Государственно-правовое регулирование деятельности организаций радиовещания в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 11.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект государственного контроля радиовещания 5
1.1 Эволюция государственного контроля радиовещания 5
1.2 Механизмы и направления контроля радиовещания 10
Глава 2. Анализ государственного управления радиовещанием на примере радиостанций 18
2.1 Российское радиовещание на современном этапе развития 18
2.2 Тенденции современного российского радиовещания 22
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Вместе с тем следует заметить, что развитие центрального радиовещание по своим темпам существенно опережает развитие регионального. В отношении взаимодействия радиостанций со своей аудиторией также необходимо учитывать несколько ключевых факторов. В первую очередь, это характер восприятия информации слушателями, который преимущественно носит фоновый характер и как следствие, в долговременной памяти слушателя оседает лишь незначительное количество информации. В отношении способов такого взаимодействия необходимо отметить, что на современном этапе появились такие средства взаимодействия радиостанций со своими слушателями как интернет-ресурсы. Однако на текущий момент их возможности зачастую не реализуются в полной мере. Это же можно сказать и о интерактивных программах в эфирах радиостанций, которые зачастую оказываются безынтересны рядовому слушателю по ряду причин. Анализ деятельности радиостанции «Радио Фм-на-Дону» позволяет выявить некоторые практические особенности работы региональных радиостанций на современном этапе. Прежде всего, это их стремление охватить наибольшую аудиторию, в первую очередь молодежную, что выражается как в формате музыкальных программ радиостанций, так и в подаче информации и темах, обсуждаемых в формате интервью с ведущими радиостанции. Такой подход прежде всего связан с тем, что именно данная часть аудитории является наиболее активной, в том числе и в вопросах взаимодействия с редакцией радиостанции. 2.2 Тенденции современного российского радиовещанияСуществует множество средств массовой информации и несмотря на это настоящее исследование посвящено радиовещанию как, своего рода, уникальному средству информации. Если обратится к истории, то перед появлением телевидения именно радио являлось уникальным средством передачи информации для большого количества слушателей. Например, информацию о начале Великой Отечественной войны население бывшего СССР получило именно по радио, да и об окончании войны также было освещено именно по радио. Сегодня есть определенное мнение о том, что радиовещание в современном мире недооценивается. Конечно, радиовещанию трудно конкурировать с возможностями телевидения, которые кажутся безграничными, имеющими множество преимуществ, свойственных только этому виду массовой информации, что не только является весомым аргументом но и реальностью для большинства людей, хотя в век Интернета и телевидение уступает в некоторых областях информации интернетовским сайтам. Тем не менее есть некоторые потребительские сегменты, для которых радио остается единственным способом общения с внешним миром и единственным источником информации, например для слепых людей. В этой связи анализ рынка медио-радио, как инструмента информации массовой и определение тенденции его развития составляет актуальность решаемой задачи, которую можно решить посредстом проведения социологических опросов, итоги и анализ которых позволит выявить место, которое занимает радиовещание в сегменте массовой информации в целом, определить роль радиовещательных программ в формировании личности, выявить особенноти которые присущи только радио. [2] Одной из особенностей радиовещания является то, что оно оперативно предоставляет нужную информацию, например в тех случаях, когда участник коммуникации находится в дороге, то включенное радио в автомобиле, автобусе или другом виде транспорта дает ему возможность быть в курсе основных событий, происходящих как в мире, так и в близлежащих регионах. По мнению большинства опрошенных именно по радио передается преимущественно свежая информация и причина этого заложена в развитии в 21-м веке онлайн-радиовещания. Онлайн-радиостанции работают семь дней в неделю круглосуточно, трансляции по радио всегда легко найти и приятно слушать. Ведущие радиоволн беседуют на различные актуальные темы, проводят розыгрыши и ставят музыку на любой вкус и для разного контингента слушателей, которая поднимает им настроение. Радиовещание позволяет людям одиноким компенсировать нехватку общения, музыка на радиоволнах поднимает настроение и способствует интеллектуальному развитию человека. Некоторые радиопередачи ориентированы на подбадривание, некоторые успокаивают и расслабляют, а некоторые заряжают энергией на весь день. Музыкальная база радиостанций формируется в зависимости от предпочтений аудиторий и жанра радиостанции. Например, польза для психоэмоционального здоровья от прослушивания радио было доказано в ходе исследований, проведенных в США. Можно отметить, что радио несет в себе не только информирующую функцию, но и преобразовательную функцию СМИ, что и отражает специфичность радиовещания в целом. [3] Информация распространяется по-разному с использованием для этого ряда технические средства. Рассматривая СМИ как систему, следует выделить ее под-системные элементы, к которым относятся: пресса (печать), радио, телевидение, Интернет. Последнее законодательством ряда стран не прописано в качестве подсистемы, но время берет свое. Роль под системных элементов не равнозначна, каждый их них не стоит на месте а развивается, хотя и не совсем с одинаковой скоростью, так например, Интернет характеризуются быстрым ростом и популяризацией, телевидение и радио и печать актуальностью, и все они образуют кластер доступной информации. Печатное изображение, устное слово, телевизионная информация в кратчайшие сроки достигают самых отдаленных районов, проникают в любую среду, оказывая колоссальное воздействие на формирование личности и в этом не имеют себе равных. [4] Основные принципы радио как разновидности беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве, были сформулированы ещё в 1891 году. 7 мая 1895 года появилось само устройство под названием радио. Однако в первый раз на заседании физико-химического общества А. С. Попова назвал своё изобретение «грозомётчик». Так, именно благодаря изобретению Поповым и Маркони бескабельного способа передачи информации, появилось радио. Радио сегодня остается незаменимой частью повседневной жизни человека. Радиовещание по Лучшая студенческая статья 2020 311 www.naukaip.ru охвату населения опережает все остальные источники массовой информации. Порой даже не заметно сколько раз в день приходится на прослушивание радио. Это может быть и, когда мы едем на автомобиле или в общественном транспорте, в магазине и т.д. Чем же все-таки можно объяснить популярность радиовещания сегодня, в условиях конкуренции с другими медиаресурсами. К числу преимуществ можно отнести: [4] -оперативность (технически радиовещание позволяет выходить в эфир из любых точек земного шара с рассказом о событиях и явлениях, происходящих в данный момент времени без особой предварительной подготовки); - удобство восприятия (аудитория может слушать радиопередачи, не отрываясь от других дел); - индивидуальность (ориентированность на слуховое восприятие, воздействует на воображение, фантазию слушающей аудитории); - уникальность (ориентированность на категорию не зрячей аудитории, для которой радиовещание является единственным источников общественной информации. Одной из важнейших функций радиовещания является то, что прослушивание радио помогает преодолеть эмоциональный кризис, способствует активизации чувств, эмоций, работе мышления. С целью выявления потребительских предпочтений, был проведен социологический опрос аудитории в количестве 560 человек: из них 48% опрошенных составляли респонденты возрастной группы 50-70 лет, 28% аудитория возраста 30-49 лет, и 24% возраста 18-29 лет. Результаты показали, что 46 % опрошенных предпочитают слушать радиопередачи по радиоприёмнику, так как это им кажется привычнее и удобнее, 27 % респондентов слушают радио в автомобиле или в любом другом транспорте,17 % предпочитают слушать радиопередачи в телефоне, 10 % предпочли другое. То есть можно отметить актуальность сегмента радиовещания. [5] Резюмируя результаты проведенного исследования, включающего и анализ социологического опроса можно отметить, что радиовещание сегодня ориентируется на два типа аудитории слушателей: первый тип это, потенциальная аудитория, то есть это та аудитория, которая находятся в территориальной зоне «охвата» радиостанции и которая имеет возможность принимать ее программы. Второй тип – аудитория реальная, то есть та аудитория слушателей, которые считают радиостанцию «своей», привержена к радиостанции, постоянно настраивают свои приемные устройства на определенную волну. Сегодня радиостанции работают исключительно на ту аудиторию, которая лояльна именно к данному каналу радиопередачи. Задача создания собственной аудитории слушателей огромный труд менеджмента радиовещательных структур. С появлением каждой новой радиостанции вначале формируется потенциальная аудитория. Далее, благодаря развитию информационного поля включается следующая задача менеджмента по удержанию потенциальной аудитории и ее трансформация в реальную аудиторию, что и определяет тенденцию современного российского радиовещания. . ЗаключениеСтруктура советского радиовещания строилась по законам, продиктованным тоталитарным государством. Монопольное Всесоюзное радио, вещавшее на всю страну, состояло из нескольких Главных редакций (информационной, пропагандистской, литературно-драматической, музыкальной радиовещательной, детской и юношеской, молодежной) и Программной дирекции, занимавшейся длительной - перспективное и текущее планирование, согласование передач в рамках программ Центрального радиовещания и фактическая организация выхода в эфир записанных программ и прямого чтения новостей. Эта громоздкая и неповоротливая конструкция была, тем не менее, проработана до мелочей. Например, при подготовке «Последних новостей» было два отдела по несколько десятков человек в каждом. «Большой выпуск» в составе старших редакторов формировал сводку новостей, состоящую из информации, переданной по телетайпу от агентств (в первую очередь ТАСС) и записанных на пленку репортажей. Сотрудники «мелкого номера» — младшие редакторы, корректоры и экспедиторы — зачитывали вслух отпечатанные на машинке страницы, проверяли все имена, фамилии и номера, помещали оригинал в «эфирную папку» и брали первым на подпись цензору (в отдел литования), затем на подпись ответственного дежурного и только потом диктору. На некоторых папках передач стояли подписи 5-6 человек, которые «гарантировали отсутствие всякой ереси в передаче своей профессиональной честью и положением». Вторая и третья папки с копиями текста «последних новостей» были подшиты блоками и отправлены в специальное резервное хранилище на случай всевозможных будущих проверок. В последнее десятилетие ХХ века отечественное радиовещание претерпело самые кардинальные изменения. Вместо монопольного Гостелерадио была создана ВГТРК, в составе которой стало функционировать Радио России), радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность», «Орфей», «Голос России» начал работать на длинных и средних волнах. В новом FM-диапазоне - негосударственные "Европа плюс", "Радио Максимум", "Авторадио", "Русское Радио" и многие другие. К 1998 году Федеральная служба телевидения и радио Российской Федерации выдала более полутора тысяч лицензий на вещание различным коммерческим фирмам, создавшим свои небольшие радиостанции. «Именно коммерческое радио сумело четко обозначить для себя узкие возрастные рамки аудитории, напрямую связанные с ее специфическими музыкальными предпочтениями», — пишет Е.Д. Вартанова.13 Быстрое наполнение эфира, конкуренция сначала на длинных, а затем – в связи с широким применением импортных приемников – на коротких волнах привели к коренным организационным, структурным и стилистическим изменениям в радиовещании.Таким образом, последние 20-25 лет стали временем кардинальных изменений как в организации и техническом оснащении, так и в содержании отечественного радиовещания. Появились коммерческие радиостанции, работающие в принципиально новом формате, полностью изменилась идеологическая парадигма, возросла роль ведущего.Список используемой литературы1. Баранова, Е. А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция / Е.А. Баранова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 192 c.2. Баранова, Т. Г. Журналистика (53) / Т.Г. Баранова. - Москва: Мир, 2018. - 133 c.3. Вартанов, Анри Журналистика. Учебное пособие / Анри Вартанов. - Москва: Наука, 2017. - 320 c.4. Головин, Юрий Алексеевич; Коханая Ольга Евгеньевна Институт Масс Медиа: Журналистика / Евгеньевна Головин Юрий Алексеевич; Коханая Ольга. - Москва: Огни, 2018. - 958 c.5. Головин, Юрий Алексеевич; Журналистика / Головин Юрий Алексеевич;. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 293 c.6. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного радио. Учебное пособие / Н.А. Голядкин. - М.: Аспект пресс, 2017. - 192 c.7. Есин, Б. И. Журналистика / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 c.8. Журналистика социальной сферы. - М.: РГСУ, 2018. - 194 c.9. История мировой журналистики. - М.: ИКЦ "МарТ", МарТ, 2017. - 432 c.10. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.11. Ковалгин, Ю. А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись. Учебное пособие / Ю.А. Ковалгин, Э.И. Володин, Л.Н. Кацнельсон. - М.: Горячая линия - Телеком, 2018. - 720 c.12. Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М.М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 c.13. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 192 c.14. Корконосенко, С.Г. Журналистика / С.Г. Корконосенко. - Москва: РГГУ, 2018. - 272 c.15. Коханая, Ольга Евгеньевна Сборник Программ Практики Студентов I-V Курсов Специальности 030601 «Журналистика», Специализации «Журналистика В Социально-Культурной Сфере», «Телевидение И Радиовещание», «Литературно-Художественная Критика», «Международная Журналистика», «Спортивная Жу / Коханая Ольга Евгеньевна. - Москва: РГГУ, 2018. - 315 c.
1. Баранова, Е. А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция / Е.А. Баранова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 192 c.
2. Баранова, Т. Г. Журналистика (53) / Т.Г. Баранова. - Москва: Мир, 2018. - 133 c.
3. Вартанов, Анри Журналистика. Учебное пособие / Анри Вартанов. - Москва: Наука, 2017. - 320 c.
4. Головин, Юрий Алексеевич; Коханая Ольга Евгеньевна Институт Масс Медиа: Журналистика / Евгеньевна Головин Юрий Алексеевич; Коханая Ольга. - Москва: Огни, 2018. - 958 c.
5. Головин, Юрий Алексеевич; Журналистика / Головин Юрий Алексеевич;. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 293 c.
6. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного радио. Учебное пособие / Н.А. Голядкин. - М.: Аспект пресс, 2017. - 192 c.
7. Есин, Б. И. Журналистика / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 c.
8. Журналистика социальной сферы. - М.: РГСУ, 2018. - 194 c.
9. История мировой журналистики. - М.: ИКЦ "МарТ", МарТ, 2017. - 432 c.
10. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.
11. Ковалгин, Ю. А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись. Учебное пособие / Ю.А. Ковалгин, Э.И. Володин, Л.Н. Кацнельсон. - М.: Горячая линия - Телеком, 2018. - 720 c.
12. Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М.М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 c.
13. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 192 c.
14. Корконосенко, С.Г. Журналистика / С.Г. Корконосенко. - Москва: РГГУ, 2018. - 272 c.
15. Коханая, Ольга Евгеньевна Сборник Программ Практики Студентов I-V Курсов Специальности 030601 «Журналистика», Специализации «Журналистика В Социально-Культурной Сфере», «Телевидение И Радиовещание», «Литературно-Художественная Критика», «Международная Журналистика», «Спортивная Жу / Коханая Ольга Евгеньевна. - Москва: РГГУ, 2018. - 315 c.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет государственное правовое регулирование деятельности организаций радиовещания в Российской Федерации?
Государственное правовое регулирование деятельности организаций радиовещания в Российской Федерации имеет значительное значение, поскольку позволяет контролировать и направлять работу радиостанций, защищать интересы государства и общества, а также обеспечивать достоверность и надежность передачи информации.
Какие были основные механизмы и направления контроля радиовещания в России?
Основные механизмы и направления контроля радиовещания в России включают в себя лицензирование радиостанций, мониторинг эфирного пространства, административные санкции за нарушения законодательства в области радиовещания, а также разработку и реализацию государственной политики в сфере медиа.
Какие тенденции можно наблюдать в современном российском радиовещании?
В современном российском радиовещании наблюдаются следующие тенденции: интеграция сетей радиостанций, развитие цифрового радиовещания, увеличение роли интернет-радио, повышение качества контента и программного обеспечения, а также разнообразие форматов радиостанций.
Какие особенности имеет российское радиовещание на современном этапе развития?
Российское радиовещание на современном этапе развития характеризуется наличием разнообразных радиостанций, включающих как государственные, так и коммерческие и некоммерческие организации, а также развитием цифровых технологий и улучшением качества трансляции.
Какие меры государственного контроля существуют в отношении радиостанций в России?
В отношении радиостанций в России существуют различные меры государственного контроля, включая лицензирование радиовещания, мониторинг эфирного пространства, предоставление субсидий и грантов на развитие радиостанций, а также административные и юридические меры в случае нарушения законодательства в области радиовещания.
Какое значение имеет государственное правовое регулирование деятельности организаций радиовещания?
Государственное правовое регулирование деятельности организаций радиовещания имеет важное значение в Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, сохранение информационной безопасности и гарантию выполнения обязательств перед обществом.
Какие механизмы и направления контроля радиовещания существуют?
Существуют различные механизмы и направления контроля радиовещания, такие как государственная регистрация и лицензирование организаций, мониторинг программ и передач, контроль содержания информационных материалов, обеспечение соблюдения рекламного законодательства, а также анализ и оценка качества радиовещательных услуг.
Какие тенденции можно выделить в современном российском радиовещании?
В современном российском радиовещании можно выделить несколько тенденций. Во-первых, рост популярности цифрового радиовещания и интернет-радио. Во-вторых, увеличение влияния государства на медиа-сферу. В-третьих, развитие новых форматов программ и передач, таких как подкасты и онлайн-радио. В четвертых, усиление конкуренции между радиостанциями и стремление к привлечению большей аудитории.