Повышение познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 10.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы повышения познавательной активности на уроках геометрии в основной школе 5
1.1. Понятие «Познавательная активность» в образовательном процессе 5
1.2. Возможности развития познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе 10
Глава 2. Практические разработки, направленные на развитие познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе 14
2.1. Диагностика познавательной активности обучающихся 14
2.2. Разработка и апробация методических рекомендаций, направленных на повышение познавательной активности на уроках геометрии 20
2.3. Оценка эффективности и результативности разработанных рекомендаций 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Описание лабораторной работы: Данная лабораторная работа направлена на полноценное разъяснении теоремы о нахождении площади параллелограмма. Работа помогает ученику понять связь формулы площади параллелограмма и площадью прямоугольника. Ярко подчеркивается свойство аддитивности площади геометрических фигур, а также присутствует повторение материала о признаках равенства треугольников. Также, что не менее важно, в лабораторной работе приводится подробное доказательство нахождения площади параллелограмма по основной формуле. Помимо этого, рассматривается возможность находить площадь параллелограмма через обе высоты. В работе затронута тема равновеликих фигур. Тема урока: Площадь треугольника Тип урока : Урок изучения нового материала. Формируемые результаты: - Предметные: формировать умение применять формулу площади треугольника при решении задач. - Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. - Метапредметные: формировать умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимание необходимости их проверки. Планируемые результаты: учащийся научится применять формулу площади треугольника при решении задач. Основные понятия: Площадь треугольника. Методические рекомендации к лабораторной работе: Лабораторная работа №1: https://teacher.desmos.com/activitybuilder/custom/5b28d7cdac2cf823b7fbc12c?lang=ruТема лабораторной работы: Площадь треугольника Описание лабораторной работы: Данная работа основывается на том, чтобы показать учащемуся принцип зависимости площади треугольника от площади параллелограмма. В самой лабораторной работе по началу это объясняется визуально, затрагивая темы площади прямоугольника и квадрата, но также есть возможность на основе этих визуальных динамических отображений вывести формулу площади треугольника через высоту. Также основная часть работы проводится «на сетке», тем самым позволяя также учащимся более подробно разобраться с нахождением площадей различных фигур на клетчатой бумаге. Также в данной лабораторной работе есть возможность рассмотреть более суженный случай площади треугольника – площадь прямоугольного треугольника. Фактически, данная лабораторная работа максимально сочетается с работой, приведенной в теме «Площадь параллелограмма». Замечание: во многих заданиях данной лабораторной работы важным аспектом является знание учащимися аддитивного свойства площадей геометрических фигур. Некоторым заданиям, как на Рис. 1. Фото 1 -Пример использования аддитивного свойства площадей геометрических фигур в задании лабораторной работыСтоит уделить отдельное внимание и убедиться в том, что у учащихся получается разбивать фигуру на несколько фигур меньшей площади. Также в некоторых заданиях можно использовать теорему о площади прямоугольного треугольника.Тема урока: Площадь трапеции Тип урока: Урок изучения нового материала. Формируемые результаты: - Предметные: формировать умение доказывать и применять теорему о площади трапеции.- Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. - Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Планируемые результаты: учащийся научится доказывать и применять теорему о площади трапеции. Основные понятия: Площадь треугольника. Методические рекомендации к лабораторной работе: Тема лабораторной работы: Площадь трапеции. Ход лабораторной работы: Задание №1: Постройте фигуру так, как показано на рисунке. Зная, что площадь фигуры можно представить, как сумму площадей фигур, входящих в нее, найдите площадь фигуры, находящейся в центре.Задание №2: Постройте на клетчатой бумаге равнобедренную трапецию. Вырежьте получившуюся фигуру. Постройте высоту в данной трапеции и отрежьте получившийся прямоугольный треугольник. Подставьте вырезанный треугольник к трапеции так, чтобы получился прямоугольник. Найдите его площадь. Задание №3: Постройте произвольную (не прямоугольную) трапецию. Разрежьте ее на 2 треугольника и прямоугольник. Найдите общую площадь этих фигур. Задание №4: Постройте трапецию. Проведите диагональ. Разрежьте трапецию на 2 треугольника. Найдите площадь каждого из этих треугольников и площадь трапеции. Сделайте вывод, как можно найти площадь трапеции? По какой формуле?Описание лабораторной работы: Данная лабораторная работа не подразумевает использование ИМС. Основная направленность – исследовательский подход при изучении темы «Площадь трапеции». В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся исследуют возможность более простого способа нахождения площади трапеции, а также напрямую работаюь с аддитивным свойством площадей. Учащиеся самостоятельно выводят формулу площади трапеции, прослеживая прямую связь площади данной фигуры с площадью треугольников, прямоугольников.2.3. Оценка эффективности и результативности разработанных рекомендацийПроанализируем данные 3 этапа, после применения разработанных рекомендаций для развития мотивации и познавательной активности школьников к изучению геометрии.Нами вновь было проведено исследование мотивации к изучению геометрии в контрольной и экспериментальной группах. В таблице 3-4 представлены данные по развитию мотивации в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследованияТаблица 3Сводная таблица данных контрольной группы№Имя Мотивы долга и ответственностиСамоопределения и самосовершенствованияБлагополучияПрестижаМотивация избегания неприятностейМотивация содержания ученияСоциальные мотивы1Ольга А. +++2Сергей Б.++3Алексей В. +++4Дмитрий Е. ++5АринаЖ. +++6СветланаЗ. +++7Мария К. +++8Лариса Л. +++9Савелий Н.+++10МаргаритаО.+++11ТатьянаП. +++12ОльгаР. +++13МаксимТ. +++14ДарьяФ. +++15ФилиппХ. +++16Александр Я.++Таблица 4Сводная таблица данных экспериментальной группы№ ИмяМотивы долга и ответственностиСамоопределения и самосовершенствованияБлагополучияПрестижаМотивация избегания неприятностейМотивация содержания ученияСоциальные мотивы1Евгения Б. +++2Татьяна В. ++++3Марина Д. ++4Эмилия Д.+++5Дарья Е.+++6Елена К.++7Максим К.++8Сергей Л.++9ЮлияО.++10Дмитрий П.++++11СтепанР.++++12АлинаТ.++13ЕгорТ.++++14Полина У.++++15ДмитрийФ.+++16ДанилаХ.+++++После реализации рекомендаций заметно, что в экспериментальной группе повысился процент мотива содержания учения – 87,5%, в то время как в контрольной группе – 37,5%.Таким образом, нами установлено положительное воздействие разработанных рекомендаций на развитие мотивации школьников к изучению геометрии, поэтому гипотеза данного исследования полностью подтвердилась. Существенные изменения произошли в развитии мотива содержания учения в экспериментальной группе: с 37,5% на констатирующем этапе, до 87,5% на контрольном этапе. Следовательно, школьники, благодаря получению новой интересной для себя информации, а также включению в разнообразные новые виды деятельности, сформировали внутреннее позитивное убеждение в отношении образовательного процесса, что и привело к повышению мотивации к изучению геометрии в целом. Также проведено исследование по методике «Познавательная активность» А.А. Горчинской на контрольном этапе данного исследования. Установлено, что среди учащихся контрольной группы не наблюдалось существенных изменений по данному показателю (рис.2.3).Рисунок 2.3 – Уровни сформированности познавательной активности в 8 классе АПри этом существенное повышение познавательной активности отмечалось среди учащихся экспериментальной группы: теперь большинство учащихся (58%) показали высокий уровень познавательной активности, низкого уровня отмечено не было (рис.2.4):Рисунок 2.4 – Уровни сформированности познавательной активности в 8 классе БТаким образом, разработанные в рамках данного исследования методические рекомендации к организации лабораторных работ на уроках геометрии 8 класса при изучении темы «Площади геометрических фигур» показали свою эффективность и результативность для повышения познавательной активности обучающихся.ЗаключениеВ настоящее время в условиях действия ФГОС нового поколения значительное внимание педагогов уделяется развития познавательной активности учащихся. Данная работа располагает широкими возможностями в организации учебной работы, а также решает многие воспитательные и развивающие задачи, способствует развитию навыков исследовательской деятельности.В ходе анализа источников научной литературы установлено, что развитие познавательной активности отвечает за развитие важных навыков учащихся: способности ставить перед собой значимые цели, развитие навыков контроля и самоконтроля за результатами деятельности, умение планировать и прогнозировать собственные действия и др. Деятельность, направленная на развитие познавательной активности к обучению, часто предполагает самостоятельный поиск информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. В ходе этой работы у учащихся не только развивается познавательная активность, а также происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей. Повышение познавательной активности в обучении было рассмотрено на примере темы «Площади геометрических фигур» в курсе геометрии 8 класса. Были рассмотрены все подходы, так или иначе формирующие познавательную активность: метод проектов, проблемное обучение, генетический и онтогенетический методы. Были разработаны методические рекомендации к организации лабораторных работ на уроках геометрии 8 класса при изучении темы «Площади геометрических фигур». Были представлены и разработаны лабораторные работы по темам: «Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника.», «Площадь параллелограмма», «Площадь треугольника», «Площадь трапеции», а также лабораторные работы для использования на дополнительных занятиях по теме «Площади геометрических фигур»..Список использованных источниковФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации-6-е изд., перераб – М.: Просвещение, 2017-53 с.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2009. - 157 с.Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. – 608 с.Атанасян, Л. С, и др. Геометрия. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -384 с. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. – Минск.:АПО, 2009.– 153 с.Безумова, О. Л. и др. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учебно-методическое пособие. - Архангельск: КИРА, 2011. - 140 с. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. –СПб.: Питер, 2017. – 400 с.Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. – С. 247-253.Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. – №5 (88). - С.30-33Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. – Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016.– С.128-133.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2012. – 235 с.Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. – 285 с.Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2016. - №9. – С.75- 80.Когаловский, С. Р. К проблеме модернизации математического образования (онтогенетический подход к обучению математике старших школьников). - LAP LambertAcademicPublishing, 2012. -124 с. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с. Пойа, Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1959. - 207 с. Пойа, Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1970. -452 с.Сафуанов, И. С. Теория и практика преподавания математических дисциплин в педагогических институтах: монография. -Уфа: «Магрифат», 1999. - 107 с. Сгибнев, А. И. Исследовательские задачи для начинающих. -М.: МЦНМО, 2015.- 136 с.Сгибнев, А. И. Геометрия на подвижных чертежах – М.;МЦНМО. 2019. – 184 с.Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача. Т. 1. -М.: Просвещение, 1982. - 209 с. Шабанова, М. В., Овчинникова, Р. П., Ястребов, А. В. и др. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение: коллективная монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 300 с. doi: 10.17513/пр.141 Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012. – 462 с. Ястребов, А. В. Исследовательская работа школьников как сфера инновационной деятельности учителей // Математика в образовании: сб. статей. Вып. 7 / под ред. И. С. Емельяновой. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2011. - С. 85-92. Ястребов, А. В. Исследовательское обучение математике в школе. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 158 с
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации-6-е изд., перераб – М.: Просвещение, 2017-53 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. – 608 с.
4. Атанасян, Л. С, и др. Геометрия. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -384 с.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. – Минск.:АПО, 2009. – 153 с.
6. Безумова, О. Л. и др. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учебно-методическое пособие. - Архангельск: КИРА, 2011. - 140 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. – СПб.: Питер, 2017. – 400 с.
8. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. – С. 247-253.
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. – №5 (88). - С.30-33
10. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. – Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016. – С.128-133.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2012. – 235 с.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. – 285 с.
13. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2016. - №9. – С.75- 80.
14. Когаловский, С. Р. К проблеме модернизации математического образования (онтогенетический подход к обучению математике старших школьников). - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. -124 с.
15. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
16. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
17. Пойа, Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1959. - 207 с.
18. Пойа, Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1970. -452 с.
19. Сафуанов, И. С. Теория и практика преподавания математических дисциплин в педагогических институтах: монография. -Уфа: «Магрифат», 1999. - 107 с.
20. Сгибнев, А. И. Исследовательские задачи для начинающих. -М.: МЦНМО, 2015.- 136 с.
21. Сгибнев, А. И. Геометрия на подвижных чертежах – М.;МЦНМО. 2019. – 184 с.
22. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача. Т. 1. -М.: Просвещение, 1982. - 209 с.
23. Шабанова, М. В., Овчинникова, Р. П., Ястребов, А. В. и др. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение: коллективная монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 300 с. doi: 10.17513/пр.141
24. Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012. – 462 с.
25. Ястребов, А. В. Исследовательская работа школьников как сфера инновационной деятельности учителей // Математика в образовании: сб. статей. Вып. 7 / под ред. И. С. Емельяновой. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2011. - С. 85-92.
26. Ястребов, А. В. Исследовательское обучение математике в школе. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 158 с
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы используются для повышения познавательной активности на уроках геометрии?
В основе повышения познавательной активности на уроках геометрии лежат такие теоретические основы, как понятие познавательной активности в образовательном процессе и возможности развития познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе.
Что такое познавательная активность в образовательном процессе?
Познавательная активность в образовательном процессе означает активное и осознанное участие обучающихся в процессе обучения, при котором они активно постигают новые знания, развивают мышление и способности, осваивают навыки и умения.
Какие возможности развития познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе?
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе может осуществляться через проведение интерактивных уроков, использование активных методов обучения, применение проблемных ситуаций и игровых заданий, использование различных визуальных средств и материалов.
Какие практические разработки направлены на развитие познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе?
Для развития познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе могут использоваться различные практические разработки, такие как создание геометрических моделей, проведение опытов и экспериментов, использование компьютерных программ и интерактивных досок.
Как повысить познавательную активность обучающихся на уроках геометрии в основной школе?
Для повышения познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе можно использовать различные методики, такие как участие в решении проблемных задач, проведение экскурсий и учебных практик, организация дискуссий и групповых проектов.
Как можно повысить познавательную активность обучающихся на уроках геометрии в основной школе?
На уроках геометрии в основной школе можно повысить познавательную активность обучающихся, используя различные методы и приемы, такие как введение интерактивных заданий, проведение групповых проектов, использование визуальных материалов и демонстраций, а также организация дискуссий и дебатов. Это поможет стимулировать интерес к предмету и активизировать участие учеников в учебном процессе.
Какое значение имеет познавательная активность обучающихся на уроках геометрии в основной школе?
Познавательная активность обучающихся на уроках геометрии в основной школе имеет большое значение, так как она способствует развитию учеников. Активное участие в уроках геометрии помогает развить логическое мышление, абстрактное мышление, пространственную ориентацию и другие навыки, которые могут быть полезными в дальнейшей учебе и жизни. Кроме того, познавательная активность помогает формировать интерес к математике и геометрии как наукам.
Какие методы и приемы можно использовать для развития познавательной активности на уроках геометрии?
На уроках геометрии можно использовать разнообразные методы и приемы, такие как использование игр и конкурсов, применение практических задач и задач с открытым ответом, работа с визуальными материалами, проведение дискуссий и обсуждений, применение интерактивных технологий (например, использование электронных досок или компьютерных программ). Это поможет стимулировать учеников к активному участию в процессе обучения и развитию их познавательной активности.
Каким образом организовать групповую работу на уроках геометрии для повышения познавательной активности обучающихся?
Для организации групповой работы на уроках геометрии можно разделить учащихся на небольшие группы, назначив каждой группе конкретное задание или проект, связанный с изучаемым материалом. Учащиеся могут вместе исследовать различные геометрические фигуры, решать задачи, проводить измерения, создавать модели и презентации. Это поможет развить коммуникативные навыки, межпредметные связи и способности к коллективной работе.
Что такое познавательная активность в образовательном процессе?
Познавательная активность в образовательном процессе - это способность обучающегося активно взаимодействовать с учебным материалом, задавать вопросы, анализировать и усваивать новую информацию, решать проблемы и применять полученные знания на практике.
Какие возможности развития познавательной активности обучающихся на уроках геометрии в основной школе?
Развитие познавательной активности на уроках геометрии в основной школе может осуществляться через использование интерактивных методов обучения, проведение практических заданий, работу в группах, использование визуальных материалов и компьютерных программ для моделирования геометрических фигур.