Комикс как вид современного искусства
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 16.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Историческое развитие комикса 4
1.1. Родоначальники современных комиксов 4
1.2. «Золотой век» 7
1.3. «Бронзовый век» 9
1.4. «Новый век» 10
Глава 2. Комикс, как вид массовой современной культуры 12
2.1. Комикс как жанр массовой культуры 12
2.2. Комикс в России 22
Заключение 25
Список литературы 27
Между тем массовая издательская практика основана на публикации комиксов преимущественно по известным западным лицензиям, которые крайне популярны у потенциального потребителя («MarvelComics», публикуемые издательством «Комильфо», «DCComics» издательства «Азбука-Аттикус», серия «Звездные войны» издательство «АСТ»). В этом случае интерес покупателя ожидаем даже без масштабной рекламной кампании, поэтому понятна готовность издательств к большим тиражам: к примеру, не имеющий масштабной медиа-поддержки комикс «Рик и Морти. Нужно больше приключений» (2018, издательство «Комильфо», 23 тыс. экз.) становится успешнее книги предпринимателя О. Тинькова «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире» (2018, издательство «Эксмо», 11 тыс. экз.).Внимание крупных отечественных книжных издательств к уже популярным комиксам однобоко: крайне редок перевод и издание манга и ранобэ. Лучшие лицензии этих видов комикса, т.е. стабильно востребованные читателем сюжеты и герои, покупают специализированные издательства «Истари Комикс», «XLMedia» и т.д.; азиатская - японская и корейская - индустрия комиксов регулярно производит все новые бестселлеры, но отечественные издатели с осторожностью подходят к выбору авторов и переводных комиксов.Вне зависимости от масштаба, в нише комиксов (европейских, англо-американских, азиатских) издательства сталкиваются с общими проблемами [19]: изменение читательских представлений о «классике жанра», так как комикс развивается по законам массовой культуры,классические тексты быстро устаревают и теряют читателей-фанатов, им предлагают все новые произведения - издательствам сложно поддерживать интерес к сериям комиксов; технологические сложности перевода и полиграфической адаптации макетов (шрифты, леттеринг, верстка), что приводит к удорожанию издания; необходимость искать новые способы продвижения комиксов в книжных магазинах, популяризировать жанр, развивать читательский вкус, в частности к немассовым, отечественным комиксам. Недоверие издателей объяснимо: в современной ситуации сложно заработать на оригинальном российском комиксе, поскольку востребован узнаваемый успешный продукт, поддержанный разными медиа - кино, блогерами, СМИ. Коммерчески успешных исключений единицы: графический роман А. Акишина и К. Кутузова «Омон Ра» по роману В. Пелевина (издательство «Комильфо», 2018 г.).Издательства не спешат внедрять свои инновации, в частности разработку, помимо бумажной версии комикса, цифровой. И зарубежный издательский опыт показывает, что принципиального влияния электронные версии на рынок не оказывают: например, в Японии только 15-20% комиксов издаются в цифровом виде [20], при этом принципиальных изменений в верстке пока нет (лишь единичные дорогостоящие примеры). В сфере полиграфических экспериментов лидеры на рынке комиксов в большей степени ориентируются на традиции выпуска подарочных книжных изданий: это полноцветная печать на бумаге высокого качества, нестандартного или укрупненного формата, в твердой обложке, сериальные и многотомные, собственно подарочные версии и т.д. Особенно в этом преуспели комиксы издательства «Манн, Иванов и Фербер», выпускающего автобиографии в стиле комикса, авторские комиксы, в том числе научно-популярные. Более того, читатель, вероятно, выберет качественный вариант продукции. Примером тому может послужить коммерческая успешность издания серии комиксов о Скотте Пилигриме в полноцветной версии и в твердой обложке от «Комиль- фо», в отличие от черно-белого покетбука о том же герое, изданного «ОЛМА Медиа Групп».2.2. Комикс в РоссииМассовая культура создает жанрово-стилевые явления, обладающие, с одной стороны, иллюзией упрощенного понимания, а с другой - сложной эстетической природой. Таковы, например, распространение блога как новой формы дневника и публицистики; растущая популярность художественного нарратива в произведениях фан- фикшн; проникновение в книгоиздательскую практику и СМИ визуальной стилистики комиксов; освоение в комиксе тем, проблем и эстетики современности. Поэтому изучение как специфики жанра, стиля, дискурса этих явлений, так и закономерностей восприятия читателем (зрителем, потребителем) в форме коммерционализации, заимствования издательствами и медиа не теряет научной актуальности.Исследование блогов, творчества фанатов, вторичной литературы, комиксов все более масштабно и отходит от практики описания, регистрации существующих явлений (что, безусловно, важно для выстраивания истории этих феноменов).На сегодняшний день рынок комиксов в России оценивается в 500-700 млн рублей в год. Это достаточно хороший показатель для сегмента, которого еще около десяти лет назад в стране вовсе не было, считает Василий Кистяковский, владелец издательства «JellyfishJam» [18]. Данная оценка может совсем не удивить, а кого-то и вовсерасстроить. Но стоит обратиться к статистике рынка комиксов во всем мире. Его примерно оценивают всего в 1 млрд долларов, поскольку любое полноценное исследование сложно, затратно и невыгодно никому из игроков этого рынка [20]. Исходя из статистических показателей Российской книжной палаты по выпуску печатных изданий за 9 месяцев 2018 г., в лидерах (и по тиражу, и по числу изданий) издательства «Эксмо», «АСТ», «Азбука-Аттикус» и «Манн, Иванов и Фербер» - самые продуктивные и успешные игроки на книжном рынке, которые теперь обосновались и в сегменте комиксов [6]. Проблемы развития отрасли издания и продажи комиксов очевидны: узкий круг тем и авторов, который популяризируют крупные издательства, малый объем рынка, политика крупных издательств по регулированию рынка комиксов. Несмотря на рост популярности и востребованности комиксов как издательской продукции, Леонид Шкурович, генеральный директор издательства «Азбуки-Аттикус», не склонен оптимистично оценивать рынок комиксов: «Он все еще “крошечный” по сравнению с остальным книжным в плане дохода» [7].Важный недостаток для развития комикс-индустрии в России связан также с формированием отпускной цены на комиксы «Marvel» в издательстве «Комильфо» (холдинг «Эксмо-АСТ») для специализированных магазинов комиксов, которое негативно сказывается на рынке комиксов [7]. Например, популярный комикс «Классика Marvel. Железный Человек» в «Читай-городе» (по состоянию на ноябрь 2018 г.) стоит 689 рублей, а в независимом магазине комиксов «Чук и Гик» - 750 рублей. Летом 2018 г. разница в розничной цене некоторой продукции составляла даже более 15% [18].Однако именно независимые специализированные издательства комиксов «Бумкнига», «Истари Комикс», «JellyfishJam» и фестивали «КомМиссия» и «Бумфест» берут на себя просветительскую миссию, поддерживают отечественных авторов и открывают новые имена талантливых авторов комиксов. Углубление представлений о трансмедийной жанровой специфике комикса приводит и крупные издательства к пониманию необходимости появления отечественных образцов жанра.ЗаключениеСовременный комикс - изобретение начала XX века. Как и его предшественники - политические карикатуры и газетные комиксы, он интригующий, развлекательный, а иногда становится критическим зеркалом общества. Комикс не только отражает современную культуру, но и формирует ее. Теперь комикс - неотъемлемая часть нашего культурного лексикона. Персонажи, условности, искусство и даже язык комиксов сопровождают нас повсюду: в рекламе, политике и развлечениях, и уже становятся предметом изучения науки.Влияние комиксов на культуру огромно, они и сегодня являются легко узнаваемым и захватывающим видом искусства. Помимо журналов, газет и графических романов они появляются в новых формах и форматах, выходят на большие экраны, становятся сериалами, ежегодно собирают многотысячные фестивали поклонников-косплееров, переодевающихся в костюмы и перевоплощающихся в персонажи любимых комиксов.Комикс является воплощением визуальной, сериальной и коммерческой массовой культуры. Он опирается на ценности и эстетику популярной литературы и популярных визуальных искусств и практик (кино, фотография, видеоигра). Мультимедийность их в комиксе переходит в трансмедийный нарратив; уточнение жанровой природы комикса выводит его за рамки устойчивых жанровых образований в системе культуры и позволяет называть его метажанром, или маргинальным жанром. Вербально-визуальный трансмедийный нарратив предполагает не только деформацию привычной жанровой системы и выход за рамки известных жанров, т.е. жанровую маргинальность, но и популяризацию иных видов художественной коммуникации, когда «читатель должен задействовать иные механизмы коммуникации, нежели при чтении собственно вербального текста». Речь идет о новом сформированном типе чтения, характерном не только для массовой, но и для трансмедийной культуры. Этот тип чтения также связан с ценностями фанатской гик-культуры и эмоциональной вовлеченностью в процесс потребления комикса, и он, как отмечают исследователи, в большей степени привлекает читателей, чем традиционное чтение. Запрос потребителя определяет развитие рынка комиксов, а использованные издателями маркетинговые тактики закрепляют эти читательские потребности. Поэтому одно из перспективных направлений в изучении не только комикса, но и массовой культуры в целом - это выявление закономерных взаимосвязей читательских и издательских практик.Таким образом, новые явления жанрово-стилевой системы современной культуры все в большей степени влияют на читателя- потребителя культуры. Развиваются виды, способы и стратегии чтения, зависящие не только от ситуации чтения (общение фанатов, субкультуры), но и от сложной (трансмедийной, дискурсивной) эстетики текста, маргинальной жанрово-стилевой формы произведений литературы «цифрового века».Список литературыИстория комиксов: от истоков к золотому веку [Электронный ресурс]. - URL: https://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksovИстория появления и развития комиксов [Электронный ресурс]. - URL: https://disima.ru/Кистяковский В. Деньги и комиксы. 2018. URL: https://yandex.ru/promo/ money/morethanmoney#comicsКозлов Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф. Волгоград : ВФ МУПК, 2002. 219 с.Комикс в России: трансмедийный нарративЕрофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М, 1996. 624 с.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. : Изд-во ЛКИ, 2011. 352 с.МакКлауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. М. : Белое яблоко, 2016. 216 с.Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. Прекрасный путеводитель по миру комикса [Электронный ресурс]. - URL: fПe:///C:/Users/User/Desktop/диплом%205%20курс/SMakKlaud-Ponimanie_komixa_nevidimoe_iskusstvo.pdfМакКлауд Скотт: Суть комикса/ Шевченко В.: Белое Яблоко, 2016 г. - 216 с.Мельничук О.А., Мельничук Т.А. Стратегии художественного дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики.2013.№1(034). С. 125-135. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-hudozhestvennogo-diskursaНовости издательства «Комильфо» // Официальная группа ресурсаcomicsboom.net, посвященная комиксам и околокомиксной тематике. 2018. URL: https://vk.com/comicsboom?w=wall-19540007_64230Обухова О. От перевода к оригиналу (к вопросу о массовой литературе) // Toronto Slavic Quarterly. 2004. № 10. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/10/ obukhova10.shtml Пещера Альтамира - Сикстинская капелла каменного века [Электронный ресурс]. - URL:https://espanarusa.com/ru/pedia/article/607242Пономарева Е.В., Семьян Т.Ф. Креолизация как форма визуальной коммуникации в современной литературе // Новый филологический вестник. 2017. № 1(40). С. 35-45. Русский комикс : сб.ст./сост.Ю.Александрова иА Барзаха. М.: НЛО,2010. 352 с.Семьян Т.Ф., Юдин Л.А. Поэтика комикса-адаптации «Мастер и Маргарита» Р.Б. Танаева: визуальное vs вербальное // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. Т. 11, №. 4. С. 40-44. Сокольникова Л. Дмитрий Яковлев: «Чтение комиксов задействует сразу два полушария мозга»// Новосибирские новости.25.04.2018. URL: http://nsknews.info/materials/dmitriy-yakovlev-chtenie-komiksov-zadeystvuet-srazu- dva-polushariya-mozga/Статистические показатели по выпуску печатных изданий за 9 месяцев 2018 года. URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.html (дата обращения: Макарова Е. Человек-паук перебрался в «Эксмо-АСТ» // Университетская книга:информационно-аналитический журнал. 17.01.2018. URL:http://www.unkniga.ru/news/7885-chelovek-pauk-perebralsya-v-eksmo-ast.htmlТарачков И., Шехов С., Дворянкин А. Экспертиза темы // Если. 2005. № 1. С. 15. uRl: http://indbooks.in/mirror6.ru/?p=186138Троцук И.В., Карпова А.М. Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.2010.№1. С.96-107. Харитонов Е. Девятое искусство // Если. 2005. № 1. С. 14. URL: http://indbooks.in/mirror6.ru/?p=186135Цыркун Н.А. Супергерои комиксов и обратная сторона титанизма // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С.191-199.Чемоданова К. Комиксы Marvel подорожали для россиян. Издателя поглотил книжный гигант // 360 tv. 30.05.2018. URL: https://360tv.ru/news/tekst/ expen- sive-marvel/ Эко У. Миф о Супермене // Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. С. Серебряного. СПб. : Symposium, 2007. С. 71-81.Tsyrkun N. Film comics in Russia and their genesis // Studies in russian and soviet cinema. 2013. Vol. 7, is. 3. Р. 295-310. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=21906432
1. История комиксов: от истоков к золотому веку [Электронный ресурс]. - URL: https://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksov
2. История появления и развития комиксов [Электронный ресурс]. - URL: https://disima.ru/
3. Кистяковский В. Деньги и комиксы. 2018. URL: https://yandex.ru/promo/ money/morethanmoney#comics
4. Козлов Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф. Вол¬гоград : ВФ МУПК, 2002. 219 с.
5. Комикс в России: трансмедийный нарратив Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М, 1996. 624 с.
6. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального об-щества. М. : Изд-во ЛКИ, 2011. 352 с.
7. МакКлауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. М. : Белое яблоко, 2016. 216 с.
8. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство. Прекрасный путеводитель по миру комикса [Электронный ресурс]. - URL: fПe:///C:/Users/User/Desktop/диплом% 205%20курс/SMakKlaud-Ponimanie_komixa_nevidimoe_iskusstvo.pdf
9. МакКлауд Скотт: Суть комикса/ Шевченко В.: Белое Яблоко, 2016 г. - 216 с.
10. Мельничук О.А., Мельничук Т.А. Стратегии художественного дискурса // Во¬просы когнитивной лингвистики. 2013. № 1 (034). С. 125-135. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-hudozhestvennogo-diskursa
11. Новости издательства «Комильфо» // Официальная группа ресурса comicsboom.net, посвященная комиксам и околокомиксной тематике. 2018. URL: https://vk.com/comicsboom?w=wall-19540007_64230
12. Обухова О. От перевода к оригиналу (к вопросу о массовой литературе) // Toronto Slavic Quarterly. 2004. № 10. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/10/ obukhova10.shtml
13. Пещера Альтамира - Сикстинская капелла каменного века [Электронный ресурс]. - URL:https://espanarusa.com/ru/pedia/article/607242
14. Пономарева Е.В., Семьян Т.Ф. Креолизация как форма визуальной комму¬никации в современной литературе // Новый филологический вестник. 2017. № 1(40). С. 35-45.
15. Русский комикс : сб. ст. / сост. Ю. Александрова и А Барзаха. М. : НЛО, 2010. 352 с.
16. Семьян Т.Ф., Юдин Л.А. Поэтика комикса-адаптации «Мастер и Маргари¬та» Р.Б. Танаева: визуальное vs вербальное // Вестник Южно-Уральского госу¬дарственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. Т. 11, №. 4. С. 40-44.
17. Сокольникова Л. Дмитрий Яковлев: «Чтение комиксов задействует сразу два полушария мозга» // Новосибирские новости. 25.04.2018. URL: http://nsknews.info/materials/dmitriy-yakovlev-chtenie-komiksov-zadeystvuet-srazu- dva-polushariya-mozga/
18. Статистические показатели по выпуску печатных изданий за 9 месяцев 2018 года. URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.html (дата обращения: Макарова Е. Человек-паук перебрался в «Эксмо-АСТ» // Университетская книга: информационно-аналитический журнал. 17.01.2018. URL: http://www.unkniga.ru/news/7885-chelovek-pauk-perebralsya-v-eksmo-ast.html
19. Тарачков И., Шехов С., Дворянкин А. Экспертиза темы // Если. 2005. № 1. С. 15. uRl: http://indbooks.in/mirror6.ru/?p=186138
20. Троцук И.В., Карпова А.М. Поп-культура как фактор социализации: воз¬можности эмпирического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2010. № 1. С. 96-107.
21. Харитонов Е. Девятое искусство // Если. 2005. № 1. С. 14. URL: http://indbooks.in/mirror6.ru/?p=186135
22. Цыркун Н.А. Супергерои комиксов и обратная сторона титанизма // Вест¬ник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 191-199.
23. Чемоданова К. Комиксы Marvel подорожали для россиян. Издателя погло¬тил книжный гигант // 360 tv. 30.05.2018. URL: https://360tv.ru/news/tekst/ expen- sive-marvel/
24. Эко У. Миф о Супермене // Роль читателя. Исследования по семиотике тек¬ста / пер. С. Серебряного. СПб. : Symposium, 2007. С. 71-81.
25. Tsyrkun N. Film comics in Russia and their genesis // Studies in russian and so¬viet cinema. 2013. Vol. 7, is. 3. Р. 295-310. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=21906432
Вопрос-ответ:
Какие есть эпохи развития комикса?
Историческое развитие комикса можно разделить на несколько эпох: родоначальники современных комиксов, золотой век, бронзовый век и новый век.
Какие периоды в истории комикса называются "золотым" и "бронзовым" веками?
Золотой век комикса пришелся на 1930-1950 годы, когда были созданы такие известные персонажи, как Супермен и Человек-паук. Бронзовым веком комикса называется период с 1970-х по 1980-е годы, когда появились новые жанры и более взрослая аудитория.
Что из себя представляет комикс как вид массовой культуры?
Комикс является жанром массовой культуры, который широко распространен и популярен. Он сочетает в себе текст, изображения и графическое оформление, что делает его доступным и привлекательным для различных возрастных и социальных групп.
Какой статус имеет комикс в России?
Комикс в России имеет сложный статус и недостаточно признан как самостоятельное искусство. Однако существует активная комикс-сцена, развиваются издательские проекты и проводятся фестивали и выставки, посвященные комиксам.
Какие издательства публикуют комиксы в России?
В России массовая издательская практика основана на публикации комиксов по известным западным лицензиям. Среди издательств, публикующих комиксы, можно назвать "Азбуку-комикс", "Comics Factory", "Bubble" и другие.
Какое историческое развитие прошли комиксы?
Комиксы прошли длительное историческое развитие, начиная с их появления в ранних годы XX века и до современности. Периоды, различающиеся стилем и содержанием, можно условно разделить на ранние годы, Золотой век, Бронзовый век и Новый век.
Кто считается родоначальниками современных комиксов?
Среди родоначальников современных комиксов можно выделить таких авторов, как Родольф Топффер, Чарльз Скендерег, Чик Янг и Рюйи Ямагучи. Именно они внесли значительный вклад в развитие комиксов и создали основу для последующих творцов.
Каковы особенности комиксов в Золотой век?
В Золотой век комиксов (1930-1950 гг.) происходил всплеск популярности этого искусства. Создавались персонажи, ставшие классикой комиксов, такие как Супермен, Бэтмен и Капитан Америка. В этот период также развивалась техника использования цвета и рассказа в комиксах.
Как комиксы стали видом массовой культуры?
Комиксы стали видом массовой культуры благодаря своей популярности и широкому распространению. Они стали средством массовой коммуникации, проникли в различные сферы жизни, от заборов и магазинов до кино и телевидения. Важную роль в этом сыграли международные издатели, работающие по лицензии.
Как популярны комиксы в России?
Комиксы в России имеют свою аудиторию и пользуются определенной популярностью. Хотя они не являются самым распространенным и признанным искусством, их издания все же можно найти на полках книжных магазинов. Комиксы на русском языке создаются местными авторами и также переводятся с западных языков.