Гонзо-журналистика в российских СМИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 13.04.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Актуальность исследования. Современная система СМИ за последние десятилетия приобрела (или в некоторых странах уже находится на пути к этому), важнейшие и незаменимые для всестороннего и полноценного функционирования независимость и свободу. В данной связи соответственно увеличивается роль субъекта, причем как создателя журналистского текста, так и его адресата, что выражается во всех аспектах журналистского творчества, и прежде всего на языке масс-медиа. Современные журналисты стараются не только отыскать и репрезентовать факт, но и стремятся его интерпретировать, что несомненно выражается в языковом оформлении. Большая часть современных СМИ диалогична, мы смеем предположить, что даже, скорее, архи диалогична.
С момента окончательного утверждения жанра в Америке, многие авторы пытались повторить успех родоначальника жанра Х. Томпсона в том числе и русскоязычные творцы.
Взять хотя бы Валерия Панюшкина, который вполне успешно следует основным заветам гонзо уже долгое время.
Постепенно гонзо приобретал новые черты, а точнее новые интерпретации в руках различных авторов, а популярность его росла.
Таким образом, на сегодняшний момент нам доступно множество авторов, как за рубежом, так и в России.
В современных условиях жизни, во время, когда присутствует безумная по масштабам информационная «текучка» особенно важно различать что есть что. Особенно это касается медийной сферы, где неправильно понятая работа может повлечь за собой совершенно непредсказуемые последствия. Гонзо может применятся в различных целях. Например, для достижения каких-либо целей, которые ставит перед собой автор, или для публицистической ценности в целом, т.к. гонзо – это прежде всего бриллиант публицистики.
В этой связи использование гонзо является актуальным.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие «гонзо»;
показать основные достоинства гонзо;
разобрать непосредственно направление в публицистике;
проследить историю гонзо в Америке и России;
рассказать об основных последователях гонзо.
Объектом курсовой является наблюдение за процессами, которые способствовали появлению гонзо за рубежом и в России, а предметом исследования непосредственно жанр гонзо, его представителей и анализ производных их деятельности.
При написании работы использовались пособия по стилистике Н.В. Голуб, В.И. Конькова, Н.Г. Бойковой, С.И. Сметаниной, биографическую книгу о Томпсоне Яна Веннера, книги и статьи самого Хантера Томпсона, документальные фильмы, радиопередачи.
Спектр нерешенных задач в отношении российского гонзо широко варьируется, т.к. научных работ по данной теме было, на наш взгляд, недостаточно для повсеместного изучения данного явления.
В перспективе данная работа может быть использована другими исследователями, выбравшими жанр гонзо в качестве предмета научного исследования.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.


Фрагмент для ознакомления

Данный жанр имеет свои лингвистические и культурологические особенности. Интерес к жанру в постсоветском пространстве возрос с начала 1995 года. Все же в постсоветском пространстве «гонзо»- жанр появился относительно недавно. Переводы статей и рассказов в жанре гонзо на русский язык встречаются редко в связи с его лингвистическими и культурологическими особенностями. Однако многие труды Томпсона Хантера, основателя жанра, были переведены на русский язык такими переводчиками, как Алекс Керви, Дмитрий Вебер, Антон Сорокин и Тимофей Копытов. В Казахстане такие авторы, как Мада Мусина, Дмитрий Щеголихин и др., частично используют стиль гонзо в своих произведениях.ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ2.1. Использование черт гонзо-журналистики в новостном сегменте TelegramСоздание Telegram-каналов, их анонимность и неограниченное количество подписчиков позволили им в короткие сроки стать уникальным каналом медиакоммуникации, отличающимся от других медиаканалов в социальных сетях, мессенджерах и традиционных медиа. Особенно интересны новостные Telegram-каналы, под которыми можно понимать способ периодического распространения актуальной социально значимой информации через сообщения в мессенджере, при этом отправитель зачастую остается анонимным, а получателям может быть закрыт доступ к комментированию сообщений, вследствие чего коммуникация становится субъект-объектной. Такие особенности новостных Telegram-каналов как субъективная трактовка фактов, отсутствие этики, использование обсценной лексики делают их интересным объектом для изучения. С одной стороны, исследователи называют творчество в Telegram жанром блога, составляющими которого являются такие элементы как «фотография, видео и гиперссылки» [1, с. 263]. С другой стороны, текст вне зависимости от его невербальной части содержит в себе признаки традиционных журналистских жанров – чаще аналитических, либо преобразован в соответствии с новыми жанровыми формами. Попытаемся соотнести данный тип медиасообщений с такой формой в теории журналистики, как гонзо. Ярким примером такого регионального Telegram-канала может служить «Злой мордвин», который активноразвивался в 2020 году в период пандемии и публиковал довольно агрессивные тексты на тему политики и коронавируса. Творчество Хантера С. Томпсона породило феномен гонзо-журналистики, последователями которой являются и журналисты, и современные блогеры. Можно ли назвать безнаказанно смелое творчество Telegram-канала «Злой мордвин» гонзо-журналистикой? С одной стороны, некоторое соответствие критериям имеется, например, Н. В. Уканакова, называя их «авторски-сфокусированными текстами», отмечает их «эмоциональную насыщенность», «яркую стилистическую окраску», «острую социальную тематику» [2, с. 191–192]. Выявлены такие особенности, как «наличие эмоционально-окрашенной, в редких случаях ненормативной лексики; использование в текстах художественно-выразительных средств (чаще всего используют риторические вопросы, метафоры и сарказм)» [3, с. 67], «диалогичность, образность и детализированность» [4, с. 95]. В то же время в контенте исследуемогоTelegram-канала можно отметить и черты, не свойственные гонзо-журналистике. Так, во многих работах [2; 5] отмечается, что основным жанром, в котором представлены гонзо-тексты, является репортаж, при этом атмосфера присутствия – непременное условие метода. Однако есть и мнения, что это «текст, написанный в любом жанре или даже нескольких жанрах одновременно» [4, с. 92]. Тексты Telegram-канала «Злой мордвин», как, впрочем, и других региональных каналов, никогда не были представлены в жанре репортажа, авторы не подчеркивают своего присутствия на каком-либо событии, хотя стараются представить экспертное мнение. Таким образом, можно сделать вывод, что гонзо все чаще внедряется в различные виды медиакоммуникаций, при этом налицо его трансформации, подстройки под новые виды медиатекстов. Одним из новых каналов распространения новостной информации в формате гонзо становятся Telegram-каналы.2.2. Гонзо-журналистика в РоссииГонзо-направление в журналистике существует уже более 40 лет, однако до сих пор не имеет под собой устойчивой теоретической основы и в научной среде малоизучено. В учебной программе российских вузов это направление освещается только в контексте истории зарубежной журналистики. Большинство научных работ по этой теме так же ориентировано или на исторический аспект, или на анализ журналистского творчества Хантера Томпсона – создателя гонзо. В каком-то смысле научное сообщество, акцентируя свое внимание исключительно на прошлом и постоянно осмысляя одни и те же факты, топчется на месте. Тем не менее, данное направление постепенно развивается. Благодаря появлению Интернета, оно начало адаптироваться под новые формы передачи информации: блоги, сетевые издания [3, с. 230]. Возможно, ещё очень рано говорить о массовом внедрении гонзожурналистики в систему российских СМИ, поскольку вопрос адаптации такого неоднозначного и в какой-то степени маргинализированного направления в нашей стране носит дискуссионный характер. Однако обобщить имеющиеся на сегодняшний день тенденции необходимо. Впервые термин «гонзо» использовал Билл Кардозо – редактор BostonGlobe – в отношении знаменитой и уже ставшей культовой статьи Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки: Упадочно и Порочно», которая была опубликована в 1970 году. Эта статья представляла собой разрозненные заметки и наброски из записной книжки, имевшие глубоко субъективную оценку. По утверждению Кардозо, слово гонзо употребляют, говоря о человеке, который смог последним устоять на ногах после алкогольного марафона. На американском сленге «gonzo» означает рехнувшийся, чокнутый, сумасшедший. Гонзо обладает своими характерными признаками, но этому явлению не хватает формообразующих элементов для того, чтобы получить статус жанра. Поэтому гонзо – это не жанр, а направление. Причем оно с трудом поддается какой бы то ни было конкретике в теоретическом обосновании.Теории по гонзо вообще не существует. Есть только набор характеристик и недостижимый ориентир – Хантер Томпсон.Гонзо-журналистику часто характеризуют как художественную или альтернативную. Возникшее из не совсем органичного сочетания литературного вымысла и журналистской достоверности, это направление лучше всего подходит для освещения и осмысления социальных и политических проблем. Темы, которые на первый взгляд представляются сухими и пресными, при использовании приемов гонзо-журналистики становятся удивительно захватывающими и шокирующими. В сущности, гонзо – это поток мыслей журналиста, его импрессионистический взгляд и рефлексия. Автор гонзо-текста преподносит событие или факт через свою призму. Читая материал в этом стиле, нужно понимать, что никаких рамок, этики и официоза в нем не будет. Мы попадаем в голову к человеку, который видит то же, что и мы, за одним лишь исключением: видит он это под другим углом и через свою призму. Гонзо-журналисту, в рамках репортажа, необходимо быть непосредственным участником описываемых событий, а вернее – событие, чтобы быть описанным, должно стать участником происходящих внутри автора процессов. Гонзо – это не человек в событии, а событие в человеке. Само происшествие отходит на второй план, и основное внимание уделяется не обстановке, людям и их поведению, а тому, что происходит с самим автором. Он не только наблюдатель и рассказчик, но и главный герой материала. В связи с этим колоссальное значение имеет мнение и позиция журналиста по раскрываемой в статье проблеме [5]. В своей книге «Большая охота на акул» («TheGreatSharkHunt», 1979) Хантер Томпсон утверждал, что для написания настоящего гонзо-текста требуется «талант великого журналиста, глаз художника или фотографа и апломб актера» [1, с. 136]. В этой же книге он провел ещё одну характерную аналогию с производством фильма, в котором режиссер, сценарист, оператор, продюсер и действующее лицо – это один и тот же человек Структура и четкая сюжетная линия в гонзо-журналистике не важны, носят чисто формальный характер и существуют только для того, чтобы читатель не совсем заблудился в происходящем хаосе. Ярким примером этого является всё та же первая статья Хантера Томпсона в стиле гонзо, которая была опубликована в 1970 году и представляла собой бессвязные наброски американского журналиста в рамках репортерского задания. Основополагающие элементы стилистики гонзо – это ирония, сарказм, экспрессивность, преувеличение и ненормативная лексика. Автору предоставляются неограниченные возможности для выражения субъективной точки зрения и экспериментов с выразительными средствами, присущих в первую очередь художественной литературе. Главное в гонзо-журналистике – удивить читателя, заставить его эмоционально откликнуться, бросить вызов обществу. Для гонзо не существует понятия цензура: чем противоречивее и провокационней статья, тем больший от неё эффект. Противостояние журнали-ста и редактора в рамках гонзо-журналистики становится особенно острым и принципиальным, поскольку для автора материала в этом стиле любая, даже самая малейшая, правка редактора становится цензурой. Подытоживая вышесказанное, можно составить обобщающую типологию гонзо-журналистики с помощью характерных черт этого направления: Центральное место в тексте занимает автор. Он главный участник событий, его взгляд представляется читателю единственно возможным [5, с. 204]; Преподнесение автором события или факта носит субъективный характер; На первый план выдвигается не событие, а реакция на него автора; Стилистические особенности текста: эмоциональность и экспрессивно окрашенная лексика, образные средства языка [4, с. 357]; Текст не имеет строго регламентированной структуры, а композиция подчиняется исключительно авторской логике и его видению события.ЗаключениеБлагодаря различным видам СМИ мы узнаем обо всем, что происходит в целом мире и за его пределами. Нельзя не отметить, что большинство информации встречается нам в давно привычном формате, зачастую даже шаблонном. Именно гонзо-журналистика вносит свою лепту, способствует изменению подачи материала, а соответственно и восприятию его аудиторией. Несмотря на то, что данный стиль представляет собой полностью субъективное мнение автора, изложенное в форме сарказмов, порой нецензурной лексики и двусмысленными высказываниями, он с каждым днем становится более востребованным аудиторией. Классические и порой шаблонные материалы постепенно уходят на второй план, уступая место новым направлениям.Гонзо смогло преобразоваться от нецензурной лексики к статьям, а затем внедриться в политическую, научную, социальную и многие другие сферы информационного пространства. Стоит лишь догадываться, что ждет нас дальше, учитывая скорость развития медиакоммуникаций.Тема нашего исследования диктовала нам изучение именно методов гонзо-журналистики, которые сегодня применяются в СМИ. Основными методами и приемам гонзо являются: свободное использование лексики; крайняя эмоциональность; эффект присутствия; субъективизм; центральное место и положение в материале занимает собственно фигура и личность журналиста; журналист в стиле гонзо должен быть непосредственным участником событий. Мы произвели анализ статей в жанре репортаж, опубликованных в Рунете.В ходе анализа, указав на конкретные методы гонзо-журналистики, которые применяли авторы, мы сделали вывод, что данные репортажи можно смело отнести к стилю «гонзо». В заключении нам хотелось бы отметить, что проникновение гонзо-журналистики на страницы печатных изданий, не так уж и невозможно, как нам иногда кажется, потому как печатные СМИ не могут же вечно игнорировать такую массовую культуру, какой сегодня стал Интернет, обладающий колоссальным влиянием на современную жизнь каждого человека, и благодаря таким журналам, стиль «гонзо» постепенно переходит на страницы всевозможных СМИ как в России, так и за рубежом.Список использованных источниковТомпсон Х.С. Большая охота на акул / Пер. с англ. А. Комаринец. – М.: Астрель, 2012. – 832 с. Фаткуллина, Ф.Г., Сулейманова А.К., Самохина Л.Н. Стилистика текста: теория и практика: Учебное пособие / Ф.Г. Фаткуллина, А.К. Сулейманова, Л.Н. Самохина. Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению подготовки 032700 – «Филология» – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 312 с. Фаткуллина Ф.Г. Интернет-коммуникация: прагматический и национально-культурный аспект (на материале интернет-мемов) // Материалы Международной научно-методической конференции «Межкультурная ↔ Интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. Том 2. – С. 228-235. Фаткуллина Ф.Г Стилистические фигуры в текстах скрытой рекламы: Материалы III Международной научной конференции «Стилистика сегодня и завтра». Сб. статей, Ч.II, 24-25 апреля 2014 года. – Москва: изд-во МГУ, 2014. – С. 355-358. Фаткуллина Ф.Г. Особенности современной межличностной коммуникации: деструктивное общение // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Проблемы современной филологии и аспекты преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе», 28-29 января 2016 г.– Уфа, УГНТУ, 2016. – С. 203-209.Файзуллина O. P. Хантер С. Томпсон ‒ основоположник гонзожурналистики // «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»): сб. статей и материалов IX Республиканской научно-практической конференции, посвящённой памяти Т. А. Геллер. ‒ Казань, Нижний Новгород: ИП Кузнецов. ‒ 2013. ‒ Вып. 9. ‒ С. 159‒165. Файзуллина О. Р. Творчество Хантера Стоктона Томпсона в контексте художественно-документальной традиции литературы США: автореф. дис…. канд. филол. наук. Казань, 2015. 22 с. Фаткуллина Ф. Г. Особенности современной межличностной коммуникации: деструктивное общение // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Проблемы современной филологии и аспекты преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе». – Уфа, УГНТУ. ‒ 2016. – С. 203‒209. Томпсон Х. С. Большая охота на акул. М.: Астрель, 2012. 832 с. 10. Керви А. Странная сага отчаянного джентльмена. М.: Астрель, 2012. С. 5‒21.Бельская М. А. Лексико-стилистические особенности гонзо-журналистики на примере журнала «Сноб» и интернет-издания Wonderzine // Ломоносов-2019. Материалы XXVI Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019». 2019. С. 67–68. Авдонина Н. С., Дорофеева А. А., Малахова А. М. «Человеческий документ» и «гонзо-журналистика» как форматы журналистского произведения // Вестник Северо-Восточного федерал.ун-та им. М. К. Аммосова. 2018. № 3 (65). С. 89–100. Сердюк Е. Н. Хантер С. Томпсон и возникновение гонзо-журнализма // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход. Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 322–327.

Благодаря различным видам СМИ мы узнаем обо всем, что происходит в целом мире и за его пределами. Нельзя не отметить, что большинство информации встречается нам в давно привычном формате, зачастую даже шаблонном. Именно гонзо-журналистика вносит свою лепту, способствует изменению подачи материала, а соответственно и восприятию его аудиторией.
Несмотря на то, что данный стиль представляет собой полностью субъективное мнение автора, изложенное в форме сарказмов, порой нецензурной лексики и двусмысленными высказываниями, он с каждым днем становится более востребованным аудиторией. Классические и порой шаблонные материалы постепенно уходят на второй план, уступая место новым направлениям.
Гонзо смогло преобразоваться от нецензурной лексики к статьям, а затем внедриться в политическую, научную, социальную и многие другие сферы информационного пространства. Стоит лишь догадываться, что ждет нас дальше, учитывая скорость развития медиакоммуникаций.
Тема нашего исследования диктовала нам изучение именно методов гонзо-журналистики, которые сегодня применяются в СМИ. Основными методами и приемам гонзо являются: свободное использование лексики; крайняя эмоциональность; эффект присутствия; субъективизм; центральное место и положение в материале занимает собственно фигура и личность журналиста; журналист в стиле гонзо должен быть непосредственным участником событий. Мы произвели анализ статей в жанре репортаж, опубликованных в Рунете.
В ходе анализа, указав на конкретные методы гонзо-журналистики, которые применяли авторы, мы сделали вывод, что данные репортажи можно смело отнести к стилю «гонзо». В заключении нам хотелось бы отметить, что проникновение гонзо-журналистики на страницы печатных изданий, не так уж и невозможно, как нам иногда кажется, потому как печатные СМИ не могут же вечно игнорировать такую массовую культуру, какой сегодня стал Интернет, обладающий колоссальным влиянием на современную жизнь каждого человека, и благодаря таким журналам, стиль «гонзо» постепенно переходит на страницы всевозможных СМИ как в России, так и за рубежом.










Вопрос-ответ:

Что такое гонзо журналистика?

Гонзо журналистика - это стиль журналистики, в котором журналист становится активным участником событий и делает свои субъективные комментарии.

Какова актуальность исследования гонзо журналистики в российских СМИ?

Исследование гонзо журналистики в российских СМИ актуально, так как оно позволяет понять влияние этого стиля на формирование общественного мнения и свободу слова в стране.

Какова роль гонзо журналистики в современной системе СМИ?

Гонзо журналистика играет важную роль в современной системе СМИ, так как она позволяет увидеть ситуацию глазами журналиста и подать информацию со своей точки зрения.

Каким образом гонзо журнализм влияет на адресатов?

Гонзо журнализм влияет на адресатов, так как он отличается эмоциональностью и контroversalnostью , что может вызвать разные реакции у читателей, а также побудить их задуматься и обсудить представленную информацию.

В чем заключается особенность гонзо журнализма в языке масс медиа?

Особенность гонзо журнализма в языке масс медиа заключается в том, что журналист использует собственный стиль и образы, чтобы привлечь внимание читателей и создать более эмоциональное воздействие.

Что такое гонзо журналистика?

Гонзо-журналистика - это стиль журналистики, при котором журналист включается в события, описываемые им, становится активным участником происходящего.

Какие особенности присущи гонзо журналистике?

Основная особенность гонзо-журналистики - это отсутствие объективности и независимости от событий. Журналист самостоятельно анализирует и интерпретирует происходящее, демонстрируя свой субъективный взгляд.

Какая актуальность гонзо журналистики в российских СМИ?

Гонзо-журналистика имеет актуальность в российских СМИ, так как она позволяет журналистам выразить свою точку зрения и эмоции на происходящие события, что может быть интересно и полезным для читателей.

Какова роль субъекта в гонзо журналистике?

Роль субъекта в гонзо-журналистике очень важна, так как журналист становится активным участником событий и вносит свой личный опыт и точку зрения в описание происходящего.

Какие аспекты журналистского творчества оказываются влиянием гонзо журнализма?

Гонзо-журнализм влияет на все аспекты журналистского творчества, начиная от выбора темы и контекста, и заканчивая стилем изложения и использованием субъективных оценок и мнений.

Что такое гонзо журналистика?

Гонзо журналистика - это стиль журналистики, предполагающий активное включение журналиста в события, о которых он пишет. Журналист в гонзо журналистике становится не просто наблюдателем, а играет активную роль в происходящем, что придает его материалам особую эмоциональность и оригинальность.