Правовая защита от незаконных увольнений
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 26.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УВОЛЬНЕНИЯ И ПЕРЕВОДА 6
1.1 Условия правомерности прекращения трудового договора: общие и специальные положения 6
1.2 Характеристика возможных нарушений прав работника при их увольнении 10
2 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ОТ НЕЗАКОННЫХ УВОЛЬНЕНИЙ 16
2.1 Судебная защита трудовых прав от незаконных увольнений 16
2.2 Роль профессиональных союзов в защите от незаконных увольнений 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В период участия в забастовке работодатель вправе не выплачивать заработную плату бастующим, но работникам, занятым в этот период на обязательном минимуме работы, начисляется и выплачивается заработная плата.Иногда коллективные договоры или соглашения предусматривают компенсационные выплаты определенного размера работникам, участвующим в забастовке во время забастовки. Работники, не участвующие в забастовке, но из-за нее не имеющие возможности выполнять свою работу, если они в письменной форме заявят о начале своего простоя в связи с этим, этот простой не по вине работника оплачивается в соответствии со ст. 157 ТК РФ, то есть не менее 2/3 средней заработной платы работника. Работодатель вправе перевести таких работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством.Увольнение работников работодателем в связи с их участием в коллективном трудовом споре, забастовке (локауте) запрещается. Норма, закрепляющая этот запрет, гарантирует всем работникам, участвующим в коллективном трудовом споре, право на труд. Целью этого правила является предотвращение репрессалий работодателя в отношении бастующих работников. В целом стоит отметить, что забастовка, с одной стороны, является очень эффективным и действенным способом борьбы работников и работодателей за свои права. С другой стороны, это радикальный способ разрешения споров между работниками и работодателями, от этого способа впоследствии несут убытки все, а также третьи лица, которые пользуются услугами компаний, в которых возникли разногласия.К нему следует прибегать в крайних и неразрешительных случаях, когда стороны не смогли прийти к примирению на предыдущих стадиях разрешения трудовых споров. Так как забастовка в большей степени не способ разрешения конфликтов, а рычаг давления. В частности, российское законодательство специально сформулировано таким образом, чтобы всячески затруднять организацию легальной забастовки, а это тоже не соответствует демократическому режиму страны. 2.2 Роль профессиональных союзов в защите от незаконных увольнений Помимо ТК РФ защита трудовых прав работников осуществляется профессиональными союзами. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) предусматривает различные полномочия профсоюзов, для активной реализации которых установлены гарантии материальных условий и имущественных прав их деятельности. Цели и задачи профсоюзов вытекают из ст. 30 Конституции РФ. Это – защита членов профсоюзов. Функции профсоюзов закреплены в федеральных законах, среди которых, в первую очередь, следует назвать Закон о профсоюзах, ТК РФ и ряд других федеральных законов, принятых в развитие Конституции РФ. Особое упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества и Российского государства. Действующая Конституция Российской Федерации очень скромно говорит о месте и роли общественных объединений. Статья 13 Конституции РФ гласит лишь, что общественные объединения равны перед законом, а статья 30 предоставляет каждому право на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Что же касается места профсоюзов в политической системе современного российского общества, то в Конституции РФ об этом прямо не говорится.Правовой статус профсоюзов как общественных объединений закреплен в ряде специальных законов, принятых в развитие Конституции Российской Федерации. Это федеральные законы № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»1 (далее — Закон об общественных объединениях) и № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». .Важнейшим законом, в наибольшей степени регулирующим правовое положение профсоюзов, является, конечно же, Закон о профсоюзах. Статья 19 Закона о профсоюзах посвящена праву профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Ее обоснованно считают одной из основных форм защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Важность эффективной реализации этого права профсоюзами достаточно высока, поскольку последние занимают особое место в системе надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Во-первых, ни одна другая общественная организация не обладает такими широкими полномочиями по осуществлению такого контроля, во-вторых, в отличие от многих других полномочий, профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства без обязательного согласия или разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления или главы организация.При этом, в отличие от государственных органов, профсоюзы ближе к работникам, имеют возможность вести такую деятельность на системной основе, оперативно консультироваться с работодателями, разъяснять работникам их права и т. д. В целом в зависимости от объекта торговли выделяют профсоюзный контроль, контроль за законностью и целесообразностью установления коллективных и индивидуальных условий труда, а также контроль за применением действующих нормативных правовых актов, коллективных договоров и соглашений, регулирующих условия труда. Кроме того, по времени осуществления различают предварительный, последующий и текущий профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства. Предварительный контроль имеет место, когда условия труда устанавливаются при участии профсоюзов, в том числе при обсуждении проектов нормативных правовых актов и иных актов, содержащих нормы трудового права. При его проведении профсоюзные органы имеют возможность предотвратить нарушения законодательства, не допустить ущемления трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Последующий контроль профсоюзов осуществляется в процессе реагирования на письма, жалобы и предложения, которые поступают от их членов. Целью такого контроля является выявление уже допущенных нарушений и восстановление нарушенных прав работников. Наконец, о текущем контроле профсоюзов можно говорить, например, при осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров или соглашений. Особенностью данной разновидности профсоюзного контроля является предотвращение нарушений трудового законодательства, а также сохранение возможности устранения уже допущенных нарушений. Пункт 1 ст. 19 Закона о профсоюзах устанавливает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социальнотрудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза. Аналогичное положение содержится в ст. 370 ТК РФ, устанавливающей, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Однако при сопоставлении нормы ст. 19 Закона о профсоюзах со ст. 370 ТК РФ необходимо иметь в виду, что, помимо анализируемой статьи, Закон о профсоюзах содержит еще статью 20, посвященную правам профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды, в то время как ТК РФ по сути объединил указанные положения в одной ст. 370. Вместе с тем в литературе указывается на существующие несоответствия между нормой ст. 19 Закона о профсоюзах и ст. 370 ТК РФ. 1 СошниковаТ.А. Указ. соч. С. 10. 69 В частности, ст. 19 Закона о профсоюзах говорит о праве осуществления профсоюзного контроля лишь за соблюдением законодательства о труде. При этом ч. 1 ст. 370 ТК РФ в первоначальной редакции содержала упоминание о праве профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями не только трудового законодательства, но и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В литературе высказывается мнение о том, что право профсоюзов на осуществление контроля по вопросам трудового договора (контракта) и оплаты труда (по конкретному договору) само по себе противоречит действующему трудовому законодательству, поскольку в силу статьи 56 ТК РФ профсоюз не является стороной конкретного трудового договора1 . Мы считаем, что изложенная В.Н. Сидоровой позиция является спорной. Действительно, ст. 56 ТК РФ предусмотрено, что сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Однако согласно п. 1 ст. 11 Закона о профсоюзах профсоюзы, помимо прочего, представляют интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Следовательно, наделение профсоюзов как представителей работников правом контроля за соблюдением трудового законодательства, в том числе при заключении трудового договора и определения в них условий об оплате труда, является оправданным и соответствует законодательству. В п. 1 ст. 19 Закона о профсоюзах также указано, что в случае обнаружения при осуществлении названного контроля каких-либо нарушений профсоюзы имеют право требовать устранения таких нарушений. Соответственно, на работодателей и должностных лиц возложена обязанность в недельный срок с момента получения подобного требования сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Следует обратить внимание, что анализируемой нормой не предусмотрена обязанность работодателя исполнить требования профсоюза, а установлен лишь срок для реагирования на них в виде сообщения о результатах рассмотрения полученного требования и принятых в связи с этим мерах. Следовательно, работодатель может не согласиться с требованием профсоюза, о чем также обязан сообщить последнему в недельный срок. В этом случае профсоюз может обратиться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, то есть требовать привлечения виновных лиц к административной и даже уголовной ответственности по соответствующим основаниям. Пункт 2 ст. 19 Закона о профсоюзах посвящен праву профсоюзов при осуществлении ими контроля за соблюдением законодательства о труде создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Данная норма конкретизируется в частях 3 и 4 ст. 370 ТК РФ, предусматривающих, что общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Таким образом, право на создание инспекций труда принадлежит не всем, а только указанным выше профсоюзам. Как следует из содержания приведенных выше норм, законом предусмотрена возможность создания профсоюзами правовых и технических инспекций труда. Первые, как правило, укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий трудовых договоров, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля. Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав вышеизложенное, автор приходит к следующим выводам: Современный этап дальнейшего развития государственности в России характеризуется продолжающимся процессом совершенствования деятельности органов власти. Важнейшую роль в этом отводится контрольным органам, составляющим неотъемлемую часть общей системы власти и управления, обеспечения законности и прав и свобод граждан. Виды государственного контроля и надзора можно классифицировать следующим образом: ‒ надзор за соблюдением закона, осуществляемый органами общей компетенции – Прокуратурой РФ; ‒ специализированный контроль и надзор за соблюдением нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый Рострудом, включая государственную экспертизу труда; ‒ отраслевой контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; ‒ налоговый контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой; ‒ ведомственный контроль и надзор, который осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении. Федеральная инспекция труда является органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Необходимо четко определиться с местом и полномочиями Федеральной инспекции труда, некоторых других органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (иных актов о труде) при решении рассматриваемого вопроса. Необходимо расширить компетенцию Федеральной инспекции труда путем добавления в качестве поднадзорных объектов труд не только работников, но и государственных служащих (гражданских, правоохранительных, военных), муниципальных служащих, а также труд осужденных лиц. Как видим, в целях реализации указанных прав ТК РФ предоставляет определенные гарантии беременным женщинам от увольнения. При ликвидации организации беременной женщине необходимо выплачивать повышенное выходное пособие. Обязанность выплаты данных 99 пособий должна быть возложена на работодателя и государство в субсидиарном порядке. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАйман Т. О. Трудовое право. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 176 с.Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / М.И.Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М.: Проспект, 2017. 688 с.Анищенко А.В. Охрана труда: обязанности работодателя. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 17. 176 с.Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Трудовое право. Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект, 2019. 160 с.Буянова А. В., Мацкевич О. В., Приженникова А. Н. Трудовое право России. Общая часть. Учебник. — М.: Прометей, 2018. 142 с.Буянова М. О., Зайцева О. Б. Трудовое право России. Учебник. — М.: Феникс, 2017. 576 с.Воробьев В. В. Трудовое право. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Форум, Инфра-М, 2015. 368 с.Гладков Н. Г., Бриллиантова Н. А., Волкова О. Н. Трудовое право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 536 с.Гольцо В. Б., Озеров В. С., Платонов Е. В. Трудовое право. Учебник. — М.: КноРус, 2018. 456 с.Городилина И. А. Трудовое право России. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, РИОР, 2016. 256 с.Гусов К. Н., Андреев А. А., Бондаренко Э. Н. Трудовое право России. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 592 с.Дзгоева-Сулейманова Ф. О. Трудовое право. Краткий курс. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 176 с.Дзгоева-Сулейманова Ф.О. Трудовое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2018. 264 с.
1. Айман Т. О. Трудовое право. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 176 с.
2. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М.: Проспект, 2017. 688 с.
3. Анищенко А.В. Охрана труда: обязанности работодателя. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 17. 176 с.
4. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Трудовое право. Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект, 2019. 160 с.
5. Буянова А. В., Мацкевич О. В., Приженникова А. Н. Трудовое право России. Общая часть. Учебник. — М.: Прометей, 2018. 142 с.
6. Буянова М. О., Зайцева О. Б. Трудовое право России. Учебник. — М.: Феникс, 2017. 576 с.
7. Воробьев В. В. Трудовое право. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Форум, Инфра-М, 2015. 368 с.
8. Гладков Н. Г., Бриллиантова Н. А., Волкова О. Н. Трудовое право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 536 с.
9. Гольцо В. Б., Озеров В. С., Платонов Е. В. Трудовое право. Учебник. — М.: КноРус, 2018. 456 с.
10. Городилина И. А. Трудовое право России. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, РИОР, 2016. 256 с.
11. Гусов К. Н., Андреев А. А., Бондаренко Э. Н. Трудовое право России. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 592 с.
12. Дзгоева-Сулейманова Ф. О. Трудовое право. Краткий курс. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 176 с.
13. Дзгоева-Сулейманова Ф.О. Трудовое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2018. 264 с.
Вопрос-ответ:
Какое воздействие оказывает статья на тему "Правовая защита от незаконных увольнений"?
Статья предоставляет информацию о правовой защите от незаконных увольнений, описывает понятие и общую характеристику увольнения и перевода, а также описывает способы защиты трудовых прав от незаконных увольнений через судебную защиту и роль профессиональных союзов в этом процессе.
Какие условия правомерности прекращения трудового договора описывает статья?
Статья описывает как общие, так и специальные условия правомерности прекращения трудового договора. Общие условия включают соблюдение норм законодательства и условий трудового договора, а также уважительные причины для увольнения. Специальные условия относятся к увольнению по инициативе работника.
Какие возможные нарушения прав работника могут произойти при его увольнении?
Статья характеризует возможные нарушения прав работника при его увольнении, включая незаконное увольнение без уважительных причин, увольнение по политическим или дискриминационным мотивам, невыполнение процедуры увольнения согласно законодательству и другие нарушения.
Как можно защитить свои трудовые права от незаконных увольнений?
Статья описывает способы защиты прав работников от незаконных увольнений. Один из способов - судебная защита, когда работник может обратиться в суд с иском о признании увольнения незаконным и требованием восстановления на работе. Также статья указывает на роль профессиональных союзов в защите работников от незаконных увольнений. Они могут предоставить юридическую и организационную поддержку, представлять интересы работников в суде и проводить переговоры с работодателем.
Какую литературу использовала статья?
В статье использовалась следующая литература: не указано.
Какие условия правомерности прекращения трудового договора?
Условия правомерности прекращения трудового договора включают как общие, так и специальные положения. Общие условия включают: согласие сторон, истечение срока договора, достижение цели договора, необходимость сокращения численности или штата, прекращение деятельности организации, а также иные случаи, предусмотренные законодательством. Специальные условия могут предусматриваться в договоре труда и зависят от конкретной ситуации.
Какие нарушения прав работника могут возникнуть при увольнении?
При увольнении могут возникать различные нарушения прав работника. Это может быть незаконное увольнение без оснований или с нарушением процедуры, ущемление работником своих трудовых прав, дискриминация по каким-либо признакам (например, пол, возраст, национальность и т. д.), а также другие нарушения, предусмотренные законодательством.
Какая роль профессиональных союзов в защите от незаконных увольнений?
Профессиональные союзы играют существенную роль в защите от незаконных увольнений. Они могут представлять интересы работников в суде, проводить переговоры с работодателем, условиях труда, выступать с претензиями и жалобами, а также оказывать правовую и психологическую поддержку работникам, столкнувшимся с незаконным увольнением.
Как осуществляется судебная защита трудовых прав от незаконных увольнений?
Судебная защита трудовых прав от незаконных увольнений осуществляется путем обращения в суд с соответствующим иском. Работник должен представить доказательства незаконности увольнения, такие как письменные документы, свидетельские показания, доказательства фактов нарушения процедуры увольнения и другие. Суд рассматривает дело и принимает решение в пользу работника, признавая увольнение незаконным или наоборот.
Какие условия определяют правомерность прекращения трудового договора?
Условия правомерности прекращения трудового договора включают как общие, так и специальные положения. Общие условия включают соблюдение процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или коллективным договором. Они также включают соблюдение предписаний, выданных государственными органами, регулирующими трудовые отношения. Специальные условия определяются на основе конкретной ситуации и включают такие факторы, как наличие согласия работника на прекращение трудового договора или наличие достаточных оснований для увольнения в связи с нарушением трудовых обязанностей.
Какие нарушения прав работника могут возникнуть при увольнении?
При увольнении работника могут возникать различные нарушения его прав. Некоторые из них включают незаконное увольнение без достаточных оснований, увольнение по причинам, не предусмотренным законом или коллективным договором, увольнение без выплаты должных компенсаций или неправомерные ограничения в трудовых правах работника. Также может возникать дискриминация при увольнении на основе пола, возраста, расы или других запрещенных законом признаков. Все эти нарушения подлежат правовой защите для восстановления прав работника и возмещения причиненного ущерба.