Обучение работе с информацией (таблица) на уроках математики в 4 классе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 18.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы обучения работе с информацией в начальной школе 5
1.1. Понятие модели 5
1.2 Содержание раздела «Работа с информацией» 10
Глава 2. Возможности организации обучения работе с таблицами на уроках математики в 4 классе 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
У Данилова Артёма оценка «4» по музыке, остальные оценки на 1 балл ниже оценки Грачёвой Лизы по литературному чтениюПример 2. Ответы на вопросы по таблице.Учащимся предлагают работу с таблицей нормативов ГТО. При этом они отвечают на следующие вопросы:Девочка пробежала 60 м за 10,3 с. Какому результату это соответствует?Мальчик подтянулся 4 раза. Какому результату это соответствует?Девочка пробежала 1 км за 6 мин 55 с, а мальчик на 2 минуты быстрее. Каким результатам это соответствует?Использование таблиц при решении задач на движениеПример 1. Работа с таблицей при решении задач на встречное движениеИз пункта А в пункт Б навстречу друг другу выехали два автомобилиста. Они ехали с одинаковой скоростью и встретились через 2 ч. Какое расстояние между пунктами А и Б, если каждый автомобилист ехал с скоростью 70 км/ч? Заполните таблицу самостоятельно:VtSПример 2. Работа с таблицей при решении задач на движение в разных направлениях:Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 ч? Составьте схематичную таблицу к данной задаче:VtSV1V2Далее в качестве примера рассмотрим возможности использования нескольких вариантов работы с таблицами на разных этапах урока:3.Использование таблиц на уроке на тему «Повторение знаний о геометрических фигурах»Цель: закрепление знаний об основных геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); закрепление знаний количественного и порядкового счёта.ЗадачиОбучающие: углубить знания детей о свойствах основных геометрических фигур, выполнять с ними математические операции.Развивающая: развивать умение решать логические задачи, умение выражать свои рассуждения вслух; развивать воображение и наблюдательность.Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения.Оборудование: «ковёр самолёт», заплатки для ковра в виде геометрических фигур, мягкие игрушки в виде персонажей мультфильма «Барбоскины», мяч, кукла, утюг, планшет, настольная игра, карточки.В рамках организации данного урока три задания (2,3,4) выполняются с использованием таблиц. При этом работа с таблицами осуществляется по-разному.Задание 2. «Общее слово»Педагог: - Ребята, перед вами таблица, в которой большая дружная семья Барбоскиных. Давайте назовём каждого члена семьи и посчитаем, сколько их всего?(после того как дети выполняют это задание):- А теперь назовите всё, что представлено в графах таблицы одним общим словом.Таблица1. Общее словоА. Объедини перечисленных героев мультфильма «Барбоскины» общим словомРоза ЛизаДружокГенка МалышОбщее словоЗадание 3. «Путешествие на ковре-самолёте»- Ребята, давайте отправим щенков в волшебное путешествие на ковре-самолёте. (достаёт «ковёр-самолёт», в котором есть множество разрезов в виде геометрических фигур). На столе находятся «заплатки» для данного ковра.- Дети, нам нужно починить наш ковёр-самолёт. Я покажу, как это делать. Сейчас каждый из Вас должен взять в руки одну из фигур, назвать её и приложить к тому месту на ковре, куда это необходимо.- Скажите, ребята, какой формы были детали ковра-самолёта? Посмотрите на таблицу Б. в ней перечислено несколько названий. Вам необходимо найти для них общее слово, а также заполнить недостающие колонки.Б. Объедини перечисленные геометрические фигуры общим словом. Заполни пустые колонкиКругОвалТрапецияромбквадратОбщее слово4 задание(работа с таблицей): «обед»- Ребята, наши собачки будут кушать овощи, фрукты, горячие блюда, а также пить разные напитки. У нас есть стол. Вам нужно заполнить следующую таблицу:1. в верхнем правом углу разместить овощи2. В нижнем правом углу разместить фрукты3. В нижнем правом углу разместить горячие блюда4. в нижнем левом углу разместить напитки- Очень хорошо! А теперь собачки будут сыты!Таким образом, в рамках данного урока постепенно работа с таблицами усложняется. Итак, в рамках данного исследования показаны возможности обучения работе школьников 4 класса с таблицами, поэтому цель его полностью достигнута.ЗаключениеПроведённый анализ источников научной литературы показал, что модель представляет собой систему элементов, воспроизводящих определенные аспекты, связи, функции предмета исследования. Данное понятие содержит четыре признака: 1) модель представляет собой мысленно представленную или материально реализованную систему; 2) модель отражает объект исследования; 3) модель способна заменить объект; 4) изучение модели дает новую информацию об объекте.Под моделированием понимается обобщенная интеллектуальная способность детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде образов на образы, знаки, лексемы и эквиваленты. Моделирование как метод обучения имеет мобильную структуру, которая меняется в зависимости от сферы применения этого метода, от цели его применения.В работе с учащимися начальных классов работа с информацией имеет существенное значение. Данный вид деятельности направлен на развитие универсальных учебных действий. При этом работа с информацией может осуществляться с использованием разнообразных технологий: работы с таблицами, схемами, графиками, рисунками, составление коллажа, макета, постера и т.п.В ходе исследования были определены возможности работы с таблицами при выполнении учащимися различных типов заданий. Так, при выполнении заданий на процессы и при решении задач на движение были предложены различные варианты работы с таблицей:Ответы на вопросы с использованием готовой таблицыЗаполнение таблиц в рамках выполнения заданияСамостоятельное построение таблиц на основе известных данных. Также в рамках данного исследования разработан конспект урока математики для учащихся 4 класса «Геометрические» фигуры, фрагменты которого содержат возможности работы с таблицей. В соответствии с содержанием конспекта работа проводится в нетрадиционной форме. Учащиеся проводят работу с таблицами от простого к сложному. На этапе актуализации знаний происходит анализ содержания простых таблиц. В ходе изучения нового материала учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу. На этапе закрепления знаний учащиеся сами строят таблицу.Таким образом, разработанные задания с использованиемтаблиц отвечают необходимым требованиям ФГОС, могут быть использованы в практической работе учителя, начальных классов, поэтому цель данной работы полностью достигнута.Список использованных источниковФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказы и письма Министерства образования науки РФ: офиц. текс. - М.: Сфера, 2018 - 80 сВенгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9. – 196 с.ГригорьевС. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы : учебник / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. – М., 2005. – 231 с.Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2015. – 122 сДегтерева Г.Д. Моделирование как средство формирования универсальных учебных действий / Г.Д. Дегтерева // Начальная школа: Первое сентября. - 2017. - № 7-8. - С. 40 - 42.Елисеева Е. А. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе // Информационные технологии в образовании: Материалы IX Всероссийс. научно-прак. конф. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2017. – С. 192-195.Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: книга для учителя. – М.: Directmedia, 2015. - 230 с.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т / А.В. Запорожец. - М., 1986. – 614с.Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Жарова Татьяна Владимировна. - М., 2006. - 27 с.КиселеваО.И. Метод наглядного моделирования при работе над сказкой /О.И. Киселева // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 52 – 59КлимаковаЮ.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / Юлия Владимировна Климакова. – М., 2000. – 198 сКонтроль и оценка результатов обучения в начальной школе : методические рекомендации / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. – СПб. : Каро, 2016. – 125 с.КоробейниковИ.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. -№ 3. - С. 3 - 9. КраевскийВ. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2008. – 256 сЛеоноваМ.А. Особенности овладения конструированием детьми с задержкой психического развития / М.А. Леонова // Наука третьего тысячелетия: сб. материалов международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] – Нефтекамск: Мир науки, 2020. – С.732 - 739.ЛеоноваМ.А. Особенности обучения моделированию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на занятиях техническим творчеством [Электронный ресурс] / М.А. Леонова // Слово учителю. – 2018. – Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1752-osobennostiobucheniya-modelirovaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymivozmozhnostyami-zdorovya-na-zanyatiyakh-tekhnicheskim-tvorchestvom.Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1 / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.МалофеевН.Н. Комбинированная образовательная организация: от эксперимента к широкой практике / Н.Н Малофеев., Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 1. - C. 13 - 19.Медникова Л.С. Особенности развития пространственно-временной организации изобразительной и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.С. Медникова // Дефектология. - 2004.- №4. - С.47 – 54.Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство - Пресс, 2002. – 94 с.Особенности работы с разделом «Работа с данными» в программах начальной школы по математике А.С. Бондаренко: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-160439.html.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование: кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Л.А. Парамонова; Центр "Дошк. детство" им. А.В. Запорожца. - М.: Карапуз, 1999. - 239 с.Попова Е.А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на процессы // Начальная школа. 2009. № 10. С. 42-45.Примерная программа по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: МГУ, 1988. – 288 с. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак/ Е.Е. Сапогова. – Тула: Приок.кн. из-во, 1993. – 264 с. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т., т. 1 / Г.К. Селевко. – М., 2006. – 816 с.Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы /Н.Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - №. – С.66 – 75.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман // Серия «Педагогика и психология». - М.: Знание, 1984. – № 6. – 80 с.ШтоффВ.А. Понятие модели в современной науке / В.А. Штоф // Некоторые вопросы диалектического материализма. - Л., 1962. – 196 с
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказы и письма Министерства образования науки РФ: офиц. текс. - М.: Сфера, 2018 - 80 с
2. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9. – 196 с.
3. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы : учебник / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. – М., 2005. – 231 с.
4. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2015. – 122 с
5. Дегтерева Г.Д. Моделирование как средство формирования универсальных учебных действий / Г.Д. Дегтерева // Начальная школа: Первое сентября. - 2017. - № 7-8. - С. 40 - 42.
6. Елисеева Е. А. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе // Информационные технологии в образовании: Материалы IX Всероссийс. научно-прак. конф. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2017. – С. 192-195.
7. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: книга для учителя. – М.: Directmedia, 2015. - 230 с.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т / А.В. Запорожец. - М., 1986. – 614с.
9. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Жарова Татьяна Владимировна. - М., 2006. - 27 с.
10. Киселева О.И. Метод наглядного моделирования при работе над сказкой /О.И. Киселева // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 52 – 59
11. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / Юлия Владимировна Климакова. – М., 2000. – 198 с
12. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : методические рекомендации / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. – СПб. : Каро, 2016. – 125 с.
13. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. -№ 3. - С. 3 - 9.
14. Краевский В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2008. – 256 с
15. Леонова М.А. Особенности овладения конструированием детьми с задержкой психического развития / М.А. Леонова // Наука третьего тысячелетия: сб. материалов международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] – Нефтекамск: Мир науки, 2020. – С.732 - 739.
16. Леонова М.А. Особенности обучения моделированию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на занятиях техническим творчеством [Электронный ресурс] / М.А. Леонова // Слово учителю. – 2018. – Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1752-osobennostiobucheniya-modelirovaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymivozmozhnostyami-zdorovya-na-zanyatiyakh-tekhnicheskim-tvorchestvom.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1 / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
18. Малофеев Н.Н. Комбинированная образовательная организация: от эксперимента к широкой практике / Н.Н Малофеев., Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 1. - C. 13 - 19.
19. Медникова Л.С. Особенности развития пространственно-временной организации изобразительной и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.С. Медникова // Дефектология. - 2004.- №4. - С.47 – 54.
20. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство - Пресс, 2002. – 94 с.
21. Особенности работы с разделом «Работа с данными» в программах начальной школы по математике А.С. Бондаренко: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-160439.html.
22. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование: кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Л.А. Парамонова; Центр "Дошк. детство" им. А.В. Запорожца. - М.: Карапуз, 1999. - 239 с.
23. Попова Е.А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на процессы // Начальная школа. 2009. № 10. С. 42-45.
24. Примерная программа по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru.
25. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
26. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: МГУ, 1988. – 288 с.
27. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак/ Е.Е. Сапогова. – Тула: Приок.кн. из-во, 1993. – 264 с.
28. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т., т. 1 / Г.К. Селевко. – М., 2006. – 816 с.
29. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы /Н.Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - №. – С.66 – 75.
30. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман // Серия «Педагогика и психология». - М.: Знание, 1984. – № 6. – 80 с.
31. Штофф В.А. Понятие модели в современной науке / В.А. Штоф // Некоторые вопросы диалектического материализма. - Л., 1962. – 196
Вопрос-ответ:
Что такое модель?
Модель - это упрощенное представление или образ, используемый для анализа или изучения чего-либо. В контексте работы с информацией, модель может быть представлена в виде таблицы, графика или диаграммы.
Какую оценку получил Данилов Артем по музыке?
Данилов Артем получил оценку 4 по музыке.
Какую оценку получили остальные предметы у Данилова Артема?
Остальные оценки у Данилова Артема были на 1 балл ниже оценок Грачевой Лизы по литературному чтению.
Какая тема освещается в статье "Обучение работе с информацией таблица на уроках математики в 4 классе"?
В статье рассматривается обучение работе с информацией, конкретно таблицами, на уроках математики в 4 классе.
Что такое модель в контексте обучения работе с информацией?
В данном контексте модель - это способ представления информации в виде таблицы, который помогает ученикам организовать и анализировать данные.
Какие возможности организации обучения работе с таблицами на уроках математики в 4 классе рассматриваются в статье?
Статья описывает различные методы и подходы к обучению работы с таблицами, включая использование готовых моделей, создание собственных таблиц, анализ данных в таблицах и решение задач на их основе.
Какие результаты авторы статьи получили относительно обучения работе с информацией таблицей в 4 классе?
Из результатов исследования авторов статьи следует, что обучение работе с таблицами помогает ученикам улучшить свои навыки работы с информацией, организации данных, анализа и решения задач.
Какую оценку по музыке получил Данилов Артем?
Данилов Артем получил оценку 4 по музыке.
Какой предмет используется для обучения работе с информацией в начальной школе?
Для обучения работе с информацией в начальной школе используется предмет математика.