иллюстрации и визуальное оформление в детской книге

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 35 35 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 02.07.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Оформление детской книги: современные тенденции в российском книгоиздании 8
1.1. Особенности детского восприятия книг 8
1.2. Разработка художественной концепции детской книги 13
Глава 2. Этапы подготовки визуального оформления 22
2.1. Подготовка книжных иллюстраций 22
2.2. Верстка всех элементов литературного произведения 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 33



Фрагмент для ознакомления

С переходом от первой к четвертой группе возраста аудитории, для которой производится издание, уменьшается размер кегля и полей, увеличивается размер строки. Требования к размеру полей, а также к кеглю и оформлению текстов для первой и второй группы представлены в таблицах 1-2 в приложении.Помимо визуального оформления текста для детского издания есть также особенности, посвященные языку и стилю изложения произведения. При написании текста, как и при оформлении, важно учитывать возрастные особенности ребенка, а также жанровые особенности, ведь от этого во многом зависит процент восприятия изложенного.Приступать к верстке стоит, продумав ее вид, концепцию и все основные элементы. Чаще всего этой работой занимается человек, погруженный во все этапы подготовки книги к печати – верстальщик. Для него иллюстратор создает примерный макет получившегося изделия, чтобы последний смог сориентироваться в доводке всех частей книги. Версткой может заняться и сам иллюстратор, если у него есть навыки дизайнера. В таком случае ему необходимо соблюсти несколько правил:удобочитаемости;стилистической грамотности;представить логическую завершенность всех элементов книги.Верстка книги представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным (единство технических правил и композиции), гигиеническим(принцип удобочитаемости, при котором чтение не наносит вред людям с проблемами со зрением) и стилевым требованиям (эстетическая составляющая науки дизайна). В современном мире верстку осуществляют при помощи специальных программ, таких как продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign),QuarkXPress,Corel VenturaPublisher,TeX. И разрабатывая концепцию иллюстрирования книги, и выполняя ее верстку, дизайнеру необходимо быть знакомым с текстом. Благодаря этому он наиболее грамотно сможет подобрать шрифт, цвет и характер размещения текста и картинки на макете, который является основой верстки.Макет предполагает наличие повторяющихся элементов: расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей, - одинаковых во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки книги. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.Верстальщик должен помнить о том, что иллюстрации и текст должны быть расположены таким образом, чтобы облегчать восприятие книги ребенком, не допускать несоответствия каких-либо глав или страниц общей стилистике книги. В грамотно сверстанном издании размеры полосы набора, например, идеально сочетаются с размерами отступов и полей, а шрифт не противоречит иллюстрации. Готовое, созданное по всем композиционным и эстетическим правилам издание не только доносит мысль авторов до адресата, но и становится удовольствием, обеспечиваемым легкостью и удобством восприятия.При создании книги для детей подготовке иллюстраций и верстке стоит уделять особое внимание. Следить за тем, чтобы концепция издания была заранее продумана, чтобы иллюстрации были подготовлены с учетом возрастных особенностей адресата и отвечали принципам достоверности, целостности иллюстративного ряда и эстетичности. Для детей младшего детского возраста и подростков стоит подготавливать разную литературу по принципу и идеям, по визуальным особенностям.Верстка должна быть выполнена в соответствии со всеми государственными и отраслевыми стандартами и принципами верстки, такими как: удобочитаемость, стилистическая грамотность и логическая завершенность всех элементов книги. Готовое издание должно отвечать композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям. Все перечисленное обеспечит легкость потребления информации из текста и иллюстраций. Заключение Рынок детской литературы удивляет мир своим разнообразием и многогранностью. Начиная от обучающих букварей и заканчивая художественными романами, книжные магазины продолжают увеличивать ассортимент своей продукции ежегодно. Данная литература особенно важна для изучения и анализа, ведь она предназначена для подрастающего поколения. Она может воспитать в читателе патриота своей страны, искателя приключений, душу компании или даже покорителя миров. Сфера книгопечатания для детей и подростков регулируется государственными и отраслевыми стандартами. Они выдвигают требования к размеру полей, строк, кегля, использованию определенных гарнитур, что направлено на улучшения восприятия содержимого ребенком и уменьшение на него давления количеством текста. Это связано с особенностями детского мышления, которое претерпевает изменения в разном возрасте, в процессе перехода ребенка из одной возрастной группы в другую. С этими же особенностями также связаны исключительное оформление детских книг, содержание и способ изложение, который отличен от «взрослой» литературы. Результат изучения той или иной книги во многом зависит от ее оформления, дизайна. Знакомство детей с книгами, наполненными интересными текстами и качественной книжной графике воспитывает чувство вкуса и эстетики, влияет на развитие творческих способностей в будущем, а иногда и в настоящем, в зависимости от возрастной категории. Потому создавая иллюстрации книг для детей и верстая их стоит уделить особое внимание тому, чтобы концепция издания была заранее продумана, чтобы иллюстрации были подготовлены с учетом возрастных особенностей адресата и отвечали принципам достоверности, целостности иллюстративного ряда и эстетичности. Для детей младшего и детского возраста и подростков стоит подготавливать разную литературу по принципу и идеям, по визуальным особенностям.Потому верстка изданий детской литературы должна проходить в соответствии со всеми государственными и отраслевыми стандартами и принципами удобочитаемости, стилистической грамотности и логической завершенности всех элементов книги. Готовое издание должно отвечать композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям. Все перечисленное сделает чтение книги и просмотр иллюстраций легким и приятным процессом для ребенка.Детская иллюстрированная литература не прекращает динамично развиваться, пробуя новые форматы и методы подачи готового продукта потребителю. Развивается и мастерство иллюстраторов, которые стремятся разнообразить стили, в которые они работают.В дальнейшем мы видим продолжение этой работы в исследовании творчества определенного издательства детской литературы и его методов с работы с иллюстраторами и верстальщиками. Список использованной литературыСтандартыГОСТ Р 7.0.16-2014. Издательско-полиграфическое оформление текстового блока. – М.: Стандартинформ, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200108465. – Дата обращения: 23.01.2022 ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pechataem.ru/klientam/gostyi/ost-29.127-96.izdaniya-knizhnyie-dlya-detej.html. – Дата обращения: 23.01.2022 Статьи из неперодических изданийИдеи В.Г. Белинского о специфике детской литературы. -- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/56714-nauchnaya-statyya-idei-vg-belinskogo-o-specifike-detskoy-literatury – Дата обращения: 24.01.2022 Особенности оформления литературы для детей.-- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://club-detstvo.ru/raznoe/oformlenie-detskoj-knigi/#i-2 – Дата обращения: 24.01.2022Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. - 992 с.Аверин В.Н. Психология детей и подростков. - С-Пб., 1998. - 379 с.Авторефераты диссертаций, диссертации и иные научные исследованияРыжкина, Л.В. Иллюстрация в книге для детей: реферат / Л.В. Рыжкина. – Самара: СГСПУ, 2015. – 25 с. Алуева М.А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения. Журнал Историческая и социально-образовательная мысль №2. 2010. С. 64 Яковличева А. Ф. Значение текста и рисунка, их взаимоотношений для понимания ребенком дошкольного возраста детской книги: дисс. канд. пед. наук 13.00.00 / А.Ф. Яковличева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/20277.php. – Дата обращения: 22.01.2022 Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет.— М.: ТЦ Сфера, 2008.ИсточникиБурьянов В.Ф. Прогулка с детьми по С.-Петербургу и его окрестностям. Сочинение Виктора Бурьянова. Часть I. / В.Ф. Бурьянов. – СПб.: в типографии главного управления путей сообщения и публичных зданий. – 377 с.Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике. / Н.А. Курочкина -- СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 185 с.Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 334 с.Антонова С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания. Редакторские аспекты / С.Г. Антонова // Книга: исслед. И материалы. – 2001. – Сб. 79. – С. 94-107.Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие: монография/ Р. Арнхейм ; сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. – М.: Прогресс, 1974. - 392 с.: ил.Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов.М.:Техносфера, 2005г. – 416с.,16 с.цв. вклейки,ил.Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х – 1-ая половина XIXв.:Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. Ин-тов и унов. По спец. №2113 «Библиотековедение и библиогр.» – М.: Просвещение, 1990 г. – 303с.Электронные ресурсыКотова, И.О. О некоторых особенностях восприятия иллюстрации младшими школьниками. / И.О. Котова. -- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ – Дата обращения: 25.01.2022 Отраслевой доклад. Книжный рынок России. – М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/images/2021/docs/otr-doklad-kn-rynok-rossii-1.pdf. – Дата обращения: 23.01.2022 Работа редактора над языком и стилем детской литературы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://students-library.com/library/read/41331-rabota-redaktora-nad-azykom-i-stilem-detskoj-literatury. Дата обращения: 24.01.2022 Чуковский, К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-do-pyati/. – Дата обращения: 23.01.2022 Цвет и его особенности [Электронный ресурс] // Православный образовательный портал «Слово». – М., 2009. – Режим доступа: old.portal-slovo.ru – Дата обращения: 23.01.2022 Позднякова О.В. Использование художественных ресурсов изобразительного искусства в иллюстрировании детской книги[Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-hudozhestvennyh-resursov-izobrazitelnogo-iskusstva-v-illyustrirovanii-detskoy-knigi Дата обращения: 15.05.2022.Позднякова О. В. Дизайн современной детской книги как искусство [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2013. №2 (118). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-sovremennoy-detskoy-knigi-kak-iskusstvo Дата обращения: 15.05.2022.Пашкова О.В., Ковалева В.В. Верстка книг [Электронный ресурс] // Вестник МГУП. 2012. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/verstka-knig Дата обращения: 15.05.2022.Верстка книг – начнем с азов. Статья издательства Элитная продукция. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dpk-press.ru/verstka-knigi-nachnem-s-azov/ Дата обращения: 15.05.2022.Вялитова А.В. Особенности редакторской подготовки издания для дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник МГУП. 2012. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-redaktorskoy-podgotovki-izdaniya-dlya-doshkolnikov Дата обращения: 15.05.2022.ПриложенияПриложение 1Иллюстрации М. Александрова к книге «Мы так похожи».Приложение 2Серия фотографий В. Клавихо-Телепнева для «Приключений Алисы в Стране Чудес»Приложение 3Иллюстрация книги «Зачем?» заслуженного художника России Н. Попова.Приложение 4Иллюстрация Б. Лакомба к книге «Алиса в Стране Чудес»Приложение 5Иллюстрация к книге «Стёпка-Растрёпка» середины XIXвека.

1. ГОСТ Р 7.0.16-2014. Издательско-полиграфическое оформление текстового блока. – М.: Стандартинформ, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200108465. – Дата обращения: 23.01.2022
2. ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pechataem.ru/klientam/gostyi/ost-29.127-96.izdaniya-knizhnyie-dlya-detej.html. – Дата обращения: 23.01.2022
Статьи из неперодических изданий
3. Идеи В.Г. Белинского о специфике детской литературы. -- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/56714-nauchnaya-statyya-idei-vg-belinskogo-o-specifike-detskoy-literatury – Дата обращения: 24.01.2022
4. Особенности оформления литературы для детей. -- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://club-detstvo.ru/raznoe/oformlenie-detskoj-knigi/#i-2 – Дата обращения: 24.01.2022
5. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. - 992 с.
6. Аверин В.Н. Психология детей и подростков. - С-Пб., 1998. - 379 с.
Авторефераты диссертаций, диссертации и иные научные исследования
7. Рыжкина, Л.В. Иллюстрация в книге для детей: реферат / Л.В. Рыжкина. – Самара: СГСПУ, 2015. – 25 с.
8. Алуева М.А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения. Журнал Историческая и социально-образовательная мысль №2. 2010. С. 64
9. Яковличева А. Ф. Значение текста и рисунка, их взаимоотношений для понимания ребенком дошкольного возраста детской книги: дисс. канд. пед. наук 13.00.00 / А.Ф. Яковличева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/20277.php. – Дата обращения: 22.01.2022
10. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет.— М.: ТЦ Сфера, 2008.
Источники
11. Бурьянов В.Ф. Прогулка с детьми по С.-Петербургу и его окрестностям. Сочинение Виктора Бурьянова. Часть I. / В.Ф. Бурьянов. – СПб.: в типографии главного управления путей сообщения и публичных зданий. – 377 с.
12. Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике. / Н.А. Курочкина -- СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 185 с.
13. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 334 с.
14. Антонова С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания. Редакторские аспекты / С.Г. Антонова // Книга: исслед. И материалы. – 2001. – Сб. 79. – С. 94-107.
Электронные ресурсы
15. Котова, И.О. О некоторых особенностях восприятия иллюстрации младшими школьниками. / И.О. Котова. -- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ – Дата обращения: 25.01.2022
16. Отраслевой доклад. Книжный рынок России. – М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/images/2021/docs/otr-doklad-kn-rynok-rossii-1.pdf. – Дата обращения: 23.01.2022
17. Работа редактора над языком и стилем детской литературы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://students-library.com/library/read/41331-rabota-redaktora-nad-azykom-i-stilem-detskoj-literatury. Дата обращения: 24.01.2022
18. Чуковский, К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-do-pyati/. – Дата обращения: 23.01.2022
19. Цвет и его особенности [Электронный ресурс] // Православный образовательный портал «Слово». – М., 2009. – Режим доступа: old.portal-slovo.ru – Дата обращения: 23.01.2022
20. Позднякова О.В. Использование художественных ресурсов изобразительного искусства в иллюстрировании детской книги [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-hudozhestvennyh-resursov-izobrazitelnogo-iskusstva-v-illyustrirovanii-detskoy-knigi Дата обращения: 15.05.2022.
21. Позднякова О. В. Дизайн современной детской книги как искусство [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2013. №2 (118). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-sovremennoy-detskoy-knigi-kak-iskusstvo Дата обращения: 15.05.2022.
22. Пашкова О.В., Ковалева В.В. Верстка книг [Электронный ресурс] // Вестник МГУП. 2012. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/verstka-knig Дата обращения: 15.05.2022.
23. Верстка книг – начнем с азов. Статья издательства Элитная продукция. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dpk-press.ru/verstka-knigi-nachnem-s-azov/ Дата обращения: 15.05.2022.
24. Вялитова А.В. Особенности редакторской подготовки издания для дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник МГУП. 2012. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-redaktorskoy-podgotovki-izdaniya-dlya-doshkolnikov Дата обращения: 15.05.2022.