Проект внутренней инновации, реализуемой конкретной организацией, в сфере образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление проектами
  • 28 28 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 18.06.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………..………………5
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация………………………………………...………….……5
1.2. Роль инноваций в развитии школы……………….………….…12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………..............….….16
2.1 Особенности управления инновационными процессами………………………………………………………...….16
2.2 Критериии оценки управления инновационными процессами………………………………………………...............….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...….28
Фрагмент для ознакомления

Первая причина заключается в том, что инновации обычно не подлежат необходимой профессиональной экспертизе и апробации. Вторая причина заключается в том, что внедрение образовательных инноваций не было подготовлено заранее ни организационно, ни технически, ни тем более лично, психологически.Четкое понимание содержания и параметров образовательных инноваций и знание методологии их применения позволяют отдельным учителям и директорам школ объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Спешка с внедрением инноваций несколько раз заставляла школу забывать или отменять рекомендованное выше новшество через некоторое (короткое) время или приказом или приказом.Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определенной морально-психологической среды в сочетании со сложными организационными, методическими, психологическими мерами, внедрением инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методологической неподготовленности учителей, в их слабом осознании сущности педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в учительской среде снижает «сопротивление» учителей инновациям и помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда действительно влияет на отношение учителей к образовательным инновациям.Глава 2. Практическая часть2.1 Особенности управления инновационными процессамиУправление процессами, происходящими в образовательных учреждениях, является одним из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Это положение приобретает особое значение в управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.Система управления школой – директор, его заместители, руководители структурных подразделений – эффективна только тогда, когда принципы и законы управления полностью поняты каждым из них и стали частью их профессиональной идентичности. Уровень профессиональной культуры руководителей школы во многом определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.Профессиональный, то есть культурный менеджер целенаправленно и настойчиво формирует профессиональную культуру художников, выступающих в качестве субъектов инноваций, рассматривая такие усилия как предпосылку для обогащения человеческого ресурса за счет инноваций.Целью исследования было изучение мнений руководителей и преподавателей учебных заведений о том, как управлять инновационными процессами.Цели исследования:1. Определите характеристики модели управления инновациями;2. Определение особенностей управления на различных этапах инновационного проекта;3. Определение форм и методов управления инновационными процессами;4. Оцените состояние и уровень управленческой деятельности в области инноваций;3. Определите степень удовлетворенности респондентов качеством управления инновационным процессом.Объектами исследования являются руководители и преподаватели учебных заведений, являющиеся носителями изучаемой проблемы.Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №73», где проводятся инновационные образовательные мероприятия.Количество выборок составило 58 человек.В исследовании есть несколько общих этапов:Этап I – подготовительный (на этом этапе были определены проблема, задачи, объект, тема, гипотеза и выбор методов исследования).Фаза II исследования (были собраны фактические данные).Этап III – обработка данных исследований (был проведен количественный и качественный анализ данных исследований).Этап IV – была проведена интерпретация полученных данных и сформулирован вывод.Метод исследования – анкетный.Чтобы определить характеристики модели управления инновациями в МБОУ «Гимназия №73», необходимо определить следующее:- критерии оценки управления инновационными процессами;- подготовка учителей;- ваше творчество и инновационная инициатива.- этап инновационной деятельности.2.2 Критерии оценки управления инновационными процессамиПо мнению администрации ОУ, к ним относятся: уровень эффективности внедрения инновационного процесса, новизна, актуальность, качество знаний, навыков и умений учащихся, эффективность, принятие инноваций всеми участниками образовательного процесса, целесообразность, своевременность.Требует ли работа в условиях инновационной педагогической деятельности от преподавателя специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Прошли ли вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» были получены следующие ответы (в %):Варианты ответов Гимназия № 73Проходили проверку89Не проходили проверку 11Как видно из информационных данных, большинство учителей прошли специальную подготовку для работы в инновационной среде.Педагогические инновации – один из самых сложных видов творчества, основанный на самосозидании и индивидуальности учителей и учащихся. В то же время важно, кто инициирует создание базовой платформы для внедрения педагогических инноваций.Из ответов администрации и учителей следует, что (в %):Варианты ответов Гимназия № 73Инициатива происходила снизу (от педколлектива)25Затруднились ответить10Согласно полученным данным, 2/3 учителей говорят об инициативе сверху и только ¼ - об инициативе снизу.В какой степени преподаватели проявляют личную инициативу по внедрению и внедрению инновационных мероприятий на своем факультете?Со слов учителей видно, что (в %):Варианты ответов Гимназия № 3Проявляют, но лишь частично, т.к. творческие инициативы ограничивает руководство ОУ14Не проявляют, потому что не поддерживают проводимые инновации2Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учителей (84%) в полной мере проявляют личную инициативу в инновационной педагогической деятельности. Есть также учителя, которые не проявляют инициативы из-за того, что не поддерживают инновации, проводимые в общеобразовательном учреждении.Как инновационная деятельность влияет на мотивацию учителей к повышению своего профессионального мастерства?По словам учителей, они стремятся к:Гимназия № 73 – самопознание (31%), самообразование (27%), освоение новых форм работы (22%), изучение новых подходов и технологий (18%), затруднились ответить (2%).Используются ли какие-либо стимулы для поддержки инициативы учителей?По словам учителей, это:Гимназия № 73 – моральный и материальный (86%), 14 не ответили%;По словам администрации, используются:Гимназия №3 – моральная и материальная, повышение квалификационной категории при аттестации.На вопрос «Что определяет ваш подход к инновационной педагогической деятельности?» учителя ответили следующим образом:Гимназия № 3 – нормативная база (41%), инструкции и методические разработки (28%), приказы (9%), учебные планы (20%), не ответили (2%).Разброс мнений учителей по этому вопросу очевиден. Примечательно, что 2% респондентов уклонились от ответа.Можно только констатировать, что инновационный менеджмент невозможен без нормативных документов, и все преподаватели должны быть с ними знакомы.Для определения особенностей управления инновационным процессом необходимо было определить, на каком этапе осуществляется инновационная педагогическая деятельность в образовательных учреждениях (в %):ЭтапГимназия №73РуководителиУчителяРазработки034Внедрения028Функционирования10038Ответы указывают на разногласия респондентов по этому вопросу. Поэтому довольно сложно охарактеризовать особенности и свойства модели управления инновационным процессом.Работа в условиях инновационной педагогической деятельности предполагает изменения в содержании образования, в организационной структуре, в режиме функционирования, в системе управления образовательными учреждениями, в технологиях обучения, воспитания и развития учащихся, в подготовке, переподготовке и подборе педагогических кадров, поэтому необходимо было рассмотрим формы и методы работы при управлении инновационными процессами.Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, по вашему мнению, изменения в процессе реализации инновационной деятельности в различных аспектах педагогической деятельности?». Полученные ответы указывают, какие аспекты, по мнению менеджеров, изменились (в %):Аспекты педагогической деятельностиГимназия №3Содержание образования100Организационная структура учреждения или структурных подразделений, принимающих участие в инновационной деятельности1000Режим функционирования учреждения0100Система управления1000Технологии обучения, воспитания и развития1000Подготовка, переподготовка и комплектование педагогических кадров1000Судя по данным, представленным в таблице, изменения произошли практически во всех аспектах педагогической деятельности.Инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава направлена на перестройку содержания образования, его форм и методов.Почти все участники опроса указывают, что формы и методы работы изменились в ходе инноваций, но около 5% респондентов не смогли ответить на этот вопрос.Менеджеры в процессе управления анализируют инновационную деятельность, используя различные методы:Гимназия № 3 – тестирование, анкетирование, перекрестный анализ, посещение уроков, самоанализ деятельности учителей, проведение открытых уроков, мониторинг.Нельзя не отметить недостаточную оснащенность инновационного процесса учебными и материальными ресурсами, на что указали 10% преподавателей.Какую помощь оказывает учителям администрация образовательных учреждений, видно из их ответов (в %):ПомощьГимназия № 73Недостаточная25Не оказывается2Полученные данные показывают, что большинство учителей говорят о всесторонней помощи со стороны менеджеров в контексте инноваций.На вопрос администрации отдела: «С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе управления?» Были получены следующие ответы:Гимназия № 73 – недостаточные средства для стимулирования педагогических инноваций, стереотипное мышление отдельных учителей, отсутствие мотивации к инновациям, недостаточная подготовка некоторых учителей.По мнению администрации учебного заведения, эти причины снижают эффективность управления инновациями.Какова была оценка управленческой инновационной деятельности в образовательных учреждениях? По мнению учителей (в %):Варианты ответовГимназия №73Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и другими требованиями75В управлении допускаются недочеты и ошибки14Положительных результатов пока нет3Затруднились ответить8Полученные данные показывают, что большая часть учителей говорят об успешности управления инновационными процессами. Тем не менее 2% учителей указывают, что не видят положительных результатов.Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность администрация ОУ (в %):Варианты ответов Гимназия № 73Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и др. требованиями50В управлении допускаются недочеты и ошибки50Положительных результатов пока нет0Затруднились ответить0Из данных таблицы видно, что мнение администрации по этому вопросу разделилось и часть опрошенных признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки.Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью видно из таблицы 16 (в %):Варианты ответов Гимназия № 73Удовлетворены47Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены33Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены14Не удовлетворены6Согласно данным, 80 процентов учителей более или менее довольны управленческой деятельностью в средней школе.Актуальность исследования в образовательных учреждениях заключается в том, что полученные результаты позволяют установить состояние инновационной активности по косвенным признакам и причину, не позволяющую им более эффективно управлять инновационным процессом. Среди этих причин мы можем выделить следующие:* Нестабильность прямой и обратной связи в системе команды менеджера;* Отсутствие стандартизированных требований к инновациям и управлению на всех уровнях системы образования.В то же время нельзя упускать из виду, что изменения, которые происходят под влиянием инноваций в педагогической деятельности в следующих областях, хотя и незначительны:* Как качество и содержание подготовки учителей;* В развитии творческой инициативы учителей;* В выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;* Растет стремление учителей и руководителей школ к самопознанию и самосовершенствованию, необходимым для осуществления инновационной педагогической деятельности.ЗаключениеОсновываясь на приведенном выше материале, можно с уверенностью сказать, что проблемы, которые ставит перед нами жизнь в сфере образования, решаются с помощью различных образовательных инноваций.В статье всесторонне рассматривается проблема инноваций в образовании, раскрывается значение образовательных инноваций, дается их классификация, выявляются различия между инновациями и реформами, инновациями и инновациями, определяются параметры оценки инновационных идей, которые являются основополагающими для образования. Этот:Соответствие каждой предложенной частной новой идее общей идее развития школы.Эффективность инноваций.Творческая новизна (инновационный потенциал) идей.Методическая разработка идеи.Возможности для потенциальных участников разработки инноваций.Баланс интересов учителей.Возможная устойчивость к инновациям.Время, необходимое для освоения.Финансовые затраты на разработку новой идеи и ее материально-техническое обеспечение.Организационные условия.Нормативная безопасность.Привлекательность идеи.Новизна идей.Анализ отечественного опыта позволил проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением и определить стратегию его совершенствования.Изучение мнений руководителей и преподавателей учебных заведений об управлении инновационным процессом позволило нам установить состояние инновационной активности по косвенным признакам и причинам, которые не позволяют нам более эффективно управлять инновационным процессом.В то же время были отмечены незначительные изменения, но они происходят под влиянием инноваций в педагогической деятельности.Таким образом, исследовательские задачи были решены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что чем больше образовательных инноваций будет использоваться в нашей стране, тем больше студентов будут развиваться, а руководители и преподаватели будут знакомы с инновационными процессами.В процессе изучения и понимания его результатов возникли новые проблемы, в том числе дальнейшее теоретико-методическое изучение инновационных процессов в образовании, а также компонентов системы управления инновационным учебным заведением.Список литературы1. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9.2. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185. 3. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.4. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с. 5. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.6. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017.7. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.8. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.9. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .10. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. – 2002. – № 8 (299). – с.7.11. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. – 2002. – №5. – с.94.12. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.13. Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. – 2006. – № 3. – с.93.14. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1. –с.16.15. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с.4.16.Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 4. – с.53.17. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с.55.

Список литературы
1. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9.
2. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
3. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
4. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с.
5. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.
6. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017.
7. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
8. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.
9. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .
10. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. – 2002. – № 8 (299). – с.7.
11. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. – 2002. – №5. – с.94.
12. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.
13. Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. – 2006. – № 3. – с.93.
14. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1. –с.16.
15. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с.4.
16.Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 4. – с.53.
17. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с.55.




Вопрос-ответ:

Что такое инновации в образовании и как их можно классифицировать?

Инновации в образовании - это новые идеи, методы, подходы и технологии, применяемые для улучшения процесса образования. Инновации в образовании можно классифицировать по различным критериям, например: по сфере применения (технологические, методические, организационные), по уровню изменений (инкрементальные, радикальные), по характеру реализации (внутренние, внешние), по степени широты (местные, региональные, национальные), по степени диффузии (индивидуальные, групповые, массовые).

Какую роль играют инновации в развитии школы?

Инновации играют важную роль в развитии школы. Они позволяют совершенствовать образовательный процесс, улучшать качество обучения, повышать мотивацию учеников и педагогов. Инновации также способствуют развитию творческого мышления, сотрудничеству и самостоятельности учащихся. Кроме того, инновации позволяют школе быть актуальной и адаптироваться к изменяющимся требованиям общества и рынка труда.

Какие особенности управления инновационными процессами в образовании?

Управление инновационными процессами в образовании имеет свои особенности. Во-первых, оно должно быть гибким и адаптивным, чтобы учитывать изменения в образовательной среде и потребности учащихся. Во-вторых, управление инновациями требует активного вовлечения педагогов, учащихся и родителей, чтобы обеспечить широкую поддержку и вовлеченность всех стейкхолдеров. В-третьих, управление инновациями требует системного подхода и постоянного мониторинга результатов, чтобы определить эффективность и успешность внедрения новых идей и методов.

Какие критерии можно использовать для оценки управления инновациями в образовании?

Для оценки управления инновациями в образовании можно использовать различные критерии. Например, можно оценивать эффективность внедрения инноваций, то есть насколько успешно они применяются в практике образования и достигается ли ожидаемый результат. Также можно оценивать степень вовлечения педагогов, учащихся и родителей в процесс инноваций. Другим критерием может быть степень оригинальности и новизны инноваций, их соответствие современным требованиям и потребностям учащихся и образовательной системы в целом.

Какие инновации в образовании можно классифицировать?

Инновации в образовании можно классифицировать по разным признакам. Одним из самых распространенных способов классификации является деление на технологические и педагогические инновации. Технологические инновации связаны с применением новых технологий и программного обеспечения в учебном процессе, таких как использование интерактивных досок, компьютерных программ и онлайн курсов. Педагогические инновации направлены на изменение методов и подходов к образованию, включая новые методики преподавания, учебные программы и организацию учебного процесса.

Какова роль инноваций в развитии школы?

Инновации играют важную роль в развитии школы. Они позволяют предлагать новые и эффективные методы обучения и воспитания учеников. Инновации включают в себя применение современных технологий в учебном процессе, создание новых экспериментальных программ и проектов, а также обновление учебных планов и программ. Внедрение инноваций позволяет школе быть актуальной и готовой к изменениям в образовательной среде, а также повышает качество образования, стимулирует развитие педагогов и поднимает престиж школы среди общественности.

Какие особенности управления инновационными процессами в сфере образования?

Управление инновационными процессами в сфере образования имеет свои особенности. Во-первых, это связано с необходимостью объединения различных структурных подразделений школы, таких как администрация, учителя, педагогические работники и родители. Кроме того, управление инновационными процессами требует установления четкой системы оценки эффективности инноваций и проведения мониторинга результатов их внедрения. Ответственность за управление инновационными процессами обычно лежит на плечах у руководителя школы, который должен обладать определенными знаниями и навыками в этой области.

Какие бывают классификации инноваций в образовании?

В образовании выделяют несколько типов классификаций инноваций. Например, по сфере применения: методические, организационные, технологические. Или по степени интеграции: малые, большие, фундаментальные. Еще одна классификация основана на форме внедрения: новшества, реформы, прогрессивные изменения.

Какую роль играют инновации в развитии школы?

Инновации играют важную роль в развитии школы. Они позволяют совершенствовать образовательный процесс, внедрять новые методики и технологии, создавать условия для активного и интересного обучения. Инновационные процессы способствуют повышению эффективности работы школы, повышению качества образования и развитию творческого потенциала учащихся.

Какие особенности управления инновационными процессами в сфере образования?

Управление инновационными процессами в сфере образования имеет свои особенности. Например, необходимо учитывать специфику образовательной среды и особенности работы педагогического коллектива. Важно создать условия для активного вовлечения всех участников образовательного процесса в инновационные инициативы, установить эффективную систему мониторинга и оценки инноваций. Также важно заинтересовать и поддержать руководство организации в реализации инновационных проектов.