типичные двигательные нарушения у детей с отклонениями в развитии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 06.10.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные причины отклонений в развитии у детей и их виды.
ГЛАВА 2. Двигательные нарушения, характерные для детей
с отклонениями в развитии.
2.1. Двигательные нарушения у детей с отставанием в интеллектуальном развитии
2.2. Двигательные нарушения у детей с патологией зрения
2.3. Нарушения двигательной сферы у детей с нарушениями слуха.
2.4. Двигательные нарушения у детей с детским церебральным параличом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Подобные нарушения двигательной сферы у детей с нарушениями слуха в дальнейшем затрудняют овладение практически всеми видами деятельности. В частности, нарушения мелкой моторики кисти, согласованности движений отдельных частей тела во времени и пространстве, переключаемости движений характеризует нарушения не только координации, но и отставание в развитии жизненно важных физических способностей (скоростно-силовых, силовых, выносливости и др.) (Шапкова Л.В., 2003).
Выявленные проблемы в двигательной сфере у детей с нарушениями слуха носят, как правило, взаимосвязанный характер, поскольку они обусловлены общими причинами: наличием слухового дефекта, который влечет за собой нарушение речевой функции. Это, в свою очередь, уменьшает объем информации, поступающей к ребенку и усугубляется состоянием функциональной активности вестибулярного и двигательного анализаторов.
2.4. Двигательные нарушения у детей с детским церебральным параличом
В зависимости от формы детского церебрального паралича (ДЦП) у детей могут выявляться многочисленные двигательные нарушения. Так, одной из особенностей, характеризующих ДЦП, является нарушение моторики рук, причем это касается как мелкой моторики, так и движения конечностей в целом. Специалисты указывают, что многие дети, страдающие ДЦП, как бы «забывают» пользоваться своими конечностями, игнорируют пораженную руку даже в случае частичного сохранения движений в ней. Кроме того, нарушения двигательного анализатора при ДЦП приводят к неправильной установке конечностей и формированию контрактур суставов. Нарушения некоторых корковых функций обуславливают развитие атаксии и дисметрии, что проявляется в виде неточности движений рук. Особенно отчетливо нарушения движений проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует формированию и фиксированию в памяти схемы движений. Следует подчеркнуть, что двигательные расстройства с возрастом усиливаются (Дубровский Д.И., 2002).
Нарушения движений при ДЦП отчасти обусловлены расстройством высших кинестетических функций, (т.е. мышечно-суставного чувства), которые в значительной степени определяют как тонус мышц, так и развитие произвольных движений (Семенова К.А., Махмудова Н.М., 1979).
Весьма своеобразные нарушения двигательной функции отмечаются при гиперкинетической форме ДЦП. Они в основном представлены такими гиперкинезами, как атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония, хореиформные движения. Вследствие наличия гиперкинезов произвольные движения становятся дискоординированными, скачкообразными, размашистыми. Чрезмерная подвижность может быть причиной подвывихов суставов. Такие жизненно важные локомоторные функции, как стояние и ходьба формируются очень поздно и только в случаях, когда ноги поражены в меньшей степени, чем другие части тела, а контроль движений головы и реакции равновесия достаточно развиты.
Таким образом, для каждого вида нарушений развития имеются характерные расстройства двигательной сферы. Степень их тяжести зачастую коррелирует со степенью тяжести основного дефекта. Следует подчеркнуть, что в значительной степени выявляемые двигательные нарушения обратимы (полностью, либо частично), поэтому становится очевидным значение разработки программ реабилитации с помощью средств и методов адаптивной физкультуры для данного контингента детей.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние здоровья детского населения России в настоящее время вызывает обоснованную тревогу у большинства специалистов. Повсеместно количество здоровых детей снижается, зато возрастает удельный вес пациентов с отклонениями в развитии. Эти отклонения весьма многообразны, но, как правило, в их основе лежит поражение нервной системы, либо анализаторов. Вызывающие эти отклонения повреждающие факторы составляют весьма гетерогенную группу, включающую как проблемы, возникающие во время внутриутробного развития, так и в постнатальном периоде. Следует отметить, что один и тот же фактор в зависимости от срока воздействия может вызвать различные отклонения в развитии ребенка.
Практически все отклонен я в развитии сопровождаются формированием нарушения двигательной сферы ребенка. Эти двигательные нарушения обусловлены спецификой основной патологии, поскольку в основе своей имеют те же этиопатогенетические звенья. Двигательные нарушения характеризуются многообразием и варьируют от небольшой задержки становления статических и моторных функций до полной неподвижности ребенка. Разумеется, двигательные расстройства весьма затрудняют как повседневную жизнедеятельность ребенка, так и процессы его обучения и социализации в целом. С другой стороны, при многих вышеописанных нарушениях развития у детей отмечаются сходные двигательные расстройства – нарушение координации, задержка становления основных локомоторных функций, снижение уровня скоростно-силовых способностей и т.д. вероятно это объясняется наличием некоторых универсальных реакций на действие повреждающего фактора со стороны как нервной системы, так и опорно-двигательного аппарата. Отрадным представляется тот факт, что многие из вышеописанных двигательных расстройств поддаются коррекции под воздействием средств и методов адаптивной физической культуры. Комплексы упражнений должны разрабатываться с учетом этиологии выявленных двигательных нарушений, вида и степени тяжести самих расстройств и психо-физических возможностей ребенка. Только в случае максимально индивидуализированного подхода возможно достижение положительного результата.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артюкова О.И. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации) / О.И. Артюкова, Т.В. Теличко. – Самара, 2003. – 48с.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / Серия «Учебники, учебные пособия» / С.Ю. Бородулина – Ростов н/Д, 2004. – С. 168 – 169.
Дубровский В.И. Детские церебральные параличи / В.И. Дубровский // Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп./ под общей ред. В.И. Дубровского. – М., 2002. – с. 425-426.
Завражин С. А. Технологии коррекции вторичных дефектов у умственно отсталых детей с диагнозом имбецильность / С.А. Завражин, Л. К. Фортова // Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005. – С. 207-238.
Пропедевтика детских болезней: учеб. для студентов высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060103.65 «Педиатрия» по дисциплине «Пропедевтика дет. болезней с курсом здорового ребенка и общ. уходом за детьми» / под ред. А. С. Калмыковой. — М., 2010. — 920с.
Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП – Ташкент, 1979. – 226 с.
Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М., 2003. – 464 с.
Шипицына Л.М. Анатомия физиология и патология органов слуха, речи, зрения: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Л.М. Шипицына. – М., 2008. – 285 с.








17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артюкова О.И. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации) / О.И. Артюкова, Т.В. Теличко. – Самара, 2003. – 48с.
2.Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / Серия «Учебники, учебные пособия» / С.Ю. Бородулина – Ростов н/Д, 2004. – С. 168 – 169.
3.Дубровский В.И. Детские церебральные параличи / В.И. Дубровский // Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп./ под общей ред. В.И. Дубровского. – М., 2002. – с. 425-426.
4.Завражин С. А. Технологии коррекции вторичных дефектов у умственно отсталых детей с диагнозом имбецильность / С.А. Завражин, Л. К. Фортова // Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005. – С. 207-238.
5.Пропедевтика детских болезней: учеб. для студентов высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060103.65 «Педиатрия» по дисциплине «Пропедевтика дет. болезней с курсом здорового ребенка и общ. уходом за детьми» / под ред. А. С. Калмыковой. — М., 2010. — 920с.
6.Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП – Ташкент, 1979. – 226 с.
7.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М., 2003. – 464 с.
8.Шипицына Л.М. Анатомия физиология и патология органов слуха, речи, зрения: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Л.М. Шипицына. – М., 2008. – 285 с.

Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии

ЛЕКЦИЯ: ЛИЧНОСТНЫЕ особенности ДЕТЕЙ И подростков С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения структуры, генезиса и функционирования. Именно поэтому данная категория в психологии выглядит так противоречиво и неоднозначно. Существует много теорий личности, по-разному трактующих сущность этого явления. С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегуляции. Более широко личность можно трактовать как особое качество, присущее исключительно человеку. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений с другими людьми. Таким образом, это понятие приобретает конкретный смысл только в системе этих отношений, воплощаемых через социальные роли.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность как система и сверхчувственное качество, указывая на тот факт, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условия и предпосылки формирования личности человека, не предопределяя всецело ее сущности.

сказанное означает, что личность-это способ существования человека в обществе в качестве представителя определенной группы. Главная цель, в цель личности заключается в саморегуляции социального поведения человека относительно других индивидуумов. В связи с этим представляется вполне оправданным мнение некоторых исследователей, имея в виду в качестве единицы анализа личности эту категорию, как поступок, понимаемый как сознательное действие нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим людям и к самому себе. Именно поступок раскрывает сущность личности, ее позиции, мотивы и способы поведения, которые выполняют определенные цель жизни человека.

Личность-это человек, свободно и ответственно определяющий свое место среди остальных членов общества. По словам М. М. Бахтина, субъект поступания, то есть свободного социального действия. Таким образом, личность представляет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и единственный из возможных способов личностного развития. Только включенность в социальные отношения позволяет человеку приобрести это качество. Вне этого процесса, даже при достаточно сохранных предпосылок биологических, формирование личности принципиально невозможно.