкупе, при котором один субъект дает согласие на принятие выгоды или принимает ее, а другой, в свою очередь, обязуется ее предоставить или предоставляет. В европейском и американском уголовном законодательстве наказуемо не только получение, но и само предложение незаконной выгоды, а также дача согласия на ее получение. В странах бывшего Союза ССР, включая Эстонию, объективная сторона коррупционных деяний понимается как получение и дача незаконного вознаграждения.
Субъектом получения противоправной выгоды выступают лица, осуществляющие публичные функции в государственных органах. Каждый уголовный кодекс по собственному усмотрению определяет их круг. Однако общая европейская тенденция такова, что уголовное законодательство большинства из названных стран признает виновными государственных и муниципальных служащих независимо от наличия у них властных полномочий. Во французском законодательстве субъектом ответственности за получение взятки, помимо публичного должностного лица, может выступать даже частное лицо, которое своими действиями оказывает влияние на государственные органы.
Что касается уголовного законодательства стран бывшего Союза ССР, то здесь уголовной ответственности подвергаются преимущественно должностные лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. В некоторых странах должностное лицо как субъект коррупционных и иных служебных преступлений понимается шире. В подобных случаях к данной категории относятся лица, обладающие властными полномочиями на предприятиях (УК Молдавии, Украины, Эстонии). В ряде уголовных кодексов ближнего зарубежья предусмотрена ответственность не только должностных лиц, но и государственных (УК Белоруссии) или любых других служащих (УК Таджикистана).
В некоторых странах равная уголовная ответственность определена за получение и за предоставление незаконного вознаграждения. Например, в УК ФРГ санкции за получение и предоставление выгоды (параграфы 331 и 333) одинаковые.
В ряде стран специализированного органа по противодействию коррупции нет (Финляндия, США, ФРГ, Великобритания, Австрия, Бельгия, Дания, Индия, Португалия, Швейцария и др.).
В Таиланде и Корее действуют специализированные независимые комиссии по борьбе с коррупцией. Так, основным антикоррупционным органом в Таиланде является Национальная комиссия по борьбе с коррупцией. Комиссия состоит из девяти членов, избираемых парламентом и формально утверждаемых главой государства (королем).
В европейских государствах, а также в США специализированных государственных органов по борьбе с коррупцией нет. Эти задачи отнесены к ведению правоохранительных, налоговых, финансовых, таможенных и других органов, в рамках которых могут создаваться специализированные подразделения.
Заключение
Коррупция приобрела характер одной из основных угроз национальной безопасности России. Многие государственные институты и функции вследствие коррупционного поражения не только утратили эффективность, но и переродились в свою противоположность. Коррупция стала ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства.
Дмитрий Медведев называл борьбу с коррупцией одной из ключевых задач своего пребывания на посту президента России. Одной из последних инициатив президента в этом направлении стал законопроект, ужесточающий ответственность, как за дачу, так и за получение взяток. Согласно ему, штрафы за это правонарушение могут достигать суммы, превышающей размер взятки в сто раз.
Составляющей борьбы с коррупцией является неотвратимость наказания. Здесь приняты различные меры. Созданы спецподразделения для борьбы с коррупцией. Усилен прокурорский надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность и расследование уголовных дел о коррупции. В соответствии с международными конвенциями в УК внесены нормы, позволяющие привлекать к уголовной ответственности за коррупционные преступления иностранных должностных лиц. В КоАП внесены нормы об административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией нужно связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6229.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. №10. Ст. 1240.
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1241.
Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Рос. Газета, 2009, 13 ноября.
Бурова И.Л. Реализация мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции в арбитражном процессе. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009, №12.
Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления. // Законность, 2000, № 6. – с. 4
Гуреев В.А. К вопросу о предупреждении коррупционных рисков в органах принудительного исполнения. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009, №12.
Иванов Н. Коррупция – историческая неизбежность? // Уголовное право, 2009, № 6. – с.104
Кондрашева Т.В. Уголовная ответственность за коррупционные преступления. // Коллегия адвокатов, октябрь, 2010.
Кудрявцев В.Н. Правовая ситуация и юридическая наука // Свободная мысль, 1994, № 1. – с.96.
Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Самара, 2010.
Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах. // Адвокат, 2007, №10.
Ревин В.П. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Юстицинформ, 2010. – 392 с.
Российская газета 05.06.2008 г. – с.5
Российская газета. 2008. 5 авг.
Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения. // Журнал российского права, 2007, №2.
Сайт Федеральной службы государственной статистики: Российский статистический ежегодник - 2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d03/10-01.htm].
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:[ http://www.mvd.ru/stats/?page=0].
Электронный ресурс. Режим доступа [http://justanews.ru/general/10014555685/]
Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления. // Законность, 2000, № 6. – с. 4
Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Самара, 2010.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228
Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения. // Журнал российского права, 2007, №2.
Сайт Федеральной службы государственной статистики: Российский статистический ежегодник - 2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d03/10-01.htm].
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:[ http://www.mvd.ru/stats/?page=0].
Российская газета 05.06.2008 г. – с.5
Кондрашева Т.В. Уголовная ответственность за коррупционные преступления. // Коллегя адвокатов, октябрь, 2010.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
Гуреев В.А. К вопросу о предупреждении коррупционных рисков в органах принудительного исполнения. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009, №12.
Российская газета. 2008. 5 авг.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6229.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. №10. Ст. 1240.
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1241.
Электронный ресурс. Режим доступа [http://justanews.ru/general/10014555685/]
Ревин В.П. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Юстицинформ, 2010. – с. 295
Кудрявцев В.Н. Правовая ситуация и юридическая наука // Свободная мысль. 1994. № 1. С. 96.
Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Рос. газета. – 2009. – 13 ноября.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах. // Адвокат, 2007, №10
Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Самара, 2010.
3
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
5.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228
6.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6229.
7.Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
8.Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. №10. Ст. 1240.
9.Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1241.
10.Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Рос. Газета, 2009, 13 ноября.
11.Бурова И.Л. Реализация мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции в арбитражном процессе. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009, №12.
12.Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления. // Законность, 2000, № 6. – с. 4
13.Гуреев В.А. К вопросу о предупреждении коррупционных рисков в органах принудительного исполнения. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009, №12.
14.Иванов Н. Коррупция – историческая неизбежность? // Уголовное право, 2009, № 6. – с.104
15.Кондрашева Т.В. Уголовная ответственность за коррупционные преступления. // Коллегия адвокатов, октябрь, 2010.
16.Кудрявцев В.Н. Правовая ситуация и юридическая наука // Свободная мысль, 1994, № 1. – с.96.
17.Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Самара, 2010.
18.Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах. // Адвокат, 2007, №10.
19.Ревин В.П. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Юстицинформ, 2010. – 392 с.
20.Российская газета 05.06.2008 г. – с.5
21.Российская газета. 2008. 5 авг.
22.Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения. // Журнал российского права, 2007, №2.
23.Сайт Федеральной службы государственной статистики: Российский статистический ежегодник - 2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d03/10-01.htm].
24.Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:[ http://www.mvd.ru/stats/?page=0].
25.Электронный ресурс. Режим доступа [http://justanews.ru/general/10014555685/]
Вопрос-ответ:
Каковы причины и масштабы коррупции в России?
Причины коррупции в России многочисленны и сложны. Одной из главных причин является недостаток эффективной системы контроля и наказания за коррупционные преступления. Также важную роль играют неэффективность государственного аппарата, высокий уровень бюрократизма, низкая зарплата госслужащих и недостаточная открытость и прозрачность процессов принятия решений. Масштабы коррупции в России также велики - она проникает во все сферы жизни, от повседневной коммерческой деятельности до политики и государственных закупок.
Какая история становления законодательства по борьбе с коррупцией в России?
История становления законодательства по борьбе с коррупцией в России насчитывает несколько этапов. Первый этап приходится на начало 1990-х годов, когда в России начали создаваться первые антикоррупционные законы. Второй этап связан с приходом Владимира Путина к власти в 2000 году и принятием ряда законов, направленных на борьбу с коррупцией, в том числе на создание специальных антикоррупционных органов и введение новых уголовных наказаний для коррупционных преступлений.
Какова уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в России?
Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в России определена в Уголовном кодексе Российской Федерации. Коррупционные преступления включают в себя такие деяния, как взяточничество, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, присвоение и растрата государственных или муниципальных средств, незаконное предоставление выгод, а также другие преступления, связанные с получением незаконной выгоды или использованием должностного положения для личных целей.
Какие масштабы имеет коррупция в России?
Масштабы коррупции в России являются довольно значительными. По оценкам экспертов, ежегодно в стране фактически теряется до 30% ВВП из-за коррупции. Коррупция проникает в различные сферы жизни: от деловых отношений и государственных закупок до образования и здравоохранения.
Какое законодательство существует по борьбе с коррупцией в России?
История становления законодательства по борьбе с коррупцией в России насчитывает несколько этапов. Сегодня основными законодательными актами, регулирующими ответственность за коррупционные преступления, являются Уголовный кодекс Российской Федерации (статьями 290-291.3) и Федеральный закон "О противодействии коррупции".
Какие виды ответственности предусмотрены за коррупционные преступления в России?
В России за коррупционные преступления предусмотрена уголовная ответственность. В зависимости от характера и тяжести преступления, наказание может включать штраф, исправительные работы, арест или лишение свободы. Кроме того, в отношении должностных лиц может применяться дополнительная административная ответственность.
Как коррупция регулируется в законодательстве других стран?
Законодательство других стран также регулирует проблему коррупции. Каждая страна имеет свои законы и меры по борьбе с коррупцией. Например, в США действует Закон о внешних коррупционных практиках (FCPA), который запрещает американским компаниям давать взятки и предлагать взятки иностранным государственным служащим. В Германии принят Закон о борьбе с коррупцией в частном секторе, который вводит меры ответственности для частных компаний.
Какой масштаб имеет коррупция в России?
Масштабы коррупции в России огромны. По данным Transparency International, Россия занимает низкое место в рейтинге прозрачности среди стран мира. Коррупция проникла во все сферы жизни, включая государственный сектор, бизнес, социальные службы и образование. Она становится препятствием для развития экономики и приводит к неравенству и ухудшению качества жизни граждан.
Какова история становления законодательства по борьбе с коррупцией в России?
История становления законодательства по борьбе с коррупцией в России началась с момента перехода страны к рыночной экономике. В 1992 году был принят Закон «О Комитете государственного контроля», который регулировал вопросы противодействия коррупции. Затем были приняты ряд законов и организованы специальные структуры для борьбы с коррупцией, включая Федеральную службу государственной безопасности (ФСБ) и Министерство внутренних дел (МВД). В последние годы было принято несколько важных законов, направленных на борьбу с коррупцией, включая Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Какова уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в России?
Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в России базируется на уголовном кодексе. Коррупция включает в себя такие преступления, как взяточничество, мошенничество, злоупотребление должностным положением и др. Уголовный кодекс предусматривает наказание за коррупционные преступления, включая лишение свободы, штрафы и конфискацию имущества. Кроме того, существует также административная ответственность и дисциплинарные меры в отношении должностных лиц.
Какое понятие и масштабы коррупции в России?
Коррупция в России - это системное зло, которое характеризуется злоупотреблением должностным положением или служебным положением в целях получения выгоды или личной выгоды. Масштабы коррупции в России огромны, она проникает во все сферы общества - от политики и государственного управления до бизнеса и местных властей.