Характерные черты и принципы формирования современного российского федерализма и их конституционное закрепление

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Право
  • 12 12 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.05.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Данное положение выступает одним из главных принципов конституционного устройства. Также добавлены детализирующие положения.
В частности, ст. 74 Конституции России гарантируется, что на территории России недопустимо утверждение таможенных пошлин, границ, сборов и каких-то других препятствий для свободного перемещения финансовых средств, услуг и товаров.
Согласно ст. 75 Конституции России денежной единицей России считается рубль, эмиссия которого реализуется только Центральным банком России. Эмиссия и введение иных денег в России недопустимо.
Следовательно, утверждение правовых основ единого рынка; кредитное, валютное, финансовое, таможенное регламентирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики отнесены к исключительным предметам ведения центра, Федерации (ст. 71 Конституции России). Правовые акты субъектов России, противоречащие данным положениям о единстве экономического пространства, должны признаваться не конституционными.
Финансовая система выступает краеугольным камнем каждого федеративного государства и материальным критерием обеспечения существования и автономии федерации (союза) и его составных частей, территориальных единиц. Спецификой финансовой системы в федерации выступает важнейший вопрос федерализма. Финансовая система выступает гарантией конституционного разделение материальных полномочий, поскольку данное разделение полномочий в действительности со временем прекратит свое существование, если союз, либо его территориальные составные части не будут распоряжаться финансовыми средствами, которые им необходимы для осуществления стоящих перед ними задач.
Потому финансовая система демонстрирует всю значимость сбалансированной государственной федеративной системы.
Спецификой действующей Конституции России выступает отсутствие в ней финансовой системы, фискальной конституции.
Данный факт тут лишь оговаривается без разъяснения причин данного отсутствия. Конституция России не указывает на все виды налогов, федеральные налоги, налоги субъектов России или местные налоги.
Подводя итоги, отметим следующее. Федеративное государство - форма государственного строя, в которой составляющие государства (субъекты Федерации) имеют самостоятельность и полномочия в пределах разграничения предметов ведения между собственно Федерацией и субъектами. Россия – это симметричная, конституционно-организованная, централизованная федерация, которая сформирована согласно национально-территориальному и территориальному принципам.
Таким образом, проблема федерализма в части разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, несмотря на кажущуюся юридическую и фактическую определенность в этих отношениях, сохраняет свою актуальность.
С удовлетворением хочется отметить, что существующие проблемы российского государства, связанные с его федеративным устройством, не имеют национальной или националистической окраски.
Можно считать, что гарантированные международным и российским законодательством права на национальную самобытность, пользование национальным языком и другие связанные с этим права народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе малых народов, в значительной мере реализованы фактически. Что, конечно, не исключает возможность дальнейшего совершенствования соответствующих норм права. Однако помимо своего глобального характера, связанного с сохранением Российской Федерации как федеративного государства, проблемы федерализма имеют и другие стороны своего проявления. В частности, это проблемы обеспечения единства законодательства и законности на всей территории Российской Федерации, проблемы фактического обеспечения предусмотренного Конституцией РФ единства государственной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. туд. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2018.
Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2017. № 1. С. 12-22.
Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2018. № 4. С. 13-19.
Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2019. № 4. С. 117-125.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.

Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2018. № 4. С. 13.
Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2017. № 1. С. 19.
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2018. С. 203.
Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2019. № 4. С. 119












3

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
2. Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. туд. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
3. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2018.
4. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2017. № 1. С. 12-22.
5. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2018. № 4. С. 13-19.
6. Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2019. № 4. С. 117-125.

Вопрос-ответ:

Какие принципы конституционного устройства формируют современный российский федерализм?

Современный российский федерализм формируется на основе таких принципов, как принцип равенства и равноправия субъектов Российской Федерации, принцип нераздельного суверенитета и национального государственного суверенитета, принципы единства и целостности Российской Федерации, а также принципы разделения властей и субсидиарности.

Какие детализирующие положения относятся к принципам формирования современного российского федерализма?

К детализирующим положениям относится статья 74 Конституции России, которая гарантирует, что на территории России недопустимо утверждение таможенных пошлин, границ, сборов и препятствий для свободного перемещения финансовых средств, услуг и товаров. Также статья 75 Конституции устанавливает, что международные договоры России, регулирующие вопросы, относящиеся к совместной деятельности субъектов Российской Федерации, могут усложнять условия осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации только на основании соглашения с соответствующим органом государственной власти Российской Федерации.

Что гарантирует статья 74 Конституции России в отношении свободы перемещения финансовых средств, услуг и товаров на территории России?

Статья 74 Конституции России гарантирует, что на территории России недопустимо утверждение таможенных пошлин, границ, сборов и препятствий для свободного перемещения финансовых средств, услуг и товаров.

Какие принципы федерализма гарантируются Конституцией Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации гарантирует принципы равенства и равноправия субъектов Российской Федерации, принцип нераздельного суверенитета и национального государственного суверенитета, принципы единства и целостности Российской Федерации, а также принципы разделения властей и субсидиарности.

Какие принципы формирования современного российского федерализма закреплены в Конституции?

В Конституции России закреплены такие принципы формирования современного российского федерализма как недопустимость утверждения таможенных пошлин, границ, сборов и других препятствий для свободного перемещения финансовых средств, услуг и товаров по территории России. Также важным принципом является гарантия равных прав и свобод граждан независимо от места их проживания.

Какие черты характеризуют современный российский федерализм?

Современный российский федерализм характеризуется такими чертами как субъектность субъектов Российской Федерации, дифференциация полномочий между федеральным и региональным уровнями, соблюдение равенства прав и свобод граждан независимо от места их проживания. Важным аспектом является также защита прав малочисленных народов и сохранение их культурного и языкового наследия.

Какие детализирующие положения о федерализме содержатся в статьях 74 и 75 Конституции России?

Статья 74 Конституции России содержит положение о том, что на территории России недопустимо утверждение таможенных пошлин, границ, сборов и других препятствий для свободного перемещения финансовых средств, услуг и товаров. Согласно статье 75 Конституции России, гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от места их проживания, а также защита прав малочисленных народов и сохранение их культурного и языкового наследия.

Какие принципы конституционного устройства относятся к формированию современного российского федерализма?

К принципам конституционного устройства, относящимся к формированию современного российского федерализма, относятся гарантия равных прав и свобод граждан независимо от места их проживания, субъектность субъектов Российской Федерации, дифференциация полномочий между федеральным и региональным уровнями. Также важным принципом является защита прав малочисленных народов и сохранение их культурного и языкового наследия.

Каковы характерные черты современного российского федерализма?

Характерными чертами современного российского федерализма являются: организация системы власти на основе разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; обеспечение равенства и самоуправления субъектов РФ; принципы единства и неделимости государства; защита прав и свобод граждан во всех регионах России; гарантия территориальной целостности страны; сотрудничество и координация действий между федеральным центром и субъектами РФ.

Какие принципы формирования современного российского федерализма закреплены в Конституции России?

В Конституции России закреплены следующие принципы формирования современного российского федерализма: принцип социально-экономической и территориальной целостности государства; принцип равенства субъектов Российской Федерации перед федеральным законодательством; принцип неделимости юридического пространства России; принцип самоуправления, автономии и гарантий прав и свобод граждан в субъектах РФ.

Какие детализирующие положения о федерализме содержатся в статье 74 Конституции России?

Статья 74 Конституции России содержит детализирующие положения о федерализме, в частности, гарантируется, что на территории России недопустимо утверждение таможенных пошлин, границ, сборов и других препятствий для свободного перемещения финансовых средств, услуг и товаров. Таким образом, это подтверждает принцип единого экономического пространства и отсутствия неравенства в экономической сфере между субъектами РФ.

Какие принципы формирования современного российского федерализма закреплены в статье 75 Конституции России?

В статье 75 Конституции России закреплены принципы формирования современного российского федерализма. Согласно этой статье, гарантируется равенство всех субъектов Российской Федерации перед федеральным законодательством и государственным управлением, а также обеспечивается их самоуправление. Это значит, что все субъекты РФ имеют одинаковые права и обязанности перед федеральным центром.